Образ времени в стихотворениях из сборника "ПоэZия русского лета"

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ времени в стихотворениях из сборника "ПоэZия русского лета"

Матвеева Д.А. 1
1MБОУ СОШ №64
Скогорева Н.Н. 1
1МБОУ СОШ №64
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы продиктована временем, которому посвящены стихи сборника, а также политическими событиями, в контексте которых живет Россия.

Постановка и формулировка проблемы. Сегодня как никогда важно и ко времени говорить о пробуждении русского духа, самосознания. Именно этому учат стихи, вошедшие в состав сборника. К тому же сборник «ПоэZия русского лета» демонстрирует, что в литературной жизни страны появилась новая русская фронтовая поэзия.

Цель исследования – проведение комплексного анализа образа времени в стихотворениях из сборника «ПоэZия русского лета». Проанализировать, как авторы используют представления о времени для передачи эмоционального состояния, философских размышлений и культурных контекстов.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи: на материалах из доступных интернет источников рассмотреть вопрос о поэзии в России как национальном феномене; познакомиться с биографиями поэтов, чьи стихи вошли в сборник; исследовать стихотворения поэтов – авторов стихотворений из сборника «ПоэZия русского лета».

Степень разработанности темы. В интернет источниках опубликованы неоднозначные отзывы на стихотворения сборника, однако работы, посвященной целостному анализу произведений, не выявлено.

Методы исследования: исторический, аналитический, исследовательский, метод анализа и синтеза.

ГЛАВА I. «О времени и о себе» 1.1 Поэзия как национальный феномен

Поэзия — это древнейшая форма искусства, которая на протяжении веков играла важную роль в человеческой культуре и самовыражении. В ней основное внимание уделяется лирическому герою. Он является не только отражением личности автора, но и голосом любого читателя, испытывающего схожие эмоции.

В обществе, где информация и события сменяются с невероятной скоростью, поэзия предоставляет уникальную возможность для самовыражения и отклика на современную писателю действительность.

Например, Золотой век русской поэзии характеризуется всплеском творческой активности. Именно поэзия начала девятнадцатого века, озарённая гением Александра Сергеевича Пушкина, стала движителем развития русской литературы, который продолжает «работать» до сих пор [1]. Историческое время Золотого века вывело на поэтический небосклон такие имена, как В.А. Жуковский, Е. А. Баратынский, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов и другие.

Начало XX века принято называть Серебряным веком русской поэзии. Для творчества поэтов начала ХХ века «благодатной почвой» явились политические противоречия, из которой выросли многообразные модернистские течения» [2]. Яркие представители разных течений и направлений, такие как А.А. Блок и С.А. Есенин, З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский, М.И. Цветаева и А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев и О.Э. Мандельштам, внесли весомый вклад в поиск новых способов самовыражения, нового художественного языка, который гармонично существовал бы в сочетании с культурными традициями ушедших эпох [3].

Период Отечественной войны ознаменован творчеством К. Симонова (стихотворение «Жди меня»), М. Исаковского («Катюша»), А. Суркова («В землянке») и ряда других. С блокадным Ленинградом связано творчество знаменитой поэтессы Ольги Бергольц, которую прозвали музой осаждённого города. Все 900 дней блокады она работала на радио, чтобы поддержать, ободрить ленинградцев, быть с ними рядом [4].

Период оттепели также обозначился всплеском поэтической мысли [5]. Поэты собирали спортивные, концертные и театральные залы в городах. Писатели были непосредственно связаны со своими ближайшими предшественниками – поэтами фронтового поколения, высоко ценили в них «бесстрашие видения, суровую правдивость, оголенность чувств» [6].

В XXI веке поэзия продолжает оставаться актуальной и значимой. Ее роль в современном мире не только сохраняется, но и приобретает новые оттенки и значения.

Сборник «ПоэZия русского лета» – своего рода хроника человеческих чувств, запечатленных в стихах, где каждая строка – это крик души, вызванный военными событиями, и надежда на будущее, свободное от страха и насилия.

1.2. «Поэт в России - больше, чем поэт»

Сборник «Поэzия русского лета» объединяет творчество выдающихся российских поэтов. Каждый из них вносит уникальный вклад в современную поэзию, создавая многообразный и глубокий мир литературного творчества России.

Подробнее о биографиях Бориса Бергина, Егора Воронова, Максима Замшева, Игоря Караулова, Ивана Купреянова, Анны Долгаревой, Елены Заславской, Натальи Макеевой, Олеси Николаевой, Анны Ревякиной, Марка Лешкевича, Владислава Маленко, Александра Пелевина, Дмитрия Мельникова, Дмитрия Мурзина, Семена Пегова, Александра Сигида, Александра Сигида-младшего, Алексея Шмелёва, Дмитрия Артиса,

Владислав Русанова, Марии Ватутины, Валентина Горшенина, Дмитрия Молдавского и

Ольги Старушко можно прочитать в полной работе: https://cloud.mail.ru/public/sTy3/yhbRmymsj

ГЛАВА II. «Так ты поэт? Тогда ногами услышь поэзию дорог» (Аль Квотион)

2.1. Образы времени и пространства – категории художественного текста

Хронотоп в литературе представляет собой концепцию, основная идея которой заключается в слиянии пространства и времени в художественном тексте. Этот термин был введен Михаилом Бахтиным и стал важным инструментом для анализа литературных произведений. В хронотопе «прослеживается сочетание человеческой жизни с жизнью природы, единство их ритма, общий язык для явлений природы и событий человеческой жизни, локализованное пространство и длинный временной ряд, региональный характер мотива родины» [2].

Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Поэтому хронотоп в произведениях позволяет исследовать, как авторы конструируют свои художественные миры, сохраняя при этом структуру и последовательность событий. Искусство и литература пронизаны такими хронотопическими ценностями. Каждый мотив, каждый выделимый момент художественного произведения является пространственным и конкретным.

Таким образом, литература пронизана пространственно-временными связями. Каждый мотив, каждый выделимый момент художественного произведения является ценностью. Анализ хронотопа в литературе не только помогает выявить структурные особенности произведения, но и служит важным показателем изменения культурных и социальных норм, отражая динамику человеческого опыта в разных исторических контекстах [2].

2.2. «Я ломал это время руками, как сталь» (Д. Мельников)

Художественной литературе свойственно образное воспроизведение картины мира. Художественное время – это тоже образ, представляющий собой последовательность в описании событий, воспринимаемых субъективно. Именно это читатель наблюдает, знакомясь со стихами из сборника «ПоэZия русского лета».

Военные события создают атмосферу подавленности и неопределённости. Время здесь представлено по принципу «было - стало»: привычный мир рушится, отнимает надежду, пугает внезапными переменами:

Старый мир – больше не мир.

Старый мир – это теперь война (А. Пелевин). [Здесь и далее 1.]

К данному композиционному приёму прибегает и И. Караулов в произведении «Был в Одессе ресторан «Сальери»:

Был в Одессе ресторан «Сальери», Оба эти здания сгорели.

А напротив «Моцарт» был отель. Всё сгорело. Город весь сгорел.

Образ пепелища, символизирующего современную лирическому герою Одессу, свидетельствует о том, что время для жителей города поделилось на «до» и «после».

Природа становится фоном происходящих в человеческих судьбах трагических перемен. Ветер, который раньше приносил ароматы полевых цветов, теперь несёт запахи дыма и разрушений. Это наблюдается в стихотворении Д. Мельникова «На той войне, на той войне…»: «…тогда еще светило солнце, / Потом пошел под утро дождь…»

Образ осени, которая «кружится в кварталах расстрелянных» («Вальс обречённых»), дополняет мрачную картину израненного города. Однако в стихотворении, как клятву, лирический герой произносит фразу: «А мы всё-таки выживем». Рефреном звучащие слова символизируют твердость духа, несгибаемость защитников города.

Произведения сборника проникнуты чувством глубокого патриотизма и любви к своей родной земле. В них часто звучат названия важных для россиян регионов и городов таких как Донбасс и Донецк, Мариуполь и Горловка, Макеевка и Каховка, Москва и Ржев. Каждый такой стих отображает огромную боль и переживания народа за свою землю. Так, образ разрушенных городов Донбасса в стихотворении И. Караулова обретает вселенское

звучание:

Убили, убили». Рутина.

Расстрелянный город Донецк,

Макеевки взрывы и стоны,

И тянутся ленты агенств,

Вплетаясь в венок похоронный.

Дмитрий Мельников в стихотворении «Это свет на холме…» утверждает невозможность остаться в стороне, когда его землю и живущих на ней людей пытается уничтожить время:

Это свет на холме, это дом мой в огне,

это время прицелилось в голову мне,

грязный палец кладёт на крючок спусковой…

Время преобразило тех, кто живёт на донецкой земле. А. Ревякина создаёт образ современной девушки «Я видела их, по-спартански одетых», чей внешний вид соответствовал тому, в каких условиях приходилось выживать жителям города: «Они не выглядели нарядно или ухоженно, / военный оттенок зелёного мало кому к лицу». Для автора важно осознание того, что настанет мирное время, когда девушки смогут снять с себя комуфляж.

Анна Долгарева в стихотворении «Не смейся, тетя…» обращается к женщине с настоятельным советом сделать фотоснимок маленького мальчика, ещё не израненного дома, горячего «августовского воздуха», так как это все скоро исчезнет. Время сделает мальчика воином. Лирическая героиня понимает, что время беспощадно

И через восемь лет его я встречу –

подросшего мальчишку без мяча,

но с автоматом – там, где, рокоча,

подходит артиллерии предтеча.

Неизбывной болью наполнены строки стихотворения Вл. Русанова «Мой город. Мой Донецк. Моя печаль». Образ города, не сдавшегося врагу, показан в моменте, в ожидании очередного удара:

Ещё не вечер. Не гудит набат

Донецк не спит и, немотой объят,

Ещё снаряды не жужжат слепнями. Молчит, врастая в тишину корнями.

Лирический герой Дмитрия Артиса («Со всех сторон предатели…») вспоминает об отцовских сапогах, стоящих в прихожей. Когда-то его отец плотничал и разводил пчёл – и кирзовые сапоги стояли невостребованными. Герой понимает: настало время, чтобы

примерить

 

их:

И жизнь еще не прожита, не набраны долги

но я иду в прихожую примерить сапоги.

 

В.Маленко («Мариуполь») беспощаден в анализе причин, приведших к трагедии города Марии на Азове:

По проспекту Металлургов демиург

Едет время - самый страшный драматург…

Восемь лет гулял здесь натовский капрал,

Лучших девочек-подростков выбырал.

Мы молчал. Мы свободой дорожим.

Не советский же, не сталинский режим!

Домолчались. Дождались себе назло…

Изображая истерзанный, израненный город и его выживших во время развернувшихся трагических событий жителей, автор утверждает, что голос совести каждого убережет землю от нового врага в фашистском обличии.

Несмотря на мрачные картины, продиктованные временем, в сборнике присутствует ощущение надежды на будущее. Стихотворение Елены Заславской «Новая заря» представляет собой монолог лирической героини, в котором торжественно звучит: «Уходит ночь. Над третьим Римом / Восходит новая заря». В данном стихотворении важно понимать глубоко заложенный смысл приведенной фразы. Словосочетание «третий Рим» означает нерушимость русского государства. Историки считают, что впервые идея о третьем Риме прозвучала в 1523-1524 годах, вместе с крылатой фразой: «Два Рима пали, третий – стоит, а четвертому – не бывать». Не менее жизнеутверждающим является стихотворение И. Купреянова «Ну, кто кого?» - вопрос не рыночный», в котором волею поэтической мысли лирический герой пытается заглянуть в будущее, в то, как всё сложится через сто лет:

Сто лет спустя не будут редкими. Как наши – только лучше – лица.

Для лучших нас мы будем предками – Так пусть им будет кем гордиться.

Уверенность в правоте того дела, которому служат лирический герой и его современники, - сила, способная одолеть врага: «Борьба за жизнь по нашим правилам / возможна только до победы».

Дмитрий Мурзин в одном из стихотворений есть строки: «У теории струн оборвав струну, / Афанасий Фет идет на войну». И это не пустая метафора: борьба со всем русским, в том числе и звучащим художественным словом, стало на Украине признаком времени. Не случайно в произведениях сборника большое количество аллюзий, связанных с именами знаменитых русских поэтов: А.С. Пушкина, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, А.А. Блока, Д.С. Мережковского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. А. Шмелёв категоричен: «Они пришли не за тобой, они за словом, / стихами Пушкина пришли, Толстого прозой…» Это позволяет осмыслить происходящее сегодня в соотнесении с тем временем, в котором жили и творили знаменитые писатели.

Таким образом, через образы времени поэты передают сущность человеческого опыта, оставляя читателю возможность задуматься о ценности человеческой жизни.

2.3. «Эта земля моя, и я не отдам своё» (Б. Бергин)

В сборнике образ времени сопряжен с темой памяти, которая проявляется через яркие образы, воспоминания о потерях и страданиях. Память становится источником силы и вдохновения для будущих поколений.

В поэзии М. Ватутиной неоднократно встречаются образы, напоминающие о славном прошлом русского оружия: Великая Отечественная война, поверженный Рейхстаг, Егор Кантария, закрепивший флаг Победы над фашистским логовом. Поэтесса прибегает к библейским мотивам, размышляя о Каинах, проливших кровь. Стихотворение построено в форме монолога, обращенного Богом к Каину, совершившему братоубийство: «Помнишь, Каин, я спросил, где твой брат?/ Ты расстреливал как раз тот парад…» Автор ищет ответ на вопрос, как же теперь найти в себе силы «возлюбить» и сделать так, чтобы «Господа хватало на всех».

Лирический герой Максима Замшева, бродя по Петербургу, обращается к истории северной столицы России. Ему стыдно перед памятью Петра Великого, так как современникам не удалось уберечь многого из им достигнутого:

Как писать о великом Петре, я не ведаю больше,

Если снова Полтава не наша и тень от Мазепы Застилает нам небо.

Елена Заславская, также обращаясь в своем стихотворении к станицам истории, подмечает её цикличность:

Эти русские мальчики не меняются:

Война, революция, русская рулетка,

Умереть, пока не успел состариться, В 19, 20, 21-м веке.

При этом поэтесса утверждает, что всегда после темных времен «наступала

весна».

Елена Заславская в стихотворении «Саур-могила» прослеживает трагическую связь поколений: «На Саур-могиле / опять его убили…/ Как в страшном 43-м, /уже в другом столетье». Земля, политая кровью солдат разных поколений, - вот чем мы можем и должны гордиться.

Там, где отцы и деды

Сражались за победу,

Он там же пал, он сними

Теперь в одной могиле.

И. Купреянов в стихотворении «Бессмертный полк» призывает своих современников не забывать «тех, кто за нас» боролся, потому что трусость и внутренняя неуверенность в своей правоте равносильны предательству памяти павших: «Если живые струсят – мёртвые встанут в строй». В другом своём стихотворении автор напоминает: «Мы потомки победителей. Мы прорвёмся. Не впервой». Жизнеутверждающе звучат строки из произведения «Стирали нам память»: «Сегодня не Фюрер, а НАТО, / И суть не меняется тут. / И русское солнце солдаты / На запад по новой несут».

Стихотворение Вл. Маленко «Вам труднее…» представляет собой монолог павших подо Ржевом в годы Великой Отечественной, обращенный к воинам современности:

Вам труднее, потомки, в засаде дней.

Наша битва с врагами была честней.

Мы закрасили кровью колосья ржи, А на вас проливаются реки лжи.

Произведение заканчивается молитвой, которую павшие предки произносят во имя победы и жизни своих потомков.

Итак, образы прошлого, создаваемые поэтами сборника, напоминают об ответственности человека за то, что он делает в жизни сегодня.

2.4. «Встань и делай молча, что можешь ты» (Б. Бергин)

В сборнике стихов тема воинского долга является одной из ключевых. Поэты пишут о справедливости, национальной гордости и чести. Их эмоциональные строки вдохновляют на борьбу за правду, стремление выстоять в самых тяжёлых испытаниях.

Игорь Караулов в своих стихах отмечает, что в наше время «правды стало в мире больше, и она на нашей стороне».

Поэт доносит до своих читателей мысль о том, что никакие модные бренды не стоят настоящей справедливости:

И пускай ни капли ей не радо

лживое нацистское кубло,

можно жить без Gucci и без Prada,

а без правды будет тяжело.

Тема воинства и правды встречается в стихотворении Влада Маленко «Война и мы». Лирический герой – это объединение голосов всех солдат, которые находятся на войне:

Загорелся волшебный терем.

Затянуло нас в пелену.

Мы – солдаты. Мы свято верим, Что под вечер убьем войну.

Это стихотворение подчеркивает мужество и бесстрашие солдат,стоящих на защите своей земли.

Олеся Николаева в стихотворении «Воин» раскрыла тему правды с другой стороны.

Иногда правда должна оставаться тайной, если это врачебная или военная тайна:

Он идет по наитью, надеясь: не лжет

сердце, и, обходя полынью,

как открытую рану в груди, бережет

он военную тайну свою.

Д. Артис в стихотворении «Блажен погибающий в первом бою» выражает уверенность, что ни одна смерть на поле боя не бывает напрасной: важно честно выполнить свой долг. В другом своём стихотворении, «Святым оставим футбол и пиво», автор обозначает тему выбора: не ввязываться в драку, остаться «святым», не запятнанным кровью врага, или встать на защиту Родины с оружием в руках. Позиция автора выражена однозначно: «Плохие парни спасут Россию».

Проблема выбора стоит и перед читателями стихотворения Б. Бергина «Одно и то же». Лирический герой стиха свой выбор уже сделал: «Я пишу одно и то же, не для изысканных книгочеев, / только позывные для тех, кому тоже невыносимо».

В. Горшенин в стихотворении «Воинам-дончанам» даёт клятвенное обещание: «За опустевший лик Петровского района я посажу аллею роз в Попасной, / Под Мариуполем на стеле я имя деда напишу».

А Дмитрий Мурзин завершает одно из своих стихотворений громкой фразой:

У России два режима:

Побеждать и не сдаваться!

Вл. Русанов в произведении «Неидущий пути не осилит» открыто признаётся в любви к России. Мотив возвращения – основной в данном стихотворении:

Зачерпну я Россию горстями,

Синь небес, духовитость земли. От церквей до дворцов с крепостями, Величавость обеих столиц.

От Камчатки до Калининграда,

От ледовых широт до пустынь – Всё в России мне свет и отрада – Я – её заблудившийся сын.

2.5. «Остаётся слезинка ребёнка – / Неподъёмная капля воды» (И. Караулов)

К теме детства не случайно активно обращаются авторы сборника: мир, когда горит земля под ногами, не может дать надежду на будущее тем, кто только начинает жить.

В одном из стихотворений Д. Артрис создаёт картину нападения «светлооких эльфов» на Мордор:

Выходите, иначе дома подожжем… Только миру окажем услугу.

Как детей ваших вырежем

Автор в иносказательной манере изображает беду, постигшую землю трудолюбивых орков. Посягая на самое святое, прибегая к самым страшным угрозам, эльфы вынудили выйти их из шахт.

Солнце темнеет, когда Дети хоронят кота,

В самой красивой воронке бантик стянув на картонке.

Противоестественность, которую осознаёт лирический герой: дети на земле, где идёт война, привыкли к взрывам снарядов, и картина, создаваемая поэтом, не может не вызывать у читателя щемящую жалость.

Стихотворение «Ангелы Донбасса» (2017 г.) Владислава Русанова посвящено детям, жизнь которых забрала война. Многим известно, в шахтёрском городе в 2015-м году был создан мемориал, посвященный памяти детей, ставших жертвами террора. Их мечты никогда не станут реальностью: не выйдет в море мальчик, который «Бредил парусами», не станет балериной «обычная младшеклассница», усердно занимавшаяся в ДК балетом, так и не успел определиться парнишка, кем хочет стать: его жизнь оборвала растяжка, когда он шёл в школу. И в этом – страшная правда времени, в которое им выпало жить.

В стихотворении «Я видел…» (с. 333), 2019 г., автор вновь возвращается к теме детства:

Я видел, как дети боятся неба,

Я слышал, как мать рыдает над сыном,

Я знаю, как город выживает без хлеба

Анафорический повтор помогает автору утверждать правду о времени, выражать своё неприятие войны.

Образ врага, стреляющего по детям, приобретает обобщающее звучание в стихотворении М. Ватутиной «Они стреляли по донецким». Это «они», имена которых не называются, но современники понимают, о ком идёт речь:

Они стреляли по донецким.

Они стреляли по луганским.

По детским.

сношенным

пинеткам

По каблукам и сумкам дамским. Прибегая к синтаксическому параллелизму и парцелляции, автор добивается эффекта усиления, многократности и длительности происходящего.

Они не подходили близко, Она была сепаратистка,

Стреляли в школьницу у дома. Она абстрактна, незнакома.

Образ «школьницы у дома» выписан автором в деталях: «забавные косички», «веснушки», «губёшки» - совершенно не представляет собой ничего угрожающего, однако «с остервенением немецким» «они» выбрали целью именно её, неспособную защититься от ненависти, обрушившейся на Донбасс.

Стихотворение Анны Долгаревой «Ребёнок прячется, но смотрит из-за штор» построено на антитезе: трогательному образу ребёнка, ждущего свою маму ночью во время обстрела свою маму, противопоставлен образ «чудовищ, пробирающихся в сны».

Максим Замшев в стихотворении «Дети боятся взрывов» показал, как образ сказочного Карабаса обретает реальные черты в жизни детей Донбасса:

Дети боятся ночью У – называлась точкой.

Страшного Карабаса. Страшный словарь Донбасса.

Игорь Караулов, создавая образ времени, в которое выпало жить донбассовцам, обращается к знаменитой фразе о слезинке ребёнка, способной тронуть сердца, заставить всмотреться, вдуматься в происходящее вокруг:

Остаются стекло и щебёнка, Испарившейся крови следы.

Остаётся слезинка ребёнка – Неподъёмная капля воды.

Тема мужества российского солдата, погибшего в бою под Донецком, переплетается с темой о детстве; отдать свою жизнь за будущее детей – святой ратный подвиг:

И солдат, убитый под Донецком,

Протянул апостолу в горсти

В крови и поту рисунок детский И услышал голос: «Пропусти».

В цикле Дмитрия Мельникова «Кенотаф на площади Победы» третья часть в основном представляет собой трогательный монолог мальчика Миколы, обращенный к лётчику-отцу, бомбившему город ФАБами: «Что же ты наделал…как же не узнал ты родного сына?»

Но зато теперь не пойду я в школу,

Поднимусь по лесенке в свет кромешный

2.6. «Останусь только я одна» (И.Купреянов)

В сборнике «Поэзия русского лета» любовь у поэтов показана как возвышающее душу чувство, дающее надежду на исцеление и избавление от страданий. А потому вновь слагаются баллады «о войне и о любви» (В. Горшенин).

Лирический герой стихотворения Б. Бергина «Летать» - солдат, познавший время, «когда под шквальным огнем города сгорают/и падают навзничь разбитые обелиски». Ему, человеку, наделённому чувством жалости и сострадания, приходится в жестокую годину учиться забывать, «что такое жалость», когда «идешь долиною смертной тени». Но в жизни героя есть любовь, которая поднимает его над вселенским горем и разладом.

Стихотворение представляет собой монолог героя, обращенный к любимой:

Ты учишь меня летать – я учусь влюбляться,

Я так не умел, пока всё внутри не выжгло…

Вот делаешь шаг – и можно взлететь над плацем,

Войной и бедой, полем боя – всё выше, выше.

К той же тематической группе относится произведение Б. Бегрина «Как называть» (2019), в котором лирический герой как бы примеряет к любимой наполненные трогательным чувством слова (голубка, дарлинг), а также известные литературные образы, освещенные настоящим чувством: Джульетты, Эсмеральды. При этом герой понимает несвоевременность и неуместность этого:

Всё, что не смерть и война, здесь кажется книжным, Помню, когда-то наоборот было.

Как мне тебя называть, чтобы просто выжить

В лето шестое без берегов и тыла?

Д. Молдавский, обращаясь к любовной тематике, показывает, что в годы испытаний происходит переоценка ценностей, а его герой уже по-другому смотрит на такие понятия, как «война» и «жертва». Для лирического героя данные слова уже лишены бытийного смысла: не обычные житейские ссоры следует именовать войной и не оказанные мелочные бытовые услуги – жертвой.

Покуда где-то и вправду идёт война

И к жертвам взаправдашним смерть уже на подлёте,

Нам эта лексика строго запрещена

В нашем вульгарном суетном обороте.

Влад Маленко в стихотворении «22 июня», размышляя о силе любви, приходит к выводу о бессмертии души, заговорённой любимой. «Я не ведаю слов о любви высоких», - заявляет лирическая героиня. А потому её чувство к любимому сопряжено с чувством ненависти к врагу:

Пусть под ржевским дождём заржавеет Мессершмитт поцелуется пусть с пуля. утёсом.

Пусть ослепнет снайпер Георг в июле. Захлебнётся косая своим покосом.

Стихотворение В. Маленко «Катюша» - переосмысленная в контексте современности известная песня, созданная в 1938 году и бывшая популярной в годы

Великой Отечественной войны. Река Северский Донец, Саур-могила, город Донецк, улица Артема – знаковые для жителей Донбасса места. Стих наполнен пафосом оптимизма, веры в скорейшее окончание войны и продолжение жизни на донецкой земле:

Стихнут к сентябрю раскаты грома. И тогда на улице Артёма

Наш герой вернётся в отчий дом. Мы на свадьбе Катиной споём

В стихотворении поэта Дмитрия Мельникова «Напиши мне потом, как живому, письмо» погибший герой обращается к любимой с просьбой в уже послевоенном будущем поведать о том, что его, героя, и таких, как он, гибель была не напрасна, что враг побеждён: «Напиши про любовь, не пиши про печаль, / напиши, что я взял Мариуполь».

В другом стихотворении поэта, «Опять гремит за терриконами», с речью к жителям одной из улиц города обращается сама Любовь и напоминает историю «хорошего мальчика» Ванечки: его нет, но жива бабушка, которая с каждой пенсии продолжает покупать Ванечке конфеты. Живы те, кто повесил на окна в комнате мальчика новые шторы, а на стене – его портрет. Жизнь Вани продолжается в памяти близких ему людей.

Я говорю вам: всё кончается:

И боль, и слезы, и война,

А в жизни той, что начинается,

Останусь только я одна.

Заключение

Сборник «ПоэZия русского лета» вызвал неоднозначную реакцию среди читателей. Однако нельзя не согласиться с одним из отзывов: «Стихи - на острие своего времени. Они рождены в результате сильнейших потрясений и переживаний, личного опыта присутствия на войне. Многие из авторов на слуху как давно известные и признанные поэты и прозаики: Влад Маленко, Анна Ревякина, Дмитрий Мельников, Дмитрий Артис, Александр Пелевин. Сборник эмоционально очень сильный» [24].

Подводя итог проделанной работе, можно прийти к следующим выводам: сборник «ПоэZия русского лета» стал ответом на вызовы времени, отражая величие духа и стойкость народа в самые трудные моменты истории.

Ряд стихотворений построен по принципу «было - стало»: воспоминания о беззаботных днях, когда мир казался простым и ясным, переплетаются с горькими реалиями войны. При этом поэты передают не только ощущение трагедии и утраты, но и надежду на будущее, обращая внимание читателя на цикличность событий и постоянство человеческих чувств.

Тема детства, к которой неоднократно обращаются поэты, возвращает читателя к нравственным истокам, заставляет задуматься о сущности войны, формирует её стойкое неприятие.

Обращаясь к любовной тематике, поэты напоминают нам о том, что даже в самые мрачные времена любовь как вечное чувство способно вдохновлять и поддерживать, давать надежду на жизнь.

Гражданско-патриотическая поэзия, представленная в сборнике, вдохновляет переосмыслить собственные ценности и занять непримиримую позицию по отношению к неофашизму в любых его проявлениях, а также делать всё, чтобы не допустить расчеловечивания в современном обществе. В процессе исследования у автора данной работы родилось четверостишие, которым и хотелось бы завершить работу:

Враги пусть думают, что взяли меня в плен,

Мне не нужна возможность выбирать.

Я навсегда с Россией и не хочу измен!

Мне век с ней жить и с нею умирать.

Источники:

1.ПоэZия русского лета. — Москва: Эксмо, 2023 Использованная литература:

2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике //

М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

[1] https://zaochnik-com.com/spravochnik/literatura/osnovy-teorii-literatury/poetyzolotogo-veka/

[2]

https://www.work5.ru/spravochnik/literatura/serebrjanyj_vek_osnovnye_napravlenija_i_kljuche vye

  1. https://zaochnik-com.com/spravochnik/literatura/osnovy-teorii-literatury/serebryanyyvek-napravleniya-poezii/

  2. https://histrf.ru/read/articles/olgha-bierghgholts-blokadnaia-muza-lieninghrada

  3. https://dzen.ru/a/Y1VJOAakY0xxJG91

  4. https://multiurok.ru/files/poeziia-60-kh-godov-khkh-veka.html

Просмотров работы: 7