ВВЕДЕНИЕ
В поэтическом творчестве А. С. Пушкина наблюдается разнообразие употребления тропов, а именно олицетворений и эпитетов.
Именно это многообразие в аспекте изучения поэтического творчества и использования эпитетов и олицетворений определяет актуальность выбранной темы.
Новизна данного исследования заключается в более глубоком изучении поэтического творчества А. С. Пушкина и создании мини-картотеки для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание №
Цель исследования: изучение особенностей употребления эпитетов и олицетворений в поэтическом творчестве Пушкина.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Дать понятия «эпитет» и «олицетворение».
2. Рассмотреть деление эпитетов на группы.
3. Охарактеризовать эпитеты в поэтическом творчестве А.С.Пушкина.
4. Рассмотреть классификацию олицетворений в поэтическом творчестве А.С.
Пушкина.
5. Выявить особенности употребления эпитетов и олицетворений в поэтическом творчестве А.С. Пушкина.
6. Создать мини-картотеки по темам: «Эпитеты в поэтическом творчестве А.С. Пушкина» и «Олицетворения в поэтическом творчестве А. С. Пушкина» для учащихся 9 классов.
Для того чтобы раскрыть особенности употребления эпитетов и олицетворений в поэтическом творчестве А. С. Пушкина была проработана теория по данному вопросу. Понятия «эпитет» и «олицетворение» широко рассматриваются в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, в толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова эпитет и олицетворение имеют более узкое значение.
Вопрос о специфике употребления эпитетов и олицетворений в поэтическом тексте широко освещен в труде М. И. Цветаевой «Мой Пушкин».
Материалом исследования являются некоторые поэтические тексты А.С
Пушкина: «Зимнее утро», «Осень», «Гонимы вешними лучами» (отрывок из «Евгения Онегина)»; «Желание», «К***», «19 октября», «Туча».
Проблема: школьники недостаточно владеют знаниями и умениями в области эпитетов и олицетворений .
Объектом исследования послужило поэтическое творчество А.С. Пушкина.
Предмет исследования: явились особенности употребления эпитетов и олицетворений в поэтическом творчестве А.С. Пушкина.
Методы исследования: в работе были использованы такие лингвистические методы как описательный метод, метод анализа и синтеза, классификация и обобщение.
Практическая значимость проекта: использование на уроках литературы, а также для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 11)
Ожидаемый результат: создание мини-картотеки «Олицетворения и эпитеты в поэтическом творчестве А.С. Пушкина».
Структура работы состоит из Введения, теоретической части – 2 глав: «Использование эпитетов в поэтическом тексте», «Использование олицетворений в поэтическом тексте»; практической части – 2 глав: «Особенности употребления эпитетов в поэтическом творчестве А. С. Пушкина» , «Особенности употребления олицетворений в поэтическом творчестве А. С. Пушкина», Заключения, Библиографического списка и Приложений.
ГЛАВА 1
Использование эпитетов в поэтическом тексте
1.1. Понятие «эпитет» в поэтическом тексте
Эпитет — это художественное определение, которое прибавляется к названию предмета.
Эпитет в поэтике : образное, художественное определение . Постоянныйэпитет (в народной словесности, например: синее море, златы кудри). Нелестный эпитет (перен.: о неодобрительной характеристике кого/чего-нибудь). (Толковый словарь С. И. Ожегова).
В «Толковом словаре русского языка» Д. Н. Ушакова эпитет определяется как одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности.
В теории литературы существуют конкретные эпитеты, чтобы придать описанию какого-либо предмета или явления выразительность и яркость.
У эпитета нет определённого (жёстко закреплённого) места. В этимологии его чаще определяют как прилагательное, а в синтаксисе — как определение.
Эпитеты используются для предоставления дополнительной информации о субъекте или объекте, подчёркивающей его наиболее существенный признак (в контексте повествования). При этом положительные эпитеты используются, чтобы подчеркнуть хорошие качества и/или отношение к субъекту/объекту, а отрицательные — чтобы, напротив, подчеркнуть худшие качества или негативное отношение автора к субъекту/объекту повествования.
Эпитеты могут быть выражены как одним словом, так и словосочетанием. Наиболее распространённый способ выражения эпитетов — использование прилагательных. Также допустимо их выражение через наречие, существительное или числительное, реже через глагол.
Таким образом, дадим общее определение эпитету: это художественное определение, являющееся изобразительно поэтическим средством – определением, прилагаемым к названию предмета для большей образности. Существуют положительные и отрицательные эпитеты.
1.2. Группы эпитетов в поэтическом тексте
Существуют разные группы эпитетов.
Рассмотрим классификацию И. Б. Голуб по стилистическому признаку1:
1. Усилительные эпитеты. Они указывают на признак, данный в определяемом слове, не внося ничего нового. Например: зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспидная темень.
2. Уточнительные эпитеты. Указывают на отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет, объем и т. д.). Например: мудрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни.
3. Контрастные эпитеты. Образуют с определяемыми существительными сочетание противоположных по смыслу слов – оксюмороны. Например: живой труп, ненавидящая любовь, горячий снег.
Проанализировав ряд поэтических текстов разных авторов, выяснили, что что эпитет по своей природе имеет два, иногда и три лексических значения.
Приведем примеры таких эпитетов (далее Э) в поэтическом тексте:
1) «Как весел грохот летних бурь» (Ф.И. Тютчев)
«Весел грохот» - радостен, стремителен – 2 значения признака; усилительный Э.
2) «Закружилась листва золотая» (С. А. Есенин).
«Листва золотая» – яркая и блестящая, как золото – 2 значения признака; уточнительный Э.
3) «Белая берёза» (С. А. Есенин)
«Белая берёза» – не просточистый, а красивый цвет ствола; цвет невинности– 3 значения; уточнительный Э.
«На пушистых ветках» – снежных и лёгких, словно волшебных – 2 значения
уточнительный Э
_______________________
1. И.Б. Голуб – Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – М.: Рольф, 1997. – 233 с.
.
«Белой бахромой» – красивой, чистой и кружевной – 3 значения признака; уточнительный Э.
4) «Журавли» (Н. Заболоцкий)
«Высокое стремленье» – упорное и духовное стремление – 2 значения; уточнительный Э.
Итак, в поэтических текстах чаще используются усилительные и уточнительные эпитеты с двумя значениями, реже с тремя.
Глава 2
Использование олицетворений в поэтическом тексте
2. 1. Понятие «олицетворение»
Олицетворение - это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.
В «Толковом словаре » С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается следующее определение: «Олицетворение — о живом существе: воплощение каких-нибудь черт, свойств». Примеры из приведённого определения: «Плюшкин — олицетворение скупости», «Олицетворение доброты».
Согласно толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, олицетворение — это действие по глаголу «олицетворить-олицетворять», а также: воплощение какой-нибудь стихийной силы, явления природы в образе живого существа.
Например: «Бог Перун в славянской мифологии был олицетворением грома и молнии».
2.2. Классификация олицетворений
Классификация олицетворенийв поэтических текстах может основываться на разных критериях.
По тематическим группам олицетворения могут распространяться на различные явления и понятия окружающего мира:
растения («берёза плачет»);
части тела человека («сердце ваше томится ожиданием»);
состояния и эмоции («разбудить чей-то гнев»);
погоду («дождь закричал»);
природу («лес запел»);
небесные тела (пример: «глядит на мир Луна»);
звуки («звуки пронеслись»);
бытовые предметы («зарыдала сломанная стиральная машина»);
постройки («это был такой миленький каменный домик, так приветливо смотрел на меня, так горделиво смотрел на своих неуклюжих соседей, что моё сердце радовалось, когда мне случалось проходить мимо»)
одежду («у висящего пальто всегда жалкая душонка»)
Таким образом, в поэтических текстах часто используются следующие тематические группы: «Растительный мир», «Погода», «Небо и небесные тела».
ГЛАВА 3
Особенности употребления эпитетов
в поэтическом творчестве А.С. Пушкина
3.1.Эпитет как красочное описание в выражении авторских чувств
Стихотворение А.С. Пушкина «Желание» относится к любовной лирике и романтическому направлению, написанное в 1816 г, то есть относится к раннему лицейскому периоду творчества поэта. Жанр – элегия. Поэт передает грусть о безответной любви и воспевает свое чувство к прекрасной девушке, сестре друга лицеиста Екатерине Павловне Полторацкой, урождённой Бакуниной – фрейлине русского двора, художнице-любительнице, первой юношеской любви поэта.
Рассмотрим отрывки из данного стихотворения.
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит …
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
Приведем примеры эпитетов, выражающих лирические чувства поэта.
«В унылом сердце» - чувство тоски и грусти.
«Горькое наслажденье» - страдание о любимой, на фоне этого создается чувство безответной неги.
Таким образом, оба эпитета являются яркими, так как выражают общее горестное, тоскливое, мученическое настроение поэта.
Рассмотрим лирическое стихотворение А.С. Пушкина «К***», которое было написано в 1825 г и посвящено Анне Петровне Керн, первой красавице Петербурга, племяннице соседки по имению в Тригорском.
Зимой 1819 года Александр Пушкин впервые встретил Анну Керн на балу у Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора Императорской публичной библиотеки. Поэт был поражен красотой Анны, но она едва ли заметила его, так как была окружена толпой поклонников. Но поэт сумел завладеть сердцем красавицы.
По велению судьбы Пушкин и Керн расстались на 6 лет . Вторая встреча произошла летом в имении Тригорское близ Михайловского, где Пушкин отбывал ссылку.
Рассмотрим отрывок данного поэтического текста.
К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Приведу примеры эпитетов, выражающих лирические чувства поэта.
«Чудное мгновение» - значит запоминающееся, прекрасное . Выражает чувство неожиданной великой радости , когда поэт впервые увидел Анну Петровну.
«Грусти безнадежной» - значит, глубокая печаль и нет надежды это исправить.
«Шумной суеты» – суета – выполнение быстрых действий; прилагательное шумной усиливает это действие, образуя эпитет.
«Голос нежный» - это значит мягкий и приятный голос, который услышал А.С. Пушкин от первой красавицы Петербурга.
«Милые черты» – мягкие и родные черты, которые снились поэту. Он скучал по каждой складочке на лице.
«Небесные черты» – прекрасные, но в то же время неземные черты лица. Они недосягаемы для обычного человека. Он их увидел при взгляде на Анну Петровну. Они вызвали тёплое и нежное чувство внутри автора.
Таким образом, в данном поэтическом тексте А.С. Пушкин более глубоко показал чувства и переживания лирического героя, в данном случае самого
себя.
Эпитет, действительно, очень ярко рисует образ лирического героя. Самое интересное, что он характеризует субъект с двух сторон: первый его признак лежит на поверхности, а второй спрятан в тайнах души, в мыслях самого автора. В этом и заключается загадочность данного тропа. Разгадать ее может только чуткий и заинтересованный читатель.
3.2. Эпитеты в создании образа природы
в поэтическом творчестве А.С. Пушкина
Знаменитоестихотворение «19 октября» посвящено Дню открытия Императорского Царскосельского лицея, основанного в 1811 году.
1 строфа стихотворения посвящена описанию природы. Проанализируем ее.
Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
«Багряный свой убор» – насыщенный кровавый цвет листвы, который говорит о красоте леса поздней осени.
«Сребрит мороз» - серебристый, сверкающий мороз во время заморозков. Здесь в роли эпитета выступает глагол, а не прилагательное, как обычно употребляется в поэтических текстах.
«В пустынной келье» - комната монастыря, в которой никого нет, поэтому поэт выражает чувство одиночества и тоски по лицейским годам.
«Отрадное похмелье» - веселящее сердце и заставляющее отвлечься от горьких мук одиночества.
«Горьких мук» - полная противоположность радости. Мука – горькое страдание. Слияние двух синонимичных слов «горький» и «мука» говорит о дополнительном усилении. Это необходимо автору ,чтобы подчеркнуть свое одиночество: никто не приехал к нему в День рождения лицея…
Проанализируем эпитеты, обратившись к стихотворению «Туча», написанному в 1835 году. Здесь А.С. Пушкин обращается к последней туче после бури с просьбой покинуть небо, чтобы настала благоприятная погода.
Буря является образом отрицательных эмоций или событий, а туча отголоском этих событий.
Туча
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься поясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром.
И алчную землю поила дождём.
«Таинственный гром» - загадочный и одновременно томительный гром, который сопровождает бурю. Именно такого грома ждала земля, чтобы вместе с ним пришёл дождь и напоил её.
«Ликующий день» - яркий, светлый и радостный день после ухода бури.
«Унылую тень» - унылая – грустная и мрачная; но присоединение добавочного существительного «тень» говорит о том, что долго еще туча будет находиться в небе, также долго будет висеть над землей, навевая всеобщую тоску.
«По ясной лазури» - лазурь – голубое небо, добавление прилагательного
«голубой» неслучайно. Это усилительное средство: небо не просто ясное, на нем ни облачка.
«Алчная земля» - жадная – она неустанно пьет воду. Здесь можно заметить «яканье»: алчнаЯ землЯ – самолюбиваЯ. Любит лишь себя.
На протяжение всего стихотворения автор олицетворял тучу и передавал настроение и краски природы через эпитеты.
В данном стихотворении А. С. Пушкин не выражает чувства открыто. Они созвучны с состоянием природы, то есть выражение «таинственный гром» говорит о загадочном, но в то же время беспокойном состоянии души поэта. Унылая тень сменяет ликующий день. Это антитеза. И в душе поэта счастье сменяет печаль.
Таким образом, А. С. Пушкин активно использует авторскую синонимию внутри эпитета как усилительное средство мыслей и чувств лирического героя, а также употребляет данный вид тропа в тесном «содружестве» с антитезой, что придает стихотворению особое звучание, свой определённый колорит. «За кадром» эпитета, в самом его сердце скрывается настоящая картина, задуманная автором изначально – более глубокий подтекст имеет поэтическое творчество гениального поэта.
Глава 4
Особенности употребления олицетворений
в поэтическом творчестве А. С. Пушкина
4.1. Олицетворения в поэтическом творчестве А. С. Пушкина для создания «живого образа» картины зимней природы
Обратимся к истории написания стихотворения «Зимнее утро». В то время поэт гостил у своего друга в селе Павловском Тверской губернии (имение П. И. Вульфа) по пути в Санкт-Петербург. На написание стихотворения вдохновили
утренние панорамы в имении : пейзажи, речка подо льдом, прозрачный лес.
Рассмотрим отрывок из стихотворения «Зимнее утро», выделив яркие моменты описания природы при помощи олицетворений.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно… 1829
«Вьюга злилась» – сильно сердилась. А. С. Пушкин хотел показать зимнее ненастье, а именно в одной фразе заключено изображение целой картины природы: дует пронизывающий ветер, снег поднимается с земли вверх и кружится в воздухе, заметая всё на своем пути; также показан образ неприступного ветра, который с злой вьюгой заодно – он воет в трубах и заносит
все дороги и тропинки.
«Мгла носилась» – быстро перемещалась по небу с места на место. Автор изображает не просто состояние тьмы, а одновременно со снежной ветреной вьюгой показан бунтарский характер мглы, похожей на ведьму.
Таким образом, в данном стихотворении зима показана мрачной, холодной, даже жестокой. Ее характер ярко показан автором всего двумя олицетворениями, но в них скрыт более глубокий смысл.
4.2. Олицетворения в поэтическом творчестве А. С. Пушкина для создания «живого образа» картины осенней природы
Стихотворение «Осень» было написано в имении Болдино в 1833 г. Эта была самая плодотворная пора в творчестве А.С. Пушкина.
Рассмотрим совершенно противоположное по настроению и эмоциональной окраске «Зимнему утру» стихотворение «Осень» .
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
«В багрец и в золото одетые леса» – деревья, словно люди, оделись модно и со вкусом – в багрец и золото. Конечно, это листья багряного и золотистого оттенка, которые окрасили весь осенний лес. А. С. Пушкин хотел показать, какова красота осени: не тоскливая и грустная, а яркая и уютная. Поэт восхищается этим временем года, даже хвалит за принесенные дары.
«Свежее дыханье» – эпитет с одновременным олицетворением, так как «свежее» – эпитет, а со словом «дыханье» уже образует олицетворение.
«Свежее дыханье» – осень дышит, как живой человек. Свежее – в данном случае несущее прохладу с ветром и новое: обновление листвы, может, сбрасывание с нее частиц пыли.
«Отдаленные седой зимы угрозы» – заблаговременное предупреждение леса о наступлении зимы. А.С. Пушкин создает образ рассерженной суровой старухи-зимы («седой зимы»), которая еще издали угрожает осени тем, что скоро начнутся самые первые лютые морозы, холодные и голодные времена.
Таким образом, прием олицетворения используется А.С. Пушкиным с целью создания «живого образа» природы и с целью проследить связь человека с природой – показать гармонию между ними. Он передает противоречивые чувства и эмоции: от прекрасного до мрачного состояния окружающего мира. Это зависит от времени года, описываемого в стихотворении.
4.3. Олицетворения в поэтическом творчестве А. С. Пушкина для создания «живого образа» картины весенней природы
Обратимся к весеннему циклу стихотворений А.С. Пушкина. Рассмотрим отрывок из романа «Евгений Онегин» «Гонимы вешними лучами». (1828 г)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
«Гонимы вешними лучами» – у поэта лучи оживают и гонят снега быстрее, заставляя их таять. Скорость солнечного луча в разы превышает скорость тающей воды, которая стекает вниз. Именно поэтому лучи оживают и гонят с неимоверной скоростью снег, чтобы он превратился в воду и весна пришла как можно раньше.
«Снега сбежали ручьями». Мы настолько привыкли употреблять глагол «бежит» в разговорном стиле в прямом значении, что забываем о том, что в поэзии он олицетворяется. Снега растаяли и превратились в ручьи – это естественный процесс в природе, но у А.С. Пушкина все природные явления дышат, чувствуют и торопятся жить.
«Улыбкой ясною природа» – природа еще находится в сонном состоянии, но все же уже начинает широко улыбаться, словно девушка, увидевшая в окне солнце. Автор хочет показать, как окружающая среда счастлива от того, что наступила весна, поэтому природа улыбается, как и человек, наблюдающий за весенними изменениями в природе. Радость заключается в том, что наконец-то уйдут холода и настанет тепло.
«Встречает утро года» – А.С. Пушкин описывает именно пробуждение природы с наступлением весны, когда все начинает расцветать. Природа ликует, оживает, и поэтому встречает утро, вставая с «постели», подобно человеку, испытывая радость. Для нее это самое прекрасное время года после долгой зимы.
Если в стихотворении «Зимнее утро» автор использует прием олицетворения только в словосочетании, то в стихотворении «Гонимы вешними лучами» и в стихотворении «Осень» используется распространенное олицетворение – целая строка – с целью более ярко показать весь «живой организм» природы и передать ее красоту.
Следовательно, олицетворения в поэтическом творчестве А.С. Пушкина необходимы для того, чтобы максимально живо и ярко передать состояние природы, как человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение поэтического творчества А. С. Пушкина полезно для развития творческих способностей в анализе языка художественных текстов.
Более глубокое исследование употребления особенностей эпитетов и олицетворений на примере поэтического творчества А. С. Пушкина необходимо для успешной подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 11 – вычленение выразительных средств).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Эпитет, действительно, очень ярко рисует образ лирического героя. Самое интересное, что он характеризует субъект с двух сторон: первый его признак лежит на поверхности, а второй спрятан в тайнах души, в мыслях самого автора. В этом и заключается необычность данного тропа. Разгадать ее
может только чуткий и увлеченный поэтическим миром читатель.
Олицетворения в поэтическом творчестве А.С. Пушкина необходимы для создания «живого образа» природы, причем, в роли данного тропа выступают не отдельно взятые слова, а целые строки – распространенные олицетворения. Это яркая особенность поэтического творчества А. С. Пушкина.
М. И. Цветаева считала, что произведения А. С. Пушкина – это истинное сокровище русской литературы, и уважала поэта как мастера, творившего по-настоящему великое и вечное, то, что будут любить и уважать многие поколения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Словари и справочники
1. Волков Г. Н. – Мир Пушкина : личность, мировоззрение, окружение / Г. Н. Волков. - Москва : Молодая гвардия, 1989. - 270 с.
2. Квятковский, А. П. Поэтический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1966.
3. Ожегов С. И. – Толковый словарь русского языка : 80000 сл. и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; [РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова]. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2002. - 944 с
4. Ушаков Д. Н. – Толковый словарь современного русского языка / Ушаков Дмитрий Николаевич. - М.: Альта-принт, 2008.
Используемая литература
1. Бельчиков Ю. А. Олицетворение // Русский язык: энциклопедия; гл. ред. Ф. П. Филин. — М.: Советская энциклопедия, 1979.
2. Голуб И. Б. – Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – М.: Рольф, 1997. – 233 с.
3. Константинова С. К. – Олицетворение в художественном тексте: семантический и грамматический аспекты: дис. ... канд. филол. наук. — Белгород, 1996.
4.Костомаров, В. Г. Жизнь языка. — М.: Педагогика, 1984.
5. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф. — М.: МГУ, 1982.
6.Максимов, В. И. Точность и выразительность слова: кн. для учащихся. — Л.: Просвещение, 1968.
7. Цветаева М. И. – Мой Пушкин / М. И. Цветаева. - Санкт-Петербург : Азбука, 2001. - 222 с.
Электронные ресурсы
1. https://skysmart.ru/articles/russian/epitet
2.https://culture.ru/poems/4467/zhelanie
3.https://culture.ru/poems/5828/k-ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene
4.https://culture.ru/poems/4431/19-oktyabrya
5. https://culture.ru/poems/4445/tucha
6. https://tsvetayeva.com/prose/pr_moi_pushkin
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мини-картотека «Эпитеты»
«Желание»
«К***»
«19 октября»
«Туча»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Мини-картотека «Олицетворения»
«Зимнее утро»
«Осень»
«Гонимы вешними лучами» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)