ВВЕДЕНИЕ
Физика − это увлекательная наука, которая помогает нам понять, как устроен мир вокруг нас. Она изучает различные явления, от движения планет до работы электрических приборов. Несмотря на то, что физика может показаться сложной, если разобраться в основных принципах, она становится более понятной и интересной.
При решении задач по физике использование физических величин и их единиц измерения играет ключевую роль. Каждая величина имеет свои единицы, которые необходимо учитывать для корректного решения. Неправильное применение единиц может привести к ошибкам в расчетах и неверным выводам.
Актуальность данной работы обусловлена созданием справочного пособия, содержащего физические понятия, термины и определения, встречающиеся в физике на латинском языке в алфавитном порядке, их единицы измерения, что может значительно упростить процесс изучения физики учащимися. Данное пособие станет ценным инструментом в подготовке к урокам и экзаменам, способствуя более глубокому пониманию предмета и повышению успеваемости.
Целью проекта является разработка справочника физических величин и их определений, обозначающихся буквами латинского алфавита в электронной оболочке SunRav, адаптированного к использованию в учебной программе для основной и средней школы.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
проанализировать физические величины, которые обозначаются буквами латинского алфавита, и встречаются в школьной программе
обосновать целесообразность использования, и разработать справочник физических терминов и определений в программной оболочке SunRav
оценить эффективность использования справочника.
1. Обзор источников по теме
Физика, как наука
В современном мире значение физики чрезвычайно велико. Всё то, чем отличается современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий.
Также, физика - одна из старейших академических дисциплин, возможно, самая старая за счет включения астрономии в её разделы. На протяжении последних двух тысячелетий, физика была частью естественной философии наряду с химией, биологией и некоторыми разделами математики, но во время научной революции в 17-м веке, естественные науки возникли как уникальные и самостоятельные исследовательские программы.
Физика также вносит значительный вклад в развитие новых технологий, возникающих в результате теоретических прорывов. Например, успехи в понимании электромагнетизма или ядерной физики привели непосредственно к разработке новых продуктов, которые кардинально изменили современное общество, таких как телевидение, компьютеры, бытовая техника и ядерное оружие; успехи в термодинамике привели к развитию индустриализации, а успехи в механике вдохновили на развитие вычислений.
Значение латинского алфавита в физике
Основным языком науки является не только устный, но и письменный, и здесь становится особенно важным деление на алфавиты.
Латинский алфавит, как одна из наиболее распространенных систем письменности в мире, играет важную роль во многих областях науки, включая физику.
Латинский алфавит играет ключевую роль в физике, обеспечивая единообразие и универсальность в обозначении физических величин и констант. Каждая буква латинского алфавита часто ассоциируется с определенной физической величиной. Например, "m" − это масса, а "F" − сила. Знание этих обозначений помогает ученикам понимать формулу уравнения.
Латинский алфавит, будучи универсальным стандартом, облегчает международное сотрудничество в научных исследованиях. Физики из разных стран и культур могут общаться на одном языке, используя общепринятые обозначения для величин и констант. Это особенно важно в эпоху глобализации и активного обмена научными знаниями, когда международные конференции, публикации и совместные исследования стали повседневной практикой.
В образовательном процессе знание и использование латинского алфавита очень важно для студентов и школьников. Новый материал часто представляется через формулы и уравнения, и учащимся требуется понимать обозначения, чтобы успешно осваивать курс. На уроках физики учителя уделяют много времени тому, чтобы объяснить, что означает каждая буква, как она связана с физическими концепциями и как использовать их в расчетах. Это создаёт прочную основу для дальнейшего изучения более сложных тем.
Основные функции латинского алфавита в физике
Латинский алфавит широко используется в физике, что делает его незаменимым инструментом в научной коммуникации. В физике латинские буквы часто употребляются для обозначения основных физических величин.
Основные функции латинского алфавита в физике заключаются в использовании букв для обозначения физических величин и понятий.
Поскольку количество физических величин больше количества букв в латинском алфавите, одни и те же буквы используются для обозначения различных величин.
Например, «А» обозначает работу, «а» − ускорение. Это упрощает запись уравнений и формул.
В физике также существует множество фундаментальных констант, которые обозначаются латинскими буквами. Например, "G" — гравитационная постоянная, "c" — скорость света в вакууме, «h» − постоянная Планка. Эти обозначения являются универсальными, что значительно упрощает понимание и работу с уравнениями, содержащими такие константы.
Латинские буквы также используются для обозначения единиц измерений. Например, "l" обозначает длину, а "V" – объем. Это помогает обеспечить однозначность при работе с различными величинами, а также при преобразовании единиц. В физике используются сложные формулы и уравнения, и использование латинских букв упрощает процесс их записи. Например, формула для расчета объема тела V , м3 имеет вид
, (1)
где – масса тела, кг,
– плотность, кг/м3.
Для учащихся знание обозначений единиц измерения важно. Это знание помогает им правильно определять формулы и проводить расчеты, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию физических процессов.
Выводы к первой главе
Физика, изучающая явления окружающего мира, основывается на строгих математических принципах и формулировках. Она является одной из старейших дисциплин, играя ключевую роль в естественных науках и пересекаясь с другими областями, такими как биофизика и квантовая химия. Физика не только объясняет устройство Вселенной, но и способствует развитию новых технологий и научных направлений. Латинский алфавит служит универсальным стандартом для научной коммуникации, облегчая международное сотрудничество между физиками из разных стран. Это особенно важно в условиях глобализации, когда обмен знаниями и совместные исследования становятся нормой. Латинские буквы используются для обозначения основных физических величин, фундаментальных констант и единиц измерения, что упрощает запись формул и уравнений. Это стандартизированное использование обозначений способствует быстрому восприятию информации и облегчает работу ученых и студентов. Таким образом, физика и латинский алфавит взаимосвязаны, что делает их неотъемлемыми элементами научного прогресса и образования. Знание и понимание этих аспектов являются основой для дальнейшего изучения физики и других естественных наук, а систематизация вышеперечисленных данных в алфавитном порядке в электронной оболочке сделает работу по изучению физических величин, основных констант, понятий, определений, единиц измерений более удобной и простой.
2. Практическая часть проекта
2.1 Разработка структуры справочного пособия
Нами проведен опрос, об удобстве формата выбора справочника, среди учащихся нашей гимназии, гимназии при Государственном Русском музее и Естественно-научного лицея Санкт-Петербургского политехнического университета. В опросе приняли участие 42 человека. В результате опроса было выявлено, что наиболее удобным форматом представления продукта является занесение справочника в электронную оболочку.
Рисунок 1 – Результаты опроса
Достоинства электронных форматов справочников:
доступность – электронные справочники доступны на различных устройствах (компьютерах, планшетах, смартфонах) и могут быть использованы в любое время и в любом месте;
пополняемость – информация в электронных справочниках может быть быстро обновлена, что обеспечивает актуальность данных;
поиск и навигация – возможность быстрого поиска по ключевым словам и удобная навигация по содержимому;
интерактивность – электронные справочник может предлагать интерактивные функции, такие как ссылки на дополнительные ресурсы или мультимедийные элементы;
экономия пространства – не требуют физического места для хранения, что особенно важно для больших объемов информации. эти достоинства делают электронные справочники удобным и эффективным инструментом для поиска и получения информации.
После выбора формы представления продукта следующим этапом был поиск и структурирование найденной информации.
Структурирование информации в справочнике должно быть логичным и интуитивно понятным. Использование заголовков и аккуратного оформления облегчит навигацию и восприятие текста, делая справочник удобным инструментом для учащихся. Также, справочник должно содержать несколько ключевых компонентов для обеспечения удобства использования и полноты информации.
Должны быть включены следующие компоненты:
подробные определения каждой физической величины, понятные для учащихся 7-11 классов;
для каждой величины необходимо указать соответствующую единицу измерения, включая как базовые, так и производные единицы;
создание QR-кодов или ссылок на дополнительные ресурсы поможет ученикам расширить свои знания и углубиться в тему.
В качестве программы, в которой будет представлен справочник была выбрана электронная оболочка SunRav BookOffice.
2.2 Что такое SunRavBookOffice?
SunRav BookOffice — пакет программ для создания и просмотра электронных книг и учебников.
В оболочку ПО входят два компонента:
1) SunRav BookEditor. Инструмент для написания и последующего редактирования учебных пособий любой сложности.
2) SunRav BookReader. Утилит для просмотра электронных книг в любом формате.
Преимущества SunRav BookOffice:
удобный интерфейс: доступный и интуитивно понятный интерфейс, который упрощает работу для пользователей с различным уровнем подготовки;
мобильность: возможность работы с системой из различных устройств, включая мобильные, что позволяет работать удаленно;
поддержка различных форматов документов: программа позволяет работать с различными форматами файлов, что делает ее универсальным инструментом;
интеграция с другими системами: SunRav BookOffice может интегрироваться с другими программами и системами, что делает его более гибким инструментом для создания справочного пособия.
SunRav BookOffice является мощным инструментом для создания электронных книг и учебников, предлагая пользователям широкий набор функций для работы с текстом, мультимедийным контентом и взаимодействием с читателями.
2.3 Разработка электронного справочника
Электронный справочник — это цифровой ресурс, который содержит информацию по определенной теме или набору тем и предназначен для быстрого поиска и доступа к данным. Для его разработки нами была скачена программа SunRav BookOffice, о которой мы рассказывали ранее.
При открытии программы откроется главное окно, в котором содержание, меню, заголовок, редактор и фильтр.
Начинаем всю работу с заголовка, для этого нам понадобится текстовый редактор. При открытии программы, там уже был создан один раздел «Новый раздел», его нужно обязательно переименовать. Первый этап – создание титульного листа. На нем размещаем название словаря и, в верхней части страницы, кнопку «Оглавление», при создании которой воспользуюсь функцией «Гиперссылка» и задам цель – перемещение на главу «Оглавление», что позволяет при нажатии кнопки переместиться на соответствующую главу.
Для того, чтобы начать писать основную часть нужно определиться с оглавлением. У нас, в данном случае, там перечислены все буквы латинского алфавита.
Рисунок 2 – Оглавление и разделы справочника
С помощью редактора нужно приступить к написанию первого раздела. Весь материал, который у нас есть, можно спокойно перенести в нужное место, из любого документа. Форматирование текста производится с помощью инструментальной панели, находящейся в верхней части редактора.
При работе с первой главой были перенесены величины и понятия из таблицы документа MicrosoftWord. Для более удобного поиска все термины были выделены жирным шрифтом и курсивом, единицы измерения курсивом. Последующие главы отформатированы абсолютно также.
Всего 26 разделов, для каждой буквы свой раздел. Для того, чтобы у пользователей была возможность вернутся из раздела с буквой к разделу «Оглавление», в каждом разделе в верхней части страницы создана кнопка «Оглавление» и она наделяется гиперссылкой на соответствующий раздел. Также, в каждом разделе по левую сторону от кнопки «Оглавление» размещается кнопка «Назад» и снабжается гиперссылкой на нее, задавая цель - перемещение на предыдущую главу, а по правую сторону размещается кнопка «Вперед» и задается ей цель – перемещение на последующую главу.
После создания глав, соответствующих каждой букве латинского алфавита, мы возвращаемся в главу «Оглавление» и продолжаем работу с перечисленными в этой главе буквами. В инструментальной панели, зайдя в раздел «Вставка», используя функцию «Гиперссылка», мы наделяем каждую перечисленную букву специальной гиперссылкой, с заданной целью – перемещение в раздел, соответствующий выделяемой букве.
Для того, чтобы открыть справочник без скачивания программы, используемой при создании продукта, при сохранении можно нажать кнопку «Экспорт» и воспользоваться функцией «Компиляция». Благодаря этому экспортированный файл становится приложением, которое можно открывать на любом устройстве.
2.4 Работа со справочником
Справочник сохранен в формате приложения, что позволяет пользователю не скачивать различные программы для того, чтобы открыть справочник и свободно использовать его.
При открытии справочника пользователь видит титульный лист с названием и кнопкой «Оглавление», нажав на которую читатель перемещается в соответствующую главу.
Во главе «Оглавление» представлены все буквы латинского алфавита, снабженные гиперссылками. Нажав на любую из них, пользователь перемещается во главу с соответствующей буквой.
Во главе представлены названия физических величин их определения и единицы измерения, обозначающиеся буквой, к которой принадлежит данная глава. Для перемещения на последующую главу пользователь может воспользоваться кнопкой «Вперед», а для перемещения на предыдущую главу – кнопкой «Назад». Для того, чтобы вернутся во главу оглавление, пользователю нужно воспользоваться кнопкой «Оглавление». Все вышеперечисленные кнопки находятся в верхней части страницы. Ими снабжена каждая глава словаря.
2.5 Выводы по второй главе
Для создание электронного справочника была использована программа для создания и просмотра всех типов файлов SunRav BookOffice, которая позволяет разработать любое методическое издание (учебник, пособие, справочник и т.д.) различной сложности.
Справочник содержит титульный лист, оглавление и алфавит. Благодаря алфавитным сноскам и гиперссылкам передвижение по электронному справочнику становится быстрым и эффективным, а его содержание соответствует терминам и определениям, которые включены в печатные и электронные версии учебников по физике для 7-9 класса.
Данная форма представления справочника позволяет быстро и эффективно найти необходимый в алфавитном порядке термин или определение по физике.
3. Оценка эффективности использования электронного справочника
Для оценивания эффективности справочника был проведен опрос, в котором были заданы вопросы о работе нового электронного справочника. Для того, чтобы учащемуся пройти этот опрос, нужно было всего лишь открыть сам справочник. Опрос был построен на критериях, которые были выведены в течении всей работы. Его прошли 62 человека и все они обучаются в разных учреждениях (ГБОУ гимназия №177, Российская гимназия при Государственном Русском музее и ФГАОУ ВО СПбПУ Естественно-научного лицея). Данная работа очень важна, так как благодаря этим результатам можно было вывести все недочеты и дальнейшие планы для развития разработки.
Перед проведением опроса участника давалась возможность поработать с данным справочником. Они могли им пользоваться как на уроке, при решении задач в классе, так и дома, для подготовки к занятиям и при выполнении домашних заданий.
После рассылки готового электронного справочника, участники были опрошены относительно удобства использования предоставляемого продукта. Во время пробного использования были выявлены незначительные ошибки, например, долгие переходы с одной страницы на другую и, при открытии словаря некоторым пользователям приходилось ждать дольше, чем ожидалось. Это было связано с формой кодировки справочника.
Эти ошибки никак не влияли на работу электронного словаря. После их устранения ни у одного человека не возникло вопросов о корректировке представленного продукта.
Рисунок 3 – Результаты опроса:
Проведенный опрос показал эффективность работы среди учащихся гимназии, Российской гимназии при Государственном Русском музее и ФГАОУ ВО СПбПУ Естественно-научный лицей. Каждый смог опробовать электронный справочник и оценить его работоспособность. Ученики были заинтересованы в использовании нового электронного справочника, интерфейс соответствовал их ожиданиям и оказался достаточно удобным в использовании, многие из опрошенных собираются и в дальнейшем продолжать пользоваться справочником для подготовки к урокам, выполнения домашнего задания и расширения знаний в области физики.
После выполнения анализа удобства использования печатных и электронных словарей (справочников) по физике, путем анкетирования, анализа недостатков и достоинств доступных электронных оболочек, проведения анкетирования с целью выяснения мнения учащихся образовательных учреждениях Санкт-Петербурга об актуальности создания справочника был разработан электронный справочник c физическими величинами и понятиями для средней и старшей школы в электронной оболочке SunRav BookOffice, оценка эффективности которого проводилась с использованием анкетирования по сформированным опросникам. Анкетирование проводилось среди учащихся гимназии, Российской гимназии при Государственном Русском музее и ФГАОУ ВО СПбПУ Естественно-научного лицея.
По результатам опроса было установлено, что предлагаемая нами форма электронного справочника, очень удобна в использовании, большая часть опрошенных заинтересовались данной версией и используют ее в своей образовательной деятельности при подготовке к урокам, в ходе проведения занятий и при подготовке к экзаменам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вследствие проведенного анкетирования использования печатных и электронных вариантов словарей (справочников) в образовательных учреждениях, нами было установлено, что школьникам и ребятам из других учреждений удобна и необходима электронная версия справочника для удобного использования латинского алфавита, использующегося в терминах, определениях, константах, единицах измерений физических величин. Кроме того, многие учащиеся изъявили желание иметь у себя такой электронный справочник в своем персональном компьютере или на ноутбуке (планшете, телефоне).
Это и послужило причиной разработки и создания справочника, который может быть использован для подготовки к занятиям по физике с удобным поиском физических величин и понятий в онлайн формате.
Для создание электронного справочника была использована программа для быстрого создания файлов справки (help-файлов), справочных систем, онлайн-руководств пользователя, пособий и документации к программному обеспечению, изделиям, техническим и бизнес-системам SunRav BookOffice, которая позволяет разработать любое методическое издание (учебник, пособие, справочник и т.д.) различной сложности, с простым интерфейсом.
Разработанный справочник содержит титульный лист, содержание по алфавиту латинского языка, терминологию физических величин, понятий, постоянных, единиц измерения физических величин. Благодаря алфавитным сноскам и гиперссылкам передвижение по словарю становится быстрым и эффективным, а его содержание соответствует физическим величинам и понятиям, которые включены в печатные и электронные версии учебников по физике для 7-9 классов.
После разработки электронного справочника была выполнена оценка эффективности его использования среди учащихся гимназии, Российской гимназии при Государственном Русском музее и ФГАОУ ВО СПбПУ Естественно-научного лицея, которая показала целесообразность его использования в учебном процессе в образовательных заведениях.
По результатам опроса было установлено, что предлагаемая авторами форма электронного справочника, очень удобна в использовании, и большая часть опрошенных заинтересовались данной версией и уже с удовольствием используют ее в своей образовательной деятельности.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме.
Список использованных источников
1. Физические величины: Справочник/ А. П. Бабичев, Н. А. Бабушкин, А. М. Братковский и др., Под. ред. И. С. Григорьева, Е. З. Мейлихова. – М.; Энергоатомиздат, 1991. – 1232 с.
2. Чертов A. Г. Ч50 Физические величины (терминология, определения, обозначения, размерности, единицы): Справочник. - М.: Аквариум, 1997. - 335 с.: кл.
3. Единицы измерения для 7-11 кл. по физике: [сайт]. – 2025. – URL: https://infourok.ru/edinici-izmereniya-dlya-kl-po-fizike-1825103.html(дата обращения: 01.04.2025).
4. Список терминов и понятий по физике (Словарь): [сайт]. – 2025. – URL: https://infotables.ru/fizika/1179-terminy-po-fizike(дата обращения: 01.04.2025).
5. Физический энциклопедический словарь: [сайт]. – 2025. – URL:https://gufo.me/dict/physics(дата обращения: 02.04.2025).
6. Физические величины и их единицы в СИ: [сайт]. – 2025. – URL: https://www.calc.ru/627.html(дата обращения: 03.04.2025).