Роман «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда как метафора философского экзистенциализма

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роман «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда как метафора философского экзистенциализма

Зимовцова М.А. 1
1МБОУ "СОШ №11" ИМОСК
Малинина А.А. 1
1МБОУ "СОШ №11" ИМОСК
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Роман «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда - признанная классика и мировой бестселлер. Произведение не раз успешно экранизировалось и уже много лет не сходит с театральных подмостков по всему миру. Тираж книги, выпущенной в 2024 году издательством «АСТ», составляет на сегодня 614 000 экземпляров.

В Произведении Оскар Уайльд размышляет о непреходящих проблемах: конфликте внешней и внутренней красоты, влиянии общества на человека, деградации личности и др. Живость персонажей произведения убеждает нас в том, что в жизни мало что изменилось за прошедшие столетия. Именно это, вероятно, и поддерживает читательский интерес к произведению.

Актуальность: Оскар Уайльд в своём произведении не только поднимает темы искусства и красоты, но и глубоко затрагивает проблемы нравственности, выводя их на первый план. Яркий индивидуализм автора, также хорошо знакомый и современным людям, привлекает внимание читателя. Тем временем многогранность персонажей «Портрета Дориана Грея», первоначально кажущихся типичными гедонистами, может ввести в заблуждение. Именно поэтому философский анализ произведения может помочь читателю в формировании непредвзятого комплексного мнения о героях Оскара Уайльда и понимании смысла всего произведения в целом.

Объект исследования: роман«Портрет Дориана Грея» О. Уайльда

Предмет исследования: черты философского течения экзистенциализм в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Методы исследования: сбор материала, библиографический анализ литературы и материалов сети Internet, описание, обобщение, интерпретация, сравнительный анализ.

Цель работы: доказать, что в произведении О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» заложены основные принципы и идеи экзистенциализма как философского течения.

Задачи:

- рассмотреть экзистенциализм как философское направление, описать его основные идеи и принципы;

- объяснить, что такое экзистенциальный жанр в литературе, выделить его основные черты;

- выявить черты экзистенциализма в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»;

- рассмотреть сюжетную конструкцию романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» с точки зрения философии экзистенциализма;

- проанализировать ключевых героев романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» с точки зрения философского экзистенциализма А. Камю;

- сделать вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу.

Гипотеза: романО. Уайльда «Портрет Дориана Грея» можно рассматривать как метафору философского экзистенциализма А. Камю.

Глава 1. Экзистенциализм как направление.

1.1 Экзистенциализм в философии

Экзистенциализм – основополагающее течение в философии XX века, популярное, в виду своей природы, и сейчас. Слово «Экзистенциализм» происходит от слова «экзистенция». (от нем. die Existenz – существование) [12]

По Камю, «экзистенция» – это устремлённость за пределы самого человеческого существования и поиск индивидом бытия в процессе его вовлечённости в собственную конечность. Здесь изначальное мироощущение человека трактуется как абсурд– одно из ключевых понятий в философии А. Камю. Камю замечает, что человек не способен как-либо изменить абсурдный мир вокруг себя, но он может постараться не стать его частью. Так философ приходит к идее бунта. [1]

Итак, Экзистенциализм — это философия существования человеческой личности.

«Именем … экзистенциальной философии обозначают философское течение, которое возникло прежде всего около 1930 года в Германии ... Единство этого, в свою очередь, внутренне ещё очень разнообразного, движения состояло в возврате к великому датскому философу Сёрену Кьеркегору ... Образованное им понятие экзистенциального существования обозначает общий исходный пункт, получившей тогда своё название экзистенциальной философии» [5] - так определил философию существования О. Ф. Больнов.

Сам же термин «Экзистенциальная философия» (от нем. Existenzphilosophie) одним из первых ввёл в своём труде «Духовная ситуация времени» (1931г) К. Ясперс, [3] а также именно он выделил Кьеркегора, посчитав его действительным основоположником экзистенциальной мысли.

«Экзистенциализм – это гуманизм» - высказывание, принадлежащее Ж.-П. Сартру. [10]

М. Хайдеггер так же писал, что экзистенциализм перенимает многие идеи гуманизма, но раскрывает их шире и полнее. [11] 

Среди основных принципов экзистенциализма необходимо отметить следующие:

  • существование человека предшествует его сущности. Сущность определяется и приобретается в ходе существования;

  • человек сам создает свою личность, причем протекает этот процесс на протяжении всей жизни;

  • человек свободен. Свобода для человека – это, прежде всего, свобода выбора – неотъемлемая и необходимая;

  • человек несет ответственность за себя и за других людей;

  • человеческое существование временно и конечно.

Вывод: Экзистенциализм, как самостоятельное философское течение, появился лишь в XX веке, однако его основные идеи и принципы, настаивающее на свободе воли каждого отдельного человека, были сформулированы раньше – в трудах С. Кьеркегора. Экзистенциальная философия – это философия бытия человека.

1.2 Экзистенциализм в литературе.

Итак, стало понятно, что экзистенциализм –этофилософия человеческого бытия.

Как самостоятельное течение, он оказал большое влияние на развитие не только философии в частности, но и всей мировой культуры в целом. Экзистенциализм, как жанр, по-своему интерпретирует проблематику философско-художественного осмысления действительности и внутреннего мира человека, он исследует возможности выхода индивидом за рамки его собственной сущности. Экзистенциализм акцентирует внимание на эмоциональной природе личности, иррациональности существования и абсурдности мира. Он рисует антитезу, противопоставляя человека миру. По этим и другим признакам экзистенциализм сравним с художественной литературой XIX-XX веков.

Большинство философов-экзистенциалистов – среди них и А. Камю, и Ж.-П.- Сартр, и С. Кьеркегор - излагали свои идеи в том числе в произведениях художественной литературы. Влияние основных идей экзистенциализма просматривается в творчестве известнейших русских авторов: Лермонтова, Тютчева, Гоголя, Чехова, Толстого. Уединение, самоанализ, попытка осознания собственной сущности, экзистенциальная отрешенность от сиюминутных текущих событий повседневности также связывает литературу с этим направлением философии. «Экзистенциальная литература – это литература бытия человека».[13] Экзистенциализм, акцентируя внимание на индивидуальности каждого конкретного экзистанса, тем самым утверждает и его неповторимое творческое содержание, что, опять же, становится благодатной почвой для развития его идей в литературе. Можно сказать, что экзистенциальный жанр в литературе ставит перед собой задачу рассказать о поведении человека, переживающего ту или иную пограничную ситуацию. Герой, обладающий свободой, волен поступать так, как захочет, в выборе его может ограничивать только последующая за принятым решением ответственность.

Можно выделить следующие отличительные черты экзистенциальной литературы:

  • мир по природе своей абсурден и потому настроен против человека.

  • архетип сюжета основан на переходе героя из одного состояния/мироощущения в другое.

  • часто используется приём сосуществования в художественном пространстве произведения реальной и ирреальной действительности.

Безусловно, данные черты свойственны, в большинстве своем, романам, в виду сложности сюжетов. Герой экзистенциального романа обречен на поиски самого себя, своей идентичности, в абсурдном, непознаваемом мире, для этого, путём личностного кризиса, он переходит из одного состояния в другое. Ирреальная действительность служит в таком романе образом, указывающим или на непостижимость мира, или на невозможность взаимного понимания людей, принадлежащих к «разным мирам».

Таким образом, привлечение художественной литературы позволяет лучше раскрыть тему психологического анализа человека, являющейся основой экзистенциализма.

Вывод: Экзистенциальная литература – это литература бытия человека. Экзистенциальные романы, в сущности, являются продолжением философских эссе экзистенциалистов, однако вместе с тем, они раскрывают поставленные проблемы глубже, «подсвечивают» их, путём обращения к иносказательности, ввода художественных образов и использования метафоры как средства художественной выразительности.

Глава 2.
Философские образы в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

2.1 Сюжетная конструкция «Портрета Дориана Грея» - философская метафора. Судьба Дориана Грея.

Интересно заметить, что год написания «Портрета Дориана Грея» - 1891, а само слово «экзистенциализм» будет введено К. Ясперсом лишь в 1931г.

Однако почему же «Потрет Дориана Грея» - экзистенциальный роман? Докажем это, обратившись к критериям экзистенциальной литературы.

Первый критерий - обязательная абсурдность мира художественного произведения, в котором разворачиваются события. По Камю, мир абсурден – то есть, непонятен для человека априори и, более того, он равнодушен к человеку.Абсурд в романе– это концепция того, что главный герой - Дориан Грей, обладающий на момент начала событий произведения чистой и прекрасной душой, может так легко поддаться соблазну и потерять всё и себя самого в том числе. Романтик, умеющий видеть красоту вокруг, теряется в абсурдном мире, очаровывается обаянием зла, а там, как писал всё тот же А. Камю, «если отсутствует различие между … добрым и злым, остаётся одно – показать себя … самым сильным… Таким образом, ... в поле отрицания и нигилизма убийство окажется в привилегированном положении» [1], что и происходит в романе.

Второй критерий – определенный архетип сюжета произведения, основанный на переходе героя из одного мироощущения в другое. В романе Дориан проходит через стадию личностного кризиса, когда его бывшая возлюбленная Сибила Вейн убивает себя (или совершает суицид), и, когда жить по-старому становится невозможно, он окончательно трансформируется в «злодея», пока выработанное чувство безнаказанности оправдывает все его поступки.

Третий критерий – приём сосуществования в художественном пространстве произведения реальной и ирреальной действительности. Ирреальность, как что-то ненормальное или не укладывающееся в систему взглядов человека, есть следствие абсурда. В «Портрете Дориана Грея» присутствует проявление конфликта реального и иллюзорного, о котором упоминала Т. Ю. Осадчая в своей работе, - введение персонажей-двойников [8] (Дориан Грей и его потрет).

Итак, по всем критериям «Потрет Дориана Грея» О. Уайльда – роман экзистенциальный.

Литературовед Бахтин М. М. считал, что романы более всего устойчивы для ввода в них дополнительных жанров, при том эти самые введённые жанры «сохраняют в нём [романе] свою конструктивную упругость, и самостоятельность, и своё стилистическое своеобразие». [4] Иносказательность - приём, свойственном для всего экзистенциального жанра в целом. Ответим на вопрос: возможно ли, что сам сюжет «Портрета Дориана Грея» О. Уайльда есть метафора на философский экзистенциализм?

Нам интересна следующая сюжетная конструкция «Портрета Дориана Грея» - тот, кто намерен совершить убийство, сам становитсяжертвой.[9] Возмездие есть мера ответственности, а ответственностьизлюбленный концепт экзистенциальной философии. Следовательно, мы можем разглядеть здесь метафору. Сформулируем её так: «человек, способный пойти на причинение вреда другому, должен быть готов к несению ответственности за сделанный выбор», где ответственность, в случае «Портрета Дориана Грея», – это равная возможность экс-убийцы оказаться убитым самому, ведь, если убийство не считается злом в абсурдистском мире, «следует приготовиться убивать». По такой логике «носители угрозы сами под угрозой», так как в случае, когда жизнь одного как благо не признаётся, стоит относится так же и к жизням других. [1]

Вывод: «Портрет Дориана Грея»О. Уайльда — это, во-первых, экзистенциальный роман, так как в нём присутствуют все ключевые образы экзистенциальной литературы (абсурдный мир, развитие героя через перемену мироощущения), и, во-вторых, метафора человеческой ответственности за совершенное или задуманное.

2.2 Человек и абсурдность бытия. Судьбы героев. «Портрет Дориана Грея» - метафора на экзистенциальный абсурдизм А. Камю.

В абсурдизме А. Камю человек, существующий в абсурдном мире, обязательно должен ответить для себя на вопрос «что делать?» и, в зависимости от ответа, избрать для себя один из трёх вариантов действия: первый – бунт, выражающийся в поиске смысла человеком или создании оного; второй – самоубийство, как мера добровольного отказа от жизни в бессмысленном мире, отказа от поиска смысла там, где его, по логике, нет; и третий – приобщение к абсурду, капитуляция перед его лицом.

Наша цель состоит в том, чтобы подтвердить эту мысль, приведя для каждого из вариантов конкретного персонажа «Портрета Дориана Грея», “существующего” согласно одной из этих парадигм. В этом и будет состоять метафора, ведь экзистенциализм – это философия бытия человека, то есть, в том числе, это и философия конкретного, единичного экзистанса, так что говорить о ней, отделяя от её от героев произведения, неправильно.

Бунт, каким онописан в «Портрете Дориана Грея»это бунт Сизифа, [1] бунт против абсурда в частности, выражающийся в поиске смысла жизни и жизни вообще, при осознании её конечности и “бессмысленности”. Единственным персонажем, которому удалось обрести смысл, единственным реальным бунтарём, на самом деле является художник – Бэзил Холлуорд. Камю говорит, что «мораль художника – это искусство»,[1] действительно, Бэзил живет искусством, однако главный «мотив» Бэзила – Дориан, его эстетический идеал. Именно поэтому, когда Бэзил видит уродливую «душу» Дориана (портрет), то теряет жизненный смысл и, как итог, погибает. В сущности, история Бэзила – это история обретения и потери особого «художественного зрения», [7] которое и помогало герою держаться в окружающем его абсурде.

Второй путь – самоубийство. «Решить, стоит ли жизнь того, чтобы её прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии» - пишет Камю. [1]

«Он уничтожил меня» [2], - говорит Дориан о портрете. Портрет - яркое проявление ирреальности, но мы утверждаем, что Дориан совершил самоубийство, когда вонзил нож в своего «двойника». Важно отметить, что самоубийство - мера добровольная, «отрицательная сторона абсолютной свободы». Никто, кроме самого человека, совершающего подобное, не способен принять это решение за него. Самоубийство Дориана - попытка вернуть себе власть над своей жизнью. Дориан хочет понести ответственность за свои преступления — это желание, принятое по собственной воле, и означает возвращение контроля.

Третий путь - капитуляция перед лицом абсурда.

Лорд Генри – это образ смирившегося человека, подстроившего всю свою жизнь под окружающий абсурд. Его путь – это отказ от бунта и примыкание ко всеобщему абсурдному течению жизни, отказ от размышления и необходимости поиска смысла существования, ведь жизнь лорда Генри – отрицание, а полное отрицание есть абсурд. К такому выводу нас подводит философия лорда Генри, которую мы, исходя из всех критериев дендизма, [6] согласившись с мнением Камю, назовём «извращенной формой аскезы». [1]

Заметим, что денди у Камю – это романтический образ. А в поведении лорда Генри мы можем прочесть продолжение мысли Бодлера, которого Камю признавал самым высоким теоретиком дендизма, – «если всё вокруг сочится преступлением, то пусть это преступление хотя бы обретёт изысканные черты» [1] - именно отсюда берёт своё начало эстетизация греховности, которую лорд Генри привил Дориану и к которой был склонен сам.

Экзистенциальная мысль признает бесплодность позы денди, (а О. Уайльд называет лорда Генри «денди» [2]) ведь, в сущности, его романтический бунт-отрицание ни к чему не приводит - абсолютное «нет» беспочвенно, ведь если человек «кричит» о том, что всё отрицает, то это значит, что он в том числе отрицает и свой «крик». Бунт по Камю – это всегда бунт против чего-то.

Девиз денди – это «жить и умереть перед зеркалом,» - таково мнение Бодлера. Следуя этой логике, единственная форма существования денди – это протест, что, в целом, так же подходит под описание лорда Генри. Денди – это персонаж, который не может жить без публики, он способен заявить свою собственную позицию лишь через отрицание заранее существующих. Поэтому денди не может жить без провокаций, ведь иначе не будет и реакции «других». [1] Итак, гипотеза доказана.

Вывод: в «Портрете Дориана Грея» действительно присутствуют экзистенциальные образы, которые можно расценивать, как метафору на вещи, описанные в эссе философов экзистенциализма и абсурдизма в частности. В произведении мы можем четко отследить судьбы людей, избравших для себя тот или иной путь, на конкретных примерах, что позволяет как сформировать целостный образ того или иного героя, так и лучше изучить данное направление философии, опираясь на литературу.

Заключение

Экзистенциализм стал маркером самого сложного времени в современной истории человечества – периода между двумя мировыми войнами. Однако и по сей день, в виду возрождения в мире идей национал-социализма, он остается очень актуальным. Философия существования, основными понятиями которой являются «свобода» и «ответственность», настаивает также на индивидуальности каждой отдельно взятой личности, что неизбежно связывает её с искусством.

«Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда – произведение, несомненно, бессмертное: сложно найти человека, который хоть раз не слышал бы о самом романе или его авторе. Искусство, гедонизм, общественное лицемерие – все эти и многие другие темы, поднятые ирландским писателем, в неменьшей степени волнуют нас и сейчас, как когда-то волновали и экзистенциалистов, которым так же нередко приходилось размышлять о них.

Проводя исследование, мы выделили основные черты экзистенциализма как философии и как литературного жанра, познакомились с историей этого течения и его основоположниками – С. Кьеркегором и К. Ясперсом. Подтвердили, что роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» относится к экзистенциальному жанру в литературе. А приведя мнение российского литературоведа М. М. Бахтина о романах в целом, мы поставили задачу найти в «Портрете» конкретные экзистенциальные образы, которые, в виду предрасположенности философии существования к иносказательности, назвали метафорами. Обратившись к эссе одного из известнейших философов-экзистенциалистов А. Камю, мы обозначили сначала метафору об «ответственности человека», которая легла в основу сюжетной конструкции романа, а затем, охарактеризовав судьбы каждого из ключевых персонажей произведения (Дориана Грея, лорда Генри Уоттона, художника Бэзила Холлуорда), на их примере подтвердили мысль Камю о выделенных им путях существования человека в абсурдном мире (основной концепт философии А. Камю).

Наша гипотеза нашла свое подтверждение: мыдоказали, что в произведении О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» заложены основные принципы и идеи экзистенциализма как философского течения, а затем подтвердили, что роман«Портрет Дориана Грея» можно рассматривать как метафору философского экзистенциализма А. Камю в целом.

Список использованной литературы

  1. Камю А. Бунтующий человек. Миф о Сизифе. Сборник. ООО «Издательство АСТ», 2024г.

  2. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Роман. ООО «Издательство АСТ», 2022г.

  3. Ясперс К. «Духовная ситуация времени», издательство «АСТ», 2013г. с.288

Интернет-источники:

  1. Бахтин М. М. «Слово в романе», URL:https://royallib.com/read/bahtin_mihail/slovo_v_romane.html

  2. Больнов О.Ф. «Философия экзистенциализма», URL: https://royallib.com/book/bolnov_otto_fridrih/_filosofiya_ekzistentsializma.html

  3. Дендизм: в литературе, в одежде, как образ жизни – Культура РФ, Дарья Лёгкая URL: https://www.culture.ru/materials/184979/velikosvetskie-khlyshi

  4. Мещерякова Анна Владимировна Образ Бэзила Холлуорда в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»: экфрастический аспект // Мировая литература в контексте культуры. 2012. №1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-bezila-holluorda-v-romane-o-uaylda-portret-doriana-greya-ekfrasticheskiy-aspekt-1

  5. Осадчая Т. Ю. Семантическое ядро жанра "экзистенциалистский роман" в современной литературе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2018. №3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskoe-yadro-zhanra-ekzistentsialistskiy-roman-v-sovremennoy-literature

  6. Пимонов Владимир Иванович, Славутин Евгений Иосифович «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда: структура сюжета // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2016. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-doriana-greya-o-uaylda-struktura-syuzheta

  7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм, URL: https://library.bntu.by/wp-content/uploads/2023/09/sartr-zhan-pol.jekzistencializm-jeto-gumanizm.pdf

  8. Хайдеггер М. «Письмо о гуманизме», URL: https://phil.ulstu.ru/files/studentam/2.2_haid_hum.pdf

  9. Экзистенциализм – Рувики: Интернет-энциклопедия. URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Экзистенциализм

  10. Ярошевская А. В. Истоки экзистенциальной эстетики в русской литературе XIX века: предшественники Ф. М. Достоевского в экзистенциализме. URL:https://fki.lgaki.info/2018/10/01/истоки-экзистенциальной-эстетики-в-р/#:~:text=Экзистенциализм%20в%20литературе%20−%20это%2C,основные%20аспекты%20экзистенциального%20мировидения%20философа

Просмотров работы: 95