Введение
Одним из популярных жанров литературы среди читателей является детектив. Мне так же нравится читать такие книги, поэтому я решила посвятить свою исследовательскую работу теме «Детектив как жанр литературы в различных культурах».
Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Именно это меня и привлекает к прочтению многих произведений детективного жанра.
Актуальность исследования вижу в том, что многие мои знакомые редко читают книги, особенно школьной программ, поэтому мне бы хотелось, привлечь ребят к чтению через жанр детектива. Чтение такого рода литературы положительно влияет на читателя, помогает развивать логическое мышление и умение сопоставлять факты.
Цель исследования: изучение роли детективного жанра в современном мире.
Задачи:
- найти и проанализировать информацию по данной теме;
- изучить историю детективного жанра;
- изучить разновидности детективной литературы;
- создать авторский детектив с помощью полученных знаний при изучении «криминального» жанра литературы;
- создать буктрейлеры по детективным произведениям.
Объект исследования: детектив в истории литературы.
Предмет исследования: детективный жанр современной литературы.
Гипотеза исследования заключается в том, что если изучить детективный жанр во всём его многообразии, то получится ли написать самому художественное произведение подобной тематики.
Методы исследования:
- анализ изученной литературы;
- сбор информации;
- анализ и выводы;
- творческий.
Практическая значимость. Данный проект можно использовать на уроках внеклассного чтения, в литературных школьных и библиотечных клубах в качестве познавательной информации.
I. Теоретическая часть.
1.1. История детективного жанра в русской литературе
Точных даты и имени, от которых можно было бы отсчитывать появление детективов, не существует — элементы жанра всегда присутствовали и в русской, и в зарубежной литературе.
Появление детективного жанра в России произошло во второй половине XIX века, после судебной реформы 1866 года. Александр II, царь-освободитель, после отмены крепостного права провел ряд реформ, в том числе судебных. Они подготовили интерес публики к криминальной жизни: заседания воспринимались как выступления знаменитых артистов, а суд над преступником стал предтечей современных реалити-шоу. Тогда же газеты и журналы стали печатать криминальные хроники и очерки с судебных заседаний. Такие очерки были очень популярны у населения Российской империи, чем и воспользовались русские писатели. Однако детективный жанр в России прижился не сразу.
В России XIX века на литературной арене безраздельно властвовал реализм. И если романтизм вытекал из протестантизма, то русский реализм полностью соответствовал православию — а православие и протестантская этика были несовместимы. Отсюда вытекало следующее противоречие.
Эдгар По, разрабатывая жанр классического детектива, предполагал, что убийство становилось частью эстетики. Он исходил из простого математического расчета: любой детектив был загадкой с тремя неизвестными: «Кто убил?», «Как убил?», «Зачем убил?». Для российского менталитета представление о преступлении как об эстетике, как о решении задачи было немыслимо. Россия в эпоху реализма принимала это как некий грех, и потому детективная форма на российской почве приобрела совершенно иной вид.
Например, великий роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» в какой-то степени вобрал в себя элементы детективного жанра — тем более что сам Достоевский любил Эдгара По и писал хвалебные статьи о его рассказе «Черный кот» в своем журнале «Новое время». Однако «Преступление и наказание» было не детективом, а скорее судебным очерком, тем самым отголоском судебной реформы. Возникает ощущение, что Достоевский прочитал о преступлении в газете и переработал его в христианском романе. Достоевский вообще часто использовал взятые из газет судебные очерки в своих произведениях: роман «Бесы» был связан с нашумевшим делом Нечаева, роман «Братья Карамазовы» также был основан на судебном очерке.
В XIX веке в России был очень известен юрист Анатолий Кони. Ему не давали покоя лавры писателя, и он описывал собственные дела в очерках. Кони был дружен с Львом Толстым, и Толстой знал много историй Кони о разных делах и судебных ошибках. Один из случаев и вдохновил писателя на создание романа «Воскресение». Роман содержал детективный элемент — убийство купца Смелькова, в котором несправедливо обвинили Катюшу Маслову.
К судебному очерку обращались и Владимир Гиляровский в «Москве и москвичах», и Влас Дорошенко в рассказах о жизни каторжников, и Александр Куприн, и Антон Чехов — и многие другие писатели. Возник даже образ «русского Шерлока Холмса» – первого начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции Ивана Путилина, чьи мемуары стали основой для многих литературных произведений в жанре судебного очерка.
Так или иначе, криминальная хроника вошла в историю большой русской литературы XIX века, однако так и не создала того чистого жанра детектива, который мы знаем по произведениям Эдгара По и Артура Конан Дойла. Но, тем не менее, произведения с детективными составляющими навсегда остались популярны и востребованы у русского читателя.
1.2.Разнообразие видов и разновидностей детективной литературы
Исследуя разновидности детективного жанра, я остановилась на традиционной классификации. Вот некоторые виды и разновидности детективной литературы:
Классический, или закрытый детектив. Сюжет разворачивается в закрытом помещении, и подозреваемый — один из собравшихся.
Исторический детектив. Сюжет разворачивается в прошлом, а исторические события в значительной степени влияют на ход расследования.
Фантастический детектив. Действие происходит в мире будущего: на другой планете или в вымышленной вселенной.
Политический детектив. В центре действия — важная политическая фигура или система/группа, чьё влияние на политику весьма велико.
Психологический детектив. Обстоятельства преступления настолько запутаны, что грозят свести персонажей с ума и стереть грань между действительностью и мороком.
Полицейский детектив. Сюжет сфокусирован на буднях профессиональных полицейских.
Шпионский детектив. В нём описывается не обыкновенное раскрытие преступлений, а сложная и многогранная работа разведчика. Главный герой внедрён в деятельность какой-то организации и должен выведать все тайны о ней.
Больше всего я придерживаюсь классического вида детективного жанра. Мне нравится, когда следствие идёт внутри одного дома. Все герои на виду, но в итоге окажется преступником самый, на первый взгляд, безобидный герой. Такая неожиданность развязки позволяет включить своё мышление и логику и вернуться к началу пути расследования, чтобы найти ответы на все возникшие вопросы.
II. Современные детективы
Современные детективы — это эволюция классического жанра, который начал своё происхождение в США и был популярен в Англии. В своей работе я попыталась познакомиться с детективами нашего времени и выяснила, что они изменились со временем и приобрели некоторые особенности:
сложность и многослойность сюжетов;
акцент на «человеческом факторе»;
усложнение в сторону науки;
изменение первого плана произведения.
2.1. Детективный жанр и его влияние на современную литературу и общество
Детективный жанр оказывает следующее влияние на современную литературу и общество:
1. Отражение социальных проблем. В детективных романах рассматриваются насущные проблемы общества: совершённые преступления, их причины и следствия. Например, отражены такие темы, как охота, политические репрессии, экономическое неравенство.
2. Сближение массовой и элитарной литератур. Это проявляется в образовании многочисленных гибридных форм с использованием знаковых конструкций классического детектива.
3. Интерес учёных. Представители научных кругов читают детективную литературу из-за сходства методов и приёмов, применяемых в детективе и науке.
Однако в современном мире многие читатели и эксперты в области литературы не воспринимают детективы всерьёз, относятся к жанру как к бездумному развлечению.
2.2. Русские и зарубежные детективы (Приложение 1)
Разберём примеры некоторых зарубежных и русских книг в жанре «современный детектив».
Зарубежные детективы:
«Безмолвный пациент» (Алекс Михаэлидес);
По сюжету талантливая художница Алисия одним прекрасным днём убивает своего мужа несколькими выстрелами из ружья в лицо. Впоследствии, её отправляют в психиатрическую лечебницу. С момента убийства она не проронит ни слова. По прошествии нескольких лет в лечебницу приезжает психотерапевт Тео, который страстно желает её вылечить.
Сюжет развивается плавно, не спеша. Основная часть книги - это рассказ Тео. Дополнительно автор показывает нам отрывки из дневника Алисии, который она вела до убийства. Тео пытается понять, почему Алисия молчит, что скрывается за её молчанием, почему она убила своего мужа. Ответы на эти вопросы он ищет у знакомых и близких Алисии. И потихоньку автор раскрывает нам жизнь Алисии. Мы узнаём о событиях до убийства, и в голове появляется мысль, что возможно её мужа мог убить кто-то из её знакомых... Кроме Алисии, нам раскрывается судьба психотерапевта Тео, его семейная жизнь, которая совсем не идеальная. Истории двух героев переплетаются в очень неожиданный финал, ради которого и стоит прочитать книгу.
Советую прочитать, но детектива и триллера здесь мало, больше психологии.
«Девушка с татуировкой дракона» (Стиг Ларссон);
Это первый роман из трилогии Стига Ларссона «Миллениум». По жанру это скандинавский детектив с элементами триллера. Сюжет: сорокалетняя загадка исчезновения юной племянницы не даёт покоя стареющему промышленному магнату Хенрику Вангеру. В последней отчаянной попытке во всём разобраться он поручает это дело журналисту Микаэлю Блумквисту. Тот берётся за безнадёжное дело больше для того, чтобы отвлечься от собственных неприятностей, но вскоре понимает: проблема даже сложнее, чем кажется на первый взгляд. В напарницы Микаэлю достаётся странная девушка Лисбет Саландер — компьютерный гений, которая совершенно не умеет общаться с людьми, презирает правила приличия и пытается безуспешно бороться с призраками прошлого.
Русский современный детектив
В 1946 году Т. Манн писал о том, что современное ему элитарное искусство попадает в ситуацию "предсмертного одиночества". Выход из этой ситуации он видел в поисках литературой пути "к народу". Оказавшись в подобной ситуации, русская литература начала 90-х нашла свой путь "к народу" с помощью детектива, ставшего лучшим жанром для освещения современной эпохи. Действительно, в детективе заложен набор образцов и значений, образ жизни, планы и ориентиры ряда социальных фигур, групп и сред. Если классический детектив (Э.А. По, А. Кристи, А. Конан-Дойль и др.) - миф о преступлении и наказании, своеобразная романтика законности, то современный отечественный детектив нарушает поэтику классического детектива.
Детектив стал первым, самостоятельно развивающимся жанром в массовой литературы, а с появлением романов Александры Марининой возник настоящий бум русского детектива. Вслед за ней начали издаваться детективы очень большого числа авторов-женщин, так что издательство "Эксмо" создало серию "Детектив глазами женщины". Сейчас правомерно говорят о существовании поджанра "женский детектив" в противопоставлении "мужскому" боевику и триллеру.
"Жанровое ожидание" массового читателя удовлетворяется сегодня многочисленными детективными сериями. На интеллигентного читателя рассчитаны исторические детективы Б. Акунина (не случайно впервые опубликованные со слоганом на обложке: "Детектив для разборчивого читателя"), экономические детективы Ю. Латыниной, политические детективы В. Суворова и Д. Корецкого. Думается, что женская аудитория выбирает "уютные", "неспешные" или иронические детективы, написанные женщинами (А. Маринина, Д. Донцова, П. Дашкова, М. Серова, Т. Полякова и др.). Причем важно отметить, что именно в подобных детективах происходит наибольшее смешение жанров (это любовь, быт и приключения с элементами детектива).
Например, роман Александры Марининой «Тьма после рассвета».
Ноябрь 1982 года. Годовщина свадьбы супругов Смелянских омрачена смертью Леонида Брежнева. Вечером их тринадцатилетний сын Сережа и дочь подруги Алёна ушли в кинотеатр и не вернулись.
После звонка «с самого верха» к поискам пропавших детей подключают майора милиции Виктора Гордеева. От быстрого и, главное, положительного результата зависит его перевод на должность замначальника «убойного» отдела.
Тем более, в стране орудует маньяк, убивающий подростков 13–16 лет. И друг Гордеева — сотрудник уголовного розыска Леонид Череменин — предполагает худшее. Впрочем, у его приёмной дочери — недавней выпускницы юрфака МГУ Насти Каменской — иное мнение: пропавшие дети не вписываются в почерк серийного убийцы. Опера начинают отрабатывать все возможные версии. А потом к расследованию подключаются сотрудники КГБ.
Первый ретро-детектив Александры Марининой. Удивительно точная атмосфера позднего СССР, настроения людей, их страхи и надежды. Уголовники, сотрудники милиции и КГБ, простые граждане и те, кто был допущен к «социалистической кормушке», — у каждого из них своя история.
«Витязь в розовых штанах» – новый иронический детектив Дарьи Донцовой. Дарья Донцова – самый издаваемый автор в России и большая любительница животных. Она за пятнадцать лет творчества выпустила более 180 книг, а это рекорд для любого писателя!
Книга, как и все творчество писательницы, отличается яркими персонажами, неожиданными сюжетными поворотами и юмористическим подходом. «Человек – большой мастер сам себе создавать проблемы» – так начинается роман «Витязь в розовых штанах». Динамично, с первых страниц, автор рассказывает о новом расследовании.
Так, клиентка Таисия Жукова не ищет проблем, она лишь хочет узнать, где ее мама. За это дело берется агентство Макса Вульфа. С начала романа мы узнаем, что девочка осталась одна, когда ее мама уехала за границу. Таисия помнит, как после ее исчезновения в дом пришли странные агенты в костюмах и перерыли все полки.
За девочкой ухаживала гувернантка. В расположении Жуковой была просторная квартира и дача. Время шло, она подрастала, но мама все никак не возвращалась. К сожалению, больше никакой информации нет…
Писательница умело сочетает элементы детектива с комическими ситуациями, что делает сюжет книги не только увлекательным, но и зачастую забавным. В каждой книге Донцовой герои сталкиваются с новыми загадками и таинственными происшествиями.
Лампа и Вульф не раз распутывали сложные дела, и даже мистические! Но на этот раз они выясняют, что сама Таисия Михайловна Жукова умерла много лет назад от дифтерита. Официальные документы говорят о том, что девочка не дожила до года!
Здесь автору удалось закрутить сюжет. Дарья Донцова хочет, чтобы мы поразмыслили и проявили свои аналитические способности и логическое мышление! Пока мы думаем, сыщики продолжают делать свою работу. Евлампия и Макс будут втянуты в чужую дурную игру, но найдут способ распутать зловещий клубок тайн и интриг. Удастся ли героям забыть этот опыт, как страшный сон? Вы найдете ответы в романе «Витязь в розовых штанах».
2.3.Дела и ужасы детского детектива
Детектив так же — признанный лидер среди жанров современной детской литературы. И хотя со всех сторон его теснят новомодные фэнтези и “виртуальные” приключения, детский детектив продолжает жить и бурно развиваться, несмотря на свой солидный возраст.
Детективный жанр пришёл в детскую книгу в начале XX века на волне всеобщей популярности рассказов про знаменитых сыщиков. Историями о хитроумных сыщиках и бесстрашных детективах зачитывались не только взрослые, но и дети. Критики и педагоги, ведавшие проблемами детского чтения, относились к этому крайне негативно, упрекая “сыщицкую” литературу в низком художественном уровне, брутальности и “бездуховности”.
Среди создателей детских детективов были не только авторы книг (как Э.Блайтон), но и вполне маститые писатели. Например, Э.Кестнер, автор повести «Эмиль и сыщики» (1928), А.Линдгрен, написавшая книги про суперсыщика Калле Блумквиста (выходили в конце 1940 — начале 1950-х годов), А.Н. Рыбаков с его знаменитым «Кортиком» (1948).
Если в зарубежной детской литературе пик популярности детективных историй приходится на середину XX века, то расцвет отечественного детектива для детей происходит на наших глазах. Ппишущие для детей и подростков авторы во многом ориентируется на зарубежный детский детектив с его давними традициями и наработанными литературными приёмами.
Среди авторов современного детского детектива — В.Роньшин, Е.Вильмонт, Е.Матвеева, А.Иванов, А.Устинова, А.Биргер, С.Силин, В.Гусев, В.Аверин, Г.Гордиенко, А.Грушкин, и этот список далеко не полный. К авторам детского детектива можно добавить мэтра этого жанра Б.Акунина.
Разновидностей детективных историй тоже много: детективы бытовые и исторические, мистические (“страшилки”) и сказочные (их герои — персонажи русского фольклора). Во всех детективах рассказывается про то, как было раскрыто преступление. Однотипность конфликта во всех детективных историях диктует однотипность героев. Не случайно так легко детектив становится серийным — на единый стержень (им является образ сыщика, постоянный и неизменный) нанизывается бесконечное число преступлений и расследований, и такая серийность — общая черта детективного жанра. Так, у Е.Вильмонт есть много детективных серий для детей (одна из них — «Криминальные каникулы», насчитывающая больше десятка книг). А.Иванов и А.Устинова издали многотомные детективные сериалы под названием «Компания с Большой Спасской», «Команда отчаянных», «Тайное братство Кленового листа». Детективные сериалы группируются в издательские проекты под общими названиями: «Детский детектив», «Чёрный котёнок», «Детектив для подростков», «Твой детектив», «Опасные игры» и др.
Каждая деталь, упоминаемая в детективной повести, либо приближает к разрешению загадки, либо, наоборот, уводит от неё. Как правило, каждая глава детективной повести — это новая загадка, ответ на которую читатель узнаёт только в эпилоге.
В литературе для детей за дело правосудия берётся ребёнок или подросток, который, подражая великим мастерам сыска, выслеживает преступника. Такое подражание изображается комичным и по-детски наивным (так Калле Блумквист представляет себя с курительной трубкой, как Шерлок Холмс). Да и само расследование преступления во многом похоже на детскую игру в прятки или поиск сокровищ.
Ощущение игры поддерживается и тем, что юный сыщик действует, как правило, не один, а в компании своих ровесников. Вместе они устраивают тайное общество, члены которого собираются в укромном месте. На примере “сыскного братства” пропагандируются идеи дружбы и взаимопомощи, традиционные для детской литературы. Такие же дружные компании организуют герои новейшей детской литературы, будь то «Сыскное бюро “Квартет”» Е.Вильмонт или «Тайное братство Кленового листа» А.Иванова и А.Устиновой.
Но как бы детские писатели ни радели за чувство коллективизма, в герое-сыщике всё равно остаются претензии на явное лидерство — у него есть дар к логическим рассуждениям, тонким наблюдениям и гениальным догадкам. Эту черту интеллектуального превосходства авторы детективной литературы всегда отмечают: “Она обладала склонностью к анализу. И не раз ей удавалось распутать ситуации, над которыми ломали голову взрослые опытные люди. Сама она считала, что просто любит упрощать уравнения” (М.Чудакова. «Дела и ужасы Жени Осинкиной»). Московская школьница становится частным детективом не для игры — она хочет спасти невинного человека, которого обвинили в убийстве любимой девушки. Идея восстановления справедливости объединяет вокруг Жени детей и подростков, готовых приехать ей на помощь с разных концов страны. Юным сыщиком движет стремление к неизвестному и рискованному. Привлекательным кажется и сам процесс расследования.
Главное то, что во всех преступлениях автор детектива видит проявление извечных человеческих пороков, которые уравнивают бедных и богатых, знаменитых и безызвестных. И в этом смысле детектив можно смело прописать по ведомству “нравственной” литературы с её идеями равенства всех перед предписаниями морали.
Некоторые детективы тяготеют к жанру психологической прозы. Героиня книги Е.Матвеевой «Лента Мёбиуса» переживает тяжёлый период своей жизни: ссору с матерью, предательство подруги, разлуку с любимым человеком. Она “ненавидит себя, свою беспомощность и бессмысленную жизнь”, и как часто бывает в этом возрасте, перекладывает вину на самых близких. Пытаясь раскрыть тайну гибели своего отца, девочка знакомится с разными людьми, которые помогают ей разорвать порочный круг неприязни к миру и к себе.
Детский детектив — один из немногих жанров, который позволяет в с подростком о социальных проблемах. В книге А.Биргера «Тайна вещих снов» рассказывается история московского Гавроша. После того как спившийся отец продал квартиру аферистам, Лёнька, прозванный Ёжиком, и его младшая сестра оказались на улице. На одном из московских оптовых рынков с ними познакомились ребята из команды сыщиков. “Только сейчас они поняли, насколько мир, в котором живёт Ёжик, отличается от их собственного мира... У всех у них были дом, родители, школа, свой собственный уютный и надёжный угол, им не приходилось ежедневно бороться за кусок хлеба, не приходилось усваивать полууголовные привычки и ухватки, чтобы всегда уметь дать отпор... Рядом с ними Лёнька-Ёжик казался пришельцем с другой планеты”. Так по-новому зазвучала в современном детском детективе классическая история “детей подземелья”.
Разговаривая с подростком на его языке, детский детектив лишний раз подтверждает свою славу самого демократичного литературного жанра. И к тому же самого интерактивного: загадки и улики, тайны и находки призваны разбудить мысль не только у сыщика, но и у читателя. Каждый любитель детектива ощущает себя Шерлоком Холмсом, Настей Каменской или участником сыскного бюро «Квартет», а оказаться в такой умной компании — это всегда увлекательное и приятное дело.
III. Практическая часть
3.1. Мой детектив (см. отдельное Приложение )
Аннотация к детективу.
Дерябина, Маргарита Алексеевна.
Часы доктора Ватсона: рассказ-детектив; Худ. К. Петрова. (Приложение)
Шерлоку Холмсу и его верному другу, доктору Ватсону, снова нужно раскрыть тайну, связанную с родом Ватсона. Сей рассказ повествуется не от привычного всем доктора, а кем-то иным...
Родовые часы Ватсонов хранят много секретов. Начиная с того, что их много раз сдавали в ломбард, а после, снова выкупая, заканчивая историей, рассказанной сыщиком и автором-повествователем.
Сможет ли Шерлок Холмс и доктор Ватсон раскрыть новое преступление, и кем же окажется автор нового сюжета из коллекции рассказов Джона Ватсона? Ответы вы найдёте, прочитав этот, скромно написанный детектив.(Приложение 2)
3.2. Буктрейлер о детективах
Изучая детективный жанр, мне пришлось познакомится со многими произведениями этого уникального вида художественной литературы. Часто проводя время в библиотеке, мне удалось познакомиться с любителями этого жанра. Так у нас возникла идея создать ряд буктрейлеров по прочитанным произведениям. После выхода одного из них, я решила создать телеграмм-канал для любителей криминальной литературы. Буктрейлер вы можете увидеть по ссылке https://disk.yandex.ru/i/K9fb4wns_evuHQ, а присоединиться к каналу по приглашению https://t.me/DetektiBshik .
Аннотация к буктрейлеру. Шерлок Холмс и профессор Мориарти встречаются в библиотеке. Разговор их заходит о том, что пока Шерлок Холмс распутывал криминальную сеть Мориарти, преступность в Англии сильно возросла. Но в ответ на насмешки Мориарти Шерлок лишь рассмеялся и поспешил представить свою сестру, что расследовала дела в его отсутствии. Вам же предстоит узнать, кто же такая эта таинственная сыщица, и так же она мастерски профессиональна, как и её братья. (Приложение 3)
Заключение
В ходе выполнения проекта мне удалось узнать много нового, в частности, об отношении людей к детективам и влияние детективного жанра на современное общество, изучить справочные материалы по теме детективный жанр. Я смогла структурировать всю полученную информацию и распространить её в такой социальной сети, как «Telegram».
Ведение образовательного канала помогло мне собрать заинтересованную аудиторию и рассказать им больше о зарождении жанра и многом другом. А созданные мной буктрейлеры помогут познакомиться с новинками детских писателей детективов. Важно, что мой проект смог хотя бы среди определённых групп людей распространить информацию и изменить отношение читателей к жанру и полюбит детектив.
Список литературы
1. Клугер Д. Баскервильская мистерия. История классического детектива / Д. Клугер. – М.: Текст, 2005. – 151 с.
2. Осьмухина О.Ю. Образ героя-детектива: специфика интерпретации литературой и современным кинематографом // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2019, том 12, №2. с. 389-393.
3. Ильина Н. Что такое детектив? / Н. Ильина // Ильина Н. Белогорская крепость: сатирическая проза: 1955-1985 / Н. Ильина. -Москва: Советский писатель,1989. — С. 320-330.
4. Адамов А. Мой любимый жанр – детектив. М., 1980.
Интернет-ресурсы:
1. https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200700611
2. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=812895
3. Как появился детектив [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.culture.ru/s/vopros/kak-poyavilsya-detektiv -Дата доступа: 04.01.2024
4.Персонажи величайших литературных детективов [Электронный ресурс]. -Режим доступа:livelib.ru:https://www.livelib.ru/selection/802039-40-velichajshih-literaturnyh-detektivov-personazh - Дата доступа: 04.01.2024
Приложение 1 Писатели детективов
Агата Кристи
Алекс Михаэлидес
Э.Успенский
Э.По
Александра Маринина
Кейт Аткинсон
Стиг Ларссон
А.К.Дойл
Д.Донцова
Приложение 2 Обложка детектива «Часы доктора Ватсона»
Приложение 3 Буктрейлер https://disk.yandex.ru/i/K9fb4wns_evuHQ