ВВЕДЕНИЕ
Русский язык – один из самых сложных языков мира. По мнению специалистов, наибольшие трудности при его изучении вызывает орфография.
Орфография – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов [4]. В русском языке огромное количество орфографических правил, которые нужно не только знать, но и уметь применять на практике.
Проблема повышения орфографической грамотности актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что орфографическая грамотность является важной составной частью нашего языка и свидетельствует об уровне образованности человека.
Последние исследования показывают, что у обучающихся наблюдается снижение уровня орфографической грамотности. Многие ребята знают правила, отвечают на занятиях, а в письменных работах допускают большое количество орфографических ошибок. По мнению педагогов, написание слов с разделительными ъ и ь знаками вызывают у учеников значительные трудности.
Известно, что игры делают процесс обучения увлекательным и интересным, способствуют прочному усвоению изучаемого материала.
Гипотеза: возможно, с помощью игр можно повысить орфографическую грамотность.
Цель: использование игр при изучении правил правописания ъ и ь знака в словах.
Задачи:1)изучить литературу по теме исследования; 2) познакомиться с историей происхождения ъ и ь знака; 3) изучить правила правописания разделительного ъ и ь знака в словах; 4) провести анкетирование; 5) составить викторину «Важные знаки русского языка»; 6) представить викторину одноклассникам; 7) сделать выводы.
Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в сети Интернет, анкетирование, практическая работа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализ литературы
Страничка истории.
Проанализировав литературу по теме исследования, мы выяснили, что тысячу лет назад символы «ъ» и «ь» были гласными звуками, их можно было расслышать в речи. Филологи называют такие звуки редуцированными, то есть сверхкраткими [2].
До 1918 года ъ знак назывался «ер», а ь знак - «ерь». Они входили в алфавит, который основали Кирилл и Мефодий в IX веке. До середины XII века «ер» - это редуцированный (сверхкраткий) гласный звук, который при произношении напоминал звук [у], а «ерь» больше напоминал звук [и].
В XII веке в славянских языках произошёл процесс, который учёные называют падением редуцированных. Сверхкраткие звуки постепенно перестали произноситься. «Ер» в середине слов превратился в «о» или «е», а в конце слов - совсем исчез. Так, например, «мъхъ» превратилось в «мох». «Ерь» превратился в среднее между [и] и [э] [2].
До XV–XVI веков «ъ» использовали, чтобы отметить промежуток между словами, то есть использовали вместо современного пробела на компьютере. Также, при помощи «ъ» отделяли слова, которые завершались и начинались с согласной буквы, например: домъ [3].
В 1904 году Императорская Академия наук начала рассматривать план исключения лишних букв из алфавита. В их числе оказались «ер» и «ерь». Но, тогда решение не было принято.
В 1917 - 1918 г. прошла реформа графики и правописания. Согласно этой реформе, буква «ер» была сохранена в качестве разделительного знака, но отменено ее написание в конце слов и частей сложных слов. Очень долгое время после реформы внутри слов вместо буквы «ер» ставился апостроф. До сих пор на фасаде Политехнического музея в Москве, который построили в 1920-е годы, можно найти слово «под’езд». Также, осталось написание буквы «ерь» на конце слов после шипящих [1].
После реформы эти буквы получили новое название: «твёрдый знак» и«мягкий знак».
В современном русском языке за твердым и мягким знаками не закреплены звуки. Именно поэтому их называют «знаками», по аналогии со знаками препинания [1].
Современные правила правописания разделительного твердого и мягкого знака в словах
В настоящее время существуют следующие правила правописания разделительного твердого и мягкого знака в словах:
1. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:
1) после приставки, которая оканчивается на согласную, например: въезд, подъем, предъюбилейный, межъядерный;
2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-), или составная частица пан-, например: адъютант, инъекция, конъюнктивит, контръякобинский, объект, субъект, трансъяпонский, панъевропейский;
3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех-, например: двухъярусный, четырехъязычный.
Перед гласными а, о, у, э твердый знак не ставится: безапелляционный, безоблачный, отэкзаменовать.
2. Разделительный ь пишется в следующих случаях:
1) перед гласными е, ё, и, ю, я внутри слова (не после приставок): карьера, курьезный, воробьиный, вьюга, обезьяна, подьячий;
2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон [4].
2. Анкетирование
2.1. Ход работы
Следующий этап работы – анкетирование обучающихся.
Цель: проверка умения употреблять разделительный твердый и мягкий знак в словах.
Текст анкеты представлен в Приложении 1. Анкета заполнялась каждым участником индивидуально на отдельных бланках. Обучающимся был предложен список из 24 слов, в которые нужно было вставить пропущенный разделительный ъ или ь знак.
В анкетировании участвовали 22 человека в возрасте от 9 до 13 лет. Из них 13 девочек и 9 мальчиков (Рисунок 1).
Рис. 1. Участники анкетирования
2.2. Результаты анкетирования
Результаты анкетирования представлены на Рисунке 2. Мы выяснили, что ребята сделали 36 (29%) ошибок в написание слов с разделительным мягким знаком и 89 (71%) ошибок с разделительным твёрдым знаком.
Рис. 2. Результаты анкетирования
Более подробный анализ ошибок представлен на Рисунках 3, 4.
При написании слов с разделительным твердым знаком (Рисунок 3) больше всего ошибок было сделано в словах иностранного происхождения: адъютант - 20 ошибок и инъекция – 13 ошибок.
После приставки, которая оканчивается на согласную, перед буквами е, ё, ю, я, было допущено большое количество ошибок в словах: изъян – 14 случаев, съёжился – 8 случаев. Меньше всего ошибок в словах: подъезд – 1 случай, сверхъестественный – 2 случая.
Рис. 3. Ошибки в употреблении разделительного твердого знака в словах
При написании слов с разделительным мягким знаком (Рисунок 4) больше всего ошибок было допущено в словах: дьяк – 6 ошибок; пьеса, польётся, вьюга – по 5 ошибок; пью – 4 ошибки. Незначительное количество ошибок ребята допустили в словах: компьютер – 3 случая; обезьяна, шампиньон – 2 случая; счастье, бульон – 1 случай. В слове платье - ошибок допущено не было.
Рис. 4. Ошибки в употреблении разделительного мягкого знака в словах
Результаты анкетирования показали, что ребята допускают достаточно большое количество ошибок при написании слов с разделительным ъ и ь знаком. Мы ещё раз убедились в правильности выбора темы исследовательской работы.
3.Создание викторины: «Важные знаки русского языка»
Практическая работа состояла из создания викторины «Важные знаки русского языка». Викторина включает две игры: игра № 1 – «Вставь букву», игра № 2 – кроссворд «Разделительные Ъ и Ь знаки». При подборе материала для викторины мы учитывали результаты проведенного анкетирования.
3.1.Игра «Вставь букву»
Для игры мы отобрали 18 слов: 8 слов с разделительным твёрдым знаком и 10 слов с разделительным мягким знаком. Причём, разделительные знаки в словах были пропущены. Ребятам надо было вспомнить орфографическое правило и вставить пропущенную орфограмму.
Игра позволяет потренироваться в применении правил правописания слов с разделительным твёрдым и мягким знаком.
Слова для игры: с..ёженный, обез..янник, фокстер..ер, с..едобный, бил..ярд, руж..ё, с..ехать, под..езд, павил..он, шалун..я, в..ехать, компан..он, в..южный, шит..ё, ин..екция, суб..ект, медал..он, видеос..ёмка.
Ключ к игре: съёженный, обезьянник, фокстерьер, съедобный, бильярд, ружьё, съехать, подъезд, павильон, шалунья, въехать, компаньон, вьюжный, шитьё, инъекция, субъект, медальон, видеосъёмка.
3.2.Кроссворд «Разделительные Ъ и Ь знаки»
Разработка кроссворда состояла из нескольких этапов.
Сначала, мы отобрали десять слов, в которых пишется разделительный твердый или мягкий знак. Затем, создали образец кроссворда на черновике. Используя толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова [5], составили к каждому слову текстовое определение. Оформили сетку кроссворда в приложении Word (Рисунок 5). Написали инструкцию.
Инструкция к заполнению кроссворда
Решая кроссворд, проверьте, хорошо ли вы знаете правила правописания разделительного твердого и мягкого знака в словах.
1. Слова можно отгадывать в любой последовательности.
2. Слова, которые вы отгадали, должны быть написаны в Именительном падеже и в единственном числе.
3. Слова, зашифрованные в кроссворде нужно вписывать по одной букве в каждую клеточку.
Желаем удачи!
Кроссворд «Разделительные Ъ и Ь знаки»
Рис. 5. Кроссворд «Разделительные Ъ и Ь знаки»
Задания к кроссворду
По горизонтали:
1. То, что разъясняет, помогает понять что-нибудь.
8. Шейное украшение с подвесками спереди.
9. Забавный, странный, несуразный, смешной случай, происшествие.
10. Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом.
По вертикали:
2. Официальное извещение о чем-нибудь.
3. Вертикально или наклонно движущаяся машина для подъема и спуска людей, грузов.
4. Офицер (в некоторых армиях также прапорщик, мичман), состоящий при военном начальнике для исполнения служебных поручений или для выполнения штабной работы.
5. Место, где въезжают.
6. Площадка для содержания животных, огражденная металлической сеткой
7. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самодостижение такого положения.
Ключ к кроссворду
Рис. 6. Ключ к кроссворду
Затем, нами был разработан интерактивный вариант викторины в программе PowerPoint. Викторина были представлена одноклассникам на занятии. Ребята проявили большой интерес и с увлечением выполняли задания. (Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты работы. Цель достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась. Игры можно успешно использовать при изучении правил правописания разделительного твердого и мягкого знака в словах и значительно повысить свою орфографическую грамотность.
В ходе работы мы приобрели полезные умения и навыки, научились искать нужную информацию, анализировать собранный материал.
Узнали много интересных сведений об истории происхождения твердого и мягкого знака.
Изучили современные правила правописания разделительного ъ и ь знака.
Провели анкетирование и проверили умеют ли обучающиеся употреблять разделительный твердый и мягкий знак в словах.
Составили викторину «Важные знаки русского языка».
Поняли, что игры развивают мышление, вызывают интерес к русскому языку, повышают орфографическую грамотность.
Материалы исследовательской работы можно использовать на уроках русского языка, а также во внеклассной работе со школьниками.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Забытые буквы. Ъ, Ь? - URL: https://prishvinka.ru/home/17052020/info.htm (дата обращения 18.02.2025)
Долбина И. А., Прушинский Д.Е. Биографический очерк: буквы ъ и ь. - URL: https://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Other/2017/ffp/pages/Articles/25.pdf (дата обращения 10.05.2025)
Боева Т. Тихие буквы: история «ъ» и «ь». - https://www.culture.ru/materials/257851/tikhie-bukvy-istoriya - URL: i?utm_source=KRF_email&utm_medium=email&utm_campaign=21_06_24(дата обращения 20.02.2025)
Земский А. М. Русский язык. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев; Под ред. В. В. Виноградова.- М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2017. - 320 c.
Приложение 1
Анкета
Укажите Ваш возраст
…………………………………………..
Укажите Ваш пол
Девочка
Мальчик
Вставьте, где необходимо разделительный ъ или ь знак
Об….явление |
Бул…..он |
Суб…..ект |
В…..езжать |
Д…..як |
Пол…..ётся |
П…..еса |
Из…..ян |
П…..ю |
Шампин…..он |
Ин…..екция |
Сверх…..естественный |
Обез…..яна |
В…..юга |
Комп…..ютер |
Об…..ём |
С…..едобный |
Ад…..ютант |
Под…..езд |
Вороб…..и |
Плат…..е |
Счаст…..е |
С…..ёжился |
С…..ёмка |
Будет ли Вам интересно изучать правописание разделительного ъ и ь знаков с помощью игр?
Да
Нет
Приложение 2
Презентация викторины «Важные знаки русского языка»