ЛАТИНСКИЙИ И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ В ФИЗИКЕ (комплексная) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРЕЧЕСКОГО АЛФАВИТА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛАТИНСКИЙИ И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ В ФИЗИКЕ (комплексная) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРЕЧЕСКОГО АЛФАВИТА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Дранец Н.Ю. 1Гаврилова У.В. 1
1ГБОУ Гимназия 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Картуков А.Г. 1
1ГБОУ Гимназия 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Физика — наука о природе. Она изучает различные явления, происходящие в природе — физические процессы, и описывает объекты природы — физические тела. Любому объекту природы или явлению, происходящему в природе, можно дать как качественную характеристику — в виде слов или рисунка, так и количественную характеристику — описать числами. Количественная характеристика тела или явления в физике называется физической величиной. Обучающимся необходимо ясно представлять, что такое физическая величина и чем она отличается от величин, рассматриваемых в других науках.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания справочного пособия, которое может быть использовано для подготовки к занятиям по физике с удобным поиском физических величин и понятий на электронном носителе.

Цель проекта – создать электронный справочник с физическими величинами и понятиями, адаптированного к использованию в учебной программе для основной и средней школы.

Задачи проекта:

  1. на основе анализа наличия и использования существующих справочников греческого алфавита с физическими величинами и понятиями обосновать целесообразность использования и разработки электронного справочника;

  2. разработать электронный справочник физических величин и понятий в электронной оболочке Dr.Explain;

3) выполнить оценку эффективности использования разработанного электронного справочника.

1. Анализ наличия и использования существующих справочников греческого алфавита с физическими величинами и понятиями

1.1. Описание греческого алфавита

Греческий алфавит — это система письменных символов для греческого языка. Он состоит из 24 букв, из которых 17 согласных и 7 гласных.

Греческий алфавит произошел из финикийской письменности приблизительно в VIII веке до нашей эры. Более ранний микенский, в основном используемый для составления списков и описей, был утрачен во время Греческого темного века. Технология письменного слова оставалась недоступной до изобретения алфавита, который впоследствии повлиял на развитие более поздней латиницы.

Основой для системы письма, известной как "алфавит", стали элементы из Ближнего Востока, в частности Леванта. Однако, как отмечает ученый Барри Б. Пауэлл, эти ранние системы не являлись алфавитом в строгом смысле этого слова.

С исторической точки зрения "алфавит" и "греческий алфавит" считаются одним и тем же. Греческий алфавит стал первой письменностью, которая передавала звуковое произношение слов, независимо от того, понимал ли читатель их значение или нет. Сам термин "алфавит" происходит от греческих названий первых двух букв в алфавите - "альфа" и "бета".

1.2. Происхождение и раннее использование греческого алфавита

Между 800 и 700 годами до нашей эры грекам было представлено письмо, привезенное финикийцами (через финикийских торговцев), хотя точные обстоятельства этого события остаются неясными. Однако ученые, в том числе Пауэлл, отвергают этот сценарий, считая его "развивающимся историческим мышлением, стремящимся придать прошлым событиям конкретное время", и обращают внимание на мифологизацию событий через фигуру Кадма, великого финикийского героя-принца, основавшего Фивы. Различные писатели до и после Геродота предложили свои версии возникновения греческого алфавита, однако все они сходятся в мнении о его финикийском происхождении.

1.3. Использование греческого алфавита в настоящее время

В настоящее время греческий алфавит используется не только для записи греческого языка. Он также служит источником технических символов и ярлыков во многих областях математики, науки и других областях.

Например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) использует греческий алфавит для присвоения имён новым вариантам COVID-19. Кроме того, греческая система счисления сохранена по сей день, хотя и используется ограниченно — например, для нумерации глав книг аналогично римской системе счисления.

Некоторые области использования греческого алфавита в настоящее время.

1) Астрономия. Греческими буквами обозначают наиболее яркие звёзды в созвездиях.

2) Математика (алгебра). Греческими буквами обозначают переменные, коэффициенты, константы, действия (суммирование — Σ) и т. д. Например, одна из важнейших математических констант π («пи») — это 16-я буква греческого алфавита.

3) Математика (геометрия). Греческими буквами обозначают углы, плоскости, иногда фигуры.

4) Физика. Греческими буквами обозначают большинство физических величин, константы, элементарные частицы, излучения и др. Например, буквой λ (лямбда) обозначают длину волн.

5) Химия. Греческими буквами обозначают ранг связей в номенклатуре Кроме того, греческий алфавит используется в медицине, так как многие термины и названия болезней происходят из него. Например, названия врачебных специальностей и должностей (терапевт, педиатр, психиатр, гериатр, гинеколог и другие), названия болезней, общие понятия (симптом, анализ, синдром, синтез, пропедевтика, анатомия, гомеостаз).

1.4. Анализ наличия печатных и электронных справочников (словарей) в библиотеках Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Для обоснования актуальности выбора темы и анализа справочного материала, нами были проанализированы 5 библиотек Красногвардейского района (Библиотека Ржевская, Библиотека им. В.В. Маяковского, Школьная библиотека, Центральная районная библиотека им. Н.В. Гоголя, Библиотека “Современник”) в поиске словарей и справочников по физике.

Как нам казалось, существует достаточно много подобного материала и нам не составит труда найти то, что нам нужно. Как оказалось, почти во всех библиотеках имелось по 1-2 словаря (справочника) и абсолютно никакой альтернативы не было. В нашей школьной библиотеке, как нам сказала заведующая библиотеки, их и вовсе никогда не было, хотя их иногда спрашивали. Где-то нам предлагали вместо словаря взять справочник, но там ничего полезного и действительно нужного мы не нашли. В словарях, которые мы анализировали, встречалась ситуация, что название термина одинаковое, но определение было написано абсолютно по-разному.

1.5. Анализ достоинств и недостатков электронных и печатных справочников

Нами проведен опрос среди учащихся нашей гимназии, Охтинского колледжа, ФГАОУ ВО СПбПУ Естественно-научного лицея, в котором приняло участие 34 человека, об удобстве выбора формата пособия. Почти все ребята не знают о существовании электронных словарей, но предполагают, что работать с ним будет намного легче.

Преимущества бумажных словарей:

1) продуктивность в изучении новых слов; пока ищешь нужную фразу или слово, пролистываешь множество страниц, смотришь разные слова и выражения; в итоге они запоминаются без специального заучивания;

2) авторитетность составителей и издательств; к тому же бумажные словари дают полные статьи, все грамматические формы, устойчивые выражения;

3) независимость от электричества; бумажные словари можно использовать в любом месте и в любое время. 

Недостатки бумажных словарей:

1) трата большого количества времени на поиск нужного слова;

2) в некоторых словарях (старого издания) не совсем корректно расписаны термины и понятия;

3) в современных словарях очень много ненужной или иногда даже недостоверной информации.

Словари, которые можно найти в интернете, приходится также листать, как и обычную книгу. Также для поиска существуют сайты, но у них такая же проблема, как и у печатных.

Преимущества электронных словарей:

1) быстрый доступ к информации; электронные словари позволяют получить определение слова в течение нескольких секунд;

2) уникальные функции; многие электронные словари обладают такими функциями, как произношение слова, примеры использования, синонимы и антонимы;

3) доступность; электронные словари доступны как на компьютерах, так и на мобильных устройствах, что позволяет использовать их в любом месте и в любое время;

4) современность; электронные словари постоянно обновляются и содержат самые актуальные слова, фразы и выражения.

Недостатки электронных словарей:

1) зависимость от интернета; перевести слово будет невозможно, если интернет отключится в неподходящий момент;

2) сайты тоже бывают не совсем информативными, с ними возникает множество проблем при работе; поиск осуществляется точно также, как и в печатной версии.

1.6. Выводы по первой главе

Важнейшим вкладом греческой письменности стало расширение возможностей для записи знаний во множестве областей — от литературы до наук, что способствовало культурному прогрессу и формированию социального порядка в Древней Греции. Несмотря на то, что грамотность была ограниченной и не распространялась на все слои населения, писатели и их творчество оказывали значительное влияние на формирование ценностей и норм поведения в обществе.

Сегодня греческий алфавит продолжает быть актуальным не только для записи греческого языка, но и в качестве широко используемого символического набора в физике и других областях, что подтверждает его неизменную значимость и адаптивность на протяжении веков. Греческий алфавит остается живым свидетельством исторической эволюции письменности и ее роли в человеческом развитии.

В ходе анализа печатных и электронных справочников (словарей) греческого алфавита по физике в библиотеках Красногвардейского района Санкт-Петербурга, анализа их недостатков и достоинств, нами было выяснено, что данного материала в городских имеется совсем не много, а в некоторых школьных библиотеках отсутствуют совсем.

Вследствие проведенного анализа и анкетирования использования печатных и электронных вариантов справочников (словарей) в образовательных учреждениях, нами было установлено, что школьникам и ребятам из других учреждений удобна и необходима как электронная, так и печатная версия словаря.

Это и послужило причиной разработки и создания электронного справочника, который может быть использован для подготовки к занятиям по физике с удобным поиском физических величин и понятий в онлайн формате.

2. Обоснование целесообразности использования и разработка электронного словаря с физическими величинами и понятиями

Для выбора самой удобной и структурированной электронной оболочки, нами был проведен анализ нескольких программ: Dr. Explain, Snagit, MadCap Flare, HelpNDoc, Adobe RoboHelp. В результате анализа нами была выбрана более удобная электронная оболочка Dr. Explain.

Ее основные функции: Автоматическое создание документации на основе скриншотов, поддержка многоуровневых структур, возможность добавления аннотаций и поясняющих текстов.

Преимущества: Удобный интерфейс, поддержка различных форматов экспорта (HTML, CHM, PDF, Word и другие), возможность генерации интерактивной документации. Недостатки: Может быть сложным для новичков, высокий порог входа для некоторых функциональных возможностей.

На основании проведенного анализа справочных материалов, анкетирования использования печатных и электронных вариантов справочников (словарей) в образовательных учреждениях, нами было принято решение разработать электронный справочник c физическими величинами и понятиями для основной и средней школы в электронной оболочке Dr. Explain.

Благодаря ему станет намного легче работать с материалом, а также это будет занимать меньше времени.

2.1 Описание электронной оболочки Dr. Explain

Dr.Explain — программа для быстрого создания файлов справки (help-файлов), справочных систем, онлайн-руководств пользователя, пособий и документации к программному обеспечению, изделиям, техническим и бизнес-системам.

Перечислим некоторые особенности программы.

1) Автоматическое документирование. Достаточно указать окно приложения или веб-страницу сервиса, которые нужно описать, и Dr.Explain самостоятельно создаст скриншот, проанализирует все элементы интерфейса, добавит выноски и даже подпишет их там, где это возможно;

2) Широкие возможности для редактирования контента. Редактор поддерживает текст с различными начертаниями и стилями шрифтов, аннотированные изображения, видео, таблицы, нумерованные и произвольные списки, гиперссылки, макропеременные и специальные объекты;

3) Гибкое управление структурой проекта. Можно создавать, удалять, перемещать, блокировать или разблокировать разделы проекта;

4) Настройка визуального стиля. Внешний вид страниц справки можно настроить с помощью коллекции визуальных шаблонов или CSS-кода;

Dr.Explain поддерживает импорт документов CHM, Word, HTML, HLP, RTF, TXT, XML.

2.2 Создание электронного справочника

Электронный справочник — это справочник в компьютере или другом электронном устройстве. Позволяет быстро найти нужное слово. Для его разработки нами была скачена программа Dr. Explain.

При открытии программы откроется главное окно, в котором содержание, меню, заголовок, редактор и фильтр.

Начинаем всю работу с заголовка, для этого нам понадобится текстовый редактор. Далее нужен разобраться с содержанием, что именно мы хотим там видеть. Это структура всего словаря. При открытии программы, там уже был создан один раздел “Новый раздел”, его нужно обязательно переименовать.

Для того, чтобы сортировать, включая все подразделы, то нужно отметить пункт меню Раздел/Сортировать/Рекурсивно. И там уже можно отсортировать все по убыванию, возрастанию и т.д.

Для того, чтобы начать писать основную часть нужно определиться с оглавлением. У нас в данном случае будет там греческий алфавит, так как с помощью этого будет удобнее искать физические величины и понятия.

После этого мы создаем еще один раздел под названием «Содержание». Там будет рассказано про этот электронный справочник.

Рисунок 1 – Титульный лист и содержание справочника

Также с помощью редактора нужно приступить к написанию первого раздела. Весь материал, который у нас есть, можно спокойно перенести в нужное место, из любого документа. Форматирование текста производится с помощью инструментальной панели, находящейся в верхней части редактора.

При работе с первой главой были перенесены величины и понятия из таблицы документа Microsoft Word. Для более удобного поиска все термины были выделены жирным шрифтом, единицы измерения и ссылка курсивом. Последующие главы отформатированы абсолютно также.

Всего 26 разделов, для каждой буквы свой раздел. Чтобы открыть содержание, нужно воспользоваться гиперссылкой, которая присутствует в конце каждого раздела. Там отображается все, что находится в этом электронном справочнике. Нажав, например, на любую букву можно сразу же увидите ее содержание.

В самом содержании расположен алфавит. Можно нажать на любую букву и сразу откроются нужные термины.

Для того, чтобы можно было перемещаться по словарю, не задействуя содержание, у букв были созданы специальные гиперссылки. Для их работы была задана цель, перемещение в нужную главу.

Для того, чтобы открывать справочник без проблем (не скачивать программу каждый раз) нужно в Dr.Explain в панели управления открыть экспорт для нужного формата файла. Благодаря этому экспорту файл становится приложением, которое можно открывать в любом месте.

Справочник создан для того, чтобы всем тем, кто им пользуется было очень удобно. Он обеспечивает быстрый поиск любых терминов. А самое главное с правильной формулировкой.

Справочник содержит в себе титульный лист, оглавление и алфавит. Благодаря алфавитным сноскам передвижение по словарю становится быстрее.

2.3 Работа электронного справочника

Справочник с физическими величинами и понятиями работает исправно.

В нем присутствует 2 раздела и 26 подразделов.

Чтобы перейти в содержание справочника, следует нажать либо на гиперссылку «СОДЕРЖАНИЕ» под названием справочника и выбрать нужную букву, либо в левом верхнем углу нажать на «+» в строке «Содержание» и выбрать нужный подраздел с интересующей буквой.

В каждом разделе и подразделе в верхней правом углу присутствуют две гиперссылки «← Предыдущая» и «Следующая →», которые переносят на предыдущую и следующую страницу соответственно.

При нажатии на любую букву в разделе «СОДЕРЖАНИЕ» открывается новая страница с выбранной буквой греческого алфавита.

Обратно в содержание можно переместиться либо гиперссылкой «СОДЕРЖАНИЕ» в нижней строчке каждого подраздела, либо в левом верхней углу, где указаны все буквы греческого алфавита.

2.4 Выводы по второй главе

Для создание электронного справочника была использована программа для создания и просмотра всех типов файлов Dr.Explain, которая позволяет разработать любое методическое издание (учебник, пособие, справочник и т.д.) различной сложности. Выбор программного обеспечения для работы с документами зависит от конкретных потребностей и предпочтений пользователя. Dr. Explain отлично подходит для тех, кто ищет интегрированный подход к созданию визуальной и интерактивной документации.

Справочник содержит титульный лист, содержание и алфавит. Благодаря алфавитным сноскам и гиперссылкам передвижение по словарю становится быстрым и эффективным, а его содержание соответствует терминам и определениям, которые включены в печатные и электронные версии учебников по физике для 7, 8, 9 классов и 10, 11 классов.

Данная форма словаря позволяет быстро и эффективно найти необходимый в алфавитном порядке физическую величину или понятие по физике.

3. Оценка эффективности использования разработанного электронного справочника

Для оценивания эффективности словаря был проведен опрос, в котором были заданы вопросы о работе нового электронного словаря. Для того, чтобы учащемуся пройти этот опрос, нужно было всего лишь открыть сам справочник. Опрос был построен на критериях, которые были выведены в течении всей работы. Его прошли 79 человек и все они обучаются в разных учреждениях (ГБОУ гимназия №177, Охтинский колледж и ФГАОУ ВО СПбПУ Естественно-научного лицея). Данная работа очень важна, так как благодаря этим результатам можно было вывести все недочеты и дальнейшие планы для развития разработки.

Рисунок 2 -Результаты опроса

Перед проведением опроса участникам давалась возможность поработать с данным словарем. Они могли им пользоваться как на уроке, так и дома (для подготовки к работам).

После рассылки готового электронного справочника участники стали более заинтересованы в нашем продукте. Во время пробного использования были выявлены незначительные ошибки, например, долгие переход с одной страницы на другую. Это было связано с формой кодировки справочника.

Эти ошибки никак не влияли на работу электронного справочника. После их устранения ни у одного человека не возникло вопросов о корректировке словаря. Самое главное, что в этом электронном справочнике собраны физические величины и понятия для основной и средней школы. Определения были собраны из множества различных источников.

Этот опрос показал эффективность работы среди учащихся гимназии, Охтинского колледжа и ФГАОУ ВО СПбПУ Естественно-научного лицея. Каждый смог опробовать электронный справочник и оценить его работоспособность. Дети были заинтересованы в использовании нового электронного справочника, им был удобен интерфейс и ребята планируют использовать его для подготовки к урокам физики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе анализа печатных и электронных справочников (словарей) греческого алфавита по физике в библиотеках Красногвардейского района Санкт-Петербурга, анализа их недостатков и достоинств, нами было выяснено, что данного материала в городских имеется совсем не много, а в некоторых школьных библиотеках отсутствуют совсем.

Вследствие проведенного анализа и анкетирования использования печатных и электронных вариантов справочников (словарей) в образовательных учреждениях, нами было установлено, что школьникам и ребятам из других учреждений удобна и необходима как электронная, так и печатная версия словаря.

Это и послужило причиной разработки и создания электронного справочника, который может быть использован для подготовки к занятиям по физике с удобным поиском физических величин и понятий в онлайн формате.

Для создание электронного справочника была использована программа для быстрого создания файлов справки (help-файлов), справочных систем, онлайн-руководств пользователя, пособий и документации к программному обеспечению, изделиям, техническим и бизнес-системам Dr. Explain, которая позволяет разработать любое методическое издание (учебник, пособие, справочник и т.д.) различной сложности, с простым интерфейсом.

После разработки электронного словаря была выполнена оценка эффективности его использования среди учащихся гимназии, Охтинского колледжа и ФГАОУ ВО СПбПУ Естественно-научного лицея с использованием анкетирования по сформированным опросникам.

По результатам опроса было установлено, что предлагаемая форма электронного словаря, очень удобна в использовании и большая часть опрошенных заинтересовались данной версией и уже используют ее в своей образовательной деятельности.

Список использованных источников и литературы

1. Гомоюнов, К. К., Кесаманлы, М. Ф., Кесаманлы, Ф. П. Толковый словарь школьника по физике: учебное пособие / К. К. Гомоюнова. – Санкт-Петербург: Издательство «Специальная литература, 1999. - 384 с.

2. Чертов, A. Г. Физические величины. терминология, определения, обозначения, размерности, единицы: справочник / Чертов А.Г. – Санкт-Петербург: Аквариум, 1997. - 335 с.

3. Физика. Словарь [Электронный ресурс]: образовательная программа /

Лен. электр.-тех. ин-т. – Электрон. словарь – Ленинградская область: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2016. – Режим доступа к словарю: https://www.andreyolegovich.ru/edu/physics/physdict.php (дата обращ. 15.01.2025)

4. Физический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: науч. энциклопед. словарь / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. словарь – Долгопрудный: МФТИ, 2014. – Режим доступа к словарю: https://gufo.me/dict/physics (дата обращ. 15.01.2025)

5. Список терминов и понятий по физике (словарь) [Электронный ресурс]: справоч. табл. / Нижегород. гос. арх.-стр. ун-т – электрон. словарь – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2019. – Режим доступа к словарю: https://infotables.ru/fizika/1179-terminy-po-fizike (дата обращ. 15.01.2025)

Просмотров работы: 14