Введение
Актуальность темы. Чтение является одним из важнейших процессов в обучении. Читая книги, люди расширяют кругозор, узнают что-то новое, тренируют память и воображение. Книга – это пища для ума. Это возможность «поговорить с теми, кого нет» по словам знаменитого нейролингвиста и ученой Татьяны Черниговской.
К сожалению, с развитием сферы мультимедиа и виртуальной реальности, все сложнее привлечь к чтению детей и подростков. Более доступный яркий и красочный развлекательный контент блогов, коротких видеороликов и игр выглядит более привлекательным и легким для потребления, чем чтение книг.
Данные различных опросов и исследований наглядно это показывают. Согласно данным исследования Kids&Teens 2023, представленным на международной Московской книжной ярмарке, показано, что 73% российский детей и подростков называют себя читающими. Но при этом 13% признались, что за последние полгода не прочли ни одной книги. 38% прочитали от одной до трех книг, а до шести книг прочитали только 20% респондентов.
Самыми активными читателями оказались дети 6–8 лет (84%). С возрастом процент читающих снижается: среди детей 9–11 лет читают 81%, в 12–13 лет — 72%, в 14–15 — 69%, а в 16–17 лет — 64%. Читающих девочек чуть больше, чем мальчиков: 77% против 70%. Бумажные книги по-прежнему пользуются у детей большей популярностью, чем электронные: их выбирают 80% опрошенных.1
Так же в научном журнале для школьников «Старт в науке» в выпуске № 6 за 2021 год опубликована статья «Отношение современного подросткового поколения к литературе и чтению». В этой статье представлены данные социологического исследования, в котором учащимся одной из школ России предложили ответить на различные вопросы. На вопрос «Считаете ли вы, что в настоящее время книги важны несмотря на то, что всю информацию можно найти в альтернативных источниках?», 88% учащихся этой школы дали положительный ответ и лишь 12% - отрицательный. На вопрос «Чем вы любите заниматься в свободное время?», были получены следующие ответы: общаться с друзьями, гулять – 34%, проводить время в социальных сетях – 20%, смотреть телевизор – 12%, заниматься спортом – 11%,
читать книги лишь – 10%, другое – 13%. На вопрос «Как вы относитесь к чтению книг?», 28% опрошенных ответили «люблю читать», 37% - «иногда читаю, если есть свободное время», 26% - «читаю только для учебы», 9% - «не читаю». На вопрос «В каком виде вы предпочли бы книгу?», были получены следующие ответы: 70% - «в бумажном формате», 18% - «в электронном формате», 8% - «в виде аудиокниги», 4% - «ни в каком»2.
В связи с этим особую актуальность представляет использование инструмента современной популярной культуры – комиксов – в формировании интереса к чтению. Формат ярких иллюстраций и небольшое количество текста не выглядят скучно и отталкивающе для учащихся, а, наоборот, привлекают внимание и поощряют стремление прочитать историю полностью.
Я выбрал «Сказание о Белгородском киселе» для перевода в форму комикса. Это произведение мы проходили по литературе в начале шестого класса. «Сказание» — это часть большого важного памятника древнерусской литературы «Повесть временных лет».
Проблема исследования заключается ввозможности и поддержании интереса к чтению среди подростков. Сможет ли такая форма, как комикс побудить учеников прочитать произведение? Сможет ли он вызвать интерес к такой непростой теме, как древнерусская литература в целом? Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.
Объектом исследования является способ пробуждения интереса к чтению среди подростков.
Предметом изучения является «Сказание о Белгородском киселе» в форме комикса.
Гипотеза исследования: современная яркая форма комикса способна привлечь внимание подростков и побудить их прочитать литературное произведение.
Цель данной работы – пробудить интерес к чтению с помощью современных литературных форм (комиксов).
Задачи исследования:
Изучить один из главных памятников древнерусской литературы – «Повесть временных лет», раскрыть его ценность;
Проанализировать «Сказание о Белгородском киселе»;
Узнать исторические корни комиксов и их влияние на культуру России.
Нарисовать комикс на основе «Сказания о Белгородском киселе», проанализировать реакцию одноклассников.
Методы и формы исследования:
Теоретический анализ имеющейся литературы по теме исследования;
Создание комикса;
Наблюдение за реакцией одноклассников.
Этапы работы:
Чтение произведения «Повесть временных лет»;
Выделение проблемы, постановка целей и задач;
Изучение теоретического материала по теме исследования;
Создание комикса;
Анализ результатов деятельности, выводы;
Защита проекта с использованием презентации.
Вступление
В шестом классе учебный год по литературе начался с изучения «Сказания о белгородском киселе» - части «Повести временных лет». Это произведение вызвало неподдельный интерес у меня, поэтому я решил углубиться в эту тему и больше узнать об этом произведении.
«Повесть временных лет» – это уникальный памятник древнерусской литературы, по сути – первый учебник истории. Он представляет собой летопись начала XII века, которая описывает происходящие на территории Киевской Руси события от библейских времен и до XII века.
История «Повести временных лет»
«Повесть временных лет» (известная также как «Первоначальная летопись», «Начальная летопись», «Несторова летопись») представляет собой самую раннюю из сохранившихся в полном объеме русскую летопись. Историки полагают, что она была написана в 1110 годах в Киеве. К сожалению, оригинал летописи не сохранился, но она известна по двум главным спискам – редакциям, а также нескольким другим, с внесенными летописцами изменениями (Лаврентьевский, Радзилловский, Московско-Академический, Ипатьевский, Хлебниковский).
«Летопись» можно композиционно разделить на две части – вводную, в которой нет определенных дат, и анналистическую, в которой события излагаются в форме погодных статей.
В первой части читатель узнает о библейских событиях, появлении славян, описанию заселения Восточно-Европейской равнины, уделяя особое внимание племени полян (на их земле будет стоять Киев). Подробно описывается основание Киева Кием и его братьями, судьба их потомков, расселение восточнославянских племен, их нравах и обычаях, описание пути «из варяг в греки», посещение этой территории апостолом Андреем Первозванным.
Историческая, или анналистическая, часть начинается примерно с 852 года и посвящена истории Руси при правлении династии Рюриковичей. Освещены такие важнейшие события, как призвание варягов, Крещение Руси, борьба с кочевниками, междуусобицах.
«Повесть временных лет» содержит множество христианских мотивов. Это и рассказ о разделении земель между сыновьями Ноя Симом, Хамом и Иафетом, и Вавилонское столпотворение, и путешествие апостола Андрея на киевские горы и в Новгород, и выбор веры князем Владимиром Красно Солнышко.
Такое строение характерно для средневековых, в том числе славянских и византийских, летописей. Они начинаются с обретения племенами своей земли, которую будут оберегать и защищать.
«Повесть» представляет собой ценнейший источник исторических событий и фактов, через которые историки могут проследить формирование идентичности единого народа, его «мы – концепции». Через все произведение красной нитью проходит идея единения, объединения племен и князей, летописцы призывают закончить распри и бросить все силы на борьбу с внешним врагом, чтобы не потерять страну, оставить потомкам сильное христианское единое государство. Эти идеи не потеряли актуальности и в наше время. Знаменитый ученый, Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще. Благодаря нравственному началу, которое заключено в древнерусской литературе, ее значение особенно велико для людей именно сейчас»3.
Литературная ценность «Повести временных лет»
«Повесть временных лет» — это один из основных примеров древнерусской летописной традиции. Стиль и язык этого произведения наложили узнаваемый отпечаток на всю древнерусскую литературу.
Интерес представляет то, что в «Повести» объединились исторические факты с библейскими сказаниями, народными преданиями и легендами. Часть фактов перечисляется автором как информационная справка, но другой части он дает моральную оценку, побуждает читателей оценить поступки людей и сделать выводы, дает нравственную оценку действиям героев. Поэтому важной чертой «Повести» является дидактичность – летописец дает советы о беспорочной жизни и цитирует религиозные тексты. Его цель – показать идеал высоконравственной, духовной жизни.
Летописная традиция складывалась так, что речь летописца должна была быть простой и понятной, в ее основе, по наблюдениям исследователя А.А. Шайкина, лежали разговорные интонации «с их свободной, не приглаженной последовательностью в передаче мыслей и наблюдений»4. Также интересен тот факт, что повествование строится с преобладанием глагольных форм, так как летописцу необходимо передать события, в основе которых движения, действия, приведшие к определенным событиям.
«Повесть» - замечательный пример богатства и выразительности русского языка, так как в ней можно увидеть множество примеров использования многозначных слов. Например, слово «похорони» используется в значении «спрячь»: «похорони вон в лодьях». «Мыслити», «думати» используются только в контексте несправедливого намерения – военного похода, чем приобретают новый, негативный оттенок значения.
Что касается тропов, то в «Повести» преобладают эпитеты и сравнения, тоже имеющие многозначные оттенки. Присутствуют характерные для былинного слога эпитеты, такие как «добрый» в значении «удалой, хороший», «славный» град, «горькая» смерть, «великий» и другие. Интерес вызывают авторские эпитеты, имеющие возвышенный, книжный оттенок. Самые красочные эпитеты описывают портреты героев: «муж благ, и кроток, и смерен», «ратен, возрастом леп».
Сравнения, используемые в «Повести» также разнообразны и красочны: «явится звезда велика на западе копейным образом», «звезда превелика, личу имуще акы кровавы».
Сочетание разнообразия лексики и средств выразительности делают «Повесть временных лет» уникальным литературным произведением, сочетающим в себе как историческую, так и художественную ценность.
«Сказание о Белгородском киселе»
На уроках литературы мы подробно разбирали часть «Повести временных лет» - «Сказание о Белгородском киселе».
«Сказание о Белгородском киселе» — это реальное событие, которое изначально родилось в устной традиции русского народа, было несколько приукрашено, а потом попало в «Повесть временных лет» благодаря Нестору-летописцу. Поэтому в нем нелегко отделить правду от художественного вымысла. Описанные события относятся к 997 году.
«Сказание» повествует о длительной осаде города Белгорода печенегами. Долгая осада привела к тому, что в городе почти закончилась еда, люди голодали и терпели лишения. Положение их стало настолько отчаянным, что они уже хотели сдаться на милость врагу. Но хитрость и мудрость одного старца спасли город и его жителей. Он велел выкопать два колодца, собрать по дворам немного овса, пшеницы и отрубей и сварить болтушку. Эту кисельную болтушку налили в кадку, которую потом опустили в колодец. Другую кадку с жидким медом опустили в другой колодец. Приглашенные жителями послы печенегов увидели, что жители могут черпать еду прямо из земли, поверили хитрости и передали своему вождю. Вскоре осада города была снята, а жители спасены. Так, подчеркивается, что мудрость и находчивость, а также сплоченность могут помочь выстоять в самой сложной ситуации.
Интересна фигура старца: не случайно именно эта фигура является ключевой. С древних времен на Руси ценился и почитался почтенный возраст, который неразрывно связан с мудростью и знанием. Люди знали, что именно старшее поколение является носителем традиций и обычаев, которые свято чтили на Руси.
У каждого народа есть качества, которыми он гордится и которые воспевает в легендах. В «Сказании» подчеркивается смекалка и взаимовыручка русского народа, его единство; есть указание на то, что если народ будет действовать слаженно, а не каждый сам по себе, то Русь сможет одолеть всех врагов. Ведь, несмотря на общий голод, все дворы смогли найти хоть немного зерна и меда, собрали и принесли драгоценную еду, а не оставили себе. Д.С. Лихачев писал: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе Родины»5.
Белгородцы показаны отважными людьми, способными терпеть лишения ради спасения родных земель. Враги русского народа, печенеги, изображаются глупыми, наивными и бесхитростными, их легко обвести вокруг пальца.
Комикс как древний способ передачи информации.
Комикс – это рисованная история в картинках, где внимание уделяется действиям героев, а не долгим описаниям. Это комбинация иллюстрации и текста, которая имеет свои законы оформления. Так, в основе любого комикса лежит текст и картинки к нему. Он состоит из страниц, в которых содержатся панели – кадры, на которых расположены иллюстрации. Они идут в определенном порядке, составляя повествование. Короткие реплики пишутся в баблах – пузырях или в отдельной колонке.
Комиксы считаются частью американской популярной культуры и прочно связаны с ней. Считается, что в нашу страну они попали в 30е годы XX века. К комиксам всегда относились с недоверием и даже презрением, как к чему-то недостойному, имеющему низкую ценность.
Однако, углубившись в тему комикса, я с удивлением узнал, что дальние «родственники» комиксов давно и успешно процветают в нашей стране.
Житийные иконы можно считать первыми прообразами комиксов. Действительно, если посмотреть внимательно, можно увидеть несомненное сходство. В центре доски обычно помещалось изображение святого, а по краям его обрамляли изображения сцен из его жизни, которые сопровождались подписями. Поскольку в древности подавляющее большинство людей было неграмотным, такие изображения были практические единственным способом проникновения христианского учения в массы. До XIII века такие иконы попадали на Русь из Византии, а после появилась уже самостоятельная русская иконописная традиция, которая продолжила применять этот прием. Расцвет жанра приходится на XVI – XVII века, однако сохраняется вплоть до наших дней.
Старинные «комиксы» передавали не только религиозные сюжеты, но и мирские. Так, в XVI веке в России появились гравюры с яркими запоминающимися юмористическими, а иногда и непристойными, сюжетами. Пришли они из Италии и Германии, печатались на досках особого пиления и назывались «лубочными», или просто «лубком». Лубок – это старинный вид графики, содержащий простые рисунки и надписи к ним.
«Лубок», «потешные листы» были ориентированы, в первую очередь, на простой народ, поэтому имели привлекательную визуальную составляющую: яркие краски, сочные цвета, понятные и простые образы. Интересно, что сюжеты русских лубочных картин были гораздо более разнообразными, чем в Европе. Популярностью пользовались не только религиозные и юмористические истории, но также исторические, сказочные и даже политические. Также существовали лубки – азбуки, лубки – травники, лубки – календари.
В XIX веке появляется целое направление – лубочная литература. Ее стали развивать в связи с распространением грамотности. Лубочная литература – это уже полноценные книги, но имеющие простые сюжеты и множество картинок. Также создаются лубочные адаптации классики – Лермонтова, Гоголя, Пушкина, Тургенева.
XX век можно назвать закатом лубочной литературы из-за повышения образованности населения, однако некоторые черты ее можно рассмотреть и в советской карикатуре 1920х годов.
Интересно то, что сейчас, в XXI веке комиксы переживают второе рождение. Сейчас прослеживается тенденция к переводу классической литературы в форму комиксов. И, что интересно, она пользуется популярностью в таком виде.
«Сказание о Белгородском киселе» в комиксах
В наше время ученые отмечают, что современная жизнь ускоряет темп, поэтому среди людей, а особенно подростков, фокус внимания смещается в сторону быстрого просмотра, захвата основной информации, не вдаваясь в детали. Именно поэтому, возможно, комиксы могут пережить вторую волну популярности. Также очевидно, что современные подростки читают крайне мало или вообще не читают, предпочитая проводить время в виртуальной реальности.
Эта тенденция привела меня к мысли постараться объединить популярный вид современного искусства – комиксы и такое важное для понимания истории России произведение, как «Повесть временных лет». В жанре комикса я изобразил «Сказание о Белгородском киселе» - произведение, которое мы проходили в классе и которое вызвало интерес у моих одноклассников. Я думаю, что такая необычная, интересная и динамичная подача «Сказания» вызовет интерес у моих одноклассников и побудит прочитать его тех, кто еще этого не сделал.
Чтобы проверить свою гипотезу, я провел опрос среди своих одноклассников. Я хотел выяснить, нравится ли им читать, нравятся ли им комиксы, повысился бы их интерес к чтению, если книги были бы в формате комикса. Результат был следующим: из 32 опрошенных 71% ответил, что они любят читать, комиксы любят 62% респондентов, 68% положительно оценили свою тягу к чтению литературы в комиксах, 62% отметили, что им было бы интересно читать классическую литературу в форме комикса, и хотя только 42% сообщили, что им нравится «Сказание о Белгородском киселе», древнерусскую литературу в комиксах прочитали бы 72% опрошенных. Таким образом, данный опрос подтверждает гипотезу о том, что яркая, живая и привлекательная форма комикса способна разбудить интерес к чтению у современных подростков.
Заключение
В ходе выполнения исследовательской работы я познакомился с уникальным памятником древнерусской литературы – «Повестью временных лет» и подробнее остановились на ее части – «Сказании о Белгородском киселе». Мы узнали особенности произведения, его авторов, строение, обозначили историческую и литературную значимость.
Цель проекта – побудить подростков прочитать «Сказание о Белгородском киселе» и, возможно, «Повесть временных лет», достигнута. Моим одноклассникам очень понравились нарисованные комиксы, они с интересом и удовольствием рассматривали картинки, задавали вопросы по сюжету, комментировали. Гипотеза проекта также подтвердилась – необычная и интересная подача материала способна вызвать интерес у современных подростков.
Как показал мой опрос, большинство моих одноклассников (более 2/3 класса) любят читать. Комиксы нравятся также около 2/3 класса и, если бы в школьной программе хотя бы некоторые произведения были представлены в виде комиксов, это могло бы мотивировать их читать больше. При этом классический вариант произведения «Сказание о Белгородском киселе» понравился меньшей половине класса, но, если бы оно было преподнесено в виде комикса, 2/3 класса с удовольствием прочли бы это произведение.
Список использованной литературы:
Лихачев Д.С. Земля родная. – М.: Просвещение, 1983. – 261 с.
Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII вв. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – 142 с.
Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/literature/nestor-povest-vremennyh-let
Онлайн школа Foxford: Сколько читают дети и подростки: исследование | Сила Лиса
Повесть временных лет. – М.: АСТ, 2023. – 384 с.
Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и её источники. // Труды Отдела древнерусской литературы. — М.—Л.: Наука, 1940.
Шайкин А. А. Повесть временных лет. История и поэтика. — М.: Русская панорама, 2011. – 616 с.
https://science-start.ru/ru/article/view?id=2125
Приложение 1
1 Сколько читают дети и подростки: исследование | Сила Лиса
2 ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКОВОГО ПОКОЛЕНИЯ К ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ (НА ОСНОВЕ ОПРОСА В ГБОУ «ШКОЛА НОВОКОСИНО») - Старт в науке (научный журнал для школьников )
3 Лихачев Д.С. Земля родная. Стр 250
4 Шайкин А.А. Повесть временных лет. История и поэтика. Стр. 20
5 Лихачев Д.С. Земля родная. Стр 107