Валенки: обувь царских дворцов и крестьянских дворов

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Валенки: обувь царских дворцов и крестьянских дворов

Давыдова В.В. 1
1МОУ ИРМО "Марковская СОШ"
Харисова Н.Г. 1
1МОУ ИРМО "Марковская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Их не шьют и не мотают,

постаринке их валяют.
Русская загадка

Актуальность проекта:16 февраля в России отмечается День валенок. Почему же у обуви есть свой праздник? Валенки – часть русской истории и культуры, герой фольклора и песен. Без валенок наши предки не мыслили святочные и масленичные гуляния, ярмарки, во время которых всегда стояла настоящая русская зима и трескучий мороз. Есть вещь на все времена, и мода на них не влияет – это русские валенки. В каждом доме, согласно древней русской традиции, должна быть хоть одна пара валенок. В старину не каждый крестьянин мог позволить себе валенки – они считались роскошью. Поэтому наши предки делали маленькие «валенки-шептуны». Издревле на Руси люди верили в магическую силу таких валенок. Считалось, что они принесут в дом достаток и богатство.

В наш век экологического бума, валенки выходят на новый виток своей популярности. В декабре 2024 года аналитики одного из крупнейших российских операторов наружной рекламы Russ сообщают, что в декабре в России на 15% вырос спрос на валенки, чем в прошлом году [1]. Помимо настоящей обуви, в наше время до сих пор пользуются огромной популярностью и маленькие декоративные «валенки-шептуны». Люди с удовольствием получают в подарок такой талисман. Ведь валенки, это не только удобная и экологически чистая обувь, но и часть нашей культуры, один из символов русского народа и русской зимы.

Это и обусловило выбор темы проекта.

Проблема проекта: можно ли самостоятельно, используя подручные средства и недорогую фурнитуру, изготовить декоративное изделие из шерсти.

Цель проекта: изучение одного из символов русской культуры.

Задачи проекта: познакомиться с историей возникновения валенок, технологии производства в прошлом; познакомиться с историей талисмана «валенки-шептуны»; определить технику выполнения изделия; подготовить материал и инструменты для создания изделия; изготовить изделия из шерсти.

Гипотеза: предполагаю, что, используя общедоступные материалы и инструменты, можно самостоятельно создать изделие из шерсти небольшого размера в домашних условиях.

Методы исследования: для решения поставленных задач использовались материалы печатных изданий и сети Интернет, анализ, практическая работа.

Сроки разработки и реализации проекта:

1 этап – сбор и анализ информации по теме проекта (декабрь 2024);

2 этап – практическая работа (январь 2025);

3 этап – обобщение собранных материалов и создание презентации (январь-февраль 2025).

Ресурсы проекта:

Оборудование – принадлежности для валяния, канцелярские принадлежности, компьютерная техника.

Материалы – шерсть, бумага, декоративные украшения.

Информация – материалы печатных изданий, материалы сети Интернет.

Предполагаемый результат проекта: изделие из шерсти в виде валенок, выполненное в домашних условиях.

Требования к проектному изделию: работа должна быть выполнена качественно и аккуратно, из доступных материалов. Во время работы необходимо соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами, нагревательными приборами. Во время работы необходимо следить за экономным расходованием материала. Работа должна быть удобной в использовании.

Продукт проекта: символ русской культуры – декоративные «валенки-шептуны».

1 Теоретическая часть

Ва́ленки – тёплые войлочные сапоги из смеси валяной овечьей, коровьей, козьей, кроличьей, верблюжьей и шерсти других животных. Традиционная обувь европейской России и Северной Азии, которая используется для ходьбы по сухому снегу [2]. Название обуви произошло от названия процесса производства – валяния.

1.1 История изобретения валенок

Считается, что именно кочевые народы, чья жизнь протекала в суровых климатических условиях, изобрели валяную обувь. В недалеком прошлом исследователи нашли тому еще одно подтверждение.

В 1993 году на раскопках кургана Ак-Алаха на плоскогорье Укок (Республика Алтай) археологи обнаружили курган с нетронутым захоронением скифского времени, принадлежащий пазырыкской культуре. Раскопки подтвердили, что народы, проживавшие на этой территории, использовали войлок ещё с IV века до нашей эры. Узнать это удалось с помощью хорошо сохранившихся в снегах могил Укока. В кургане была обнаружена Принцесса Укока (Алтайская принцесса) – мумия молодой женщины. На мумии были надеты: белая шёлковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Археологи, по найденным предметам в захоронении, смогли воссоздать костюм пызарыкских мужчин: «искусно сшитая нарядная шуба из меха овцы, сурка, белки, жеребенка, также штаны из шерстяной ткани, длинные войлочные сапоги-чулки и шлем».

На территории Руси валенки стали появляться в период Золотой Орды через тюркские и монгольские племена, обувь у которых делалась в виде тёплых войлочных чулок, поверх которых надевали сапоги. Некоторые исследователи считаю, что первое упоминание о неких войлочных сапогах в древней Руси можно обнаружить в переводе с древнерусского языка «Слова о полку Игореве», датированное предположительно последней четвертью XII века. Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок.

1.2 Обувь царских дворцов и крестьянских дворов

В XVI–XVII веках традиционную обувь валяли в Сибири и областях. Короткие низкие шерстяные ботинки без голенища, которые назывались «пимами», «коты», «чунями», валяли отдельно от голенища, затем сшивали их между собой. Поэтому они имели шов.

Лишь в XVIII веке в моду вошли бесшовные закатывающиеся в круговую валенки. Валенки, знакомые нам, появились в городе Мышкин, Ярославской губернии. Именно в Ярославской губернии разводили овец романовской породы, чья шерсть считалась высококачественной для производства валенок. В 1904 году в Ярославской губернии было основано крупнейшее на тот момент предприятие по производству валенок – сапоговаляльный завод И. С. Кашина.

К концу XVIII века бесшовные валенки научились создавать мастера в Семеновском уезде Нижегородской губернии. По легенде, валяльное производство освоил некий крестьянин Болотцев из деревни Ситниково, который научился у старообрядцев, выделывать войлок из шерсти овец и коров.

До XIX века в Царской России валенки изготавливали вручную. Валенки были очень дорогим удовольствием, которое могли себе позволить только зажиточные слои населения. Крестьяне валяли валенки на дому и сбывали их купцам. Валяльные мастера перемешивали шерсть с мылом, содой, раствором серной кислоты, отпаривали ее, раскатывали и отбивали войлок (Приложение 1). Полный процесс производства валенок хранился втайне и передавался строго по наследству. В данное время сам процесс валяния остался такой же.

Зато их очень часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I. В оздоравливающих целях, каждый раз после посещения бани и купания в проруби, лаконично командовал слугам: «Щи и валенки». И это при всей его приверженности ко всему западному, в том числе и одежде.

Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног и ни капли этого не стесняясь. Прогрев ног в валенках был одним из выходов при таких неприятностях со здоровьем. Для государыни специально изготавливали мягкие полусапожки из тонкой черной шерсти. Носила она их с платьями из кринолина.

Носили войлочные сапожки и кокетливые фрейлины Анны Иоанновны, которых та к этому активно подталкивала. Носить высокие валенки даже под парадные платья было нормой, причем нормой приветствуемой, т.к. в зимние стужи камины не справлялись с отоплением в просторных бальных залах.

В деревнях валенки оставались дорогой и ценной обувью. Иногда они были одни на всю семью, и их носили «в очередь», давали в приданое невестам и даже передавали из поколения в поколение. Если у молодого человека были свои валенки, то его считали богатым и завидным женихом. Считалось, что у семьи хороший достаток, если на каждого человека приходилась своя пара этой обуви.

Лишь в конце XIX века в России появились первые валяльно-катальные фабрики, и обувь стала более популярной и доступной и в городе, и в деревне.

В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес. Фабричные валенки с предприятия Митрофана Смирнова из села Неклюдово появлялись на всемирных выставках в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900 году. Везде они получили золотые и серебряные медали. Традиционная обувь участвовала в международных «смотрах» и после революции в 1919 году в Париже.

С легкой руки известного модельера России, Вячеслава Зайцева, традиционная обувь прочно закрепились на модных подиумах в наше время. Впервые к своей коллекции он добавил их еще в 1963 году, когда руководил экспериментальной группой швейной фабрики Мособлсовнархоза. После этого обувь еще не раз появлялась на модных подиумах. Дефиле в валенках устраивали российские спортсмены на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити 2002 года и студенты на универсиаде в Китае в 2009 году.

С развитием промышленно-технического прогресса валенки были поставлены на поток и со временем стали общедоступным аксессуаром. В настоящее время классический валенок превратился в модную обувь различных фасонов с разнообразным декором, вплоть до дизайнерских моделей.

1.3 Интересные факты

Валенки в годы войны. Особо валенки оценили в армии, куда они попали еще до Первой мировой войны. Также считается, что наличие валенок в обмундировании советского солдата Великой Отечественной стало одним из факторов, дававших ему превосходство над пехотой вермахта. Валенки не только спасали от обморожений во время зимы, но и защищали ноги от поражения мелкими осколками. На фронт было поставлено около 100 миллионов пар валенок. Немцы вермахта считали валенки лучшим трофеем.

Валенки, как спецодежда. Валенки входят в комплект зимней специальной одежды нефтяников, газовиков и железнодорожников. Также эта обувь используется в космосе. Космонавты в условиях невесомости согревают ноги в специальных валенках, которые ласково называют «унтята».

Полезные свойства валенок. В валенках ноги не потеют, волокна шерсти придают циркуляцию воздуха естественным образом, благодаря чему валенки испаряют и поглощают влагу. Валенки способствуют излечению от радикулитов, артритов, ревматизма, болезнях суставов и кровеносных сосудов за счет полезных свойств натуральной шерсти.

Валенки в культуре. Валенки – не просто обувь, они стали неофициальным символом России, частью русской культуры, русского костюма и русской суровой зимы, доказывающий талант русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.

В валенках встречали Масленицу и ходили на Рождественские колядки. Валенки упоминаются во многих произведениях русских авторов. Валенки являлись обязательным атрибутом для гаданий молодых девушек на Руси.

В «Книге рекордов России» с 2012 года зафиксирован рекорд, установленный главным экспертом «Книги рекордов России» Анатолием Коненко и жителем Кинешмы Валерием Соколовым, каждый из которых изготовил методом мокрого валяния самые маленькие валенки с размером ступни 0,9 мм. В 2019 году созданный в Санкт-Петербурге петербургской художницей Валерией Лошак валенок попал в «Книгу рекордов Гиннеса-2019», заняв место в каталоге «Рекорды Гиннеса 2019» как самый большой в мире валенок (около 3 метров). Ради него в каталоге была открыта специальная категория «Валяная шерстяная обувь». В России открыты четыре музея валенок: в Москве, Мышкине, Кинешме и мордовском селе Урусово.

Благодаря таланту Нины Руслановой в свое время стала очень популярной песня «Валенки», которую она исполнила в середине мая 1945 г у Бранденбургских ворот. Песня прозвучала как гимн русским солдатам, их мужеству и жизнелюбию.

1.4 Талисман «Валенки-шептуны»

Издревле на Руси люди верили в магическую силу маленьких валенок. Валенки назывались «шептунами», так как в них люди нашептывали свои самые заветные желания и свято верили, что они обязательно сбудутся. В «шептуны» клали монетки, зернышко хлебного злака. Для них отводили место у двери при входе в дом или в уголке между печкой и стеной.

Заряжали свой талисман так: до восхода солнца повесить валеночки над дверью в дом. В один из них положить монетку, в другой зернышко. После этого надо каждому домочадцу нашептать в валеночки самые сокровенные желания. Люди верили, что они обязательно сбудутся!

Верили также, если приснился плохой сон – прошепчи о нем маленьким валенкам и он не сбудется; а когда от кошмаров валеночки станут тяжелыми, их надо сжечь и сделать новые. В валеночки шептали свои обиды, и они проходили.

Эти обереги также подвешивали к седлам и телегам, давали в дорогу путникам, чтобы она была удачной и комфортной. Знание о том, что у тебя есть талисман из родного дома, всели уверенность и огромное желание вернуться обратно в отчий дом.

2. Практическая часть

2.1 Выбор техники выполнения

Изучая теоретическую часть, выявлено, что валенки – тёплые войлочные сапоги из валяной шерсти. Название обуви произошло от названия процесса производства – валяния.

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое.

При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя однородный материал.

Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Раскладку шерсти пропитывают горячим мыльным раствором, затем гладят и трут в различных направлениях, постепенно усиливая нажим. Получают плотное полотно – войлок.

Для того, чтобы выбрать технику выполнения изделия, мы воспользовались таблицей 1.

Таблица 1 – Оценка техник валяния

Критерии выбора

Техника выполнения валяния

сухое

влажное

Форма

объёмное

плоское

Однородность

да

да

Твердость

мягкая

твердая

Упругость

нет

да

Деформация

есть

нет

Проанализировав данные из таблицы, можно сделать выводы:

- техника сухого валяния больше подойдет для создания объемных изделий, таких, как например игрушки. Изделие получается мягким, легко деформирующееся при постоянном физическом воздействии.

- техника мокрого валяния лучше подходит для изготовления аксессуаров. Изделия получатся плоские, твердые и плохо деформируются.

Было принято решение воспользоваться техникой мокрого валяния для изготовления декоративных валенок. Для оценки возможностей и проведения эксперимента в домашних условиях, был выбран вариант валенок небольшого размера – например для куклы.

2.2 Выбор инструментов и материалов

Для изготовления потребуется следующие материалы и инструменты:

- бумага для выполнения эскизов изделия и выкройки;

- шерсть;

- пленка с пупырышками;

- ножницы для вырезания деталей;

- линейка для измерений;

- сетка;

- горячая вода;

- жидкое мыло;

- опрыскиватель;

- скалка для уплотнения материала;

- различные бусины и ленты для украшения;

- клеевой пистолет для скрепления деталей декора.

Все материалы и инструменты должны быть обработаны после предыдущего использования, в рабочем состоянии без дефектов.

2.3 Технология выполнения изделия

Работа по изготовлению изделия состоит из следующих этапов (Приложение 2):

1 этап: готовится мыльный раствор в пропорции 1:1,5, где одна часть это жидкое мыло и 1,5 это горячая вода.

2 этап: раскладывается на ровной поверхности пленка и на ней располагается выкройка.

3 этап: на выкройку начинаем раскладывать шерсть, чередуя слои вдоль и поперек.

4 этап: наносим мыльный раствор опрыскивателем равномерно по всей шерсти.

5 этап: оборачиваем сеткой изделие и тщательно валяем, надавливая на изделие.

6 этап: переворачиваем изделие и повторяем процедуру. Таким образом, добиваемся нужной толщины. Степень плотности полотна получаем путём смачивания мыльным раствором и валянием.

7 этап: после того как плотность и толщина войлока нас устроила, разрезаем пополам изделие и извлекаем выкройку.

8 этап: придаём форму и оставляем сушить на 1-2 суток.

9 этап: выполняем декорирование готового изделия.

2.4 Техника безопасности при производстве работ

При изготовлении любого вида изделия в домашних условиях обязательно нужно соблюдать правила безопасности:

- необходимо соблюдать осторожность при работе с режущими и колющими предметами;

- пользоваться клеевым пистолетом только на специальной поверхности и обязательно выключать из электросети после окончания работ.

Свет в помещение должен быть ярким и хорошо освещать рабочую поверхность. Так же рабочее место должно быть прибрано. При работе следить за осанкой, давать отдохнуть глазам.

После окончания работы проветрить помещение и убрать инструменты в места для хранения.

2.5 Оценка готового изделия

Техническая оценка. После выполнения работы была получена пара декоративных валенок. В домашних условиях можно создать валенки из шерсти самостоятельно, но только небольших размеров и в декоративных целях. Создание валенок для носки – очень трудоемкий и долгий процесс со своими тонкостями производства.

Экономическая оценка. После выполнения работы проведены расчеты, для определения себестоимости готового продукта (таблица 2). Себестоимость работы составила 602 (Шестьсот два) рубля. В связи с тем, что материал из упаковки расходуются не полностью и может остаться для следующего изделия, на декоративные валенки было потрачено 249 (Двести сорок девять) рублей 65 копеек.

Таблица 2 – Расчет себестоимости изделия

Наименование материала

Цена, руб

Расход материала

Стоимость, руб

Шерсть 50 г

159,00

50 г

159,00

Жидкое мыло 100 г

230,00

5 г

11,50

Бусины и ленты 1 набор (10 шт)

74,00

6 шт

44,40

Клей для клеевого пистолета (4 шт)

139,00

1 шт

34,75

Итого

249,65

Также при условии, что в наличие есть необходимые материалы, то на изделие потратится еще более меньшая сумма. Цена аналогичных изделий ручной работы в магазинах или на маркет - плейсах составляет от 500 (Пятьсот) рублей за пару и выше. С экономической точки зрения декоративные валенки из шерсти выгоднее делать самостоятельно.

Экологическая оценка. В наше время часто встает вопрос об экологии. Все больше людей обращаются к использованию экологически чистых и натуральных материалов. Изделия из натуральной шерсти экологичны и не принесут вред здоровью и окружающей среде.

Вывод: валяние шерсти очень полезно: развивается мелкая моторика, фантазия, учит упорству и старанию, развивает аккуратность. В процессе выполнения проекта я получила удовольствие не только от процесса создания работы, но и от результата своего изделия. Декоративные «валенки-шептуны», выполненные своими руками, поднимают настроение, смотрятся оригинально, эстетично. Родные и близкие высоко оценили мою работу и были бы не против получить в подарок экземпляр «валенок-шептунов».

Заключение

В результате работы над проектом, цель проекта и поставленные задачи можно считать выполненными. Мы познакомились с историей возникновения валенок, технологии производства в прошлом; познакомились с историей талисмана «валенки-шептуны»; определили технику выполнения изделия; подготовили материал и инструменты для создания изделия; изготовили символ русской культуры – декоративные «валенки-шептуны» для дома.

Гипотеза проекта подтвердилась. В домашних условиях не трудно создать валенки из шерсти, но только небольших размеров и в декоративных целях. Создание валенок для носки – очень трудоемкий и долгий процесс со своими тонкостями производства.

Результаты нашего исследования могли бы быть полезны:

- учебным заведениям дошкольного и школьного образования в повышении заинтересованности учащихся в декоративно-прикладном искусстве;

- желающим украсить свой дом эксклюзивным декором и талисманом, приносящим в дом тепло и уют, при минимуме затрат.

Список использованных источников и литературы

1.Аргументы и факты [Электронное СМИ] // У нижегородцев до сих пор пользуются популярностью валенки. URL: https://nn.aif.ru/society/details/108089 (дата обращения 11.01.2025 г)

2. Валенки «Гуслицкие» [Интернет-магазин] // История валенок. URL: https://guslitskie-valenki.ru/poleznaya_informaciya/stati/istoriya-valenok/ (дата обращения 11.01.2025 г)

3. Комсомольская правда [Электронный ресурс] //В России зафиксирован тренд на валенки.URL: https://www.kp.ru/online/news/6149549/ (дата обращения 10.01.2025 г)

4. Онлайн-журнал про ткани и одежду [Электронный ресурс] // Как свалять валенки для куклы. URL: https://tkanir.ru/obuv/kak-svalyat-valenki-dlya-kukly/ (дата обращения: 11.01.2025)

5. РУВИКИ [Российская интернет-энциклопедия] // Валенки. URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Валенки (дата обращения: 10.01.2025)

6. Школа дизайна НИУ ВШЭ [Цифровая экосистема] // Секреты русского валенка. URL: https://hsedesign.ru/project/dd8718aeb443476e9dfa8c7abe3d5763 (дата обращения 11.01.2025 г)

7. Ярмарка Мастеров [Электронный ресурс] // История возникновения валенок на РусиURL: https://www.livemaster.ru/topic/1179133-article-istoriya-vozniknoveniya-valenok-na-rusi (дата обращения: 11.01.2025)

Приложение 1
Технология создания обыкновенных валенок

   

Рисунок 1 – Шерсть

Рисунок 2 – Пласт шерсти после станка

   

Рисунок 3 – Пласт шерсти с выкройкой

Рисунок 4 – Выкройка, обернутая шерстью

   

Рисунок 5 – Шерсть, обёрнутая тканью

Рисунок 6 – Закрутка валенка

   

Рисунок 7 – Придание формы

Рисунок 8 – Придание формы

   

Рисунок 9 – Инструменты

Рисунок 10 – Колодки для валенок

Приложение 2
Технология создания декоративных валенок

   

Рисунок 11 – Подготовка инструментов

Рисунок 12 – Выкладывание и смачивание шерсти

   
   

Рисунок 13 – Другая сторона

Рисунок 14 – Процесс формирования

   
   

Рисунок 15 – Процесс валяния

Рисунок 16 – Процесс валяния

   
   

Рисунок 17 – Резка заготовки

Рисунок 18 – Готовое изделия

   
 

Рисунок 19 – Украшенные изделия

Просмотров работы: 12