Введение
В 2025 году отмечается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне и 90-летие со дня рождения известного русского писателя Альберта Анатольевича Лиханова. Неслучайно эти две даты пересеклись. В предисловии к книге «Мамочкин сынок» автор писал: «Будто кто-то говорит, напоминает мне: не забудь, не забудь! Расскажи другим, новым людям.».»[1, с.6] И Альберт Анатольевич рассказывал. О войне им написано 15 повестей, которые являются главами романа «Русские мальчики». На страницах романа нет кровавых сражений, здесь описана другая война – война глазами детей.
«Незабытые игрушки» - одна из последних повестей А.А. Лиханова. Повесть о предвоенном времени, о том, чем люди жили, что им было дорого, и как ещё в мирном весеннем воздухе уже витала тревога.
2025 год президентом Российской Федерации В.В. Путиным объявлен Годом защитника Отечества. Обращение к творчеству Лиханова позволяет выявить нравственные ценности людей, предвоенного времени, имя которому писатель дал «Довойны», что и определяет актуальность данного исследования.
Новизна исследования состоит в том, что выявлена роль детской игрушки в формировании нравственных ценностей детей времени «Довойны» и детей современной эпохи. Кроме того, воссозданы детские игрушки, описанные в повести А. Лиханова «Незабытые игрушки», в формате пазлов.
В ходе работы изучена автобиография А.А. Лиханова, прочитаны и проанализированы повести «Мамочкин сынок», «Незабытые игрушки», проведен конкурс рисунков «Незабытые игрушки А. Лиханова» в 6 классе, создан набор пазлов «Незабытые игрушки», проведен урок внеклассного чтения в начальных классах по повести А. Лиханова «Незабытые игрушки».
Объект исследования — повесть А. Лиханова «Незабытые игрушки».
Предмет исследования — роль детской игрушки в формировании нравственных ценностей человека.
Цель исследования заключается в изучении ценности детской игрушки в жизни человека.
Задачи исследования:
Изучить жизненный и творческий путь А.А. Лиханова.
Прочитать и проанализировать повесть «Незабытые игрушки».
Выявить ценность детской игрушки в жизни главного героя повести «Незабытые игрушки»
На основе анкетирования выявить значение игрушки в жизни людей разных поколений.
В ходе исследования использованы следующие методы: автобиографический и литературоведческий анализ, анкетирование, опрос, сравнение, фотографирование. Разносторонний анализ художественного произведения позволил получить информацию через интерпретацию текста. Посредством анализа выделены средства художественной изобразительности, значимость уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также автобиографичность произведения. Метод сравнения предоставил возможность сравнить игрушки разного времени, а также определить их разное влияние на воспитание нравственных качеств человека. Метод анкетирования и опроса помогсобрать информацию с определённого числа респондентов с минимальными затратами времени. Использование метода фотографирования позволило запечатлетьдетские игрушки, чтобы сравнить их, выявить общее.
Гипотеза – предположим, что детские игрушки являются средством формирования нравственных ценностей человека.
Теоретическая значимость. Полученные в ходе исследовательской работы результаты позволяют дополнить представление школьников о предвоенном и военном времени, углубить понимание значения термина «автобиографичность художественного произведения».
Практическая значимость. В процессе исследовательской работы проанализирована повесть А. Лиханова «Незабытые игрушки», выявлены особенности стиля писателя, создан комплект пазлов, что может быть использовано на уроках внеклассного чтения, внеурочных занятиях. Кроме того, возможно использование результатов исследования классными руководителями при подготовке серии классных часов «Нравственные ценности семьи».
Срок работы над исследованием: сентябрь 2024- март 2025 гг..
Глава I. Жизнь и творчество А. А. Лиханова.
Альбе рт Анатольевич Лиханов – писатель, журналист, академик, общественный деятель, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов.
Родился писатель13 сентября 1935 года в городе Кирове.
Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до Победы. Мама – медицинская лаборантка, всю свою жизнь проработала в больнице. «Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдание», – вспоминал Лиханов.
Военное детство маленького Альберта, хотя и прошло далеко от линии фронта и осажденных городов, все равно было тяжелым, холодным и голодным. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты для табака для красноармейцев, участвовал в школьных концертах для раненых.
Окончив школу, Альберт Анатольевич поступил в Уральский государственный университет в Свердловске на отделение журналистики. После окончания университета работал в газете «Кировская правда», позже возглавлял редакцию газеты «Комсомольское племя» в городе Кирове. В 1964 году переведен в Новосибирск, где работал собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», с 1975 года А. А. Лиханов возглавлял журнал «Смена».
Исследователи творчества писателя условно относят 1967-1976 гг к периоду созревания писателя. В это время им созданы роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др., [2] В центре произведений – семья.
Красной нитью в творчестве А.А. Лиханова проходит тема военного детства. Произведения данной тематики созданы на фактах биографии писателя, его памяти о своем детстве. Главный герой всех повестей – один мальчик, сначала дошкольник, а потом ученик первого класса Коля. Что такое война он узнавал постепенно. Сначала это была черная тарелка – радио, потом письма отца с фронта, после - талончики на еду, свечки в классе, и тетрадки из старых газет. Все это довелось пережить маленькому Альберту, и все это хранила его память. В повести «Кресна» писатель оставил добрые воспоминания о своей учительнице Тепляшиной Аполлинарии Николаевне, у которой учился со второго по четвертый класс. В Кировской области благодаря А.А. Лиханову учреждена Премия имени А. Н. Тепляшиной с целью поощрения лучших учителей начальных классов и повышения престижа профессии учителя. Таким образом, произведения А.А. Лиханова характеризуются автобиографичностью, так как отражают личный опыт автора, его воспоминания и события жизни.[3]
А.А. Лиханов - основатель Российского детского фонда и Международной ассоциации детских фондов, основные цели которых: благотворительная помощь детям и малоимущим семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, организация семейных детских домов.[4]
Альберт Анатольевич Лиханов - известный писатель, общественный деятель, бессменный руководитель Российского детского фонда, почетный гражданин города Кирова и Кировской области, ушел из жизни 25 декабря 2021года.
Глава II. Художественный анализ отдельных глав повести А. Лиханова «Незабытые игрушки».
Повесть «Незабытые игрушки» вышла в свет 2020 году в издательстве Российского детского фонда «Детство. Отрочество. Юность». Автор посвятил повесть своей бабушке Марии Васильевне, мамочке Милице Алексеевне и отцу Анатолию Николаевичу, то есть самым близким и родным людям. Главный герой – мальчик–дошкольник. Из описания жизни и быта его семьи становится понятно, что автор пишет о себе, о своей семье, о своем волшебном, ласковом мире детства[1, с.9]. Читатель не может не заметить, как нежно и трогательно он обращается к своей маме, он называет её только мамочка. [1] И это не от того, что он изнеженный, избалованный ребёнок, а от того, что он растет, воспитывается в любви, и мамочка для него - центр этой любви, она всегда рядом. Не менее ярко звучит слово отец, отец как защита и опора семьи, он строг и справедлив к сыну. На протяжении повести автор показывает: все, что делает отец – правильно, все, что связано с отцом, дорого главному герою. Игрушки, которые подарил отец, занимают центральное место в повествовании.
Игрушки довоенной поры, привезенные отцом из самой Москвы, стали самыми дорогими для мальчика, они остались с ним и во взрослой жизни. Незабытыми игрушками для автора стали Аллоскоп, маленький катерок и Медвежонок. Неодушевленные существительные написаны автором с заглавной буквы, и это не описка, это способ выражения уважительного отношения к игрушкам детства, к игрушкам, через которые мальчик-дошкольник познавал мир.
Анализ описания первого подарка показывает, насколько трепетно отнёсся к нему главный герой.(см. Приложение №1) Сначала он называет его неведомый прибор, позже – его представляет отец - Аллоскоп Аллоскопович. Мальчик сравнивает аллоскоп со швейной машинкой, потом с фотоаппаратом (носик со стёклами, как у фотоаппарата). Отец неслучайно приписывает предмету свойства одушевленности: «Вот он взял и поехал из Москвы, чтобы показать тебе диафильм», позже и сам мальчик «погладил Аллоскоп по спинке». Роль аллоскопа в нравственном становлении мальчика велика: при помощи аллоскопа маленький человек на всю жизнь понимает, что душа - « ...это невидимая сила. Людям она даёт доброту, разум, чувство прекрасного». [1, с.28]
Описание следующего подарка отличается большим количеством уменьшительно-ласкательных суффиксов. О том, что это маленький предмет, становится понятно уже с выражения «…вынимает совсем небольшую коробочку», в то время, как при описании первого подарка он вспоминал: «вытащил из старого рюкзака какую-то коробку». И далее: катерок, синенький, звёздочкой, брюшко, лодочки, крохотную свечку, маленькую плошечку, с тоненькой длинненькой ручкой, свечечку, вставил её в животик катера. (см.Приложение №2) Посредством уменьшительно-ласкательных формообразующих суффиксов автор передает ласку, нежность, восхищение и умиление главного героя. Нельзя не заметить и приписывание неодушевленному предмету признаков одушевленности: «.. тот подумал немножко и вдруг! Поплыл!» [1. с.30]
Не менее важна и роль катера в жизни юного героя: мальчик понял, «как же по-разному можно удивляться», и что радость одного человека может вызвать злобу и зависть другого человека.
Последний подарок, по словам отца героя, может быть, самый главный - игрушечный медведь. При описании медведя, казалось бы, нет ничего особенного: «Не большой, но и не маленький, а сделан из какой-то редкой нынче материи — коричневой и в крупный рубчик. Глазки — маленькие пуговички, а на шее толстая красно-синяя ниточка, из шерсти».(см. Приложение №3) Но «медвежонок улёгся спать со мной на подушку…», то есть и эта игрушка наделена автором признаками одушевленности. Простая в описании игрушка сохранилась на всю жизнь. И уже повзрослевший герой, а вернее, Альберт Анатольевич Лиханов, отвел ей место в книжном шкафу и время от времени встречался с ним, смотрел ему в стеклянные глаза и понимал: «его Душа всё знает обо мне». [1. с.51]
Так вместе с детскими игрушками, которые подарил летом одна тысяча девятьсот сорокового года отец–волшебник, формировались нравственные ценности маленького человека, который не поступился ими и во взрослой жизни. Увенчаны нравственные принципы Алберта Лиханова девизом «МИР лучше ВРАЖДЫ» [1,с.42]
Глава III. Ответ на риторический вопрос писателя.
Первую главу повести А. Лиханова «Незабытые игрушки» можно считать предисловием к основному содержанию, в ней автор задаёт вопрос нам, читателям: «Что мы будем делать, когда покинет землю последний солдат той великой войны? И как станем жить, когда её покинет последний её малыш, — не солдат, не взрослый, а просто тот, кто видел её, кто запомнил её подробности, её детали, её лица — и это лица не только близких людей.
А малыш, который — хоть самую малость — помнит время перед войной…» [1, с.9]
В 2025 году 9 Мая отмечается 80 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. По сообщению министра обороны России А. Р. Белоусова, в России в 2025 году всего около 7 тысяч фронтовиков[6]. По меркам нашей страны, это немного. Чтобы картина была более наглядной, рассмотрим статистику села Брылино Каргапольского муниципального округа Курганской области. Из документов, предоставленных специалистом Брылинского сельсовета, следует, что на январь 2025 года в селе не осталось участников Великой Отечественной войны, в то время как с войны вернулось в село около 150 человек. Жителей, отнесённых к категории «дети войны», на сегодняшний день - 29человек. То есть, в целом, можно считать, что село представляет собой как раз то общество, о котором писал А.Лиханов: « Что мы будем делать, когда покинет землю последний солдат той великой войны?» [1, с.9]
Сегодня можно дать ответ на риторический вопрос писателя. Жизнь за 80 лет существенно изменилась. Чтобы узнать, имеют ли место в жизни человека любимые игрушки, в ходе исследования проведено анкетирование разных возрастных групп. В анкетировании приняло участие 23 человека. Кроме того, с этой же целью был запущен мини-опрос в группе «Все о Брылино» социальной сети Одноклассники.ру., на который откликнулись жители села Брылино и близлежащих деревень, города Кургана и Тюменской области.
Исходя из полученных данных в ходе анкетирования, следует, что девочек разного возраста объединяет кукла. Разница в том, что у девочек 80-х-90-х гг были куклы Маши и Кати, девочки им шили одежду, купали, оберегали, любили. (приложение №4)
У девочек, рожденных в двухтысячных гг, в числе любимых игрушек куклы Энчантималс (Enchantimals). Куклы данной линейки разные, но их объединяет вера в чудеса и верную дружбу, они любят путешествовать. (приложение №5)
Маленькие девочки отмечают, энергичность, уверенность и общительность своих кукол.
К сожалению, в ходе работы не удалось найти аллоскоп, но найдены диапроекторы (6 штук). Самый ранний из них - 1984 года выпуска, вместе с диапроектором сохранились специальные слайды, диапозитивы. (приложение №6).
В XXI веке на смену фильмоскопам и диапроекторам пришел лазерный проектор, который выполняет функцию домашнего кинотеатра. По данным официального сайта kino.mail.ru, к лучшим российским мультфильмам относятся «Руслан и Людмила. Больше, чем сказка», «Три кота и море приключений», «Великолепная пятерка». Главные герои - спасают, путешествуют, отдыхают. Но ни в одном из низ них нет речи о Душе. Даже в современной версии пушкинской поэмы Людмила, главная героиня, охарактеризована как «Людмила и сама не промах». [5]
Анкетирование показало, что мягкая игрушка медвежонок была популярна среди детей 80-х- 90-х гг. Респонденты с теплом вспоминают время, когда появился медвежонок в доме. Чаще всего эту игрушки дарили родители. У многих такой медвежонок сохранился. Некоторые хозяева отреставрировали игрушку и хранят её как память о детстве. Вспоминая, респонденты отмечают, что в детстве медвежонка укладывали спать рядом с собой. (приложение №7)
Из результатов анкетирования следует, что сегодняшние дети 5-12 лет легко засыпают с капибарой, заменившей медвежонка. Можно предположить, это произошло потому, что капибара тоже мягкая плюшевая игрушка, она приятная на ощупь. (приложение №8 )
Следует отметить, что больше сохранилось игрушек из детства у женщин. Сохранившихся игрушек мальчиков значительно меньше. К ним относится только диапроектор и пистолет ( 80-е гг)
Ответы респондентов показывают, что в их детстве среди игрушек не было катерка, описанного в повести А. Лиханова или подобного.(приложение №10) Но, если рассматривать катерок А.Лиханова как путешествие человека по жизни, встречи с другими людьми, принятие или непринятие каких-то нравственных ценностей, то катерок, возможно, заменен другой игрушкой, например, квадрокоптером.
Заключение
После изучения темы « Детская игрушка как средство воспитания нравственных ценностей человека» подтверждается выдвинутая гипотеза: детские игрушки являются средством формирования нравственных ценностей человека. Материалами исследования послужило произведение А.Лиханова «Незабытые игрушки», точнее – отдельные главы повести, анкетирование разновозрастных групп, жителей села Брылино Каргапольского муниципального округа, мини-опрос в социальной сети Одноклассники.ру. (приложение №11)
Детальный анализ глав повести «Незабытые игрушки» А. Лиханова показал, что через детские игрушки сформировались нравственные принципы главного героя, согласно которым он не позволил себе ни разу в жизни бросить камень в кошку, сломать дерево, причинить боль другому человеку.
Анализ результатов проведенного анкетирования позволил сделать следующие выводы:
Одна из популярных игрушек девочек всех времён – кукла. Но следует отметить, что в80-е-90-е гг, в куклы, у девочек, игравших в куклы, формировалось чувство заботы о ближнем, чувство ответственности за него. Девочки двухтысячных годов примеряют на себя характер, которым наделены их куклы: легкость отношений, любовь к путешествиям, вера в чудо, общительность, лидерство.
Далеко не в каждой семье 80-х-90-х гг были такие игрушки, как диапроектор и фильмоскоп. Смотрели диафильмы по выходным дням и праздникам, таким образам придавалась особая значимость семейным выходным и праздникам. Кроме того, смотреть диафильмы приходили соседские дети, так формировалось чувство дружбы и воспитывалось чувство радости за другого человека. Почти в каждой современной семье имеется проектор или компьютер, которые также служат для просмотра детских фильмов и мультфильмов. Стоит отметить, что изменился характер главных героев мультфильмов, они учат ребёнка воспринимать самого себя позитивно, пересиливать страхи и трудности. Благодаря мультфильму, у маленького человека формируются понятия о плохом и хорошем, о добре и зле, что и является основой нравственных ценностей человека.
Работа над исследованием сопровождалась популяризацией повести А. Лиханова «Незабытые игрушки» среди школьников разных классов. С этой целью проведены следующие мероприятия :
- урок внеклассного чтения в начальных классах по повести А. Лиханова «Незабытые игрушки»;
- конкурс рисунков по повести А. Лиханова в 6 классе;
- создан комплект пазлов «Незабытые игрушки».
В перспективе планируется сделать презентацию произведений А. Лиханова на общешкольном родительском собрании.
Список используемых источников
Лиханов А.А. «Мамочкин сынок». Повести. [Текст] / А.А. Лиханов// Москва: Детская и юношеская книга, 2022.- 23 с.
Сайт © А.А. Лиханов, 2017.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://albertlikhanov.com/biografiya.html, свободный. - Загл.с экрана.
Сайт Академия педагогических проектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/edu-11-2023-pb-135536/, свободный. - Загл.с экрана.
Сайт ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4, свободный. - Загл.с экрана.
Сайт kino.mail.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kino.mail.ru/cinema/selection/827_koschei_finnik_bogatiri_nashi_luchshie_multfilmi_dlya_vsei_semi/, свободный. – Загл. с экрана.
Сайт rbc.ry[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6787ab1a9a7947b00fc03a97, свободный.- Загл. с экрана.
Приложение № 1.
Фрагмент из повести А. Лиханова «Незабытые игрушки»
(описание Аллоскопа)
— А теперь завешиваем окна!
— Зачем? — восхитилась мама, и я вытаращился на папочку в ожидании, конечно же, чуда. И оно совершилось.
Окна долго завешивали одеялами, папе пришлось применить гвоздики и молоток, и тут он вытащил из старого рюкзака какую-то коробку. Она походила на швейную машинку, только гораздо меньше и сверху была полукруглой и с железной ручкой, почти как у машинки. Папа снял крышку, и перед нами предстал неведомый прибор: носик со стёклами, как у фотоаппарата, приделанный к металлическому коробу. Папа щёлкнул пальцем по нему, раздался краткий звук лёгкого металла, и наш волшебник произнёс весело:
— Знакомьтесь! Аллоскоп Аллоскопович!
— Кто-о? — дуэтом протянули мы с мамой.
— Аллоскоп, — серьёзно пояснил отец. — Домашнее кино. Но показывает он не кинофильмы, а диафильмы. — Он как-то подчеркнул, выделил голосом эти слова, и мы окончательно притихли, не зная разницы.
Он покопался в аппарате, накрутил туда что-то блестящее, как объяснил, из целлулоида, хлопнул, щёлкнул, мама выключила свет, — ведь не в темноте же мы сидели, завесив одеялами окна, — и на простыне, которую папа прицепил к стене, началось кино.
Нет, конечно, совсем не кино. Аппарат совершенно изумительно и ярко показывал цветные картинки, а под ними лежали подписи. И эти подписи принялась читать мамочка.
— “Синяя птица”, — проговорила она торжественно. — По пьесе Мориса Метерлинка. Студия “Союздиафильм”.
Приложение №2.
Фрагмент из повести А. Лиханова «Незабытые игрушки»
(описание катерка)
— Но ведь это ещё не всё.
Мама охнула:
— Господи!
— Давайте-ка, — встал папа со стула, — мне тазик, например! И налейте в него водицы.
Мамочка шагнула за перегородку, — а тазик с водой вынесла на улицу, — но я всё сидел возле папы, смотрел внимательно, как он вынимает совсем небольшую коробочку, а из неё маленький катерок, совершенно синенький, с белой полоской от носа до хвоста и красной звёздочкой с боку. И вставляет в брюшко лодочки крохотную свечку, которая помещалась в такую же маленькую плошечку с тоненькой длинненькой железной ручкой.
Мы вышли во двор, папа зажёг спичкой свечечку в плошке, вставил её в животик катера, тот подумал немножко и вдруг! Поплыл!
Без шума, тихо, но быстро!
А тазик-то был круглый, и потому катер мчался вдоль круглого берега — быстро, без всяких рывков, но если бы этих железных берегов не было, он бы помчался прямо.
Я прыгал возле тазика, я скакал то на одной, то на другой ножке, я вешался на шею папе и целовал его в колючую щёку, потому что он приехал и сразу стал доставать подарки! Даже не побрился.
Ну, а кораблик плыл, плыл, не останавливаясь,
Приложение №3
Фрагмент из повести А. Лиханова «Незабытые игрушки»
(описание игрушечного медведя)
Боже! Я же забыл ещё один подарок! И, может быть, самый главный!
Он исчез в нашей двери…. протянул мне мишку. Игрушечного медведя.
Конечно, я схватил его, конечно, поцеловал в нос, конечно, мама и бабушка издали возгласы удивления и радости, а я дал им полюбоваться медвежонком, и, ясное дело, медвежонок улёгся спать со мной на подушку, когда настал этот миг.
Он был — и есть! — не большой, но и не маленький, а сделан из какой-то редкой нынче материи — коричневой и в крупный рубчик. Глазки — маленькие пуговички, а на шее толстая красно-синяя ниточка, из шерсти.
Вот и всё. Но разве этого мало!
Я обнял папочку, а он поднял меня и прижал к себе. Так получилось, что одной рукой я обнимал моего папочку, а другой медвежонка из Москвы, которого он мне подарил летом одна тысяча девятьсот сорокового года.
…….Но вот Медвежонок с сине-красной ниточкой на шее по‑прежнему со мной. Он сидит в моём книжном шкафу, за уголком, и поэтому как бы пребывает в полумраке.
Но я знаю, что он там, и когда мне очень хорошо или когда очень плохо, я достаю его и смотрю, изменился ли Медвежонок, как изменился сам я.
Сначала он смотрит на меня пустым стеклянным взглядом, и я знаю, что он обижен на меня. Обижен справедливо.
Уж очень долго я не встречался с ним, не говорил с ним, не рассказывал ему про свои радости и печали.
Я знаю, что его Душа всё знает обо мне, и с обидой понимает мою неправильную привычку — когда мне плохо, приходить к нему, а когда хорошо, то и вовсе про него не вспоминать.
И я перед ним извиняюсь как могу и умею…
Медвежонок смотрит стеклянным взором, но я знаю, что мне надо дохнуть на его глазки и потереть их, — обязательно своим рукавом, — и ещё раз, и ещё.
И тогда эти глазки посмотрят на меня совсем по‑другому. Они вспомнят меня. Узнают. Медвежонок не умеет говорить, но я знаю, что бы спросил он, если бы мог.
Он спросил бы меня:
— Не забыл?
— Не забыл! Прости, прости, прости меня! Но я не забыл свои игрушки.
А значит, жизнь. И не только свою.
Приложение №4
Детская игрушка кукла (80-е-90-е гг)
Приложение № 5
Аллоскоп (рисунок - пазл по описанию аппарата
в повести А.Лиханова «Незабытые игрушки»)
Приложение № 6
Детская игрушка медвежонок
(рисунок — пазл по описанию медвежонка
в повести А.Лиханова «Незабытые игрушки»)
Приложение № 7
Детская игрушка катерок
(рисунок по описанию катерка
в повести А.Лиханова «Незабытые игрушки»)
Приложение № 8
Детская игрушка пистолет (70-е - 80-е гг)
Приложение 10
Результаты анкетирования
«Любимые игрушки»
Всего респондентов - 23
№ |
Вопрос |
Анализ ответов |
1. |
Были ли у вас в детстве любимые игрушки? Какие ? |
Да- 23 человека Кукла Катя – 6 человек (возраст 30-50 лет) Кукла Энчантималс – 7 человек (возраст 7-13 лет) |
2. |
Был ли фильмоскоп в вашем детстве? |
Да – 6 человек |
3. |
Сохранилась ли хоть какая - нибудь игрушка из детства? |
Да- 23 человека |
4. |
Есть ли игрушка, с которой , как тебе кажется, легко засыпать ? |
Капибара – 5 человек (возраст -13 лет) |
5. |
Была ли игрушка, с которой , как вам казалось, легко засыпать? |
Медведь -10 человек (возраст 30-50 лет) |
6. |
Как ты поступишь со своими игрушками, когда вырастешь? |
Буду хранить – 16человек Отдам родственникам – 4 человека |