Исследование хрематонимов как части языковой уральской культуры

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование хрематонимов как части языковой уральской культуры

Безгодова В.Д. 1
1БМАОУ «Лицей №7» им. А.А.Лагуткина
Авдеева М.В. 1
1БМАОУ «Лицей №7» им. А.А.Лагуткина
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Пользуясь языками, мы ежедневно сталкиваемся с собственными именами. Они служат для наименований людей, географических и космических объектов, животных, различных предметов духовной и материальной культуры.

Функциональное и языковое своеобразие собственных имён привело к образованию особой отрасли языкознания – ономастике. Ономастика занимается изучением сущности собственных имён, их функциональной специфики, возникновения, развития, их связи со всеми уровнями языка.

Лингвистическая ономастика, в свою очередь, включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами.

В центре моего исследования очень интересные слова раздела ономастики - хрематонимика. Этот раздел лингвистики охватывает имена собственные, которые были присвоены предметам материальной культуры.

Комфортная жизнь привлекает всё больше и больше наших современников. Она сопряжена с предметами роскоши, имеющими свои уникальные названия. Естественный интерес вызывают не только легенды, повествующие о ценностях – рубинах, алмазах, золоте и др., но и их аппелятивы (любое «несобственное слово»). Создание уникального имени предмета материальной культуры - таинственное и поистине волшебное действо, так как название должно унести в будущее самое значимое в конкретном сокровище. Оружие в прошлом было не только средством защиты или нападения. Оно говорило о статусе владельца. Это было уникальное творение мастера, поэтому имя оружия не давалось случайно – был плод мыслей человека, символ веры. Невозможно представить жизнь человека без музыки. Среди тысяч различных музыкальных инструментов создавались шедевры – им присваивались имена. Нами выбраны 3 группы уральских аппелятивов: географические названия, предметы быта, одежда. Именно поэтому наш информационно-творческий проект будет интересен, занимателен для людей разного возраста и разных увлечений. 

Собрав информацию о хрематонимах, я намерена привлечь внимание к лингвистическому богатству аппелятивов, пробудить желание разгадывать языковедческие тайны – одним словом, показать важность познания лексики в совокупности с другими науками. И в этом актуальность нашей работы.

Согласно логике изучения вопроса для определения цели исследования сформулирована гипотеза: Если исследовать уральские хрематонимы, то можно узнать историю родного края с точки зрения лингвистики.

Изучение хрематонимов в области уральской культуры, быта и географических названиях является целью исследования.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретический материал по данному разделу языкознания;

  • создать каталог уральских хрематонимов;

  • определить классификацию хрематонимов;

  • изучить уральские хрематонимы быта, одежды, географических наименований;

  • изготовить макет предметов уральского бытаи одежды;

Объектом исследования являются группы уральских хрематонимов: одежда, географические названия, предметы быта.

Предмет исследования – название предмета материальной культуры и географических объектов.

В ходе работы использованы методы: анализ; наблюдение; обобщение;

описание; синтез; систематизация; моделирование.

Практическая значимость. Данный проект можно использовать на уроках краеведения, истории, литературы, музейных уроках, на классных часах по истории родного края «Разговоры о важном» Материал исследования будет включён в экскурсии школьного музея по экспозиции «Родной край».

I.Собственные имена. Ономастика

1.1 История ономастики

История ономастики уходит корнями в древние времена. Вот ключевые моменты её развития:

1. Древние времена: Первые упоминания об именах можно найти в древних культурах, таких как шумерская, египетская и греческая. Имена нередко имели магическое или религиозное значение и были связаны с богами или природными явлениями.

2. Античность: В Древнем Риме и Греции была развита система именования: имя, патроним (отчество), когномен (личное родовое имя военного), которая служила для социальной идентификации и выражения статуса. Философы, такие как Платон, рассматривали имена с точки зрения их значения и функции.

3. Средневековье: В этот период наблюдается распространение христианских имён, основанных на именах святых. Ономастические исследования стали важны для ведения церковных записей и летописей.

4. Новое время: В эпоху Ренессанса началось систематическое изучение имён. Учёные стали исследовать их происхождение и изменение форм. В это время стали активно развиваться фамилии, которые также изучались ономастами.

5. Современность: В XIX и XX веках ономастика как научная дисциплина начала формироваться более чётко. Этого периода относятся исследования по топонимике (изучение географических названий) и антропонимике (изучение личных имён). Исследователи начали использовать статистические и филологические методы для анализа имён.

Сегодня ономастика переплетается с историей, культурологией, лингвистикой и социологией. Она помогает понять не только язык и его развитие, но и культуру, и мировосприятие народов.

Таким образом, наука ономастика имеет древние корни и связана с разными отраслями культуры и истории.

1.2.Разделы ономастики

Ономастика, как и любая другая наука, традиционно делится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена:

  • топонимика - собственные имена географических объектов,

  • антропонимика - собственные имена людей,

  • этнонимика - названия народов и племён,

  • космонимика - наименования зон космического пространства,

  • астронимика - названия космических объектов или отдельных космических светил,

  • зоонимика - собственные имена животных, или их клички,

  • теонимика - собственные имена богов и божеств любого пантеона,

  • карабонимика - собственные имена кораблей, судов, катеров,

  • эргонимика - наименования деловых объединений людей, предприятий,

  • прагматонимика - наименования товаров и других результатов практической деятельности людей.

Итак, наука ономастика богата на классификацию, а значит, имеет интересную историю каждого из указанных выше разделов.

II. Хрематонимика

2.1.История хрематонимики

Говоря об ономастике в исторической практике, учёные выделяют два предназначения всех наименований.

Во-первых, оно необходимо для отличия одних географических названий от других, то есть выделять что-либо из общего ряда (например, самая высокая на Урале гора Народная от всех больших гор России). При этом имя вводит единицу речи в границы определенной темы. Выводы об именах делают с применением различных дополнительных средств.

Во-вторых, чисто ономастическое значение. Рассмотрим на примере уральского предмета быта – Ухват. Это приспособление для подхватывания в печи горшков и чугунов. Он представляет собой железную изогнутую пластинку на длинной деревянной палке. Название «ухват» происходит от слова «ухватить» («схватить»). Буквальное значение — «то, с помощью чего хватают, берут». История каждого номинатива предмета материальной культуры необыкновенно интересна для историков, так как затрагивает исторические, этнические, географические и другие пласты жизни человеческого общества. Зачастую они базируются как на неоспоримых фактах, так и на домыслах.

Обратимся к истории уральского сарафана «молельный». Перед нами особый вид одежды старообрядцев Урала – так называемый «моле́льный» («моле́нный») сарафан. Такой традиционный костюм женщины носили исключительно во время богослужения, по окончании которого снимали и складывали отдельно от другой, повседневной одежды. Есть даже сведения, что в более ранний период "моленную" одежду хранили в "моленной" избе или часовне. Так, сарафан «молельный», получивший имя от места хранения, стал известен по всему Уралу. Образцы сарафана хранятся в краеведческих музеях. Его использовали в качестве реквизита в художественном фильме «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов». Имена собственные живо реагируют на происходящие в природе и обществе изменения, поэтому имена собственные могут служить хронологизаторами текстов, а также исторических и археологических памятников. В силу особой консервативности имён собственных они переживают эпоху, в которую они были созданы, сохраняя свидетельства более древнего состояния языка, и содержат большую языковую и внеязыковую информацию, получить которую можно только лингвистическими методами.

2.2. Классификация хрематонимов

Существует несколько классификаций хрематонимов.

Классификация В. Д. Бондалетова. Хрематонимы понимаются широко: сюда относятся собственные имена предметов материальной культуры, науки и техники, а также произведения духовной культуры.

Классификация А. Галковского. Выделяют три базовые номинативные группы хрематонимии: 

  • Маркетинговая. Рассматриваются наименования, обозначающие продукты, марки, фирмы, общественные и хозяйственные учреждения. 

  • Общественная. Включает обозначения формальных и неформальных групп. 

  • Идейная. К ней относятся названия предприятий, которые осмысляются на фоне разного рода событий

Классификация А.Баха (1952). Делит собственные имена в связи с обозначаемыми объектами:

  • Имена живых существ;

  • Имена вещей, куда относятся местности, дома, средства передвижения, произведения изобразительного искусства, названия астрографических и космических объектов;

  • Именование учреждений, обществ;

  • Именование действий: танцев, игр;

  • Имена мыслей, идей: литературных произведений, военных и пр.;

  • Имена музыкальных мотивов и произведений.

Для нашего исследования за основу мы взяли классификацию А.Баха и рассмотрели более подробно пункт «Имена вещей, куда относятся местности, дома, средства передвижения, произведения изобразительного искусства, названия астрографических и космических объектов». Именно здесь автор рассказывает о хрематонимах.

III.Хрематонимика в уральской культуре

3.1.Хрематонимика в культуре

В культуре хрематонимика проявляется через следующие аспекты:

1. Материальная культура: Названия предметов быта, инструментов, одежды и т. д. часто отражают традиции, обычаи и уровень развития сообщества.

2. Артефакты и искусство: Названия картин, скульптур и других художественных произведений.

3. Ритуальные предметы: В разных культурах существует множество наименований для ритуальных предметов, используемых в обрядах и праздниках.

4. Топонимы: Названия городов, улиц и других географических объектов могут рассматриваться как хрематонимика, так как они часто связаны с историческими событиями, личностями, природой и символами культуры.

5. Кулинарные наименования: Многие культурные традиции имеют свои уникальные блюда с характерными названиями.

6. Современные тенденции: В условиях глобализации и культурного обмена наблюдается появление новых наименований для различных объектов и явлений.

Таким образом, изучив историю имён собственных и классификацию хрематонимов, я решила исследовать три объекта уральских хрематонимов. Два из них –это собственные имена неодушевлённых предметов: одежда, предметы быта и третье - это географические названия Урала.

3.2. Уральские хрематонимы

3.2.1.Предметы быта (Приложение 1)

Рассмотрим хрематонимы предметов уральского быта. Предлагаю вспомнить и по возможности вернуть нашему быту старинные самобытные народные изделия, которыми изобиловала русская провинция. Кратко расскажу о хрематонимах уральского деревенского быта.

ХрематонимЛадок. На Урале, особенно в деревнях, издревле и до конца 50-х годов прошлого века бытовали самодельные сани и ладки, особенно распространённые в деревнях Верхотурского, Алапаевского, Махневского, Туринского районов Свердловской области. В больших семьях было столько ладков, сколько в семье детей и подростков. Зимой после занятий в школе девчонки и мальчишки, каждый на своём ладке, собирались на крутояре и катались до поздней ночи.

Ладок — это предмет уральского деревенского быта, самодельные сани для катания по снегу.Ладки делали старшие братья и отцы, а кто постарше — и сам. Низ доски — лыжу, не строгали, чтобы заливка лучше примерзала к поверхности. Заливали ладок следующим образом: доску — лыжу низом вверх приставляли к стене, покрывали слоем толщиной 2 — 3 сантиметра свежего коровьего навоза и давали замёрзнуть. Затем двуручным скребком выравнивали поверхность. 4 — 5 раз поливали холодной водой — и ладок готов к катанию.

Хрематоним - Зобёнка — это плетёная из лыка, бересты или прутьев сумка на ремешке через плечо. С зобёнками ходили по грибы, по ягоды, носили обед на покос, пастбище, в поле. Раньше в деревнях были широко распространены зобни, зобёнки и зобёночки.

Использовалась как утварь для сбора грибов и ягод, а также для переноски обеда на покос, пастбище, в поле. Первоначальное предназначение зобёнок было таким: в них насыпали овёс и манили лошадь, чтобы кормить её из этой корзинки. Зобёнка украшалась различными способами плетения, иногда раскрашивалась. 

Хрематоним - Пестерь — это короб, плетёная из лыка или луба высокая корзина. Представляет собой ёмкость прямоугольной формы, задняя часть которой выплетается выше и нахлёстывается на переднюю. 

Процесс изготовления начинался с того, что кора аккуратно снималась с дерева, стараясь при этом не повредить её. Затем её вымачивали в воде, чтобы сделать более податливой для дальнейшей обработки. После этого кору нарезали на ровные полосы, которые плелись друг с другом. Внутренняя поверхность иногда обрабатывалась смолой или воском, чтобы сделать её более водонепроницаемой. Пестерь был удобен для охотников, грибников и ягодников, для хранения овощей, муки и круп

Трепало. Оно представляет собой легкую дощечку из хвойного дерева лопатообразной или ножевидной формы, украшенную выемчатой и просечной резьбой.

Использовали трепало для очистки льняного волокна от кострики. Для сильного льна со здоровым волокном брали тяжелое длинное трепало. Для слабого путаного льна требовалось трепало легкое и короткое. Трепанием льна занимались обычно девушки и женщины. Это тяжелая и грязная работа. Крестьянки работали стоя, в левую руку брали пучок измятых на мялке стеблей, а в правую руку брали трепало, которым наносили по пучку ряд сильных и частых ударов. Лица приходилось закрывать платками. Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Красивое трепало было предметом гордости его владелицы. Ажурный узор — не просто элемент декора. Он придавал орудию необходимую легкость.

 Рубель. Сейчас его мало кто знает в лицо, а увидев, вряд ли вспомнит название этого кажущегося необычным предмета. Но много веков он был таким же привычным предметом быта, какими сейчас стали утюг, настольная лампа и стиральная машина. Собственно, перед нами не просто предмет, а некий «комбайн», собравший в себе две важные функции – помощь в стирке белья и его непосредственную утюжку. С виду рубель напоминает обрубок доски с ручкой на одном из концов (существуют и экземпляры с двумя ручками). Рабочая его сторона состоит из последовательности поперечных скруглённых или трапециевидных зубцов. Оборот либо оставляли гладким, либо вырезали затейливые картины или геометрический, растительный или орнаментальный узор, свойственный этой местности.

 Швейка — это старинный инструмент для ручного шитья. Состояла из деревянной основы с вертикальным столбиком, оканчивающимся упругой подушечкой из льняных очёсов. Как правило, мастерица садилась на донце швейки, чтобы зафиксировать её на месте, булавкой прикалывала один конец ткани к подушечке, а второй оттягивала левой рукой, работая при этом правой. Благодаря натяжению и фиксации ткани работа шла быстрее и комфортнее. 

Садник – ценное орудие труда для хозяйки: его и дарили, и включали в приданное. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Корчага– глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение. Слово «корчага» древнего происхождения. Оно встречается в русских летописях, датированных 997 годом. Значение старославянского слова «кръчагъ» — кувшин для воды, возможно стало производным от греческого «керамион», «керамос» (сосуд, ёмкость), либо было заимствовано ещё ранее из тюркского языка «курчук», то есть бурдюк, сосуд. Однако уже к XI веку слово «корчага» получило вполне определённое значение большого, в полбочонка, глиняного сосуда. Развалистого, а не стройного, как горшок с широченным горлышком и суженным днищем. Корчаги использовали для нагревания воды, кваса, браги, хранения различных пищевых продуктов и напитков, бучения.

Скобель (от слова «скоблить») — старинное орудие плотников в виде прямого или изогнутого ножа с рукоятями на концах.  

Учёные установили, что скобель намного древнее, чем можно себе представить. Уже в среднем палеолите человек использовал каменный скобель — кремниевые пластинки со скошенным внутрь дугообразным рабочим краем. С появлением в быту железа скобель принял определённый вид и больше не изменялся.  Скобелем снимали с брёвен кору на границе луба, не повреждая древесину, и одновременно выравнивали поверхность бревна, сострагивая неровности и небольшие сучки. Окоривали брёвна в направлении от комля к вершине, чтобы не оставлять задиров.  

Туес — это изделие из бересты цилиндрической формы. Он делается из целого куска бересты, сложенного белой стороной друг к другу. У туеса деревянное дно и плотная крышка, которая вынимается только боком. Туес можно назвать старинным термосом, так как он сохраняет температуру: вода, молоко, квас, морс в туесе долго остаются холодными, а горячие напитки дольше не остывают.  В туесах хранили разные продукты: сметану, сливки, масло, яйца. Туес издавна был спутником земледельца в поле, охотника в лесу, рыбака на реке. Его также использовали в быту для хранения не только различных пищевых продуктов и жидкостей, но предметов домашнего обихода. 

Таким образом, хрематонимы уральского быта – уникальные названия, характеризующие специфику народной жизни.

3.2.2. Одежда (Приложение 2)

Хрематонимы гардероба и самаодежда народов Урала сохранила этническое своеобразие.

От русских в обиход мужчин-марийцев вошли штаны с широким шагом, рубахи-косоворотки, шубы с отрезной талией, темные кафтаны без отделки. Продолжался процесс сближения с русским костюма мужчин-коми, хантов, манси, удмуртов. Вообще мужская одежда включала больше заимствований, чем женская, причем процесс заимствований сохранял многосторонний характер. При этом переход на преимущественное ношение «чужой» одежды был характерен только для ассимилированных групп населения - для обруселых хантов и манси, обашкирившихся удмуртов и марийцев. Русское население в одежде в большинстве своем тоже оказывалось верным традиции. У женщин-крестьянок преобладал комплект с сарафаном. При безусловном господстве в быту заводского женского населения сарафанного комплекса немалая часть его начинает отдавать предпочтение новым формам одежды: парочке (юбка с кофтой) и платью, из верхней одежды - пальто, из головных уборов - наколке, шали, косынке; из обуви - башмакам. Жены и дочери заводских служителей, как и городской верхушки, выглядели, по словам очевидцев, «настоящими барынями». Мужья их носили сюртуки, жилеты, манишки, шинели и другую «общую европейскую одежду». Мужчины-рабочие ходили в суконных кафтанах, красных «александрийских» рубахах, сапогах со складками и сафьяновой оторочкой. Вместо крестьянских валяных колпаков на головах у них были круглые шляпы и фуражки. Так появились хрематонимы женского и мужского гардероба. Рассмотрим некоторые из них:
Сарафан-тельмошник — это сарафан на кокетке, к которой присбаривались две или более полосы тканей, соединённых клинами.  

Он бытовал на всей территории России, в том числе у старообрядцев, где и получил своё название — тельмошник. На Урале и в Сибири такие сарафаны чаще использовались как повседневные, однако в XX веке в некоторых общинах они стали моленными. (Приложение )

Покрой сарафана-тельмошника интересен тем, что ширина нижней части сарафана увеличивается за счёт кроя «в разворот» и напоминает крой юбки-годе.  Также сарафаном-тельмошником называют особый вид сарафана, закрывающий спину, который бытует на Урале, в основном в восточных районах Свердловской области и в западных районах Курганской области. 

Сарафан «Горбач» — женская одежда без рукавов типа сарафана на кокетке. Появился в конце XIX — начале XX века под влиянием городской одежды.  Верхняя часть горбача — пелеринка — выкраивалась из двух сшивавшихся на плечах полотнищ и доходила до груди. Изнутри к ней пришивалась подкладка-подоплёка.  Овальный неглубокий ворот дополнялся прямым нагрудным разрезом с планкой, застёгивавшейся на несколько стеклянных или костяных пуговиц. Иногда к вороту пришивался невысокий стоячий воротник-ошейник.  Нижняя часть горбача выкраивалась из трёх полотнищ ткани. Переднее делалось прямым, а боковые и заднее скашивались в верхней части. Такой крой делал силуэт горбача похожим на косоклинные сарафаны. 

Поликовая рубаха. До конца XIX века наиболее употребимой нательной одеждой, надеваемой с сарафаном, была поликовая рубаха, которая кроилась с приставными деталями - поликами, - располагавшимися в области плеча. Она могла быть сшита целиком из одного материала или состояла из верхней и нижней частей. Верхняя часть составной рубахи шилась из более тонкого холста, пестряди, ситца, а нижняя часть - из более грубого холста. Ворот большинства поликовых рубах плотно охватывает горло, ткань вокруг горловины собрана в мелкие сборки. Рукав мог быть широким по всей длине, тогда по краю его собирали в складки и обшивали, или зауженным, тогда край рукава могли украшать кружевом.

Душегрея. В комплекс одежды с сарафаном могла входить душегрея - короткая распашная одежда на лямках. Душегрея изготовлялась из покупной хлопчатобумажной, шёлковой или парчовой ткани. Часто душегреи шили стёгаными на вате, кудели, иногда расшивали золотом.

Шугай. Предметом традиционной одежды также был шугай. По свидетельствам старожилов и исследователей народной одежды Урала шугаем (шугайкой) могла называться как верхняя одежда, так и одежда комнатная, надеваемая с сарафаном или юбкой.

Фартук - запон - был принадлежностью как женского, так и мужского костюма. Мужские фартуки обычно шили с нагрудкой, женские - без нагрудки. Примерно в середине XIX века появляется термин пара, парочка. Первоначально парой называли рубаху и сарафан, сшитые из одного материала или подобранные по тону тканей.

Пара. Это праздничная одежда. К нарядной одежде относились очень бережно, носили долго, надевали нечасто, чаще по праздникам, старались передать по наследству. У православных очень быстро парочки становятся венчальной одеждой. «Невеста одевала розовую парочку…» (Свердловская область, Алапаевский район). «Берегли подвенечную парочку для похорон…» (Свердловская область, Камышловский район, с. Б. Пульниково). На Урале парочки, получив большое распространение, очень быстро из разряда праздничной одежды становятся одеждой будничной.

Шамшура — женский головной убор, который использовался в Западной Сибири, на Алтае и в Забайкалье, а также у русских на Севере в XVIII–XIX веках.  

Представлял собой мягкую шапочку из ситца или сатина с прямоугольным или овальным налобником из простеганного холста. Между налобником и верхом головного убора вшивался твёрдый холщовый валик. Сзади шапочку завязывали на продернутую тесьму или шнурок. Шамшура плотно прикрывала волосы женщины, заплетённые в косы или уложенные на макушке.  Шамшура широко бытовала на Урале в костюме заводского и сельского населения. Шамшура Д.Н. Мамин-Сибиряк, описывая женский будничный костюм, упоминает сороку (хрематоним), которая «делалась из одной материи с сарафаном и напереди имела вышитую жемчугом повязку.

Файшонка. В конце XIX - начале ХХ века под влиянием городской моды получают распространение кружевные косынки и шарфы - файшонки - из черных или цветных шёлковых или хлопчатобумажных ниток. Носили их поверх головного убора - наколки, повойника - или как самостоятельный убор. Файшонка была праздничным головным убором, ее носили

Мужская одежда. Мужская одежда на протяжении длительного времени оставалась менее разнообразной, чем женская, и состояла главным образом из рубахи и портов. Будничные рубахи шили из белого холста и пестряди в мелкую клетку, праздничные - из пестряди же, кумача, ситца, сатина. Праздничные холщовые мужские рубахи могли выделяться по цвету ткани: нарядными считались вишневки из вишневого, красного холста, белорозовки из домотканины и розовой нитей. Синие рубахи - синюхи - считались будничными. На протяжении длительного времени мужские рубахи оставались неизменными. Только к концу XIX века под влиянием городской моды появляется рубаха на кокетке , отличающаяся от туникообразной кроем. С туникообразной рубахой носили порты, сшитые из прямых узких, в одну ширину полотна, штанин и двух треугольных или трапецевидных клиньев. Верхний край портов подворачивался, образуя кулиску (опушку), в которую вдергивали гасник. Позже порты стали шить на пояске с пуговицей. В некоторых местах Свердловской области и в начале ХХ века кежовые порты употребляются как праздничная одежда. Образцы праздничной одежды, составляющие культурное наследие русского народа, свидетельствуют о высоком эстетическом вкусе и ярком творческом даре уральских жителей.

Порты — это одна из древнейших форм мужской одежды, представлявшая собой узкие, длиной до середины икр штаны. Свое название порты получили от материала, из которого шились — домашнего льняного или конопляного холста, называемого «порть» или «портно». Другие широко употреблявшиеся в народной среде названия этой одежды «портки» и «штаны». Порты и штаны носили с лаптями или заправленными в сапоги.

Кушак — это широкий пояс, который был обязательным элементом традиционной одежды на Урале. Он одновременно разделял костюм на верх и низ и объединял все части костюма в единое целое. Мужчины носили кушак шириной в 6–10 см, длиной в два обхвата талии, с запасом на низко свисающие концы. Кушак служил своему хозяину и своеобразным хранилищем самых разных предметов: к нему подвешивались или просто затыкались под него рабочие инструменты, охотничий припас, необходимые в дороге вещи. 

Таким образом, изучение хрематонимов уральской одежды, мы выяснили, как богата была лексика нашего народа в создании названий предметов народного гардероба.

3.2.3.Географические названия (Приложение 3)

История уральских географических названий сложна и пестра, так как её создавали в течение многих столетий разные народы и племена: коми, ненцы, манты, ханси, русские, башкиры, татары, неизвестные древние племена.

Существует группа уральских топонимов и их происхождение:

  • Названия, отражающие флору и фауну Урала. Например, гора Медвежья, село Степное.

  • Названия, связанные с полезными ископаемыми. Например, Асбест, Гранитный, Золотая, Магнитогорск, Белая, Колчедан.

  • Названия в память о военных сражениях. Например, Берлин, Бородино, Варна, Лейпциг, Фершампенуаз.

  • Имена собственные, имена первопоселенцев. Например, Агапово, Потапово, Смолино, Ларино.

  • Большинство названий географических мест Южного Урала образованы словами тюркского языка. Многие из них состоят из сочетания двух, иногда трёх слов: географический термин и прилагательное или числительное, указывающее на качество, признак объекта.

Часть топонимов дошла до наших дней в искажённом виде, чтобы сделать иноязычное название доступным для произношения, русские переселенцы переделывали его. Так появились географические хрематонимы.

Ямантау — высшая точка Южного Урала. Расположена в Белорецком районе Республики Башкортостан Российской Федерации. 

Высота над уровнем моря — 1640,4 м. В двух километрах к юго-востоку расположена вершина Малый Ямантау (1512,7 м). Находится на территории Южно-Уральского заповедника. С башкирского языка «Яман» переводится как «плохая»/«дурная», «Тау» – гора. Объяснений данному названию достаточно много – выбирай любое. Первая версия гласит, что окрестности горы, прямо-таки, кишат медведями, которые доставили и продолжают доставлять немало хлопот местным жителям и случайным туристам. Следующее предположение – крутые и трудно проходимые склоны, покрытые реками курумника, не позволяли безопасно пасти скот. Не менее правдоподобная версия – суровые погодные факторы.

Река Белая (Агидель) – одна из самых красивых рек на Южном Урале, крупный приток Камы. Река Белая — крупнейшая в Республике Башкортостан, течет по всей территории Башкирии.От Уфы и до устья река судоходна.Побывать на реке Белой стремятся туристы со всей России – достопримечательностей здесь великое множество. У реки два распространенных названия – Белая и Агидель. По одной версии река получила свое имя, потому что течет с юга, от солнца. Второе мнение — ее назвали так из-за светлой воды (в воде отмечено высокое содержание растворенной извести).

Агидель — башкирское и татарское название реки Белой (от Ак идел — «Белая река»)., она «светлая», «белая». Река очень длинная – 1430 км. Площадь бассейна – 142 тыс. кв. км. Исток реки находится к востоку от считавшейся нашими предками священной горы Иремель. На реке Белой стоят многие крупные города Башкирии: Белорецк, Мелеуз, Салават, Ишимбай, Стерлитамак, Уфа, Бирск, Дюртюли, Агидель.

У главного героя башкирской словесности Урал — батыра были прекрасные дочки и сыновья. Старшую, Идель, отец выдал замуж за Валдая. Младшую, свою любимицу Агидель Урал-батыр оставил при себе, она была радостью и утешением ему на старости лет. Живая вода из родника бессмертия смешалась с её водами, и река бежит, струится, плещется, остается светлой, как тысячи лет назад. На северо-западе Башкортостана у слияния рек Белой и Камы находится небольшой город с поэтичным названием Агидель.

Ашкадар — река на Южном Урале, левый приток Белой. Впадает у города Стерлитамак. Берёт начало западнее села Ижбуляк Фёдоровского района Республики Башкортостан, далее течёт по Мелеузовскому и Стерлитамакскому районам. Длина реки — 165 км. Гидроним возводят к иранским языкам, сопоставляя с персидским «ашк» — «белый», «чистый», «Дарья» — «река». Верхняя часть бассейна лежит в пределах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, где встречаются широколиственные леса из клёнадубалипы. Нижняя часть бассейна реки Ашкадар представляет низменную равнину с чернозёмами и степной растительностью.

Ирендык  — горный хребет на востоке и юго-востоке Республики Башкортостан, Россия. Один из самых восточных хребтов республики.

Длина хребта — 135 км, высшая точка — гора Караташмас (987 м). Северная часть покрыта таёжным лесом, южная — типчаково-ковыльная степь. Ирендык является одним из красивейших уголков Яшмового пояса Урала, здесь встречаются древние поселения, городища, мастерские, могильники, заброшенные деревни. На восточном склоне располагается водопад Гадельша (Ибрагимовский). Вдоль хребта расположены живописные реки и озёра. На западных склонах расположилось водохранилище Озеро Графское и жемчужина Урала, озеро Талкас. На склонах Ирендыка расположены истоки рек ТаналыкТуяляс и Большой Кизил.

Исеть — река на Урале и в Западной Сибири, левый приток реки Тобол. Протекает по территории СвердловскойТюменской и Курганской областей. Длина Исети 606 км. Главные притоки: МиассСинараТеча. Река вытекает из Исетского озера в 25 км. к северо-западу от Екатеринбурга. Сток озера регулируется плотиной. Иногда к истокам Исети причисляют впадающую в Исетское озеро реку Шитовский Исток или даже впадающую в Шитовское озеро речку Бобровку. Ниже по течению реку питают 2 канала, проложенные из Волчихинского водохранилища. Далее река протекает через озеро Мелкое и Верх-Исетский пруд, плотина которого расположена почти в центре города, а верховья — в районе пригородного посёлка Палкино. Кроме него в черте города Екатеринбурга есть ещё три пруда: ГородскойПарковыйНижне-Исетский. Затем река течёт на юго-восток, до впадения в Тобол.

Урал — река в Восточной Европе, протекает по территории России и Казахстана, впадает в Каспийское море. 

Длина — 2428 км, площадь водосборного бассейна — 231 000 км². Средний расход воды — 400 м³/с. Берёт начало на склонах вершины Круглая сопка хребта Уралтау в Учалинском районе Башкортостана.  На верхнем участке течёт с севера на юг в узкой долине, на среднем — поворачивает на запад, приобретая черты равнинной реки. В нижнем течении протекает с севера на юг по Прикаспийской низменности. При впадении в Каспийское море (у г. Атырау, Казахстан) образует небольшую дельту, где делится на 2 рукава — Яицкий и судоходный Золотой, переходящий в Урало-Каспийский канал. 

Таким образом, использование уральским народом хрематонимов в географических названиях говорит нам о том, как люди были наблюдательны в плане природных явлений флоры и фауны, рельефа и водных течениий, как хорошо знали происхождение того или иного географического объекта, который их окружал.

IV.Практическая часть

4.1. Каталог уральских хрематонимов (Приложение 4 )

Изучив материалы по теме хрематонимы Урала, и, разделив их на группы, я создала каталог, в котором подробно описала найденные мной хрематонимы.

Каталог «Уральские хрематонимы» служит основой для дальнейшего изучения и анализа конкретных уральских хрематонимах.

Таким образом, создание каталога имеет важное значение для сохранения и популяризации культурного наследия региона, а также для развития научного знания и туристической инфраструктуры. В дальнейшем мы планирем пополнять каталог, расширяя область изучение своего проекта.

4.2. Макет уральской одежды (Приложение 5 )

Образцы уральской одежды были взяты нами при знакомстве с библиотекарем нашего города Березовский Галиной Петровной Безбородых, которая, в своё время, увлекалась историей уральского костюма. Она с удовольствием представила нам макеты кукол в одежде, выполненные своими руками по книгам уральских изданий с подробным описанием деталей гардероба. [7, С. 82] Макет уральской одежды представляет собой практическое воплощение материальной культуры региона. Создание макета позволяет увидеть традиционные элементы костюма, которые являются неотъемлемой частью культурного наследия Урала. Рассмотрим подробнее, зачем нужен такой макет, какую пользу он может принести и как его можно использовать в будущем.

Создание макета уральской одежды имеет большое значения для сохранения и популяризации культурного наследия региона.

Наши макеты будут презентованы лицеистам в качестве экспозиции краеведческого школьного музея на временной основе по теме «Культура и быт березовского народа».

4.3. Карта географических хрематономов (Приложение 6)

Собрав материал по теме «Географические хрематонимы Урала», для презентации данных, мы создали карту, на которую нанесли географические объекты Урала: река Белая (Агидель), Ашкадар, Ямантау, Ирендек, Исеть, Урал.

Карта географических хрематонимов Урала – это наглядное представление названий материальных объектов, связанных с географическими особенностями региона. Она объединяет данные о топонимах, гидронимах, оронимах и других наименованиях, отражающих уникальное природное и культурное пространство Урала. Карта географических хрематонимов Урала играет важную роль в сохранении и популяризации культурного и природного наследия региона. Её создание способствует научным исследованиям, образованию и развитию туризма. В дальнейшем она может быть использована в различных проектах, направленных на повышение знаний о регионе и привлечение внимания к его уникальности.

4.4. Макет бытовых хрематонимов (Приложение 7 )

При создании макетов предмета быта мы использовали 3D принтер. Для начала были найдены рисунки, иллюстрации бытовых предметов, используемых уральским населением в житейских делах: ладок, зобёнка, пестерь, швейка, трепало, рубель, корчага и др.

[ https://m.ok.ru/group/58284126568484/topic/151910705342500]

Такие макеты позволяют подробно познакомиться с бытом и культурой нашей Малой Родины. Данные предметы быта, как выяснилось при исследовании, были и в обиходе березовского народа.

Заключение

Таким образом, в данной работе рассмотрены теоретические вопросы одного из интереснейших разделов лексикологии – ономастики, точнее, хрематонимики. Доказана гипотеза: если исследовать уральские хрематонимы, то можно узнать историю родного края с точки зрения лингвистики. Действительно, мне удалось изучить хрематонимы моей Малой Родины в области уральской культуры, быта и географических объектов. А создание макетов помогли мне ближе познакомиться с историей происхождения предметов быта, что расширило мой кругозор в области становления традиций уральского народа на протяжении долгих лет.

Список литературы

1.Бондалетов В.Д. Русская ономастика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

2. Гарвалик М. К вопросу о современной ономастической терминалогии. Вопросы ономостики, № 4. 2007.

3. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. - М.: Наука, 1988. - 196 с.

4. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного / Отв. ред. А.А. Реформатский. Изд. 3-е, испр. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 368 с.

5.О. Шейрман, Традиционный русский костюм Северного Прикамья, Коллекция» Пермь Великая»,2014.г, Часть 1.

6. .О. Шейрман, Традиционный русский костюм Северного Прикамья, Коллекция» Пермь Великая»,2014.г, Часть 2.

7. Шилова К.В. Русский праздничный костюм Пермской земли, Пермь 2012. -102 с.

8. С.Г. Бармина Народное искусство Урала, Екатеринбург 2007. -111с.

9. С.А. Антонов Традиционный костюм русского населения Урала, Екатеринбург 2022. – 119 с.

Интернет-ресурсы:

1. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=800859

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Корчага

3. https://ar.culture.ru/ru/subject/trepalo-3

4.https://kartaslov.ru/книги/Глеб_Пудов_Уральская_бытовая_утварь_и_посуда_XVIII_века/

5. https://www.monetnik.ru/obuchenie/antikvariat/rubel-antikvariat/

6. https://nashural.ru/article/narodnye-promysly-urala-sverdlovskaya-oblast/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Бытовые уральские хрематонимы

Приложение 1

Ладок

Зобёнка

Пестерь

Трепало

Рубель

Швейка

Садник

Корчага

Скобень

Туес

Приложение 2

Хрематонимы уральской одежды

Рубаха поликоваяСарафан-тельмошник

Сарафан «Горбач»Душегрея

Шугай

Фартук

Шамшура Файшонка

ПортыКущак

Приложение 3

ЯмантауРека Белая (Агидель)

АшкадарИсеть

Урал

Приложение 4

Каталог «Уральские хрематонимы»

Приложение 5

Макеты кукол в уральских костюмах горнодобывающего района

Приложение 6

Карта географических хрематонимов

Приложение 7

Макеты предметов быта

Просмотров работы: 12