Введение
Читая сказки, изучая в школе русский фольклор и произведения русской классической литературы, я обнаружила, что часто в текстах упоминается такой обычный предмет, как кукла. Возникла мысль о более детальном исследовании роли данного предмета.
Цель работы: исследование произведений русского фольклора и русской литературы и определение роли куклы в жизни персонажей.
Задачи работы:
1. Обратить внимание моих сверстников на обыденные вещи, находящиеся рядом с нами.
2. Познакомиться с историей куклы.
3. Познакомиться с разными видами кукол.
4. Определить значимость куклы в художественной литературе.
5. Познакомиться с всемирно знаменитыми произведениями с участием кукол.
Данная тема актуальна потому, что каждого ребенка кукла сопровождает всё детство. Игрушка для ребенка – это способ освоения мира и «большой», взрослой жизни. Игрушка очень важна для ребенка. Она помогает ему пережить трудности: одиночество, непонимание, равнодушие со стороны взрослых и сверстников. Литература отражает жизнь, поэтому и в литературных произведениях у маленьких героев присутствуют часто куклы.
Изучая литературные произведения, можно понять, для чего служит игрушка в реальной жизни. Первым долгом - человеческим взаимоотношениям. С помощью куклы ребенок усваивает разные житейские ситуации, начинает учиться разбираться в них. Кукла является подобием человека, которое можно выполнить из различных материалов. Она постоянно находится рядом, является самым лучшим другом ребенка в его играх. Она является его наставником и молчаливым учителем.
Объект исследования. История появления кукол в жизни человека.
Предмет исследования. Литературныепроизведения с упоминанием о кукле.
Гипотеза. Если глубже познакомиться с историей возникновения кукол, их видами и использованием в художественном произведении, то каждый из нас сохранит чистоту души, доброту и отзывчивость.
Методы исследования: 1. Поисковый; 2. Анализ и выводы; 3. Исследование; 3. Моделирование.
Практическая значимость. Данный проектможно использовать на уроках литературы при изучении художественных произведений с упоминанием кукол, на уроках труда по теме «Швейное дело», «Выкройка одежды».
I. Теоретическая часть. История куклы
В компьютерный век кукла напоминает ребенку, что кроме виртуальной жизни есть и человеческая жизнь. И в этой жизни девочка должна учиться быть матерью, учительницей, воспитательницей, мастерицей, в этом ей помогает, конечно же, кукла, а не компьютер.
Кукла воспитывает ребёнка, приобщает его к миру, поэтому она и занимает важное место в жизни человека. А всё важное человек пытается отобразить в литературе, поэтому я заинтересовалась, как часто кукла упоминается в художественной литературе.
Что же все-таки означает слово «кукла»? В книге С. И. Ожегова «Словарь русского языка» даётся понятие, что «кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека». А в книге В.И. Даля «Толковый словарь живого великорусского языка» объясняется, что «кукла – сделанное из тряпья, кожи, бумаги, дерева подобие человека». Некоторые же считают, что корень русского слова «кукла» берёт от греческого слова «киклос» («круг»), которое обозначает определённый сверток. Какова история происхождения куклы?
1.1. Миф о появлении куклы
Куклы на протяжении тысячелетий являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает каждого от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остаётся в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством - мастера-кукольники издревле ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию.
Перенесёмся к истокам кукольного ремесла - в Древний Египет. Возраст самых древних из обнаруженных археологами кукол насчитывает около 4 тысяч лет. Маленькие фигурки, иногда представляющие из себя грубый чурбанчик без рук и ног, не предназначались для игр, а имели культовое значение - куклы хоронились вместе с хозяином в качестве погребального дара, дабы умерший не был одинок. (Приложение 1)
Куклы использовались жрецами в проведении ритуалов и мистерий, посвященных Осирису, а позднее из объекта поклонения переместились на сцену народных театров. В Древнем Риме кукольные представления получили широкое распространение и были призваны высмеивать человеческие пороки и несовершенства.
В Древней Греции до свадьбы невесты должны были посвящать своих кукол какой-либо влиятельной богине: Гере, Афродите или Артемиде. Подобно этому существовал обряд и в Древнем Риме. Перед свадьбой невеста приносила в дар Венере свою самую любимую куклу.
В Средневековой Европе в период господствующего католицизма создание кукол было порицаемо Церковью, ибо считалось кощунственным искажением человеческого образа. Кроме того, ваяния в форме человеческого тела широко использовались колдунами и ведьмами для проведения своих разрушительных ритуалов. Однако, несмотря на неодобрение Церкви, куклы продолжали сопровождать основные сферы человеческой жизни.
Во Франции стали создаваться первые куклы-манекены, призванные демонстрировать наряды. Во второй половине XVII века французы создают прекрасных пандор. Эти среднего размера фарфоровые куклы, чьи пропорции соответствовали пропорциям взрослой женщины, создавались с целым гардеробом шикарных нарядов и аксессуаров. (Приложение 2)
Промышленная Европа серединыXVIII века была охвачена новой тенденцией - созданием механических кукол-андроидов. Известные французские кукольники стремились в своих работах синтезировать канонические черты кукол и достижения технического прогресса. Механические куклы "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза получили всемирную известность и, по сей день, вызывают неподдельный интерес публики. (Приложение 3)
В России кукольное ремесло развивалось своим особым путём. Центрами народного кукольного промысла считались Городец, Богородское, Сергиев Посад. Зверушки, барыни, свистульки - народные умельцы создавали необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки.
Играя в кукол, дети учились вести хозяйство и общаться. Часто кукла была не только игрушкой, но становилась и символом семейного счастья. Издавна люди считали, что куклы обладают волшебными свойствами: они могли принять на себя болезни и несчастья, могли защитить хозяина от злых сил, помочь хорошему урожаю.
Период правления Петра I был веком реформ - это коснулось и кукольного ремесла. Из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге. (Приложение 4)
После февральской революции искусство изготовления кукол пошло на спад. Это связано во многом с развитием фабричного производства кукол. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера.
Ближе к концу XX века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Вновь зарождается тенденция к коллекционированию редких, уникальных работ, которая достигает своего апогея в наши дни. Огромное разнообразие материалов для изготовления кукол практически любому человеку позволяет освоить это искусство, однако, истинных мастеров, создающих шедевры, по-прежнему немного. Их куклы выглядят натурально, каждая деталь отточена и выверена до совершенства. (Приложение 5)
1.2. Легенда о появлении куклы в Китае
Существуют две китайские легенды о том, когда и как появилась самая первая кукла. Вот одна из них, которая показалась мне более правдоподобной,
Вторая. Согласно второй легенде, когда-то в Китае шла гражданская война, и жители одного города под натиском врага, потеряв всякую надежду на победу, решили сдаться. Но старейшина города посоветовал императору, сделать кукол, которые бы походили на красивейших девушек, и поставил их на крепостной стене. Император выполнил все указания. Проснувшись, жители этого города начали ликовать - войска отступили. Старейшина рассказал, он узнал, что у нападающего императора очень ревнивая жена. Увидев красивых девушек на крепостной стене, она приказала мужу отвести войска от этого города. Так и появились по легенде куклы в Китае.
Такая вот легенда, которая привела якобы к появлению кукол в Китае. И сейчас кукла для китайцев остаётся оберегом на века.
II. Виды кукол
Куклы стали частью нашего мира, нас, они давно перестали быть просто игрушками. На сегодняшний день куклы используются в театрах, литературе, в армии и, конечно же, в домах у каждого из нас. Я хочу подробнее рассказать о разновидностях кукол. По назначению они делятся:
обережные; игровые куклы; обрядовые куклы; куклы-солдатики; театральные куклы. Рассмотрим каждый вид подробнее. Для чего куклы предназначались? Как изготавливались? Какую роль играли в жизни человека?
2.1. Обережные куклы (Приложение 6)
Некоторые исследователи и историки считают, что первые куклы больше относились к обережному и обрядовому типу, являясь частью магических заклинаний обрядов. Изготавливая кукол люди, старались не использовать колюще-режущие предметы. Народ по большей части верил в магическую силу кукол: защита человека от болезней, злых сил, недугов, помощь в хозяйстве, повседневной жизни. Оберег – это амулет, спасающий человека от разного вида опасностей, предмет, на который наговорено заклинание, носящийся на теле в качестве талисмана.
«Кукла Берегиня»
Берегиня - это знак женского начала. Если углубиться в историю появления куклы «Берегини» мы окажемся в языческих временах Древней Руси, судя народные поверьям, если правильно сделать эту куколку, то она обладает могущественной магической силой. Нельзя вышивать «Берегиню» иглой или другими острыми предметами, так же не следует рисовать ей лицо. Если же куколка для маленького ребёнка, то лоскуты нельзя резать ножницами, их нужно рвать руками. Эта куколка особенна своим изготовлением, ведь ткань, из которой она состоит, не сшивается, а соединяется между собой.
«Кукла Желанница»
Кукла Желанница – раньше была у любой девушки в деревне. Её нельзя было никому показывать. Пришивая к куколке очередную бусинку на платьице, девушки иногда загадывали желания, поднося куколку к зеркалу и приговаривая: «Погляди, какая ты теперь красавица. А за подарочек мой, исполни желанье». А потом обратно убирали свою «Желанницу» в укромное место до поры до времени. Некоторые не верили, но все желания исполнялись.
2.2. Игровые куклы (Приложение 7)
Игровые куклы — это игрушки, которые предназначаются для забавы детям. Такие куклы обычно практичные, имеют съёмную одежду, а их одежда выполнена из добротных материалов.
Некоторые виды игровых кукол: куклы-закрутки, «кукла-полено», «малышок-голышок», «девка-баба»,«зайчик на пальчик» и другие.
Современные же куклы больше относятся к разделу игровых.
Игровые куклы бывают сшивные и свёрнутые. Свёрнутые куколки совсем простые в изготовлении, они даже не требуют сшивания. Толстый слой разноцветной, цветастой ткани наматывался на деревянную палочку, а после обвязывали веревкой. К этой палочке призывалась голова, а потом на куколку одевали платьице.
2.3. Обрядовые куклы (Приложение 8)
Как известно, раньше на Руси проводилось множество обрядов. В народе очень почитали обрядовых кукол, их ставили в красных углах каждой избы. Они имели ритуальный характер.
Кукла «Масленица»
Для изготовления обрядовой куклы «Масленицы» использовали солому или лык, а также обязательной частью являлся тонкий ствол березы. Солома и березовый ствол олицетворяли силу растительности, а так же великий русский дух. Именно поэтому в качестве рисунка на одежду наносились рисунки растительности. Кукла «Масленица» в Тульской губернии была в полный рост, а также делалась из соломы. Готовую куклу украшали цветами или яркими ленточками. В руки «Масленице» ставили тарелки с блинами, на неё вешали тесёмки, завязывая их, люди загадывали желания. После эту куклу поджигали, притом тесёмки должны были обязательно сгореть, иначе желание бы не сбылось. Эту куклу чаще всего делали дети вместе с родителями, с малых лет приучаясь быть благодарными за заботу.
«Куклы Неразлучники»
Эти куклы должна быть неразделимой, как и муж с женой в браке. Чаще всего её дарили молодожёнам на свадьбу. Одна из русских традиций на свадьбе - подвешивание двух кукол «Неразлучники» на сани, чтобы куклы отвлекали недобрые взгляды на себя. Куклы «Неразлучники» дарились как напоминание о неразрывности, ведь куклы были связанны за руки, подобно соединению узами брака. Кукол изготавливали подружки невесты из белой, черной и красных лоскутков ткани, используя обрывки цветных нитей.
«Кукла Кубышка-травница»
Согласно преданию, куклу наполняют душистой лекарственной травой. Потом её необходимо потрясти, помять в руках, чтобы все травяные ароматы разнеслись по комнате и отогнали злых духов. Наши предки меняли траву в куколке каждые 2 года, они считали, что магические действия трав истекают.
«Кубышка – Травница» не пускает недуг в дом, и не даёт болезни проникнуть в дом. Часто её вешали над колыбелью ребенка. Дети иногда играли в эту куколку. Еще её ставили около кровати для выздоровления больного.
2.4. Куклы-солдатики (Приложение 9)
Однажды Аристотель подарил своему ученику великому Александру Македонскому несколько кукол-солдатиков в закрытом ящике. Отдавая ящик, Аристотель запретил своему воспитаннику с ним расставаться, а так же велел никому его не отдавать. Открывая и закрывая ящик, его обладатель должен был произносить магические слова, только тогда, по словам Аристотеля, он поможет одолеть любую вражескую армию. Эти фигурки изображали солдат с опушенной вниз головой, направляющими себе в грудь мечи. Аристотель был уверен, что эти солдатики помогут Александру одержать победу. До сих пор неизвестно, в чём тайна этих восковых солдатиков, но за всю жизнь Александр Македонский не проиграл ни одной битвы.
2.5. Театральные куклы (Приложение 10)
Ещё один вид кукол - это театральные куклы. Театральные куклы — это куклы, созданные для кукольного представления художником и мастером, который воплощает его эскиз в материале, а также художественный инструмент для создания сценического образа через сценическое действие.
Театральные куклы делятся на разные виды. Если брать шире и в целом - это верховые, низовые и теневые:
Верховые куклы — это куклы, которые находятся выше актёра, управляющего ими. К ним относятся перчаточные, тростевые, механические и мимирующие куклы.
Низовые куклы — это куклы, управляемые сверху. К ним относится марионетка и планшетные куклы.
Теневая кукла — плоскостное изображение человека или животного, отбрасывающего тень на экран, который является сценой теневого театра.
Если рассматривать конкретней театральных кукол – это: перчаточная кукла; пальчиковые куклы; тростевые куклы; куклы-марионетки; куклы-автоматы; куклы-великаны.
Есть легенда о появлении театральных кукол. Однажды у одного короля умерла жена. Король долго не находил утешения. Тогда один мудрец решил помочь королю и сказал, король сможет видеться со своей женой каждый день, но с условием, что он не должен заглядывать за ширму. С тех пор король каждый день приходил и беседовал со своей любимой женой. Но однажды он нарушил запрет, заглянув за ширму. Вместо своей супруги он увидел обычный силуэт из бумаги. Невозможно представить негодование и злобу короля, в порыве злости он велел повесить мудреца. Но, узнав, что мудрец сумел сделать точную копию его жены с помощью фигурки, и расспросил всех, кто её знал, о манере разговора королевы, о её предпочтительных темах, король остыл и отменил казнь. После этого случая король приказал организовать в каждом городе театры теней.
III. Кукла в литературе
3.1. Куклы в русской художественной литературе
Кукла также часто встречается в русской литературе. Я решила исследовать литературные произведения, где бы встречалась кукла. Для начала, я занялась поиском рассказов, сказок, повестей, стихотворений.
Читая разные сказки, я узнавала новое об обрядах русского народа. И оказалось, что во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Вот список некоторых сказок, в которых есть куклы:
«Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстого. Главный герой Буратино — деревянная кукла, сделанная из обычного полена Папой Карло.
«Три толстяка» Ю. К. Олеши. Маленькую девочку Суок принимают за куклу и держат её во дворце в качестве единственного друга мальчика Тутти.
«Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Волшебник изумрудного города» А. М. Волкова из цикла его повестей «Волшебник изумрудного города». Например, в сказках фигурируют Страшила и Железный Дровосек, а также целая армия оживших деревянных солдат.
«Кукла» Г. А. Черкашина. В этой сказке рассказывается о тяжёлой жизни людей во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Маленькая девочка очень дорожит своей куклой, которую ей подарил дедушка. Но тяжёлые жизненные обстоятельства приводят к тому, что кукла теряется.
«Путешествие голубой стрелы» Джанни Родари. В сказке фигурирует целый магазин игрушек.
«Приключения тряпичной Бальбиси» Янины Броневской. В сказке рассказывается о приключениях маленькой тряпичной куколки.
Некоторые имена кукол из сказок:
Буратино из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».
В книге советского писателя А.Н.Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино" очень часто встречаются моменты с куклами. Если вспомнить даже Буратино не полностью является настоящим мальчиком. В конце книги участие куклы тоже проявляется - они пришли именно в кукольный театр.
Кукла наследника Тутти из «Трёх толстяков» Юрия Олеши тоже говорит о куклах: «Он подносил кудрявую головку куклы близко к своим глазам. «Какая удивительная кукла! Какой умный мастер её создал! Она не похожа на обыкновенную куклу. У куклы обычно голубые вытаращенные глаза, не человеческие и бессмысленные, вздёрнутый носик, губки бантиком, глупые белокурые кудряшки, точь-в-точь как у барашка. Кукла кажется счастливой по виду, но в действительности она глупа.. . А в этой кукле нет ничего кукольного. Клянусь, она может показаться девочкой, превращённой в куклу!»
За что я люблю русские сказки, так это за то, что только в них кукла может выступать в качестве доброго помощника главного персонажа, который при должном отношении всячески помогает, советует. Обычно у девочки-героини бывает помощница-кукла, полученная от покойной матери. Возможно, так славяне отображали своё отношение к куклам – игрушкам: это воплощение невероятной сверхсилы, способной помогать в безвыходную минуту. Классический пример даётся в сказке «Василиса Премудрая».
«Когда мать скончалась, девочке было лет восемь. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
– Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением, оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. Затем мать поцеловала дочку и померла».
Наделяя куклу такими качествами, герои верили в их силу, обращались с ними по-человечески, осторожно, с любовью.
- Эмилия — капризная кукла из «Ордена жёлтого дятла» Монтейру Лобату.
- Кукла Зерновушка из «Сказки про куклу Зерновушку и волшебные игрушки» Ирины Богдановой. Сказка про древнерусскую деревню, девочку Улиту и её самодельную куклу.
Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. На Руси куклу наряжали в национальные одежды, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Вот как показана в русской сказке «Терёшечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода: «У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка». Описанная кукла известна под названием Пеленашка. Её делали для младенца или будущего ребенка по определённым правилам, использовали в обрядах. И сегодня ещё сохранился обычай дарить куклу-пупса на свадьбу, как пожелание новой семье потомства.
В литературных произведения: рассказа, повестях, стихотворениях тоже присутствует игрушка-кукла, сыгравшая немаловажную роль в судьбе литературного героя. Вот, например, в рассказе одного из известнейших русских писателей и мыслителей Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» я встретилась с куклой из глины. Её сделал русский офицер Жилин для татарской девочки Дины. Кукла была с носом, руками, ногами, в татарской рубахе. А Дина убрала её лоскутками и качала, как ребёнка. Дина полюбила куклу, а потом и подружилась с мастером, помогла ему бежать из плена. «Кто тебе без меня кукол делать будет?»- говорил Жилин, прощаясь с Диной.
Встречаем куклу и в произведении В.Г.Короленко «Дети подземелья»: «Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил её об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне её и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.
Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами». Так кукла скрасила последние дни жизни маленькой девочки Маруси.
Большое впечатление произвело на меня произведение Н.Н.Носова «Кукла»: «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая, и всё ещё миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах.
Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с неё платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.
Так мне нехорошо видеть это! Аж, сердце комом сожмётся. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски». Я была поражена поведением Акимыча, который решил похоронить эту куклу.
Печальное стихотворение о кукле написал и К.К.Случевский:
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!
А так же К.М.Симонов:
Мы сняли куклу со штабной машины.
Спасая жизнь, ссылаясь на войну,
Три офицера - храбрые мужчины -
Ее в машине бросили одну.
Привязанная ниточкой за шею,
Она, бежать, отчаявшись давно,
Смотрела на разбитые траншеи,
Дрожа в своем холодном кимоно...
Кукла упоминается и в весёлой считалочке С.Я.Маршака:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут…
…Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!
Мне очень понравилось стихотворение Людмилы Покровской:
Кукла - это очень важная игрушка,
Тот, кто создал куклу - мудрый человек.
Кукла всем девчонкам первая подружка
Со времён создания, не один уж век.
Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг…
Так, кукла, изображённая в фольклорных и авторских произведениях, остаётся не просто игрушкой, но и становится настоящим литературным персонажем, играет, порой, важную роль в судьбе героини.
3.2. Куклы в мировой художественной литературе
В произведениях мировой художественной литературы есть множество примеров, когда рядом с героем появляется кукла - игрушка.
Очень часто в произведениях игрушки оживают. Об оживающих игрушках написаны сказки и рассказы. Среди писателей сразу вспоминается Ганс Христиан Андерсен. В своих произведениях он пытался показать, насколько удивителен мир кукол. Об этом рассказ «Оловянный солдатик», где рассказывается о том, как маленькому мальчику подарили 25 оловянных солдатиков в коробке, один из них оказался без ноги, ему пригляделась именно кукла - балерина на одной ноге. Его ждало много испытаний и несчастий, но в итоге он умер вместе со своей любимой, с утра хозяева нашли лишь гору пепла и кусок олова в виде сердца.
Есть произведение Ганса Христиана Андерсена «Пастушка и трубочист», в котором так же говорится о любви фарфоровых кукол:
«На столе стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на головке красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора…».
В сказке Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», Щелкунчик – всего лишь кукла для раскалывания орехов- оживает, и его ждут невероятные приключения.
Оживают куклы и в сказке Ла́ймена Фрэнка Ба́ума «Удивительный Волшебник из Страны Оз»:
«— Что ты собираешься подарить Озме на день рождения? — Я написала в ее честь песню, — отвечала девочка-кукла, которая хоть и была набита ватой, но имела неплохие мозги».
3.3. Роль куклы в художественной литературе
В ходе анализа некоторых произведений я определила роль куклы-игрушки как художественной детали:
выступает в роли «чудесного помощника»;
дополняет психологический портрет хозяина;
оказывает влияние на персонажа и отражает его внутренний мир;
характеризует условия жизни персонажа;
спасает от одиночества и обыденности;
способствует взрослению, становлению личности;
становится искусственно созданной преградой между реальностью и персонажем;
учит бережно и гуманно относиться к окружающему миру, к людям, к природе, животным;
проверяет характер героев.
Таким образом,маленький экскурс по произведениям с героями-куклами, надеюсь, найдёт отклик в наших душах, что, благодаря ему, каждый из нас узнает чуточку больше о так любимом нами мире - мире кукол.
IV. Практическая часть
4.1. Изготовление кукол по произведениям
Изучив литературные произведения о куклах, мне стало интересно, как их изготавливали, например, в Древней Руси. Так я решила попробовать изготовить своими руками кукол по некоторым произведениям. Помогли мне в этом мама и бабушка.
Описанная кукла в сказке «Терёшечка» под названием Пеленашка меня привлекла больше всего. Понравилась и кукла-оберег из сказки «Василиса Премудрая» и кукла – Зерновушка из «Сказки про куклу Зерновушку и волшебные игрушки» Ирины Богдановой. Их я и попыталась сделать.
Кукла Пеленашка из сказки «Терёшечка» (Приложение 11)
Итак, нам понадобится совсем немного времени и не так много материалов:
длинный белый лоскут ткани; маленький цветной лоскуток для косынки; лоскуток чуть побольше для пеленания; красные, желательно алые нитки; ленточка.
Кукла-оберег из сказки «Василиса Премудрая» (Приложение 12)
Для куклы ростом 23 см нам потребуется материал:
1. Плотная ткань для основы 20 х 55 см (у меня двунитка).
2. Льняная или хлопчатобумажная ткань для лица и рук 30 х 30 см.
3. Ткань на нижнюю юбку (ситец, бязь, шитьё, широкое кружево) 14х36 см.
4. Ткань цветная на верхнюю юбку 15 х 38 см.
5. Два квадрата из ткани что и для верхней юбки 9 х 9 см.
6. Атласная лента 1, 5 - 2 см шириной и узкое кружево на очельник. Дл. 12 см.
7. Две узкие атласные ленточки для лямочек у сарафана 13 см. Можно не делать лямочки.
8. Лоскут ткани для передника 7 х 14 см.
9. Нитки красные натуральные.
10. Треугольник ткани для косынки, по длинной стороне 23 см, высота 10 см.
11. Вата для объёма головы.
Кукла «Зерновушка» или «Крупеничка» из сказки «Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки» Ирины Богдановой. (Приложение 13)
Заключение
Таким образом, кукла является основной игрушкой детей и даже в компьютерный век её заменить не сможет ничего. Ведь она учит детей человечности. Кукла растёт вместе со своим владельцем. Она является подругой с рождения ребенка (иногда передаётся по наследству).
Сейчас дети используют кукол в большей мере для игр, но раньше они были теснейшим образом связаны с религией. Кукол использовали наряду с иконами, и старались их делать похожими на людей: ростом с человека, они могли двигать руками, поворачивать голову и даже ходить.
И действительно, теперь я могу быть точно уверена, что кукла находит себе место и в истории, и в театре и особенно в литературе.
Список литературы:
1. Артамонова Е.В. «Куклы».
2. Баум Л.Ф. «Удивительный волшебник из Страны Оз».
3. Горичева В.С. «Куклы».
4. Гофман Э. Т. А. «Щелкунчик и Мышиный Король».
5. Даля В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».
6. Ожегов С. И. «Словарь русского языка».
Интернет-ресурсы:
1. https://vk.com/wall-46053697_5823
2. https://www.livemaster.ru/topic/806757-istoriya-kukol-s-drevnih-vremen-do-nashih-dnej
3. https://dzen.ru/a/Yj8Yt6bbGmTVdg88
Приложение 1
Куклы древних жрецов
Приложение 2
Кукла Пандора. Франция, 17 век.
Приложение 3
Механическая кукла "Музыкантша". Автор Анри-Луи Жаке Дроз
Приложение 4
Экспонат музея Аксакова в г. Уфа.
Приложение 5
Фарфоровая кукла. Автор - Александра Кукинова.
Приложение 6
Обережная кукла
Приложение 7
Кукла игровая
Приложение 8
Обрядовая кукла
Приложение 9
Кукла-солдатик
Приложение 10
Кукла театральная
Приложение 11
Кукла «Пеленашка». Этапы работы
Способ изготовления:
1.Берём белый кусочек ткани, складываем его в длину так, чтобы получилась полоса примерно 5-8 см. Лоскуток сложить пополам по ширине, а потом в длину.
2.Скрутка должна быть очень плотной.
3.Отметить нитками голову и ножки, а так же необходимо намотать сакральный, обережный крест на спинку.
4.Теперь надеваем очелье и платок, платок нужно примотать нитками, не завязывать, лишние узлы нам ни к чему.
5.Дальше пеленаем куколку. Пеленаем, обычно, как маленького ребенка.
6.Осталось совсем немного! Наматываем красную нитку. И добавляем декоративные элементы, которые вы выбрали.
Приложение 12
Кукла-оберег. Этапы работы
Способ изготовления:
Берём ткань для основы и по короткой стороне закручиваем в плотный валик. Заканчивая закрутку, не забываем край подогнуть внутрь. Перевязываем получившийся столбик нитью в трёх местах.
На один из концов накручиваем вату, формируя, таким образом, объём головы.
Кладём заготовку на квадрат ткани для головы и рук таким образом, чтобы голова была по центру, а другой конец лежал на уголке. И перегибаем ткань по диагонали, накрывая столбик-основу.
Опускаем свободные концы квадрата вниз и перевязываем чуть ниже головы, попутно расправляя морщинки, убираем их с лица. Если лицо получается плоским, прежде чем перевязать добавьте на лицо ваты.
Свободные концы ткани выправляем в стороны. Кончики уголков и срезы заправляем внутрь (примерно на 1,5 см).
Формируем куколке ладони. Отступив от края уголка 1,5-2 см, перевязываем нитью. Руки готовы.
Перевязываем основу по линии груди (ровно под руками) и по туловищу двумя крестами. Далее будем надевать на куклу нижнюю юбку. Берём ткань (у меня шитьё), кладём лицевой стороной вверх, по центру, лицом вниз кладём куклу. Нижний край ткани на 1, 5 см ниже линии груди.
Оборачиваем ткань вокруг куклы, приподняв вверх руки. Края ткани накладываем друг на дуга. По линии груди приматываем ткань к туловищу.
Расправляем юбку вниз.
Приступаем к изготовлению груди. Берём два квадратика ткани, кладём изнанкой вверх, по центру помещаем плотно скатанные комочки ваты, собираем ткань в щепоть и туго перевязываем нитью. Концы нитей оставляем длиной сантиметров по 5.
Связываем груди друг с другом. Примотаем лямочки из узкой атласной ленты по линии талии.
Привяжем к туловищу грудь. Приматываем по линии груди под руками, на груди и спине крестом. Наденем на куколку сарафанчик таким же способом, как и нижнюю юбку.
Расправим юбку вниз и привяжем передник. Если желаете пришить к переднику ленточку или кружево, сделайте это заранее, когда ещё не приступили к изготовлению куколки. Кладём лоскут ткани для передника на лицо куклы изнанкой вверх и привязываем передник под грудью. ткань расправляем вниз.
Наденем Берегинюшке на голову очельник. Вначале расположим по линии лба кружево, сверху ленточку, так, чтобы край кружева выглядывал. Оборачиваем вокруг головы и на затылке завяжем узелком.
Повяжем голову куклы платочком, узелок завяжем сзади.
Вот и готова кукла Берегиня — хранительница домашнего очага.
Рекомендации:
Если вы изготавливаете не просто предмет интерьера, а оберег, постарайтесь соблюдать определённые правила.
Куколку мастерят в уединении и на один раз.
Попросите прощения у своих предков за то, что считаете себя лучше их
Поблагодарите свой Род за то, что он у вас есть.
Материал для куколки лучше взять не новый. Будет идеально, если куколка получит от каждого члена семьи по лоскуту от его одежды. Понятно ткань не должна быть сильно заношенной и чистой.
Вместо столбика из ткани для основы можно использовать закрученную бересту. Берёза считалась деревом Берегини.
У меня Берегиня получилась ростом 23 см. Будет неплохо если вы изготовите куклу большего размера т.к делали Берегинюшек высокими.
Приложение 13
Кукла «Зерновушка. Этапы работы
Способ изготовления:
1. Чтобы сделать куклу Крупеничку своими руками, сначала шьем мешочек для крупы. Берется прямоугольник белой хлопковой или льняной ткани, складывается пополам и прошивается по длинной стороне. Для этого берется длинная нить (чтобы хватило на прошивку и на завязывание мешочка, один длинный конец ( 20-30 см.) оставляем с одного края, фиксируем двойным стежком и прошиваем швом «назад иголку», отступив от края 1-1,5см.
2. Прошив до края, оборачиваем и плотно завязываем нитью один конец получившейся «трубочки»
3. Выворачиваем получившийся мешочек, наполняем его крупой, оставив сверху место для завязывания, и тщательно уплотняем зерна, постукивая мешочком по столу.
4. Завязываем мешочек свободным концом нитки, расправляем торчащие края.
5. Сшить нужно только мешочек для крупы, а вот саму куклу, ее одежду, мы сделаем без иголки. Теперь приступаем к одежде куклы.
6. Сначала надеваем нижнюю юбку, запахивая сзади, и перевязываем нитью.
7. Затем надеваем юбку — понёву, краями вперед, оставив между ними небольшое расстояние.
8. Сверху, выворотным способом, повязываем фартук.
9. Фартук прихватываем красивым пояском.
10. Дальше берем длинную полоску теплой ткани, туго скручиваем оба конца в рулончики — это будут рукава, и привязываем.
11. Теперь повязываем кукле красный платочек — повойник и нарядную тесьму, завязывая их сзади.
12. И сверху повязываем платок. Наша кукла Крупеничка готова к зимовке. Кукла готова. Добра, достатка и багатства в Ваш дом!