Русский язык для всех. Изучение морфемики слепыми и слабовидящими детьми

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русский язык для всех. Изучение морфемики слепыми и слабовидящими детьми

Зуев Г.А. 1
1МБОУ СОШ №27 г. Пензы, 7 класс
Кочелаев А.А. 1
1МБОУ СОШ №27 г. Пензы
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) более 2,2 миллиардов человек во всём мире полностью слепы или страдают от нарушения зрения. По данным на 2024 год, в России количество незрячих и слабовидящих детей превышает 210 тысяч, из них более половины — в возрасте до 18 лет. Все они имеют право на получение образования. В связи с этим здесь возникает вопрос о том, как обучать таких людей. Успешное образование для слепых и слабовидящих детей подразумевает необходимость создания специальных условий, способных эффективно компенсировать недостижимость зрительных восприятий. Тактильные образовательные подходы играют решающую роль, так как осязание становится основным источником получения знаний для этих детей. Одной из ключевых тактильных методик, широко распространённых в обучении, является использование шрифта Брайля. Этот специальный рельефно-точечный шрифт предоставляет возможность освоения чтения и письма, заметно расширяя образовательные горизонты.

Особое внимание следует уделять разработке и использованию разнообразных тактильных учебных материалов. Рельефные карты, схемы служат инструментом для развития пространственного мышления и ориентационных навыков. Путем тактильного изучения географических карт, математических моделей и физических конструкций, учащиеся обогащают своё понимание пространства, развивают навыки критического анализа.

Для обучения русскому языку существует достаточно большое количество тактильных книг. Однако после тщательного рассмотрения мы пришли к выводу, что большая часть из этих материалов охватывает только начальную школу: изучение алфавита, формирование общих представлений о фонетике. Для изучения морфемики таких тактильных наборов нет.

Основой для создания нашей работы послужил мой личный интерес и желание помочь учителю. В нашей школе обучаются слепые дети, и однажды увидел, как учитель проверяет их работы. Я попытался вникнуть, и понял, что это очень сложно выполнять как самим детям, так и оценивать педагогу. В связи с этим у меня появилось желание как-то поспособствовать в решении этого вопроса.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время существует недостаток тактильных наборов для обучения морфемике слепых детей. Традиционные методы, основанные на визуальном восприятии, не могут быть эффективно применены к данной категории обучающихся. В связи с этим, необходимо исследовать и адаптировать существующие методики, а также разрабатывать новые, которые будут учитывать тактильные аспекты обучения. Важно отметить, что успешное освоение морфемной структуры слов является основой для дальнейшего развития речевых и орфографических навыков, что в свою очередь влияет на общую коммуникацию и социальную адаптацию детей.

Предмет исследования: тактильный набор «Русский язык для всех. Морфемика».

Цель работы: создание тактильного набора для изучения морфемики обучающимися с ОВЗ (слепые и слабовидящие).

Реализации данной цели способствуют следующие задачи:

  1. Изучить имеющуюся литературу по данной проблеме.

  2. Исследовать существующие методики обучения морфемике для слепых и слабовидящих обучающихся.

  3. Разработать тактильный набор для изучения морфемики.

  4. Проверить использование данного тактильного набора на практике.

  5. Оценить эффективность разработанного набора.

Гипотеза: использование тактильного набора «Русский язык для всех. Морфемика» позволит повысить интерес школьников к изучению русского языка, а также будет способствовать более успешному освоению морфемной структуры слов, которая является основой для дальнейшего развития речевых и орфографических навыков, что в свою очередь влияет на общую коммуникацию и социальную адаптацию детей.

Новизна: применение этого набора позволит сделать уроки более увлекательными, доступными и наиболее продуктивными.

Практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты исследования могут быть использованы на уроках русского языка при изучении морфемики слепыми и слабовидящими детьми.

Метод исследования: изучение научной литературы, интернет-источников, сравнение, анкетирование, анализ и обобщение собранной информации.

Степень изученности проблемы: изучению морфемики посвящено достаточное количество исследований. Основными являются труды Цыплаковой С.А., Андреевой О.Ю., Киселёвой П.С. «Тактильные книги как средство развития эмоционального восприятия у детей с нарушением зрения» и Кузиной Н. Ю. «Особенности преподавания русского языка слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации ФГОС ООО».

Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. РОЛЬ ТАКТИЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ И СЛОБОВИДЯЩИХ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (РАЗДЕЛ «МОРФЕМИКА»)

1. 1. Морфемика – один из разделов языкознания

Морфемика — раздел лингвистики, изучающий состав слова. Основная единица морфемики — морфема — минимальная значимая единица языка [Ладыженская: 2023].

Изучение морфемики в рамках русского языкознания представляет собой важный аспект обучения и развития современных школьников. Морфемика как часть языка исследует структуру слов, включая такие единицы, как корни, приставки, суффиксы и окончания.

Тема включает в себя теоретический материал о составе слова, роли его частей, чередованиях гласных и согласных в различных частях слова, беглых гласных, способах образования слов, предусматривает обучение выполнению морфемного и словообразовательного разборов, часто для сохранения времени учителя практикуют также разбор слова по составу. Учащиеся должны усвоить определения всех частей слова, научиться различать значимые (участвующие в образовании новых слов) и незначимую – окончание (флексию) (не участвующую в образовании новых слов) морфемы [Кузина 2020: 46].

Больше всего ошибок слепые и слабовидящие дети допускают при выделении значимых частей слова. Это связано с тем, что в последние годы в русском языке активно пересматривается состав слов. Если раньше, например, в словах «геолог», «библиотека» выделялся один корень, то современные словари считают эти слова сложными, без соединительных гласных. С другой стороны, в словах «отражать», «поражать» теперь не выделяется корень «раж».

К выделению корня приходится прибегать также на этапе словарной работы. Подбирая однокоренные слова к новому словарному слову и определяя таким образом границы корня, обучающиеся расширяют свой словарный запас, уточняют имеющиеся представления или формируют новые.

Одним из лучших способов изучения данного раздела является морфемный разбор. Для его выполнения слепым учащимися необходима своя система условных обозначений (см. Рис. 1. Система обозначений).

Важно подчеркнуть, что для детей с нарушениями зрения изучить этот раздел важно, так как это знание обеспечивает базу для построения речевых навыков и расширения словарного запаса, которые играют значительную роль в их образовании и социальной адаптации.

Для слепых детей морфемика становится не только системой классификации, но и инструментом, с помощью которого они осваивают сложности языка. Изучение морфемики открывает двери для понимания того, как слова формируются и как они взаимосвязаны друг с другом. Слепые дети, обладая ограниченными возможностями получения информации через зрение, чаще всего стремятся к изучению языка через слух и тактильные ощущения. Поэтому методики, используемые в обучении, должны включать тактильные и слуховые материалы, что поможет создать более глубокое понимание морфемного анализа.

Формирование морфемных навыков у детей имеет глубокие последствия для речевого развития и общения. Процесс изучения морфем позволяет детям осознавать и логически структурировать свои речевые единицы, что развивает их способности к формулированию более сложных предложений и выражению собственных мыслей. Кроме того, такие навыки увеличивают их уверенность в себе и способствуют развитию критического мышления.

Рис. 1. Система обозначений

Таким образом, морфемика становится важным инструментом в образовании слепых детей, открывая новые горизонты для их языкового развития и общения. Эффективные методики и образовательные подходы позволят не только улучшить понимание сложной структуры языка, но и поможет развить общую грамотность и коммуникацию, что является важной частью жизни каждого ученика.

1.2. Роль тактильных и визуальных материалов в обучении слепых и слабовидящих детей

Тактильные материалы имеют разнообразный и важный функционал в процессе обучения слепых и слабовидящих детей. Они служат не только средством передачи информации, но и стимулом к познанию окружающего мира. Среди тактильных материалов выделяются различные пособия, такие как книги с рельефными изображениями, аппликации и текстуры, которые дают возможность школьнику не только увидеть, но и потрогать, что помогает лучше понять и запомнить изучаемый материал. Исследования показывают, что использование таких материалов положительно влияет на эмоциональное развитие детей, улучшая их понимание и восприятие окружающего мира [Цыплакова 2015]. Такие материалы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений, что является не менее важным аспектом в обучении слепых детей.

Современные технологии и методы обучения способствуют созданию новых форм тактильных пособий. Внедрение специальных сенсорных материалов и использование высококачественных текстур позволяет создавать более интерактивные и увлекательные пособия, что поддерживает мотивацию детей к обучению. Эксперименты с разными тактильными элементами показывают, что дети, имеющие доступ к разнообразным текстурам и формам, проявляют больший интерес и внимание к учебным занятиям.

Создание тактильной наглядности требует не только знаний в области тифлопедагогики, но и определенных творческих способностей. Учитывая индивидуальность каждого ребенка и его потребности, можно смоделировать такие условия, которые максимально способствуют его развитию.

Тактильные и визуальные материалы играют важную роль в процессе обучения слепых и слабовидящих детей, представляя собой принципиально новые подходы к образовательному процессу. В этом контексте акцентируется внимание на значении игровых и обучающих пособий, которые должны адаптироваться к специфическим нуждам таких детей.

Таким образом, использование тактильных и визуальных материалов не только обогащает обучающий процесс, но и способствует формированию у детей с нарушениями зрения необходимого опыта, который позволит им уверенно ориентироваться в окружающем мире. Это в свою очередь положительно сказывается на их социальной адаптации и общем развитии, что делает инклюзивное образование особенно актуальным в современных условиях.

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВСЕХ. ИЗУЧЕНИЕ МОРФЕМИКИ СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ»

2. 1. Разработка тактильного набора «Русский язык для всех. Морфемика»

В рамках теоретического исследования был создан тактильный набор «Русский язык для всех. Морфемика» по русскому языку для обучающихся 5-6 классов. Перед созданием продукта мы провели исследование и выявили, что в среднем дети с ОВЗ (слепые и слабовидящие) затрачивают от 10 (слабовидящие), до 15 минут (слепые) на выполнение морфемного разбора. Такой большой временной промежуток дети затрачивают в связи с тем, что слабовидящим детям сложно понять, что написали, поэтому они допускают ошибки в морфемном членении слова, выделяют лишние буквы (см. Рис. 2. Морфемный разбор слабовидящего ребёнка).

Рис. 2. Морфемный разбор слабовидящего ребёнка

Для слепых детей сложность заключается в том, что они сначала выполняют разбор устно, а потом записывают в тетради, используя для этого достаточно большое количество символов. Если допускается ошибка, то исправить её невозможно (см. Рис. 3. Морфемный разбор слепым ребёнком).

Рис. 3. Морфемный разбор слепым ребёнком

В связи с этим мы разработали свой тактильный набор «Русский язык для всех. Морфемика».

Для того, чтобы создать данный продукт, нам понадобились клей-пистолет, самоклеящиеся стразы, плюшевые шарики для декорирования, шрифт Брайля табличный алфавит, цветной фетр, самоклеящиеся липучки, синельная проволока, магнитная лента, маркерная доска. Для начала нам понадобится табличный алфавит Брайля, смогли приобрести его на маркетплейсах. Изначально мы планировали обойтись только табличным алфавитом Брайля, но он не совсем подходил нашей задумке: попробовав его на занятии, поняли, что он не совсем удобен для слепых и слабовидящих детей, т. к. обучающиеся не могли отличить букву, в связи с этим путались в составлении слов, поэтому мы решили его доработать.

Алфавитные таблички Брайля состоят из 2-х частей – система шеститочия (для слепых) и привычного для нас русского алфавита (для слабовидящих).

Рассмотрим этапы создания тактильного набора «Русский язык для всех. Морфемика»:

1. На очищенную поверхность табличного алфавита Брайля приклеиваем стразы. Это позволит детям выбрать необходимую букву и собрать слово (см. рис. 4. Первый этап)

Рис. 4. Первый этап

2. Для русского алфавита также подготавливаем поверхность и с помощью клеевого пистолета крепим плюшевые шарики и стразы. Это позволит ориентироваться слабовидящим детям (см. рис. 5. Второй этап).

Рис. 5. Второй этап

3. К обратной стороне приклеиваем магнитную ленту (см. рис. 6. Третий этап).

Рис. 5. Третий этап

4. Морфемы изготавливаем из синельной проволоки. По краям крепим магнитную ленту (см. рис. 6. Четвёртый этап).

Рис. 6 Четвертый этап

5. Изготавливаем коробку для тактильного набора (см. рис. 7. Пятый этап).

Рис. 7. Пятый этап.

Наш тактильный набор позволит выполнять морфемный разбор быстрее и качественнее.

Это достаточно интересная работа, которая способствует развитию коммуникативных и орфографических навыков (см. рис. 8. Использование продукта).

Рис. 8 Использование продукта

2.2. Оценка эффективности разработанного тактильного набора

На нескольких уроках мы опробовали наш тактильный набор, а после этого попросили ответить на несколько вопросов:

• Понравилось ли вам выполнять морфемный разбор таким образом?

• Как вам кажется, использование тактильного набора облегчило выполнение морфемного разбора?

• Такая форма работы вызывает у вас больший интерес?

Согласно ответам, большинство учеников сообщили, что они узнали много нового, им было легче и интереснее выполнять морфемный разбор.

Использование тактильного набора на занятиях способствует повышению мотивации и интереса школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Морфемика как раздел языкознания изучает структуру слов и их составные части, что является основой для формирования речевых навыков и понимания языка в целом. Для слепых и слабовидящих детей, которые не могут полагаться на визуальные стимулы, изучение морфемной структуры слов становится особенно актуальным, так как это позволяет им развивать свои навыки общения и понимания языка через другие каналы восприятия.

В ходе проведенного исследования выяснилось, что эффективному решению проблемы обучения морфемике способствует использование тактильных наборов.

В результате проделанной работы нами были решены следующие задачи для достижения цели:

1. Изучили имеющуюся литературу по данной проблеме.

2. Исследовали существующие методики обучения морфемике слепых и слабовидящих детей.

3. Разработали тактильный набор для изучения морфемики.

4. Проверили использование данного тактильного набора на практике.

5. Оценили эффективность разработанного набора.

Апробация в МБОУ СОШ № 27 г. Пенза показала, что тактильный набор «Русский язык для всех. Морфемика» позволил повысить интерес учеников к изучаемому разделу, заметно облегчил выполнение данного разбора.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что использование на уроках этого инструмента является желательным элементом в процессе обучения русскому языку, так как способствует повышению интереса обучающихся к предмету.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузина Н. Ю. Особенности преподавания русского языка слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации ФГОС ООО. – СПб, 2020.

2. Ладыженская Т. А. Бархударова С. Г. Русский язык 5 класс. Учебник. Комплект из 2-х частей (к новому ФП, 2023 год).

3. Цыплакова С.А., Андреева О.Ю., Киселёва П.С. Тактильные книги как средство развития эмоционального восприятия у детей с нарушением зрения // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2015. – №4 (15). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/taktilnye-knigi-kak-sredstvo-razvitiya-emotsionalnogo-vospriyatiya-u-detey-s-narusheniem-zreniya

Просмотров работы: 9