Оптические иллюзии

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Оптические иллюзии

Журавлев Д.А. 1
1МОАУ "Гимназия №2", 9 А класс
Козина Н.В. 1
1МОАУ "Гимназия №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человеческое зрение является удивительным даром, которое дано природой. Мы знаем о том, что через зрения человек получает 90% информации о происходящем вокруг него. Мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает. Мы привыкли верить тому что видим, но есть моменты, когда зрение может нас обмануть. Иногда, то что мы видим не является реальность, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Зачастую это вызывает удивление, а иногда заинтересованность разобраться в причинах появления данного явления. В повседневной жизни данное явление называют «обман зрения», однако у данного явления иметься научное название и это - «Оптическая иллюзия». В настоящее время их известно очень большое количество и все они не однотипны, как и причины, их возникновения.

На протяжение многих лет, начиная с древности, возникновением иллюзий занимались многие учёные, которые пытались объяснить процесс появления иллюзий. Другие, например, художники использовали данное явления при написании картин либо при постройке дворцов, царских либо императорских угодий с целью предания им еще более величия и грандиозности. «Оптическая иллюзия, также зрительная иллюзия – ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа, а также физическими причинами». [1]В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некий сбой в работе зрительной системы.

Когда человек наблюдает оптическую иллюзию, значит он ошибается в восприятии размера изображения, формы объекта, цвета. Заблуждаться мы можем также по поводу того, статично стоит тело или оно движется. То есть, мы можем наблюдать эффект псевдо движения.

Если отбросить научные подходы обоснования оптических иллюзий можно легко вообразить себе, что зрительные иллюзии – это магия либо волшебство.Феномен иллюзии — объект изучения многих поколений ученых. За три века исследований и споров медики, психологи и физиологи так и не пришли к единому суждению, что есть иллюзия: игра воображения, сбой в системе восприятия или его побочный эффект. На самом деле, практически все эти явления объяснимы физическими законами и психологией.

В настоящее время, с развитием промышленности, электроники, использование эффекта «оптическая иллюзия» стала более популярна в цирковом искусстве, в медийном пространстве, в рекламе и киноиндустрии.

Актуальность данной темой обусловлена тем, что мы мало знаем о причинах появления оптических иллюзий, но сталкиваемся с ними в повседневной жизни довольно часто. Изучение иллюзий приведет к пониманию возникновения и возможности их использования в бытовой жизни.

Исследовав данную тему, я хотел бы более тщательно разобраться с интересующим меня долгое время явлениям как «оптические иллюзии», которые заманивает к себе своей необъяснимостью, удивлением и в некоторых случаях восторгом.

Цель проекта: Изучить различные оптические иллюзии и выяснить причины их возникновения.

Задачи:

  1. Изучить историю открытия и дальнейшего развития оптических иллюзий.

  2. Познакомиться с классификацией видов оптических иллюзий.

  3. Выяснить причины и механизмы возникновения оптических иллюзий.

  4. Познакомиться с применением зрительных иллюзий в различных областях жизни человека.

  5. Самостоятельно получить некоторые виды зрительных иллюзий.

Гипотеза: «Стоит ли верить своим глазам?»

Предмет исследования: оптические явления.

Методы исследования:

Изучения теоритического материала и литературы

Эксперименты

Описание экспериментов

Значимость проведенных экспериментов.

ГЛАВА I Теоретическое обоснование

Что такое оптические иллюзии? Где их можно встретить в современном мире?

Оптические иллюзии – это оптико-геометрические искажения объективной реальности; обман зрительного восприятия, свойственный нормальным зрительным чувствам человека.

Люди знакомы с оптическими иллюзиями на протяжении тысячелетий, ведь они могли наблюдать их в природе. А в современном мире мы можем увидеть иллюзии рядом с собой чаще: в СМИ, в телевизоре, на разных афишах и баннерах. Современному обществу оптические иллюзии стали доступнее, так как человечество изучило и развило эту отрасль. В связи с этим появились такие профессии как иллюзионист и фокусник. Кроме профессий, появились аттракционы, на которые люди ходят с большим удовольствием.

Таким образом, можно выделить области, в которых встречаются иллюзии:

В природе.

С уществует такой феномен, как «Ложное Солнце». Если Солнце находится на малой высоте над горизонтом, а в атмосфере присутствуют микроскопические кристаллы льда, можно заметить несколько светлых радужных пятнышек справа и слева от Солнца.

Также есть мираж – самая сложная и известная миру иллюзия.

Р еже можно наблюдать интересное оптическое явление «Брокенский призрак». Для этого нужно в густом тумане повернуться спиной к источнику света. Тогда можно увидеть собственную тень, лежащую на тумане.

Е ще одно интересное явление – это зеленый луч.

К ратковременную вспышку зелёного света, наблюдаемую за мгновение до восхода или заката, называют зелёным лучом. Чтобы увидеть его, нужны три условия: горизонт должен быть открытым, воздух – чистым, а область захода или восхода Солнца свободной от облаков.

Конечно же все с детства помнят самый красивый феномен природы – радугу.

Радуга возникает из-за того, что солнечный свет преломляется и отражается капельками воды (дождя или тумана), парящими в атмосфере.

С амой красивой иллюзией по праву является северное сияние.

Солнце очень нестабильно. Иногда на поверхности Солнца случаются мощные взрывы, из-за которых в сторону Земли направляются мельчайшие частицы солнечного вещества. Магнитное поле нашей планеты отклоняет эти частицы к полюсам, вследствие чего там начинаются обширные магнитные бури. Протоны и электроны Солнца взаимодействуют с ионосферой Земли, из-за чего слои атмосферы начинают светиться.

В Интернете каждый встречал картинки, приводящие в замешательство. Их существует большое количество разных видов: связанные с движением, пропорциями предметов или геометрических тел, глубиной и перспективой.

В кинематографе. Например, операторы создают специальные эффекты, благодаря которым человек обычного роста становится великаном по сравнению с другими персонажами и, наоборот, если изменить экспозицию, гиганта можно быстро превратить в карлика.

В рекламе. Маркетологи, чтобы привлечь внимание покупателей, часто используют нестандартный подход к рекламе продукции. Они стараются сделать рекламу уникальной, так, например, свою продукцию прорекламировала овощная база.

В повседневной жизни. Также в повседневной жизни можно встретить довольно много оптических иллюзий. Например, иллюзия состоит в том, что эти пироги продаются из автомобиля.

История открытия и развития оптических иллюзий

Уже очень давно люди поняли, что нельзя полностью полагаться на зрительное восприятие мира, так как заметили, что глаза и мозг человека легко ввести в заблуждение. Так ещё в IV веке до нашей эры Аристотель писал: «Нашим чувствам можно доверять, но их всё же легко обмануть». Древнегреческий философ заметил, что, если какое-то время смотреть на водопад, а затем взглянуть на неподвижный горный склон, можно обнаружить, будто скалы движутся в направлении противоположном потоку водопада. Учёные назвали этот оптический феномен эффектом последействия движения или иллюзией водопада.

Т акже в древности люди не только открывали всё новые и новые оптические эффекты, но и пытались понять, как они действуют, и применить иллюзии на практике. Архитекторы и художники стремились совершенствовать свои произведения и удивлять людей, вводя их в заблуждение. Например, творцы заметили, что на темном фоне светлые тела кажутся больше, чем на самом деле, а тёмные на светлом выглядят меньше. Исследователи-оптики дали этому явлению название иррадации. В I веке до н.э. римский архитектор и художник Марк Витрувий, объяснил ее суть так: «при сочетании светлого и темного свет «пожирает» мрак». Действительно, провода ЛЭП в лучах солнца заметно истончаются, а человек в черной одежде кажется стройнее, чем в белой.

Д ревнегреческие архитекторы нашли этому эффекту практическое применение: делали колонны храмов разной толщины. Например, угловые колонны всем известного Парфенона - главного храма афинского Акрополя – шире соседних, а расстояния между угловыми и соседними колоннами уменьшены. Связано это с тем, что угловые колонны находятся на фоне светлого неба, а остальные – на фоне чёрного святилища храма. С помощью этой оптической иллюзии архитекторы добились того, что со стороны все колонны выглядят одинаково, а разницу можно обнаружить только при непосредственном измерении.

Великие художники отлично разбирались в физике цвета: они заметили, что на зелёной (холодной) ткани в глубине складок появляются красные (тёплые) тени, а на жёлтой (тёплой) - синие (холодные). Многие художники-импрессионисты творили в технике пуантилизма (живопись точками, то есть отдельными мазками). Главное для них было – найти такие цвета, которые при взаимном влиянии создают свой собственный, новый цвет, а в сетчатке глаза при этом происходит их наложение, создавая общее впечатление света или тени.

В XIX-XX веках люди всерьёз задумались над тем, как они воспринимают мир и начали активно изучать особенности органов чувств человека, в частности зрения. Именно тогда исследователи разработали оптические иллюзии, которые впоследствии назвали классическими:

В 1889 году была описана иллюзия Мюллера-Лайера;

В


конце XIX века был открыт феномен Гельмгольца;

В
1901 году стала известна иллюзия Эббингауза;

В 1913 году была продемонстрирована иллюзия Понцо.

У беждаясь всё больше в том, что верить своим глазам можно далеко не всегда и создавая всё больше и больше оптических иллюзий, учёные добились высоких результатов в изучении свойств восприятия. Николас Уйэд, специалист по истории оптических иллюзий из университета Данди (Шотландия) утверждает: «Создавая иллюзии, учёные осознали, что даже понимание механизма работы глаз не даёт целостного представления о природе зрения». Уэйд отмечает, что исследователи пытались объяснить восприятие всех оптических иллюзий одной общей теорией, в чём и заключалась их ошибка. Как позже обнаружилось, реакции человеческого мозга на оптические иллюзии гораздо сложнее и разнообразнее, чем виделось исследователям на рубеже XIX-го и XX-го столетий.

Достижения науки и техники в XX веке позволили специалистам по-новому взглянуть на природу возникновения и механизм действия оптических эффектов. Например, эксперименты ТорстенаВизеля и Дэвида Хьюбела доказали, что за восприятие различных зон зрительного поля отвечают разные нейроны — за это открытие исследователи в 1981-м году получили Нобелевскую премию по медицине.

Ч уть позже учёных за зрительные искажения взялись художники — в 1950-х годах появилось направление в искусстве, посвящённое оптическим иллюзиям, оно получило название оп-арт (от англ. opticalart — «оптическое искусство»). Представители этого стиля стремились создать на плоской поверхности эффект движения за счет использования цветовых контрастов и геометрических узоров.

Самые яркие представители оп-арта — Виктор Вазарели, Бриджет Райли, Джулиан Станчаки, Карлос Крус-Диес.

Карлос Крус-Диес. Physichromie 1879, 2013 г.

Джулиан Станчак Виктор Вазарели. 

В  начале XXI-го века интерес к зрительным искажениям всё также растёт — появляются новые научные теории, с помощью которых учёные пытаются объяснить механизмы возникновения оптических иллюзий. Согласно одной из них, искажения происходят из-за того, что человеческий мозг постоянно «предсказывает» изображение, чтобы компенсировать задержку между самим событием и моментом его восприятия. Для примера — пока человек читаете электронную версию книги, его мозг обрабатывает световые сигналы, поступающие от компьютерного монитора или экрана гаджета. На это требуется определённое время, поэтому человек в некотором роде видит не настоящее, а прошлое. Нейробиолог Марк Чангизи полагает, что именно попытками мозга «предвидеть» картинку объясняются некоторые зрительные искажения.

Изобретение магнитно-резонансной томографии стало настоящим подарком для исследователей оптических иллюзий — наука наконец-то смогла хотя бы в общих чертах понять, что происходит в мозге человека при их восприятии. Так, изучая мозговую деятельность человека, глядящего на куб Неккера, учёные сделали вывод, что мозг неоднозначно воспринимает глубину изображения. Нейроны будто «спорят» между собой, какую картинку следует считать «истинной», в результате наблюдатель видит куб то в одном положении, то в другом.

Благодаря современным методам исследований человечество знает, что за восприятие оттенков цвета, форм предметов и их перемещения в пространстве отвечают разные участки мозга, но каким образом мы получаем целостное изображение, во многом остаётся загадкой. Энтузиасты разрабатывают всё новые и новые способы обмануть зрение, переосмысливая и дополняя классические иллюзии. Глядя на них, люди прилежно «позволяют» собственному мозгу ввести их в заблуждение, а в итоге появляется больше вопросов, чем ответов.

Обработка визуальных данных — это способность к осмыслению образов, позволяющая людям (и даже животным) обрабатывать и интерпретировать смысл информации, которую мы получаем благодаря нашему зрению.

Визуальное восприятие играет важную роль в повседневной жизни. На первый взгляд кажется, будто восприятие происходит легко, но за предполагаемой легкостью скрывается сложный процесс. Понимание, как мы воспринимаем то, что видим, помогает нам спроектировать оптические иллюзии.

Г лаза являются стереоскопическими и в организме отвечают за правильное восприятие информации, точность ее обработки и дальнейшую передачу в мозг.
Человек имеет бинокулярное зрение. Оно заключается в том, что правая часть сетчатки, передавая через зрительный нерв информацию, отправляет ее в мозг правой доли изображения, левая часть передает в левую долю. В итоге, мозг соединяет обе, и получается общая зрительная картинка.

Для того, чтобы человек увидел объект, необходим свет. При отсутствии света всё будет чёрным. Потоки света проходят через оптическую систему глаза, включающую роговицу, хрусталик, влагу передней камеры между роговицей и хрусталиком и стекловидное тело. Достигая внутренней оболочки глаза – сетчатки, пронизанной окончаниями зрительного нерва, свет раздражает их, и в результате образуются электрические импульсы, которые по нервным волокнам передаются в мозг. Затем мозг транслирует эти импульсы в зрительные образы, которые вы «видите» у себя в голове.

Для конструирования реальности мозг использует полученные ранее сведения о мире, а значит, отбрасывает большую часть информации, воспринимаемой визуально. Однако мозг человека не всегда способен адекватно анализировать изображение мира. В таких случаях возникают иллюзии зрения: наблюдаемый предмет кажется не таким, каков он есть на самом деле.

Чтобы не перегружать нас зрительной информацией, мозг отсеивает ее в нужный момент, достраивая изображение на основании ранее полученного опыта. Наш зрачок фокусируется на определенном предмете, давая возможность мозгу достраивать все остальное.

Пользуясь этими особенностями человеческого зрения, иллюзионисты могут легко обмануть нас.
Это можно сделать при помощи цветовых контрастов, резко меняющихся пропорций и разного рода мелких деталей. Благодаря всему этому человеческий глаз будет видеть оптическую иллюзию, которая меняется в зависимости от того под каким углом на нее посмотреть.

Такие маленькие хитрости мешают глазам правильно сканировать находящееся перед ними изображение, и в итоге мозг заставляет человека видеть искаженную картинку.

Иллюзия обмана глаз может различаться по нескольким параметрам:

  • Размеру. Мозг человека определяет размеры предметов и изображений, исходя из величины смежных объектов и неизбежно попадает в ловушку.

  • Цвету. Восприятие цвета существенно зависит от фона и одинаковые цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные, даже если находятся близко и видны нам одновременно.

  • Глубине. Мозг бессознательно видит рисунки только одновыпуклые (одновогнутые); восприятие зависит от направления внешнего (реального или подразумеваемого) освещения.

Таким образом, особенности восприятия мира человеком посредством зрения позволяют создавать оптические иллюзии и совершенствовать их – находить новые способы самообмана.

ГЛАВА II Виды оптических иллюзий

2.1. Естественные иллюзии

2.1.1 Миражи

Мираж – это игра световых лучей. Он возникает в результате отражения в воздухе. Они делятся на три класса.

Первый класс - это нижние миражи – перевернутое изображение предметов. Дело в том, что воздух состоит из слоев, которые имеют разную температуру и плотность. Если лучи переходят из одного слоя в другой, то начинают преломляться, а если разница температур слоев большая, то лучи начинают отражаться, при этом, создавая иллюзии, которые называют миражами. Например, в пустыне песок раскаляется под солнцем, нижний слой воздуха нагревается и начинает отражать предметы, как зеркало. Такое же отражение может быть от раскалённого асфальта. 

2.1.2 Верхние миражи – это миражи второго класса. Они более яркие, но встречаются реже. Такое явление встречается, если возле земли воздух намного холоднее верхнего его слоя. Оторвавшись от земли, изображение зависает. Иногда при этом оно оказывается в перевёрнутом виде. Такой мираж способен по описанной дуге приземлиться через несколько сотен километров. Более подходящие условия для возникновения верхних миражей над морями. В связи с этим именно моряки чаще всего становятся свидетелями повисших в воздухе кораблей. 

2.1.3 Боковые миражи по происхождению схожи с нижними, но отражение происходит от стены, сильно нагретой солнцем.

2.1.4 Иллюзия восприятия размера

Самая известная иллюзия восприятия размера – это иллюзия Мюллера – Лайера.

Большой процент людей, которые рассматривают данные отрезки считают, что тот отрезок, который расположен вверху длиннее из – за стрелок, расположенных наружу. Однако данные отрезки равные по длине.

2.1.5 Иллюзия восприятия цвета

Рассмотрим иррадиацию (лат. irradio — освещаю лучами) — в оптике — явление зрительного восприятия человеком трехмерных объектов и плоских фигур на контрастном фоне, при котором происходит оптический обман зрения, заключенный в том, что наблюдаемый предмет кажется иного размера, нежели его истинный размер. Подобнее иллюзия возникает при наблюдении светлых фигур или объектов на чёрном фоне и наоборот. Подобная иллюзия возникает из – за несовершенства анализа человеческим головным мозгом информации, полученной от органов зрения.

Вглядитесь в чёрный квадрат на белом фоне и белый квадрат на чёрном фоне. Белый квадрат кажется большего размера, чем чёрный. Это оптическая иллюзия. На самом деле квадраты одинакового размера.

2.1.6 Движущиеся иллюзии

Эти иллюзии трудно объяснить, но они производят сильное впечатление.

Если некоторое время смотреть на неподвижный объект, он начинает двигаться. Вращение изображения может быть в разные стороны. Такие иллюзии строятся на постоянном повторе фрагментов, различающихся яркостью и цветом.

2.2 Искусственные иллюзии

2.2.1 Двойственные иллюзии

Одним из видов искусственных иллюзий являются двойственные изображения. При рассмотрении данных иллюзий происходит переключение внимания с одних деталей на другие, которое приводит к активации разных групп нейронов. И поэтому на вопрос «Кто здесь нарисован?» один и тот же человек может дать два ответа: «Девушка», «Старушка». [3]

2.2.2 Иллюзии перевёртыши

Перевёртыш — оптическая иллюзия, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта.

2.2.3 Невозможные фигуры и объекты

Есть множество "невозможных фигур". Невозможно построить эти объекты как физические конструкции, но тем не менее они имеют странную способность обманывать зрение и казаться изображением вполне реальных предметов.

2.2.4 Смешанные иллюзии

В настоящее время данная группа иллюзий является востребованной в общественной жизни. Например, пешеходная дорожка на асфальте, при рассмотрении которой под определённым углом, возникает оптический «обман».

2.2.5 Иллюзия камуфляж

При восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие “выступающие. Чем больше контраст, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. Чем меньше контраст, тем менее заметен объект. На основе иллюзии «Фигура и фон» делают камуфляжную одежду для военных и охотников. В годы Великой Отечественной войны, а также в Специальной Военной Операции вооружённый сил Российской Федерации на Украине такие камуфляжные халаты используют снайперы и разведчики.

ГЛАВА III

ПРИМЕНЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ

Оптические иллюзии в настоящее время стали часто применять во многих областях, а именно в кинематографии, в архитектуре, при пошиве одежды и в искусстве.

3.1. Дизайн

Оптические иллюзии используются для создания экзотических и удивительных дизайнов помещений. Яркие цвета помогают создать иллюзию движения и объемности на плоскости.

При дизайне мобильных приложений, а также в веб – дизайне оптические иллюзии помогают создать эффект трехмерности на плоских поверхностях. Главное отличие трёхмерных картинок от двумерного изображения заключается в передаче геометрической проекции трёхмерного предмета на плоскость с использованием специальных программ. Моделью для создания 3d – рисунка может служить абсолютно любой предмет, реальные объекты или природные явления. [4]

3.2 Архитектура

В мире архитектуры скрываются удивительные оптические иллюзии, которые заставляют взгляд играть в хитроумные игры. От обманчивых визуальных эффектов до интеллектуального использования света и тени. Раскрываем вам магию архитектурных шедевров. Оптические иллюзии в архитектуре можно использовать по разному: корректировать с их помощью несовершенство человеческого восприятия, менять восприятие размеров или просто удивлять. И хотя их применяли еще в античности, в наше время архитекторы не перестают придумывать новые ходы. [5]

3.3 Мода и стиль

Визуальные иллюзии в моде используют игру с зрительным восприятием человека для создания эффекта искажения реальности. Подобная игра считается отличным средством регулирования степени воздействия отдельных компонентов, что значительно влияет на эстетическое восприятие наряда. Ранее такого рода прием помогал дизайнерам скрыть недостатки моделей, выгодно подчеркнуть достоинства и создать уникальный образ. Визуальные иллюзии могут быть использованы в различных элементах модных коллекций, таких как цвет, фактура, форма, рисунок и определённых деталей нарядов. На данный момент нет четких критериев, определяющих степень использования подобного визуального приема, который производит неординарный эффект в мире моды и вызывает восторг у зрителя. [6]

3.4 Искусство

Увлечение иллюзиями оказало влияние на художников. Развилось художественное направление, получившее название Op-art (Op = optical – оптический, Art – искусство - оптическое искусство), в котором творчески интерпретированы самые разные виды иллюзий. Связано это, прежде всего, с вовлечением зрителя в активное участие творчества художника. На вооружении у художника появились великолепные средства воздействия, благодаря которым, можно заставить зрителя воспринимать произведение искусства, согласно первоначальному художественному замыслу фактическим обманом, созданием иллюзорного ряда. Наиболее яркие представители этого течения; Бриджит Райли, Виктор Вазарели,  Еннио Финци, Хулио Ле Парк, Хайнц Мак, Юрий Мессен-Яшин, Реджинальд Нил, Хесус Рафаэль Сото, Гюнтер Уекер, Мауриц Эшер и др.[7]

3.5 Реклама

Конечно же, эффективность воздействия на зрителя не могла не привлечь представителей рекламного бизнеса. Использование оптических иллюзий в рекламе — это беспроигрышный ход с точки зрения привлечения внимания целевой аудитории. И это «ход» применяется до сих пор с тем или иным успехом. Известны случаи, когда наряду с фурором, создателей рекламы не добивались нужной цели. Потребитель не очень-то любит, когда им манипулируют – недоверие к рекламе во многом усиливается, благодаря использованию эффекта «25 – го кадра» и «чересчур креативной» работе (могут запомнить только идею, а не марку; могут не понять идею вообще). В результате рекламодатели получат либо обратный эффект, либо эффект совсем не тот, на который рассчитывали создатели рекламы. [7]

3.6 Киноиндустрия и 3D формат

В настоящее время большую популярность представляет кино в 3D формате, которое позволяет зрителю не только смотреть фильм, но и благодаря оптической иллюзии представлять себя в центре события сюжета. 3D эффекты в кино - это особый способ создания иллюзии глубины и объемности изображения. Они позволяют зрителю окунуться в события фильма и почувствовать себя частью происходящего на экране. 3D технологии активно применяются в современных кинотеатрах, что делает просмотр фильмов более захватывающим и непохожим на обычное кино. Ранее данную оптическую иллюзию можно было увидеть благодаря 3D очкам, но с развитием технологий данные фильмы можно смотреть без очков в специальных кинотеатрах. [8]

Практическая часть

Эксперимент №1

Прочитав научную литературу, а также статьи об оптических иллюзиях, мне захотелось своими руками изготовить объект, который продемонстрирует удивительное явление – оптические иллюзии.

Видео изготовления и демонстрация объекта прилагается к данной работе в видеофайле.

В ходе изготовления объекта, который будет демонстрировать явление – оптическая иллюзия, я взял обычный лист бумаги формата А4, карандаш, гелиевую ручку, фломастер, ножницы и клей. Начертив на бумаге клетки размером 1 см в виде трех шахматных досок черной гелиевой ручкой, соединённых в виде буквы «г», я закрасил клетки в черный цвет, аналогично шахматной доске. Нарисованная фигура была мной вырезана ножницами и в дальнейшем склеена по внутренним сторонам «г» образной фигуры.

В дальнейшем, полученную фигуру я прикрепил, с обратной стороны, на шток в виде обычно шариковой ручки.

Изготовленный объект и его иллюзионный эффект превзошел все мои ожидания. Ведь, я понимаю, что держу в руках объект, который представляет из себя три стороны кубика, но вижу, что держу в ладони целый кубик. Особенно это четко проявляется на видеосъёмке на которой видно, что я как «волшебник» могу держать полноценный кубик на расстоянии от ладони и управлять им.

Данный эксперимент показал, что оптические иллюзии существуют и их можно изготовить в обычных условия и своими руками. И в данном случае можно сказать, что визуальный эффект от увиденного вызывает в нашем сознание больше восторг и удивление, чем страх.

 

Эксперимент №2

Для проведения второго эксперимента нам понадобится лист бумаги, линейка, гелиевая ручка и три фломастера синего, красного и желтого цвета.

В результате получился объект (фото прилагается), рассматривая который можно «поломать» зрение. При рассмотрении фигуры относительно синего цвета можно увидеть, что «якобы» «окно» направлено в правую сторону, если смотреть относительно красного цвета, то «окно» направлено в левую сторону. Однако если посмотреться от куда берет свое начало и заканчивается синяя, а также красная полоска, то мы можем увидеть, что такая фигура в реальности существовать не может. И это «волшебный», и за частую не понятный эффект, который можно наблюдать в достаточно простых иллюзиях.

Значимость проведенных экспериментов

Проведенные мной эксперименты по изготовлению оптических иллюзий, являются одними из самых простых и могут использоваться лишь для развлечений и удивлений друзей, одноклассников и родственников. Данные эксперименты показали, что даже самые простые оптические иллюзии могут вызвать удивления. Проведя эксперименты я показал, что с помощью оптических иллюзий, можно превратить обычные подручные средства в эксклюзивные вещи, которые могут потрясти своим воображением. Однако, если рассматривать более сложные и более потрясающие своим виденьем (изображением) можно однозначно сделать вывод, что оптические иллюзии, начиная с древности и по настоящее время, продолжают удивлять, радовать и использоваться человеком во благо себе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время жизни, человек воспринимает окружающий мир через различные рецепторы: глаза, уши, нос, рот и кожу. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.

Оптические иллюзии – искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии («обманы зрения»), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы и т.д.) и движения.

Иллюзия представляет собой нечто большее, чем «ошибку восприятия», так как является опытом, который нельзя предсказать на основе простой регистрации самого стимула. Иллюзии много говорят о способе нашего восприятия, особенно в связи с активной ролью мозга в перцептивных процессах. Кроме того, иллюзии демонстрируют важную роль контекста в формировании восприятия.

При рассмотрении данной темы я задавался вопрос о полезности данного явления.

В ходе написания работы, а также проведя эксперименты, мной был сделан вывод, что оптические иллюзии, это удивительное явление которое в некоторых случаях может вызвать у человека страх, в других моментах удивление, но у меня данное явление все же вызывает восторг. Использование оптических иллюзий в компьютерной сфере, в киноиндустрии, художниками и архитекторами все же приводит нас к восторгу от созданных композиций, чем страху.

При написании работы я пришел к выводу, что использование удивительного явления - «Оптические иллюзии» в различных областях науки и культуры принесут больше пользы человечеству чем вреда.

Список используемой литературы:

  1. Ибрагимова, З. Н. Оптические иллюзии / З. Н. Ибрагимова, З. Г. Раджабова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3618/

  2. Комаровский, К. С. Оптические иллюзии и их применение в жизни человека / К. С. Комаровский, Г. В. Михальцевич. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 316-321. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4153/

  3. Зашихина В.В. Психофизиология зрительного восприятия. Оптические иллюзии https://www.b17.ru/article/optical_illusions/

  4. Мир иллюзий: Оптические иллюзии https://xvastunishka.mirtesen.ru/blog/43906331763/Mir-illyuziy:-Opticheskie-illyuzii

  5. С. Сафонов «Как архитекторы используют оптические иллюзии»

  6. https://hi-tech.mail.ru/review/104309-kak-arhitektory-ispolzuyut-opticheskie-illyuzii/

  7. А. Шевченко «Оптические иллюзии в моде» https://deziiign.ru/project/930697d4010d4cd2ba4728b459934a57

  8. Фахрутдинов О.Н., Евменова А.А. Оптические иллюзии и материальное творчество // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 5 https://web.snauka.ru/issues/2015/05/54295

  9. 10 удивительных фактов о 3D эффектах в кино: как они работают и зачем нужны? https://rating-gamedev.ru/blog/10-udivitelnyx-faktov-o-3d-effektax-v-kino-kak-oni-rabotaiut-i-zacem-nuzny

  10. Сиретт Н. Рисуем оптические иллюзии. 2011.

  11. Сикл Э. Еще больше оптических иллюзий. АСТ -Апрель М. 2006.

Приложение

Просмотров работы: 73