Как развить вкусовое и цветовое восприятие у особенного ребёнка

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как развить вкусовое и цветовое восприятие у особенного ребёнка

Блонская В.А. 1
1МАОУ гимназия 10 г. Дивногорск
Бочкова А.С. 1
1МАОУ гимназия 10 г. Дивногорск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Полноценное развитие любого ребёнка - неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе. Современное Российское общество заботиться, чтобы дети с синдромом Дауна имели возможность свободно развиваться в соответствии с индивидуальными возможностями.

В настоящее время известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов, дефектологов, а также родителей становились практически полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – требует специальных знаний и больших душевных, физических затрат.[7]

Проблема состоит в том, что развитие каждого особенного ребенка проходит индивидуально в соответствии с их физическими, психическими и когнитивными возможностями. Поэтому не все подходы могут быть эффективными.

Тем не менее, мывыдвигаем гипотезу: использование мультисенсорных вкусовых и цветовых восприятий будет эффективно для развития особенного ребенка.

Объект исследования: вкусовое и цветовое восприятие у особенного ребёнка.

Предмет исследования: мультисенсорные подходы для развития вкусового и цветового восприятия у особенного ребёнка.

Цель работы: исследовать мультисенсорные подходы и использовать их для развития вкусового и цветового восприятия у особенного ребёнка.

Задачи:

1. Определить эффективные подходы, которые могут способствовать улучшению сенсорного восприятия через эксперимент;

2. Изучить, каким образом можно развивать вкусовые и цветовые восприятия

3. Провести эксперимент и проанализировать его результаты

Методы исследования:

1. Анализ существующих исследований и публикаций по данной теме. Это позволит выявить основные подходы и методики, используемые в настоящее время.

2. Проведение эксперимента и наблюдение за поведением ребенка с синдромом Дауна в процессе выполнения заданий, направленных на развитие вкусовых и цветовых восприятий. Эти аспекты сенсорного развития оказывают значительное влияние на общее развитие ребенка.

Ожидаемые результаты:

1. Правильный подбор подходов поможет для развития вкусовых и цветовых восприятий у ребенка с синдромом Дауна

2. Повысится уровень развития вкусовых и цветовых восприятий у особенного ребенка

Практическая значимость:

Результаты данного исследования могут быть применены в работе с другими детьми с синдромом Дауна. Это позволит улучшить качество образовательного процесса и повысить эффективность их реабилитации.

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Особенности развития детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна – одно из самых распространенных заболеваний хромосомного типа на планете. Оно характеризуется формированием дополнительной хромосомы у будущего ребенка на этапе внутриутробного развития, что обуславливает определенный тип внешности ребенка в будущем, нарушения когнитивных функций, трудности с интеллектуальным и психическим развитием.

«Умственное и физическое развитие ребенка с синдромом Дауна сильно отличается от других детей: они с трудом запоминают слова и ориентиры, позже, чем сверстники, начинают сидеть, ходить и брать предметы, запаздывают в речевом плане. Общаются короткими фразами и отдельными словами, имеют очень скудный запас терминов и понятий, которыми с трудом оперируют. Такие особенности обусловлены не только нарушением высшей психической деятельности, но и проблемами со слуховым и зрительным восприятием.

Несмотря на определенные трудности, малыши с такой патологией вполне обучаемы: им просто нужно больше времени на освоение материала. Они, как и сверстники, могут заниматься творчеством, посещать спортивные занятия, ходить в садик и школу, получать профессию и реализовываться во взрослой жизни» [1]

1.2 Мультисенсорные подходы к развитию детей с синдромом Дауна

Мультисенсорный подход основан на мультисенсорном восприятии. Это значит, что одновременно могут быть задействованы все или какие-то комбинации зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений. По-другому эту систему называют «слышу — вижу — чувствую».

«Мультисенсорные подходы играют важную роль в развитии ребенка, особенно когда речь идет о детях с особыми потребностями, такими как синдром Дауна. Эти подходы предполагают одновременное воздействие на несколько органов чувств, что помогает улучшить восприятие окружающего мира и способствует когнитивному, эмоциональному и социальному развитию. Рассмотрим подробнее, как мультисенсорные подходы влияют на различные аспекты развития ребенка.

Когнитивное развитие

1. Улучшение концентрации внимания: Мультисенсорные занятия привлекают внимание ребенка сразу несколькими способами, что помогает удерживать его фокус на заданиях дольше обычного. Это особенно важно для детей с синдромом Дауна, которым сложно концентрироваться на одном источнике информации.

2. Стимуляция памяти: Многократное повторение одной и той же информации через разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, тактильный) способствует лучшему запоминанию. Например, ребенок быстрее запомнит названия цветов, если будет видеть их, трогать и слышать их названия одновременно.

3. Развитие абстрактного мышления: Работа с различными материалами и текстурами, такими как краски, пластилин или природные объекты, стимулирует творческое мышление и помогает ребенку лучше понимать абстрактные концепции, такие как форма, размер и цвет.

Физическое развитие

1. Мелкая моторика: Манипуляции с мелкими предметами, такими как бусинки, пуговицы или мозаичные элементы, развивают координацию движений пальцев и кистей рук. Это особенно важно для детей с синдромом Дауна, у которых часто наблюдаются задержки в развитии мелкой моторики.

2. Крупная моторика: Активные игры, включающие прыжки, бег, лазание и танцы, способствуют развитию координации движений тела и укрепляют мышцы. Такие занятия также улучшают баланс и выносливость.

3. Сенсомоторная интеграция: Комбинация физических упражнений с сенсорными стимуляциями (например, прыжки на батуте с закрытыми глазами) помогает интегрировать информацию, поступающую от разных органов чувств, и улучшать общую физическую активность.

Социальное и эмоциональное развитие

1. Укрепление доверия и привязанности: Совместные занятия с родителями или педагогами, включающие тактильные контакты и совместные действия, усиливают эмоциональную связь между ребенком и взрослым. Это создает ощущение безопасности и поддержки, что крайне важно для детей с особыми потребностями.

2. Повышение самооценки: Успех в выполнении сложных задач, будь то правильное определение вкуса или выбор нужного цвета, повышает уверенность ребенка в себе и своих силах. Это положительно сказывается на его эмоциональном состоянии и мотивации к обучению.

3. Развитие коммуникативных навыков: Групповые занятия, предполагающие взаимодействие с другими детьми, учат ребенка сотрудничать, делиться, ждать своей очереди и решать конфликты. Это важные навыки для социальной адаптации.

Сенсорное развитие

1. Различение текстур и температур: контакт с различными поверхностями (гладкими, шероховатыми, мягкими, твердыми) и температурами (теплыми, холодными) помогает ребенку лучше ориентироваться в мире и понимать свойства окружающих объектов.

2. Усиление восприятия звуков и запахов: Использование музыкальных инструментов, ароматерапии и других стимулов, воздействующих на слух и обоняние, усиливает концентрацию внимания и развивает умение дифференцировать звуки и запахи.

3. Осознание собственного тела: Упражнения, направленные на понимание частей своего тела и их функций, помогают ребенку лучше контролировать свои движения и понимать свое положение в пространстве.

Примеры мультисенсорных занятий

1. Музыкальное рисование: ребенку предлагается нарисовать картину под аккомпанемент музыки. В процессе он слушает мелодию, смотрит на краски и ощущает текстуру бумаги и кисти, что задействует сразу три канала восприятия.

2. Игры с песком и водой: манипуляции с сыпучими и жидкими материалами развивают тактильную чувствительность и понимание свойств веществ. Например, ребенок может строить песочные замки, пересыпать песок из одной емкости в другую или переливать воду.

3. Кулинарные мастер-классы: совместное приготовление пищи позволяет ребенку почувствовать запахи, вкусы, текстуры продуктов, а также развивать мелкую моторику и навыки самообслуживания» [10]

II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Проведение эксперимента с выбранными методиками

Эксперимент, направленный на развитие вкусовых и цветовых восприятий у ребенка с синдромом Дауна, может включать несколько этапов и подходов. Цель эксперимента — определить, какие методы и подходы наиболее эффективны для стимуляции сенсорного развития. Ниже приведена возможная структура эксперимента:

Этап 1: Предварительная подготовка

1. Сбор информации о ребенке:

- Пол - женский, возраст – 4 года, диагноз-синдром Дауна

- Уровень когнитивного и физического развития. Заключение ПМПК о статусе ребёнка с ОВЗ.

- Наличие аллергий или пищевых ограничений. Заключение аллерголога Красноярского аллергоцентра: о наличии аллергии на молочное, мучное, куриное яйцо.

2. Определение целей эксперимента:

- Развитие вкусовых восприятий.

- Развитие цветовых восприятий.

- Улучшение общего сенсорного восприятия. Слуховое

3. Выбор методик:

Мультисенсорные подходы (использование игр, визуальных материалов).

Почему мы выбрали мультисенсорную методику?

Потому что она направлена на всестороннее развитие ребёнка с особенностями развития и доступна в данном эксперименте. А именно, зрительное, физическое, вкусовое, цветовое.

Этап 2: Проведение эксперимента

Часть 1: Развитие вкусовых восприятий

1. Подготовка материалов:

- Выбор продуктов с различными вкусами (сладкие, соленые, кислые, горькие).

Соленые и сладкие (соль, сахар и манная крупа)

- Использование небольших порций для дегустации.

Мониторинг реакций:

- Отмечать реакции ребенка на новые вкусы (выражение лица, поведение).

- Фиксировать предпочтения и отказы.

2.2 Анализ результатов эксперимента

Таблица 1.

Продукт

Реакция сначала

Реакция через неделю

Соль

-

+


Сахар

+

+

Манная крупа

- +

+

Вывод: Сначала реакция ребёнка была почти отрицательной, она не хотела пробовать данные продукты, потому что они для неё вызвали сомнение. После того, как она попробовала, стала реагировать

Позже мы разобрали подробно применение данных продуктов, и через 2 недели провели снова эксперимент. Отмечается положительная динамика.

2. Проведение занятий:

- Введение новых продуктов постепенно, начиная с знакомых и любимых.

- Использование игровых элементов (например, «угадайка» с завязанными глазами).

Анализ изменений в предпочтениях и реакциях.

Таблица 2

Продукт

Узнавание

Реакция через неделю

Соль

+

+


Сахар

+

+

Манная крупа

-

+

Горчица

Резко негативно

Сказала «Бе», но резкого негатива не было.

Вывод: Когда завязали глаза, сначала нужно было настроить ребёнка на работу, а потом начали давать продукты, на которые была реакция узнавания, но не понимание, как его назвать. Позже, когда мы разобрали по вкусу, что это за продукт и научились его называть, то ребёнок через 2 недели смог уже назвать что дали и дать соответствующую правильную реакцию. Введение новых продуктов – это очень сложный процесс. Но если регулярно заниматься развитием, то положительные результаты не заставят себя долго ждать!

Часть 2: Развитие цветовых восприятий

1. Подготовка материалов:

- Карточки с изображением различных цветов. (2 человечка: белый и зелёный. Накорми белого, зелёного. Далее добавим красного и синего человечков)

- Фрукты и овощи разных цветов. В данном случае: зелёный виноград, огурец свежий, зелёное яблоко. Добавляем: красный помидор, голубику.

Также оставляем соль, сахар, манную крупу.

2. Проведение занятий:

- Сортировка предметов по цветам (игры типа «найди пару»).

3. Мониторинг реакций:

- Отметка предпочтений к определенным цветам.

- Реакции на новые цвета и их сочетания. (добавить голубику, красный помидор)

Таблица 3

Цвета

Продукты

Реакция сразу

Реакция через неделю

Белый

Сахар, соль, манная крупа

Соль +,

сахар +,

Манная крупа -

Соль +,

сахар +,

Манная крупа +

Зелёный

Огурец

Киви

Зелёное яблоко

Зелёный виноград

+

-

+

-

+

+

+

+

Красный

Помидор

-+

+

Синий

Голубика

-

+

Жёлтый

Банан

+

+

Вывод: В начале эксперимента ребёнок в некоторых продуктах не сомневался, а некоторые продукты, такие как киви, зелёный виноград, голубика, помидор вызвали сомнения. Мы пришли к выводу, что не знакомые продукты и появление других цветов явились признаком сомнений ребёнка. То есть накормить нужно было человечков белого и зелёного цветов, а потом мы подложили красный. Ребёнок начал сомневаться, но положил к зелёному. Тогда мы положили красного человечка и спросили, а правильно ли лежит помидор, ребёнок засомневался и с нашими подсказками накормил красного человечка. Такая же ситуация произошла с синим цветом (голубикой). Но его ребёнок никуда не положил. Когда был положен синий человечек, она без сомнения покормила его.

Поэтому для развития особенного ребёнка необходимо постепенно вводить новые продукты, цвета, чтобы расширить вкусовое восприятие.

Заключение

Мультисенсорные подходы являются мощным инструментом для всестороннего развития ребенка, особенно с особыми потребностями. Они стимулируют когнитивную деятельность, улучшают физическое здоровье, укрепляют социальные связи и способствуют эмоциональной стабильности. Регулярное использование таких подходов в образовательных программах и семейной среде может значительно повысить качество жизни ребенка и его шансы на успешную интеграцию в общество.

В ходе работы нами был выдвинута гипотеза: использование мультисенсорных подходов вкусовых и цветовых восприятий будет эффективно для развития у особенного ребёнка – подтвердилась.

Цель работы достигнута. Этот эксперимент направлен на улучшение качества жизни ребенка с синдромом Дауна путем стимуляции его сенсорного развития. Результаты могут быть полезны как для родителей, работающих с детьми с особыми потребностями.

Литература:

  1. Александрова, О.В. Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / О.В. Александрова. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 352 с. [дата обращения 12.03.2025 г.]

  2. Батуева. А.С. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями развития: Учебное пособие / А.С. Батуева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. — 320 с. [дата обращения 05.03.2025 г.]

  3. Морозова. Е.Н. Психологическая помощь детям с особыми образовательными потребностями: Учебное пособие / Е.Н. Морозова. — Москва : Академия, 2016. — 240 с. [дата обращения 06.03.2025 г.]

  4. Журнал "Специальное образование". Специальный выпуск, посвященный проблемам детей с синдромом Дауна. — № 3, 2018. [дата обращения 05.03.2025 г.]

  5. Статья "Особенности сенсорного развития у детей с синдромом Дауна"**. Авторы: И.И. Иванов, Л.М. Петрова. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2017. — № 2. — С. 23-36. [дата обращения 07.03.2025 г.]

  6. Монография "Психологические особенности детей с синдромом Дауна". Автор: А.А. Смирнов. — Москва : Педагогика, 2015. — 288 с. [дата обращения 05.04.2025 г.]

  7. Особенности сенсомоторного развития детей с синдромом Дауна
    https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/osobennosti-sensomotornogo-razvitiya-detey-s-sindromom-dauna/ [дата обращения 12.01.2025]

  8. Сборник статей "Актуальные проблемы специального образования". Редактор: С.П. Дмитриев. — Новосибирск : Наука, 2016. — 512 с. [дата обращения 12.03.2025]

  9. Касаткина. Н.А. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебник и практикум для вузов / Н.А. Касаткина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. [дата обращения 18.03.2025]

  10. Книга "Ранняя помощь детям с синдромом Дауна". Авторы: М.Б. Баенская, Н.Е. Иванова. — Москва : Просвещение, 2014. — 160 с. [дата обращения 22.03.2025]

  11. Учебное пособие "Коррекционная педагогика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья". Авторы: Е.Г. Речицкая, Л.К. Фомина. — Москва : Владос, 2013. — 304 с. [дата обращения 25.03.2025]

Просмотров работы: 19