Введение
Я прочитал книгу «От куда берутся деньги?». Там простым языком обьясняют, что такое экономика. Из этой книги я получил много полезной информации, узнал новую науку и ее законы.
Когда мои старшие братья приезжают к нам в гости они часто разговаривают о инвестициях, ценных бумагах, брокерских счетах, майненговых фермах. Их разговоры так интересны, но не всегда понятны.
У меня всегда было желание накопить деньги на какие то вещи, путешествия. И у меня даже получилось в прошлом году накопить на билет на самолет в город Сочи на конкурс «Я-исследователь».
Эта тема очень меня заинтересовала. Во втором классе у нас появился новый предмет финансовая грамотность. На этих уроках мы ищем ответы на наши вопросы касающиеся финансовой сферы.
Финансы в переводе с латинского (лат. Financia) – наличность, доход, а в переводе с французского (фр. Finances) – денежные средства. В наше время необходимо разбираться в финансовых вопросах.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. От того, насколько грамотно человек тратит денежные средства, во многом зависит, сможет ли он достичь поставленных целей в жизни. В этом могут помочь сбережения.
Мне стало интересно узнать, что такое сбережения, как я могу осуществить свою мечту. Это и определило тему моей работы.
Цель исследования: изучить, что такое сбережения и как их можно приумножить.
Задачи исследования:
1. Узнать, что такое «сбережения» и для чего они нужны.
2.Выяснить, как и на что откладывать деньги.
3) Провести анкетирование.
4) Создать игру по финансовой грамотности
Гипотеза: возможно, зная, как делать сбережения и обладая знаниями по финансовой грамотности, можно осуществить свою мечту.
Объект исследования: сбережения.
Предмет исследования: денежные средства.
Методы исследования: анкетирование, беседа, математический расчет, сравнение и обобщение результатов, поиск информации в интернете.
Сбережения
Жизнь современного человека невозможно представить без денег. Они нужны для того, чтобы оплатить различные услуги и приобрести все необходимое: продукты питания, одежду, бытовые предметы.
Деньги, которые человек откладывает, чтобы использовать в будущем, называются сбережения.
Сбережения - часть дохода, остающаяся после потребления (Внешнеэкономисекий словарь, 2001г).
Сбережения (или накопления) – это накапливаемая часть денежных средств, которая предназначена на удовлетворение потребностей в будущем. Сбережения являются неотъемлемой частью личного или семейного бюджета людей.
Основная функция сбережений заключается в формировании денежных запасов, необходимых для достижения поставленной финансовой цели.
Что же даёт создание сбережений?
Во-первых, независимость при различных жизненных ситуациях. Например, случилось так, что вы остались без работы. И вот тут ваши сбережения сработают, как подушка безопасности. Пока вы будете в поисках новой работы, ваша подушка безопасности будет вас кормить.
Во-вторых, у вас появится чувство уверенности и возможность свободно распоряжаться своей жизнью. У человека, который не боится завтрашнего дня, все возникшие вопросы и проблемы решаются быстрее.
В-третьих, вы сможете осуществить свои мечты. Это именно то, что вы всегда хотели получить, будь это отдых в стране ваших снов, автомобиль или отдельное жильё.
Очень часто семейных денег на это не хватает, и тогда взрослые начинают каждый месяц какую-то часть заработанных средств откладывать.
Допустим, что человек решил купить мотоцикл за 100 тысяч рублей. Он зарабатывает 30 тысяч, из которых примерно 20 тысяч уходит на обязательные расходы.
У него остаётся только 10 тысяч, половину которых (то есть 5 тысяч рублей) он вполне может откладывать, а вторую половину – оставлять на всякие мелочи и случайные расходы. Тогда получается, что человек сможет купить мотоцикл через 20 месяцев (5 · 20 = 100), то есть почти через два года.
Люди обычно копят деньги на то, что им купить по силам. Пусть и не сразу, а через год-два или даже лет через десять. И тут всё зависит от доходов человека. Тот, кто зарабатывает больше, может откладывать деньги на более дорогую покупку, например, на кольцо с бриллиантами или картину известного художника. А очень богатые люди могут позволить себе купить даже… остров!
А тот, у кого доходы небольшие, может копить деньги, скажем, на новое пальто, без которого он замёрзнет. Ну а у кого-то и вовсе нет никаких сбережений, и он едва сводит концы с концами (то есть денег так мало, что еле хватает на жизнь). Бывает, что человек почему-либо не хочет или не может долго ждать, пока он накопит нужное количество денег (часто говорят: нужную сумму) на что-то. Тогда он берёт эти деньги в долг у знакомых и родственников или в банке.
Отчего зависят сбережения
Прежде всего надо научиться считать деньги. А это значит, что сначала нужно посчитать, какой у семьи средний доход за месяц. Иначе говоря, сколько денег все члены семьи зарабатывают вместе за это время в среднем. В доход, конечно, включается не только зарплата, но и, например, стипендия или пособие и льготы предоставляемые государством.
Семейный бюджет
Для счастливой семейной жизни, помимо всего прочего, необходимо ещё и финансовое благополучие, умение правильно вести семейный бюджет. Для этого не обязательно каждый месяц зарабатывать по миллион долларов (хотя и это можно), необходимо всего лишь научиться правильно вести семейный бюджет и распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент ваша семья.
«Семейный бюджет», а что это такое?
Бюджет — (англ. budget) - план доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок (год).
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Важно ли планировать бюджет семьи? Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.
Личный бюджет
Личный бюджет -это личные доходы и личные расходы.
Доходы школьника - это деньги, полученные от родителей на карманные расходы, деньги, подаренные на день рождения. Основным источником доходов школьника являются деньги родителей. Но в настоящее время многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. Известны случаи, когда школьники зарабатывают немалые суммы не в ущерб учебе.
Расходы школьника - это деньги, потраченные на еду в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично школьником за карманные деньги, и деньги, откладываемые из карманных денег на новые компьютерные игры и другое.
Карманные деньги – это небольшая сумма денег, которую вам дают родители, вы носите их чаще всего в кармане и можете потратить на какие – то мелочи.
Папа и мама обеспечивают детей всем необходимым, покупают вам всё, что вы у них попросите, и при этом дают вам ещё деньги на карманные расходы, зная, что вы их потратите на сладости, чипсы, сухарики. Они об этом знают и всё же дают вам деньги. А зачем они это делают?
Родители выделяют карманные деньги, чтобы дети как можно раньше научиться обращаться с деньгами. Могли рассчитывать собственный бюджет, то есть свои доходы и расходы, научились с умом тратить деньги, самостоятельно совершать покупки.
Необходимо научиться обращаться с деньгами и правильно их тратить и по возможности самостоятельно распоряжаться материальными средствами для удовлетворения своих потребностей.
Чтобы научиться самостоятельно и ответственно осуществлять контроль за своими расходами, рассчитывать свой бюджет. Если будут ошибки можно всегда обратиться к родителям, и с малыми потерями, научится предвидеть последствия своих поступков. научиться не с рисковать во взрослой жизни.
Карманные деньги можно использовать по своему усмотрению: самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки.
Как откладывать деньги
Если у тебя каждую неделю остаётся небольшая сумма денег после карманных расходов, то самое время начать копить эти денежки. А где лучше всего копить монетки? Правильно, в копилке!
А когда она наполнится, можно будет купить что-нибудь подороже и поинтереснее, чем мороженое или другие мелочи. И это будет тебе награда за бережливость и терпение.
Складывать деньги в современные копилки – одно удовольствие! Некоторые из них сами считают деньги, которые в них хранятся, и показывают общую сумму на маленьком дисплее. Есть копилка в виде банки, которая так и называется – сбербанка (или банка для сбережений). И ты всегда можешь в шутку сказать, что хранишь свои деньги в Сбербанке, как взрослые (дело в том, что крупнейший банк России называется «Сбербанк» и многие взрослые действительно хранят свои деньги в этом банке, то есть в Сбербанке).
А ещё есть удивительная копилка головоломка. Положить туда деньги просто, а вот чтобы достать их, придётся их, придётся поломать голову! Если же у тебя остаются неизрасходованными деньги покрупнее, чем отдельные монетки, то есть купюры 50 рублей, 100 рублей или больше, то ты тоже можешь их откладывать, например, в кошелёк или бумажник, можно как я в сейф с кодовым замком. Код знаю только я и ни кто не сможет узнать сколько у меня денег. Когда у тебя накопится приличная сумма денег, ты сможешь истратить её, к примеру, на подарок другу или близким, купить какую-нибудь редкую монету или старинную открытку, марку, значок, медаль и с этого момента начать собирать, например, коллекцию монет (тогда ты будешь называться нумизматом), или открыток (а в этом случае ты станешь филокартистом), или марок (тогда ты будешь филателистом), или…
Итак, собирать можно всё, что угодно, и для этого совсем не обязательно быть богачом. Это здорово, интересно и… выгодно! Потому что со временем коллекция будет только расти в цене, как многие старинные вещи. И ты, если понадобится, сможешь продать её за гораздо большие деньги, чем потратил, пока её собирал.
Идеи с копилкой и коллекциями недорогих вещей могут пригодиться и взрослым, если «лишних» денег у них совсем немного. Если же свободных денег достаточно, то есть несколько возможностей ими распорядиться. Например, инвестировать.
Инвестирование
Инвестирование – это долгосрочные финансовые вложения с целью получения прибыли.
Инвестиции, это вложение денег для того, чтобы в будущем какое-то дело принесло ещё больше денег.
Во-первых, можно тоже начать коллекционировать, но ценные вещи, например, дорогие монеты (старинные или современные, серебряные или золотые), картины хороших художников, драгоценности. С годами все эти вещи станут ещё дороже.
Во-вторых, можно положить деньги в банк.
Банк — это особая организация, которая может заниматься накоплением и хранением денег граждан и других организаций, использовать эти деньги для получения доходов и выплачивать часть полученных доходов гражданам и организациям, чьи деньги были использованы. Это намного безопаснее и выгоднее, чем хранить их в копилке или прятать дома в цветочном горшке. Деньги из копилки могут пропасть (если, на пример, их украдут воры) или потеряться.
К тому же их количество не изменится со временем, если только не добавлять туда новую сумму. В банке же, если он надёжный, деньги будут в безопасности, да ещё и «подрастут». Это значит, что их станет больше через некоторое время, потому что добавятся проценты.
В-третьих, неплохо было бы купить особые ценные бумаги, на которых тоже можно заработать. Они бывают разными – акции, облигации, векселя и так далее.
Облигация – это расписка, по которой занимают деньги.
Вексель – это ценная бумага, которая предусматривает отсрочку платежа или безусловную оплату за приобретенные товары, работы или услуги в заранее оговоренный срок.
Самые популярные из ценных бумаг – акции.
А́кция - ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов.
Дивиденды - это часть прибыли организации, которая распределяется между акционерами, в зависимости от типа и количества акций, которыми они владеют.
Инвестиционные фонды- это фонды, включающие в себя акции нескольких десятков (сотен) компаний.
Купить акции какой-нибудь фирмы – это значит купить «кусочек» этой фирмы и потом получать соответствующий «кусочек» её прибыли (прибыль –это разница между доходами и расходами фирмы).
Но покупка акций – дело рискованное: можно заработать деньги, а можно потерять, поэтому лучше доверить это специалисту.
В-четвёртых, став взрослым, можно попробовать на свои деньги организовать собственный бизнес. Другими словами, придумать свой способ заработать, создать фирму, купить оборудование и так далее. Но для этого надо быть очень энергичным, смелым и изобретательным человеком.
И не важно, сколько вам сейчас лет, откладывать нужно начинать как можно быстрее. Ведь, как известно, в инвестировании большую роль играет время.
Как и на что могут накопить деньги школьники
Накопить на нужную вещь без поступления денег не получится. Взрослый человек знает, на чем можно сэкономить, чтобы получить некую сумму. Но как школьнику накопить деньги, ведь он не имеет заработка, — вопрос сложный. У него неоткуда брать средства. Чтобы удовлетворить свои финансовые потребности, он не сможет устроиться на полноценную работу. Тем не менее, это не повод отказываться от желаемой покупки.
Независимо от того, сколько ребенку лет, он всегда будет мечтать о новом интересном приобретении. Накопить на что-то стоящее можно лишь в случае, если поставить перед собой конкретную цель. Жертвовать чем-то неизвестно ради чего никто не станет, даже взрослый человек, что уж говорить о ребенке в 9-10 лет.
Школьник может запланировать покупку:
новой модной игрушки;
мобильного телефона, айфона или других технических устройств;
билетов в цирк, кино, парк аттракционов;
игровых консолей PS4, Xbox One, компьютерных игр;
подарков для близких или друзей;
недешевого набора сладостей.
Многое зависит от того, насколько ребенку нужна эта вещь.
Главное, в период экономии денежных средств отказаться от бессмысленных покупок.
Хорошо, если школьник быстро соображает и понимает, что от жевательных резинок и сладостей вполне можно отказаться. Если же совсем без конфет не прожить, то можно хотя бы ограничить себя в их количестве.
На что не стоит копить деньги, так это на одежду, ведь ее все равно покупают родители, и на компьютерные игры, которые иногда требуют вложений. В принципе, на бессмысленные покупки уходит большая денежная масса.
Нужно вовремя от них отказаться, чтобы сберечь свои карманные деньги на что-то действительно стоящее.
Если ребенку исполнилось 14 лет, то родителям можно оформить на его имя банковский вклад. Это удобно, поскольку подросток сможет сам контролировать сумму своих сбережений. Полный доступ к финансовым активам он получит только в 18-летнем возрасте. До этого времени ему позволено пополнять свой счет и снимать с него некую сумму.
Не работая, школьник может заниматься сдачей вторсырья в пункт приема макулатуры, пластиковой тары. Нужно просто не выбрасывать в мусор все подряд. Старые и ненужные газеты и журналы способны принести небольшой доход и поспособствовать накоплению средств.
Не работая, накопить большую сумму денег у школьника не получится. Поэтому нужно либо экономить, либо искать простые возможности заработка.
Продать подарки или ненужные вещи сможет даже 12-летний ребенок. Это позволит, во-первых, избавиться от старых игрушек, а во-вторых, даст возможность скопить небольшой капитал и приобрести, к примеру, компьютер.
Главное, прежде чем заниматься продажами личных вещей, нужно посоветоваться с родителями.
Следует получить от них одобрение. Только после этого можно приступать к задуманному.
Ни в коем случае нельзя экономить на еде, а именно на полезной пище. Отказываться от школьных обедов не стоит. Это может негативно сказаться на здоровье. Существует ряд других продуктов, которые не несут пользы и употребляются только ради удовлетворения вкусовых рецепторов.
Не повредит отказ от:
еды из фаст-фуда, которая вредна самая по себе для детского организма;
частых походов на концерты и прочие платные мероприятия;
постоянного пользования мобильной связью, когда есть необходимость в экономии;
сладостей, которые съедают большую часть карманных денег.
Школьнику сложно копить деньги, даже складывая их в копилку. К тому же, они таким образом не приумножаются самостоятельно. Нужно постоянно экономить карманные деньги, чтобы купить себе телефон или ПК. Хорошо, когда на праздники дарят денежные подарки. Тогда шанс собрать 20000 или даже 50000 рублей в год увеличивается. Однако не у всех есть такие родственники, готовые расстаться с приличной денежной суммой.
Для детей очень важна помощь родителей в вопросе экономии. У взрослых все же больше опыта, и они знают цену каждого товара или услуги. Родным проще помочь с накоплениями. Если близкие будут уверены, что у их ребенка есть конкретная цель, ради которой он готов пожертвовать даже сладостями, то они наверняка пойдут ему навстречу. Так сумма карманных денег может увеличиться, и мечта станет немного ближе.
2. Практическая часть
2.1 Анкетирование
Для того чтобы выяснить, как младшие школьники управляют своими личными (карманными) деньгами, была составлена анкета (Приложение №1). В исследовании приняли участие школьники 8-10 лет, всего 68 человек. Проанализировав данные, мы выяснили, что большинство ребят имеют возможность самостоятельно управлять денежными средствами. Не все ребята следуют главному правилу управления деньгами – их накоплению. Если владеют карманными деньгами, то тратят на мелочи, без остатка.
На вопрос «Беседуют ли с тобой родители о том, как лучше распорядится деньгами?» большая часть респондентов дали отрицательный ответ.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство ребят имеют возможность самостоятельно управлять денежными средствами. Не все ребята следуют главному правилу управления деньгами – их накоплению. Если владеют карманными деньгами, то тратят на мелочи, без остатка. Родители не всегда объясняют, как правильно распоряжаться личными финансами. Я разработал для них рекомендации:
Правила управления карманными деньгами
для младших школьников
Мы решили выделить следующие правила управления личными деньгами:
1. Всегда планируй и контролируй движение своих денег.
2. Учись делать накопления, не расходуй все сразу. Разделяй деньги на накапливаемую и потребляемую часть.
3. Не трать получаемые деньги сразу, спонтанно, без обдумывания.
4. Старайся не тратить все личные деньги, всегда оставляй хотя бы небольшой запас.
5. Обеспечивай безопасность хранения денег, никогда не показывай деньги посторонним, не хвались карманными средствами.
6. Никогда не ходи со всей суммой сбережений, деньги на текущие расходы не нужно носить или оставлять в карманах.
Если тебе угрожают насилием незнакомые дети или взрослые, требуют деньги, отдайте их без сопротивления. Помни – жизнь и здоровье бесценны.
2.2 Инвестиции
В настоящее время я не испытываю дефицита в потребительских товарах, одежде, еде и поэтому взрослым в последнее время трудно придумать, что мне подарить на праздник, поэтому некоторые начали дарить мне деньги в расчёте на то, что я себе сам куплю подарок. Сначала я начал складывать деньги в копилку, но мысли об инфляции и о том, что деньги должны работать меня не покидали. Так как у меня большие планы на будущее, поэтому я и решил их начать инвестировать в свое будущее.
Как начать?
Во - первых, нужно определиться какую сумму вы готовы инвестировать.
Во - вторых, нужно выбрать брокера (Бро́кер — юридическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем на фондовом рынке)
В - третьих, необходимо пройти начальное обучение (есть много платных курсов, но можно найти и очень хорошие бесплатные варианты).
Основные правила инвестирования:
1. Нельзя вкладывать все деньги в одну акцию! Обязательно нужно разделить свой капитал на 10-20 частей.
2. Не покупать по высокой цене. Т.е. покупать надо, когда акция «упала» в цене, а не когда растет.
3. Выбирать компании с хорошей фундаментальной базой, т.е. которые стабильно работают, не имеют долгов и показывают хорошую прибыль.
Покупая акции компании, ты инвестируешь деньги в ее развитие. Когда компания работает хорошо, растут в цене ее акции и, соответственно, ты становишься богаче.
Для чего мне инвестиции
Я хочу поехать на море в г. Сочи, для этого мне однозначно понадобится большая сумма денег, об этом я начал задумываться уже сейчас и решил начать инвестировать. Я начал в сентябре 2024 года с 1000 рублей. Планирую каждый месяц пополнять брокерский счет также примерно на 2000 рублей. Я сделал расчет на 10 месяцев, при условии, что буду пополнять брокерский счет каждый месяц и средняя годовой доход у счета 30%. То я смогу получить примерно 28000 рублей.
Этих денег должно хватить на билет на самолет и на некоторые мои желания в поездке.
Есть множество разных брокеров.
Но к сожалению мне всего 8 лет и самомтоятельно я инвестировать не могу. Мне помогают взрослые.
Инвестиции «Брокера 1» — это отдельное мобильное приложение группы «Брокера 1», которое позволяет получить доступ на биржу и напрямую работать со своим брокерским счетом.
Брокер 1 – популярный сервис (брокер) для покупки акции, облигаций и других биржевых инструментов. Он выступает в роли профессионального посредника, позволяя обычным людям заключать сделки на российских, американских и британских биржах.
Таким образом, инвестируя, мы заботимся о своем будущем.
2.3 Финансовые игры для детей
Игры обучают следующим навыкам:
Тратить деньги более эффективно.
2. Правильно планировать свои расходы в долговременной перспективе.
3. Ответственно относится к финансовым отношениям.
4. Проявлять предприимчивость и инициативу.
5. Познавать мир финансов и интересоваться новейшими технологиями и понятиями.
6. Уметь договариваться и строить деловые отношения.
Вот несколько примеров игр по финансовой грамотности.
Финансовая игра «Магазин»
Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.
Финансовая игра «Монополия»
Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. «Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.
Сделали игру по финансовой грамоте «Своя игра».
В игре принимают участие 2 (или несколько) команды учащихся.
В каждой категории по 5 вопросов. Вопросы распределены по степени сложности от 20 до 100 баллов. Учащиеся по 6 человек. Выбирается капитан команды. Каждая команда выбирает тему и стоимость вопроса. Ведущий зачитывает вопрос, после чего у команды есть 30 секунд на обсуждение правильного ответа. По истечении времени, капитан команды озвучивает ответ. В случае правильного ответа команда получает балл, соответствующий стоимости вопроса. Если ответ не верен, баллы вычитаются. Ведущий фиксирует количество баллов каждой команды. Команды отвечают на вопросы поочередно, по завершению игры, подсчитывается количество баллов у каждой команды. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Так же я разработал игру по финансовой грамотности «Богатей».
Игра состоит из нескольких туров и расчитана на 3-5 человек (8+). В каждый тур сложнее предыдущего. Ведущий вытягивает карточку и задает вопрос игрокам. Кто ответил верно получает за это денежную награду. В финальном туре нужно выбрать самое выгодное предложение по инвестированию. Побеждает тот у кого больше всего сумма в конце игры.
Заключение
Работа над проектом помогла понять, что такое сбережения, из чего они формируется, узнал, как правильно планировать свои расходы, не нанеся вреда семейному бюджету. Создание сбережений в семье возможно только при обдуманном планировании семейного бюджета.
Проанализировав опрос среди сверстников, я пришел к выводу, что любой школьник может начать откладывать сбережения, чтобы иметь возможность осуществить свою мечту. Моя гипотеза подтвердилась.
Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. «Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.
Созданная игра «Богатей» поможет ребятам разобраться в финансовых вопросах.
Результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира, при проведении классных часов, внеклассных мероприятий.
Источники использованной литературы
https://finansy.guru/ekonomika-i-rynki/dengi/kak-nakopit-shkolniku.html
Как и на что могут накопить деньги школьники
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране экономика: Для детей мл. и сред шк. возраста/Худож. А.В. Балдин.—М.", 1992.— 336 с.: 130 ил.
Окружающий мир. 3 класс. Часть 2. Плешаков А.А.
Поиграйте в «Монополию» https://printgames.ru/nastolnaya-igra-monopoliya/
Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеоб-разоват. орг. В 2-х частях. Ч. 1 / С. Н. Федин. — м.: вита-пресс, 2014. — 112 с., ил.
Приложение
Анкета
Дают ли тебе родители карманные карманные деньги?
Регулярно 2) не регулярно 3) не выдают родители денег
Как часто ты получаешь карманные деньги?
1 раз в неделю
Каждый день
1 раз в месяц
Когда попросишь
Какую сумму ты получаешь на карманные расходы?
Меньше 100 рублей
От 100 рублей до 500 рублей
500 до 1000 рублей
Что ты делаешь с карманными деньгами?
Трачу на всякие мелочи
Откладываю в копилку
Для чего нужны карманные деньги?
На канцелярские товары
На увлечения
Подарки
Сладости
Беседуют ли с тобой родители куда лучше потратить деньги?
Да 2)нет
Дают ли тебе родители карманные деньги?
Как часто ты получаешь карманные деньги?
Какую сумму ты получаешь?
Что ты делаешь с деньгами?
Для чего нужны карманные деньги?
Беседуют ли с вами родители куда лучше тратить деньги?
Правила управления личными деньгами
1. Всегда планируй и контролируй движение своих денег.
2. Учись делать накопления, не расходуй все сразу. Разделяй деньги на накапливаемую и потребляемую часть.
3. Не трать получаемые деньги сразу, спонтанно, без обдумывания.
4. Старайся не тратить все личные деньги, всегда оставляй хотя бы небольшой запас.
5. Обеспечивай безопасность хранения денег, никогда не показывай деньги посторонним, не хвались карманными средствами.
6. Никогда не ходи со всей суммой сбережений, деньги на текущие расходы не нужно носить или оставлять в карманах.
Если тебе угрожают насилием незнакомые дети или взрослые, требуют деньги, отдайте их без сопротивления. Помни – жизнь и здоровье бесценны.