Введение
Окружающий нам мир удивителен и уникален. С древних времен человечество неустанно старается постичь все его многообразие и применить в своей жизни.
Растительные краски были одними из первых красок, которые начал употреблять человек, чтобы украсить себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры. Удивительным образом ведут себя природные красители антоцианы в условиях воздействия веществ с различной pH средой. На сегодняшний день биохимическая природа антоцианов, их биосинтез и его регуляция достаточно подробно исследованы, но для детей опыты по преобразованию цвета сродни волшебству.
Проект посвящен исследованию цветной палитры антоцианов, содержащихся в краснокочанной капусте, при изменении рН среды. Основной целью является выявление закономерностей изменения окраски антоцианов в зависимости от кислотности и создание образовательного видеоролика, наглядно отражающего этот феномен.
Цель: Исследовать цветовую гамму антоцианов краснокочанной капусты в условиях воздействия веществ с различной pH средой, выявить закономерности изменений окраски и создать наглядное визуальное пособие в форме видеоролика.
Задачи проекта:
Изучить теоретические сведения о структуре и функциях антоцианов, особенностях их поведения в различных средах.
Подготовить растворы антоцианов из краснокочанной капусты.
Провести экспериментальные исследования по изменению окраски антоцианов при взаимодействии с веществами разной pH-активности (щелочная среда, нейтральная среда, кислая среда).
Определить зависимость между изменениями значения pH раствора и окраской антоцианов.
Создать наглядное демонстрационное пособие (видеоролик), иллюстрирующее механизм изменения цвета антоцианов в различных растворах.
Проанализировать полученные данные и сформулировать выводы о влиянии окружающей среды на окраску антоцианов.
Представить проект в доступной и понятной форме, обеспечивающей понимание материала школьниками и широкой аудиторией.
В ходе реализации проекта будут выполнены следующие этапы:
Сбор и систематизация научных сведений о природе антоцианов и их реакциях на различные уровни кислотности.
Подготовка образцов экстрактов антоцианов из краснокочанной капусты.
Экспериментальная проверка изменений окраски антоцианов при контакте с веществами разной рН активности.
Анализ полученных результатов и построение таблицы зависимостей цветов от значений рН.
Разработка сценария и съемка видеоролика, иллюстрирующего химическое поведение антоцианов.
Итогом станет образовательный ролик, доступный широкому кругу зрителей, позволяющий наглядно продемонстрировать химические процессы, происходящие с антоцианами в разных средах. Проект способствует развитию интереса школьников к химии и биологии, раскрывая удивительные природные явления через увлекательные эксперименты.
Теоретический раздел
Антоцианы
Многие растительные пигменты обладают способностью менять оттенок в зависимости от уровня кислотности клеточного сока. Благодаря этому свойству они выступают в роли индикаторов, применимых для анализа кислотности иных жидкостей. К числу естественных растительных пигментов относятся флавоноиды, среди которых выделяются каротиноиды, ксантофиллы и антоцианы, обусловливающие жёлтые, оранжевые, красные, синие и фиолетовые тона растительного мира.
Антоцианы — это группа природных красящих веществ, относящихся к классу флавоноидов. Они придают различным частям растения яркие оттенки, начиная от розово-красного и оранжевого и заканчивая фиолетовыми, синими и даже черными цветами. Наиболее часто встречаются в цветах, ягодах, овощах и листьях многих видов растений.
Известно большое количество объектов, богатыми антоцианами. Это малина, клубника, земляника, вишня, слива, краснокочанная капуста, черный виноград, свекла, черника, голубика, клюква и многие другие.
Антоцианы придают фиолетовый, синий, коричневый, красный или оранжевый цвета плодам. Такое многообразие объясняется тем, что цвет изменяется в зависимости от баланса кислот и щелочей.
Строение антоцианов установлено в 1913 году немецким биохимиком Р. Вильштеттером. Первый химический синтез осуществлен в 1928 году английским химиком Р.Робинсоном. Разнообразие окраски объясняется не только особенностями их строения, но и образованием комплексов с ионными К (пурпурная соль), Мg и Са (синяя соль), а также адсорбцией на полисахаридах.
Основные свойства антоцианов
Физико-химические свойства:
Природные пигменты: Являются природными красителями, ответственными за окраску фруктов, овощей, листьев и цветов в оттенках от красного до синего.
Флавоноидные соединения: Принадлежат к группе флавоноидов, обладающих структурной формулой C₆-C₃-C₆.
Водорастворимые: Хорошо растворяются в воде, образуя прозрачные растворы с интенсивной окраской.
Кислотность-зависимая окраска: Меняют цвет в зависимости от уровня pH среды: красный/розовый в кислой среде, синий/сиреневый в слабощелочной, зеленый/коричневый в сильнощелочной.
Термочувствительность: Теряют окраску и разрушаются при длительном нагревании или кипячении.
Окислительная нестабильность: Быстро окисляются кислородом воздуха, теряют насыщенность цвета.
Биологические свойства:
Антиоксидантные свойства: Способствуют нейтрализации свободных радикалов, защищая клетки организма от окислительного стресса.
Противовоспалительное действие: Оказывают противовоспалительный эффект, снижая активность воспалительных реакций.
Улучшение зрения: Улучшают адаптацию глаз к темноте, способствуют регенерации сетчатки глаза.
Поддержка сердечно-сосудистой системы: Укрепляют стенки сосудов, снижают риск развития атеросклероза и тромбозов.
Иммунностимулирующие свойства: Повышают иммунитет, ускоряют восстановление тканей после травм и инфекций.
Применение:
Используются в пищевой промышленности как натуральные пищевые красители.
Применяются в косметике и медицине благодаря своим биологически активным свойствам.
Используется в аналитической химии как индикатор кислотности растворов.
Эти свойства делают антоцианы ценными компонентами продуктов питания, лекарств и косметических средств.
В лабораторной практике антоцианы могут иметь практическое значение в качестве общедоступных индикаторов.
Антоцианы содержатся в вакуолях клеток растений, где поддерживается постоянный pH. Для того чтобы получить индикатор требуется извлечь их из клетки. Существует несколько способов сделать это: с помощью механического воздействия (разрезать), с помощью теплового шока (отварить), с помощью экстрагирования (лучше всего использовать полярный растворитель).
В качестве сырья лучше всего использовать лепестки или зрелые плоды. В то же время можно использовать заготовленные на зиму варенья, компоты, которые сохраняют окраску раствора, например, черную смородину, малину. Некоторые сорта чая тоже являются индикаторами. Неплохо подходят различные соки (желательно свежеприготовленные), к сожалению, из-за неустойчивости антоцианов, отвары быстро плесневеют и скисают, поэтому готовить такие индикаторы надо непосредственно перед работой с ними.
Антоцианы обладают хорошими индикаторными свойствами: в нейтральной среде приобретают пурпурную окраску, в кислой среде – красный цвет, в щелочной среде – зелено-желтый цвет.
В зависимости от кислотности среды (pH) антоцианы могут изменять окраску: красно-фиолетовый антоциан, выделенный из краснокочанной капусты:
Показатель кислотности среды (рН) |
Окраска раствора |
рН 1-2 |
Красная |
рН 3-5 |
Розовая |
рН 7-8 |
Синяя |
рН 9-10 |
Зеленая |
рН 10-11 |
Зелено-желтая |
рН 11 |
Желто-зеленая |
рН свыше 12 |
Желтая |
Так как антоцианы обладают хорошими индикаторными свойствами, то их можно применять как индикаторы для распознания кислотной, щелочной или нейтральной среды, как в химии, так и в быту.
Любой раствор (а получившийся отвар также является раствором) можно отнести к кислым или щелочным. Для того, чтобы количественно обозначить кислотность раствора, в 1909 году датский химик Сёренсен ввёл понятие pH – меры активности ионов водорода в растворе.
Для чистой воды при температуре 25 °С показатель рН равен 7 (это означает, что раствор химически нейтрален и не является ни кислотой, ни щёлочью). Вещества, у которых показатель рН менее 7, относятся к кислым, а те, у которых более 7, – к щелочным. Шкала, по которой определяют показатель pH, называется шкалой pH и имеет диапазон от 0 до 14.
Но как определить, каким является раствор: кислым или щелочным? Для этого используют индикатор – вещество, которое меняет свой цвет в зависимости от показателей кислотности раствора.
Если капустный отвар приобретает красный цвет, значит, раствор стал более кислым, а если зелёный, то щелочным. Именно это свойство позволит провести зрелищный эксперимент.
Практическая часть
Для организации практической части необходимо подготовить компоненты:
Отвар краснокочанной капусты
Сода, порошок стиральный, жидкое мыло, перекись водорода, аммиак, лимонная кислота, уксусная кислота, соляная кислота, азотная кислота.
Оборудование: мерные стаканчики, пробирки, пипетка.
Ход работы.
Разливаем фиолетовый отвар по стаканчикам, поочередно добавляем в стаканы лимонную кислоту, соду, стиральный порошок, мыло, перекись водорода, по одному ингредиенту в каждый стакан и наблюдаем за изменением цвета.
Результат эксперимента зависит от количества компонента, добавляемого в раствор.
Компонент |
Цвет |
|
Сода |
Бирюзовый |
Слабощелочная среда |
Порошок стиральный |
Зеленый |
Щелочная среда |
Жидкое мыло |
Фиолетовый |
Нейтральная среда |
Перекись водорода |
Бирюзово-синий |
Слабощелочная среда |
Аммиака водный раствор |
Зеленый |
Слабощелочная среда |
Вода |
Фиолетовый |
Нейтральная среда |
Лимонная кислота |
Красный |
Кислотная среда |
Уксусная кислота |
Красный |
Кислотная среда |
Соляная кислота |
Красный |
Кислотная среда |
Азотная кислота |
Красный |
Кислотная среда |
Вывод: Природные индикаторы можно использовать на уроках химии, элективных курсах, научных мероприятиях. Индикатор отлично реагирует на кислотную среду, в щелочной среде реакция протекает тоже очень хорошо, на компоненты не являющиеся ни кислотой, ни щёлочью (водный раствор аммиака, перекись водорода) наблюдаем поведение как для слабощелочной среды. Вода и жидкое мыло не показали изменения цвета раствора, что говорит о том, что данные компоненты pH нейтральны.
Заключение
Этот простой опыт вызывает удивление у младших школьников своей зрелищностью в силу того, что большинство добавляемых компонентов не имеют цвета и запаха.
Для младших школьников, не имеющих познаний в химии и жизненного опыта, это визуально выглядит это как волшебство.
Проект реализован в рамках предмета окружающий мир в первых классах, курса внеурочной деятельности «Введение в естественно-научные предметы» в пятых классах (фотоотчет в Приложении 2).
Видеоролик с опытом размещен в сети Интернет и доступен по ссылке https://vkvideo.ru/video-230304246_456239017?list=ln-Xge9aLkbzDKjgVRzgB
Проект представлен на IV Региональной научно-практической конференции «Юные техники и изобретатели Приангарья» (презентация защиты в Приложении 3).
Дети чрезвычайно любопытны, их любознательность и стремление познавать окружающий мир, удивляться, казалось бы, обыденным вещам бесценны. Чтобы огонь познания не угас его нужно подпитывать экспериментами, противоречивыми фактами, неожиданными открытиями и связью с окружающим миром. В нашей работе мы пришли к выводу, что наука должна быть популярной, доступной и понятной для детей, описывающей простым языком окружающий мир.
Список использованных источников
Веселая химия [Электронный ресурс] www.alhimik.ru Режим доступа: http://www.alhimik.ru/show/index.html#1 , свободный.
Антоцианы [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/ Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?go=Перейти&search=антоцианы&title=Служебная%3AПоиск&ns0=1, свободный.
Разноцветные «чудеса» науки [Электронный ресурс] https://biomolecula.ru Режим доступа: https://biomolecula.ru/articles/raznotsvetnye-chudesa-nauki, свободный.
Приложение 1
Классификация неорганических веществ
Приложение 2
Приложение 3