Введение
Сегодня на самом высоком уровне всё больше задумываются о целенаправленном формировании системы духовно-нравственных ценностей. Конечно, больший эффект от различных приёмов воспитания можно получить, закладывая нужные установки в детском возрасте. Известен эффективный способ воспитания сказкой. Именно с неё начинается разъяснения ребёнку с очень раннего возраста, что такое хорошо и что такое плохо.
Моей любимой сказкой стала сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мы прошли её когда-то в 6 классе. Она мне показалась очень необычной и очень доброй. Интересным было то, что эта книга была посвящена и взрослым, и детям. И действительно, она находит отклик в душе читателей разных возрастов. Мне захотелось разобраться, чем достигается такой эффект всеобщего интереса, а также какие ценностные ориентиры создаёт эта сказка.
Актуальность выбранной темы я вижу в острой необходимости целенаправленного формирования системы духовно-нравственных ценностей у ребёнка. Произведения художественной литературы могут помочь успешно справиться с этой миссией.
Цель моего проекта – определить значение сказки-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в формировании системы ценностных установок у ребёнка.
Задачи исследования:
Изучить нравственные понятия.
Определить роль чтения в воспитании духовно-нравственных качеств.
Познакомиться с биографией Антуана де Сент Экзюпери, а также с историей создания сказки «Маленький принц».
Выявить морально-нравственные качества, которым учит Маленький принц.
Проблему исследования мы видим в том, что систему духовно-нравственных качеств нужно формировать сознательно и целенаправленно, чтобы ребёнок мог противостоять внешним угрожающим факторам. Правильно подобранные литературные произведения могут защитить ребёнка от пагубного влияния внешней информации. Я бы хотела предложить сказку «Маленький принц» в качестве спасательного круга в море негативного информационного воздействия на ребёнка.
Объектом исследования являются духовно-нравственные установки, заложенные в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Предмет исследования – влияние ценностных ориентиров, заложенных в сказкеАнтуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» на ребёнка.
Методы исследования: чтение, наблюдение, анализ, сравнение.
Гипотеза проекта звучит следующим образом: если правильно выстроить знакомство юных читателей со сказкой Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и сделать нужные акценты, то можно способствовать формированию базовых морально-нравственных основ в системе ценностей ребёнка.
Проект состоит из теоретической и практической части. В первой части исследования я говорю о роли чтения в формировании личности ребёнка, рассматриваю «воспитательный» характер литературы, а также анализирую систему духовно-нравственных ценностей. В практической части исследования я изучаю биографические сведения об Антуане де Сент-Экзюпери, а также обращаюсь к ценностно-смысловым установкам, которые даются в сказке-притче.
Теоретическая часть. Роль литературы в формировании духовно-нравственных ценностей
Роль чтения в формировании личности ребёнка
В данном параграфе я постараюсь определить роль чтения в формировании личности ребёнка. Она заключается в следующих позициях:
Чтение является средством умственного, нравственного, эстетического воспитания и всестороннего развития.
Чтение способствует формированию образного мышления.
Во время чтения человек получает большой объём информации, и ему нужно её представить. Это происходит бессознательно с участием воображения и способности к эмоциональному восприятию.
Чтение развивает фантазию и воображение, творческие способности.
Чтение развивает фантазию и воображение, потому что позволяет представить себя героем и погрузиться в другой мир.
В процессе чтения человек начинает создавать свои собственные образы героев, мест и событий, что способствует развитию творческого мышления и фантазии.
Также чтение помогает визуализировать образы, когда человек слушает описания мест и событий. Это также развивает креативное мышление.
Чтение обогащает словарный запас и тренирует память.
Чтение обогащает словарный запас и тренирует память, потому что в произведениях разных жанров читатель сталкивается со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово незнакомо, не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию.
Тренировать память помогает то, что при чтении человек больше рассуждает, чтобы понять идею произведения.
Также улучшить память и когнитивные функции, такие как память, внимание и концентрация, помогает чтение вслух. Этот процесс требует более высокого уровня внимания и концентрации, чем простое чтение.
Чтение играет роль в речевом развитии детей.
Пополнение словарного запаса. Если ребёнок слышит много разных слов, его словарный запас растёт очень быстро.
Обучение структурам языка. Ребёнок впитывает интонации, ударения, учится различать нюансы и в итоге формирует свой собственный стиль речи.
Развитие воображения. Читающие дети более склонны фантазировать, так как книги побуждают представлять героев и события, которые с ними происходят. Благодаря этому им легче облекать мысли в слова.
Развитие грамотности. Подсознательно ребёнок запоминает, как слова складываются в предложения, поэтому и сам будет строить их правильно.
Обогащение эмоциональной и поэтической лексикой. Из книги ребёнок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.
Изложение отношения к прослушанному. Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Чтение развивает познавательный интерес и расширяет кругозор.
Чтение развивает познавательный интерес и расширяет кругозор, потому что помогает увидеть мир с разных точек зрения, понять другие культуры и мировоззрения.
Книги — это неисчерпаемый источник информации о мире. Они могут рассказать о различных культурах, исторических событиях, научных открытиях и т. д.
Также чтение стимулирует критическое мышление. Оно заставляет анализировать прочитанное, сопоставлять различные точки зрения, делать выводы.
Роль литературы в формировании духовно-нравственных ценностей
В данном параграфе мы рассмотрим влияние художественной литературы на формирование духовно-нравственных ценностей. С помощью знакомства с книгой происходит:
Раскрытие мира человеческих чувств и понимание этих чувств
Оно происходит с помощью многих приёмов, например:
Проекция эмоций на окружающий мир. Когда природа или окружающая обстановка становится продолжением эмоционального мира героя, читатель начинает чувствовать, что всё связано с переживаниями персонажа.
Эмоциональные триггеры. Это события, которые становятся катализатором, пробуждающим чувства не только персонажа, но и читателя. Например, звуки, запахи, определённые моменты, которые снова и снова пробуждают в герое воспоминания, страхи или радости.
Психологические портреты. Они не только рассказывают о том, как человек выглядит, но и раскрывают его внутреннюю мотивацию и переживания. Читатель начинает понимать, почему персонаж действует так или иначе, какие страхи и желания лежат в основе его поступков.
Драматические паузы. Они создают напряжение и усиливают эмоции. Читатель чувствует, как всё вокруг замедляется, и каждое слово становится тяжёлым, наполненным смыслом.
Также для раскрытия чувств в литературе часто используются метафоры и олицетворения.
Пробуждение гуманных чувств
Помощь в формировании нравственной основы личности.
Обучение правильному поведению в той или иной ситуации
Например, при описании характера героя ученики называют какое-либо качество (смелость, решительность, доброта и т. п.) и приводят доказательства из текста (поведение героя в той или иной ситуации). Также возможно обратное построение работы: сначала примеры из текста, затем вывод о личностных качествах героя.
Кроме того, на уроках литературы школьники пытаются решить ситуации нравственного выбора, тем самым обогащая свой жизненный опыт и проектируя собственную модель поведения в различных ситуациях.
Также для формирования умений правильного поведения в тех или иных ситуациях можно использовать метод драматизации ситуации, когда на примере героев произведения воспитываются высокие личностные качества, развивается воображение, творческое мышление, устная речь, вырабатывается способность слушать и понимать других людей.
Система духовно-нравственных ценностей
Давайте рассмотрим систему духовно-нравственных ценностей, которая присуща сказке «Маленький принц».
Нравственность – это внутренние, духовные правила человека, которыми он руководствуется.
Этические нормы, которые формируют поведение личности
Примеры нравственных ценностей: верность, уважение, самопожертвование, доброта, щедрость, честность.
Система ценностей человека – это своего рода внутренний ориентир, который помогает определить, что важно в жизни человека.
Виды систем ценностей:
Физические (внешний вид, путешествия, здоровье)
Эмоциональные (доверие, любовь, ответственность)
Интеллектуальные (обучение, творчество, общение)
Система духовно-нравственных ценностей — это совокупность моральных и этических норм, основополагающих идей и принципов, которые формировали и продолжают формировать сознание и поведение людей.
Существует пятиуровневая система духовно-нравственных ценностей, соответствующая разным уровням общества:
Первый уровень — духовно-нравственные ценности человеческой цивилизации. К ним относятся, например, уважение и признание культуры каждого народа, международное сотрудничество, признание важнейшей ценностью человеческую личность и другие.
Второй уровень — духовно-нравственные ценности российского общества, связанные с государством.
Третий уровень — духовно-нравственные ценности культуры народов России.
Четвёртый уровень — духовно-нравственные ценности межличностного взаимодействия. К ним относятся взаимопонимание, доброе отношение к окружающим, ответственность, творческая реализация личности и другие.
Пятый уровень — духовно-нравственные ценности внутреннего мира человека. Для личности важны такие ценности, как благополучие государства и семьи, доброта, дружба, любовь, красота и другие.
Ценности составляют ядро духовности человека. В данном случае мы рассматриваем духовно-нравственные ценности как своеобразные модели жизни, ставшие для человека внутренними регуляторами его поведения. Человек создает свои ценности не на пустом месте, их основой являются традиции народа, реальный окружающий мир, поэтому обеднение этого мира объединяет и мир человеческий, как материальный, так и духовный.
Практическая часть. Система духовно-нравственных ценностей в сказке- притче Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
2.1. Личность Антуана де Сент-Экзюпери: отражение личностных качеств автора в литературном произведении
Прежде чем мы обратимся к сказке «Маленький принц», необходимо выявить важные факты биографии, личные качества., которыми обладал Антуан де Сент-Экзюпери .
Родился 29 июня 1900, умер Лион — 31 июля 1944, Средиземное море — французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.
Дебютировал в литературе рассказом «Авиатор» (1926), в котором передал ощущения лётчика во время взлёта, полёта и посадки. В пронизанных жизнеутверждающим пафосом романах «Южный почтовый» (1929) и «Ночной полёт» (1931) размышлял о мужестве и чести, о противостоянии героев-романтиков и обывателей-мещан.
Мировую известность снискала сказка-притча «Маленький принц» (1943), в занимательной форме поднимающая ключевые этические и экзистенциальные вопросы (дружба, братство, ответственность, любовь, доброта, порядочность и др.).
Он принадлежал к аристократическому роду, который вел начало от одного из рыцарей Грааля. Этот человек был из тех, кто не полагался на силу слов, пока не подтвердит их своей жизнью. Он не любил войну, но воевал, - разве можно оставаться в стороне, когда над миром нависла угроза!
Он был легендой французской авиации, такой же легендой осталась и его смерть, окруженная тайной: подобно Маленькому принцу, встретившему 44 рассвета, граф Сент – Экзюпери пропал без вести в 44 года, не вернувшись с боевого вылета.
Во время Второй мировой войны 1939–1945 годов служил военным лётчиком, активно участвовал в движении Сопротивления. Погиб при невыясненных обстоятельствах во время разведывательного полёта (предположительно был сбит фашистами).
Останки самолёта и личные вещи Сент-Экзюпери обнаружены в 1998 году в Средиземном море близ Марселя.
За свою короткую жизнь он сказал нам, людям, очень много, и к этим словам стоит прислушаться сейчас особенно внимательно. «Уважение к человеку в опасности», - предупреждал писатель – летчик, призывая людей не превращаться в толпу. Действительно, мы перестали замечать, как холодеют наши сердца, как уходит человечность. Может быть, пора остановиться, ведь «мы – команда одного корабля»?!
2.2. История создания и судьба сказки-притчи «Маленький принц»
«Маленький принц» — аллегорическая повесть-сказка, наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» был написан Антуаном де Сент-Экзюпери в 1942 году.
Идея создания произведения возникла в июне 1942 года в Нью-Йорке, когда Экзюпери обедал с издателем Куртом Хичкоком. Писатель, вынужденный покинуть родную Францию, пребывал в депрессии. В США автор чувствовал себя одиноким посреди огромного города и людей, которые перестали радоваться простым вещам.
Экзюпери, как это часто бывало с ним последнее время, рисовал на салфетке мальчика с крыльями. На вопрос издателя, кого он рисует, Экзюпери ответил: «Это просто маленький друг, которого я ношу в своём сердце». На что Хичкок ответил неожиданным предложением — написать сказку об этом друге.
Вдохновением для сюжета послужили детские воспоминания Экзюпери, его отношения с близкими людьми, а также мысли и переживания о происходящем в мире и новом поколении.
Впервые произведение было опубликовано в 1943 году в США. В России книга вышла в 1958 году в переводе Норы Галь.
На родине автора, во Франции, повесть была выпущена посмертно, в апреле 1945 года в издательстве «Галлимар», поскольку работы Сент-Экзюпери были запрещены режимом Виши.
В России сказка впервые была опубликована в 1958 году в переводе Норы Галь, выполненном в 1958 году.
«Маленький принц» стал самой успешной работой писателя, было выпущено около 140 миллионов экземпляров по всему миру, что делает её одной из самых продаваемых и самых переводных книг, когда-либо изданных. Она была переведена на 300 языков и диалектов.
Философская сказка «Маленький принц» обессмертила имя писателя. Экзюпери – человек, мучившийся над поиском истинного смысла вещей. Во всех событиях, мыслях его не устраивала внешняя оболочка, его волновала СУТЬ. Свою горечь по поводу того, что происходит не земле, он облек в слова и заставил нас по – иному взглянуть на окружающий мир.
Много афоризмов оставил нам писатель, но самые любимые – из «Маленького принца». Эти фразы помогают не только воспитатель Человека в ребенке, но и пробудить совесть во взрослом. Вспомним хотя бы про баобабы, которые он призывает выпалывать каждый день. Не стоит объяснять, что герои сказки символичны. Баобабы – это персонифицированный образ зла вообще, зла в человеческой душе: «если дашь волю баобабам, беды не миновать». Сент – Экзюпери хотел. Чтобы люди выкорчевывали в себе «баобабы», несущие зло, грозившие разорвать планету на части.
2.3. Ценностно-смысловые установки Маленького принца
В данном параграфе мы рассмотрим, какие же основные установки даёт Маленький принц, исходя из тех ситуаций, в которые он попадает.
Важной ценностью для каждого человека является ДРУЖБА.
Тема дружбы — одна из главных в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Главный герой долго жил в одиночестве на своей планете, потом он ухаживал за розой, очень самолюбивым и капризным цветком. Маленький принц чувствовал одиночество. Оказавшись на планете Земля, главный герой встретил Лиса, который открыл ему важную истину о том, что каждый в ответе за тех, кого приручил.
В этом и заключается главная мысль «Маленького принца»: настоящая дружба — это крепкая связь, основанная на заботе, чувстве ответственности, нежности, внимании.
Символ дружбы в произведении — Лис, который объясняет мальчику понятие дружеских взаимоотношений через «приручение» — создание особых связей и крепких уз.
Уроки, которые можно вы нести из дружбы маленького принца и лиса:
что каждый в ответе за тех, кого приручил.
что настоящая дружба — это нечто большее, чем просто общение. Она требует ответственности.
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»
К важнейшим темам сказки-притчи относится и тема любви. Она в произведении «Маленький принц» занимает центральное место. Любовь представлена в различных аспектах: любовь к близким, любовь к природе, любовь к себе и любовь к жизни.
Один из ярких примеров — ЛЮБОВЬ Маленького принца к его единственной розе на маленькой планете. Эта любовь проявляется в заботе и внимании, которые он ей уделяет. Несмотря на её капризы и сложный характер, Маленький принц продолжает заботиться о ней и защищать её от опасностей. Этот пример показывает, что настоящая любовь не знает границ и способна преодолеть любые трудности.
Ещё один пример — любовь Лиса, который учит Маленького принца важности заботы и ответственности в отношениях
Уроки, которые можно вынести из любви маленького принца:
«Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — это значит смотреть в одном направлении».
«Любовь — это когда ничего не стыдно, ничего не страшно, понимаете? Когда тебя не подведут, не предадут. Когда верят»
Лис объясняет, что настоящая дружба и любовь требуют времени и усилий, чтобы вырасти и укрепиться.
Анализируя всё произведение и путешествуя с Маленьким принцем, можно увидеть важную тему СМЫСЛА ЖИЗНИ.
Тема смысла жизни в сказке «Маленький принц» заключается в том, что призвание человека — в бескорыстной любви к тем, кому он нужен.
Главный герой, оказавшись на планете Земля, встречает Лиса, который открывает ему важную истину о том, что каждый в ответе за тех, кого приручил. Поэтому Маленький принц возвращается на свою планету, ведь она нуждается в его заботе.
Также автор показывает многих второстепенных персонажей, которые замкнуты в своём узком мирке, и их жизнь оказывается бессмысленной. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, глупость — пороки, которые обедняют жизнь и лишают её истинного смысла.
Тема смысла жизни показана через посещение Маленьким принцем разных планет, жители которых вызывают у главного героя живой отклик: Маленький принц наблюдает, удивляется, пытается понять их смысл жизни, чем-то восхищается, но что-то принять не может. Давайте рассмотрим этих героев.
Король. Ему характерны: Гордость, Логическое мышление, символизация доброй и разумной власти
Честолюбец обладает такими качествами, как: стремление к почётному положению и известности, глухота ко всему, кроме похвал, раздутое тщеславие
Пьяница: зависимость от алкоголя, ложная надежда, пренебрежение последствиями своих действий
Делец: одержимость собственностью и прибылью, приоритет прибыли над людьми, отсутствие сочувствия.
Географ: выдает себя за образованного эксперта, одержим фактами и цифрами, высокомерен.
Перечислением разных недостатков, упомянутых героев, автор хоте предостеречь, оградить своего читателей от этих пагубных привычек и неправильного видения смысла жизни.
Единственный из геров, населяющих незнакомые принцу планеты, положительное его отношение вызывает только Фонарщик, который восхищает Маленького принца своей ответственностью, верностью слову и альтруизмом.
Завершает перечень духовно-нравственных ценностей такое качество, как ДОБРОТА
Доброта в произведении «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери реализуется в поступках главного героя. Он проявляет заботу и внимание к каждому персонажу, с которым встречается в своих путешествиях, выражая симпатию и сострадание к их жизненным обстоятельствам.
Например, принц заботится о своей розе, питает чувства к своему другу, пилоту, и проявляет заботу к странным обитателям других планет. Он не желает никому причинять зла и в каждом ищет положительные стороны.
Эти акты доброты и сочувствия подчёркивают важность эмпатии и моральных ценностей, которые находят отражение в отношениях между персонажами и внутреннем мире маленького принц
Уроки, которые можно вынести из того, как себя ведёт маленький принц:
Нужно смотреть на какую-либо ситуацию с разных сторон
Относится к людям с пониманием
Заботится о ближнем
Заключение
В заключение нашего проектного исследования необходимо сказать, что литературное произведение в целом направлено на совершенствование человека: оно погружает читателя в определённую атмосферу, раскрывает проблемную ситуацию, изображает героев, наделённых пороками и добродетелями, часто показывает ситуацию выбора.
Если выработать у ребёнка привычку к чтению, можно обезопасить его от многих «информационных инфекций», можно открыть ему мир человеческих отношений и дать ему верные ценностные ориентиры.
Книга «Маленький принц» для многих стала энциклопедией духовно-нравственных ценностей, которые с детства должны быть сформированы у ребёнка. Сказка-притча решает огромную задачу: объяснить на доступном, очень понятном языке, что такое хорошо и что такое плохо.
В проектной работе я постаралась раскрыть вышеперечисленные вопросы. Было важно донести какую роль играет сказка Антуана де Сент Экзюпери в формировании личности ребёнка. В работе рассказывается о жизни автора, чтобы увидеть его жизненные установки, которые впоследствии он переносит в свои произведения. «Маленький принц» становится самым известным произведением французского автора.
Для меня было важно сделать определённые акценты при изучении этой сказки-притчи, т.к. это произведение многогранно и его хорошо бы перечитывать на разных этапах, чтобы находить разные смыслы.
Поставленные мною цели и задачи в ходе работы были достигнуты, гипотеза нашла своё подтверждение.
В дальнейшем я планирую изучить тему нравственного выбора на примерах произведений русских классиков.
1. Маленький принц: сказка: пер. с фр. / Антуан де Сент-Экзюпери. - М.: АСТ, 2007.
2. Марсель Мижо. Сент-Экзюпери (перевод с фр.). Серия «ЖЗЛ». - М.: «Молодая гвардия», 1965.
3. Григорьев В.П. Антуан Сент-Экзюпери: Биография писателя. - Л.: Просвещение, 1973.
4. Нора Галь. Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма. Библиография. - М.: АРГО-РИСК, 1997.
5 Губман Б. Маленький принц над цитаделью духа. - В кн.: Сент-Экзюпери А. де. Сочинения: В 2 т. - Пер. с фр. - М.: «Согласие», 1994. - Т.2, стр. 542.
6. Константинов Андрей. Рыцарь планеты Земля. Журнал «Альтернативы» №2, 2008.
7. Моруа А. Сент-Экзюпери. // Моруа А. Литературные портреты. М.: Прогресс, 1970.
8. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. М.: Радуга, 1983.
9. Грачев Р. Писатели Франции. М.: Просвещение, 1964.
10. Полторацкая Н.И. Французская литературная сказка в XX веке. // Сказки французских писателей. Л.: Лениздат, 1988.
11. Соломно Н. …И Маленький принц приручил Лиса. // Пионер, 1983, №2.
12. Давыдова Т., Пронин. В. Басня и притча // Лит. учеба. - М., 2003. - №3.