«АНТИСКАЗКА» А. И. ПРИСТАВКИНА «НОЧЕВАЛА ТУЧКА ЗОЛОТАЯ»

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«АНТИСКАЗКА» А. И. ПРИСТАВКИНА «НОЧЕВАЛА ТУЧКА ЗОЛОТАЯ»

Шкунова А.Д. 1
1МАОУ СОШ №4 г. Ишима
Дощинская И.А. 1
1МАОУ СОШ №4 г. Ишима
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

1944 год. Великая Отечественная война заканчивается. Страна на пороге мирного будущего, хотя события, описанные в повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая», не воспроизводят военных действий, но у читателя возникает ощущение тревоги постоянно, глубокого трагизма и безысходности. В повести мы узнаём о таких событиях, от которых становится не по себе и трудно поверить, что всё это было. В тексте раскрываются явления, о которых принято было умалчивать. Одни в повести становятся палачами, другие - их жертвами. Не все выдержали испытания на порядочность. Взрослые люди в этой повести практически все оказываются бессильными перед лицом трудностей. Слово Сталина – это закон, не подлежащий ни обсуждению, ни тем более протесту. А дети? Они интуитивно не могли принять наушничество, насилие, смерть. Анатолий Приставкин, объясняя название своей повести, говорит о детдомовцах военных лет, об их незащищенной жизни: «Тучки мы... Влажный след... Были и нет». Звучит давняя незатухающая боль: «Можем и навсегда кануть в неизвестность, и тоже никто не спросит. Нет, значит, не было. Значит, не надо» [1].

Объект исследования: повесть А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Предмет исследования: текст с позиций антисказки, собственныеиллюстрации к повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Цель: рассмотреть события, описанные в тексте А. И. Приставкина с позиций антисказки.

Задачи:1.познакомиться с понятием «антисказка»; определить идейный смысл повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» и выбрать эпизоды, которые будут проиллюстрированы с позиции антисказки;2.изучить историю развития иллюстрации, ее виды, стили и техники; выяснить значимость работы над иллюстрациями; 3.создать альбом иллюстраций к произведению А.И. Приставкина, выразив восприятие содержания повести – антисказки посредством рисунка.

Гипотеза: новый жанр литературы интересен современному читателю, поскольку помогает осмыслить происходящие события на современном материале и найти ответы на сложные жизненные вопросы через иллюстрации к тексту.

Актуальность исследования: заключается в том, что в современном мире старые сказки технически и морально устаревают: не всегда подходит к применению сказочная мораль, которую принято считать главной ценностью волшебных историй. Именно «пассивность» многих сказочных героинь заставляет современных творцов придумывать динамичные сюжеты, в которых персонажи добиваются исполнения своих желаний благодаря личным качествам, а не волшебству.   

Практическая значимость исследования: часто приходится слышать от друзей и знакомых, что они столкнулись с жизненными проблемами и не знают, как поступить, страдают и жалуются по этому поводу. В решении жизненных ситуаций помогает антисказка, используя материал в качестве дополнительного источника при подготовке учащихся к урокам литературы, к олимпиадным и творческим работам. Кроме того, он может пригодиться в качестве примеров для подготовки лекций преподавателям и учителям.

Методы исследования:1. изучение научной литературы;2. сравнительный анализ;3.  обобщение и синтез;4. анкетирование по теме исследования. Проблемные аспекты исследования:возникло желание систематизировать наличие разнообразных техник иллюстрирования повести, предложить свои иллюстрации на эпизоды, которые посчитали по жанру антисказка.

Новизна. Иллюстрирование эпизодов повести как жанр антисказка.

Этапы исследования: 1. постановка цели и задач- сентябрь 2024г.; обзор литературы-октябрь 2024г.; проведение исследования- ноябрь 2024 г.; статистическая обработка результатов- декабрь 2024 г, март 2025г.; написание работы- январь – март 2025 г.

Основная часть

Глава 1. Теоретические основы антисказки- нового жанра современной литературы с нетрадиционным сюжетом.

Филолог А.И. Никифоров пишет: «Сказки - устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержание необычного в бытовом смысле события (фантастические, чудесные, житейские) и отличающиеся специальным композиционно-сюжетным построением» [2]. Данное определение высоко оценил Пропп В. Я., посчитав, что оно «есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле» [3]. Ведь всякое произведение искусства способно изменять совокупность имеющихся возможностей, так как литературный текст – это не только результат заранее данной схемы, но и результат трансформации данной схемы. От понимания зависит, приведут ли изменения, внесённые в схему, к выделению поджанра или созданию нового жанра. Поэтому следует упомянуть особую жанровую модификацию — это «антисказка». Термин был введён в науку Андре Жолле на немецком языке как Antimarchen в работе «Einfache Formen» («Простые формы») в 1929 году и был использован для обозначения сказок, которые заканчивались счастливо [4]. А в антисказке изменена модель мира. Одним из карнавализованных жанров «серьезно-смеховой» литературы является жанр антисказки, который рассматривает филолог Сипкина Н.Я. в научной статье в журнале «Новый филологический вестник» от 2022 года (Приложение. Таблица 1). По мнению ученых, художественная структура антисказки определяется особенностями архетипической сказочной моделью, которая наполняется новым, диаметрально противоположным по смыслу содержанием, противоречащим образу идеального мира жанра прототипа. Л.П. Прохорова к жанру антисказки отнесла: 1) тексты, принадлежащие к жанру литературной сказки, но, в отличие от ожидаемого по жанровым канонам счастливого конца, имеющие трагический или печальный конец; 2) современные литературные переработки известных сказок (зачастую пародийного характера), тематика которых связана с актуальными проблемами современного общества, эксплуатирующие традиционные схемы и сюжетные ходы; 3) тексты других жанровых форм (стихи, афоризмы, анекдоты, басни и т.д.), содержащие атрибуты сказочной модели, используемые для создания контраста между совершенным миром сказки и несовершенным миром реальности, для создания образа антимира [5]. В данном исследовании рассматривается 3-ой тип сказок по данной классификации. Существует несколько вариантов антисказок: с уклоном «в серьёзность» и «в эпичность» — сочетание с современным фэнтези( герои и волшебные предметы из сказки получают обоснования с точки зрения законов магии); с уклоном «в страшность»  (сочетание с элементами ужасов, тёмного фэнтези);   с уклоном «в сатиру и жизненность» (добавление в сказочный сюжет элементов «ряжености») ; с уклоном «в реализм»[5]. В нашем исследовании рассматривается антисказка с уклоном «в реализм».

Глава 2. Признаки антисказки в повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая».

А. Н. Афанасьев пишет: «Существуя в устной форме, сказка выработала повествовательнуюструктуру,чтобысохраниться как жанр. Это является свойством фольклора, отличает его от литературы, где новое художественное качество часто возникает в процессе преодоления «памяти жанра». [6]. В сказке действует закон «сказано – сделано», о котором пишет Д.Н. Mедриш. По справедливому замечанию Н.И. Кравцова, в тот момент, когда “героям не нужно больше действовать”. Сказка принципиально избегает всего, что недействие» [7].

Повесть А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» – одна из самых загадочныхвтворчестве писателя. При чтении сразу обращаешь внимание на немотивированностьдействийгероев. Некоторые исследователи отмечают ее «сказочный» характер. Основная идея книги заключается в том, что каждый ребенок способен стать настоящим героем, если только у него есть верные друзья и неиссякаемая храбрость. Приставкин сражается со злом, помогает слабым и всегда идет только вперед, вопреки всем испытаниям и преградам. Это история о том, что даже самая обычная жизнь может быть полна приключений и чудес. Некоторые признаки антисказки в повести А. И. Приставкина: 1. Трагический или печальный конец в отличие от ожидаемого по жанровым канонам счастливого конца. 2.Сюжет, приближённый к современной жизни. Он помогает понять тему, идею, поведение и поступки героев. 3.Внешний вид персонажей, соответствующий современной жизни.4. Использование средств выразительности: эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, повторов и других тропов. 5.Идея: в антисказке стёрты границы добра и зла, они учат решению актуальных проблем современного общества.

Глава 3. Практическая часть работы. Метаморфозы «чужого мира».

На протяжении всей повести происходят какие-го странные перевертыши, то есть практически все события меняют свой знак на противоположный. Всё, что в самом начале заканчивается неудачей или трагедией. Это сказка? Нет, это антисказка, сказка с печальным концом и с неудавшейся феей. Но тем нам становится страшнее от того, что это реальность. Ничто не будет забыто: ни смерть Сашки, ни гибель всей колонии в станице «Берёзовская». Постараемся доказать, что повесть А. И. Приставкина именно антисказка.

Попробуем рассмотреть с позиции антисказки братьев Кузьмёнышей- героев повести. Они сами о себе думают, как о некоем двуглавом существе: «… в четыре руки тащить легче, в четыре ноги удирать быстрей. А уж четыре глаза куда вострее видят, когда надо хватать, где что плохо лежит!» Или «Четыре руки, четыре ноги, две головы» [8]. Затем эти их бесконечные перевоплощения, чтобы всех запутать. Один человек оборачивается другим. Разве это обычно? Необыкновенный подкоп, который сделали Кузьмёныши. Они сами понимали, что их мечта «из области отвлечённой фантастики». А братья были реалисты. Они сами сделали этот фантастический подкоп и чуть не увидели «фантастическую картину» внутренностей хлеборезки. Чем она была для них? Автор отвечает на вопрос: «А назначили туда, как господь Бог назначил бы, скажем, в рай!» [8]. То есть дети стремились туда, как в сказку. Можно заметить, что в повести все события даны с точки зрения ребёнка, его глазами. Ему всё видится игрой, той же сказкой…Эпизод, когда Кузьмёныши становятся спасителями своей богини, своей Регины Петровны. «Вы теперь мои рыцари! Заступники! Защитники мои!» Сказочные, сильные рыцари…Кузьмёныши едут на райский, далёкий, загадочный Кавказ. На их пути возникает первый из тех ужасающих перевертышей, которым наделит их этот край. Это словно недобрый знак, которым Кавказ предупреждает чужих об опасности. Волшебное поле, которое может накормить всех, всех голодных. Все хотят детям лишь добра. «Россия не убудет, если детишки раз в жизни наедятся...» [8]. Но чем это оборачивается? Болезнью, смертью…Что знают дети о том, месте, куда их привозят? Станица Берёзовская. Ведь это селение называется Дей Чурт. Чурт - могила. Опять угроза, предупреждение о смерти. Разве думают дети могилах и смерти в предвкушении счастья? Опять это сказка, наоборот. Ждёшь счастья - и всё не так, всё какая-то чертовщина. В самом начале одной из сложных ассоциативных цепочек в повести стоит следующая: на Кавказе кукуруза - символ сытости, здоровья. В семье простого человека всё держалось на ней. Но и здесь, с этим символом наоборот всё переворачивается. В самом деле, нечистая сила...Помните тот пояс, который должен сил стать счастливым талисманом? Когда Колька получает его в подарок, он решает, что он будет на нем носить: «Может, кукурузу? Вообразил: Колька идёт по томилинскому детдому, а на поясе у него …кочаны кукурузы висят! И папаха на затылке! Знай наших! С гор вернулись! Не оробели!» [8]. И вот Сашка мёртв: «…из живота у него выпирал пучок жёлтой кукурузы с развевающимися по ветрум метёлками». И затем: «Неужто мы с тобой через всю дорогу проволоклись лишь для того, чтобы нам тут кишки вырезали и вместо них совали кукурузу?» [8]. Это не просто совпадение, это четкая логическая цепь. Теперь я вернусь к тому самому поясу, который вместо счастья принес смерть. Дарит его Кольке Регина Петровна. О ней я подробно расскажу ниже. Хочу подчеркнуть, что дарит его именно она. Так получилось, что Колькин пояс надел Сашка. Потом, когда «всё худшее, что могло случиться уже случилось», Колька "походя отметил, что ремешка серебряного на Сашке не было. Пропал ремешок». И вдруг Колька словно прозревает: «А вдруг ремешок старинный чеченский и выдал Сашку с головой? А вдруг он стал причиной казни?» [8]. Итак, ещё одно доказательство того, что в повести действует некий чудовищный закон - закон антисказки. Закон людей, которые, отказывая близкому в милосердии, тем самым обрекают себя либо предстать перед судом совести, либо просто уйти в небытие, перестать быть человеком, личностью. Затем папаха. Регина Петровна: «Только я думаю. Не надо было папаху трогать…Они на неё так смотрели, так странно... Будто я что-то живое резала...» [8]. Живое... Опять фантасмагория. Таинственная личность… Итак, Регина Петровна. «…молода, темноволоса. Глаза у женщины были чёрные, посверкивающие изнутри непонятно какой глубины и обволакивающей тёплой ласки...Ещё была у женщины гордая восточная величавость. Голову она держала высоко, как держат только богини и царицы» [8]. И ещё: «Кольке нравилась вся её колдовская внешность, как у какой- то Шахерезады, которую он видел в книжке восточных сказок. Даже имя у женщины было необычное, волшебное: «Регина Петровна!» [8]. Странное имя. Для ребят – она фея, волшебница. Шахерезада...Вспомнить хотя бы день рождения Кузьмёнышей. Праздничный стол был "волшебным, неправдоподобным», да что там стол…Глаза Регины Петревны были "тёмные, мерцающие, огромные и глубокие, аж дух захватывало!» «Она была ослепительная, в нарядном платье, и волосы были красиво уложены узлом. А на шее она повесила красные бусы и каких-то собранных ягод...Как ведьма… Почему-то и моём представлении колдунья именно такая: с огромной гривой тёмных волос, с бездонными глазами и ожерелье из лесных ягод» [8]. Значит, ведьма…А подарок ведьмы может принести счастье? Вот именно. Гибель Сашки предопределена. Регина Петровна предаёт ребят. Предаёт их веру, их надежду, их любовь…Если это не было предательством, она бы выдержала тот взгляд Кольки. «Колька поднял голову. Впервые посмотрел ей в глаза. Так посмотрел, что она не выдержала, отшатнулась…» И потом: «Она бежала, будто догоняла своё счастье. И кричала, кричала…» [8]. Возможно, всех взрослых в этой повести можно в той или иной степени оправдать. Можно найти оправдание и ей, колдунье этой. Ведь она просто одинокая женщина, у которой на руках двое малышей (причём, родных, заметьте!) Могла искать Кузьмёнышей? Безусловно, нет. Да и не от хорошей жизни сошлась она с «лысым оборотнем»- Демьяном Ивановичем. Просто трудно жить без защиты, без опоры, без дома. Может быть, ей просто некуда было деться в тот момент? Кстати, она, да и Демьян тоже, была согласна взять к себе Кольку и Алхузура. Это тоже немало значит. Да и сам Колька простил ей всё. Может быть, он тоже увидел её жизнь так же, как сейчас увидел её я? Он простил. Ребёнок оказался сильнее взрослого человека. «Колька помахал ей и кивнул, будто что- то понял. Больше он её не видел…» [8]. Все события в повести показаны глазами ребёнка. Смерть ребёнок тоже воспринимает не так, как взрослый. Если он её вообще воспринимает. Колька без Сашки. «Наважденье какое-то!» «Был человек - и нет его!» Задолго до Сашкиной смерти они с Колькой выяснили, можно ли перемещаться в ящике-собачнике, который был прикреплён под вагоном, продолговатый, как гроб. - Гроб железный и с музыкой! И позже: - За бесплатно куда хошь? Да и вагон-то она со своим, уже ставшим своим ящиком. Глядя вслед уходящему поезду, братья «будто мечту проводили» [8]. Ведь гроб – то гробом в прямом смысле становится. А Сашка «задаром путешествует. Он теперь навсегда бесплатный пассажир» [8]. Мечта! Самая невинная мечта напрямую выводит человека к смерти. Но для Кольки Сашка долго ещё живой человек. Сашка для него просто уехал. Он и Регине Петровне так же говорит. Сашку для него заменяет Алхузур. Тот мальчик, который, видимо, спас жизнь и Кольке, и Регине Петровне. Алхузур становится родным братом для Кольки. Это тоже не случайность. Этим автор ещё раз подчёркивает пропасть между миром взрослых и миром детей. Во всяком случае, брат для Кольки возрождается. Это ли не чудо? Потом, когда Кольку чуть не убьёт чеченец, который был перепоясан «блестящим серебряным ремешком» (не обнаруженным Колькой на убитом брате) и в папахе, такой вот, как некогда держала в руках Регина Петровна, потом Колька подумает о том, что они с братом еще, может, и встретятся: «Они узнают друг друга, они будут плыть над серебряными вершинами Кавказских гор золотыми круглыми тучками». «Они проплывут...туда, где горы сходятся я море и люди никогда не слышали о войне, где брат убивает брата» [8]. Будущее для Кольки — это сказка. И хотя автор не высказывает чёткой уверенности в завтрашнем дне его, но надежду-то он оставляет... «... Вдруг появляется волшебник и уводит тебя. Куда - неважно. Важно, что отсюда. И- навсегда» [8]. Фантазия? Сказка? Но ведь должна быть у безродных эта сказка? Как им без веры в сказку жить? (Приложение. Таблица 2)

Слов часто не хватает, особенно при восприятии важных, кульминационных эпизодов. И тут на помощь приходит зрительный образ, который средствами изобразительного искусства помогает выразить комплекс переживаний художника-иллюстратора. Так он интерпретирует литературное произведение. Иллюстратор фактически становится соавтором создателя текста, предлагая собственный взгляд читателю, вызывающий у него эмоциональный отклик. В результате нами был создан продукт – альбом иллюстраций «Живописные эпизоды в повести Анатолия Игнатьевича Приставкина «Ночевала тучка золотая». (Приложение, бумажный и электронный варианты). Для второго альбома мы выбрали те моменты, подтверждающие жанр антисказки. (Приложение, бумажный вариант и электронный варианты).

3.1 Итоги анкетирования

Анкетирование проводилось среди учащихся 10 классов (110 человек), читавших или смотревших экранизацию повести А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» – фильм 1989 г. режиссера Суламбека Мамилова. Опрос проводился анонимно на бумажных носителях. Респондентам анкеты (Приложение. Анкета, диаграммы) «Органичность взаимодействия текста и иллюстрации» было предложено ответить на 5 вопросов. На 4 из них нужно было ответить «да», «нет» или «не совсем». Результаты анкетирования:1. «Соответствуют ли иллюстрации содержанию эпизода? Выражены ли в рисунках основные идеи автора?» – 100 человек ответили «да».2. «Передает ли рисунок переживания героев произведения?» – 104 человека ответили «да»; 6 человек – «не совсем». 3.«Соотносится ли композиция иллюстрации с расстановкой персонажей и фоном действия в произведении?» – 109 человек ответили «да»; 1 человек – «не совсем».4.«Целесообразны ли отклонения от авторского текста, допущенные иллюстратором?» – 100 человек ответили «да»; 10 человек – «не совсем». Одному из респондентов стиль иллюстраций автора проекта напомнил аниме: «…аниме создает ощущение какого-то несоответствия между авторским повествованием и иллюстраторским видением».5. В вопросе: «Какие чувства вызывает содержание иллюстрации?» нужно было описать эмоции, вызванные иллюстрациями. Респонденты чаще назвали следующие: печаль, грусть, чувства смутной неясной (странной) тревоги, страха, паники, жалости, сочувствия, смятения. Замечание: «поскольку это военное время, хочется видеть более сдержанные цвета и формы…» По результатам анкетирования выявлено, что в иллюстрациях удалось отразить эпизоды жанра антисказки, удалось передать переживания героев и соотнести композицию иллюстраций с действиями в произведении. Поэтому можем считать, что респонденты высоко оценили иллюстрации, созданные мной.

Заключение

Важнейшим условием успешной социализации обучающихся в сложных современных социально-политических условиях является привлечение подростков и молодежи к творческому освоению идейного содержания лучших образцов советской литературы через создание собственных творческих продуктов. Повесть А. И. Приставкина вселяет оптимизм благодаря присутствию в ней светлой идеи межнационального братства. Именно дети ставят точку в цепи насилий и преступлений, судят жизнь по высшим меркам человечности. Нам с вами жить на этой земле, нам отвечать за ее настоящее и будущее. К нам обращается автор своей повестью А. И. Приставкин, призывает людей, к человеческим отношениям, к мужеству в борьбе с произволом, равнодушием, жестокостью. Совесть художника требует не забывать уроков прошлого, в большом и малом быть человеком! Прочитав эту повесть, задумываешься не о смысле бытия, но об образе своей жизни точно, о детях войны! Реальное пространство противопоставляется сказочному. Нет места, где героям было бы хорошо – ни в географическом пространстве, ни в культурном. Однако такое наращивание сказочных мотивов противоречит самому принципу двоемирия сказки, так как тридевятому царству с его фантастическими помощниками и противниками всë же противостоит обычный человеческий мир. Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» активно иллюстрировали художники. Рисунки не делают литературное произведение глубже – они превращают их в графический рассказ. Тут на помощь приходит зрительный образ, который средствами изобразительного искусства помогает выразить комплекс переживаний художника-иллюстратора. Так он интерпретирует литературное произведение. В результате исследования нами был создан альбома, который позволит увидеть эпизоды с позиции антисказка.

Выводы: 1. Cовременные сказки на новый лад – антисказки.  Это «ряженые под действительность» сказки помогли раскрыть актуальные проблемы через нетрадиционный сюжет и поступки реальных героев.2. Работа над собственными иллюстрациями оказалась самой сложной, но не менее интересной. Из полюбившейся повести были выбраны для иллюстрирования эпизоды с позиции антисказки, определены техники. 3.В результате проведенного анкетирования удалось узнать мнение читателей повести о моих иллюстрациях.

Список литературы

Книга одного, двух, трёх авторов:

Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители / А.И. Никифоров.-М.; Л.: Гиз, 1930. С. 7-55.

Пропп, В.Я. Русская сказка / В. Я. Пропп- М.: Лабиринт, 2000. 416 с.

Афанасьев А. Н. Народные русские сказки / А. Н. Афанасьев. - M., 3 т. Т. 1. 1984; Т. 2. M., 1985.

Меариш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики / Д.Н. Меариш - Саратов, 1980.

Приставкин А.И. Ночевала тучка золотая: Повести. Свердловск: Сред.-урал. кн.изд-во, 1991. – 432 с.

Прохорова Л.П. Когнитивный механизм эволюции жанра сказки // Вестник

КемГУ. Филология, 2012. № 4. Т. 4. С. 103–105

Электронные ресурсы:

Ребель Г. Повесть Анатолия Приставкина Ночевала тучка золотая. // Интернет-журнал «Филолог». – 2002. – [Электронный ресурс]: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_2_41(дата обращения);

Jolles, A. Einfache Formen: Legende, Sage, Mythe / A. Jolles. –Niemeyer, 1968. – 243 p.

Сипкина Н. Я. «Антисказка как карнавализованный жанр „серьёзно-смеховой“ литературы в творчестве В. С. Высоцкого и Р. И. Рождественского» опубликована в журнале «Новый филологический вестник» №4(63) 2022 года. https://sciup.org/slovorggu/issues

Книжная иллюстрация как жанр графического искусства // Виртуальный музей литературных жанров. – [Электронный ресурс]: https://www.sites.google.com/site/virtualmuzej/kniznaa-illustracia-kak-zanr-graficeskogo-iskustva (дата обращения)

Иллюстрация – рисунок, красочно и эффектно дополняющий содержание книги // Арт журнал. – [Электронный ресурс]: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/illyustraciya-risunok-dopolnyayushhij-soderzhanie-knigi (дата обращения)

Приложение

Таблица 1 Сходства и различия антисказки

Сходства и различия сказки и антисказки

Народная сказка

Антисказка

Различие

Сходство

различие

Авторство

Нет автора

 

Есть автор

Композиция

Есть зачин

Зачин, основная часть, развязка действия

Нет зачина

Концовка

Концовка - мораль

Герои

Чувства и переживания героя нам неизвестны

Общее представление о герое. Сказочные (вымышленные) герои, вредители, злодеи, помощники

Герои наделены типичными чертами характера

Сюжет

Нет времени.

Сюжет - продукт чьей-то фантазии

 

Отпечаток времени (современная жизнь с её социальными проблемами)

Сюжет приближен к современности

Способ существования

Не записывалась, передавалась из уст в уста

Волшебство, превращения.

Эпитеты, метафора, гипербола, повторы, волшебные числа

 

Текст зафиксирован и в устной, и в письменной форме

Таблица 2. «Путешествие в «чужую» страну»

Альбом. Путешествие в «чужую» страну.

Анкета «Органичность взаимодействия текста и иллюстрации»

  1. Соответствуют ли иллюстрации содержанию эпизода? Выражены ли в рисунках основные идеи автора?

  • Да

  • Нет

  • Не совсем

  1. Передает ли рисунок переживания героев произведения?

  • Да

  • Нет

  • Не совсем

  1. Соотносится ли композиция иллюстрации с расстановкой персонажей и фоном действия в произведении?

  • Да

  • Нет

  • Не совсем

  1. Целесообразны ли отклонения от авторского текста, допущенные иллюстратором?

  • Да

  • Нет

  • Не совсем

5. 1. Какие чувства вызывает содержание иллюстрации?

o «голодная» эмоция: смутная неясная тревога – грусть – страх – паника

o мажорные эмоции: смущение – радость – светлая грусть – любовь - счастье - ослепление красотой.

o не совсем иной ответ (назовите свои эмоции)

Просмотров работы: 30