Прозвище: хорошо или плохо?

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Прозвище: хорошо или плохо?

Димитров С.А. 1
1БМАОУ «Лицей №7» им. А.А.Лагуткина
Авдеева М.В. 1
1БМАОУ «Лицей №7» им. А.А.Лагуткина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ребенку при рождении родители дают имя. Каждый человек когда-то был ребёнком, которого дразнили сверстники, и который сам «награждал» окружающих прозвищами.

Прозвища – это такой своеобразный способ утверждения норм поведения среди детей, и от них никуда не деться до тех пор, пока существует детское сообщество и его традиции. Однако первые в нашей жизни прозвища мы получаем от родителей и близких нам людей. Независимо от культурных условий каждый маленький ребенок оказывается, буквально, осыпан разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем. Дети становятся взрослыми и в современном мире иногда называют друг друга не по именам, а по прозвищам. Многим людям присваивают обидные прозвища, а кому-то нравится использовать прозвище вместо имени.

В школе я начал замечать случаи появления прозвищ у одноклассников. Такой «ярлык» можно получить за какие-либо поступки или отличительные черты. Я задумался, что же такое прозвище и может ли оно быть хорошим.

Для себя я поставил цель: изучение истории возникновения прозвищ и псевдонимов.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме проекта.

  2. Провести социологический опрос и взять интервью у психолога.

  3. Создать и провести игру «Правда или ложь: знаменитые псевдонимы».

Гипотеза: предположим что, прозвище - это не всегда хорошо, а псевдоним - это престижно.

Объект проекта: история возникновения прозвищ и псевдонимов.

Предмет проекта: особенности употребления прозвищ и псевдонимов.

Актуальность: прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены, а исследование прозвищ школьников позволит связать лингвистические знания с жизнью, повысит наблюдательность и научит находить интересное и неисследованное рядом с собой. Я смогу выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при их употреблении. Прозвища часто являются причиной обид между ребятами, эта проблема существовала во все поколения, интересно можно ли искоренить это явление?

Методы исследования:

-статистический метод (обрабатывание литературы и Интернет - источников);

- социальный опрос, анкетирование;

- классификация предмета исследования;

- технологический (моделирование - создание игры)

Практическая значимость: данный проект может улучшить отношения одноклассников друг к другу. Полученные результаты исследования могут быть использованы для составления антропонимических словарей. Изучение прозвищ жителей нашего города даст отражение людей и времени, в которое они живут. Собранный материал можно использовать на классных часах, факультативных занятиях. Так же его можно включать в учебные занятия по культуре речи.

  1. Теоретическая часть. История прозвищ

    1. Что такое прозвище?

Раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения, называется онома́стика. А антропонимика - раздел ономастики, изучающий имена людей, их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования. Антропонимом называется любое имя собственное, которым зовётся человек: имя личное, фамилия, прозвище, псевдоним, клички. Фамилии, имена, отчества – это официальные антропонимы.

Прозвища – неофициальные антропонимы, которые употребляются в быту, используются для наиболее точной характеристики называемого человека. В современной жизни вместо имени часто употребляются прозвища.

Словари дают следующие лексические значения слова «прозвище»:

  • В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом: «Прозвище. Назыв, название, кличка, имя, или проименование, прозванье добавочное к имени».

  • В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н.Ушаков даёт следующее толкование: «Прозвище. Названье, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица. Николай I получил прозвище Палкин, а последний из Романовых, Николай II, заклеймен прозвищем Кровавый».

  • С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» раскрывает смысл этого слова следующим образом: «Прозвище. Название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Обидное прозвище».

  • «Словарь синонимов» предлагает следующий ряд: «Имя, название, прозвание, прозвище, отчество, фамилия, псевдоним; кличка, наименование, термин, титул, звание, эпитет».

Итак, прозвище — вид антропонима, дополнительное имя, данное человеку окружающими людьми в соответствии с его характерной чертой или профессией, сопутствующим его жизни обстоятельством или по какой-либо аналогии.

Прозвище может быть обидным названием, данным человеку в шутку, в насмешку. Оно обычно содержит в себе указание на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности.

Прозвища — это зеркало нашего общества. Они могут быть отражением наших достоинств и слабостей, наших увлечений и страхов. Однако, настоящее имя, данное с любовью и заботой, остается нашей главной идентичностью.

    1. История возникновения прозвищ

Прозвища как явление имеют древнюю историю. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались, как можно реже произносить вслух, и второе для общего пользования, которым человека не называли, а «прозывали» — отсюда и название явления — прозвища.

В Древней Руси прозвища были распространены наряду с именами. Они отражали определённые свойства, качества человека или род его занятий. Например, Рыболов, Дьяк, Грамотей, Скоморох, Богомол.

Также были прозвища, которые указывали на происхождение из определённой местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Новожил, Татарин. Встречались прозвища, происходившие от названия еды: Кисель, Ковриша, Тюря, Сахар, Борщ. Также прозвища указывали на внешность (Жирнос, Опухлой), социальное положение (Голохребетник, Износок).

С принятием на Руси христианства изменились и прозвища: теперь при крещении людям стали давать так называемые «крестильные» имена из строго определённого списка имён святых, расположенных в «Святцах».

В современном мире причины появления прозвищ несколько другие, чем в былые времена: стремление сократить фамилию, отметить какие-то характерные для человека свойства фигуры, внешности или характера, по-дружески пошутить, а иногда, к сожалению, и унизить, поиздеваться.

Итак, можно сделать вывод, что история появления прозвищ имеет очень древние корни, на протяжении долгих лет прозвища изменялись в зависимости от событий вокруг. «Вторые имена» приходят и уходят, меняются в зависимости от ситуации или компании, но имя — это то, что останется с нами на всю жизнь.

  1. Прозвище и псевдонимы

    1. Прозвище – это не всегда хорошо

Дразнилки, прозвища, обидные эпитеты, почти всегда лишённые логики и смысла, мы слышим с самого раннего детства. Каждый человек когда-то был подвержен дразнилкам, да и сам, наверняка, дарил «ярлыки» другим. Прозвища – это такой своеобразный способ утверждения норм поведения среди детей, и от них никуда не деться до тех пор, пока существует детское сообщество и его традиции.

Я изучил следующие виды прозвищ:

- обидные прозвища, подчёркивающие недостатки человека. Например, «толстяк» или «очкарик». Также больно ранят прозвища, которые «прилипли» к человеку из-за неприятного случая в его жизни;

- прозвища, влияющие на самооценку и программирующие определённое поведение. Например, если девочку называют «тихоней», она может вырасти необщительной и замкнутой;

- хвалебные, льстивые прозвища, которые человек получает как награду за кажущиеся или настоящие заслуги или преимущества. Например, что произойдёт с «профессором», когда он провалится на вступительном экзамене в престижный вуз и станет разгружать на рынке ящики?

Я провёл анализ прозвищ среди одноклассников. В нашем классе, к сожалению, тоже есть прозвания у некоторых ребят, и они несут неприятные ощущения. Например, Соляночка (искажённая фамилия), Пузырь (недостаток человека), Гель для душа (искажённое имя), Памазюкин (искажённая фамилия), Мурзилка (искажённая фамилия), Квадробер (недостаток человека), Шарфик (искажённая фамилия), Тиматома (искажённая фамилия). Есть в классе и девочки - «тихоня», «толстушка». «ябеда», мальчик-«выскочка». Такие прозвища относятся к обидным видам. Хвалебных прозвищ среди одноклассников нет.

Таким образом, важно помнить, что каждый случай уникален, и влияние прозвищ на человека может быть разным.

    1. Псевдонимы – это престижно

История псевдонима уходит в далекую древность. Применение ложных имен встречают уже в V–IV веках до нашей эры. Древнегреческий комедиограф, прозванный «отцом комедий», Аристофан, ставил свои пьесы, используя другие имена, хотя публика знала, что автором является Аристофан. Много псевдонимов возникло в первобытнообщинный период и в древние времена. В те далекие времена люди считали себя частью окружающей их природы.

В современное время псевдоним — это вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).

Псевдоним - средство индивидуализации одного или группы авторов, созданное для публичной деятельности.

Существует несколько мотивов его использовать:

  • смена собственного длинного имени на более короткое;

  • желание взять «говорящее» имя - соответствующее роду деятельности, моральным принципам или творческим предпочтениям;

  • стремление сохранить частную жизнь в тайне;

  • желание выделиться и запомниться аудитории.

Прежде всего, псевдоним берут авторы, которым по тем или иным причинам собственное имя кажется не звучным и не подходящим для постановки в заглавии книги. Иногда оно так и есть, с этим не поспоришь.

Но чаще всего, псевдоним — это попытка обрести свободу для уже известного автора и скрыться для тех, кто пока не известен миру, боится допустить ошибку, навлечь на себя гнев критиков.

Некоторые псевдонимы писателей и поэтов:

Корней Чуковский (настоящее имя — Николай Корнейчуков). Ещё в молодости из своей фамилии создал вымышленные имя и фамилию, а через несколько лет добавил к ним отчество Иванович.

Гайдар (настоящее имя — Аркадий Петрович Голиков). По мнению сына писателя, разгадка псевдонима такова: «Г» — первая буква фамилии Голиков, «ай» — первая и последняя буквы имени, «д» — по-французски «из», «ар» — первые буквы названия родного города.

Александр Грин (настоящая фамилия — Гриневский). Псевдонимом писателя стало детское прозвище Грин — так в школе сократили длинную фамилию Гриневский.

Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков). Псевдоним М. Горький впервые появился 12 сентября 1892 года в Тифлисской газете «Кавказ» в подписи к рассказу «Макар Чудра».

Изучив литературу по теме моего проекта, я узнал, что прозвища и псевдонимы появились еще в древние времена. В современном мире причины появления прозвищ несколько другие, чем в былые времена: стремление сократить фамилию, отметить какие-то характерные для человека свойства фигуры, внешности или характера, по-дружески пошутить, а иногда и унизить, поиздеваться. Так что прозвища – не всегда безобидное явление. Прозвища появляются по разным причинам, как правило, его дают окружающие люди. А вот псевдонимы появлялись по инициативе обладателя, они придумывали их самостоятельно. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом системы. Использование прозвищ более заметно в детском обществе, а псевдонимы больше свойственны обществу взрослых людей. Я выяснил, что некоторые люди всю жизнь используют своё прозвище, а некоторые мечтают от него избавиться. Псевдонимы более популярны у известных людей, писателей, поэтов, музыкантов.

III. Практическая часть

Все знания, полученные в процессе изучения литературы и дополнительных источников информации, я использовал, чтобы создать настольную игру. Но сначала провёл опрос.

3.1.Социологический опрос. (Приложение 1)

Мне стало интересно, что знают о прозвищах мои сверстники. Для этого я решил провести социологический опрос. В нём приняли участие 77 человек. Я задал ребятам 3 вопроса.

На 1 вопрос «Знаешь ли ты, что такое прозвище?»

- 93,5 % опрошенных ответили – «да».

-6,5% «не знают», что такое прозвище.

Я сделал вывод, что школьники знают о существовании прозвищ в общении между сверстниками.

На 2 вопрос «Есть ли у тебя прозвище? Напиши его и объясни значение».

- 59,7 % опрошенных считают, что у них нет прозвища.

- 40,3 % опрошенных рассказали, какое у них прозвище и объяснили причину его появления.

Я сделал вывод, что современные школьники имеют прозвища и понимают, как они их получили.

На 3 вопрос «Обидное ли у тебя прозвище? Прозвище - это хорошо или плохо?».

- 7,8 % опрошенных считают своё прозвище обидным.

- 92,2 % опрошенных не считают своё прозвище обидным.

Проведя социологический опрос, я сделал общий вывод, что мои сверстники знают, что такое прозвище, большинство детей не обижаются на свои «вторые имена».

Но мне показалось, что некоторые прозвища очень неприятные. И есть ребята, которым по-настоящему обидно за своё прозвание. Тогда я решил выяснить, а бывают ли хорошие прозвища? И выяснил, что бывают и даже хвалебные.

Проанализировав данные социологического опроса, я выяснил, что существует четыре основных принципа происхождения прозвищ:

-по имени: Польша, Мотя, Дюха, Попимка, Геля, Гелька, Тигр, Путин;

- по внешним данным: Хомяк, Бледный, Корова жирная, 70 кг ярости, Глист, Малолетка, Гном, Микроб;

- по характеру человека: Верный, Голубь голубой; Лиза под Лиза,

- по событиям, происходящим в жизни: Книжный червь, Арбуз, Джон, Пьюр Ваниль, Конструктор, Еврей, Нигга, Близняшка.

Система присвоения прозвищ оказывает огромное влияние на процессы порождения и поддержания общественного порядка, который создают дети в своём детском сообществе. В целом система именования, т.е. присвоение прозвищ, оказывает влияние в трёх направлениях. Во-первых, она отмечает тех, кого отвергают дети. Во-вторых, она обозначает сплоченную группу тех, кто обладает привилегией величать друг друга по прозвищам. Наконец, имеет место процесс, где выдвигаются лидеры данного небольшого общества.

Таким образом, по результатам опроса, выяснилось, что больше всего прозвищ дано по фамилии или имени –33 %. Далее прозвища даются по внешнему виду – 32 %, по характеру – 13 %, по событиям 12 %.

Примерно 10 % прозвищ осталось для нас не выясненными по своему происхождению. Ребята не смогли или не захотели объяснять значения этих прозвищ. С именами или фамилиями они не связаны. Размышляя, я предположил, что они появились не потому, что как-то связаны с человеком, а потому, что просто нелепые, и в этом их «смысл»: Бугатти, Морковка фри, Омежко.

Я выяснил, что прозвища могут выражать и негативное отношение к человеку, к его привычкам, и позитивное, если в нем что-то нравится: привычки, манеры, черты характера, особенности речи. То есть все прозвища эмоционально окрашены, так как даются в зависимости от отношения к носителю прозвища. Некоторые прозвища у нас в школе стали общеупотребительными, другие остались не для общего пользования. От этого фактора прозвищ никуда не уйти. В прозваниях обнаружились проблемы психологического и социального порядка, проблемы культуры речи, характерные для сегодняшней школы.

Также я заметили, что там, где дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный фон.

3.2. Интервью с психологом. (Приложение 2)

Исследуя данную тематику, я решил обратиться за комментариями к школьному психологу Ульяне Витальевне К. На консультации я задал несколько вопросов:

- Как прозвища влияют на самооценку?

Психолог ответила: « Хвалебные прозвища могут способствовать формированию позитивного самоощущения и уверенности в себе. Они могут служить источником поддержки и одобрения, создавая ощущения принадлежности и идентификации с положительными качествами. В то же время негативные прозвища могут подрывать самооценку, вызвать чувство униженности и неуважения, что может привести к комплексу и снижению уверенности в собственных силах».

- Почему человек остро реагирует на прозвище?

Психолог ответила: «Реакция на прозвище может быть связана с тем, что оно затрагивает уязвимые места, недостатки или страхи человека. Если прозвище олицетворяет одну из его слабостей или комплексов, то это может вызвать эмоциональную реакцию, и игнорировать подобное крайне сложно».

- Что привело к появлению прозвища?

Психолог ответила: «Прозвища часто возникают в результате социального взаимодействия и могут отражать как положительные, так и негативные черты личности. Это может быть результатом определённых действий, характеристик или даже внешнего вида человека, и важно разобраться, что именно привело к их возникновению».

- Как можно помочь человеку, если прозвище его обижает?

Психолог ответила: «Поддержка со стороны близких и акцент на сильных сторонах личности могут помочь человеку справиться с негативными последствиями прозвища. Разговоры о его достижениях, качествах и потенциальных возможностях могут значительно повысить уверенность в себе».

- Как игнорировать прозвища?

Психолог ответила: «Разработка навыков эмоционального контроля и устойчивости может помочь человеку проявлять спокойствие. Практика глубокого дыхания, ментальная визуализация, а также прямо и уверенно заявлять о том, что его предпочитаемым обращением является имя, могут помочь в данной ситуации. Это может снизить интерес обидчика и дать возможность вернуть контроль над ситуацией».

Проконсультировавшись с психологом, я создал памятку о прозвищах и раздал её одноклассникам на классном часе.

Таким образом, после консультации с психологом, можно сделать вывод, что прозвища являются нормой современных школьников. Они могут быть хвалебными, что повышает самооценку, так и негативными, которые вызывают чувство униженности. Одному ребенку сложно справиться с прозвищем, которое вызывает эмоциональную реакцию – обиду, поэтому необходима поддержка взрослых. Существуют различные практики для баланса эмоционального контроля ребенка, для этого можно обратиться на личные консультации к психологу и он поможет выработать стратегии как преодолеть проблему.

3.3. Создание игры «Правда или ложь: знаменитые псевдонимы».

В рамках своего проекта я решил создать игру, чтобы познакомить ребят с псевдонимами известных людей. Я отобрал портреты известных людей и факты о их прозвищах и псевдонимах, распечатал их на карточках: игрок должен прочитать факт и решить «правда» или «ложь». На другой стороне карточки идёт объяснение факта. Написал правила игры.

Правила игры: каждому участнику раздается комплект карточек «ПРАВДА» и «ЛОЖЬ» одного цвета. В центр выкладывается колода карточек с утверждениями (или вопросами). Ведущий читает вопрос, участники игры, согласно вопросу, выкладывают одну из карточек «правда»/ «ложь» рубашкой вверх. Как только все участники положили карточки, ведущий переворачивает их и карточку с заданием, зачитывает верный ответ. Тем участникам игры, кто ответил «верно» вручается камень. В конце игры, когда ответили на все карточки с заданиями, участники подсчитывают свои камни.

В классе мы с ребятами попробовали провести игру. (Приложение 3, 4)

Таким образом, после состоявшейся игры, можно сделать вывод, что мои одноклассник познакомились с псевдонимами известных людей, многие даже не знали, что у знаменитых личностей: писателей, актёров певцов - вымышленные имена и фамилии. Это было увлекательным открытием. Мы окунулись в мир знаменитых людей не только их творчества, но и в тайны имени.

Заключение

Работая над проектом, я узнал много нового и интересного о прозвищах и псевдонимах. Я изучил литературу по теме моего проекта. Выяснил причины появления прозвищ у школьников. Проконсультировался со школьным психологом и создал памятку о прозвищах. В классе я провел с ребятами игры, где мы узнали о псевдонимах знаменитых людей. Мой проект помог одноклассникам сформировать первоначальное представление о прозвищах и псевдонимах, понять что плохо, а что хорошо.

В дальнейшем я планирую изучить влияние прозвищ и псевдонимов на будущую профессиональную карьеру в области бизнеса.

Список литературы

1.Гоголь Н.В. Мертвые души. Москва, 2004.

2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Сост. Шахматова Н.В. С.-Петербург: ИД ВЕСЬ, 2004. 1678 с.

3.Железников В. Чучело. М., 1997.

4.Никонов В.А. Словарь русских имен и фамилий. М., 1993

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под.ред. Шведовой Н.Ю. М.: Русский язык, 1985. 797 с.

6. Осорина М.В. Как противостоять кличкам, прозвищам и дразнилкам. М.: Педагогика, 2004. 87 с.

7.Пришвин М. Кладовая солнца. М., 1995.

8.Учебный словарь синонимов русского языка/ Сост. Зимин В.И., Алекторова Л.П., Ким О.М., Шанский В.Н. М.: Русское слово, 1994. 583 с.

9.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка/Гл. ред.Семенец Ю.И. М.: Альта-Принт, 2007. 1239 с.

10.Успенский Л.В. Ты и твое имя. Москва, 1984

Приложения

Приложение 1

Социологический опрос

Приложение 2

Интервью с психологом

Приложение 3

Создание игры «Правда или ложь: знаменитые псевдонимы»

Приложение 4

Классное мероприятие с использованием созданной игры

Просмотров работы: 17