ВВЕДЕНИЕ
В современном мире всё больше становится популярной сеть Интернет, где общаются люди. Каждый второй человек является её пользователем, проводит там значительную часть своего времени. Вследствие этого просто невозможно не заметить, как искажается русский язык: нарушается орфография, встречаются многочисленные опечатки, не соблюдаются правила постановки знаков препинания.
Самое невероятное сегодня, что сетевой язык теперь остаётся не только в виртуальном пространстве, но и появляется на телевидении, в различных журналах и газетах. Из-за массового использования данного языка происходит падение уровня грамотности, ведь новый стиль общения оказывается очень удобным и быстро входит в привычку. Людям становится труднее выражать свои мысли грамотным, красивым языком.
Гипотеза: использование интернет сленга при общении в сети Интернет оказывает негативное влияние на русский язык, а так же ведет к снижению грамотности.
Объект исследования – интернет-язык (сленг).
Предмет исследования – русский язык в сети Интернета.
Цель исследования – выявить влияние Интернета на русский язык.
Задачи исследования:
изучить литературу по данной теме;
выявить языковые изменения, происходящие под воздействием интернета;
определить, почему эти процессы происходят так быстро, и какое влияние они оказывают на русский язык;
исследовать влияние интернета на русский язык при помощи анкеты;
провести мероприятие для учащихся школы с целью повышения языковой культуры обучающихся.
Актуальность данной работы состоит в том, что в наше время сеть Интернет является одним из самых популярных средств общения между людьми. Общаясь в социальных сетях, люди часто употребляют слова русского языка не пo правилам. Порой они даже намеренно искажают слова так, что приходится перечитывать сообщение, чтобы понять смысл.
Данное исследование очень своевременно, так как в настоящее время важно знать, как изменяется наш язык под воздействием внешних факторов и являются ли эти факторы положительными или отрицательными.
В работе используются такие методы, как:
изучение теоретических источников по теме;
наблюдение;
опрос;
анализ;
систематизация и обобщение.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты этойработымогут быть использованы на уроках русского языка для повышения уровня культуры письменной речи.
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Разговорная речь и сленг
Язык - это средство общения. Он совершенствуется, в нем отмирают устаревшие лексические единицы и появляются новые, изменяется звуковой состав языка, его грамматический строй. Старые слова получают новые значения. В настоящее время мы наблюдаем изменения в языке, связанные с широким распространением Интернета, роль которого в жизни общества постоянно растет.
С распространением популярности Интернета в речи его пользователей появились новые слова и выражения, используемые при общении – это сленг или сетевой жаргон.
Под влиянием Интернета появляется много новых слов и новых значений. Например, слово «аватар» ранее употреблялось в философии индуизма, а теперь приобрело новое значение «изображение человека, представляющее его в Сети» и широко используется в новом качестве.
Сегодня практически каждый человек понимает значение таких слов как «лайкнуть», «репостнуть». Одно слово заменяет целое предложение пояснений, они стали совсем обыденными, и мы пользуемся ими каждый день, хотя несколько лет назад никто бы не понял их значение.
В Интернет переписке пользователям неудобно использовать длинные слова, так как очень важна скорость набора сообщений, поэтому пользователи часто сокращают слова.
Несмотря на то, что сленг уместен больше в Интернет-переписке, многие используют его и в повседневном, «живом» общении.
Влияние интернета на язык общения
Вы задумывались, как Интернет влияет на язык? Почему шутки, фразы и даже отдельные слова из Интернета давно перекочевали в ежедневное общение?
Интернет, как особая коммуникативная среда и как ранее не существовавшая сфера реализации языка, принесла с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка. Сленг выступает как средство неформального общения молодых людей: помогает самоутвердиться, почувствовать своё единство, то есть он становится своеобразным протестом против формализма.
Новый сленг, приходящие к нам из английского интернет-языка, уже вытесняют наши русские слова и фразы. Многие пользователи интернета, в большей степени подростки и дети, уже имеют скудный словарный запас именно своего родного языка и не могут четко формулировать свои мысли ни в письменной, ни в устной форме. Слова русского языка употребляются не по правилам, мы забываем пунктуацию, культура общения уходит на второй план.
Язык и речь в Интернете и повседневном общении все больше сближаются – это естественная и неминуемая тенденция развития языка в эпоху развития всемирной Сети. Фразы перестают быть просто интернет-сленгом, они укореняются в языке. Но велик риск, что это ведет к снижению грамотности и культуры молодого поколения. Нельзя недооценивать влияние интернета на язык. С тех пор, как интернет-сленг вошел в наш обиход, возник ряд проблем.
Сетевой язык трансформируется в новый стиль общения:
Влияние интернета на речь несложно заметить. Он изобретает новые фразы с небывалой скоростью. Слова «лайкнуть», «загуглить», «аватар» – далеко не полный перечень терминов, который использует современная молодежь и вне интернета.
Снижение уровня грамотности:
Старшее поколение общалось посредством писем, составляло грамотные тексты, стремилось к красоте языка. Современная молодежь максимально упрощает свою жизнь короткими переписками, использованием простых терминов в обиходе. Интернет-пользователи делают все быстро. На грамматику, пунктуацию и орфографию они не обращают внимания. В результате мы регулярно наталкиваемся на сплошные полотна текста, расшифровать которые порой не под силу даже самому “аффтору”. Это сообщения без заглавных букв и знаков препинания. Ошибки в словах и непонятные сокращения – также норма. Молодые люди привыкают к такому стилю. Но на психологическом уровне такое общение наносит серьезный урон грамотности живого общения. Ведь если 10 раз человек видит неправильное написание слова, именно оно отложится на подкорке подсознания. Все это становится причиной безграмотности в современном обществе.
Сокращения:
Влияние интернета на язык связано с процессом сокращения сложных терминов. Например, словосочетание «материнская плата» стали заменять простым словом «мамка». В наш век отсутствия времени, мы стремимся к тому, чтобы максимально все упростить.
Гибридные языки:
Влияние интернета на речь прослеживается и благодаря гибридным словам. Распространяется тенденция к смешиванию английских фраз с русскими словами. Желание выделиться, изобрести что-то новое толкает пользователей на изобретение совершенно новых фраз. Такие термины набирают популярность, прочно укореняются в разговорной речи. Так проявляется влияние интернета на язык.
Игра в ошибки:
Намеренное написание фраз с ошибками, вроде “я все понил” или “какдила” – характерная черта интернет-общения. Пока еще речь не идет о безграмотности таких собеседников. Это, скорее, игра. При таком способе общения, совершая грубые ошибки в элементарных словах, человек самовыражается, подсознательно бросая вызов общепринятым нормам общения.
Таким образом, главными языковыми проблемами интернета являются употребление сленга, нарушение орфографии и пунктуации, использование словарных сокращений, что неизбежно ведет к определенной лексической и грамматической деградации. К сожалению, большинство подростков и старших школьников, нарушая нормы русского языка при общении в сетях, привыкают к неправильной речи и начинают использовать Интернет-язык не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни.
Более того, для исследования влияния интернета на русский язык, мы изучили мнения ученых-лингвистов, размещённые на сайте в сети Интернет [3,4,5]. Такие лингвисты как М. Кронгауз, В. М. Лейчик, О. В. Лутовинова считают, что повод для беспокойства есть. Они наблюдают стирание границ между устной и письменной речью [3, стр.177]. Устная и письменная форма русского языка всегда были различны. Письменная речь рассчитана на неторопливое чтение, позволяющее отследить все грамматические связи в тексте, особенно это касается научного и официально-делового стилей речи. Интернет развивает привычку к быстрому «диагональному» чтению, в результате которого улавливается общий смысл. Отсюда возросшее число ошибок среди пользователей в согласовании синтаксических оборотов в печатных текстах. Утрачиваются конструкции предложений с прямой и косвенной речью, пользователи бездумно используют цитирование реплик собеседника. В будущем это может привести к упрощению синтаксической системы, вытеснению сложных конструкций в предложениях.
Ученые делают выводы о том, что грамотных людей всё-таки будет становиться меньше. Большинство будет иметь смутное представление о правилах русского языка, даже не зная, как их применять.
Мы же считаем, что молодому поколению необходимо прививать культуру речи и значимости знания истории русского языка, для того чтобы наша речь была не односложной и примитивной, а наполненной разнообразными словами, которыми богат русский язык.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА
НА РУССКИЙ ЯЗЫК
Русский язык и Интернет
Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. В чатах, на форумах, в сообщениях электронной почты и социальных сетях тексты выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, с многочисленными сокращениями и опечатками. Нам не безразлична судьба русского языка, который неразрывно связан с нашей культурой.
Для получения более объективного представления о влиянии Интернета на русский язык, мы провели анкетирование среди учащихся 9-х классов МАОУ «СОШ №85» в социальной сети Вконтакте.
В опросе приняло участие четыре 9-х класса, они ответили на следующие вопросы:
«Как вы считаете, какое влияние оказывает Интернет на язык?»
54% ответили, что оказывает нейтральное влияние, 30% негативное, 16% положительное, (приложение 1);
«Используете ли вы Интернет-сленг?»
61% ответили, что используют в Интернете и в жизни, 28% только в Интернете, 11% не используют, (приложение 2);
«Соблюдаете ли вы грамотность в Интернете?»
51% ответили, что соблюдают, 38% иногда, 11% не соблюдают, (приложение 3);
«Считаете ли вы нужным соблюдать грамотность в сети?»
83% ответили, что считают нужным соблюдать, 17% не считают нужным, (приложение 4);
«Сокращаете ли вы слова в переписке?»
54% ответили, что не сокращают, 46% сокращают, (приложение 5);
«Совершаете ли вы ошибки специально?»
35% ответили, что совершают, 41% иногда, 24% не совершают, (приложение 6).
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных считают влияние Интернета на язык нейтральным. Также большинство пользуются сленгом, но считают важным соблюдать грамотность в сети. Лишь меньшая часть респондентов пишет в Интернете безграмотно и совершает ошибки специально.
Но даже небольшой процент безграмотных пользователей заставляет задуматься, что заставляет их делать такие ошибки. В первую очередь, это незнание правил русского языка. Видимо, в школе русский язык является для них сложным предметом. Также ошибки совершаются и под влиянием сленга, который искажает написание слов. Ещё некоторые пользователи считают забавным специально неправильно написанные слова, например, «аффтар жжот».
Пользователи специально совершают ошибки в сети. Ведь легче сократить или переделать слово, чем вспоминать правила русского языка. Совершая замены слов в сети, пользователи и не заметят, как их грамотность существенно понизится. Безграмотного человека никто не назовёт культурным и интеллигентным.
Повышение культуры речи обучающихся
Чтобы обратить внимание на проблему уровня развития речи школьников, провели в нашей школе внеклассное мероприятие «За культуру речи!» (приложение 7).
Цель данного мероприятия - приобщить учащихся к культуре устной и письменной речи, профилактика чрезмерного употребления в речи сленга.
Для этого собрали параллель 9-х классов и перед уроком раздали по одному листку с современным сленгом (7-10 слов). Задание было следующим: написать синонимы этих слов и составить предложения с ними.
Если школьник подобное задание выполняет без труда, значит, он может свободно использовать как литературную речь, так и интернет-сленг. Однако если обучающийся затрудняется ответить, то теперь он хотя бы сможет обратить внимание на уровень своего словарного запаса и начать развивать его, используя для этого книги и художественную литературу.
Большая часть выполнила это задание без труда (69%), но были и такие, кто затруднялся привести пример, так как не могли привести синонимы, не могли объяснить слова, как выяснилось, что обладают небольшим запасом слов, мало читают и успеваемость у таких детей не особо высока.
На это упражнение было потрачено не больше пятнадцати минут. Зато оно поможет девятиклассникам заметить некоторые пробелы в собственной грамотности и наметить пути повышения речевой культуры, чтобы улучшить - было порекомендовано чтение художественной литературы, расширить свой кругозор и стараться следить за своей речью, как в устной, так и в письменной речи.
Я думаю, что через небольшой промежуток времени провести повторное исследование и сравнить результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нужно, чтобы каждый осознал, как интернет влияет на язык, на культуру, и старался избегать негативного воздействия, поскольку пока отмечается в основном отрицательное влияние интернет-сленга на разговорную речь и грамотность подрастающего поколения и взрослых людей.
Если же идти по пути наименьшего сопротивления, не запоминать правил русского языка, читать написанное простым, легко понятным языком, с ошибками и сокращениями, мы рискуем потерять самобытность и культуру своего народа.
Если мы хотим сохранить культуру нашего языка, то должны следить чтобы жаргонные и гибридные слова не перекочевали из юмористической переписки в разговорную или деловую речь. Не забывать читать классическую литературу, это поможет обогатить словарный запас, оценить силу и могущество родного языка. Разделять язык и речь не только в Интернете, но и в межличностном общении.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы пришли к следующему:
Цель достигнута, поставленные задачи решены: изучена литература, получены новые теоретические знания, подготовлена полезнаяинформациядлядевятиклассников.
Выдвинутая гипотеза, что сленг, используемый при общении в сети Интернет оказывает негативное влияние на русский язык, а также ведет к снижению грамотности – подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. М.: Academia, 2000.
Гальперин И. Р. О термине "сленг" // Вопросы языкознания. No 6.1956. С.107-114.
Дубина Л. В. Тенденции развития русского языка в условиях Интернет-коммуникации [Электронный ресурс]//КиберЛенинка.-2012.-URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-russkogo-yazyka-v-usloviyah-internet-kommunikatsii
Русский язык меняется, потому что меняется мир [Электронный ресурс] //Ставропольская правда.-2012.-URL: http://www.stapravda.ru/20120725/russkiy_yazyk_menyaetsya_potomu_chto_menyaetsya_mir_62386.html
ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА, РЕЧИ И ИНФОРМАЦИИ [Электронный ресурс]//эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. -2012. - URL:http://jarki.ru/wpress/2012/10/21/3124 /
ПРИЛОЖЕНИЕ
(приложение 1)
(приложение 2)
(приложение 3)
(приложение 4)
(приложение 5)
(приложение 6)
Повышение культуры речи
Задание: написать синонимы и составить предложения с ними.
Краш_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вайб__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Свэг_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сигма_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Криповый_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кринж________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рофл__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(приложение 7)