Железо в жизни человека

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Железо в жизни человека

Соттаева А.А. 1
1МКОУ СОШ №5 , 11 класс
Татимова С.Х. 1
1МКОУ СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире железо играет огромную роль. Без железа невозможна жизнь животных, растений и человека. Оно содержится в живых организмах, и без него не осуществимы жизненно важные процессы, без протекания которых все живое обречено на гибель.

Какую роль играет в жизни человека? Какими химическими свойствами обладает? Как железо влияет на организм человека? В виде какого соединения железо попадает и усваивается живым организмом? Данные вопросы у меня появились, когда я выбирала эту тему. В ходе работы мы попытались ответить на эти вопросы, используя знания и навыки практических работ, полученные нами на уроке химии.

Актуальность работы возникает в том, что железо – это один из самых важных микроэлементов. В современном мире половина населения планеты страдают железодефицитной анемией, а это плохо влияет на здоровье и внешность человека.

Объект данного исследования – железо

Предмет – влияние,соединение железа

Цель исследования: изучить свойства железа в биологической, химической роли.

Гипотеза: Железо – один из самых важных металлов для человека. И он играет большую роль в жизни человека.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть основные свойства железа и его соединения.

  2. Провести эксперимент.

  3. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

Методы исследования: поисковый-работа с информацией, собеседование, анкетирование, тестирование и экспериментальная часть.

I глава: теоретическая часть «Железо в жизни человека»

1.1. Что такое железо?

Железо – элемент восьмой группы побочной подгруппы четвертого периода периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева с атомным номером 26. Один из самых распространенных в земной коре металлов: второе место после алюминия.

1.2. Биологическая роль железа

Железо – один из наиболее широко распространённых в природе металлов. Важная роль железа для организма человека установлена еще в XVIII в. Железо незаменимо в процессах кроветворения и внутриклеточного обмена. Этот элемент входит в состав гемоглобина крови, отвечающего за транспорт кислорода и выполнение окислительных реакций. Железо, являясь составной частью миоглобина и гемоглобина, входит в состав цитохромов и ферментов, принимающих участие в окислительно-восстановительных реакциях. Из 4 г железа, содержащегося в организме взрослого человека, большая часть (около 2,5 г - примерно 55-60% запасов железа в организме) приходится на гемоглобин, около 0,4 г (10 до 24%) - активное железо, входящее в состав различных гемопротеидов, участвует в формировании красящего вещества мышц (миоглобина). Остальная часть железа (примерно 21%) находится в депонированном состоянии, то есть откладывается "про запас" в печени и селезенке. Железо играет важную роль в процессах выделения энергии, в ферментативных реакциях, в обеспечении иммунных функций, в метаболизме холестерина. Железистые соединения вовлечены в многочисленные окислительно-восстановительные реакции, начинающиеся с восстановления водорода и его объединения в углеводы в процессе фотосинтеза. Аэробный метаболизм зависим от железа из-за его роли в функциональных группах большинства ферментов цикла Кребса, как электронного транспортера в цитохромах и как способ транспорта O2 и CO2 в гемоглобине. Насыщение клеток и тканей железом происходит с помощью белка трансферрина, который способен переносить ионы трехвалентного железа. Лигандные комплексы железа стабилизируют геном, однако в ионизированном состоянии могут являться индукторами ПОЛ, вызывать повреждение ДНК и провоцировать гибель клетки.Дефицит, так же, как и избыток железа, отрицательно влияют на здоровье человека.Недостаток железа вызывает развитие железодефицитной анемии, в основе которой лежит причина, связанная с нехваткой ионов железа для синтеза гемоглобина. Увеличение количества запасов железа может наблюдаться при перемещении железа из эритроцитов в депо. Эти изменения происходят при анемиях, кроме тех, которые являются железодефицитными. Истинное увеличение количества общего железа в организме наблюдается у пациентов с гемохроматозом, трансфузионным гемосидерозом или, редко, после чрезмерного длительного приема препаратов железа.

Основной путь поступления железа в организм человека – с пищей. По оценкам ВОЗ доля воды в общем объеме естественного поступления железа в организм среднестатистического человека не превышает 10 %.

У людей определенных профессий (шахтеров, занятых на разработках железных руд и в меньшей степени у сварщиков) возможно попадание соединений железа с пылью при дыхании, что может вызывать профессиональные заболевания.

Из продуктов питания наиболее богаты железом печень, мясо и почки животных, яичный желток, рыба, а также сушеные белые грибы, бобовые (горох, фасоль, соя), гречка, зелень шпината и петрушки, айва, чернослив, абрикосы, другие овощи и фрукты. При этом надо отметить, что железо – трудно усваиваемый элемент и с точки зрения его поступления в организм усвояемость железа становится даже более важным показателем, чем его абсолютное содержание в том или ином продукте. Так, из продуктов животного происхождения, где железо содержится в так называемой гемовой (дословно – «относящийся к крови») форме, усваивается от 10% (рыба) до 20-30% (телятина) железа. Из продуктов же растительного происхождения (где железо содержится в негемовой двухвалентной форме) этот показатель ниже – от 1% (рис, шпинат) до 6% (соевые бобы). Железо же в трехвалентной форме практически не усваивается. Таким образом, средняя усвояемость железа из продуктов питания составляет около 10% (порядка 6% у мужчин и 14% – у женщин). Всасыванию железа способствует витамин С - аскорбиновая кислота (восстанавливающая нерастворимое трехвалентное железо до растворимогодвухвалентного), витамины группы В, микроэлементы медь и кобальт.Препятствуют усвоению железа высокое содержание в пище (и, можно предполагать, воде) кальция и фосфатов, с которыми железо образует нерастворимые соединения; фосфатин и фитин, содержащиеся в зерновых продуктах (например, в хлебе и дрожжевом тесте); чай (железо образует трудно растворимые комплексы с дубильными веществами); избыток жиров; молоко и т.п.

1. Железо, его значение.

История открытия.

Железо – один из семи металлов, известно человеку с глубокой древности. Весьма вероятно, что человек познакомился с железом метеоритного происхождения раньше, чем с другими металлами. С древнейших времен железо получали из руд, залегающих почти повсеместно. Но прежде, знакомство человека с железом космического происхождения говорит факт наличия у коренных обитателей Гренландии, не имевших никакого понятия о железной руде, ножей, изготовленных из железа. В 1920 г. в Африке, нашли самый крупный железный метеорит Гоба, он весил 60 т. В составе железных метеоритов на долю железа приходится 91%

В древности и в средние века семь известных тогда металлов сопоставлялись с семью известными тогда планетами, что символизировало связь между металлами и небесными телами и небесным происхождением металлов. Такое сопоставление стало обычным около 200 лет назад.

Сначала железо сопоставлялось с Меркурием и так же называлось, но позднее его стали сопоставлять с Марсом, и так же называлось, что подчеркивало внешнее сходство с красной окраской Марса. Позднее, став международным, название Ferrum принято у ромеанских народов. Оно связано с греколатинским fars (быть твердым). Алхимики наряду с твердым употребляли и многие другие названия: Iris, Sarsare, Mirena и другие.

Железные изделия из метеоритного железа найдены в захоронениях, относящихся к очень древним временам в Египте и Месопотамии. В древнерусской литературе слово железо фигурирует в древнейших памятниках, под названием жезъло, жельзо, железо.

Девятнадцатый век стал первым железным веком.

1.2. Нахождение в природе.

Из всех металлов подгруппы В более распространено в земной коре железо, среди других элементов оно занимает четвертое место, а среди металлов - второе (после алюминия). На долю железа приходится около 1,5 % от всех атомов, составляющих земную кору.

Свободное железо встречается в природе достаточно редко, главным образом в метеоритах. Из железа состоит, по – видимому, внутреннее ядро Земли. Полагают, что железа в нем 90% и 10% никеля и кобальта.

Мантия, покрывающая железное ядро Земли, также содержит в себе железо.

На поверхности Земли железо распространено повсеместно. Оно находится почти во всех горных породах, песках, глинах в виде кислородных соединений, их называют железными рудами. Главнейшие из них: Бурые железняки (основной минерал гидрогетит HFeO2 × nH2O); красные железняки (основной минерал магнетит FeCO3). Железо содержится в природных водах.

С наличием железных руд на территории средней части Русской равнины связано существование аномалии земного магнетизма.

С помощью спектрального анализа астрономы находят железо в раскаленных атмосферах в бесчисленных далеких и близких звезд. Железо обнаружено на Солнце.

Богатейшие месторождения железных руд в СНГ находятся на Урале, в Кривом Роге, Казахстане, в Курской, Белгородской области, под Керчью, в Карело – Финской АССР, Сибири.

Железо входит в состав гемоглобина человека и животных, играет большую роль в жизни человека, но об этом мы расскажем в следующей главе.

1.3 Физиологические свойства.

Огромная роль железа в жизни растений, животных, человека.

Важным фактором миграции и перераспределения железа в природе является биомасса Земли, в составе которой его содержится до 10 млрл. т. Оно концентрируется в морских водорослях, в морских животных, наземных животных, бактериях. Многие составные части пищевой цепи интенсивно накапливают железо. Активно аккумулирует его водная флора, причем интенсивность накопления зависит от времени года.

Железо необходимо для растений. Оно участвует в окислительных процессах протоплазмы, при дыхании растений и в построении хлорофилла, хотя само и не входит в его состав. Растения искусственно лишенные железа имеют бесцветные листья. Такое заболевание растений называется хлороз. При добавлении ничтожного количества железа к воде, питающей растение, листья вскоре становятся зелеными.

Большую роль играют растения в жизни микроорганизмов. Некоторые бактерии, являющиеся кормом для малощетинковых червей, также концентрируют железо. Таким путем осуществляется передача металла по трофической цепи к более высоким организмам. Существуют в пресных водах микроорганизмы, для которых железо является источником энергии, необходимой для синтеза их органических веществ. Такие бактерии играют большую роль в образовании залежей железных руд.

Железо – это биогенный элемент. Входя в состав гемоглобина, миоглобина, – красящего вещества крови, а также в состав различных ферментов и других сложных белковых комплексов, железо обусловливает не только цвет крови, но и важнейшую функцию ее – перенос кислорода, поступающего при дыхании в легкие, к органам, тканям, клеткам, и в обратном процессе – переносе углекислого газа от тканей к легким. В организмах животных и человека железо распространено так же «повсеместно», как и в природе: хрусталик и роговица глаза, лишенных кровеносных сосудов, в печени и селезенке - есть железо. В организме взрослого человека содержится около 4 г железа, из которых 75% - в гемоглобине. Из органов наиболее богаты железом печень и селезенка. железо стимулирует функции этих органов.

У человека и животных при недостатке железа развивается анемия (малокровие).

Существует большое число организмов, не имеющих гемоглобина, но и в них обнаружено железо. Оно входит в состав протоплазмы, в которой при его участии осуществляется процесс внутриклеточного дыхания.

Значение железа в жизнедеятельности организма было оценено давно и столь же давно соединения железа стали применяться при лечении малокровия, истощения, упадка сил.

При неправильном приеме внутрь реальную опасность представляет железо, поступающее в организм в составе лекарственных средств. Препараты железа занимают шестое место среди наиболее частых причин отравления у детей до 5 лет. Отравление сопровождается тошнотой, рвотой с примесью крови, боли в животе, жидкий стул черного цвета, снижение давления. Если проявляются признаки поражения печени, желтуха, шок – то это главные причины смертельного исхода.

Также опасна пыль Fe2O3 образующаяся при сварке. Происходят рентгенологические изменения в легких в виде темных пятен пылевых очагов. Описан случай «железной лихорадки» у электросварщиков после работы в плохо вентилируемом помещении, в атмосфере пыли и паров, содержащих железо. Симптомы: Усталость, потливость, повышение температуры, лейкоцитоз.

в 2002 г в Саратовской области установлено, что у детей, посещающих детские учреждения, расположенные на территории геохимических аномалий, содержание соединений Fe, кадмия, никеля в биосубстратах (волосы, моча) нередко определялось на критическом или профессиональном уровнях. У таких детей отмечались выраженные отклонения в физическом развитии, наиболее высокий уровень аллергической и общей заболеваемости.

1.4 Процесс усвоения железа организмом.

В пищевых продуктах железо находится в более устойчивой степени окисления +3, а клетки кишечника пропускают только железо в степени окисления +2. Минуя пищевод и попав желудок, ионы Fe+3 восстанавливаются в степень окисления Fe+2 и только тогда усваиваются от 2-20% железа. Если человек плохо пережевывает пищу, ионы Fe+3не успевают восстанавливаться и остаются недоступными. На усвоение влияет и состав пищи. Ионы Fe+3 в присутствии витамина С и фруктозы легче растворяются и усваиваются. Но есть и враги железа. Это чай и кофе, яичные желтки, алкоголь. Как правило, поступающего с пищей железа вполне достаточно, но в некоторых специальных случаях необходимо применять железосодержащие препараты (анемия).

1.5 Экологическое значение железа.

Основным источниками поступления железа и его соединений в окружающую среду являются антропогенными. Локальной техногенной аномалией является зона металлургических комбинатов, в твердых выбросах которых содержится от 22 000 до 31 000 мг/кг железа. В прилегающие к комбинатам почвы поступает до 31 – 42 мг/кг железа. Вследствие этого в огородных культурах накапливается железо (в клубнике до 8, 5 мг/кг при уровне в контроле 3,9 мг/кг).

Большую опасность представляют сточные воды и шламы производств химического, металлургического, машиностроительного, металлообрабатывающего, нефтехимического, химикофармацевтического, лакокрасочного, текстильного. Концентрация железа в травильных водах черных металлов достигает 5000× 7000 мг/л.

Содержание железа в составе сырого осадка, выпадающего в первичных отстойниках крупного промышленного города может достигать 1428 мг/кг.

Поэтому необходимы, на наш взгляд, следующие природоохранные меры:

  1. рекультивация земель;

  2. комплексное использование руд;

  3. улавливание и использование газообразных выбросов;

  4. переработка твердых отходов, их использование в качестве вторичного материала.

Токсичность соединений железа в воде зависит от рН воды. В щелочной среде токсичность для рыб резко возрастает, т. к. образуются гидроксиды железа, которые осаждаются на жабрах, закупоривают их и разъедают. Вода, содержащая железо, непригодна для инкубации икры рыб, т. к. гидроксид его осаждается на ней и жабрах мальков и вызывает их массовую гибель.

Общий характер действия на теплокровных. Соединения железа(II) обладают общим токсическим действием: у крыс, кроликов при поступлении в желудок – параличи, смерть в судорогах, причем хлориды токсичнее сульфатов. Соединения железа(III) менее ядовиты, но действуют прижигающе на пищеварительный канал и вызывают рвоту.

Водные ресурсы Саратовской области являются ценным природным богатством, источником водоснабжения и с/х производства.

Гидрохимический контроль Саратовской области установил превышение норм ПДК по химическим показателям качества воды в 1998 г, на содержание железа общего составляет 1,2.

В результате сведений Доклада о состоянии окружающей природной среды Саратовской области нами были проанализированы следующие сведения в период с 1996 г по 2002 г о содержании железа общего в реке Большой Иргиз Пугачевского района.

Река Большой Иргиз является притоком реки Волги. Среднегодовая концентрация железа общего были на следующем уровне:

1996 г – 0,12 мг/л

1998 г. - 1,2 мг/л

2000 г. – 0,14 мг/л

2001 г. – 0,07 мг/л

2002 г. – 0,07 мг/л.

Анализ воды проводили г. Пугачев водопост 3 категории. Б. Иргиз имеет 2 створа отбора проб воды. Уровень загрязнения в фоновом и контрольном створам мало отличается. Среднегодовое содержание железа общего составляет 0,32 мг/л, что является в пределах нормы.

1.6 Применение железа

Металлическое железо является основным металлом современной техники. Чистое железо используется в тех ее областях, где необходимы высокие пластические свойства. Большая часть железа идет на производство углеродистых и легированных сталей, т. к. черная металлургия является основой индустриализации. Железо входит в качестве добавок и в другие сплавы, повышая их прочность и пластичность (латунных сплавов, алюминиевых бронз).

Гидроскиды железа (II) и (III) применяют в качестве пигментов. Многие соединения железа - сурик, мумия, железные квасцы, железный купорос, находят широкое применение в народном хозяйстве.

Природный дисульфид железа , служит сырьем для получения серной кислоты, серы и железа. Нитрат железа (III) используется как протрава при крашении х/бумажных тканей и как утяжелитель шелка.

Оксиды железа служат основным сырьем для получения металлического железа. Ферромагнитные оксиды используются в электротехнике, в производстве магнитных лент. FeSO4 используется для очистки сточных вод от цианидов и солей хрома, борьбы с вредителями садов для уничтожения мхов, лишайников и грибных спор, а также для питания растений и борьбы с засолением почв; в текстильной промышленности, для приготовления чернил, красок, для консервации древесины, как химический реактив. Ферриты находят применение в радиотехнической аппаратуре, в ЭВМ, автоматике и телемеханике.

II глава: практическая часть «Железо в жизни человека»

2.1. Анкетирование

Перед практической частью я провела опрос на тему «Железо в жизни человека» и провела среди знакомых, друзей, одноклассников, учителей.

На первый вопрос «Знаешь зачем организму нужно железо?» ответило 88 человека из них ответили 81% «Да», а 19% «Нет». Следовательно, что большинство людей знают, зачем нашему организму нужно железо. Железо входит в состав гемоглобина — белка, из которого состоят красные кровяные тельца (эритроциты). Именно железо отвечает за захват кислорода, после чего эритроциты переносят его ко всем органам и системам организма. Эти же кровяные тельца (и снова при помощи железа!) подбирают отработанный углекислый газ и транспортируют его в легкие для утилизации. Без железа дыхательные процессы на клеточном уровне были бы просто невозможны. Железо в организме человека является составной частью многих ферментов и белков, которые необходимы для обменных процессов — разрушения и утилизации токсинов, холестеринового обмена, превращения калорий в энергию. Оно также помогает иммунной системе организма справляться с агрессорами. Железо присутствует в ферменте рибонуклеотидредуктаза, который регулирует синтез цепей ДНК. Кроме того, микроэлемент регулирует обмен веществ, стимулирует рост и физическое развитие детей и подростков, укрепляет иммунитет, поддерживает работу щитовидной железы и печени, отвечает за здоровый вид кожи, волос и ногтей. (прил.1)

На второй вопрос «Где в организме содержится железо?» ответило 88 человека из них ответили 91 % «Кровь (гемоглобин)», 3% «Печень», 2% «Мышцы» и 3% «Костный мозг». Многие знают и думают, что железо содержится в крови(гемоглобине). Они правы, но и другие, которые ответили печень, мышцы и костный мозг тоже правы. Основная часть железа 60% находится в крови(гемоглобине). Печень, мышцы и костный мозг содержат около 20% и оставшиеся 20% уходят на синтез клеточных ферментов. (прил.2)

На третий вопрос «В каких продуктах содержится железо?» ответило 88 человека из них ответили 57% «Печень», 34% «Яблоко», 2% «Свекла», 7% «Фасоль». Многие считают или знают, что в печени содержится железо. Другие знают, что в яблоке. Но из перечисленных продуктов во всех содержится железо. В печени большое количество железо и при дефиците железа или анемии врачи рекомендуют употреблять этот продукт. Железом богаты яблоки, свекла и другая растительная пища, но из них железо практически не усваивается. А вот фасоль усваивается в организме, но, чтобы лучше усваивалась надо ее употреблять с продуктами витамина С. (прил.3)

На четвёртый вопрос«Знаешь, чем опасно недостаточное количество железа в организме?» ответило 83 человека из них ответили 72% «Да», а 28% «Нет». Большинство людей знают, чем опасно недостаток железа. Некоторые знают с урока биологии (14-18 лет), а другие сталкивались с этой проблемой в жизни (35-45). Недостаток железа в организме сопровождается снижением уровня гемоглобина в крови. Данное состояние в клинической медицине называется железодефицитной анемией. О нехватке железа на начальных стадиях можно даже не подозревать, но спустя некоторое время обязательно начнут проявляться специфические симптомы: вялость, быстрая утомляемость, слабость, головокружение. При значительном недостатке железа шумит в ушах и проявляются мушки перед глазами. Женщины, как правило, сразу обращают внимание на сухость волос и их потерю при расчесывании. Кроме того, могут проявляться трещинки в уголках рта, а ногти становятся ломкими и слоятся. Мужчинам при дефиците железа в организме справиться с задачей по его восполнению несколько сложнее, поскольку они чаще испытывают физические нагрузки. Активность, даже небольшая, в большинстве случаев приводит к учащенному сердцебиению и одышке. У детей при недостатке железа проявляются такие симптомы: снижение иммунитета, бледность и сухость кожи, потеря аппетита, сглаженность вкусовых сосочков на языке. При дефиците железа учителя часто отмечают у детей, имеющих эту проблему, снижение успеваемости и ухудшение памяти. (прил.4)

На пятый вопрос «Как вы считаете в виде каких соединений усваивается железо организмом?» ответило 85 человека из них ответили 52% «Органические соли», а 48% «Минеральные соли». Многие считают, что железо усваивается в виде органических солей, а другие в виде минеральных солей. Оба эти соединения усваиваются организмом. Эти соединения усваиваются при нормальном уровне белка. При дефиците железа и анемии по рекомендациям врачам мы принимаем препараты, где содержатся минеральные соли или органические соли.(прил.5)

Вывод: отвечая на первые 4 вопроса, люди знали для чего нужно железо, где оно содержится в организме и в продуктах и чем опасно недостаточное количество железо. Но многие не знали в виде каких соединений усваивается железо организмом, поэтому на этот вопрос ответили практически поровну.

2.2. Эксперимент

В ходе работы мы провели исследования по определению концентрации катионов железа в продуктах питания.

Цель: исследовать концентрации катионов железа в продуктах питании.

Оборудование: пробирки, пипетка, стаканчик, стеклянная палочка, фильтр, печень, яблоко, свекла, фасоль.

Реактивы: Азотная кислота(HNO3), роданид калия(KCNS), перекись водорода(Н2О2)

Ход эксперимента:

В ступке измельчили образцы анализируемых продуктов одинаковой массы, добавили 10 мл азотной кислоты(HNO3), 1-2 мл пероксида водорода(Н2О2). Полученную смесь перетерли и перенесли в стакан. Дать отстояться.

Отобрали по 2 мл экстракта, добавили 1 каплю 20% раствора роданида калия(KCNS).

Сравнили окраску полученных растворов с колориметрической шкалой.

Сделали вывод об концентрации катионов железа в исследуемых продуктах питания. В основе этого эксперимента лежит качественная реакция определение катионов железа(III): Fe+3NCS=Fe(NCS)

  1. В результате яблоко имеет оранжевый осадок. (прил.6 и прил.10)

  2. В результате фасоль имеет светло-медный осадок. (прил.7 и прил.12.)

  3. В результате печень имеет бледно-розовый осадок. (прил.8 и прил.13)

  4. В результате свекла имеет ярко-оранжевый осадок.(прил.9 и прил.11)

Результаты эксперимента: Все продукты содержат железа. Содержание железа в продуктах по колориметрической шкале колеблется от 0,2 до 3 мг/л. Большое количества железа содержат свекла и яблоко, потому что в этих продуктах ярко был выражен осадок.

Вывод: в результате эксперимента, а также анализа соответствующей литературы было выявлено, что:

1) Железо усваивается организмом человека только в виде его растворимых соединений.

2) Соединения железа жизненно важны для человека и его здоровья.

3) Соединения железа содержатся как в растительных, так и в продуктах животного происхождения.

4) По результатам анкетирования большинство знают значение железа для организма человека и перечень продуктов, содержащих его.

5) Усвоению железа организмом помогает витамин С.

Заключение

Без железа не может функционировать организм человека, в котором содержится около 3 г железа, из них 2 г в крови. Недостаточное содержание железа в организме приводит к заболеванию- железодефицитная анемия. В ходе эксперимента я определила, что в яблоке, фасоли, печени, свекле содержится железо.

Гемовое железо усваивается сразу полностью. Оно содержится в печени. Негемовое железо усваивается хуже, и требует дополнительного окисления. В качестве окислителя выступает витамин С, и все продукты, его содержащие. Они должны применяться, как продукты-компаньоны, для нормального усвоения негомового железа. Фасоль нужно кушать с зеленью, она так полностью усвоится. Я рекомендую людям употреблять фасоль, яблоко, печень, свеклу для поддержания железа в организме, тогда не будут заболевания.

В ходе моего исследования была подтверждена гипотеза. Действительно, железо-один из самых важных металлов. И он играет большую роль в жизни человека. Без железа человек погибнет, потому что железо входит в состав некоторых органов и крови. Из железа люди создают разные предметы, технику, ювелирное украшения, цепи и т.п.

Список литература:

  1. Большая Медицинская Энциклопедия, под редакцией Б. В. Петровского, М., 1978.

  2. Верболович П.А., Утешев А.Б. «Железо в животном организме», А—Ата, 1967.

  3. Габриелян О.С. Химия учебник для 9 класса — М.: Дрофа, 2013

  4. Кузьменко Н.Е. и другие Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗЫ. —М.:Дрофа, 2000

  5. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

  6. Петров В.Н. «Физиология и патология обмена железа», Л 1982.

Интернет-ресурсы:

1. https://www.kp.ru/guide/zhelezo-v-organizme-cheloveka.html

2. https://ada-damova.livejournal.com/15580.html

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE

4. https://fb.ru/article/324500/kakova-rol-jeleza-v-organizme-cheloveka

5. https://ladyinfanta.ru/nedostatok-zheleza-v-organizme-cheloveka

Приложения

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Фото 6

Яблоко

Фото 7

Фасоль

Фото 8

Печень

Фото 9

Свекла

Фото 10

Колориметрическая шкала (Яблоко)

Фото 11

Колориметрическая шкала (Свекла)

Фото 12

Колориметрическая шкала (Фасоль)

Фото 13

Колориметрическая шкала (Печень)

Просмотров работы: 32