Введение
Основным способом общения людей является речь. После того, как маленький человек начинает говорить, с каждым днём его словарный запас увеличивается, становится сложнее. Учеными доказано, что эффективный метод обучения в детском возрасте – это игра. Так и язык, и речь можно осваивать с помощью разных игровых приёмов – не только читая книги, но и разгадывая загадки, головоломки. Ребенок прекрасно запомнит то, что будет ему интересно, с удовольствием поиграет с родителями. В игры можно внести элемент учебы, чтобы у ребенка развивались познавательные навыки, и он был готов воспринимать в дальнейшем школьную программу, радовался тому, что может решить какую-то задачу, получить положительный результат. Такие простые успехи делают ребенка увереннее в себе.
Актуальность
В нашей работе мы предлагаем использовать приёмы решения и составления ребусов для повышения интереса и уровня изучения таких предметов, как литературное чтение и русский язык. Для нас это актуально, так как мы учимся в школе с математическим уклоном, и многим ребятам проще запоминать новые слова, решая задачки и головоломки. С помощью ребусов может решить сразу несколько задач, которые встают перед современными ребятами в жизни дома и в школе:
тренировка навыков работы со словом — распознавание и выделение первой или последней буквы, понимание отличий звуков и букв, разбивка слов на слоги и другие навыки;
раннее начало знакомства с образовательным процессом. Еще в детском саду педагоги предлагают детям разгадывать головоломки;
развитие логического мышления;
ребусы – неотъемлемая часть олимпиадных заданий и тестов по многим предметам. Умение их решать необходимо для высоких результатов при участии в школьном олимпиадном движении, различных конкурсах и викторинах;
настольные игры, головоломки и ребусы – популярное семейное развлечение, в котором развитое логическое мышление также помогает добиваться успехов и укреплять уверенность в своих силах.
Существует мнение, что такие развлечения, как ребусы интересны, в первую очередь, мальчикам. На своём примере мы решили проверить, так ли это. Мы решили побольше узнать о ребусах сами, а также рассказать о них своим одноклассникам, чтобы помочь им достигать более высоких результатов в учебе и в играх с друзьями.
Цели и задачи исследования
Выбрав тему «ребусы» предметом исследования в своей работе, мы поставили перед собой такие цели:
Определение интереса к ребусам и выявление уровня владения навыками составления и разгадывания ребусов у младших школьников на примере своего класса;
Сравнение интереса к ребусам мальчиков и девочек;
Составление рейтинга популярности разных профессий среди младших школьников на примере Классные именные ребусы профессий»
Для достижения поставленных целей нами были выдвинуты следующие задачи:
- провести письменный опрос по теме «ребусы в моей жизни» среди одноклассников;
- овладеть способами составления и разгадывания ребусов;
- научить одноклассников правильно составлять ребусы;
- предложить одноклассникам практическое задание – составление ребусов свих имён и фамилий, а также будущих профессий;
- оформить результаты в виде презентации и альбома ребусов;
- провести интервью о пользе и интересе ребусов.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования нами были выбраны:
Изучение литературы.
Работа с Интернет-ресурсами.
Составление опросника для одноклассников.
Подготовка и демонстрация презентации о ребусах в классе.
Практическая работа в классе.
Глава 1. Теоретическая часть
1 Что такое ребус. История появления ребусов
Ребус – это загадка, головоломка, созданная при помощи картинок, букв и других символов. Само по себе слово «ребус» означает «вещь», «явление». Оно появилось из латинской фразы «Nonverbissedrebus», что означает «Не словами, а при помощи вещей». В толковом словаре Ожегова приводится следующее значение этого слова: РЕ́БУС – загадка, в которой искомое слово или фраз изображены комбинацией фигур, букв или знаков [1].
Создателями ребусов можно считать первобытных людей, которые часто оставляли сообщения, используя простые рисунки. В Древнем мире египтяне придумали свою систему изображений слов и цифр в виде иероглифов. В древнем Китае также существовали свои «ребусы» – пиктографы. Позднее ребусы использовали для передачи названий городов на греческих и римских монетах (см. Приложение 1, рис. 1).
Ребусы в том виде, в котором они известны сейчас, зародились во Франции в 15 веке – бродячие артисты при помощи шутливых картинок высмеивали недостатки богачей во время уличных представлений (см. Приложение 1, рис. 2).
Знатным особам это категорически не понравилось, поэтому такие выступления были официально запрещены. После этого жители начали придумывать рисованные головоломки, состоящие из букв, цифр и различных изображений, но без запятых и зачеркиваний – прапрадедушки современных ребусов. Эти развлечения были очень популярны у народа и распространились в виде печатного сборника головоломок по Европе. А в Англии в конце 18 века картинки и простые символы использовались даже для издания детской Библии. Это очень понравилось детям и их родителям – так сложная информация воспринималась легко и весело. К середине 19 века ребусы распространились по всему миру. Ими украшали ворота, входные двери и даже вывески на различных заведениях.
В России ребусы впервые напечатали в 1845 году в издании «Иллюстрация», а спустя сорок лет начал издаваться еженедельник «Ребус» (см. Приложение 1, рис. 3).
Журнал получил широкое распространение, ведь за правильные ответы издание предлагало ценные призы.В каждом номере публиковались фамилии отгадавших, и была указана статистика – сколько верных разгадок ребуса было доставлено в редакцию и сколько премий выдано [2]. Начиная с этого момента, триумфальное шествие ребусов по нашей стране было уже не остановить и с годами они стали только популярнее у детей и взрослых.
В настоящее время выходит много изданий с загадками и ребусами, рассчитанные на самый разный возраст. На рисунке представлены лишь некоторые из них (см. Приложение 1, рис. 4).
2 Виды ребусов. Правила игры
Как мы видим, несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке, составляя фразу или предложение. Для того, чтобы лучше разобраться в том, как можно использовать ребусы нужно понимать, какие виды ребусов бывают и по каким правилам их составлять.
Виды ребусов
Существует много разных видов ребусов, в зависимости от того, по каким правилам их решать и какой ответ нужно получить [3].
Ребусы-загадки. Ребусы–загадки это двойные задачи: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то еще нужно разгадать.
Ребусы-шутки. Это шуточная загадка в стихах.
Ребусы-пословицы. Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.
Ребус-рассказ. Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.
Ребус-задача. Это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.
Итак, чаще всего ребусы – это картинки, на которых изображены буквы, цифры, стрелки, запятые и точки, ноты. Они могут быть перевернутыми, находиться друг в друге и разном положении на картинке. Все такие головоломки разделяются по уровню сложности. Но для всех них есть определенные правила, по которым решаются ребусы. Если разобраться, даже самые сложные ребусы поддадутся и станут понятными.
Основные правила расшифровки ребуса
Для того, чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые применяют при их составлении. И нужно помнить, что в ребусе можно применить несколько правил одновременно. Само изображение включает в себя буквы, цифры и картинки, которые надо прочитать и объединить в определенном порядке. Поэтому смотрят не только на то, что нарисовано, но и как это сделано. Если в ребусе есть картинка, подбирают слово, подходящее к ней - здесь надо включить воображение и вспомнить, что иногда это может быть банка, а иногда то, что в ней лежит. Все остальные элементы «читаются» по порядку, слева направо, с учетом определённых правил. Вот основные правила:
Ребус читается слева направо, сверху вниз.
Названия изображённых предметов читаются в именительном падеже.
Несколько одинаковых предметов на одном изображении читаются во множественном числе.
Если предмет на рисунке перевернут, то его название читают справа налево.
Если возле рисунка изображена зачёркнутая цифра, то необходимо исключить из названия предмета букву с таким порядковым номером.
Если возле рисунка изображена "буква вместе со знаком сложения", то необходимо эту букву вставить в название изображенного предмета".
Если буква или рисунок "перечёркнуты", в таком случае используется предлог "не".
Если предметы, цифры или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с добавлением предлога "в" (перед или между названий).
Если предметы, цифры или буквы изображены один на другом, то их названия читаются с добавлением предлога "на", "над" или "под" (перед или между названий).
Запятые слева от слова (или заменяющего его изображения) означают удаление соответствующего числа букв слева
Запятые справа от слова (или заменяющего его изображения) означают удаление соответствующего числа букв справа.
Для того, чтобы убрать или заменить буквы внутри слова их записывают над изображением и перечеркивают.
Для замены буквы также часто используют равенство: «P=К» означает, что вместо буквы «Р» в слове «роза» нужно поставить букву «К».
Для изменения порядка букв в слове над ним ставят цифры, которые определяют новый порядок следования.
Поскольку ребусы являются очень популярным способом тренировки мозга, постоянной придумываются новые правила, корректируются и дополняются те, что были придуманы раньше.
Глава 2. Практическая часть
1 Опрос одноклассников
Перед тем, как начать подробнее знакомиться с правилами расшифровки ребусов, применить их на практике и научить этому умению своих одноклассников, мы долго изучали информацию об истории появления ребусов, их распространённости и популярности в разных странах. Для этого мы посетили районную библиотеку, где изучили литературу по теме, а также использовали интернет-ресурсы (см. Приложение 2, фото 1).
За время этой работы мы узнали много нового, нашли ответы на поставленные вопросы. Наиболее интересную и важную информацию мы включили в презентацию для демонстрации одноклассникам.
После основательной теоретической подготовки мы перешли к решению практических задач исследования. Для того, чтобы проверить, верно ли наше предположение о том, что нашим одноклассникам интересно и полезно заниматься решением ребусов, а также понять, насколько хорошо они знакомы с этим видом головоломок, мы составили опросник для ребят. В него вошли такие вопросы:
Таблица 1. Опросник одноклассников на тему «Ребусы».
п/п |
Вопросы |
Варианты ответов |
||
1. |
Знаешь ли ты, как появились первые ребусы? |
да |
нет |
слышал, но забыл |
2. |
Умеешь ли ты решать ребусы? |
да |
нет |
никогда не пробовал |
3. |
Хочешь ли ты научиться решать ребусы? |
да |
нет |
я уже умею |
4. |
Пригодится ли тебе в школе умение решать ребусы? |
да |
нет |
не знаю |
5. |
Знаешь ли ты, какие бывают ребусы? |
да |
нет |
|
6. |
Решаешь ли ты ребусы с семьей или с друзьями? |
да |
нет |
иногда |
2.2 Анализ результаты опроса одноклассников
Получив заполненные опросники от своих одноклассников, мы подсчитали количество ответов, и результаты получились очень интересными:
Таблица 2. Ответы одноклассников на вопросы об истории и видах ребусов
Вопросы |
Варианты ответов |
|
да |
нет |
|
Знаешь ли ты, как появились первые ребусы? |
8 |
25 |
Знаешь ли ты, какие бывают ребусы? |
8 |
25 |
Таблица 3. Ответы одноклассников на вопросы о практическом применении и интересе к ребусам
Вопросы |
Варианты ответов |
|||||
да |
нет |
я уже умею |
никогда не пробовал |
не знаю |
иногда |
|
Умеешь ли ты решать ребусы? |
18 |
11 |
4 |
|||
Хочешь ли ты научиться решать ребусы? |
14 |
2 |
17 |
|||
Пригодится ли тебе в школе умение решать ребусы? |
24 |
2 |
7 |
|||
Решаешь ли ты ребусы с семьёй или друзьями? |
9 |
5 |
19 |
В опросе приняли участие 33 человека. Ответы учеников класса 2.2, ИТШ – 777 на вопросы, связанные с историей появления ребусов и с их видами показали, что большинство наших одноклассников ничего не знают об этом. При этом, ответы на вопросы о применении ребусов в жизни и в школе, об интересе к ним, показали, что многие из ребят любят и умеют их решать. Но много и тех, кто не умеет и даже никогда не пробовал этого делать и хочет научиться. И большинство уверены, что умение решать ребусы поможет им лучше учиться.
Среди 33 опрошенных человек, 21 мальчик и 12 девочек. Одной из целей нашего проекта было проверить общепринятое мнение, что мальчики больше интересуются головоломками и ребусами, так как обладают более «техническим» складом. Ума. Наш опрос показал, что это не так. Учитывая, что в опросе участвовало 2 раза меньше девочек, чем мальчиков, в таблице результатов видно, что ответы у них аналогичные (Табл. 4).
Таблица 4. Сравнение ответы одноклассников – мальчиков и девочек на вопросы о практическом применении и интересе к ребусам
Вопросы |
Варианты ответов |
|||||
да |
нет |
я уже умею |
никогда не пробовал |
не знаю |
иногда |
|
Знаешь ли ты, как появились первые ребусы? |
5 |
7 |
||||
3 |
18 |
|||||
Знаешь ли ты, какие бывают ребусы? |
4 |
8 |
||||
4 |
17 |
|||||
Умеешь ли ты решать ребусы? |
8 |
2 |
3 |
|||
11 |
9 |
1 |
||||
Хочешь ли ты научиться решать ребусы? |
5 |
- |
7 |
|||
9 |
2 |
10 |
||||
Пригодится ли тебе в школе умение решать ребусы? |
10 |
- |
2 |
|||
14 |
2 |
6 |
||||
Решаешь ли ты ребусы с семьёй или друзьями? |
5 |
2 |
5 |
|||
4 |
3 |
14 |
*розовым цветом выделены ответы девочек, голубым – ответы мальчиков
Заключение
Таким образом, результаты опроса одноклассников подтвердили актуальность и нужность нашего проекта. Ясно, что ребятам, которые активно интересуются, часто решают ребусы, нужно было рассказать об истории их возникновения. Важно знать и какие бывают ребусы и правила их расшифровки, что точно знать, что ты умеешь решать их правильно. Результаты ответов, показывающие, что дома всего пятая часть наших одноклассников решают ребусы с семьёй, тоже говорят о том, что нужно больше рассказывать о них детям, чтобы они привлекали свою семью.
Кроме того, наш проект актуален еще и потому, что результаты опроса одноклассников показали, что большинство школьников хотят научиться решать ребусы и уверены, что это пригодиться им в учебе. Также оригинальным оказался результат сравнения интереса к ребусам у девочек и мальчиков. Хотя часто можно слышать, что мальчики больше увлекаются головоломками и лучше решают их, чем девочки, наше исследование показало, что это не так. Интерес к ребусам в нашем классе одинаково высокий у одноклассников и одноклассниц.
После того, как мы представили перед классом доклад о ребусах, рассказав о самых основных правилах их составления и разгадывания, мы перешли к решению главных задач нашего проекта. Для этого мы раздали нашим одноклассникам на дом небольшую памятку, в которой описали правила составления ребусов и привели примеры ребусов на эти правила. Чтобы проверит, насколько понятно и интересно ребятам было слушать о ребусах мы попросили каждого их них дома составить по два ребуса: 1 – ребус своего имени, 2 – ребус, в котором зашифровано название будущей профессии, которую на данном школьном этапе выбрал для себя ученик. Дело в том, что уже сейчас мы знаем, что всего через 2,5 года нам предстоит профориентация. То есть, с самого начала средней школы мы должны будем выбрать для себя профессиональный путь, который, возможно, и станет основой нашей будущей профессии. Поэтому мы считаем, что очень важно уже сейчас думать о том, кем мы хотим стать в будущем. И нам кажется очень интересным, какие профессии наиболее популярны у наших одноклассников. Кроме того, в нашей школе проходит проект «Инженерные тайны». Для участия в нем наши родители раз в месяц приходят в класс и на открытых уроках рассказывают о своих профессиях. Знания о том, какие профессии сейчас больше всего интересуют детей, помогут сделать уроки в рамках проекта «Инженерные тайны» еще интереснее и полезнее.
Для того, чтобы нашим одноклассникам было проще упражняться в составлении ребусов, и им понравилось это занятие, мы объединили основные правила с примерами готовых ребусов к ним в отдельные памятки (см. Приложение 3). После доклада каждый ученик получил по такой памятке, чтобы по наглядным примерам составить свои ребусы.
Результаты самостоятельной работы одноклассников нас очень обрадовали. Большая часть класса поучаствовала в составлении альбома «Классных именных ребусов профессий». Ребята проявили смекалку, фантазию, показали отличный уровень владения навыками составления ребусов. Мы всем классом отгадывали имена и профессии друг друга. В результате, мы выяснили, что на данном этапе учебы самыми популярными в нашем классе стали профессии дизайнера и программиста. Их выбрали для себя 5 и 4 ученика. Затем идут профессии учителя, врача, строителя, футболиста и машиниста – каждой из них интересуются по 2 ученика. Среди оставшихся профессий есть ученые – астроном и археолог, спортсмены – тренер, вратарь, технические варианты – архитектор, инженер, а также художник, военный и даже шпион. Мы будем продолжать работать над проектом – углублять знания о ребусах и других головоломках, а также следить, как будут меняться выбор профессий учениками нашего класса.
А теперь, давайте познакомимся. В приложении 4 вы увидите ребусы наших одноклассников, из которых состоит наш альбом «Классных именных ребусов профессий».
Список используемых источников и литературы:
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – Москва : Азбуковник, 1997, 1999, 2001, 2003. – 943 с. – ISBN 5-89285-003-Х.
Алексеев Е. Азбука в загадках / (авт.-сост.: Евгений Алексеев). – Санкт-Петербург: Издательско-торговый дом Алексеева, 2012 – 48 с.: ил.
«Тайна ребусов» Польза, виды и правила разгадывания и составления ребусов. URL: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/taina_rebusov_polza_vidy_i_pravila_razgadyvaniia_i_sostavleniia_rebusov (дата обращения:19.11.2024). – Текст: электронный
Приложение 1
Рисунок 1. Ранние «ребусы» в изображениях древних людей.
а) б)
в)
Рисунок 2. Представления уличных комедиантов во Франции, Средние века
Рисунок 3. Печатные издания, в которых публиковались ребусы в России 19-20 вв.
а) б)
в)
Рисунок 4. Современные журналы для детей, в которых печатаются ребусы.
а) б) в)
Приложение 2
Фото 1. Работа с литературой по теме «Ребусы» в районной библиотеке
а)
б)
Приложение 3
Памятка. Некоторые правила для решения и составления ребусов
Ребусы читают слева направо и сверху вниз
Е сли буквы или картинки расположены в буквах, нужно добавить букву «в».
На нашей картинке в букве «о» притаились буквы «рона» и получилась «ворона» «ворона»
Если буквы или картинки располагаются на буквах добавляется «на» или «над» или «под».
На картинках на «со» сидит «с» –на-со-с, под «н» сидит «ос» – под-н-ос. «насос» и «поднос»
Если предмет на рисунке перевернут, то и читать такое слово нужно в обратном направлении - справа налево.
«каток»
Е сли буквы или цифры держатся за руки или стоит знак «+» это говорит о том, что надо добавить букву «и» или «с».
Например: «М» и «Р»
«мир»
Е сли возле картинки стоят запятые надо посмотреть, где они находятся и посчитать их. Когда они стоят перед словом, то отнимаются первые буквы, если после него – то последние, в том количестве, сколько есть запятых.
«Песня»
Д ля того, чтобы убрать или заменить буквы внутри слова их перечеркивают и над ними
записывают те, на которые меняют
«жук»
Д ля замены буквы также часто используют знак равенства: «В = С» означает, что вместо буквы «В» в слове «лев» нужно поставить букву «С».«лес»
Е сли один предмет, цифра или буква изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога "перед" или "за" (перед или между их названий)
«заЯЦ»
К ак решать ребусы-фразы из букв?
И
Если в букве «О» у нас написано «рона», то надо добавит «в» - читаем «ворона»
Буквы «С», «Д» и «Т» дружно взялись за ручки, поэтому между ними добавляется буква «и» - и мы получаем слово слово «сидит»
ногда ребус состоит только из одних букв, которые рисуются в разном виде и положении. К ним относятся те же правила решения. Пример: фраза «Ворона сидит на ветке»
Если в ребусе есть знак дроби «-», то это говорит о том, что в предложение надо добавить «на».
В букве «Е» сидят буквы «ТКЕ», то есть, читаем «в+е+тке» – «ветке».
Приложение 4
«Классные именные ребусы профессий»