Введение
Изучая русский язык, русскую литературу мы с вами ежедневно соприкасаемся с огромным миром слов. Изучать язык, не изучая слов, нельзя. От того, насколько крепко ученик запомнит затруднительные, но жизненно необходимые ему слова, зависит его грамотность, его способность усваивать программу по русскому языку в старших классах. В русском языке есть слова, не подчиняющиеся правилам, их нельзя проверить, а можно только запомнить. Эти слова называются словарными. Таких слов огромное количество.
На занятиях внеурочной деятельности «Секреты словарных слов» мы познакомились с разными интересными и эффективными способами запоминания словарных слов: этимологический анализ слова, «усиление» запоминаемой буквы в слове, приёмы мнемотехники (зрительные и звуковые ассоциации), занимательный материал. Мы знаем, что в русском языке есть слова - «друзья» (синонимы), слова - «враги» (антонимы), а мы решили найти слова - «товарищи», используя приём звуковых ассоциаций. Возникла идея создать игру «Найди товарища», которая позволит быстро и легко запомнить словарные слова.
Тема нашей работы: «Использование звуковых ассоциаций для запоминания словарных слов в игре «Найди товарища».
Гипотеза: мы предположили, что если учащиеся будут играть в игру «Найди товарища», то ребята смогут весело и легко запомнить словарные слова.
Актуальность темы состоит в том, что от знания словарных слов зависит грамотность ученика, а время и силы, затраченные учащимися на заучивание словарных слов, в результате часто оказываются неэффективными по ряду причин. Ели мы поймем эти причины и найдем способы облегчить запоминание словарных слов, мы сможем сделать учебный процесс более эффективным и интересным.
Цель нашей работы – научиться правильно писать словарные слова, используя игру «Найди товарища».
Для достижения этой цели, мы поставили следующие задачи:
Изучить литературу по использованию простых и эффективных способов запоминания словарных слов.
Познакомить учащихся с новыми способами запоминания словаря.
Проанализировать результаты на начало и конец исследования.
Разработать правила игры.
Методы - ассоциативное запоминание словарных слов, поиск и отбор информации в литературе и ресурсах Интернет.
Этапы работы:1. Выбор темы и распределение ролей.
2. Исследование словарных слов и их лексического значения.
3. Поиск и обработка информации.
4. Изготовление сборника.
5. Защита проекта.
Сроки выполнения: сентябрь - октябрь.
Продукт проекта: игра «Найди товарища».
Практическая значимость: игры со словами, анаграммы, филворды, ребусы, загадки, кроссворды, собранные и придуманные нами, облегчают процесс запоминания и делают его лёгким и интересным.
Нам пришлось поработать с разными источниками: книгами, учебником и электронным приложением к нему, словарями, при помощи старших и родителей искать информацию в библиотеке и ресурсах Интернет. Данный проект нас заинтересовал, мы дружно работали, а главное: играя, мы запомнили правописание многих словарных слов, в которых прежде делали ошибки.
Глава 2.Теоретическая часть
2.1.Что такое словарные слова?
Словарные слова – это целая группа непроверяемых слов, правописание которых, зачастую, не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова можно проверить только по словарю. Написание словарных слов приходится попросту заучивать.
В целом словарные слова – это имена существительные, но встречаются так же, имена прилагательные, глаголы и небольшое количество слов других частей речи. Большую часть словарных слов составляют слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова.
Классификация словарных слов
Все словарные слова, которые изучают в начальной школе можно условно разбить на группы:
слова с непроверяемой гласной - газета;
слова с удвоенной согласной - металл;
слова с непроизносимыми согласными - лестница;
слова, имена собственные - Москва;
слова с раздельным написанием – иметь ввиду;
слова со слитным написанием - надолго;
и некоторые другие случаи.
2.2.Причины плохого запоминания словарных слов.
Основной причиной плохого запоминания слов с непроверяемыми написаниями является, на наш взгляд, неверное построение работы с такими словами. В учебниках русского языка «словарных слов» очень много, но все они даются или совершенно разрозненно, или просто по алфавиту. Это помогает искать их в словаре, но не запоминать. При таком изучении, написание слов у учеников в памяти не остаётся.
Еще одной причиной трудного запоминания слов, является, возможно, то, что эти слова даются ученикам в готовом виде. Дети не приложили собственных интеллектуальных усилий к их запоминанию.
Причины бывают разные, они индивидуальны. Но, оказывается, существует множество методов и способов запоминания словарных слов. Многие из них очень интересные и веселые. Каждый может выбрать то, что соответствует его ведущему виду памяти.
2.3. Основные законы памяти
Для понимания алгоритма заучивания словарных слов, мы предлагаем для начала ознакомиться с основными законами памяти:
Если вы хотите что-то запомнить, то очень важно сначала понять это «что-то».
Базовое умение человека – фантазировать, воображать. Хотите запомнить – представьте картинку в уме.
Группируйте информацию, запоминайте главное и отсекайте лишнее.
Повторение с соблюдением правильных интервалов после заучивания: через 15-20 мин, 6-8 часов, на следующий день, через неделю и через месяц.
2.4. Методы и способы, помогающие запомнить словарные слова.
Существуют некоторые приемы, способствующие успешному усвоению написания словарных слов:
1. Этимологический анализ слова.
2. «Усиление» запоминаемой буквы в слове.
3. Прием выстраивания сюжета.
4. Мнемотехника (зрительные и звуковые ассоциации).
5. Занимательный материал.
Рассмотрим подробнее каждый прием запоминания словарных слов.
Этимологический анализ слова помогает лучше усвоить значение слова и его правописание. При сознательном интересном усвоении чего-либо степень запоминания значительно повышается. Информацию о происхождении слова можно найти в этимологическом словаре или в интернете.
Например, слово «насекомое» произошло от слова «насечки», которые имеются у насекомых, проверочное слово сечь.
Слово «столица» произошло от слова стол, стольный (главный) град.
«Усиление» запоминаемой буквы в слове. Те слова, которые наиболее трудны для запоминания, распечатать крупным шрифтом и в них ярко выделить запоминаемую букву. Карточки со словами расположить на видном для ученика месте. Чёткое многократное проговаривание слова с усиленным выделением запоминаемой буквы также является эффективным приемом запоминания словарного слова.
Занимательный материал. Использование занимательного материала при обучении всегда вызывает особый интерес, снимает усталость и напряжение. При повторении и закреплении написания словарных слов можно составить кроссворд из словарных слов, придумать ребус. Составление и разгадывание кроссвордов и ребусов помогает учащимся усвоить правильное написание слов.
Выстраивание сюжета. Перед составлением сюжетных картинок нужно сгруппировать словарные слова по написанию гласных букв или сочетаний букв. Например, а – автобус, трамвай, завод, работа, народ, газета, магазин; о – город, Москва, столица, Россия; е – февраль, север, ветер, везде, береза, иней.
По содержанию картинки ученики составляют предложения, объединяют их в небольшие рассказы. Например, на сюжетной картинке изображены предметы, написание которых начинаются с кар -: картина, карман, карета, карандаш, картон, караван, карнавал. Используя творческое мышление можно составить рассказ: Ворона Каркуша достала из кармана карандаш и на картоне нарисовала картину. Караван карет направлялся на карнавал.
Написание словарных слов запоминается учениками быстрее и легче, если эти сюжетные картинки они составляют и рисуют сами. Данная работа вызывает у детей интерес, развивает творческое мышление. А что ребенку интересно, то запоминается легче и прочнее.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) – система специальных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций. Придумывая ассоциативный образ, надо помнить о том, что он должен иметь с запоминаемым словарным словом какой-либо общий признак (форма, вкус, звучание, назначение и т.д.).
Например, малина маленькая, лимон кислый, кастрюля как каска, из болота круглые пузыри, у Кости костюм, веет северный ветер.
М етод графических ассоциаций. Для запоминания непроверяемой буквы в словарном слове делается рисунок, обозначающий предмет и в нем обыгрывается «трудная» буква. Эта буква может быть любого размера и шрифта, печатная или письменная. Рисунки или картинки, изображающие предмет, придуманные и нарисованные самим ребенком, хорошо запоминаются и легко воспроизводятся при написании словарных диктантов.
2.5 Метод звуковых ассоциаций.
Звуковые (фонетические) ассоциации — это приём, который помогает запомнить написание словарных слов. Он заключается в том, что запоминаемое слово связывают с другим, в котором «трудная» буква сомнений не вызывает. К изучаемому словарному слову подбирается такое созвучное слово, в котором «трудная» буква звучит четко. Если «трудная» буква безударная, то в созвучном слове она обязательно должна быть ударной. Например, корабль – море, вокзал – около зала, диван – дивный.
Это могут быть стихи, веселые рифмовки, шарады. Чем смешней и неожиданней будет ассоциативная связь между словами, тем эффективнее запоминание.
Конь нашёл коньки и вот – Контролёр пробил билет:
На каток теперь идёт! Щёлк! – и буквы И в нём больше нет!
2.5. Содержание игры «Найди товарища»
Тема:«Словарные слова 2 класс»
Цель игры:научиться составлять пары слов, для того чтобы правильно писать словарные слова.
Суть игры: трудная орфограмма связывает связывается с ассоциативным образом.
В наборе 120 карточек для мини кроссворда (60 карточек со словарными словами и 60 карточек со словами, помогающими запомнить «Опасное место».
В карточке со словарным словом пропущена буква, написание которой надо запомнить. Для того чтобы правильно вставить букву надо найти слово, которое поможет четко, без сомнений написать правильно словарное слово. Мы подбираем к словарному слову «товарища», который поможет запомнить нужную букву. Ведь хорошие товарищи всегда готовы «подставить плечо» в трудную минуту.
Т ребования к ассоциативному образу: ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким – то общим признаком.
Ассоциативная связь может быть: ПО ЦВЕТУ
П О ФОРМЕ ПО МЕСТУ П О ДЕЙСТВИЮ
ПО ПРИЗНАКУ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПО МАТЕРИАЛУ
Звуковые и графические ассоциации основаны на воображении и фантазии. Учащимся очень нравится придумывать рисунки и подбирать «товарищей» к словарным словам. Такая работа превращает запоминание словарных слов в увлекательное занятие.
Применение ассоциативного метода способствует:
успешному запоминанию словарных слов;
развитию эмоционально- образного мышления;
повышению интереса к процессу обучения;
творческому развитию;
повышению общего эмоционального состояния.
Глава 3. Практическая часть
3.1. Исследуем умения написания словарных слов для обучающихся 2-х классов.
Чтобы проверить утверждение: «Что существуют эффективные способы запоминания словарных слов», мы решили провести исследование среди учеников нашей школы. Свои первые исследования мы проводили вместе с учителем.
Для этого мы составили план действий:
Провести анкетирование «Словарные слова, их плюсы и минусы».
Провести словарный диктант во 2-х классах.
Ознакомить с результатами диктанта.
Рассказать ребятам о различных способах запоминания словарных слов.
Предложить ребятам третьих классов в течение месяца на переменах и во время группы продлённого дня играть в игру «Найди товарища».
Провести контрольный словарный диктант.
Ознакомить ребят с результатами.
Результаты анкетирования25 сентября 2024 г. среди учеников 2-х классов было проведено анкетирование «Словарные слова», в котором приняли участие 125 учеников.
Результаты анкетирования представлены в таблице1.
Вопрос анкеты |
Ответы учеников |
Результаты |
1.Для чего нужно уметь писать без ошибок словарные слова? |
-быть грамотным- 111 человек |
90% |
-затрудняются ответить - 14 человек |
11% |
|
2.Как ты запоминаешь словарные слова? |
-учат наизусть -60 человек |
48% |
-многократно записывают их-25 человек |
20% |
|
-ведут специальный словарик –27 человек |
22% |
|
-выделяют орфограммы зелёным цветом–25 |
||
человек |
||
-по Интернету– 8 человек |
6% |
|
-затрудняются в ответе-5человек |
4% |
|
3. Хотел бы ты узнать новые и необычные способы запоминания словарных слов? |
-Да- 112 человек |
90% |
-Нет – 2 человека |
1,6% |
|
Затрудняютсявответе – 11 человек |
9% |
|
4. Как ты думаешь, на какую оценку ты знаешь изученные словарные слова? |
«5» - 39 человек |
31% |
«4» - 65человек |
52% |
|
«3» - 11человек |
9% |
|
затрудняются в ответе- 10человек |
8% |
Вывод:
91%учащихся 2-х классов понимают, что писать без ошибок словарные слова надо для того, чтобы быть грамотным.
31% из них уверены, что могут их написать на«5».
48% учеников запоминают такие слова наизусть.
92% учеников хотели бы узнать новые и необычные способы запоминания
словарных слов.
3.2. Проведение словарных диктантов (вводного, контрольного)
Результаты словарного диктанта
25 и 26 октября 2024 г. в классах был проведён словарный диктант, цель которого – выявить умения писать без ошибок изученные словарные слова.
Результаты исследования приведены в таблице 2.
Таблица2.
Класс |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Справились с работой |
Справились на «4» и «5» |
2А |
5 |
10 |
8 |
5 |
82% |
54% |
2Б |
9 |
7 |
11 |
3 |
90% |
53% |
2В |
6 |
10 |
6 |
2 |
89% |
58% |
2Г |
12 |
9 |
7 |
2 |
93% |
70% |
2Д |
11 |
7 |
6 |
1 |
96% |
69% |
Итого |
90% |
61% |
Вывод: исследование показало, что только 90% учеников справились с написанием словарного диктанта и только 61% из них написали предложенный диктант на «4» и «5».
После мы ознакомили ребят с методом графических ассоциаций, предоставив для запоминания игру «Найди товарища». И с 22 по 25 ноября 2024 года был проведён контрольный диктант, цель которого – выявить умение грамотно писать словарные слова, по предложенным ранее способам их запоминания.
Результатыисследованияприведенывтаблице3.
Класс |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Справились с работой |
Справились на «4» и «5» |
2А |
9 |
11 |
5 |
3 |
89% |
71% |
2Б |
10 |
11 |
8 |
1 |
97% |
70% |
2В |
7 |
12 |
4 |
1 |
95% |
79% |
2Г |
13 |
12 |
5 |
- |
100% |
83% |
2Д |
12 |
12 |
4 |
- |
100% |
92% |
Итого |
96% |
79% |
Вывод: исследование показало, что после использования игры «Найди товарища», созданной на основе графических ассоциаций, результаты значительно улучшились: 96%(+6) учеников справились с написанием словарного диктанта и только 79%(+18) из них написали предложенный диктант на «4» и «5». Результаты контрольного диктанта доказывают, что если ежедневно отводить 5-10 минут для запоминания слов с помощью эффективных способов, то можно быть уверенным, эта работа принесёт отличный результат!
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Существуют различные действенные методы, способы и приемы запоминания словарных слов, которые помогают быстро и качественно запомнить словарь навсегда.
Эти способы интересны детям и они действительно актуальны.
Работу по заучиванию словаря можно превратить в увлекательное и действенное обучение.
Заключение
В результате нашего исследования, нам удалось сформировать ряд предложений, которые помогут учащимся в облегчении и упорядочивании заучивания словарных слов.
Для увеличения эффективности заучивания словаря, может помочь знание основных законов памяти в сочетании с современными методиками: интервальное повторение, мнемоника и т.д.
Для полного осмысления словарных слов необходимо пользоваться этимологическим словарем
В процессе данной работы, нами была подготовлена картотека словарных слов за 2 класс, где мы использовали вышеперечисленные способы их заучивания.
Проведя наше исследование по быстрому и эффективному заучиванию словарных слов, мы пришли к выводу, что процесс заучивания словаря требует не столько механической зубрежки, сколько вдумчивой работы с этимологическим словарем и подключения других видов памяти. Объединив различные методы, можно спокойно рассчитывать на то, что заучивание словарных слов превратится в веселое событие для каждого ученика. А наша игра «Найди товарища» поможет в успешном овладении словарными словами.
Список литературы
Агеева И.Д. "Занимательный словарик (Трудные слова. Обучающий словарик)" Издательство: "Союз" Санкт-Петербург, 1999 г.
Волина В.В. «Игры с буквами и словами» М:АСТ Пресс 1996 – 64 стр.
Дадонова Е. «100% отличник», серия «Умный шоколад».
Дадонова Е. «100%память, 25 полезных методов запоминания», М. 2017г.
Кирюхина Е. А «Удивительный словарь. Посмотрел и запомнил. Как научиться легко и быстро запоминать словарные слова» Методическое пособие. М. ТЦ Сфера 2007 г.
Матюшина И.Ю., Асконенская Т.Ю., Бонк И.А. «Как развивать внимание и память вашего ребенка» (книга для детей и родителей) Москва. Эйдос 1994
Толковый словарь В. И. Даля для школьников. - Минск: Издательство Харвест, 2010
«Этимологический словарь» пособие для школьников.
http://ru.wiktionary.org/wiki -Викисловарь
Приложение
Слова, используемые в игре
Словарные слова и звуковые ассоциации к ним |
|
Береза – белая береза Беседа – баран ведет беседу: «Бе-бе-бе!» Билет – автобус сигналит: «Би-би, купи билет!» Газета – гусь читает газету: «Га-га-га!» Герой – у героя герб на щите Дежурный – дети дежурные Деревня – дед в деревне Директор – дивный директор Железо – железо режу еле-еле Завод – завтра на завод Завтрак – «Ура, на завтрак!» Запад – на западе солнце падает Инженер – Женя – инженер Картофель – «Кар!Кар! – вкусный картофель!»-каркает ворона Кастрюля – каша в кастрюле Капуста – дождик поливает капусту: кап-кап! Квартира – «Ква!Ква! Хорошая квартира!» - квакает лягушка Комбайн – из комбайна выпал ком земли Комната – комната у Наты Корабль – корабль делаю из корки хлеба Коридор – Коля и Ира в коридоре Лагерь – мальчик Гена поехал в лагерь Лопата – лопать лопатой мороженое |
магазин – магазин под названием «Маг» малина – маленькая ягода малина мебель – белая мебель месяц – ясный месяц осина – осина красива осенью пальто, костюм – Костя в костюме, а Павел в пальто пассажир – пассажир берет билет в кассе пенал – пенал моют пеной петух – Петя, Петя, петушок победа – полная победа помидор – помни милый помидор ребята – ребята решают ребус рисунок на рисунке нарисован рис сапоги – Саша в сапогах сахар – Захар объелся сахара собака – собаку звали Соня соловей – соловей поет соло тарелка – тарелка это тара тетрадь – тетрадь по-гречески «тетра» товарищ – товарищ Толя трактор – у трактора мотор ученик – честно учиться хорошо – в школе хороший хор язык – ябеда показывает язык |
Баран с барабаном.
Как-то в бар зашел баран,
Барабаня в барабан:
«Я хочу коктейль молочный!
Это срочно, очень срочно!
Поскорей нужна трава,
А еще – две буквы «А»,
А еще стакан сметаны
И три «А» - для барабана!»
Водяной в болоте.
Сидел в болоте водяной,
Болтал с лягушками весной,
Играл порой в футбол, в лото,
Но это все не то!
Тогда он слово взял «болото» -
Три круглых буквы ждут чего–то…
Надул он буквы легким газом-
И отвязал веревки разом!
Сказал: «На свете хватит дел!»-
Из болота улетел!
Газированная газета.
Что случилось тут у нас?
Из газеты вышел газ!
Словно снег газета тает
И по ветру не летает!
Меньше марки стала эта
Очень странная газета!
Все решим проблемы разом:
Мы ее наполним газом!
-Газированной газете
Газ нужней всего на свете?
-Нет, сказать я должен, ей
Буква «А» всего нужней!
Ворон в кармане.
В кармане у Вити чего только нет!
Здесь винтик, и гайка, и пара монет,
Здесь бублик, и булка, и гвоздь, и свеча!..
И ворон забрался туда сгоряча.
Сначала он крошки тихонько клевал,
Потом он наелся, потом задремал.
Тут Витю учитель к доске вызывает
И слово «карман» написать предлагает:
«Скажи-ка, как слово напишешь ты это?»
А Витя не знает! Невзвидел он света!
Опять будет двойка! Для мамы удар!
Тут ворон в кармане не выдержал: «Кар!»
«Что ж, правильно, Витя!» Ребята, смотрите,
Пятерку в журнале выводит учитель!
Коньки и конь.
Конь нашел коньки и вот-
На каток теперь идет!
На коньках наш конь скользит.
«Посмотрите!- говорит.-
Мы с коньками- словно братья!
Их с собою буду брать я.
Падать в них- и то не больно!»
И коньки конем довольны.
А писать их будет он
С буквой «О», как слово «конь».
А лопата лопнула!
Шел на дачу в выходной
Я с лопатой надувной-
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.
Но копать ей трудновато:
Раз!- и лопнула лопата!
Молоко с бубликами.
Вот молочная река-
Прямо вся из молока!
Посмотри-ка, а вот тут
К нам три бублика плывут,
Словно это буквы «О»
В трудном слове «молоко».
Сахар в Сахаре!!!
В пустыне Сахара великое чудо:
Здесь сахар возник неизвестно откуда!
Волшебник какой-то решил пошутить-
В сверкающий сахар песок превратить!
Верблюд возмутился: «Со мной не шути!
По сахару мне непривычно идти!
А если сюда просочится вода
В пустыне Сахара случится беда:
Весь сахар в пустыне сейчас же растает-
И вовсе пустыни Сахара не станет!"