Введение
Тема Родины - одна из главнейших тем поэзии Сергея Есенина. Первое восприятие Родины для поэта появляется ещё в юности. Есенин очень правдоподобно и живописно описывает родные края: широкие поля, темные леса, рощи, березы.
Уже в ранних, юношеских стихах автор предстаёт перед нами как пламенный патриот.
Для молодого поэта природа - это целый чудесный и необъятный мир, в котором всё прекрасно. Она настоящий герой ранней поэзии Есенина. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озёрам проникнуты строки многих юношеских стихов.
Идея исследования.
Идея проекта заключается в углубленном исследовании того, как Сергей Есенин использует поэтический язык для передачи своей любви к родине, а также как символические образы помогают создать многоуровневый смысл в его ранних произведениях.
Цель исследования: изучить и проанализировать тему родины в раннем творчестве Сергея Есенина через православную символику.
Задачи исследования:
1. Исследовать основные темы и мотивы ранней поэзии Есенина.
2. Анализировать стихотворения с акцентом на образы природы и крестьянской жизни.
3. Рассмотреть православную символику в стихотворениях о Родине.
4. Провести сравнительный анализ между личными и народными переживаниями, отраженными в творчестве Есенина.
5. Создать интерактивную игру «Есенин. Творчество. Эпоха»
Проблема
Трудность в осмыслении и интерпретации поэзии Есенина, связанная с его уникальным символизмом и эмоциональной глубиной, что требует более детального анализа тем родины.
Поэт и его творчество всегда зависит от времени, в котором он живет и работает. Время не может не отразиться на его мыслях, настроениях, отношении к происходящему. В Есенине жила борьба, его отношение к религии, христианству неоднозначно. Он мучился, метался, то он отрицал Бога, то тянулся к Нему, прося положить его « в белой рубашке под иконами умирать».
Актуальность темы исследования данной работы заключается в том, что
в свете изучения русской поэзии и её влияния на национальное самосознание, особенно в контексте современных культурных и литературных исследований. Растёт духовность, интерес к теме Родины, патриотизма. И где, как не в стихах Есенина это можно найти.
Объект исследования: раннее творчество Сергея Александровича Есенина.
Предмет исследования: православные образы в лирике Есенина.
Гипотеза. В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что, во-первых, православные образы в дореволюционной лирике Есенина являются отражением мировидения поэта, его нравственных представлений и философии, а, во-вторых, помогают раскрыть тему Родины в его творчестве.
Ожидаемые результаты. Исследовательская работа поможет открыть для меня раннее творчество Есенина через православную символику, изучая тему Родины.
В процессе работы мною были использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, изучение научной литературы по теме исследования; игровой интерактив.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных в результате исследования данных и теоретических выводов для углубленного изучения творчества С. А. Есенина в школе. Собранный материал можно использовать в качестве примера в сочинениях на итоговой аттестации.
I. Теоретическая часть. Религиозно- философские основы творчества С. Есенина
Во все времена восставали на Руси столпы Духа Святого – подвижники благочестия, проторявшие словом и делом путь Спасения. Их подвигами крепла и просветлялась духовная ипостась России – Святая Русь. Самые достойные из святых подвижников обладали поэтическим гением и благодаря этому их Слово, становясь общедоступным, играло большую роль в развитии всей русской культуры. Достойной душеспасительной традицией словесного творчества явилась вся поэзия А.С. Пушкина.
Самобытным и верным продолжателем просветительской стези Пушкина явился в начале ХХ века поэт Святой Руси Сергей Есенин. (Приложение 1) Плоть от плоти, кровь от крови народа русского, Сергей Есенин запечатлел своей жизнью судьбу русского народа, не устоявшего в правде и тем изменившего Христу. Вся поэзия Сергея Есенина – единая поэма о Святой Руси.
1.1. Истоки православия в жизни С. Есенина
Проникнутость творчества Есенина христианскими темами и мотивами неслучайна. Истоки такого интереса были заложены ещё в детстве поэта. Большое влияние на него оказала религиозность деда, бабушек и матери. Когда мать ушла от Есениных, дедушка взял Сергея к себе… Каждое воскресенье он водил внука в церковь к обедне. Часто в доме собирались слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи. Бабушка водила малолетнего Сергея по разным монастырям. В пути он знакомился с легендами, сказаниями, частушками, сказками.
Большое влияние на поэта, позднее отразившееся в его творчестве, оказали иконы, бывшие в доме деда. В доме Ф.А. Титова, по словам Е.А. Воробьевой. Иконы создали тот визуальный образ, фон, который затем ассоциативно проявился в произведениях поэта. Иконописные образы, вошедшие в жизнь Есенина в детстве, стали героями его произведений, знаками постижения бытия его лирическим героем.
Учёба во Спас-Клепиковской второклассной школе оказало большое воздействие на личность Есенина. Это учебное заведение отличалось основательным подходом и гуманными методами обращения со школьниками. Изучение иконописи также входило в программу занятий в школах .
Важное значение в формировании православных взглядов будущего поэта сыграло и его обучение в Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского на историко-философском цикле академического отделения.
Таким образом, все развитие личности Есенина подготовляло поэта к восприятию современных ему в тот период философских идей и глубокой литературно-религиозной традиции.
1.2.Автобиографический миф С.А. Есенина
Исследуя жизнь и творчество С.Есенина, я выяснила, что у поэта сложный автобиографический миф, который не заключен лишь в каком-либо одном его произведении, а выстраивается с учётом всего творчества поэта. Современные исследователи (Н. И. Шубникова-Гусева, Е. А. Самоделова, Л. А. Киселёва, С. Н. Пяткин и др.) совершенно справедливо замечают, что поэт был автором не только своих литературных произведений, но и самого главного своего творения — собственного «жизнетекста», не менее увлекательного, захватывающего и драматичного, чем его стихи. Как известно, сам поэт отсылал заинтересованных читателей к своим стихам как основному источнику биографических сведений.
Основой автобиографического мифа Есенина и всех его сюжетных звеньев является близость и сравнение поэта с сакральными персонажами отечественной и мировой христианской культуры. По структуре его творчество и биография выстраивается как житие-апокриф (произведение религиозной литературы). Убедиться в этом позволяет обращение к житиям святых Древней Руси, к чему поэт всегда испытывал глубокий интерес.
Вне всякого сомнения, традиции житийной литературы оказали значительное влияние на формирование духовного контекста творчества С. А. Есенина.
Известно, что житие как жизнеописание духовного подвижника — один из наиболее распространённых жанров древнерусской словесности. Житийная древнерусская литература была широко представлена и в кругу семейного чтения грамотных крестьян, к которым относились семьи Есениных-Титовых, и в практике школьного преподавания русской словесности и церковной истории. Не случайно глубокая осведомлённость поэта в канонах и традициях житийного жанра обнаруживается во многих его произведениях.
«Житийное» происхождение имеют и такие православные мотивы лирики Есенина, как:
мотив особого покровительства Богоматери, открывающей поэту его высокое жизненное предназначение («Льётся пламя в бездну зренья, / В сердце радость детских снов. / Я поверил от рожденья / В Богородицын покров»);
мотив видения «ожившей» иконы («Я вижу — в просиничном плате, / На легкокрылых облаках, /Идёт возлюбленная Мати / С Пречистым Сыном на руках…»);
мотив борьбы духа и плоти, жажда покаяния («Слишком я любил на этом свете / Всё, что душу облекает в плоть…»);
мотив упования на истинно христианскую кончину в завершение жизненного пути («Чтоб за все за грехи мои тяжкие... / Положили меня в русской рубашке / Под иконами умирать…»).
мотив «чудесного» рождения является одним из непременных элементов житийного жанра.
Не случайно поэтому «таинственная» биография лирического героя Есенина начинается авторским мифом о рождении на лоне природы «чудесного» купальского младенца, который приходит в мир не с плачем, как все новорожденные, а с песнями и первое пеленание получает не от матери, а от природы: «Родился я с песнями в травном одеяле, / Зори меня вешние в радугу свивали». Тем самым его судьба — быть певцом родной земли и природы — предопределена изначально.
Другим необходимым правилом житийного жанра является обязательное упоминание о «благочестивых родителях» подвижника.
Особое внимание в древнерусских житиях уделяется отроческим годам будущих святых. Юный герой наделяется при этом особыми эпитетами: «смиренный», «кроткий», «божественный». Примечательно, что в стихотворении «Письмо от матери» (1924) именно об этих качествах сына вспоминает мать, обращаясь к годам его детства.
Интересно и то, что в творчестве С. А. Есенина прослеживается образ его небесного покровителя — великого православного святого Сергия Радонежского, в честь которого поэт был наречён по святцам именем Сергей. Такт истинного художника и православного человека не позволял Есенину прямо соотносить свой духовный путь с жизнью выдающегося подвижника. Так же важен был для него драгоценный дар великой княгини Елизаветы Фёдоровны, настоятельницы Mapфо-Мариинской обители, икона Сергия Радонежского, преподнесённая поэту в благодарность за выступление, состоявшееся 8 октября 1916 года. Святыня бережно хранилась в семье Есениных; ныне она находится в экспозиции Государственного музея-заповедника С. А. Есенина в селе Константинове.
В «Житии Сергия Радонежского», написанном Епифанием Премудрым, большое место уделено отроческим годам будущего подвижника. Черты его внешнего облика, перекликаясь с лирическим автопортретом юного Есенина, проявляются вновь и вновь в образе «светлого отрока», воссозданном в целом ряде стихотворений 1917 года («К тёплому свету, на отчий порог…», «Колокольчик среброзвонный…», «Есть светлая радость под сенью кустов…», «Снег, словно мёд ноздреватый…» и др.). К «житийному» можно отнести образ «христоподобного» отрока, внешним обликом напоминающего синеглазого, златоволосого подростка; образы деда и бабки, выступающих в традиционной роли «благочестивых родителей» из житийных сюжетов; мотив «неотмирности», духовной утончённости, особого призвания, которое «прочитывается» в лирическом автопортрете их внука.
Таким образом, автобиографический миф Есенина содержит в себе скрытый житийный характер, уподобляющий его поэтическое жизнеописание биографиям православных подвижников. Жизнь поэта во многом объясняет скрытые пружины его автобиографического мифа как поэта, «посвящённого от народа», наиболее яркого, наряду с Пушкиным, выразителя, русского национального сознания.
II. Христианские образы и символика в дореволюционной лирике С.Есенина.
2.1. Православная символика в изображении мира Руси Сергея Есенина
Современники отмечали необычайно стремительное вхождение в литературу Сергея Есенина. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». В своем творчестве Сергей Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Лирика поэта с 1914 года наполнена библейскими образами и религиозной терминологией, что помогает поэту представить Русь как нечто святое:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты- в ризах образа...
Не видать конца и края-
Только синь сосет глаза....
Ключевой образ стихотворения- сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, а за этим сравнением- целая философия, система ценностей.
Мир деревни - это храм с его гармонией земли и неба, человека и природы:
Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога. («Дымом половодье», 1914 г.)
В его стихотворениях деревенский пейзаж освещен «Божьей благодатью». Пейзажная метафора соединена с религиозной символикой «церквами у прясел».
Автор использует в своих стихотворениях неожиданно выразительные метафоры и сравнения:
Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает. («Сохнет стаявшая глина», 1914 г.)
Поэт воспринимает природу живой, одухотворенной, наполненной Богом. Поэтому даже воробей в лирике С. Есенина «читает псалтырь» (библейскую книгу Ветхого Завета). Как близок смысл есенинских строк к пониманию мироздания в христианской молитве: «Всякое дыхание да славит Господа».
Мир Руси для Сергея Есенина- это мир крестьянских домов, в которых пахнет «яблоком и медом», где:
….все лес, и все поля,
И степь и горы за Днепром...
И в небе темно- голубом
Сам Бог витает над селом. («Село», 1914 г.)
Село для Есенина-Богом хранимое место, уголок рая на земле. Лирический герой стихотворений поэта - сын земли русской, сын хаты, деревенский парень, который испытывает искреннюю любовь к скирдам, рощам, «старой церквушке»
Есенин рассматривал деревню и ее жителей как основных носителей национального начала, поэтому так детально обрисовывал он мир русского крестьянства.
В стихотворении «Троицыно утро, утренний канон» (1914 г.) поэт отображает традиции празднования Троицы:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна
В благовесте ветра хмельная весна.
Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи и является одним из самых почитаемых праздников на Руси. Праздник установлен в честь восшествия Святого духа на апостолов. Троица- это прощание с весной и встреча лета. К празднику принято было подметать улицы, оконные наличники и двери домов украшать березовыми ветвями, в церковь принято было ходить с букетами цветов, на которые во время молитвы полагалось плакать: «Я пойду к обедне плакать на цветы».
В том же 1914 г. поэт написал стихотворение «Матушка в купальницу по лесу ходила», в котором речь идет об еще одном православном празднике- рождение Иоанна Крестителя, который отмечается 7 июля. Знаком принятия веры Иоанн принял обряд Крещения- омовение людей в реке или озере. В память об обряде Крещения возник обычай купания в Иванов день.
Стихотворение «Чую радуницу Божью» (1914 г.) переполнено чувствами полного слияния лирического героя с природой, ощущения некой тайны бытия на всем. Природа является олицетворением Христа. «Незримый Иисус» зовет лирического героя «в дубровы как во Царствие небес»:
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком в кольце иголок
Мне мерещится Иисус…
Другой христианский символ в стихотворении радуница- весенние поминки. Для христиан- этот символ обновления, возрождения для жизни вечной.
В 1914 году началась война, деревня кажется поэту покинутой, забытой:
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
Стихи поэта наполняются чувством щемящей грусти, неприкаянности: «Смерть в потемках точит бритву».
Есенин все пристальнее вглядывается в лицо родной земли, все острее осознает ее заброшенность и забытость, в стихах все отчетливее проступает грусть, предчувствие грядущей беды, неопределенность:
Роща синим мраком
Косит голытьбу...
Помолюсь украдкой за тою судьбу. («Дымом полоодье»,1914 г.)
Таким образом, когда Есенин говорит о Родине, он будто говорит «обо всем живом». Образ России складывается у поэта из мелких штрихов- черточек: босяк- бродяга «идет проселочной дорогой, молясь на копны и стога», рыжие стога напоминают церкви, месяц несет «чудотворные мощи на крылах», «хаты- в ризах образа». Сергей Есенин использует различные художественно- изобразительные средства, создавая образ Руси, её природы. Поэт видит Русь только православной. (Приложение 2).
2.2. Образ Христа в лирике С. Есенина 1910-1916 гг
Образы библейских, евангельских героев (Христа, Богородицы, Бога-Отца, святых) лирики Есенина восходят к богословским источникам. Одним из самых значимых образов этого периода является образ Христа.
В 17 лет Есенин писал своему другу Г. Панфилову: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство» [13]. Важнейший для поэта образ Христа пройдет через все его творчество, воплощаясь как отдельный персонаж произведений, так и в сонме многочисленных аллюзий и ассоциаций.
Эволюция образа Христа в творчестве Есенина отражает его духовные искания и включает в себя несколько этапов:
младенец Иисус.
Христос- странник.
Христос- жертва, Христос- Мессия.
Творческое воображение поэта занимал не только образ зрелого Христа, свершившего крестный подвиг, но и образ маленького Спасителя, о котором он писал с особой теплотой и нежностью, наделяя его чертами обычного ребенка:
Журавль и скажи враз: А боженька наш
"Тебе и кормить нас, Поделил им кашу
Коль создал". И отдал. («Иисус- Младенец», 1916 г.)
Образ Христа- младенца не случаен для Есенина, для него священными были понятия «дитя» и «мать». Детская непосредственность поведения Христа- ребенка, образ Богородицы, показанной среди обычных крестьянских забот- все это придает лирическому произведению Есенина теплый национальный колорит.
Образ Христа постоянно существует в поэтическом мире дореволюционной лирики Есенина, даже если в произведении он не изображается, то упоминается, подразумевается; действия героев, их фигуры символически уподобляются ему. Например, в стихотворении «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…» (1912 г.) мы не видим того, кто молитвенно обращается к Богу, создается ощущение, что говорит сам мир, сама природа:
Задымился вечер, дремлет кот на брусе.
Кто-то помолился: «Господи Иисусе».
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Сквозь явления природы поэт «прозревает» Бога, явление Богородицы и святых. Причем подобное «прозрение» совершается в картинах самой обыденной, неказистой природы, что говорит о способности героя к тайновиденью, открытию вечных образов за земными гранями:
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу…
Есенин много говорил о Христе, считая его примером для подражания, видя в нем человека, поднявшегося на неизмеримо высокую ступень духовного развития.
Он говорил о своей вере в Христа именно как в человека, «одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему» . Видение высшей природы человека отразилось и в творчестве поэта:
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не Помазуемый ли Богом
Стучит берестяной клюкой.
Тип Христа, образы странников призваны собрать, объединить разобщенный род людской, сплотить для мирового делания. Создавая новый образ человека, Есенин обращался к образу Христа, находил в нем вневременный идеал:
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве
Жамкал деснами зачерствелую пышку….(1914 г.)
Есенин говорил, что при достижении соборного мироустройства человечество достигнет земного рая.
И от этой веры в человека рождается и мысль поэта о единстве, соборности всех людей: «Люди, посмотрите на себя, не из вас ли вышли Христы и не можете ли быть Христами? Разве я при воле не могу быть Христом, разве ты тоже не пойдешь на крест, насколько я тебя знаю, умирать за благо ближнего?»
Этот идеал соборности, единения с миром, природой воплотился и в стихах Есенина:
Я пастух, мои палаты –
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым – скаты
С гарком гулких дупелей. (1914 г.).
Евангельский вход Господень в Иерусалим интерпретирован Есениным в стихотворении «Сохнет стаявшая глина» (1914 г.). Появление Бога готовит внехрамовая природная литургия, которую вершат: ветер, воробей,сосны и ели.
Все образы одушевлены, причастны к тайне появления Христа. Явление Христа здесь кажется невозможно, но именно такая невзрачная природа и оказывается способной «воспринять» Его облик:
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.
Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно. (1914 г.)
Сам образ Христа проникнут светом, солнцем, на фоне неказистой природы он рельефно выделяется. Бог въезжает на Русь, как входил в Иерусалим – в лесу «пахнет вербой». Природа благословляется Христом и благословляет Его.
Мотив нового пришествия Христа реализуется и в стихотворении «Покраснела рябина…» (1916 г.). В стихотворении усиливается динамика образов, голос лирического героя во всеуслышание объявляет о приходе Бога, призывает родной край к исцелению. Природные образы становятся проводниками божественных сил:
Снова выплыл из рощи
Синим лебедем мрак.
Чудотворные мощи
Он принес на крылах…
– это библейские аллюзии к книге пророка Амоса (легенда об искупительной жертве, предвещающей будущее возрождение).
Образ Иисуса Христа в ранней лирике Есенина является связующим звеном между природным и божественным началом, ветхо- и новозаветные сюжеты вплетаются в ткань поэтического произведения, реализуясь в природном богослужении; странники-богомольцы несут на себе печать образа Господа, вершат духовный путь, обходя с молитвой полные небесной благодати просторы Руси.
В более позднем творчестве поэта, начиная с 1917 года, образ Христа будет связан с мотивами братоубийства («Товарищ», 1917 г., « Мечта», « Не от холода рябинушка дрожит» 1916-1918 гг.), богооставленности мира, отчужденности.
Мысль об отсутствии последней надежды на искупительный «крестный» подвиг Христа для людей, забывших все самое святое, звучит как страшное революционное пророчество.
2.3. Образы Небесных покровителей в ранней лирике Есенина
Образ Богородицы у Есенина следует не только евангельским традициям, но и канонам иконописи, принятыми художниками конца XIX – начала XX века. Ее образ восходит к гуманному пониманию, она является «Заступницей за человека». В поэме «Микола» (1913-1914 гг.) Есенин создает такой Ее образ:
Кроют зори райский терем,
У окошка Божья Мать
Голубей сзывает к дверям
Рожь зернистую клевать.
Она предстает вписанной в быт, совершающей обыденные крестьянские действия. И создается впечатление, что Она ближе к земному миру, чем небесному. С земли молится она о благополучии христиан.
В стихотворении «Не ветры осыпают пущи…» (1914 г.) Ее облик схож с иконой, написанной В.М. Васнецовым: Богородица показана в полный рост, ее фигура окутана темно-синим гиматием. Она идёт по облакам, держа в руках Христа, который простирает Свои руки над Русью. Сравните с текстом Есенина:
Я вижу – в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная Мати
С Пречистым Сыном на руках…
Такое живописное сходство и следование поэта различным традициям говорит о создании Есениным образа «русской Богородицы», близкой заступницы перед надвигающимися катастрофами.
Важнейшим героем дореволюционной лирики Есенина является «милостник Микола» (Николай Чудотворец), заступник и помощник людей. «Почитание святого епископа на Руси было настолько велико и повсеместно, что Св. Николая называли “русским Богом». Эту веру и передает Есенин в своих стихах. Он создаёт подчеркнуто бытовой, крестьянский облик святого:
В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сел и деревень …
Николай-чудотворец постоянно в заботах о простых людях, слышит все – даже самые малые и простые просьбы: «Без него, как без рук, – не поднять мужику полевые работы».
В представлении Сергея Есенина Богородица, Николай Угодник были действенными заступниками, вечными посредниками между максималистским в своих требованиях Богом и далеким от совершенства человечеством.
Таким образом, святой Микола выступает не только как герой духовных стихов, как знаковая фигура для русского православного архетипа, но и как важный герой предреволюционного времени, стремящийся отвести беды от людей.
Образ странника очень полно воплотился в дореволюционной лирике Есенина. И здесь поэт делает различные акценты. Его странник может быть и религиозным паломником, и паломником природы, ведь она несет на себе печать божественного благословения.
Герой Есенина идет в благодатном мире, постигая Бога и самого себя:
Я странник убогий.
С вечерней звездой
Пою я о Боге
Касаткой степной… (1915)
Герой становится своеобразным посредником между природой, отражающей божественный мир, и людьми.
Лирический герой радостно принимает мир, в знаках дольнего он читает приметы небесного:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть…
Источником такой благодатной, благословенной Богом радости становится для героя природа, деревенский гармоничный мир. Его созерцание для него сродни молитве:
…Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов.
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров…
В стихотворении «Калики» странники поют духовные стихи о Христе, поклоняются Его иконам. Их жизнь проникнута образом Бога:
У церквей пред затворами древними
Поклонялись Пречистому Спасу.
Пробиралися странники по полю,
Пели стих о сладчайшем Иисусе.
Эта же тема продолжается в стихотворении «Сторона ль моя, сторонка…», здесь возникает почти иконный образ странников-богомольцев:
Лица пыльны, загорелы,
Веки выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.
Тела странников точно истончились – такая своеобразная живопись сходна с иконописью. Внимание к лицам богомольцев также иконописная особенность.
В лирике Есенина в дореволюционный период творчества появляется образ странствующего Христа – «Шёл Господь пытать людей в любови…»(1914г.). Образы странников-богоискателей встречаются в есенинской лирике очень часто, они вписаны в природу, проникнуты божественным светом:
Пойду в скуфье смиренным иноком
Иль белобрысым босяком
Туда, где льется по равнинам
Березовое молоко…
Итак, образ лирического героя различен – это и образ странника, и герой, будто вплетенный в канву природы, воспринявший христианские идеи, и поэт-пророк. Но все эти образы роднит “необыкновенное” зрение, способное запечатлеть в единое мгновение полную картину мира, пронизать различные его пласты и совместить их.
III. Практическая часть
3.1. Стенгазета «Святая Русь»
В газету по теме «Святая Русь» вошли известные стихотворения великого русского поэта: «В лунном кружеве украдкой» (1915); «Гой ты, Русь…» (1914); «Дымом половодье…» (1910); «За горами, за желтыми долами…» (1911);«Задымился вечер…» (1912); «Запели тесаные дроги…» (1916); «Зашумели над затоном тростники…» (1914); «Калики» (1910); «Край любимый…» (1914);«Колокольчик среброзвонный…» (1917); «Микола» (1913–1914);«Не ветры осыпают пущи…» (1914); «О матерь Божия…» (1917); «По дороге идут богомолки…» (1914); «Покраснела рябина…» (1916);«Сохнет стаявшая глина…» (1914); «Село» (1914);«Сторона ль моя, сторонка…» (1915);«Троицыно утро…» (1914); «Чую Радуницу Божью…» (1914); «Шел Господь пытать людей в любови…» (1914). Подобраны иллюстрации.
Ранняя поэзия Есенина предстает как выражение земного и небесного мира. Раскрывается поэтическая Святая Русь. Говоря об устремленности молодого поэта к «небесному, вечному», можно сказать, что поэзия быта, искорки молодой любви и молитвы Богу - вот спектр этой едва распускающейся поэзии.
Газету можно использовать на уроках литературы при изучении творчества С.Есенина. (Приложение 3)
3.2. Интерактивная игра. «Есенин. Творчество. Эпоха» (Приложение 4)
Цель игры: создание условий для расширения знаний одноклассников о биографии русского поэта С.Есенина и его творчестве.
Такая играспособствует формированию мышления и эмоционального настроя, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, отбора ранее полученной информации, развитию речевых навыков и проникновенного прочтения поэтического произведения.
Игра помогает развивать и духовную сторону через знакомство с биографией поэта, через внимательное и вдумчивое прочтение классической литературы; воспитание самостоятельности, сотрудничества, творческой индивидуальности, эстетического вкуса, коммуникативности.
Условия игры:
Игра состоит из пяти критериев:
· Детство
· Юность
· Ранняя лирика
· Зрелое творчество
· Эпоха конца XIX-нач. XX века
Все критерии расположены на табло в презентации с выбором количества баллов.
Класс делится на 3 команды.
Выставление баллов осуществляется сразу (игроки могут проверить свои ответы) в соответствии с оцениванием задания.
Если команда не дала правильного ответа, то право ответа переходит остальным командам, готовым дать правильный ответ. За правильный ответ присуждается выбранные детьми баллы (10, 20, 30, 40, 50), которые есть у каждого критерия. Любая команда имеет право заработать большее количество баллов, показывая свои знания и проявляя активное участие.
Технологии: информационно-коммуникационная, игровая технология, исследовательский метод. Участники: 8 класс. Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер. Авторский медиапродукт: презентация. Приемы: групповая работа, индивидуальная работа учащихся.
Заключение
Таким образом, в ходе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что на становление религиозного мировоззрения Сергея Есенина повлияли семейная обстановка, обучение в Спас-Клеписковской учительской школе, и это не могло не сказаться на его творчестве, способе мышления, миропонимании. Поэтому дореволюционная лирика Есенина насыщена православными образами.
Итак, в раннем творчестве Сергея Есенина Россия предстает землёй обетованной, освящённой свыше, пользующейся прямым покровительством Бога: «Земля моя золотая! Осенний светлый храм!».
Список литературы
Вдовин, В.А. Факты – вещь упрямая: Труды о Есенине. – М.: Новый индекс, 2007.
Воронова, О.Е. Духовный путь Есенина: Религиозно-философские и эстетические искания. – Рязань: М – Пресс, 2010.
Воронова, О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура; научное издание. – Рязань: Узорочье, 2002.
Есенин академический: Актуальные проблемы научного издания. Есенинский сб. Вып. II. – М., 2015.
Есенин и мировая культура: Материалы Международной научной конференции, посвященной 112-летию со дня рождения С.А. Есенина. – Рязань: Пресса, 2008.
Есенин С.А. в воспоминаниях современников: В 2-х т. Вступ. ст., сост. и коммент. А.Козловского. – М.: Худож. Лит., 2008.
Есенин С.А.: проблемы творчества, связи: Межвуз. сб. научн. тр. – Рязань: Изд-во РГПУ, 2012.
Летопись жизни и творчества С.А. Есенина. В пяти томах. Общ. ред. – М., ИМЛИ РАН, 2003.
Марченко, А.М. Поэтический мир Есенина. – М.: Сов. Писатель, 2005.
Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. Материалы Международной научной конференции; под ред. О.Е. Вороновой, А.Н. Захарова. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН; Ряз. гос. пед. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2005.
Прокушев, Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха / Ю.Л. Прокушев. – 5-е изд., дораб. – М., 2000.
Стихи С. Есенина
1.«В лунном кружеве украдкой» (1915);
2.«Гой ты, Русь…» (1914);
3.«Дымом половодье…» (1910);
4.«За горами, за желтыми долами…» (1911);
5.«Задымился вечер…» (1912);
6.«Запели тесаные дроги…» (1916);
7.«Зашумели над затоном тростники…» (1914);
8.«Калики» (1910);
9.«Край любимый…» (1914);
10. «Колокольчик среброзвонный…» (1917);
11. «Микола» (1913–1914);
12. «Не ветры осыпают пущи…» (1914);
13. «О матерь Божия…» (1917);
14. «По дороге идут богомолки…» (1914);
15. «Покраснела рябина…» (1916);
16. «Сохнет стаявшая глина…» (1914);
17. «Село» (1914);
18. «Сторона ль моя, сторонка…» (1915);
19. «Троицыно утро…» (1914);
20. «Чую Радуницу Божью…» (1914);
21. «Шел Господь пытать людей в любови…» (1914).
Интернет-ресурсы:
1. http://esenin.ru/o-esenine/stati/voronova-o-e-sergei-esenin-i-pravoslavie
2. http://www.ru-pisateli.ru/esenin/istoki.htm
3. https://www.chitalnya.ru/work/144179/
Приложение 1
Портрет С.Есенина
Приложение 2 Материал для стенгазеты «Русь Святая»
* * *
В лунном кружеве украдкой
Ловит призраки долина.
На божнице за лампадкой
Улыбнулась Магдалина
Кто-то дерзкий, непокорный,
Позавидовал улыбке.
Вспучил бельма вечер черный,
И луна — как в белой зыбке.
Разыгралась тройка-вьюга,
Брызжет пот, холодный, терпкий,
И плакучая лещуга
Лезет к ветру на закорки.
Смерть в потемках точит бритву...
Вон уж плачет Магдалина.
Помяни мою молитву
Тот, кто ходит по долинам.
[1915]
ГОЙ ТЫ, РУСЬ, МОЯ РОДНАЯ.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(1914)
* * *
Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил.
Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога.
Заунывным карком
В тишину болот
Черная глухарка
К всенощной зовет.
Роща синим мраком
Кроет голытьбу...
Помолюсь украдкой
За твою судьбу.
[1910]
* * *
За горами, за желтыми до́лами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными
главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь —
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом Спасителя
За погибшую душу мою.
[1916]
Задымился вечер,
Дремлет кот на брусе.
Кто-то помолился:
«Господи Исусе».
Полыхают зори,
Курятся туманы.
Над резным окошком
Занавес багряный.
Вьются паутины
С золотой повети.
Где-то мышь скребется
В затворенной клети…
У лесной поляны —
В свяслах копны хлеба.
Ели, словно копья,
Уперлися в небо.
Закадили дымом
Под росою рощи.
В сердце почивают
Тишина и мощи. 1912
* * *
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ков
* * *
Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.
На березке пообъедена кора, -
Выживают мыши девушку с двора.
Бьются кони, грозно машут головой, -
Ой, не любит черны косы домовой.
Запах ладана от рощи ели льют,
Звонки ветры панихидную поют.
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткет ей саван нежнопенная волна.
1914
КАЛИКИ
Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу,
У церквей пред затворами древними
Поклонялись пречистому Спасу.
Пробирались странники по полю,
Пели стих о сладчайшем Иисусе.
Мимо клячи с поклажею топали,
Подпевали горластые гуси.
Ковыляли убогие по стаду,
Говорили страдальные речи:
«Все единому служим мы Господу,
Вынимали калики поспешливо
Для коров сбереженные крохи.
И кричали пастушки насмешливо:
«Девки, в пляску! Идут скоморохи!»
1910 г.
* * *
Край любимый! Сердцу снятся…
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
1914 г.
* * *
Колокольчик среброзвонный,
Ты поешь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
Пусть не я тот нежный отрок
В голубином крыльев плеске,
Сон мой радостен и кроток
О нездешнем перелеске.
Мне не нужен вздох могилы,
Слову с тайной не обняться.
Научи, чтоб можно было
Никогда не просыпаться.
[1917]
Микола
1
В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сел и деревень.
На плечах его котомка,
Стягловица в две тесьмы,
Он идет, поет негромко
Иорданские псалмы.
Злые скорби, злое горе
Даль холодная впила;
Загораются, как зори,
В синем небе купола.
Наклонивши лик свой кроткий,
Дремлет ряд плакучих ив,
И, как шелковые четки,
Веток бисерный извив.
Ходит ласковый угодник,
Пот елейный льет с лица:
«Ой ты, лес мой, хороводник,
Прибаюкай пришлеца».
2
Заневестилася кругом
Роща елей и берез.
По кустам зеленым лугом
Льнут охлопья синих рос.
Тучка тенью расколола
Зеленистый косогор...
Умывается Микола
Белой пеной из озер.
Под березкою-невестой,
За сухим посошником,
Утирается берестой,
Словно мягким рушником.
И идет стопой неспешной
По селеньям, пустырям:
«Я, жилец страны нездешной,
Прохожу к монастырям».
Высоко стоит злотравье,
Спорынья кадит туман:
«Помолюсь схожу за здравье
Православных христиан».
3
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.
Говорит господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О, мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.
Защити там в черных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».
Ходит странник по трактирам,
Говорит, завидя сход:
«Я пришел к вам, братья, с миром —
Исцелить печаль забот.
Ваши души к подорожью
Тянет с посохом сума.
Собирайте милость божью
Спелой рожью в закрома».
4
Горек запах черной гари,
Осень рощи подожгла.
Собирает странник тварей,
Кормит просом с подола.
«Ой, прощайте, белы птахи,
Прячьтесь, звери, в терему.
Темный бор, — щекочут свахи, —
Сватай девицу-зиму».
«Всем есть место, всем есть логов,
Открывай, земля, им грудь!
Я — слуга давнишний богов,
В божий терем правлю путь».
Звонкий мрамор белых лестниц
Протянулся в райский сад;
Словно космища кудесниц,
Звезды в яблонях висят.
На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас;
«Миколае-чудотворче,
Помолись ему за нас».
5
Кроют зори райский терем,
У окошка божья мать
Голубей сзывает к дверям
Рожь зернистую клевать:
«Клюйте, ангельские птицы,
Колос — жизненный полет».
Ароматней медуницы
Пахнет жней веселых пот.
Кружевами лес украшен,
Ели словно купина.
По лощинам черных пашен —
Пряжа выснежного льна.
Засучивши с рожью полы,
Пахаря трясут лузгу,
В честь угодника Миколы
Сеют рожью на снегу.
И, как по траве окосья
В вечереющий покос,
На снегу звенят колосья
Под косницами берез.
[1913—1914]
* * *
Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы,
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.
Я вижу — в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная мати
С пречистым Сыном на руках.
Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста».
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли богом
Стучит берестяной клюкой.
И, может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный Спас.
[1914]
***
О Матерь Божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой.
Пролей, как масло,
Власа луны
В мужичьи ясли
Моей страны.
Срок ночи долог.
В них спит твой сын.
Спусти, как полог,
Зарю на синь.
Окинь улыбкой
Мирскую весь
И солнце зыбкой
К кустам привесь.
И да взыграет
В ней, славя день,
Земного рая
Святой младень.
1917
По дороге идут богомолки…
По дороге идут богомолки,
Под ногами полынь да комли.
Раздвигая щипульные колки,
На канавах звенят костыли.
Топчут лапти по полю кукольни,
Где-то ржанье и храп табуна,
И зовет их с большой колокольни
Гулкий звон, словно зык чугуна.
Отряхают старухи дулейки,
Вяжут девки косницы до пят.
Из подворья с высокой келейки
На платки их монахи глядят.
На вратах монастырские знаки:
«Упокою грядущих ко мне»,
А в саду разбрехались собаки,
Словно чуя воров на гумне.
Лижут сумерки золото солнца,
В дальних рощах аукает звон…
По тени от ветлы-веретенца
Богомолки идут на канон.
1914 г.
Троица ("Троицыно утро, утренний канон")
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон.
1914
«Чую Радуницу Божью…»
Чую радуницу божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.
Голубиный пух от Бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.
Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В богородицын покров.
(1914)
* * *
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, —
Знать, от голода качается, болезный».
Подошел господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй... маленько крепче будешь».
[1914]
Приложение 3
Стенгазета «Святая Русь»
Приложение 4
Игра –интерактив «Есенин. Творчество. Эпоха»