Введение
Меня заинтересовало движение тел в стеклянной трубке с жидкостью по двум причинам:
В о-первых: Я вместе со своей бабушкой дополнительно занимаюсь физикой. И один раз я просматривая её книги, в методической литературе по физике (А. В. Перышкин, Н. А. Родина, Х. Д. Рошовская «Преподавание физики в 6-7 классах») я обнаружил только рисунок и запись, что воздушный пузырь всплывает равномерно; стальной шарик тонет равномерно в стеклянной трубке с водой. Расчётных данных не было. Я решил проверить действительно ли это равномерное движение, что и легло в основу моей маленькой исследовательской работы.
Во-вторых: Естественное равномерное движение встречается редко: падение капель дождя, всплывание пузырьков воздуха, падение тел в жидкостях. По-моему, это все-таки относительно независимое движение, так как я не могу повлиять на это движение из вне.
Основная часть
По крупицам собирал материал по стеклянным трубкам. Материал разрозненный, в основном материал в рисунках. Сейчас найти такие стеклянные трубки в принципе невозможно. Я подумал, а чем можно её заменить? Обратил внимание на прозрачную силиконовую трубку, которую дед использует как водомер в большой садовой бочке. Я пришел к решению, использовать в своей работе силиконовую трубку.
Опыты я проводил в силиконовых трубках, заполненных разными жидкостями. Исследовал прямолинейное движение разных тел в этих трубках. То, с чем я работал, приведено в таблице.
№ трубки |
Длина трубки, м |
Диаметр трубки, мм |
Жидкость |
Воздушный пузырёк |
Шарик, диаметр (мм) |
№1 |
1 |
10 |
Вода |
+ |
Стальной; 4,8 мм |
№2 |
1 |
10 |
Глицерин |
+ |
Стальной; 4,8 мм |
№3 |
1 |
12 |
Вода |
+ |
Пластиковый; 7,5 мм |
Приборы и материалы: 3 силиконовые трубки, закрытые с обоих концов, пластиковый шарик и 2 металлических шарика, штатив, 2 струбцины.
Измерительные приборы: школьные весы, разновес, секундомер с сотового телефона, транспортир, рулетка, линейка.
Исследование движения пластикового шарика в трубке с водой.
Ц ель работы: проверить равномерность падения пластикового шарика в трубке №3 с водой.
Провел следующие измерения:
Диаметр шариков измерял методом рядов, с помощью линейки с ценой деления 0,1 см. Абсолютная погрешность ( )= 0,05 см
Массу измерял при помощи школьных весов, уравновесив при помощи песка, с точностью до 1 мгм. Внутренний диаметр трубки измерял при помощи линейки с ценой деления 0,1 см, с абсолютной погрешностью ( )= 0,05 см
Длину воздушного столба измерил линейкой с ценой деления 0,1 см, с абсолютной погрешностью ( )= 0,05 см
Сначала теоретически проверю, будет ли это движение равномерным. Для этого:
Рассчитаю плотность шарика по формуле ρ = m / V (г/см³)
Измерил массу m= 240 мг= 0,24 г =240* кг
Измерил диаметр методом рядов D= 0,75 см
Рассчитал объем
(плотность воды меньше плотности шарика следовательно шарик будет тонуть)
На шарик действуют три силы: сила тяжести (mg), сила Архимеда ( ) и сила сопротивления воды
Вычислил архимедову силу = 1000 кг/м * 9,8Н/кг*0,2* Н = 1,96* Н
Рассчитал силу тяжести, действующую на шарик *9,8 Н = 2,35* Н
При сравнении сил, оказалось, что , значит сила сопротивления воды мала, то равнодействующая сил будет равна нулю, значит движение должно быть равномерным.
Это предположение я проверил опытным путём, для чего измерил время движение шарика на расстоянии: 10 см, 20 см, 30 см и рассчитал скорость по формуле .
Относительная погрешность измерения скорости =
Провожу опыт и измерения при вертикальном падении.
S, см |
10 см |
20 см |
30 см |
t, сек |
6,70 |
12,99 |
20,07 |
см/ сек |
1,49 |
1,53 |
1,49 |
Провожу опыт и измерения при наклонном движении под углом .
S, см |
10 |
20 |
30 |
t, сек |
14,08 |
20,16 |
42,85 |
см/ сек |
0,71 |
0,71 |
0,70 |
ВЫВОД: при движении по вертикали и наклонно, в пределах допустимых погрешностей, движение пластикового шарика можно считать равномерным.
Исследование движения воздушного пузырька в трубках разного диаметра с водой:
Ц ель работы: определить скорость движения воздушных пузырьков в трубках с водой разного диаметра №1 и №3. Выяснить, как зависит скорость движения от диаметра трубки.
Измерил длину воздушного столба, L= 1,5 см= 1,5* , она должны быть одинаковой в обеих трубках.
Рассчитал объем воздушного пузырька V=
Затем я приступил к изучению движения.
Измерил время движения пути на 20 см, 30 см и 40 см, при вертикальном подъёме пузырьков воздуха в трубках разного диаметра.
Вертикальный подъем в трубке с D= 10 мм
S |
20 см |
30 см |
40 см |
t |
3,55 сек |
5,51 сек |
7,27 сек |
5,6 см/сек |
5,4 см/сек |
5,5 см/сек |
Вертикальный подъем воздуха в широкой трубке D = 12 мм
S, см |
20 |
30 |
40 |
t, сек |
2,02 |
2,99 |
4,00 |
, см/сек |
9,9 |
10 |
10 |
Рассчитал скорость движения, я пришел к выводу, что движение является равномерным, чем больше диаметр трубки, тем больше скорость движения.
Так как на вертикально движущийся пузырек воздуха действуют три силы: сила тяжести, архимедова сила и сила сопротивления воды, то и равнодействующая должна быть равна нулю при равномерном движении. Сила тяжести мала, поэтому можно ею пренебречь, значит сила сопротивления воды, направленная против движения, должна быть примерно равна силе Архимеда.
=
Рассчитав силу Архимеда, я определил примерно, какую силу сопротивления испытывает пузырек воздуха при движении в воде
Вывод: Я определил скорость движения воздушного пузырька в трубке №1. В пределах допустимых погрешностей скорость одна и таже. Значит движение в этой трубке равномерное. Затем определил скорость движения пузырька в трубке №3. В пределах допустимых погрешностей она одна и таже, но больше по значению, чем в трубке №1. Движение в ней также является равномерным. Значит, чем больше диаметр трубки, тем больше скорость равномерного подъёма воздушного пузырька. Кроме этого, я определил какую примерно силу сопротивления испытывает пузырек воздуха при движении в воде.
Исследование движения металлического шарика в трубках равного диаметра, но с разной жидкостью.
Цель работы: определение скорости движения стального шарика в трубке с водой №1 и в трубке с глицерином №2 при вертикальном движении и движении наклонном. Сравнение этих скоростей.
Порядок выполнения работы:
Определил диаметр шарика методом рядов
Рассчитал объем шарика по формуле
И змерил массу шарика
Определил плотность ( ) шарика по формуле
Рассчитал силу тяжести по формуле mg
Рассчитал силу Архимеда по формуле
Сравнил силу тяжести и силу Архимеда
Диаметр измерил методом рядов:
Измерил длину ряда=2,4 см
Количество шариков= 5
* м
Уравновесил школьные весы песком кг
Определил объем шарика = 57,9 * м
На движущийся шарик действуют три силы: сила Архимеда, сила тяжести и сила сопротивления воды. Силу тяжести и силу Архимеда я могу рассчитать.
Затем по формуле определил плотность шарика
= шарик стальной
Рассчитаем силу тяжести и силу Архимеда:
Сравним во сколько раз сила тяжести больше силы Архимеда:
Теоретически =7,8 (раз)
Из расчетных данных = =7,76 (раз)
Рассчитав силу тяжести, силу Архимеда, я обнаружил, что разница между ними в 7,8 раз. Если считать, что движение равномерное, то сила сопротивления должна быть примерно равна разнице этих двух сил. Падение стального шарика происходит очень быстро, измерить время падения на 10 см, 20 см и 30 см на удаётся. Я попробовал замерить время движения на всем пути и рассчитал примерную скорость.
S, см |
95 см |
t, сек |
2 сек |
, см/сек |
47,5 см/сек |
Утверждать, что это движение равномерное я не могу.
Я попробовал замерить скорость движения металлического шарика под углом близким к горизонту.
к вертикали
S, см |
10 |
20 |
30 |
t, сек |
1,17 |
2,32 |
3,48 |
, см/сек |
8,5 |
8,6 |
8,6 |
Скорость шарика в пределах допустимой погрешности постоянна, значит это движение является равномерным.
В указанной литературе скорей всего равномерность движения металлического шарика в вертикальной трубке с водой обнаружили методом стробоскопического фотографирования, который позволяет с большей точностью измерять малые промежутки времени и фиксировать положение шарика в эти моменты. Данным методом я пока не владею.
Я просмотрел много литературы по физике и обнаружил, что воду в трубке можно заменить другой жидкостью, к примеру маслом или глицерином. Я заглянул в справочник по физике, из которого взял данные по свойствам этих жидкостей. Я решил заменить воду на глицерин, у которого вязкость в 1500 раз больше, чем у воды, а плотность ( )=1260 (Вязкость- это свойство жидкостей и газов оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой, связанное с молекулярным сцеплением) что и приводит к уменьшению скорости. Я заполнил трубку №2 глицерином.
Провожу измерения скорости движения стального шарика в трубке №2 при вертикальном положении и при наклонном положении трубки.
Скорость движения стального шарика при вертикальном положении трубки
S, см |
10 |
20 |
30 |
t, сек |
1,61 |
3,21 |
4,82 |
, см/сек |
6,21 |
6,23 |
6,22 |
Скорость движения стального шарика при наклонном положении трубки
S, см |
10 |
20 |
30 |
t, сек |
4,85 |
9,76 |
14,46 |
, см/сек |
2,06 |
2,05 |
2,07 |
При сравнении скорости движения стального шарика в трубке №1 и в трубке №2, оказалось, что скорость равномерного движения уменьшилась примерно в 8 раз.
Вывод: при вертикальном падении стального шарика в трубке №2 скорость в пределах допустимой погрешности постоянна, значит движение является равномерным. При движении шарика в наклонной трубке №2 скорость также постоянна, значит движение является равномерным. Чем больше угол наклона от вертикали, тем скорость шарика меньше.
III. ОБЩИЙ ВЫВОД
В результате своей исследовательской работы я пришёл к выводу, что движения тел при вертикальном положении трубок и наклонном положении трубок, заполненных водой и глицерином являются равномерными.
В своей исследовательской работе по изучению движения тел я внес следующие изменения:
Изучив много литературы по физике, я систематизировал материал по стеклянным трубкам.
Стеклянную трубку длиной 1 метр заменил на силиконовые, которые более безопасные и удобные, относительно недорогие, имеющиеся в продаже, причём различного диаметра.
Исследовал движение разных тел:
Движение воздушного пузыря, в трубках с водой разного диаметра
Движение одинаковых стальных шариков, в трубках одинакового диаметра, но заполненные водой и глицерином, при вертикальном и наклонном положении трубок.
Движение пластикового шарика в трубке с водой при вертикальном движении и движении под углом.
Пришел к выводу, что все эти движения в пределах допустимых погрешностей являются равномерными.
В результате выполнения своей исследовательской работе я приобрел новые умения и навыки обращения с приборами, измерения величин.
Приобрел большой опыт в работе с литературой.
Мне нравиться участвовать в исследовательских работах, я и в дальнейшем буду принимать участие в таких работах.
Область применения
Я думаю, что движение тел в трубке с жидкостью можно использовать при изучении равномерного движения в школе как демонстрационный эксперимент, для проведения фронтальных работ, в качестве домашнего эксперимента и для детей учащихся на домашнем обучении. А также данный эксперимент можно использовать для составления физических задач на равномерное движение.
С ейчас много говорят об энергетическом кризисе. Планета уже не в состоянии прокормить население земли, кроме того, она перенаселена. Нужны новые источники энергии, полезные ископаемые, биоресурсы. Земля истощена в результате человеческой деятельности. На земле ведутся войны ради новых источников энергии. Я думаю, это не выход из создавшейся ситуации. Человек должен обживать новые пространства, то есть переселяться, а не перекраивать границы государств. Переселение людей возможно в космос, к новым источникам энергии, либо переселение в водную среду, ведь около 2/3 поверхности планеты покрыта водой. А почему бы её не заселить? Научные исследования ведутся в этой области. Проводя исследования в своей работе, я пришел к мысли, что можно использовать трубу, заполненную водой, как лифт-поплавок. Давление воды на трубу, снаружи и изнутри будет одинаковое, при этом оно будет увеличиваться с глубиной. Кабина лифта должна быть из особо прочного материала, так как давление воды её может раздавить. Этот лифт можно использовать как грузовой, так и пассажирский (для исследования морских глубин, туризма). Достоинства такого лифта состоит в равномерности движения кабины без подъемного двигателя. Компрессор нужен только в начале движения.
Также я могу предложить идею индивидуального дома-поплавка, который перемещается, как тело в трубке с водой, с одной лишь разницей, что его движение не ограничено стенками трубы. Допустим, что на поверхности воды штормит, волны, высотой в несколько этажей, автоматическая система определила начало шторма и включила компрессор на погружение. Я думаю, возможны поселения из
в ысотных домов поплавков, у которого часть находится над поверхностью воды, а часть под водой. Подъем и спуск людей можно осуществлять при помощи боковых труб-лифтов.
Вот к таким размышлениям привела моя исследовательская работа. Я не К. И. Циолковский, который мечтал о полетах в космос, космических кораблях и космических поселениях. Я думаю, что мои мечты и мечты таких как я, когда ни будь, начнут претворяться в жизнь.
Список литературы:
Методика преподавания физики в 6-7 классах средней школы, под редакцией В. П. Орехова и А. В. Усовой, М., «Просвещение», 1976
А. В. Перышкин, Н. А. Родина, Х. Д. Рошовская. Преподавание физики в 6-7 классах средней школы, М., «Просвещение», 1974
А. С. Енохович. Краткий справочник по физике.
И. Г. Антипин. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1974
П. А. Знаменский и др. Сборник вопросов и задач по физике для 8-10 классов средней школы. М., 1960
В. А. Буров, А. И. Иванов, В. И. Свиридов. Фронтальные экспериментальные задания по физике 8 класс. Под редакцией В. А. Бурова. М., «Просвещение», 1985