Литературный календарь А.С.Пушкина «Времена года» как средство повышения читательской активности

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Литературный календарь А.С.Пушкина «Времена года» как средство повышения читательской активности

Наседкина М.Д. 1
1МБОУ СОШ 11 ИМОСК
Малинина А.А. 1
1МБОУ СОШ 11 ИМОСК
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы

Литература как вид искусства всегда оказывала определенное влияние на формирование человека. Чтение – это сложное действие, которое активизирует различные мыслительные процессы, обогащая и развивая личность, воспитывает душу и фактически делает человека «разумным». В настоящее время проблема отношения к русскому языку и литературе требует привлечения всеобщего внимания, осознания необходимости популяризации чтения и интереса к образцовым произведениям, какими являются произведения классической литературы.

Проблематика

Снижение интереса к чтению – это уже, к сожалению, всеми признанная проблема, имеющая масштаб общемировой тенденции. Наибольшего внимания требует сокращение читательского интереса к классической литературе. Современный читатель в силу различных причин чаще выбирает так называемую «бульварную» литературу - легкое чтение, которое не заставляет его задумываться о смысле, не тревожит его, а носит развлекательный характер. Однако именно классическая литература, изучаемая в школе, лежит в основе формирования общекультурных ценностей, читательской грамотности и литературного вкуса. По этой причине необходимо доказать, что классические произведения не утратили своей актуальности и благотворно влияют на развитие личности.

Объектом исследования в данной работе являются волонтерская деятельность в области литературы.

Предмет исследования – влияние изучения биографии и творчества А.С.Пушкина на интерес к чтению классической литературы.

Цель работы:

популяризация среди разных возрастных групп и слоев населения идеи о необходимости активной социальной позиции в процессе возрождения интереса к русской классической литературе и чтению; создание литературного календаря как формы привлечения внимания детей и взрослых к творчеству А.С.Пушкина.

Задачи:

- провести опрос среди разных возрастных и социальных групп для выявления уровня знаний об А.С.Пушкине;

- проанализировать результаты опроса, сделать выводы;

- продолжить работу телеграмм канала «Волонтеры чтения» для активизации читательской активности и повышения интереса к литературе;

- создать литературный календарь с интерактивными элементами по творчеству А.С.Пушкина.

Гипотеза: с помощью литературного календаря можно активизировать интерес разных возрастных и социальных групп к творчеству поэтов и писателей и способствовать повышению их читательской активности.

Практическая значимость данной работы заключается в максимальном привлечении внимания к проблеме снижения интереса к чтению и использовании разработанных материалов для решения данной проблемы.

Методы исследования: опрос, сравнение и теоретический анализ статистических данных, собранных во время опроса, творческое задание.

Этапы работы.

Этап

Содержание

1.Подготовительный

Формулировка целей, задач, методов, содержания и конечного результата данной работы с использованием справочных материалов.

2.Организационный

Ознакомление с содержанием работы, определения и направление работы, определение примерных сроков для предоставления материала.

3. Осуществление деятельности

Создание волонтерской группы, распределение ролей внутри группы, разработка опросного листа, подготовка раздаточного материала (открытки с портретами и стихотворениями А.С.Пушкина), проведение опроса в различных возрастных и социальных группах, анализ полученных данных, разработка макета календаря.

4. Оформление

Оформление работы согласно выбранной теме.

5. Защита проекта

Выступления на уроках, участие в конкурсах.

Глава I. Литературное волонтерство

1.1 Литературное волонтерство как инструмент формирования духовно-нравственной культуры общества.

В любое время и в любом цивилизованном обществе важную роль играет вопрос формирования личности гражданина. Сегодня самым важным качеством можно с уверенностью назвать высокий уровень духовно-нравственной культуры человека, выражающийся в уважении общечеловеческих ценностей, умении нести ответственность перед собой и обществом, способности принять правильное решение в ситуации морального выбора. Бесспорно то, что литература способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, поскольку занимает ведущее место в становлении основных принципов национального самосознания и мировоззрения.

Сегодня от современного человека требуется проявление лидерских качеств. Подлинный лидер умеет перерабатывать большой объем информации, смотреть на явления с разных сторон, учитывать множественность точек зрения, может принимать решения, выходящие за рамки его персональной судьбы. Этому как раз и учит большая литература. [6]

Но, к сожалению, многие не видят необходимости обращения к классической литературе, так как, возможно, считают её устаревшей, неактуальной, сложной, в конце концов. Существует точка зрения, что людям новой цифровой эпохи трудно читать, так как они не могут долго удерживать внимание [9]. В связи с этим крупные художественные произведения в школе читаются в сокращении, их чтение заменяется просмотром фильмов или даже их фрагментов, содержание передается с помощью комиксов. Такой подход формирует какое-то отрывочное мышление. Разве можно в такой форме передать все то, что хотел сказать автор, и постичь все то, что он заложил в свою книгу?

Конечно, время идет вперед, многое меняется в нашей жизни, однако общечеловеческие ценности остаются неизменными. А литература как раз и является своеобразным хранилищем этих ценностей.

Именно поэтому появилось литературное волонтёрство, способствующее приобщению современного общества к эстетическому освоению мира посредством чтения художественной литературы.

Рассмотрим существующие сегодня виды литературного волонтерства [1].

Культурно-просветительский.

Такая разновидность литературного волонтерства направлена на оказание помощи в организации акций и мероприятий, чтение лекций, участие в крупных проектах в поддержку чтения. 

Информационно-медийный.
Данный вид способствует продвижению библиотек и чтения в социальных сетях. Он включает в себя распространение афиш, флаеров, листовок, освещение мероприятий и др. 

Творческий.
Такой вид волонтерской деятельности включает в себя организацию работы кружков, клубов и объединений по интересам, проведение творческих мастер-классов, концертов. 

Мультимедийное творчество.
Создание роликов, презентаций, фоторепортажей, интервью, буктрейлеров и др. является современным, интересным и действенным способом активизации читательской активности.

Исследовательская деятельность.
Подобная деятельность подразумевает проведение мониторинга читательских мнений, соцопросов, анкетирования, интервью и др.. 

Работа с книжным фондом.
Этот традиционный вид заключается в непосредственной работе с литературой: волонтеры могут заниматься расстановкой книг, штамповкой новых изданий, подшивкой газет и журналов. 

Мы убеждаемся в том, что литературное волонтерство подразумевает под собой разнообразную деятельность, для осуществления которой необходимы неравнодушные инициативные люди, добровольно занимающиеся работой по активизации читательского интереса разных слоев населения. Это должны быть люди, в первую очередь, читающие, компетентные в области литературы, разбирающиеся в жанрах и направлениях как классической, так и современной литературы. Литературные волонтеры, конечно, заинтересованы в том, чтобы в современном мире стало больше читающих людей. Они должны обладать способностью заинтересовать чтением представителей разных поколений, а также готовностью создать свой литературный проект, который будет иметь ценность и значимость в рамках данной волонтерской деятельности.

Вывод: литературное волонтёрство разнообразно и способно учитывать интересы, особенности мышления и восприятия современного читателя, чтобы приобщить его к эстетическому освоению мира посредством чтения художественной литературы.

1.2 Читаем Пушкина вместе.

С чего же начинать? Что предлагать для чтения современному человеку, который погружен в цифровой мир, чтобы заинтересовать его, повернуть лицом к художественной литературе, которую он поставил на полку, как только закончил школу? Конечно, Пушкина!

Многие помнят или когда-то читали о том, что Н.В.Гоголь в 1832 году писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». [3] И вот прошло двести лет. Похож ли Александр Сергеевич на современного человека?

«Мы сейчас более чем когда-либо подготовлены к восприятию Пушкина, потому что никогда еще не были так свободны. Мы сейчас никак и ничем идеологически не отягощены, может быть, даже это и страшно. Но смотрите свободно на Пушкина, и Пушкин явится в новом качестве… Пушкин… единственный в мире тип нормального гения». Эти слова принадлежат выдающемуся литературоведу, директору Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, члену-корреспонденту РАН, доктору филологических наук, профессору Н. Н. Скатову [8]. Опираясь на авторитетное мнение, следует задуматься о том, что именно творчество Пушкина помогает порой понять, что есть добро, а что зло…

Первое, что хотелось бы отметить, это ощущение скорости, с которой жил и творил великий поэт. За свою недолгую жизнь А.С.Пушкин написал 826 художественных произведений: один роман в стихах, 12 законченных поэм, 7 сказок, 15 художественных прозаических произведений, 8 пьес, 783 стихотворения [4]. Это не считая стихотворные наброски, два исторических произведения, несколько статей, письма и др.

Пушкин стремителен, он находится в постоянном движении, темп его жизни так быстр, что позволяет сравнить его с темпом жизни современного человека. Еще одно сходство: Пушкин – визуал, как и большинство людей XXI века. Доказательством этому могут быть многочисленные зарисовки на полях его рукописей, которые не являются иллюстрациями к его произведениям. [1] Поэзия Пушкина зрима, наполнена яркими образами, поэтому, вероятно, так легко учить его стихи наизусть. Дети, кстати, с удовольствием рисуют героев сказочных произведений поэта. Это также свидетельствует в пользу современности Александра Сергеевича. Можно даже провести параллель между «клиповым сознанием» современного молодого поколения и своеобразной «клиповости» некоторых стихотворных зарисовок А.С.Пушкина. Вспомним знаменитое «Зимнее утро» [8]:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись…

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…

Картины сменяют одна другую, как в современном видеоролике; описания краткие, но очень емкие, зримые, эмоциональные.

Наконец, характер Александра Сергеевича – дерзкий, неудержимый, бунтарский, свободолюбивый. Но в то же время, не было бы Пушкина как поэта и необыкновенного человека, если бы он не прочитал столько книг, не изучил столько исторических документов, не относился бы с уважением к русской истории и литературе.

Именно поэтому читать будем произведения Александра Сергеевича Пушкина, и не только в юбилейные годы, но каждый год, а желательно и каждый день.

Вывод: творчество А.С.Пушкина остается актуальным, интересным для современного читателя благодаря живости языка, зримости образов, яркости эмоций и неординарности личности самого автора, что можно использовать для активизации читательского интереса.

Глава II Работа над созданием литературного календаря

2.1 Цели и задачи практической части

В процессе исследования отношения современного общества к творчеству А.С.Пушкина нами были поставлены следующие задачи:

  • Провести социологический опрос с целью выявления уровня знаний фактов биографии поэта среди разных социальных и возрастных групп;

  • Узнать, помнят ли люди разного возраста стихотворения А.С.Пушкина, которые они изучали в школе/учили наизусть;

  • Определить уровень востребованности данной информации среди различных групп людей;

  • По результатам исследования разработать продукт, который поможет активизировать интерес к личности А.С.Пушкина и восполнить пробелы в знаниях о поэте и его творчестве.

Для проведения исследования был составлен опросный лист (приложение 1), подготовлены открытки с портретами и стихотворениями А.С.Пушкина (приложение 2), которые затем были оставлены респондентам в качестве подарка.

2.2 Опытно-экспериментальное исследование

Для проведения опроса нами был подготовлен опросный лист, содержащий вопросы по биографии А.С.Пушкина, и подобраны известные стихотворения поэта для того, чтобы узнать, помнят ли взрослые люди те произведения, которые они учили наизусть в школе.

Всего мной было проведено 6 опросов среди различных групп людей, отличающихся по сфере работы и возрасту.

Первый опрос был проведён среди инженеров Ставропольского УПХГ в двух возрастных группах: от 30 до 40 лет и 40+. 77% опрашиваемых первой группа возрасте от 30 до 40 лет ответили правильно на большинство вопросов, а 23% ошиблись или затруднялись с ответом. Никто из респондентов не смог продолжить стихотворения А.С. Пушкина, хотя произведения были им знакомы. В возрастной группе 40+ 56% в основном ответили правильно, а 44% не знали ответов, однако 29% смогли продолжить известные стихотворения поэта.

Второй опрос был проведён среди работников медицинского пункта Ставропольского ЛПУМГ (врачей и медицинских сестер) в возрасте от 40 до 50 лет. 54% ответили на все вопросы правильно, а 46% испытали затруднения в ответах. В то же время стихотворения смогли продолжить все опрашиваемые (100%).

Третий опрос был проведён среди бухгалтеров предприятия Рыздвяненский филиал ЗАО «Ставропольский бройлер». В возрастной категории от 30 лет до 40 лет 68% сделали ошибки в ответах на вопросы анкеты, а 32% ответили правильно. Однако большинство -75% - опрашиваемых в этой возрастной группе смогли продолжить стихотворения. В возрастной категории 40+ 48% ответили неправильно, а 53% правильно. 86% респондентов этой группы смогли продолжить стихотворения.

Последний, четвёртый опрос был проведён в моём телеграмм канале, где большинство аудитории - это школьники среднего и старшего звена. Разделить на группы по возрасту я не смогла, так как опрос анонимный, поэтому данные представлены обобщенно. 73% респондентов дали, к сожалению, ошибочные ответы, и лишь 7% ответили правильно. Это свидетельствует о недостаточном уровне знаний об А.С.Пушкине и доказывает необходимость литературного волонтерства в ученической среде.

Данные проведенного опроса представлены в диаграмме (приложение 3).

В конце опроса мы попросили респондентов предложить какой-либо вариант для того, чтобы можно было восполнить пробелы в знаниях об А.С.Пушкине. Среди разных идей (снимать фильмы и передачи, ходить в библиотеку и др.) первое место заняло предложение о создании литературного календаря (приложение 4).

Следует отметить, что стихотворения были напечатаны на обратной стороне открыток с известными портретами А.С.Пушкина – художников В.А.Тропинина и О.Кипренского (оба портрета написаны в1827г.), И.Репина («Пушкин на экзамене 8 января 1815 года», написанного в 1911 г.) и автопортрета поэта. Возможно, это подтолкнуло опрашиваемых к идее о календаре.

Вывод: данные проведенного опроса показывают, что более взрослое поколение лучше помнит факты из биографии А.С.Пушкина и его стихи, чем молодое, и убеждают в необходимости создании проектов по активизации читательского интереса, и одним из них может быть литературный календарь.

2.3 Создание литературного календаря

Календарь – это предмет, который может существовать в очень разных форматах и вариантах, меняться в зависимости от запросов людей, но он всегда будет востребован. Поэтому очень важно наполнение календаря дополнительной информацией, которая будет приносить пользу, обогащать потребителей знаниями, пробуждать интерес и желание узнать больше.

Первый тематический календарь появился еще в 1709 году и носил справочный характер: рассказывал о различных приметах, содержал астрологический прогноз, советы по воспитанию детей, выдержки из Ветхого Завета и много другое. Существовали географический, исторический, дорожный и даже экономический календари [5].

Идея создания литературного календаря сама по себе не нова, однако наша идея заключается в том, чтобы создать календарь, отвечающий современным запросам, ориентированный на широкий круг аудитории, существующий в разных форматах, удобных каждому человеку, не зависимо от его возраста и рода деятельности.

Литературный календарь «Времена года А.С.Пушкина» будет представлен в традиционном печатном варианте в двух форматах – перекидном настенном и настольном, а также в онлайн формате. https://docs.google.com/presentation/d/1FABDdWzzF1o-2O2S79iICPw9U9l7GSADFw4l9e1Jfqs/edit?usp=sharing Каждая страница календаря будет знакомить со стихотворением А.С.Пушкина, посвященном месяцу или времени года, картиной известного художника 19 века, содержать вопрос о великом писателе и QR-код, отсканировав который, можно будет попасть в электронную версию календаря, найти ответ на вопрос, интересную информацию или ссылку на дополнительный ресурс. Макет календаря представлен в приложении к работе (см. приложение 5)

Заключение

Подводя итог нашего исследования, необходимо подчеркнуть, что уровень читательской грамотности на сегодняшний день становится серьезной проблемой, особенно среди подрастающего поколения. Продуктивность процесса чтения является основой для успешного формирования коммуникации, обучения, умения воспринимать и обрабатывать различную информацию. Чтение обогащает внутренний мир человека, расширяет его кругозор, формирует мировоззрение, влияет на становление его личности. По этой причине очень важно выбирать такую литературу, которая будет оказывать на читателя благотворное влияние, способствовать формированию правильных нравственных ценностей и в то же время отвечать запросам современного мира.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина, несомненно, является тем образцом, который остается нравственным ориентиром и в наше время. Несмотря на то, что большинство из нас с детства знакомы с лучшими произведениями великого поэта, мы постепенно отдаляемся от прекрасного пушкинского мира. Чтобы сохранить это наследие, необходимо использовать актуальные способы активизации читательской активности.

После анализа отзывов и пожеланий нашей аудитории в телеграмм канале «Волонтеры чтения» мы пришли к выводу, что литературный календарь станет возможным решением данной проблемы. Перелистывание страниц в календаре схоже с перелистыванием слайдов или клипов на телефоне, поэтому у пользователей будет работать зрительная память. Оригинальный, запоминающийся дизайн и использование ссылок и QR-кодов для получения дополнительной информации придаст календарю новизну, повысит к нему интерес среди разной аудитории и стимулирует желание приобрести данный календарь.

Таким образом, можно сделать вывод, что календарь «Времена года А.С.Пушкина» помогает в повышении уровня читательской грамотности среди учащихся и взрослых, меняет отношение к чтению в положительную сторону, способствует увеличению количества людей, интересующихся литературой, в частности классической.

Гипотеза о том, что с помощью литературного календаря можно активизировать интерес разных возрастных и социальных групп к творчеству поэтов и писателей и способствовать повышению их читательской активности подтвердилась.

Список источников

  1. Алпатова Татьяна Читаем Пушкина вместе с "цифровым поколением" // Народное образование. 2019. №3 (1474). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitaem-pushkina-vmeste-s-tsifrovym-pokoleniem

  2. Волонтерское движение в библиотеках: опыт и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Сахалинская областная универсальная научная библиотека. Южно-Сахалинск, 2021 г. URL: https://prof.libsakh.ru/doc/Metodiko-bibliograficheskie_izdanija/Novye_materialy/Sbornik_NPK_2021_Volontjory.pdf

  3. Дружников Ю. С Пушкиным на дружеской ноге. URL: https://www.druzhnikov.com/text/rass/duel/6.html

  4. Жизнь Александра Пушкина в цифрах. URL: https://www.pravilamag.ru/letters/725489-26-duelei-i-odna-rokovaya-jizn-aleksandra-pushkina-v-cifrah/?ysclid=m3vvkrymml969417362

  5. Зыков Олег Петрович, Рябова Татьяна Викторовна Первые отечественные светские календари и их связь с журналистикой // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. №4 (128). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-otechestvennye-svetskie-kalendari-i-ih-svyaz-s-zhurnalistikoy

  6. Клейн Л. Зачем читать художественную литературу? URL: https://leonidklein.ru/lectures/zachem-chitat-hudozhestvennuyu-literaturu/

  7. Скатов Н. Тип нормального гения URL: https://www.gup.ru/upload/iblock/164/bjf57bgygu5gvk038a4vmswjdlx6c0vq/Skatov_Tip-normalnogo-geniya_2-izd_2024.pdf

  8. Пушкин А.С. Стихи. URL: https://www.culture.ru/poems/5363/zimnee-utro

  9. Черниговская Т.В. Почему мы разучились читать. URL:https://www.sobaka.ru/city/science/67744

Приложения

Опросный лист по биографии и творчеству А.С.Пушкина.

В каком году родился А.С.Пушкин? -1799

Какая фамилия у предков Александра Сергеевича по материнской линии? - Ганнибал

В каком городе родился А.С.Пушкин? - Москва

Какой предмет был у Пушкина самым нелюбимым в лицее? – математика

Какое прозвище было у Пушкина в лицее? Почему? (француз, т.к. он прекрасно знал французский язык)

Кто заметил литературный талант Пушкина и, «в гроб сходя, благословил»? - Державин

Как звали жену Пушкина? - Наталья Николаевна Гончарова

Как погиб Пушкин? В каком году? В каком городе? (на дуэли с Дантесом в 1837 г. в Петербурге)

Интересный факт: Пушкин никогда не стрелял на дуэли первым, а после выстрела противника палил в воздух. Единственным, в кого стрелял поэт и кого ранил, был Дантес. Пушкин выстрелил в противника, уже получив смертельное ранение.

Прологом к какой поэме являются знаменитые строки «У лукоморья дуб зеленый…»? («Руслан и Людмила»)

Сколько раз Старуха из сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» отправляла Старика к Золотой Рыбке? (4)

Сочетание каких карт обещало выигрыш Герману в повести Пушкина «Пиковая дама»? (тройка, семёрка, туз)

Герой какой повести заблудился перед венчанием? («Метель»)

Как зовут руководителя восстания, которое описано в повести «Капитанская дочка»? (Емельян Пугачёв)

Вспомните всем известную пословицу, которая является эпиграфом к повести «Капитанская дочка» (эти слова говорит отец Петра Гринева, когда провожает сына на службу). – Береги платье снову, а честь – смолоду.

Какие слова написаны на памятнике А.С.Пушкину в Санкт-Петербурге? – «Я памятник воздвиг себе нерукотворный».

Приложение 2

худ.О.Кипренский худ.В.А.Тропинин А.С.Пушкин Автопортрет

И.Репин «Пушкин на экзамене 8 января 1815 года», 1911г.

Приложение 3

Приложение4

Просмотров работы: 3