Введение
Сказки знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. Прежде, чем каждый из нас научился читать - все мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. Каждая сказка нас учит чему-то важному. Только надо внимательно присмотреться и прислушаться к ней.
Актуальность
В настоящее время особенно остро стоит вопрос возрождения национальных и семейных традиций. Важным средством становится воспитания является народное творчество. Именно в нём простой народ закладывал этические традиции и нравственные идеалы. Фольклорные произведения всегда воспитывали людей, прославляя свой край, подготавливали людей к жизни именно на этой земле. Участвуя вместе со своим классом в творческих встречах с новосибирскими писателями такими как Т.Е. Пьянкова, Т..Рабцева, В.В. Шамов, Т. Ф. Магалиф, которая нам рассказала о творчестве Ю.Магалифа. Я заметила, как повышается интерес у наших ребят к чтению книги. А возможность получить из рук автора книгу с его автографом вызывает чувство гордости за свой край, а также пробуждает любовь к литературе. До этих встреч мы часто и не задумывались, где создана та или иная сказка, в каком селе или городе нашей родины высказана та или иная народная мудрость, проявившаяся в пословице. Между тем, определяя родину того или иного текста, можно лучше понять не только региональную историю, но и историю своего рода, свои традиции. Данный проблемный вопрос определил направление моей работы: открыть через знакомство с творчеством В.В. Шамова своеобразие авторских задумок нашего земляка. заинтересовать ребят темой исследования, а также научить анализировать и фантазировать.
Цель: на основе теоретического изучения сказок понять в чём заключается уникальность сказок В.В. Шамова
Задачи:
рассмотреть основы теории сказок;
познакомиться с творческим путём писателя - земляка В.Шамова
прочитать сказки В.В. Шамова;
проанализировать и выявить специфические особенности сказок В.В. Шамова;
проследить отражение в сказках В.В. Шамова исторических и природных объектов города
Объект исследования: сказки ВВ Шамова
Предмет исследования: художественное своеобразие сказок В.В. Шамова
В ходе работы над проектом определена гипотеза: уникальность сказок В.В. Шамова заключается в его способности сочетать фольклор, литературу, при описании исторических объекты города, и переплетение вымысла и реальности
Методы исследования:
изучение сказок для сравнения
анализ и синтез материала
творческие встречи с писателями города (В.В.Шамовым,Т Рабцевой, Т.Е.Пьянковой)
литературный эксперимент.
2. Теоретическая часть
Изучая словари и научную литературу, я узнала, что сказки бывают народные и литературные. В словаре литературоведческих терминов я нашла определения сказок. Сказканародная (употребляя термин в самом широком значении) — всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности. Виды народных сказок очень разнообразны и носят как в народной среде, так и в научном обороте различные названия, однако какой-либо резкой грани между отдельными видами сказки провести невозможно: элементы, присущие одному виду, могут проникать в другой; все зависит от преобладания какого-либо одного из элементов над другими.
Литературная сказка тесно связана с письменной литературой. Её еще называют авторской. В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
1) в литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
2) для литературной сказки характерно углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей. В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.
3) для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Классические литературные сказки как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. На основе изученного теоретического материала, я составила таблицу различия и сходства сказок авторской и народной и сказа. (Приложение 1)
3. Практическая часть
1. Знакомство с творчеством путём писателя-земляка Владимира Шамова
О жизни и творчестве писателя я узнала из уст самого писателя, когда он пришёл к нам в класс на творческую встречу.
Владимир Викторович Шамов родился 13 ноября 1951 года в рабочем поселке Чистоозерное Новосибирской области. В 1969 окончил Куйбышевскую среднюю школу № 1, одну из самых старейших школ Новосибирской области. В 1974 году получил диплом инженера судомеханика после окончания Новосибирского института инженеров водного транспорта. Служил в армии. Вся дальнейшая жизнь Владимира Шамова связана с общественной жизнью города Новосибирска. С 1979 года он возглавляет Новосибирский городской комитет комсомола молодежи. В дальнейшем партийная и советская работа позволяет ему реализовать ряд идей, начатых еще в комсомоле. Внедрение новых традиций в городскую среду становится жизненной задачей В.В.Шамова, для этого он объединяет вокруг себя ряд художников, писателей, производственников. В городскую жизнь прочно входят образы Городовичка и Владычицы речной – Обинушки, придуманные В.В.Шамовым. Для популяризации этих образов он берется за перо, из-под которого выходят книги «Обская легенда» «Катеринина тайна», «Легендные россыпи», «Новосибирские сказки».
Из творческой встречи я узнала, что все свои книги автор пишет в расчёте на совместное чтение детей и родителей, что создаёт особую духовную связь родных людей «..соединяет не только разум, но и души..»
2 Краткий анализ прочитанных книг
Когда я взяла в руки книги писателя, меня заинтересовала в первую очередь книга с названием «Новосибирские сказки». Конечно я увидела в названии слово СКАЗКИ. Мне стало интересно, какие же сказки меня ждали, что в них особенного, чем они интересны. Читая сборник, я всё больше увлекалась. Ведь
в них таились истории об архитектурных сооружениях, о географических объектах, об исторических события нашего города. И мне было интересно соотносить их с реальностью, узнавать новое. Конечно, что-то мне было непонятно, и я обращалась за помощью к маме, к моему учителю Галине Владимировне. И я восхищалась: как хитро автор в лице рассказчика, становится не только свидетелем, но творцом истории города, виртуозно переплетая вымысел и реальность. Читая сказку одну за другой, мне удалось составить краткий перечень отражения в сказках В.В. Шамова исторических и природных объектов
«Легендные россыпи»: какие особенности от сказки и легенды Прочитав эту книгу, я узнала о том, как появилась в нашем городе первая почта, услышала прекрасную легенду о Заельцовском боре и Бугринской роще. Прочитав четвёртую часть этой книги, под названием «Мифический лес», я узнала о далёком прошлом, когда люди поклонялись богу Солнца, богу Добра и многим другим славянским божествам. |
|
Катеринина тайна Из этой книги я узнала легенды о любови Обинушки и первостроителя Иванушки, легенду о Катерине – управительнице Обского Подводного царства. Узнала о покорении Сибири Ермаком, и о тому, как шло продвижение русских по нашим местам. Узнала о сражении казаков Ермака с главным Кучумским войском, услышала удивительные истории о самом 10 атамане Ермаке Тимофеевиче, и том, что из рук самого Столыпина Петра Аркадьевича он получил кисет на память с пожеланиями. «Путешествие в историю Сибири». Меня поразил тот факт, что эти события действительно проходили в далёком 17 веке в тех местах, где сегодня раскинулись бескрайние просторы нашей Новосибирской области. |
|
«Фонтаны над Обью» Виктор Владимирович очень много страниц в этой книге посвятил новосибирцам и родному городу. Она написана в необычном стиле: словно сказка переплетается с былью, а прошлое с будущим. Автор ведёт рассказ от имени Сан Саныча - мэра 200-летнего города Новосибирска. Из книги я узнала о первой ГЭС в Сибири, о первом научном городке, о первом подвесном мосте. А также об очень важных и знаменитых жителях нашего года, а именно об Александре Карелине, Ростиславе Шило, А.М.Каце, Г.П.Лещинском. |
Владимир Викторович создал удивительный сказочный образ. Это Царица Обская – Обинушка. С царицей Обинушкой и Городовичком я встретилась в каждой книге писателя. Образ Обинушки пропитан теплом, лаской, нежностью. Мудрость чувствуются и в ее словах, и в поступках. Эта сильная и решительная женщина умеет беззаветно любить и мужественно преодолевает испытания, выпавшие на ее долю. Обинушка трепетно хранит местные традиции. Она является помощником для тех, кому действительно нужна помощь, кто старается для Новосибирска. Часто Обинушке помогает Городовичок.
4. Заключение и выводы
1. Прочитав книги В.В. Шамова, я заметила, что большинству сказок свойственна интонация живого рассказа. Этот эффект достигается использованием различных художественных приемов: введение оборотов, слов, междометий, употребляемых в разговорной речи (куды, значит, так-с, доколе); использованию устаревших слов (извозчик, келья, верста); диалектных, присущих сибирякам (колода, таратайка, шуга, барда, долблёнка, скарб). Также в сказках очень много диалогов, автор часто использует обращения, что создаёт, на мой взгляд, ощущение разговора, происходящем на глазах у читателя. Его книги рассказывают об истории города, названиях площадей и улиц, людях и их творениях. И в то же время эти тексты хитро переплетаются с вымыслом. Что даёт основание относить их к жанру авторских сказок, я бы даже точнее сказала, к жанру сказа. Эти своеобразные особенности придают сказам писателя художественную выразительность, убеждают в правдивости того, о чём говорится, учат любить родную землю, свою малую Родину, традиции своего народа.
2. В процессе изучения художественного своеобразия книг писателя, я поняла, что сказы - это более сложные для восприятия тексты, так как в них реальные истории переплетаются с вымыслом. Поэтому я бы рекомендовала эти книги для семейного чтения и для чтения ребят 4 классов и старше. Да и сам автор говорит, что «пишет сказки в расчёте на совместное чтение детей и родителей, дедушек и бабушек». Для лучшего восприятия прочитанного, я составила викторины и кроссворды по книгам. (Приложение 2)
3. Встреча с самим писателем, возможностью задать ему интересующие тебя вопросы, и, получив из его рук книгу с автографом писателя, увлекла, вдохновила меня и ребят нашего класса, способствовала развитию фантазии и зародила желания на литературное творчество. Так как сам автор дал нам напутствие писать о родных уголках. Поэтому постепенно в нашем классе появились литературные сборники творчества класса: Сказки о том, как богатыри спасли речку Ельцовку от загрязнения, как Ваня Петечкин с двойками боролся. В нашем классе мы провели интеллектуальную игру по творчеству писателя.
Выводы:
Проведя данную исследовательскую работу, я могу сделать следующие выводы:
Сказки В.В. Шамова уникальны тем, что в них отражены реальные исторические и природные объекты нашего города
Автор выступает не только как писатель, но и сам является творцом истории нашего города. Чтит местные традиции, сохраняя их, даёт посыл молодому поколению.
Уникальность его сказок и в использовании приёма смешения жанров (сказки, сказов, легенд), тем самым вызывает интерес у широкого круга читателей. Ведь сказку пишут для детей, а сказ для более старшего читателя.
Уникальность сказок писателя и в том, что придуманные им сказочные герои Обинушка и Городовичок «ушли в жизнь» и стали неотъемлимыми символами города Новосибирска.
Уникальность сказок и в том, что автор видит и радеет за будущее нашей малой Родины, хочет, чтобы наш город развивался (этот посыл он даёт в книге «Фонтаны над Обью»)
Художественное авторское своеобразие и в ряде специфических литературных приёмов, используемых автором:
употребление в текстах элементов разговорной речи;
использование обращений, диалогов;
использование устаревших слов и диалектных слов, присущих народам Сибири;
отражение в текстах легенд народов Сибири;
смешение вымысла и реальности.
Вся работа над проектом не только позволила мне расширить свой кругозор, не только зародить во мне любовь к литературному чтению, но и доставила мне радость и минуты наслаждения.
5.Список литературы
Горшенин А. Путешествие по сибирской старине//Сиб.огни– 2002. - №1.
Как научиться любить родную землю, или Сказ о Городском Придумщике. – Новосибирск: Сибирская горница, 2011. – 88 с.
Литературное наследство Сибири. - том 1, 2, 3, 5. - Н-к, 1969, 1972, 1974, 1980. 6. Никульков А.В. Книга о поэтах
На берегах Оби широкой: Литературная антология Новосибирской области. – Новосибирск: 1997
Шамов, В. В. Катеринина тайна / В. В. Шамов; худож. Л. В. Трещева. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1995. – 78 с. : ил.
Шамов, В. В. Легендные россыпи: фантастические путешествия во времени / В. В. Шамов; ил. Л. В. Трещева. – Новосибирск: Кн. изд- во, 1997. – 141 с. : ил.
Шамов, В. В. Новосибирские сказки / В. В. Шамов; рис. Е. Третьякова. – Новосибирск: Кн. изд-во, 2001. – 103 с.: ил.
Шамов, В. В. Обская легенда / В. В. Шамов; худож. Л. В. Трещева. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1994. – 54 с
Шамов, В. В. Фонтаны над Обью: сказ о будущем, настоящем и прошлом / В. В. Шамов; худож. Е. Третьякова. – Новосибирск: Кн. изд-во, 2005. –220 с. : ил.
Яновский Н. Писатели Сибири: Избранные статьи. – М.: Современник, 1988.
http://wiki.darlingcity.ru/wiki/Шамов_Владимир_Викторович
http://club.edunsk.ru/biogra/shamov_biog.htm
http://infomania.ru/map/?p=6272
http://www.konkurs-gorod.narod.ru/parents.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица различия и сходства сказок авторской и народной и сказа.
Народная сказка |
Авторская сказка |
Сказ |
Автор – народ |
Имеет автора-сказочника |
Имеет автора |
Устная форма изложения «Сказки передавались из уст в уста» (текст может меняться) |
Письменная форма изложения «Для чтения и разума» |
Письменная форма изложения «Для чтения и разума» |
Особенности изображения героев – народный подход. Герои носят старинные русские имена – Иван, Марьюшка и т.п. |
Герои носят необычные имена Гвидон, Елисей. |
Часто герои носят старинные русские имена – Иван, Фёдор |
В основе сказки жизнь народа |
Часто в основе лежит использование писателями фольклорных сюжетных мотивов |
В основе лежит использование писателями фольклорных сюжетных мотивов, легендных историй |
Особенности лексики – разговорный стиль изложения. Изложение материала – прозаическое. |
Особенности лексики – литературный стиль изложения, язык художественной литературы. Зачастую поэтическое изложения (но не всегда) |
Используются местные диалектные слова, обороты |
Характеры героев схематичны |
Герои – яркие индивидуальности |
Герои – яркие индивидуальности |
Адресована детям |
Адресована детям и взрослым |
Адресована детям более старшего возраста и взрослым |
Личность конкретного сказителя стёрта |
Ярко выражена авторская позиция |
Ярко выражена авторская позиция |
Схожи по жанру, сюжету |
||
Добро побеждает зло |
Конец может быть разным |
Приложение 2
Кроссворд по книгам В.В. Шамова
Вопросы к кроссворду по произведениям В.В. Шамова
Этот томский губернатор оказал большую помощь после пожара 1909г (Гондатти)
Имя мужика, в честь которого названа деревня Кривощёково (Фёдор)
«Один за всех» - это ……. новониколаевских пожарных (девиз)
Это сооружение положило начало городу Новосибирску (мост)
Там, где сейчас находится Центральный рынок, раньше продавали …. (сено)
Какие дружественные народы раньше жили на берегу речки Тулинки (китайцы)
Эта отличительная особенность внешности была у профессора Белелюбского, писателя Гарина-Михайловского, инженеров-строителей Будагова и Тихомирова (борода)
Этого цвета был автобус под номером 3 (фиолетовый)
Раньше, в базарные дни, это необычное животное можно было встретить на улицах нашего города (верблюд)
Эти ведьмы потешались над ямщиками (снежные)
Назовите фамилию архитектора Краеведческого музея (Крячков)
Как называли второй железнодорожный мост через реку Обь (КИМ)
Это сооружение строили необычным способом «с быка» на «бык» (метромост)
Как называли посёлок вокруг военно-сухарного завода (Сухарка)
«Чёртово городище» последнее пристанище Хана… (Кучума)
Как называется документ, в который вписано имя профессора Белелюбского (манускрипт)
Как назывался один из первых кинотеатров (Заря)
Какой остров носит название речного транспорта (Кораблик)
Назовите фамилию инженера-механика, который провёл электричество в нашем городе (Шиша)
Приложение 3
Викторина по книге «Новосибирские сказки» Объекты города
Название главы |
Вопросы с ответами |
Четыре бороды |
1.С кого молодые строители взяли пример, и начали отращивать бороды? (Профессор Белелюбский, писатель Гарин Михайловский, инженеры Будагов и Тихомир) |
Первая печатка |
1. Что изобразил на печати сапожник Тимошка? Дом, похожий на собор Александра Невского) 2. С каким событием связано названием места «Чёртово городище»? (На берегу Каменки хан Кучум устроил своё последнее жилище – это место и стали называть Чёртово городище) |
Извозчиков кнут |
1. В те времена это была базарная площадь, и на ней стоял Доходный дом. Что сейчас здесь располагается? (Театр оперы и балета) 2. Как речная хозяйка Каменка помогла Михайле? (Каменка спасла извозчика из полыньи и одарила его новым башметом и бобровой шапкой) |
Говорящий елец О реке Ельцовка |
1.Почему речка Ельцовка называется Ельцовкой? (В ней водилось много рыбы сибирский чебак-елец) |
В два воза с сеном шириной |
1. Сегодня на этом месте находится Центральный рынок, а что здесь было раньше? (Сенной базар) 2. О каком тоннеле идёт речь в этой сказке? (Тоннель под мостом на улицу Владимировскую) |
Миша Шиша |
1. Чем освещались улицы нашего города, когда ему было всего 20 лет? (86 керосиновых фонарей) 2. В каком году и где в городе появился первый электрокинотеатр? (В 1910 году в доме купца Вишнякова на Николаевском проспекте) 3. Как фамилия инженера, приглашённого в строящийся город для проведения эектричества?(Михаил Александрович Шиша) |
Снежные ведьмы |
1. Каким образом деревенские мужики доставляли в город на базар свой товар? (Зимой через реку по зимнику) 2. Как называется остров, на котором снежные ведьмы погубили матросов и корабль? (Кораблик) |
Чудо под асфальтом |
1. Сейчас это здание Краеведческий музей. Что было в нём изначально? (Торговый корпус и Городская управа) 2. Какая архитектурная особенность у этого здания? (Тротуар вокруг здания был выложен из стеклянной плитки) |
Необычайные пожарницы |
1. В каком году был самый крупный пожар в Новониколаевске? (Ветреным весенним днём 1909 года) 2. Кому благодарные жители Новониколаевска присвоили звание Почётного гражданина города (Томскому губернатору Николаю Гондатти) |
Радостный автобус |
1. Какие машины первоначально приспосабливали для перевозки пассажиров по городу, и в каком году это случило? (Грузовики. В 1926 году) 2. В каком году в городе появились настоящие автобусы? (В 1929 году) 3. Какого цвета были автобусы? (Маршрут №1-зелёный; №2-голубой; №3-фиолетовый; №4-оранжевый) |
Обинушкин любимчик |
1. Почему в деревне все любили Миколку? (Миколка был киномехаником) 2. Кем стал Миколка когда вырос? (Николай Афанасьевич Бирюля директор кукольного театра) |
Лёня-фонтанёр |
1. Кому принадлежит инициатива создания цветомузыкального фонтана? (Георгию Павловичу Лыщинскому) 2. В каком году был построен цветомузыкальный фонтан? (К 100- летию города в 1993 году) |
ВИКТОРИНЫ КРОССВОРДЫ