"Сказание о Белгородском киселе" в комиксах как способ поднять мотивацию к чтению у подростков

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Сказание о Белгородском киселе" в комиксах как способ поднять мотивацию к чтению у подростков

Ланкин А.Е. 1
1ГБОУ МО "Одинцовский "Десятый лицей"
Белова И.А. 1
1ГБОУ МО "Одинцовский "Десятый лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы. Чтение является одним из важнейших процессов в обучении. Читая книги, люди расширяют кругозор, узнают что-то новое, тренируют память и воображение. Книга – это пища для ума. Это возможность «поговорить с теми, кого нет» по словам знаменитого нейролингвиста и ученой Татьяны Черниговской.

К сожалению, с развитием сферы мультимедиа и виртуальной реальности, все сложнее привлечь к чтению детей и подростков. Более доступный яркий и красочный развлекательный контент блогов, коротких видеороликов и игр выглядит более привлекательным и легким для потребления, чем чтение книг.

Данные различных опросов и исследований наглядно это показывают. Согласно данным исследования Kids&Teens 2023, представленным на международной Московской книжной ярмарке, показано, что 73% российский детей и подростков называют себя читающими. Но при этом 13% признались, что за последние полгода не прочли ни одной книги. 38% прочитали от одной до трех книг, а до шести книг прочитали только 20% респондентов.

Самыми активными читателями оказались дети 6–8 лет (84%). С возрастом процент читающих снижается: среди детей 9–11 лет читают 81%, в 12–13 лет — 72%, в 14–15 — 69%, а в 16–17 лет — 64%. Читающих девочек чуть больше, чем мальчиков: 77% против 70%. Бумажные книги по-прежнему пользуются у детей большей популярностью, чем электронные: их выбирают 80% опрошенных.1

Так же в научном журнале для школьников «Старт в науке» в выпуске № 6 за 2021 год опубликована статья «Отношение современного подросткового поколения к литературе и чтению». В этой статье представлены данные социологического исследования, в котором учащимся одной из школ России предложили ответить на различные вопросы. На вопрос «Считаете ли вы, что в настоящее время книги важны несмотря на то, что всю информацию можно найти в альтернативных источниках?», 88% учащихся этой школы дали положительный ответ и лишь 12% - отрицательный. На вопрос «Чем вы любите заниматься в свободное время?», были получены следующие ответы: общаться с друзьями, гулять – 34%, проводить время в социальных сетях – 20%, смотреть телевизор – 12%, заниматься спортом – 11%,
читать книги лишь – 10%, другое – 13%. На вопрос «Как вы относитесь к чтению книг?», 28% опрошенных ответили «люблю читать», 37% - «иногда читаю, если есть свободное время», 26% - «читаю только для учебы», 9% - «не читаю». На вопрос «В каком виде вы предпочли бы книгу?», были получены следующие ответы: 70% - «в бумажном формате», 18% - «в электронном формате», 8% - «в виде аудиокниги», 4% - «ни в каком»2.

В связи с этим особую актуальность представляет использование инструмента современной популярной культуры – комиксов – в формировании интереса к чтению. Формат ярких иллюстраций и небольшое количество текста не выглядят скучно и отталкивающе для учащихся, а, наоборот, привлекают внимание и поощряют стремление прочитать историю полностью.

Я выбрал «Сказание о Белгородском киселе» для перевода в форму комикса. Это произведение мы проходили по литературе в начале шестого класса. «Сказание» — это часть большого важного памятника древнерусской литературы «Повесть временных лет».

Проблема исследования заключается ввозможности и поддержании интереса к чтению среди подростков. Сможет ли такая форма, как комикс побудить учеников прочитать произведение? Сможет ли он вызвать интерес к такой непростой теме, как древнерусская литература в целом? Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Объектом исследования является способ пробуждения интереса к чтению среди подростков.

Предметом изучения является «Сказание о Белгородском киселе» в форме комикса.

Гипотеза исследования: современная яркая форма комикса способна привлечь внимание подростков и побудить их прочитать литературное произведение.

Цель данной работы – пробудить интерес к чтению с помощью современных литературных форм (комиксов).

Задачи исследования:

  1. Изучить один из главных памятников древнерусской литературы – «Повесть временных лет», раскрыть его ценность;

  2. Проанализировать «Сказание о Белгородском киселе»;

  3. Узнать исторические корни комиксов и их влияние на культуру России.

  4. Нарисовать комикс на основе «Сказания о Белгородском киселе», проанализировать реакцию одноклассников.

Методы и формы исследования:

  1. Теоретический анализ имеющейся литературы по теме исследования;

  2. Создание комикса;

  3. Наблюдение за реакцией одноклассников.

Этапы работы:

  1. Чтение произведения «Повесть временных лет»;

  2. Выделение проблемы, постановка целей и задач;

  3. Изучение теоретического материала по теме исследования;

  4. Создание комикса;

  5. Анализ результатов деятельности, выводы;

  6. Защита проекта с использованием презентации.

Вступление

В шестом классе учебный год по литературе начался с изучения «Сказания о белгородском киселе» - части «Повести временных лет». Это произведение вызвало неподдельный интерес у меня, поэтому я решил углубиться в эту тему и больше узнать об этом произведении.

«Повесть временных лет» – это уникальный памятник древнерусской литературы, по сути – первый учебник истории. Он представляет собой летопись начала XII века, которая описывает происходящие на территории Киевской Руси события от библейских времен и до XII века.

История «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» (известная также как «Первоначальная летопись», «Начальная летопись», «Несторова летопись») представляет собой самую раннюю из сохранившихся в полном объеме русскую летопись. Историки полагают, что она была написана в 1110 годах в Киеве. К сожалению, оригинал летописи не сохранился, но она известна по двум главным спискам – редакциям, а также нескольким другим, с внесенными летописцами изменениями (Лаврентьевский, Радзилловский, Московско-Академический, Ипатьевский, Хлебниковский).

«Летопись» можно композиционно разделить на две части – вводную, в которой нет определенных дат, и анналистическую, в которой события излагаются в форме погодных статей.

В первой части читатель узнает о библейских событиях, появлении славян, описанию заселения Восточно-Европейской равнины, уделяя особое внимание племени полян (на их земле будет стоять Киев). Подробно описывается основание Киева Кием и его братьями, судьба их потомков, расселение восточнославянских племен, их нравах и обычаях, описание пути «из варяг в греки», посещение этой территории апостолом Андреем Первозванным.

Историческая, или анналистическая, часть начинается примерно с 852 года и посвящена истории Руси при правлении династии Рюриковичей. Освещены такие важнейшие события, как призвание варягов, Крещение Руси, борьба с кочевниками, междуусобицах.

«Повесть временных лет» содержит множество христианских мотивов. Это и рассказ о разделении земель между сыновьями Ноя Симом, Хамом и Иафетом, и Вавилонское столпотворение, и путешествие апостола Андрея на киевские горы и в Новгород, и выбор веры князем Владимиром Красно Солнышко.

Такое строение характерно для средневековых, в том числе славянских и византийских, летописей. Они начинаются с обретения племенами своей земли, которую будут оберегать и защищать.

«Повесть» представляет собой ценнейший источник исторических событий и фактов, через которые историки могут проследить формирование идентичности единого народа, его «мы – концепции». Через все произведение красной нитью проходит идея единения, объединения племен и князей, летописцы призывают закончить распри и бросить все силы на борьбу с внешним врагом, чтобы не потерять страну, оставить потомкам сильное христианское единое государство. Эти идеи не потеряли актуальности и в наше время. Знаменитый ученый, Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще. Благодаря нравственному началу, которое заключено в древнерусской литературе, ее значение особенно велико для людей именно сейчас»3.

Литературная ценность «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» — это один из основных примеров древнерусской летописной традиции. Стиль и язык этого произведения наложили узнаваемый отпечаток на всю древнерусскую литературу.

Интерес представляет то, что в «Повести» объединились исторические факты с библейскими сказаниями, народными преданиями и легендами. Часть фактов перечисляется автором как информационная справка, но другой части он дает моральную оценку, побуждает читателей оценить поступки людей и сделать выводы, дает нравственную оценку действиям героев. Поэтому важной чертой «Повести» является дидактичность – летописец дает советы о беспорочной жизни и цитирует религиозные тексты. Его цель – показать идеал высоконравственной, духовной жизни.

Летописная традиция складывалась так, что речь летописца должна была быть простой и понятной, в ее основе, по наблюдениям исследователя А.А. Шайкина, лежали разговорные интонации «с их свободной, не приглаженной последовательностью в передаче мыслей и наблюдений»4. Также интересен тот факт, что повествование строится с преобладанием глагольных форм, так как летописцу необходимо передать события, в основе которых движения, действия, приведшие к определенным событиям.

«Повесть» - замечательный пример богатства и выразительности русского языка, так как в ней можно увидеть множество примеров использования многозначных слов. Например, слово «похорони» используется в значении «спрячь»: «похорони вон в лодьях». «Мыслити», «думати» используются только в контексте несправедливого намерения – военного похода, чем приобретают новый, негативный оттенок значения.

Что касается тропов, то в «Повести» преобладают эпитеты и сравнения, тоже имеющие многозначные оттенки. Присутствуют характерные для былинного слога эпитеты, такие как «добрый» в значении «удалой, хороший», «славный» град, «горькая» смерть, «великий» и другие. Интерес вызывают авторские эпитеты, имеющие возвышенный, книжный оттенок. Самые красочные эпитеты описывают портреты героев: «муж благ, и кроток, и смерен», «ратен, возрастом леп».

Сравнения, используемые в «Повести» также разнообразны и красочны: «явится звезда велика на западе копейным образом», «звезда превелика, личу имуще акы кровавы».

Сочетание разнообразия лексики и средств выразительности делают «Повесть временных лет» уникальным литературным произведением, сочетающим в себе как историческую, так и художественную ценность.

«Сказание о Белгородском киселе»

На уроках литературы мы подробно разбирали часть «Повести временных лет» - «Сказание о Белгородском киселе».

«Сказание о Белгородском киселе» — это реальное событие, которое изначально родилось в устной традиции русского народа, было несколько приукрашено, а потом попало в «Повесть временных лет» благодаря Нестору-летописцу. Поэтому в нем нелегко отделить правду от художественного вымысла. Описанные события относятся к 997 году.

«Сказание» повествует о длительной осаде города Белгорода печенегами. Долгая осада привела к тому, что в городе почти закончилась еда, люди голодали и терпели лишения. Положение их стало настолько отчаянным, что они уже хотели сдаться на милость врагу. Но хитрость и мудрость одного старца спасли город и его жителей. Он велел выкопать два колодца, собрать по дворам немного овса, пшеницы и отрубей и сварить болтушку. Эту кисельную болтушку налили в кадку, которую потом опустили в колодец. Другую кадку с жидким медом опустили в другой колодец. Приглашенные жителями послы печенегов увидели, что жители могут черпать еду прямо из земли, поверили хитрости и передали своему вождю. Вскоре осада города была снята, а жители спасены. Так, подчеркивается, что мудрость и находчивость, а также сплоченность могут помочь выстоять в самой сложной ситуации.

Интересна фигура старца: не случайно именно эта фигура является ключевой. С древних времен на Руси ценился и почитался почтенный возраст, который неразрывно связан с мудростью и знанием. Люди знали, что именно старшее поколение является носителем традиций и обычаев, которые свято чтили на Руси.

У каждого народа есть качества, которыми он гордится и которые воспевает в легендах. В «Сказании» подчеркивается смекалка и взаимовыручка русского народа, его единство; есть указание на то, что если народ будет действовать слаженно, а не каждый сам по себе, то Русь сможет одолеть всех врагов. Ведь, несмотря на общий голод, все дворы смогли найти хоть немного зерна и меда, собрали и принесли драгоценную еду, а не оставили себе. Д.С. Лихачев писал: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе Родины»5.

Белгородцы показаны отважными людьми, способными терпеть лишения ради спасения родных земель. Враги русского народа, печенеги, изображаются глупыми, наивными и бесхитростными, их легко обвести вокруг пальца.

Комикс как древний способ передачи информации.

Комикс – это рисованная история в картинках, где внимание уделяется действиям героев, а не долгим описаниям. Это комбинация иллюстрации и текста, которая имеет свои законы оформления. Так, в основе любого комикса лежит текст и картинки к нему. Он состоит из страниц, в которых содержатся панели – кадры, на которых расположены иллюстрации. Они идут в определенном порядке, составляя повествование. Короткие реплики пишутся в баблах – пузырях или в отдельной колонке.

Комиксы считаются частью американской популярной культуры и прочно связаны с ней. Считается, что в нашу страну они попали в 30е годы XX века. К комиксам всегда относились с недоверием и даже презрением, как к чему-то недостойному, имеющему низкую ценность.

Однако, углубившись в тему комикса, я с удивлением узнал, что дальние «родственники» комиксов давно и успешно процветают в нашей стране.

Житийные иконы можно считать первыми прообразами комиксов. Действительно, если посмотреть внимательно, можно увидеть несомненное сходство. В центре доски обычно помещалось изображение святого, а по краям его обрамляли изображения сцен из его жизни, которые сопровождались подписями. Поскольку в древности подавляющее большинство людей было неграмотным, такие изображения были практические единственным способом проникновения христианского учения в массы. До XIII века такие иконы попадали на Русь из Византии, а после появилась уже самостоятельная русская иконописная традиция, которая продолжила применять этот прием. Расцвет жанра приходится на XVIXVII века, однако сохраняется вплоть до наших дней.

Старинные «комиксы» передавали не только религиозные сюжеты, но и мирские. Так, в XVI веке в России появились гравюры с яркими запоминающимися юмористическими, а иногда и непристойными, сюжетами. Пришли они из Италии и Германии, печатались на досках особого пиления и назывались «лубочными», или просто «лубком». Лубок – это старинный вид графики, содержащий простые рисунки и надписи к ним.

«Лубок», «потешные листы» были ориентированы, в первую очередь, на простой народ, поэтому имели привлекательную визуальную составляющую: яркие краски, сочные цвета, понятные и простые образы. Интересно, что сюжеты русских лубочных картин были гораздо более разнообразными, чем в Европе. Популярностью пользовались не только религиозные и юмористические истории, но также исторические, сказочные и даже политические. Также существовали лубки – азбуки, лубки – травники, лубки – календари.

В XIX веке появляется целое направление – лубочная литература. Ее стали развивать в связи с распространением грамотности. Лубочная литература – это уже полноценные книги, но имеющие простые сюжеты и множество картинок. Также создаются лубочные адаптации классики – Лермонтова, Гоголя, Пушкина, Тургенева.

XX век можно назвать закатом лубочной литературы из-за повышения образованности населения, однако некоторые черты ее можно рассмотреть и в советской карикатуре 1920х годов.

Интересно то, что сейчас, в XXI веке комиксы переживают второе рождение. Сейчас прослеживается тенденция к переводу классической литературы в форму комиксов. И, что интересно, она пользуется популярностью в таком виде.

«Сказание о Белгородском киселе» в комиксах

В наше время ученые отмечают, что современная жизнь ускоряет темп, поэтому среди людей, а особенно подростков, фокус внимания смещается в сторону быстрого просмотра, захвата основной информации, не вдаваясь в детали. Именно поэтому, возможно, комиксы могут пережить вторую волну популярности. Также очевидно, что современные подростки читают крайне мало или вообще не читают, предпочитая проводить время в виртуальной реальности.

Эта тенденция привела меня к мысли постараться объединить популярный вид современного искусства – комиксы и такое важное для понимания истории России произведение, как «Повесть временных лет». В жанре комикса я изобразил «Сказание о Белгородском киселе» - произведение, которое мы проходили в классе и которое вызвало интерес у моих одноклассников. Я думаю, что такая необычная, интересная и динамичная подача «Сказания» вызовет интерес у моих одноклассников и побудит прочитать его тех, кто еще этого не сделал.

Чтобы проверить свою гипотезу, я провел опрос среди своих одноклассников. Я хотел выяснить, нравится ли им читать, нравятся ли им комиксы, повысился бы их интерес к чтению, если книги были бы в формате комикса. Результат был следующим: из 32 опрошенных 71% ответил, что они любят читать, комиксы любят 62% респондентов, 68% положительно оценили свою тягу к чтению литературы в комиксах, 62% отметили, что им было бы интересно читать классическую литературу в форме комикса, и хотя только 42% сообщили, что им нравится «Сказание о Белгородском киселе», древнерусскую литературу в комиксах прочитали бы 72% опрошенных. Таким образом, данный опрос подтверждает гипотезу о том, что яркая, живая и привлекательная форма комикса способна разбудить интерес к чтению у современных подростков.

Заключение

В ходе выполнения исследовательской работы я познакомился с уникальным памятником древнерусской литературы – «Повестью временных лет» и подробнее остановились на ее части – «Сказании о Белгородском киселе». Мы узнали особенности произведения, его авторов, строение, обозначили историческую и литературную значимость.

Цель проекта – побудить подростков прочитать «Сказание о Белгородском киселе» и, возможно, «Повесть временных лет», достигнута. Моим одноклассникам очень понравились нарисованные комиксы, они с интересом и удовольствием рассматривали картинки, задавали вопросы по сюжету, комментировали. Гипотеза проекта также подтвердилась – необычная и интересная подача материала способна вызвать интерес у современных подростков.

Как показал мой опрос, большинство моих одноклассников (более 2/3 класса) любят читать. Комиксы нравятся также около 2/3 класса и, если бы в школьной программе хотя бы некоторые произведения были представлены в виде комиксов, это могло бы мотивировать их читать больше. При этом классический вариант произведения «Сказание о Белгородском киселе» понравился меньшей половине класса, но, если бы оно было преподнесено в виде комикса, 2/3 класса с удовольствием прочли бы это произведение.

Список использованной литературы:

  1. Лихачев Д.С. Земля родная. – М.: Просвещение, 1983. – 261 с.

  2. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII вв. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – 142 с.

  3. Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/literature/nestor-povest-vremennyh-let

  4. Онлайн школа Foxford: Сколько читают дети и подростки: исследование | Сила Лиса

  5. Повесть временных лет. – М.: АСТ, 2023. – 384 с.

  6. Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и её источники. // Труды Отдела древнерусской литературы. — М.—Л.: Наука, 1940.

  7. Шайкин А. А. Повесть временных лет. История и поэтика. — М.: Русская панорама, 2011. – 616 с.

  8. https://science-start.ru/ru/article/view?id=2125

Приложение 1

1 Сколько читают дети и подростки: исследование | Сила Лиса

2 ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКОВОГО ПОКОЛЕНИЯ К ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ (НА ОСНОВЕ ОПРОСА В ГБОУ «ШКОЛА НОВОКОСИНО») - Старт в науке (научный журнал для школьников )

3 Лихачев Д.С. Земля родная. Стр 250

4 Шайкин А.А. Повесть временных лет. История и поэтика. Стр. 20

5 Лихачев Д.С. Земля родная. Стр 107

Просмотров работы: 18