Тёркин? Кто же он такой?

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тёркин? Кто же он такой?

Ермолаев Я.С. 1
1БМАОУ «Лицей №7» им. А.А.Лагуткина
Авдеева М.В. 1
1БМАОУ «Лицей №7» им. А.А.Лагуткина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 «Давайте, люди, никогда об этом не забудем»

А.Твардовский

Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Дорогой ценой досталась победа нашему народу.

9 мая 2025 года в 80-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остаётся молодой.

Тяжело досталась нашим прадедам эта Победа. Память народная о войне - вечная. А всегда помнить - это наш долг. За чистое небо, за тихие зори, за солнечные дни мы благодарны Вам, дорогие наши Защитники!

Цель моего исследования – знакомство с популярным литературным героем Василием Тёркиным. Кто он такой? И какое место он занимает в истории Великой Отечественной войны?

Задачи:

  • прочесть поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин»;

  • узнать, каков он, Василий Теркин, что мы знаем о его внешности, его биографии, его судьбе?;

  • узнать, какие качества сделали Теркина любимейшим героем читателей;

  • узнать, о чём говорит фамилия героя;

  • узнать, как развивается характер Теркина на протяжении поэмы;

  • узнать, каковы отношения Автора и его героя? Какова роль Автора в поэме;

  • формировать чувство патриотизма и любви к большой и малой Родине;

  • создать игру-лото по произведению «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского.

Актуальность своей работы вижу в том, что2025 год - Юбилейная дата – 80-летие со Дня Победы над фашистской Германией.

Я считаю, что изучение истории Великой Отечественной войны через художественные произведения будет актуально всегда. Без памяти о Великой Победе в этой войне немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших прадедов, дедов, бабушек и прабабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами. Это подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России. Художественная литература как наиболее доступный голос времени, способный передать историю человечества, стала средством раскрытия этой проблемы.

Новизной исследования, я считаю, изучение художественной литературы как исторического источника.

Объектом исследования служит поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

Предметом исследования является образ главного героя, советского солдата Василия Тёркина.

Гипотеза. Могу предположить, что при изучении художественного произведения на военную тему, мы можем погрузиться полностью в историю страны вместе с литературным героем и познакомиться с событиями тех роковых лет, узнать больше о судьбе русского солдата.

Методы исследования:

1) анализ литературы по теме;

2) поисковый;

3) выводы;

4) систематизация материала;

5) моделирование.

Практическая значимость. Данный проект можно использовать на уроках литературы по теме «Литература о Великой Отечественной войне». А продукт проекта – игра - это готовое наглядное пособие. Его можно применять после изучения поэмы «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского. Игру можно разместить и в качестве музейного экспоната лицейского краеведческого музея. Полученный продукт в результате исследования был уже применён и опробирован в муниципальном проекте «Ориентиры жизни».

I. Глава. Теоретическая часть. Тёркин? Кто же он такой?

1.1. История создания поэмы «Василий Тёркин (Приложение 1)
Поэма "Василий Тёркин" Александра Твардовского — одно из самых известных произведений о Великой Отечественной войне. Её создание имеет интересную историю, связанную с личным опытом автора и потребностями времени.
Идея создания поэмы возникла у Твардовского в 1939–1940 годах, во время советско-финской войны. Тогда он работал военным корреспондентом и задумал написать произведение о простом солдате, который стал бы символом стойкости, юмора и человечности.

Во время Советско-Финской войны, по словам Александра Твардовского, а вовсе не в 1940-е годы появился на свет Вася Тёркин. Более солидное имя Василий он приобрёл значительно позже в годы Великой Отечественной войны. При этом самое интересное состоит в том, что данный литературный персонаж, авторами которого выступили Н. Тихонов, В. Саянов, А. Щербаков, С. Вашенцев, Ц. Солодарь и А.Твардовский с первых дней своего существования имел свой собственный визуальный образ. Дело в том, что сотрудники газеты «На страже Родины» Ленинградского военного округа придумали Васю Тёркина вовсе не как героя поэмы или какого-либо иного стихотворного произведения, а как героя комиксов! На страницах газеты, для пропаганды героизма бойцов Красной Армии в Советско-финскую войну публиковались самые настоящие комиксы с комментариями в стихах, иллюстрирующие подвиги Васи Тёркина в 1939-1940 году. При этом по задумке авторов Вася Тёркин  должен был выступать в роли юмористического персонажа, а его похождения печатались в разделе газеты «На досуге» или «Под красную гармонь». (Приложение 2 )
Перед началом публикации цикла комиксов необходимо было каким-то образом представить Василия Теркина читателям. Эту важную миссию поручили Александру Твардовскому, который в качестве вступления опубликовал свое стихотворение «На привале», сочиненное им по впечатлениям от посещения вполне конкретной дивизии Красной Армии. В дальнейшем Вася Тёркин во всю развернулся на полях газеты и Советско-финской войны. Он брал «языка», помогал военному летчику, разоблачал болтуна и поджигателей. Не было такого направления боевых действий, в которых Василий Тёркин не проявил бы себя, в качестве незаурядного бойца. Слава героя комиксов быстро распространилась по военным частям всей страны. Не удивительно, что с началом Великой Отечественной войны Александр Твардовский вспомнил о веселом бойце Васе Теркине, написал поэму «Василий Теркин», состоящую из трех частей.
Он понимал, что в трудное для страны время людям нужен герой, который бы вдохновлял их на борьбу и вселял надежду.
Первые главы новой версии поэмы начали публиковаться в 1942 году в газете "Красноармейская правда". Они сразу же стали популярными среди солдат и офицеров.
Твардовский писал поэму в форме отдельных глав, каждая из которых была законченным эпизодом. Это позволяло публиковать их в газетах и читать солдатам на фронте. Поэма создавалась на протяжении всей войны. Последние главы были написаны в 1945 году, уже после Победы.
В 1946 году поэма была опубликована полностью и получила огромную популярность. За неё Твардовский был удостоен Сталинской премии.

Особенности поэмы:

Язык и стиль: Поэма написана простым, понятным языком, близким к народной речи. Это сделало её доступной для широкой аудитории.
Василий Тёркин стал символом русского солдата, его мужества и юмора. Его образ вдохновлял людей на фронте и в тылу.
Поэма отражала реалии войны, но при этом была наполнена оптимизмом и верой в победу. "Василий Тёркин" — это не просто поэма о войне, это произведение о человеческом духе, о способности человека находить силы для борьбы даже в самых тяжёлых условиях. Она остаётся одним из самых значимых литературных памятников Великой Отечественной войны.

1.2. Каков он, Василий Теркин, что мы знаем о его внешности, его биографии, его судьбе?

Василий Тёркин — это собирательный образ русского солдата, созданный Александром Твардовским. Его характер и судьба отражают типичные черты советского воина времён Великой Отечественной войны. При этом Тёркин — не конкретный исторический персонаж, а скорее символ, воплощение лучших качеств простого человека на войне.
Внешность Василия Тёркина. Твардовский не даёт подробного описания внешности Тёркина, оставляя читателям возможность представить его по-своему. Однако из текста поэмы можно выделить несколько характерных черт:
Обычная внешность: Тёркин — это простой солдат, ничем не выделяющийся внешне. Он не богатырь и не герой в классическом смысле, а скорее "парень обыкновенный".

И чтоб знали, чем силён,
Скажем откровенно:
Красотою наделён
Не был он отменной.

Не высок, не то чтоб мал,
Но герой-героем.
На Карельском воевал —
За рекой Сестрою.
Средний рост, крепкое телосложение: Тёркин физически силён, что помогает ему справляться с трудностями войны.

Выражение лица: В тексте подчёркивается, что у Тёркина открытое, доброе лицо, отражающее его чувство юмора. Он часто улыбается, даже в трудных ситуациях.

Биография и судьба Василия Тёркина.

Твардовский не даёт точной биографии Тёркина, так как он — собирательный образ, однако из поэмы можно узнать некоторые детали его жизни:
Происхождение.
Тёркин — крестьянин, выходец из простой деревенской семьи. Он часто вспоминает свою малую родину, деревню, что подчёркивает его связь с народными корнями. В одной из глав Тёркин шутит, что он "не герой, не орёл, не богатырь", а просто "парень из смоленских".
Военная служба.

Тёркин — опытный солдат. Он участвовал в советско-финской войне (1939–1940), а затем в Великой Отечественной войне. Он служит в пехоте, что делает его близким к простым солдатам, которые несли на себе основную тяжесть войны.
Характер и поведение.
Смелость и находчивость. Тёркин не раз проявляет героизм, но делает это без пафоса. Например, он переплывает ледяную реку, чтобы доставить важное сообщение, или в одиночку сражается с врагом.
Чувство юмора. Тёркин всегда шутит, даже в самых тяжёлых ситуациях. Его юмор помогает ему и его товарищам справляться с трудностями.
Человечность. Тёркин — не просто солдат, он человек с большим сердцем. Он сочувствует товарищам, помогает им, вспоминает о доме и мирной жизни.
Судьба.
Судьба Тёркина — это судьба всего народа. Он проходит через все тяготы войны: сражения, ранения, потери товарищей. Но он не сдаётся, продолжая бороться до конца. В финале поэмы Тёркин остаётся жив, что символизирует победу жизни над смертью, надежду на мирное будущее.

1.3. Какие качества сделали Теркина любимейшим героем читателей?
Василий Тёркин стал любимцем читателей благодаря своим человеческим качествам, которые делают его близким и понятным каждому. Александр Твардовский создал образ не идеализированного героя, а простого солдата, который сочетает в себе лучшие черты русского характера. Его образ поддерживал людей в тяжелое время, заражал оптимизмом и верой в будущее. Вот основные качества, которые сделали Тёркина таким популярным и любимым: человечность и простота. Тёркин — это обычный человек, не лишённый слабостей, но при этом обладающий огромной внутренней силой. Он не стремится к славе, не считает себя героем, а просто выполняет свой долг. Его простота и искренность делают его близким каждому читателю. Он такой же, как все, простой парень, и потому вызывает симпатию.
Оптимизм и чувство юмора. Одно из самых ярких качеств Тёркина — его умение шутить и балагурить даже в самых трудных ситуациях. Его юмор помогает ему и его товарищам справляться с тяготами войны. Смех всегда добрый, так как обращён к товарищам-солдатам, служит не для обличения их недостатков, а для поддержки в трудную минуту их боевого духа. Каждый боец, сражающийся с фашистскими захватчиками — герой, которого можно было угадать в нашем персонаже. Приведу несколько примеров юмора Василия Теркина: в главе «Привал» он шутит про опасность на войне:

Как под первою бомбежкой
Полежишь с охоты в лежку,
Жив остался — не горюй:

— Это малый сабантуй.

В главе «Переправа»:

… Положили для просушки,
Стали спиртом растирать.

Растирали, растирали…
Вдруг он молвит, как во сне:
— Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне,
Чтоб не все на кожу тратить?

В главе «Про награду »:

Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль

В главе «Генерал»:

...Да я не речка;
Чтоб легко туда шмыгнуть.
Мне по крайности вначале
Днем соваться не с руки.
Мне идти туда ночами,
Ну, а ночи коротки…

В главе «Бой в болоте»:

Кто не хочет, тот не верь,
Я сказал бы: на курорте
Мы находимся теперь.

В главе «Отдых Теркина» :

Вот обед прошел и ужин.
— Как вам нравится у нас?
— Ничего. Немножко б хуже,
То и было б в самый раз…

Тёркин не раз проявляет героизм, но делает это не напоказ. Он не боится рисковать, если это необходимо для выполнения задачи или спасения товарищей, например, после смерти командира он ведет солдат в бой за собой, он переплывет ледяную реку, чем спасает людей, в одиночку сражается с врагом. Даже в эпизоде про гармонь виден его героизм -он играет на морозе для солдат, мотивируя и вдохновляя их на победу, поднимая их боевой дух.
Тёркин всегда готов помочь своим товарищам. Он делится с ними едой, поддерживает их морально, не бросает в беде.
В главе "Два солдата" он помогает старику починить часы, хотя сам устал и голоден. Эта сцена показывает его доброту и уважение к старшим.
Стойкость и выносливость. Тёркин проходит через все тяготы войны: сражения, ранения, потери товарищей. Но он не сдаётся, продолжая бороться до конца. Его стойкость символизирует силу духа всего советского народа, который выстоял в самые трудные годы.

Любовь к Родине. Тёркин искренне любит свою страну и готов защищать её до последнего. Он часто вспоминает свою малую родину, деревню, что подчёркивает его связь с народными корнями. Его патриотизм не показной, а глубоко личный, что делает его ещё более близким читателям.
Жизнелюбие. Даже в условиях войны Тёркин остаётся жизнелюбивым. Он ценит простые радости жизни: еду, отдых, общение с товарищами. В главе, где Теркин разговаривает со смертью, она обещает ему спокойствие, тепло, а он, несмотря на смертельную усталость и мороз, готов сражаться со смертью, и остаться жить, чтобы продолжать сражаться, и увидеть победу своими глазами. На пороге смерти человек осознает всю ценность жизни, благодаря Теркину читатель смог пережить этот момент с нашим героем.
Скромность. Тёркин не считает себя героем. Он скромен и не стремится к славе. Его поступки продиктованы чувством долга, душевными позывами и желанием помочь другим. Эта скромность делает его ещё более симпатичным, так как читатели видят в нём не идеализированного героя, а настоящего живого человека, возможно даже кого-то, кого они знают лично.

1.4. О чём говорит фамилия героя?

Фамилия "Тёркин" имеет глубокий символический смысл и отражает ключевые черты характера главного героя, а также его связь с народной культурой и традициями.

Фамилия происходит от глагола "тереть". В русском языке есть выражение "тёртый калач", которое означает человека, прошедшего через множество испытаний, опытного и бывалого. Это словосочетание часто использовалось в народной речи для описания людей, которые многое повидали в жизни и научились справляться с трудностями.
Это полностью соответствует характеру Василия Тёркина, который проявляет стойкость, находчивость и умение выживать в самых сложных условиях.
Фамилия звучит просто и привычно, что делает героя близким к простым людям. Тёркин — не аристократ и не интеллигент, а обычный солдат из народа, что подчёркивает его народные корни. Сама фамилия звучит немного забавно, что добавляет образу Тёркина лёгкости и юмора. Это соответствует его характеру весельчака и балагура.

Фамилия "Тёркин" также отсылает к традициям русской литературы и фольклора, где часто встречаются персонажи с простыми, "говорящими" фамилиями. Например, это можно увидеть в произведениях Гоголя, Салтыкова-Щедрина и других классиков. Твардовский, создавая образ Тёркина, опирался на эти традиции, чтобы сделать героя максимально близким и понятным читателю.

1.5. Как развивается характер Тёркина на протяжении поэмы
Характер Василия Тёркина в поэме развивается постепенно, отражая изменения, которые происходят с героем на протяжении войны. Твардовский показывает Тёркина не как статичного героя, а как живого человека, который растёт, меняется и адаптируется к обстоятельствам. Я бы хотел проследить, как развивается его характер.

1. Начало поэмы: простой солдат. В первых главах Тёркин предстаёт перед читателем как обычный солдат, весёлый, находчивый и немного балагур. Он ещё не сталкивался с самыми тяжёлыми испытаниями войны, поэтому его характер кажется лёгким и беззаботным. Например, в главе "На привале" Тёркин шутит, рассказывает истории, играет на гармони. Он — душа компании, человек, который поднимает настроение товарищам, однако уже здесь видно, что Тёркин находчивый и смелый. Он не боится трудностей и готов помочь другим.

2. Испытания войной: рост стойкости. По мере развития сюжета Тёркин сталкивается с настоящими ужасами войны: переправа через ледяную реку, ранение, потери товарищей. Эти события закаляют его характер.
В главе "Переправа"Тёркин проявляет невероятную стойкость и мужество. Это момент, когда герой из весёлого балагура превращается в настоящего воина.
В главе "Тёркин ранен" он проявляет терпение и силу духа. Даже после ранения он шутит и не теряет оптимизма, что показывает его внутреннюю стойкость.
3. Глубина характера: человечность и сострадание
Постепенно Твардовский раскрывает глубину характера Тёркина. Он не просто солдат, но и человек, который способен на сострадание.
В главе "Два солдата" Тёркин помогает старику, несмотря на невзгоды и усталость. Этот эпизод показывает его уважение к старшим и готовность помочь, даже в мелочах. В главе "Смерть и воин" Тёркин сталкивается с самой смертью, но даже в этот момент он не теряет чувства юмора и веры в жизнь. Этот эпизод подчёркивает его жизнелюбие, везение и упорство.
4. Зрелость: мудрость и ответственность. К концу поэмы Тёркин становится более мудрым и зрелым. Он понимает, что война — это не только подвиги, но и тяжёлый труд, потери и ответственность. В главе "Про солдата-сироту" Тёркин сталкивается с горем солдата, потерявшего семью. Это момент, когда герой проявляет понимание чужой боли и сочувствие.
В финальных главах Тёркин уже не просто весёлый балагур, а опытный воин, который прошёл через все сложности и остался человеком. Он становится символом стойкости всего советского народа.
1.6. Какова роль Автора в поэме?

Роль автора в поэме "Василий Тёркин" чрезвычайно важна. Твардовский не просто рассказывает историю, он активно взаимодействует с читателем, комментирует события, выражает свои мысли и чувства, а также создаёт особую атмосферу доверительности и искренности.
Твардовский выступает в роли повествователя, который ведёт читателя через историю Тёркина. Он рассказывает о событиях, описывает характеры, даёт комментарии и оценки. Например, автор прямо обращается к читателю:


Друг-читатель, я ли спорю,
Что войны милее жизнь?

А читатель той порою
Скажет:
— Где же про героя?
Это больше про себя,

Я сказать хотел иное,
Мой читатель, друг и брат,
Как всегда, перед тобою
Я, должно быть, виноват.

Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
— Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке…

Это создаёт ощущение, что автор разговаривает с читателем как с другом, делится своими мыслями и переживаниями. Твардовский нередко включает себя в повествование, подчёркивая, что он тоже был свидетелем войны. Это делает поэму более личной и эмоциональной.
Например, в главе "О себе" автор рассказывает о своих собственных переживаниях и впечатлениях от войны, что сближает его с Тёркиным и читателями.

Я покинул дом когда-то,
Позвала дорога вдаль.
Не мала была утрата,
Но светла была печаль.

Твардовский часто комментирует действия Тёркина, даёт им оценку или объясняет их значение. Это помогает читателю лучше понять характер героя и смысл его поступков. Например, в главе "Переправа" автор подчёркивает, что подвиг Тёркина — это не просто героизм, а естественное проявление его характера:
— А не фриц? Не к нам ли в тыл?

— Нет. А может, это Теркин?

—Кто-то робко пошутил.

Твардовский через свои комментарии и размышления выражает чувства и мысли всего народа. Он говорит о боли, утратах, надеждах и вере в победу.
Например, в главе "О награде"автор рассуждает о том, что настоящая награда для солдата — это не медали, а сознание выполненного долга.

"Нет, ребята, я не гордый,
Не заглядывая вдаль,
Я скажу: не надо орден,
Я согласен на медаль."

Через свои комментарии и размышления Твардовский формулирует главные идеи поэмы: стойкость, вера в победу, любовь к Родине. В финале поэмы автор подчёркивает, что Тёркин — это символ всего народа, который прошёл через войну и остался непобеждённым:

"Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле."

II. Глава. Практическая часть.

2.1. Создание игры-лото «Тёркин? Кто же он такой?»

Все дети любят играть в различные игры. Одни увлекаются подвижными играми, например, вышибалы, жмурки. Другие – спортивными: футболом, волейболом, хоккеем. (Приложение 3)

У многих дома есть настольные игры. Это и лото, и шахматы, и домино и т.д. Нередко мы с одноклассниками приносим свои любимые настольные игры в класс и играем в них вместе. Поэтому нам стало интересно изучение настольных игр. И мы решили изготовить лото сами.

Наша настольную игру мы назвали «Василий Теркин». Она полезная, позволяет проверить знания, полученные на уроках литературы по произведению А. Твардовского «Василий Теркин».

Цель: актуализация в подростковой среде традиционных духовно-нравственных ценностей, таких как жизнь, достоинство, патриотизм, служение Отечеству, гуманизм, милосердие, справедливость.

Задачи: воспитание духовно-нравственных качеств, формирующих духовный облик и нравственные ориентиры у подростков на материале произведения отечественной классической литературы. Поддержка мотивации к изучению литературных произведений отечественных классиков и навыков вдумчивого чтения.

Объект исследования: настольная игра «Василий Теркин».

Предмет исследования: технология изготовления «Лото».

Ответственная группа одноклассников принимала активное участие в создании игры. Мы составили 64 вопроса по произведению, сделали карточки для игры, оформили все в виде игры лото, а так же оформили коробку игры в виде военного ящика для патронов. Нам показалось, что так игра будет передавать дух времени наиболее полно.

Я, наряду с одноклассниками, занимался составлением вопросов, для этого мне нужно было прочитать произведение и хорошенько проанализировать его. Так же я занимался оформлением игры, подбирал фоны и компоновал карточки с вопросами.

Работать над созданием игры было интересно, мы смогли полностью прочитать произведение, ведь школе на изучение предлагаются лишь некоторые главы, и мы открыли для себя это произведение с новой стороны. Василий Теркин не только произведение о войне, но и о человеке, о русском народе, о русском духе.

Наша игра основана на механике игры лото. Игроки получают карточки с номерами для игры. Ведущий вынимает из мешочка бочонок с номером вопроса, зачитывает его, затем то человек, у которого на карточке есть этот номер, отвечает на вопрос. Если он отвечает правильно – он получает бочонок, и закрывает соответствующую цифру. Если ответ не верный, право ответа переходит к другому игроку по часовой стрелке. В случае верного ответа – игрок имеет право закрыть любое число на своей карточке.

Наша игра может быть использована на уроках литературы для более полного погружения в атмосферу произведения. Так же в нашей игре есть вопросы на общую тему, посвященные Великой Отечественной войне.

Работать над созданием игры было интересно – я занимался дизайном карточек и смог поработать с графическими программами, так же при оформлении коробки я пользовался новыми для себя материалами – акрилом, так же изучил процесс искусственного состаривания и декупажа.

2.2. Презентация игры (Приложение 4)

Презентация игры состоялась дважды. Первую презентацию мы провели в классе. Далее выступили с ней на муниципальном этапе проекта «Ориентиры жизни». Так произошла её масштабная презентация. Этот проект посвящён 80-летию Победы. Нашей классной команде «Дартс» было дано задание – представить игру по художественному произведению военной тематики. Обсудив некоторые рассказы, стихотворения, мы решили выбрать поэму А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Произведение пришлось прочитать и проанализировать с учителем литературы. Сразу возникла идея по содержанию игры. Оставалось воплотить её в деле. Игра была готова и презентована.

Заключение

   Таким образом, «Василий Теркин» был, по признанию самого поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.

Можно сказать, что Автор и его герой прошагали дорогами войны рядом. Публикация первых глав началась в 1942 году после тяжелого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события. Печаталась она по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в то же время поэма - целостное произведение. Три части поэмы соответствуют трем этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Сталинградом, победное наступление 1944-1945 годов и полный разгром врага на его территории: одна из последних глав называется «По дороге на Берлин». Закончил Твардовский поэму с окончанием войны.

Конфликт в поэме носит «надличный» характер - он поднят на высоту Великой Отечественной войны, когда все люди одной страны объединяются в народ, единый в своем стремлении спасти свою Родину, а значит и свою семью, свой дом от порабощения и унижения.

Литература

1. Абрамов А. М. ,Акаткин В. М . «Василий Тёркин» А. Твардовского – народная эпопея / Воронеж : Издательство Воронежского университета, 1981. – 191 с.

2. Бредихин В.Е., Никулин В.В. «СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)»: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. - 88 с.

3. Заливако В.Ф . « Венок славы», Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. / М.: Современник, 1989. – 607 с.

4. Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. — М., 1981.

5. Снигирева Т. А. «Навсегда, Василий Тёркин, подружились мы с тобой» (поэма «Василий Тёркин» в контексте творчества А. Твардовского военных лет) / Т. А. Снигирева // Филологический класс. – 2010. – № 23. – С. 8–12.

6. Твардовский А.Поэмы. – М.: «Современник», 1991.

Интернет-ресурсы

1. https://www.culture.ru/materials/258711/vasilii-terkin-glavnoe-o-poeme-aleksandra-tvardovskogo

2. https://obrazovaka.ru/sochinenie/vasiliy-terkin/analiz-proizvedeniya-tvardovskogo.html

3. https://artforintrovert.ru/magazine/tpost/lzgoxp18e1-pochemu-vasilii-tyorkin-shedevr

Приложение 1

А.Т.Твардовский

Приложение 2

Комиксы про Василия Теркина

Приложение 3

Создание игры

Я делаю карточки

Приложение 4

Презентация игры

Просмотров работы: 53