Как с пользой потратить даже небольшую сумму денег

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как с пользой потратить даже небольшую сумму денег

Саит М.А. 1
1МАОУ «Гимназии № 3 в Академгородке»
Ашихмина Т.Б. 1
1МАОУ «Гимназии № 3 в Академгородке»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Когда в третьем классе мы начали изучать финансовую грамотность (1), возникла тема «Доходы и расходы» и она меня увлекла. Все задания в тренажере про планирование финансов – это про контроль доходов и расходования денег.

Тема финансов важна и часто вызывает затруднения в жизни. Иногда слышу споры родителей с моим старшим братом, как лучше было бы потратить те суммы, которые у него есть. Часто кажется, что от многих трат он мог бы отказаться, ведь у детей нет обязательных расходов: квартплата, продукты, медицина и т.д. Предположу, что можно было бы найти более удачное применение свободным деньгам.

Наша цель – выяснить, как с пользой потратить даже небольшую сумму денег.

Чтобы достичь свою цель, нам нужно было выполнить следующие задачи: -изучить специальную литературу,

-провести исследование в младшей, средней, старшей школе,

-проанализировать возможные способы полезной траты денег.

Мы решили провести опрос не только школьников возраста моего брата – учеников шестого класса, средней школы, но и опросить детей в младшей и старшей школе. Это даст возможность найти полезные и универсальные для всех нас способы трат и увеличения доходов.

Нам нужно узнать: на что нам по-настоящему хочется тратить свои свободные деньги и как найти способы сделать это полезнее?

Раздел 1. Теоретическая часть. Детский бюджет.

    1. Детский бюджет. Сбережения.

Детский бюджет, как и семейный, складывается из доходов и расходов. Важный момент в расходовании и в поступлении денег - умение сберечь или преумножить, а также не напрасно растратить или разумно потратить суммы, которыми располагаешь.

В учебных материалах по функциональной грамотности указаны три основных способа экономии:

- бережливость при расходовании денежных средств

- отказ от необязательных (непродовольственных) покупок

- сбережение различных ресурсов

Несложно отказаться от того, что точно тебе не нужно. Но часто мы не можем отказаться от покупки того, что нам хочется именно сейчас. Например, мороженое - в жаркий день или сахарная вата, когда ты на прогулке по зоопарку; или поездка на мини-поезде до вольера со львами, до которого еще долго идти, а доехать можно быстрее. Такие покупки называются эмотивными, то есть покупки, которые мы совершаем, не подумав, под властью эмоций.

В этом случае можно добавить правило: прежде чем потратить даже небольшую сумму денег, взять паузу и подумать – действительно ли я этого хочу настолько, чтобы совершить эту покупку. Вспомнить, какие траты еще хотелось бы совершить сегодня и хочу ли я отказаться от них тогда…?

В момент расходования денежных средств, в пособии по финансовой грамотности рекомендовано руководствоваться следующими правилами:

  1. Перед походом в магазин стоит определить, какую сумму денег ты можешь потратить

  2. При планировании покупок стоит узнать, в каких магазинах необходимые тебе товары дешевле или продаются со скидкой

  3. Следует отказаться от покупки готовой еды, ведь такая еда стоит дороже, чем продукты, из которых она приготовлена

  4. Перед походом в магазин следует составить список необходимых покупок, чтобы не потратить лишних денег

  5. Тратьте меньше на то, чем пользуетесь редко (непродовольственные товары)

Этот список сбережений может быть существенно дополнен, так как условия жизни человека очень быстро меняются.

Например, к детским способам расчета добавился и безналичный расчет. В последнее время многие родители завели платежные карты на имя ребенка. Часто мы не видим сумму, которая есть на карте и легко тратим существенные суммы, не контролируя остаток средств.

Большая часть покупок теперь совершается на маркетплейсах. Часто в корзину мы кладем больше товаров, чем нам необходимо, так как нет ощущения насыщения, как в настоящем магазине, когда берешь товар с полки и кладешь в свою корзину, которую держишь в руках.

Меняется жизнь и должны появляться новые правила экономии.

    1. Детский бюджет. Доходы.

Детский бюджет тоже складывается из регулярных и случайных доходов: карманных денег на обеды (транспорт) и денежных подарков от родственников на праздничные даты. Кроме этого, доходом может стать «подработка»: часто можно заработать, используя свое хобби или оказать непрофессиональную возмездную помощь (выгул собак, вынос мусора, уборка…). Более подробно способы увеличения дохода мы рассмотрим в практической части работы.

    1. Детский бюджет. Траты.

Многие траты детьми осуществляются из свободных денег. Это отличает детский бюджет от семейного, например, где почти все суммы делятся на запланированные и необходимые траты. Нужно учитывать, что и поступления в детский бюджет носят непостоянный характер. Чаще всего свободные деньги появляются, когда родители поощряют за что-то или родственники дарят денежные подарки. Эта тема тоже подробно описана в учебнике по «Функциональной грамотности».

Навыки, которые мы тренируем сейчас, контролируя свои финансы, понадобятся нам во взрослой жизни, когда мы будем уже регулировать финансы своей семьи и распоряжаться более крупными суммами денег.

Практическая часть. Исследование: «На что дети хотят тратить деньги и как могут увеличить свои доходы?»

2.1. Данные опроса:

Вопросы анкеты

Младшая школа

(3 класс)

Средняя школа

(6 класс)

Старшая школа

(11 класс)

Анкета-опросник

Анкета-опросник

Yandex-форма

На что бы ты потратил небольшую сумму денег?

26 человек

32 человек

21 человек

Какое количество денег ты считаешь мелкой суммой?

26

32

21

На что ты хотел бы потратить более крупную сумму?

26

32

21

Как ты можешь получить деньги (заработать, накопить...)?

26

32

21

2.2. Сводная таблица. Младшая школа (3 класс). На что дети хотят тратить деньги и как могут увеличить свои доходы?

Средняя школа (6 класс). На что дети хотят тратить деньги и как могут увеличить свои доходы?

Старшая школа (11 класс). На что дети хотят тратить деньги и как могут увеличить свои доходы?

3. Выводы

Главный вывод, который следует из данных опроса: у детей почти нет обязательных трат, кроме необходимых: транспорт, перекус. Это означает, что от любой покупки мы можем отказаться в пользу чего-то более стоящего и необходимого.

Данные опроса говорят и о том, что четверть участников легко тратят существенные суммы «мелких» (карманных) денег на «вкусняшки», что тоже не относится к обязательным, запланированным, необходимым текущим тратам, но большинство из нас постоянно тратят карманные деньги на «вкусняшки».

Почти вдвое меньше человек ответили, что потратили бы мелкие деньги на подарок маме или другу и на канцелярию. Почти столько же опрошенных хотели бы потратить деньги на подарок Солдату или семье. Мы можем сделать вывод, что взяв время подумать, каждый из нас может найти способ потратить даже мелкие суммы на добрые дела, а не только на сладость, радость от которой на мгновение.

Мы видим по данным опроса, что многие дети хотели бы сберечь свои мелкие деньги и потратить их на что-то существенное: на дорогую игру (игрушку), книгу и телефон.

Сумма накоплений карманных денег действительно может быть существенной, так как более половины опрошенных назвали мелкой сумму до двухсот рублей, что часто составляет разовую трату на что-либо: «вкусняшки» вместо планируемого перекуса и пр.

Мы получили интересный ответ на вопрос: откуда чаще всего можно получить деньги на расходы? Главную роль в этом деле играют бабушки и другие родственники, как оказалось.

Чуть меньше детей хотели бы потратить сбережения карманных денег на поездку или помощь животным.

Думаю, что бабушки и другие родственники, узнав, что внуки копят на помощь животным или на интересную поездку, стали бы охотнее дарить денежные подарки или даже дарили бы более крупные суммы. Чем полезнее цель затрат, тем больше вероятность, что появятся финансы на нее.

Получается, что если мы задумаемся над тратами и сбережем деньги, то обязательно найдем способ, как потратить даже небольшие суммы на свое развитие.

Это улучшает качество нашей жизни и снижает вред от большого количества сладостей.

Если сравнить ответы школьников младшей и средней школы, то заметим, что одинаково охотно обе группы тратят деньги на вкусняшки, вместо возникающих необходимых трат – канцелярии, например. Среди более крупных желаемых трат уже появляются вещи для квартиры (своей комнаты). Старшеклассникам становится важно не тратить на бесполезное, а отложить на те вещи, которыми ты пользуешься часто: в своей квартире и комнате мы проводим много времени, значит, есть смысл «сэкономить на вкусняшках» и улучшить свое пространство.

В дальнейшем я бы хотела рассмотреть эту тему подробнее: изучить мнение взрослых о том, как лучше тратить деньги и преумножать доход даже в детском возрасте.

Список литературы:

  1. Демина Е.А. Дети и деньги. Как воспитать разумное отношение к финансам. – М.: Никея, 2018

  1. Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников /М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2024

  1. Зицер Дима. О бессмысленности воспитания подростков. – СПб.: Питер, 2019. – (Серия «Родителям о детях»)

Приложение 1.

Начальная школа. На что бы ты потратил небольшую сумму (карманных) денег?

Начальная школа. На что бы потратил более крупную сумму денег?

Начальная школа. Какое количество денег считаешь мелкой суммой?

Начальная школа. Как можно получить необходимую для желаемых трат сумму?

 
 

Приложение 2.

Средняя школа. На что ты обычно тратишь небольшую сумму денег?

Средняя школа. Какое количество денег ты считаешь небольшой суммой?

Средняя школа. На что бы ты хотел потратить более крупную сумму денег?

Средняя школа. Как ты можешь получить более крупную сумму денег?

Приложение 3. Старшая школа.

На что ты обычно тратишь небольшую сумму карманных денег? (11 класс)

Какое количество денег считаешь мелкой суммой? (11 класс)

Как ты можешь получить более крупную сумму денег? Заработать, накопить?

На что бы ты хотел потратить более крупную сумму денег?

Просмотров работы: 16