Введение
Все мы с детства очень любим сказки. Сначала нам читают их взрослые, потом мы учимся читать сами. С каждой прочитанной сказкой мы становимся чуточку добрее, милосерднее, мудрее, ведь сказка — это не просто развлекательная история. Каждая сказка имеет свой смысл и значение. Вот мне и захотелось узнать, чему же учат нас сказки и смогу ли я придумать свою сказочную историю.
Гипотеза: Если изучить историю и виды сказок, можно придумать свою сказку.
Цель: Сочинение собственной сказки.
Задачи:
Изучить историю появления сказки
Выяснить, какие виды сказок существуют
На примере русских народных сказок выяснить, чему учит сказка
Провести анкетирование среди одноклассников
Взять интервью у писателя А. С. Холмогорова
Самостоятельно сочинить сказку
Подвести итоги, сделать выводы
Подтвердить или опровергнуть мою гипотезу поможет изучение литературы, анализ результатов анкетирования, взятие интервью и сочинение сказки.
Практическая значимость работы заключается в том, что после ознакомления с данной работой, для многих детей сказки перестанут быть просто развлечением. Дети поймут, что сказки многому могут нас научить. Сочиненная нами сказка может пригодиться в детских садах, школах, детских развивающих центрах, а также родителям для воспитания в детях положительных качеств личности.
Теоретическая часть
История появления сказки
Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса и происходят самые неожиданные события. Так что же такое сказка и как она появилась?
Сказка – это: 1) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях; 2) древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение; 3) повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях. [С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. АСТ, 2013 г., 1360 с.]
Сказка может быть фольклорной и литературной. Фольклорная сказка представляет собой жанр письменного или устного творчества народа. В основе лежит рассказ о вымышленных событиях. Литературная сказка может сочетать в себе как выдуманное, так и реальное. Её сюжет тесно связан с фольклорной сказкой. Этот эпический жанр имеет конкретного автора.
Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости. Когда именно появилась сказка сказать нельзя. Но все это время она жила в народе и рассказывалась устно. Считается, что сочиняли сказки крестьяне, пастухи, ремесленники, земледельцы. Многие истории происходили из реальных событий. Рассказчики наделяли героев своих сказок необыкновенными фантастическими способностями. [5; История возникновения сказки. //https://dzen.ru/id/60d150189e78e62437556b47]
Основоположником литературной сказки в Европе считают французского писателя Ш. Перро, который в 1697 г. издал сборник «Сказки матушки Гусыни».
В России основоположником сказки считают А. С. Пушкина.
2.1 Структура и классификация сказок
Каждая сказка имеет свою структуру. Давайте рассмотрим из каких частей состоит сказка:
Присказка – нужна для того, чтобы подготовить слушателей, заинтересовать их (« Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»)
Зачин ( начало, вступление) – делает начало сказки более интересным и загадочным. В нем названы герои, события, место действия
(« Жили были…», « В некотором царстве..»)
Завязка – начало событий.
Развитие сюжета – поиск потерянного или недостающего.
Кульминация – герой сражается с противоборствующей силой ( или решает трудные задачи) и всегда побеждает.
Развязка – событие, которое должно все окончательно разъяснить.
Концовка (завершение повествования) – нужна для того, чтобы оградить вымышленный мир сказок от реально жизни ( «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец) [4; И. Мещерякова. Сказка. Теория по литературе. Формы произведений. //https://spadilo.ru/skazka.]
Все сказки делятся на несколько видов:
Сказки о животных имеют простой сюжет, обычно состоят из одного эпизода. Главные герои – дикие или домашние животные, которые наделены человеческими качествами. («Лиса и Тетерев», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и волк», «Лиса и Журавль»).
Бытовые сказки описывают необычные происшествия или явления, которые происходят с простыми людьми. В основе сюжета лежит столкновение героя со сложными житейскими обстоятельствами. Например: «Добрый поп», «Барин-кузнец», «Каша из топора», «Про нужду» и т.д.
Волшебные сказки имеют невероятный и занимательный сюжет, в них действуют необычные герои и чудесные существа. Часто герою помогают волшебные предметы, случаются чудесные превращения, четко видно противостояние добра и зла. Примеры: «Морозко», «Марья Моревна», «Сивка-Бурка», и др. [4; И. Мещерякова. Сказка. Теория по литературе. Формы произведений. //https://spadilo.ru/skazka.]
2.3 Чему учат сказки ? ( На примере русских народных сказок)
Русские народные сказки всегда поучительны. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Всем мы помним сказку о животных «Зимовье зверей». Эта сказка учит нас:1) ценить дружбу и помогать друзьям в беде; 2) не лениться; 3) отвечать за свои поступки; 4)быть предусмотрительными и осторожными; 4) прощать ошибки своим друзьям; 5)не бояться врагов и смело давать им отпор.
Главная мысль сказки – действуя дружно и сообща можно справиться с любой бедой.
Не менее известная русская народная сказка «Гуси-лебеди» учит нас: 1)не убегать от взрослых; 2) брать на себя ответственность за свои ошибки и исправлять их; 3)ответственности и любви к своим родным; 4)серьезно относиться к поручениям родителей, заботиться о младших братьях и сестрах; 5)быть смелым и решительным; 6) делать добро и помогать другим.
Главная мысль и мораль произведения – «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
С раннего детства всем нам известна русская народная сказка «Царевна Лягушка». Эта сказка учит нас: 1)терпению и готовности признавать свои ошибки; 2) доброте и состраданию; 3) смелости и рассудительности; 4)бороться за свое счастье и не бояться трудностей; 4) оценивать людей по их поступкам; 5) не требовать от человека того, чего он не сможет выполнить.
Главная мысль этой сказки – не стоит судить человека по его внешности. [1; А. Афанасьев. Народные русские сказки. Издательство «Эксмо», 2018 г., 672 с.]
Каждая сказка – это особая история со своими главными героями, с неповторимым сюжетом и невероятными приключениями. Но есть то, что всех их объединяет – в любой сказке добро всегда побеждает зло.
3.Практическая часть
Анкетирование одноклассников
Мной было проведено анкетирование одноклассников. В опросе участвовало 29 человек. В анкете были представлены следующие вопросы и получены ответы:
Любите ли вы читать сказки?
Ответы: Да – 79%; Нет - 21%
Какие сказки вам больше всего нравятся?
Ответы: о животных – 62%; волшебные - 28%; бытовые -10%)
Как вы думаете, чему учат сказки?
Ответы: 1) уму (мудрости) -41%; 2) добру – 17%; 3) развивает фантазию – 17%; 4) помогают в учебе – 14%; 5) развивают технику чтения
пробовали ли вы сами сочинить сказку?
Ответы: Да – 62%; Нет – 38%
В результате анкетирования выяснилось, что большинство опрошенных любят читать сказки. Большая часть из них предпочитает сказки о животных. На вопрос « Чему учат сказки» были получены следующие ответы: уму( мудрости), добру, развивают фантазию, помогают в учебе, развивают технику чтения. Большинство опрошенных пробовали самостоятельно написать сказку.
3.2 Интервью с писателем А. С. Холмогоровым.
В процессе работы над данным проектом, я познакомилась с детским писателем А. С. Холмогоровым, автором известной детской книги «Приключения мышонка Бина».
В ходе интервью мной были заданы следующие вопросы и получены ответы:
Когда Вы решили стать писателем и почему?
Ответ: Писателем я стал неожиданно, чтобы донести свою мысль о добре, дружбе и взаимовыручке.
Чем отличается написание сказок от рассказов?
Ответ: Сказка – это волшебство, а рассказ основан на реальных событиях.
Какую мысль Вы хотите донести детям?
Ответ: В своих произведениях я хочу донести детям что такое добро, как помочь человеку в каком-либо препятствии, что такое взаимовыручка, а также привить детям любовь к чтению.
Сложно ли написать сказку?
Ответ: Самое сложное в написании сказки – это написать первое предложение.
Как Вы считаете, может ли ребенок написать сказку?
Ответ: Конечно может, если ребенок может писать.
Таким образом, я узнала, что по мнению писателя А. С. Холмогорова, написать сказку может даже ребенок. Самое сложное – это начать сочинять сказку.
Сочинение собственной сказки
Проведя опрос среди одноклассников и взяв интервью у писателя А. С. Холмогорова, я наконец-то приступила к сочинению сказки. Сочинение сказки проходит в несколько этапов.
1. Актуальность сказки. Любая сказка должна нести в себе какое-то послание, важный урок для читателей. Я стала думать, какую же важную мысль я хочу донести в своей сказке? И мне пришла идея написать сказку о дружбе, доброте и взаимопомощи.
2. Определение вида сказки. Я узнала, что существует три основных вида сказок: 1) о животных; 2) бытовые; 3) волшебные. Мне всегда нравились сказки о животных. Вот я и решила, что главными героями в моей сказке будут животные.
Выбор главных героев сказки. Долго думала над тем, кто же будет главным героем моей сказки. Если моя сказка о дружбе и взаимопомощи, то в ней должно быть не меньше двух главных героев. Я пересмотрела и перечитала разные сказки о животных, которые мне были давно знакомы. И самыми подходящими героями для моей сказки мне показались медвежонок Черныш и лисенок Рыжик.
Место событий. Так как главными героями являются медвежонок и лисенок, то лучшим местом событий, на мой взгляд, является лес. Лес для них – естественная среда обитания.
Мотивация главных героев. Далее мне нужно было определиться с мотивами (целями) главных героев. Моя сказка о крепкой дружбе между лисенком и медвежонком.И тут мне пришла идея цветка Дружбы, который оказался в серьезной опасности. Ради спасения цветка главным героям предстоит отправиться в далекий и небезопасный путь к Волшебному роднику.
Столкновение с препятствиями или злодеями. Дальше я стала думать, с какими же препятствиями столкнутся главные герои моей сказки. Первым друзья встретили маленького мышонка, который потерялся в лесу. Потом они встретили маленького зайчика, убегающего от волка. А также друзьям пришлось преодолевать широкую реку, чтобы добраться до Волшебного родника.
Преодоление препятствий. Чтобы спасти цветочек Дружбы, лисенку и медвежонку приходится уйти из дома, который они никогда раньше не покидали. Во время своего путешествия они помогают маленькому мышонку вернуться домой к своей маме. Друзья не могли оставить в беде малыша и с радостью решили ему помочь. Потом лисенок и медвежонок помогли спастись зайчонку от грозного волка. Далее на пути главных героев встала широкая река. Но и это препятствие пройдено благодаря дружбе.
Финал сказки. В сказке добро всегда побеждает зло, главные герои преодолевают все препятствия и достигают своей цели. И в моей сказке тоже счастливый конец. Медвежонок и лисенок спасают свой цветочек Дружбы, поливая его водой из Волшебного родника.
Таким образом, рассмотрев все этапы сочинения сказки, мне удалось сочинить интересную и поучительную историю о дружбе, взаимопомощи и доброте. (Приложение 3)
4.Заключение
С помощью данного исследования мне удалось подтвердить мою гипотезу:
Если изучить историю и виды сказок, можно придумать свою сказку.
Выводы:
В результате исследования выяснилось, что сказку может сочинить даже ребенок, если он имеет представление о том, что такое сказка, изучил историю ее происхождения, структуру и классификацию.
В ходе своей работы, я узнала много нового о сказках, познакомилась с писателем А. С. Холмогоровым, взяла у него интервью, провела анкетирование среди одноклассников.
Особенно мне понравилось сочинять сказку. Это очень увлекательно и интересно. Я обязательно продолжу сочинять новые сказки.
Практическая значимость:
Полученные знания можно использовать: 1) на уроках литературного чтения; 2) во внеклассной деятельности; 3) при общении с друзьями.
Изучая данную тему, я окончательно убедилась в том, что сказки нас не просто развлекают, они многому нас учат. Читая сказки, мы становимся мудрее, мы развиваемся и стараемся изменить этот мир к лучшему. Очень надеюсь, что и моя сказка послужит уроком настоящей и крепкой дружбы.
5.Список литературы
А. Афанасьев. Народные русские сказки. Издательство «Эксмо», 2018 г., 672 с.
С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. АСТ, 2013 г., 1360 с.
Д. Н. Ушаков. Большой толковый словарь русского языка. Дом Славянской книги, 2017 г., 960 с.
И. Мещерякова. Сказка. Теория по литературе. Формы произведений. //https://spadilo.ru/skazka.
История возникновения сказки. //https://dzen.ru/id/60d150189e78e62437556b47
П. Сайк, Д. Пирожков, М. Краснова. Инструкция по написанию сказки. //hhttps://skazkaplus.ru
Приложения
6.1 Приложение «Анкета для одноклассников»
Любишь ли ты читать сказки?
Какие сказки тебе больше всего нравятся?
- о животных
- бытовые
- волшебные
3. Как ты думаешь, чему учат сказки?
4. Пробовал ли ты сочинить свою сказку?
6.3 Приложение 3
Сказка «Приключения Медвежонка и Лисенка»
В далеком-далеком лесу, в самой глубокой чаще жили два неразлучных друга – Медвежонок Черныш и Лисенок Рыжик. Целыми днями они играли, веселились на своей любимой лужайке. И не было во всем лесу крепче дружбы, чем у Черныша и Рыжика. Однажды друзья посадили цветок. И назвали его цветок Дружбы. Каждый день они ухаживали за ним: поливали, убирали сорняки, удобряли землю. Цветок рос и становился все красивее и красивее. Но однажды прошла сильная гроза и повредила цветок. Он совсем поник и перестал расти. Рыжик и Черныш очень расстроились. Что только они не делали, чтобы спасти цветок, но ничего ему не помогало. Тогда Рыжик вспомнил историю о Волшебном роднике, которую рассказывала ему бабушка. Его вода обладает целительной силой и лечит любые болезни. Родник находился очень далеко от дома, в соседнем лесу. Черныш и Рыжик никогда не уходили от дома так далеко. А тем временем их цветку дружбы становилось все хуже…
И тогда Черныш и Рыжик все-таки решили двинуться в путь. Они встали рано утром, когда было совсем еще темно, собрали в свои рюкзачки все самое необходимое, и тайком вышли из дома.
Было уже совсем светло, когда они увидели на тропинке маленькую мышку. Она горько плакала и звала маму.
- Что случилось с тобой, маленькая Мышка? – спросил Черныш.
- Я потерялась и не знаю теперь, где мой домик – всхлипнула Мышка.
- Мы тебе обязательно поможем – сказал Рыжик.
Мышка немного успокоилась и даже попыталась улыбнуться друзьям. И они все вместе отправились искать домик Мышонка. Долго они искали, бродили по лесу, и вот увидели маленькую норку. А возле норки бегала Мышь и громко кого-то звала.
- Ой, это же мама! – воскликнул Мышонок и быстро подбежал к ней. Мышь обняла Мышонка и заплакала.
- Спасибо Вам, друзья, что вернули моего шалунишку! – поблагодарила Мышь Рыжика и Черныша. – Что вы делаете одни в этом лесу?
- Мы ищем Волшебный родник – ответил Рыжик.
- Нам очень нужно принести немного целебной воды для нашего цветка Дружбы, а иначе он скоро совсем завянет. – добавил Черныш.
- Я вам помогу, друзья! – сказала Мышь. – Вот вам Волшебное зернышко, оно покажет куда нужно идти.
- Спасибо Вам, добрая Мышь!
- Прощай, маленький, Мышонок!
И отправились Черныш и Рыжик дальше. Волшебное зернышко показывает им путь, а друзья за ним. Незаметно настала ночь. Стало совсем темно. Черныш и Рыжик расставили палатку и легли спать. Только они стали засыпать, как в палатку к ним кто-то забрался и спрятался под одеяло. Одеяло дрожало как осиновый листик. Друзья переглянулись. Им было страшно, но все же они решились посмотреть, кто же сидит под одеялом. Это был маленький испуганный Зайчик.
- Пустите меня пожалуйста переночевать, мне очень-очень страшно! За мной гонится Волк! Он меня чуть не поймал! – дрожащим голосом сказал Зайка.
- Конечно оставайся! – ответил Черныш.
- Мы тебя в обиду не дадим! – поддержал Рыжик.
Всю ночь возле палатки слышался вой. Когтями Волк пытался разорвать палатку, но она была очень прочная и он так и не смог попасть внутрь.
Наступило утро. Волка и след простыл.
- Спасибо вам, друзья, если бы не вы, поймал бы меня Волк – поблагодарил Черныша и Рыжика Зайка. – Что вы делаете одни в этом лесу? Разве вам не страшно?
- Мы ищем Волшебный родник – ответил Черныш.
- Нам очень нужна Волшебная вода для нашего цветка Дружбы – продолжил Рыжик. – Если мы не принесем водички, наш Цветочек завянет.
- Я покажу вам, где находится этот Родник – радостно сказал Зайка – Пойдемте за мной, друзья!
Зайка побежал вперед, а Черныш и Рыжик – за ним. Долго бежали они по пням и кочкам, через густые заросли и колючие ветки елок. Все им было ни по чем. Друзья понимали, что времени у них совсем мало и нужно скорее спасать их Цветочек.
И вот добежали Черныш, Рыжик и Зайка до широкой-широкой реки.
- Вон на том берегу находится Волшебный родник – сказал Зайка.
- Ура! Он совсем рядом! – воскликнул Рыжик.
Да, Волшебный родник был совсем рядом. Но ни Рыжик, ни Черныш, ни Зайка не умели плавать.
- Что же нам теперь делать? – с досадой сказал Черныш.
- Как нам перебраться на другую сторону? – воскликнул Рыжик.
- У меня есть идея! – неожиданно воскликнул зайка.
Ничего не сказав, он быстро убежал в лес. А Черныш и Рыжик остались у речки и стали думать, как ее переплыть.
А тем временем вернулся и Зайка, да не один. Он позвал на помощь всех своих друзей: зайчиков, ежиков, белочек, бобров, птичек. Пришел и тот Мышонок со своей мамой, чтобы помочь Чернышу и Рыжику. Вместе они быстро смастерили большой и надежный плот. Все помогали чем могли: кто бревнышки несет, кто веточки. А руководили всей работой, конечно, бобры. Они – лучшие специалисты в постройке плотов.
И вот наконец, плот был готов.
- Спасибо вам, друзья! – воскликнул Черныш.
- Спасибо! Мы никогда вас не забудем! – громко воскликнул Рыжик.
- Удачи Вам, Черныш и Рыжик! Пусть у вас все получится! – ответил Зайка.
-До свидания! До свидания! Доброго пути! – кричали им вслед лесные жители.
Рыжик и Черныш сели на плот и поплыли на тот берег.
- Ура! Мы совсем близко! – воскликнул Рыжик.
Друзья сошли с плота и направились к Волшебному роднику. Родник был и в самом деле Волшебный! Вода в роднике была необычной и переливалась всеми цветами радуги.
Черныш и Рыжик подошли к роднику. Они рассказали ему свою историю и для чего им нужна его волшебная вода.
- Друзья мои, скорее берите воду и бегите спасать свой цветочек Дружбы! Удачи вам! Будьте осторожны! – сказал Родник.
- Благодарим тебя, Волшебный родник! – ответили Черныш и Рыжик.
- Помните, друзья, каждый из вас должен полить цветочек Дружбы, иначе Волшебная вода потеряет силу и не сможет помочь вашему цветочку- предупредил Родник.
Лисенок и медвежонок набрали немного воды и еще раз поблагодарив Волшебный родник двинулись обратно.
Было уже совсем темно, когда они подошли к дому. Черныш и Рыжик бросились к своему цветочку. Он стоял совсем поникший. Черныш достал свою бутылочку с волшебной водой и полил цветочек. Потом подошел Рыжик и полил цветочек из своей бутылочки. Цветочек Дружбы на глазах начал подниматься. От него исходил невероятно яркий ослепительный свет. Чернышу и Рыжику даже показалось, что он им улыбнулся. Они были так счастливы, что спасли свой цветочек Дружбы.