Введение
Актуальность темы исследованияпредопределена тем, что:
к моменту обучения в начальной школе у детей сложилось негативное отношение к целому ряду животных (лягушки, жабы, пауки, волки и др.), что имеет отрицательные экологические следствия; эти отношения целесообразно перевести в положительные,
получить более или менее полную информацию в рассматриваемой области из литературных источников не представляется возможным (можно встретить лишь отдельные примеры формирования положительного отношения к таким животным, при этом, как правило, не затрагиваются причины негативных отношений).
Однако, за этими конкретными проявлениями (негативное отношение к животным) скрывается более фундаментальный вопрос: о природе человеческой морали и ее границах. Если мы признаем, что животные обладают некоторой степенью ценности, то как мы определяем эту ценность и как она соотносится с ценностью человеческой жизни?
Отсюда вытекает проблема исследования:в чем причины негативных отношений детей к некоторым животным, каковы пути наиболее эффективны для перехода негативных отношений в позитивные?
Цель исследования:разработка путей преодоления негативного отношения детей к некоторым животным.
Объект исследования: процесс формирования экологически правильного отношения детей к природе.
Предмет исследования:процесс перевода негативного отношения к некоторым животным в положительное.
Выдвигается гипотеза, на проверку которой направлено дальнейшее исследование. Эффективный переход негативного отношения детей к некоторым животным будет:
1) если будут выявлены причины негативных отношений детей к некоторым животным,
2)если соответствующий материал будет вводиться в содержание уроков окружающего мира, экскурсий в природу.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Уточнить перечень животных, к которым дети испытывают негативные чувства.
3. Выяснить причины негативного отношения детей к этим животным.
4.Разработать и апробировать программу, направленную на перевод негативных отношений детей к некоторым животным в положительное.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ методической литературы, связанной с темой исследования; анкетирование; наблюдение над реакцией детей на информацию учителя; педагогический эксперимент, в ходе которого реализуются разработанные мероприятия и выявляется их эффективность по сравнению с предыдущими результатами.
Анализ источников, методик, разработка проблемы
Наше исследование содержало два направления: теоретическое и экспериментальное.
Проанализировависследования такихавторов, как В.М.Мясищев, И.Д.Зверев[2, С.53], Ясвин и др., мы выяснили, что под экологическими отношениями в настоящее время понимают, позицию человека к природе, природным объектам на основе чувства ответственности, эмоциональной отзывчивости, гуманности [1, С.5], [3, С.84].
Проблема негативного отношения к некоторым животнымприобретает особую остроту в контексте современного экологического кризиса. Как отмечает Тимоти Мортон, в своей концепции "гиперобъектов"[5], экологические проблемы, такие как изменение климата и вымирание видов, настолько масштабны и сложны, что с трудом поддаются человеческому пониманию и моральной оценке. Поэтому важно с раннего возраста формировать у детей эмпатию и понимание взаимосвязанности всех живых существ.
А младший школьный возраст -это самый лучший возраст в формировании нравственно – экологических отношений к окружающему миру.
Отношение людей к природе бесконечно разнообразно, индивидуально. Далеко не всё в природе человек воспринимает как прекрасное. Это поднимает вопрос о природе эстетического опыта и его влиянии на наши моральные суждения. Кант, в своей "Критике способности суждения"[4], утверждал, что эстетическое суждение является "незаинтересованным" и основано на чувстве удовольствия или неудовольствия. Однако, как показывает наше исследование, на эстетическое восприятие животных оказывают влияние не только объективные характеристики, но и социальные и культурные факторы, что ставит под сомнение кантианскую идею о "чистоте" эстетического суждения.
Есть природные объекты и явления эстетически нейтральные для человека, а то и эстетически негативные. Среди примеров «безобразного» первое место у школьников занимают «безобразные»животные. Среди них некоторые пресмыкающиеся, земноводные: жабы, лягушки, змея, варан, крокодил, а также тараканы, пауки, сороконожки, мокрица, осьминог и др.
Почему одни животные добрые, хорошие, красивые, другие – злые, плохие, некрасивые? В одних случаях это опыт биологический – на уровне инстинкта. Змея, хищный зверь, крокодил, крупные хищные птицы – были испокон века врагами приматов и инстинктивно вызывают реакцию страха у человека. Инстинкт подсказывает, что лучше ото всех них держаться подальше. В других случаях это опыт – социальный. Сложившееся у народа негативное отношение к некоторым животным передается детям через сказки, поверья, рассказы, а сейчас и через мультфильмы и т.д..
Очевидно, что восприятие детьми ряда представителей животного мира экологически негативно и требует исправления. Таким образом, мы можем преодолеть у детей эстетически негативное отношение к некоторым животным при помощи следующих элементов:
- обращение внимания на элементы красивого, во внешнем виде животного;
- разъяснение места и роли животных в экологических системах раскрытие истоков негативного отношения к животным.
Организация опытно – экспериментальной работы по преодолению негативных отношений у младших школьников к некоторым животным
На этапе исследования отношений к некоторым животным у учащихся классов стояла задача – выявить отношения испытуемых детей к некоторым животным, выяснить разделяют ли учащиеся животных на плохие («злых» и некрасивых) и хорошие и по каким причинам.
С этой целью было проведено анкетирование. Ученикам было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Какие животные добрые, хорошие? Почему вы так считаете?
2. Какие животныезлые, плохие? Почему вы так считаете?
3. Какие животные красивые? Почему вы так считаете?
4. Какие животные некрасивые? Почему вы так считаете?
Ученики моего 1 «А» класса, к добрым животным отнесли кота, собаку, попугая, зайца (Таблица 1). Среди злых животных первое место занял медведь, затем тигр, крокодил, волк, лев (Таблица 2). К красивым животным были отнесены попугай, павлин, лиса, пингвин, заяц, хомяк, кошка (Таблица 3). К некрасивым животным учащиеся отнесли мышь, волка, лягушку, скунса, черепаху и змею (Таблица 4).
Таблица 1
Распределение предпочтений на добрых животныхучащимися
Добрые животные |
Распределение ответов |
кот |
12 (48 %) |
собака |
7 (28 %) |
попугай |
3 (12 %) |
заяц |
3 (12 %) |
Таблица 2
Выбор злых животных учащимися
Злые животные |
Распределение ответов |
медведь |
8 (32 %) |
тигр |
6 (24 %) |
крокодил |
5 (20 %) |
лев |
3 (12 %) |
волк |
3 (12 %) |
Таблица 3
Распределение предпочтений на красивых животных
Красивые животные |
Распределение ответов |
попугай |
5 (20 %) |
павлин |
5 (20 %) |
лиса |
4 (16 %) |
пингвин |
3 (12 %) |
хомяк |
3 (12 %) |
кошка |
3 (12 %) |
заяц |
2 (8%) |
Таблица 4
Выбор некрасивых животных
Некрасивые животные |
Распределение ответов |
волк |
7 (28 %) |
мышь |
6 (24 %) |
лягушка |
5 (20 %) |
скунс |
3 (12 %) |
черепаха |
2 (8 %) |
змея |
2 (8 %) |
Необходимо разобраться в причинах такого отношения.Обратимся опять к анкетам. Дети считают животных «злыми» потому что: эти животные могут принести вред человеку, они кусаются, царапают, рычат (Таблица 5). Дети считают животных некрасивыми потому что: не нравится окрас или кожа, плохо пахнет (Таблица 6).
Таблица 5
Почему животное является злым по мнению учащихся 1 «А» класса
Злые животные |
Распределение ответов |
кусаются |
8 (32 %) |
царапаются |
5 (20 %) |
рычат |
8 (32 %) |
могут съесть человека |
4 (16 %) |
едят мясо |
3 (12 %) |
Таблица 6
Почему животное является некрасивым
Некрасивые животные |
Распределение ответов |
не нравится окрас |
13 (52 %) |
не нравится кожа |
9 (36 %) |
воняет |
3 (12 %) |
Таким образом, анализ результатов этапа исследования отношений к некоторым животным у учащихся класса считает, что существуют «плохие» животные, в связи с тем, что это может иметь негативные экологические последствия по отношению к некоторым животнымэтих детей, есть необходимость перейти к следующему этапу нашего исследования – организация процесса перехода негативных отношений к некоторым животным в позитивные у учащихся.
На данном этапе нашего исследования была поставлена задача - разработать и апробировать программу, направленную на переход негативного отношения младших школьников к некоторым животным в положительные.
Для разработки программы нам необходимо было проанализировать содержание учебника, по которому мы учимся,«Окружающий мир» и «Литературное чтение» с позиции возможностей по формированию положительного отношения детей 1 класса к некоторым животным. Структурные компоненты учебника (задания, вопросы) несут экологическую информацию, но на формирование положительного отношения младших школьников к некоторым животным заданий недостаточно.
Наша программа включает в себя методы – рассказ учителя, беседы, ролевые игры, написание сочинений.
На этапе сравнительного анализа результатов стояла задача – выявить отношения детей к некоторым животным после реализации программы, формирование основных выводов об эффективности работы экспериментальной программы.
Фрагмент 3. «Друг или враг» - рассказ учителя о лягушках.
Цель – довести до сознания детей представления о том, что лягушка приносит пользу, а её слизистая кожа – единственное средство защиты.
Дети не знали, что лягушка приносит пользу. Например, Саша рассказал о своих ощущениях, когда он держал лягушку в руках и ему она была противной. Но услышав мой рассказ о коже лягушки, как единственном средстве защиты, Саша сказал, что теперь будет к ним относиться по-другому.
Люди плохо относятся так же и другим людям. К тем, кто беден, к тем, у кого обезображено лицо. И над этим тоже надо работать.Этот момент перекликается с философскими размышлениями об инклюзивности и расширении круга морального рассмотрения. Если мы способны преодолеть предрассудки и принять тех, кто отличается от нас, то почему бы не распространить это отношение и на другие виды, признавая их право на существование и достойное обращение? Это вопрос, который ставит перед нами вызов – расширить границы нашей эмпатии и моральной ответственности.
Заключение
Тема нашего исследования посвящена одной из актуальнейших тем воспитания и образования - преодоление негативныхотношений к некоторым животныму младших школьников.
Изучив имеющиеся психолого-педагогическую и методическую литературу, мы выяснили, что под экологическими отношениями в настоящее время понимают позицию человека к природе, природным объектам на основе чувства ответственности, эмоциональной отзывчивости, гуманности. В контексте младшего школьного возраста формирование экологических отношений младших школьников к природе направлено на становление и развитие ответственного, бережного, гуманного отношения к природному миру.
Следовательно, можно сделать вывод, что младший школьный возраст - это сензитивный возраст в формировании нравственно-экологических отношений к окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе.
Анализ литературных источников позволил выделить методы по формированию положительного отношения детей к некоторым животным. К таковым мы отнесли: метод поиска сходства природных объектов с человеком, метод обращения к истокам, метод формирования субъективного отношения.
На этапе исследования у учащихся отношений к некоторым животнымнами были выявлены причины, влекущие за собой негативное отношения младших школьников к некоторым животным. Это:
а) животные могут принести вред человеку (волк, тигр «убивает» людей, волк «убивает» овечку, а она приносит людям пользу),
б) вредят другим животным («убивают» мелких животных, собака обижает кошку).
В процессе апробации программы были получены результаты, которые подтвердили правильность заявленной гипотезы о том, что эффективным преодолением негативного отношения детей к некоторым животным будет:
1) если в этой работе будут учтены особенности отношений детей младшего школьного возраста к природе,
2) выявлены причины негативных отношений детей к некоторым животным, 3)если соответствующий материал будет вводиться в содержание уроков окружающего мира, литературного чтения, экскурсий в природу,
4)если будут проведены специальные внеклассные мероприятия.
Таким образом, все задачи решены, следовательно, можно говорить о том, что цели исследования достигнуты. Однако, следует признать, что формирование положительного отношения к природе – это сложный и многогранный процесс, требующий не только педагогических усилий, но и глубокого философского осмысления. Нам необходимо пересмотреть наши представления о мире, признать внутреннюю ценность каждого живого существа и построить новую, более устойчивую и гармоничную систему отношений между человеком и природой. Это требует коллективных усилий, включающих педагогов, родителей, ученых и философов, направленных на формирование экологически ответственного и морально зрелого общества.
Список литературы
Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. - М., 1980.
2.Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. -М., 1990.
3.Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1983.
4. Кант И. Критика способности суждения. -АСТ, 2022.
5. Мортон Т. Гиперобъекты: Философия и экология после конца мира / пер. с англ. В. И. Абраменко. — Пермь: Гиле Пресс, 2019.
Приложение 1
Программа по преодолению негативного отношения у младших школьников к некоторым животным.
1) рассказ «Лесные малыши»
У каждой пары учащихся лежит текст.
Лесные малыши
... Бывают леса большие и маленькие. И звери, которые живут в лесах, бывают большие и маленькие.Лось - зверь большой. Медведь - тоже большой. Волк поменьше, но тоже большой зверь. Заяц - маленький. А мышка - совсем маленький зверек.Звери не похожи друг на друга. И не только потому, что одни большие, а другие маленькие. У одних, например, длинные уши, у других - коротенькие, у одних есть рога, а у других - нет, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики еле видны.Одни животные едят листву и траву Они так и называются «травоядные». У всех травоядных на ногах копыта.Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Просто жить без этого не могут. Белки и мыши тоже грызут все, что им по зубам, - грибы, шишки, корешки разные. Поэтому все они - и зайцы, и белки, и мыши - называются грызунами. А вот рысь и волк - хищники. Они не щиплют траву и не грызут кору. Они охотятся на других животных.Медведь тоже хищник. Но хищник особый. Охотится он не так уж часто, зато, если встретит в лесу заросли малины - ест ягоды. А найдет гнездо диких пчел - с большой охотой будет, есть мед. Очень уж любит мед косолапый мишка! А нет малины или меда - будет отыскивать грибы, выкапывать из земли корешки растений. И научит этому своих малышей-медвежат.Дикая свинья - кабаниха - научит своих поросят рыться в земле, а рысь научит своих котят охотиться.Но это будет потом, когда малыши подрастут. А пока зверята маленькие, мамы их кормят молоком.
Вот почему все звери - и травоядные, и хищники, и грызуны - называются млекопитающимися.
«V» |
«+» |
«-» |
«?» |
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете . |
Поставьте этот знак, если то, что вы сейчас читаете, является новым для вас. |
Поставьте этот знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали. |
Поставьте знак вопроса, если вам что-то непонятно или вы хотите знать более подробно об этом. |
Читая текст, учащиеся ставят на полях соответствующие значки, затем обсуждают прочитанное.
рассказ учителя о волке
Цель– донести до сознания учащихся, что волк не опасен человеку, что они хищники и убивают других животных, не потому что они злые, а потому, что они не могут существовать иначе.
Введение в тему занятия. Работа в группах.
Задание 1-й группе.
- Вредный или полезный зверь волк? (Дети при работе над вопросом высказываются и друг друга выслушивают; главный консультант в группе готовит сообщение по заданному вопросу; учитель дополняет ответ.)
Материал для учителя. Волк, который нападает на домашних животных, приносит вред. Но этот же волк, охотясь в лесу, чаще охотится на больных, слабых животных - ведь таких легче поймать. Уничтожая больных животных, волк приносит пользу лесу и его обитателям. Не зря же волка называют санитаром леса.Добычей волка становятся и такие животные, которым не хватает осторожности, ловкости, которые отстали в росте или не набрали сил.Вот и получается, что в лесу, где живут волки, получается как бы отбор животных, улучшается порода! Если в лесу разведется слишком много зверей и птиц, им не хватит корма, они начнут голодать, вырастут слабыми, начнут болеть. Уничтожая слабых птиц и зверей, волк как бы спасает животных от голода, вырождения и возможных болезней.
Задание 2-й группе.
- Как же быть - истреблять волка или брать под защиту? (Дети высказываются. Консультант группы готовит сообщение.)
Материал для учителя.
Там, где волков разводится много и от них страдают стада овец, домашних оленей, за волком начинают охотитьсяА там, где волков не очень много, где они все время проводят в глухом лесу, к ним надо относиться бережно Волк очень хитрый и умный зверь. Он быстро догадывается, что за ним охотятся, и надолго покидает опасное место. Волк скрытен и осторожен Порой даже самые опытные и осторожные следопыты не могут отыскать логово волчицы, где подрастают волчата. Узнав о грозящей опасности, волчица может увести волчат в другое место, надежно спрятать их.К осени волчата подрастут и вместе со взрослыми волками отправятся в зимние походы.В поисках добычи им приходится много рыскать. Но по глубокому снегу шагать тяжело. И волк рыщет по проезжим дорогам. Волчица трусит впереди, за ней гуськом, стараясь попасть след в след, тянутся волчата, а позади них - старший волк. Пройдет по снежному полю весь выводок, а посмотришь на след - и кажется, что здесь пробежал только один зверь.Волки ищут чуть видимые на снегу следы животных, оглядываются по сторонам, не лежит ли под кустом заяц. Чутье у волка отличное, он чувствует запах металлического капкана даже под снегом. Если не удалось никого поймать, волк ложится на землю Он слушает, не застрекочет ли где сорока, следит за полетом ворон. У него очень острый слух и прекрасное зрение, он хорошо видит даже в сумерках. По крикам птиц волк определяет, что они обнаружили погибшее животное, вся стая бежит скорее туда, откуда доносятся птичьи голосаВолк может не есть 5-7 суток. От этот о он становится более дерзким. Живет он всюду, где только может добыть себе пищу Нередко селится неподалеку от человеческого жилья, около пастбищ домашнего скота и держится на одном месте годами.
Учитель подводит итог работы в группах.
3) рассказ «Неслух»
Медведицы - строгие матери. А медвежата - неслухи. Пока еще сосут - сами сзади бегают, в ногах путаются. А подрастут - беда!Медведицы любят в холодке подремать. А весело ли медвежатам слушать их сонное сопение, когда кругом столько заманчивых шорохов, писков, песен!От цветка к кусту, от куста к дереву - и забредут... Вот такого неслуха, удравшего от матери, я однажды встретил в лесу.
Ясидел у ручья и макал сухари в воду. Был я голодный. А сухарь был жесткий - потому трудился я над ним очень долго. Так долго, что лесным жителям надоело ждать, пока я уйду, и они стали вылезать из своих тайничков.
И вдруг на полянку выскочил медвежонок.Медвежонок как медвежонок: головастый, губастый, неловкий.Увидел медвежонок пень, прямо к нему. Медвежонок хорошо помнил, какими вкусными вещами угощала его мама у каждого такого пня. Успевай только облизываться.Обошел мишка пень слева - никого нет. Заглянул справа - никого. Сунул нос в щель. Влез на пень, поцарапал пень лапой. Пень как пень.Растерялся мишка, притих. Оглянулся кругом. А кругом лес Густой. Темный. В лесу шорохи.Слез мишка с пня и потрусил дальше.На пути - камень. Повеселел мишка дело знакомое! Подсунул лапу под камень, уперся, нажал плечом. Подался камень, пискнули под ним мышата.Бросил мишка камень да обеими лапами под него. Поторопился: камень упал и придавил мишке лапу. Взвыл мишка, затряс больной лапой. Потом полизал. Полизал ее да и похромал дальше.И вдруг - плюх! Лягушка!Мишка правой лапой - лягушка влево.Мишка левой лапой - лягушка вправоНацелился мишка, рванулся вперед и подмял лягушку под себя. Зацепил лапой, вытащил из-под брюха. Тут бы ему и съесть лягушку с аппетитом - первую свою добычу. А ему, дурачку, только бы играть.Повалился на спину, катается с лягушкой.То подкинет лягушку, то из лапы в лапу перекинет. Играл, играл да и потерял лягушку.Обнюхал траву кругом - нет лягушки, разинул рот, чтобы заорать, да и остался с открытым ртом: из-за кустов на него глядела старая медведица.
Медвежонок очень обрадовался своей мохнатой мамаше уж она-то приласкает его и лягушку найдет.Жалостно скуля и прихрамывая, он потрусил ей навстречу. Да вдруг получил такую затрещину, что разом сунулся носом в землю. Вот так приласкала!Обозлился мишка, вскинулся на дыбки, рявкнул на мать. Рявкнул - и опять покатился в траву от оплеухи.Видит, плохо дело! Вскочил - и бегом в кусты. Медведица за ним.Долго слышал я, как трещали сучья.
«Ишь, как уму да осторожности его учит», - подумал я.
Убежали медведи, так меня и не заметили. А впрочем, кто их знает.Кругом лес. Густой. В лесу шорохи.Лучше уйти поскорей: ружья-то у меня нет.
Беседа- Почему медвежонок стал пень обследовать? Что он там надеялся найти?Почему мишка повеселел, увидев камень?Почему он не съел сразу лягушку, а стал ей играть? Почему мишку строгая мамаша наказала?
- А не находите ли вы, что эта картинка знакома и вам, когда вы без разрешения взрослых уходите?Чем вам понравился мишка? Вы его считаете глупым или хитрым?
5) рассказ учителя о лягушках
Цель– донести до сознания детей несколько интересных фактов о лягушках.
Лягушки
Жабу не любят многие и говорят, что от неё на руках образуются бородавки. Все это неправда. Жаба действительно выделяет через кожу едкую пахучую слизь, но никаких бородавок от этой слизи не бывает. Это ее единственная защита - ведь у жабы нет ни острых зубов, ни быстрых ног.
А вот пользу жаба приносит огромную, недаром опытные огородники часто приносят на огород жаб. Целый день сидит себе жаба в укромном уголочке, а к ночи выходит на охоту. И всю ночь будет прыгать вокруг грядок, уничтожая вредных насекомых. Её длинный клейкий язык без устали хватает насекомых. За ночь жаба уничтожит столько насекомых, сколько иной огородник всеми хитростями не выловит вредителей. Жабы очень полезные животные.В лесу на сырой поляне летом можно часто встретить травяную лягушку. В жару они скрываются в тени и выходят наружу под вечер или после грозы, когда все омыто дождем, а воздух пахуч и влажен.Передвигается лягушка небольшими прыжками, заметив насекомое, она не бросается на него, а ждет, чтобы добыча приблизилась, выбрасывает длинный клейкий язык и немедленно проглатывает насекомое. Травяная лягушка глотает пчел, но ос немедленно выплевывает. Питаются лягушки и червями, улитками.Много врагов у лягушек: журавли, аисты, ежи, барсуки, но самый опасный враг - уж.Лягушки - полезные животные.
6) рассказ учителя о насекомых
Лечебница под сосной
Однажды, сидя в укромном уголке леса, я увидел странное зрелище. По муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал лапами верх муравьиной кучи, и я решил, что дрозд прилетел покормиться, но дрозд и не думал клевать муравьев. Дрозд вытянул в сторону крылья, сидел минут десять. Позже я видел на муравейнике соек, скворца, трясогузку. На муравейных кучах птицы освобождаются от паразитов.
Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями, и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили: едва ли не половина всех лесных птиц принимает муравьиные ванны.
- Почему божьих коровок надо беречь и охранять?
Головка черная, крылышки красные с черными пятнышками, только полз и ... замер. Это жук - божья коровка. Когда ему грозит опасность, он притворяется мертвым: сложил шесть лапок, спрятал усики и ждет, чтобы его отпустили. На листочке копошится тысяча мелких тлей, как только появится божья коровка, она быстро их поест. Божьих коровок надо беречь и охранять!
7) Стихотворение
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!