ВВЕДЕНИЕ
Чем лучше мы будем знать прошлое,
тем легче, тем более глубоко и радостно
поймем великое значение творимого
нами настоящего.
А.М.Горький
Тюбетейка - это легкая шапка круглой или квадратной формы, плоская или с острой вершиной. Существуют мужские тюбетейки, женские, а также делаются для мальчиков и девочек. Тюбетейка получила свое название от тюркского слова «тобе — тюбе», что означает верх или вершина.
Тюбетейка – единственный сохранившийся элемент татарского костюма, которая есть в каждой татарской семье. В наше время, несмотря на то, где живет мальчик или седой старец, надевая тюбетейку, он заявляет о своей национальной идентичности. Так, этот головной убор стал безусловным маркером, как для самих татар, так и для других окружающих народов. Невзирая на тот факт, что тюбетейка стала своеобразным брендом, необходимо учитывать, что она не является чисто татарским изобретением. Подобное присуще многим другим тюркским и среднеазиатским народам. По одной из версий, этот головной убор появился у татар в связи с необходимостью подшлемника для средневековых воинов. По другой считается, что его стали использовать из-за проникновения ислама в Поволжье, в соответствии с которым мужчинам следует покрывать голову, как дома, так и в общественных местах.
Выбор темы моей работы обосновался большим интересом к вязанию крючком и значение тюбетейки в нашем селе. Ручное вязание смело можно причислить к самым старинным видам рукоделия, также Тюбетейка – единственный сохранившийся элемент татарского костюма, которая есть в каждой татарской семье.
Цель работы: изучить историю тюбетейки, связать тюбетейку крючком. Задачи:
- изучить литературу и интернет источники, историю тюбетейки;
- описать и выделить особенности и разновидности тюбетеек;
- провести опрос среди одноклассников и жителей нашего села;
- выяснить, носят ли тюбетейку жители нашего села;
- изготовить тюбетейку в технике вязания крючком;
Актуальность работы связана с активизацией интереса к национальной одежде, традициям. Мне интересно изучать татарскую культуру, потому что это культура моих родственников, моей семьи. Мы чтим и ценим национальные традиции. В семье соблюдаются народные и религиозные праздники, на которые мы собираемся дружной семьёй.
Новизна идеи - организация целостного процесса обучения, соединение научных знаний и народного творчества, этнографии. Использование новых перспективных технологий при работе.
Методы исследования:
- изучение литературных источников; освоение технологии вязания крючком, тюбетейки; беседы, интервьюирование во время встреч с интересными людьми: со старожилами и просто жителями своего села; фотографирование; компьютерная обработка полученных данных
Объектом исследования: является традиционный головной убор – тюбетейка
Предмет исследования: история национального головного убора и его изготовление.
Гипотеза: Исследование головного убора тюбетейки, делает меня частью татарского народа, его культуры. Изучив виды тюбетеек, мы можем создать свою стилизованную тюбетейку. Тюбетейки, связанные крючком, могут стать прекрасным подарком своим близким.
Практическая значимость работы по изготовлению тюбетейки может включать:
Сохранение культурного наследия. Изготовление тюбетеек — вид национально-прикладного искусства, который помогает поддерживать традиции предков и сохранять культурное наследие.
Развитие творческих навыков. Работа по изготовлению тюбетейки способствует развитию наблюдательности, внимания, творческого мышления, творческой активности и фантазии.
Воспитание интереса к народному творчеству. Работа с изготовлением тюбетейки может привить интерес к народному творчеству и художественный вкус.
Возможность получения прибыли. Изготовление тюбетеек может стать источником дохода, например, через продажу изделий для близких, родных или на ярмарках.
Таким образом, практическая значимость работы по изготовлению тюбетейки связана с сохранением культурных традиций, развитием творческих способностей и возможностью материального благополучия. Изучение данной темы обогащает знания о культуре татарского народа, прививает любовь к родному краю. Моя работа может иметь практическое применение при проведении классных часов, выступлениях на внеклассных мероприятиях.
Итогом данного проекта является создание конечного продукта в виде слайд - презентаций и готового изделия. Считаю, что мои исследования помогут не только расширить кругозор школьников и их словарный запас, но и вызвать интерес к изучению истории родного края. А готовые изделия могут порадовать родных и близких.
Глава 1. Историческая справка о тюбетейках.
1.1 История тюбетейки и его особенности.
В ходе своего исследования я выяснила, что история тюбетейки уходит в далекое прошлое. Свидетельство о существовании головного убора, подобного тюбетейке, носимого в античные времена, было найдено в скульптуре, нумизматике, стенных картинах, книжных миниатюрах XV — XVI столетий. С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка не только простой головной убор, он подчеркивал человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке».
Головные уборы мужчин достаточно просты и делились в основном на выходные (верхние) и домашние (нижние). К нижним или домашним относится тюбетейка (түбәтәй) – это совсем небольшая шапочка, которую надевали на макушку, а поверх нее носили чалму, меховые и матерчатые шапки – бурек и войлочные шляпы. В мужских уборах так же имелись отличия.
И так, что такое тюбетейка (тат. түбә — крыша, вершина) — это нижний головной убор (надевается на макушку головы), носимый в помещении, часто повторяющий по форме выходной (верхний), так как носился совместно. Всего у волго-уральских татар насчитывается два типа тюбетеек. Первый — такыя (считается более древней формой) в виде небольшой тканевой шапочки, остов которой кроился из четырех клиньев. В ранних вариациях, до середины XIX века, с чуть заостренным верхом, позднее уже возникают полусферической формы. Шились они из разнообразных тканей — шелк, парча, бархат, хлопок и пр. Могли украшаться вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими декоративными деталями.
Второй тип — кәләпүш, наиболее распространенный в наши дни, в виде низкого усеченного цилиндра, с твердым околышем (обод головного убора, та часть его, которая облегает голову) и плоским верхом. Материал изготовления — бархат (наиболее часто используемые цвета — черный, зеленый, хотя вполне возможно встретить и другой окраски), простеган обычно машинной строчкой, иногда украшен вышивкой или другими декоративными элементами.
Однако в более ранний период при изготовлении тюбетеек второго типа использовали не только ворсовые ткани, но и другие — парчу, шелк и прочие, обильно украшенные различными декоративными элементами. Подобные украшенные головные уборы были описаны этнографом и географом Н.И. Воробьевым в работе «Материальная культура татар». Исследователь отмечает, что наиболее богатые тюбетейки изготавливаются из парчи, на них нашивается несколько горизонтальных рядов из серебряного или золотого галуна (тесьма, шитая золотом, серебром, цветной мишурой). Такие тюбетейки чаще всего делаются по типу такыя, но очень жесткими. Расшиваются также бисером и жемчугом. Приходилось видеть тюбетейки, сплошь расшитые бисером со сложным орнаментом, а также унизанные жемчугом, причем растительный орнамент на них создан подбором более крупных жемчужин на фоне мелких.
Встречаются головные уборы, которые полностью расшиты золотом или серебром. Такие тюбетейки, особенно жемчужные, стоят колоссальных денег и надеваются только в наиболее торжественных случаях.
Вот, например, молодежь носила тюбетейки с вышивками ярких цветов, а взрослые мужчины предпочитали более скромные цвета. Со временем форма тюбетейки менялась, появились тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем, которые сохранились и в наше время.
1.2 Разновидности тюбетеек
Существует большое многообразие фасонов тюбетеек. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.
Тюбетейки по возрастной и половой принадлежности бывают:
(Приложение 2 а )
- мужские; - женские; - для детей; - стариков.
По форме различаются: (Приложение 2 б) - островерхие и конусообразные;
- полусферические и четырехгранные; - круглые и купольные.
По территориальному признаку делятся на: (Приложение 2 в)
- татарские;- казахские;- туркменские;- башкирские;- узбекские и т.д.
Для постороннего глаза эти различия могут показаться не существенными, но знаток сразу определит назначение шапочки и никогда не позволит себе надеть "чужой" головной убор.
1.3 Тюбетейка вязаная крючком
Вязание крючком – увлекательный процесс, а из-под рук мастериц выходят настоящие произведения искусства. Можно создать не только салфетки, шали, кружевные скатерти, но и такой интересный предмет гардероба, как тюбетейка.Тюбетейка – это легкая, обычно хлопковая шапочка с заостренным или округлым верхом. Ее принято украшать национальными узорами, украшениями, даже драгоценными камнями. Сакральный смысл головного убора – небесный свод. Если приглядеться, то шапочка своей формой напоминает чашу неба в перевернутом виде.
Исследователи культурного наследия народов Средней Азии также отмечают, что тюбетейка по форме напоминает древнее жилище кочевников – юрту. Таким образом, человек находится в ней, как дома.
В нашей многонациональной стране, где культуры разных народов так тесно переплетены, тюбетейка перестала быть атрибутом лишь татар, мусульман. Эта красивая, ажурная легкая шапочка одевается как мужчинами, так и женщинами по любому поводу. Она надежно прикрывает голову во время солнцепека, при этом не требует дополнительных аксессуаров. Именно поэтому вязанные легкие тюбетейки стали популярны.
Также в январе 2024 года сообщалось, что башкирские мастерицы вяжут тюбетейки-подшлемники для участников спецоперации. Их используют как защиту от влаги и солнца.
Таким образом, можно сделать вывод, что тюбетейки могут быть востребованы и популярны в разных контекстах.
.
ГЛАВА 2 . ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЮБЕТЕЙКИ КРЮЧКОМ.
2.1 Необходимые инструменты и материалы
Крючок. Крючки для вязания изготовляют из различных материалов и различной толщины. Самые тонкие — из стали, более толстые — из алюминия, пластмассы и дерева. Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах.
Чтобы получить желаемый результат вязания, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Выбор крючка и, соответственно, плотность вязания зависят также и от индивидуального стиля вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, кто вяжет плотно — более толстый.
Нитки. Хлопчатобумажные (ирис, кроше, роза, классик, гapyc и др.) - для весенних и летних изделий. Шерстяные нитки используют для вязания зимних и осенних предметов одежды.. Очень ценно в вязании и то, что можно использовать остатки ниток, перевязывая старые вещи, превращать их в новые, годные для дальнейшей носки.
Чтобы уменьшить размеры, достаточно взять тонкие нитки и меньший номер крючка. Для представительниц прекрасного пола понадобится нить Ирис и крючок 1,2, а для мужчин — мулине и крючок 1,6. Для нашей работы понадобятся хлопчатобумажные нитки, которые прекрасно справятся с защитой головы в жаркий летний день. Вязка будет плотной, а от толщины нитки зависит размер готового изделия
2.2 Разработка вариантов изделия
Изучив теоретический материал, я приняла решение выбрать в качестве объекта творческого проекта изделие, выполненное в технике вязания крючком, с помощью которого можно было бы изготовить подарок.
В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов:
1. 2.
3. 4.
5 6
Выбор остановился на №1
2.3 Выбор схемы для вязания тюбетейки крючком
1. 2.
3. 4.
5 Выбор схемы №1
2.4 Правила безопасной работы
Нужно чтобы крючок был не острый, а закруглённый. (Подбирая крючок, нужно особое внимание обратить на головку. Слишком острая головка ранит указательный палец левой руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание).
Необходимо хорошее освещение.
Нужно специально оборудованную комнату, чтобы в ней было тепло.
Вязать лучше 1,5-2 часа, а то можно испортить себе зрение на всю жизнь.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
Хранить в определенном месте (коробочке, футляре и т.п).
Класть с сомкнутыми лезвиями остриём в направление от себя.
Брать за кольца, а не остриё.
B вязании тюбетейки, все очень просто. Самое главное - это терпение и аккуратность, как и в любой другой работе. He спешите! Прежде чем начать работу, подумайте, какого цвета должно быть изделие и какими нитками связано
2.5 Технологическая последовательность изготовления тюбетейки
Условные обозначения:
- воздушная петля (в.п.)
- воздушная петля подъема (в.п.п.)
- соединительный столбик (соед. ст.)
- столбик с накидом (ст. с/н)
2.6 Технологическая карта изготовления тюбетейки
Последовательность выполнения работ |
Изображение |
Инструменты и материалы |
|
1 |
Для начала нам понадобится схема вязания |
Схема на листочке бумаги |
|
2 |
Далее работаем по схеме. Набор первой воздушной петли Воздушные петли Цепочка из воздушных петель |
Крючок подходящего размера,(1, 25 ) , пряжа по выбору «Роза» 100% хлопок, 330м /50г |
|
3 |
Начинаем работу с воздушных петель. 1 ряд. Набираем 10 ВП и замыкаем их в кольцо соединительной петлей. Соединительный столбик |
Крючок подходящего размера,( 1, 25 ) , пряжа по выбору «Роза» 100% хлопок, 330м /50г |
|
4 |
3 ВПП, 4 ССН в арку из 2-х воздушных петель, * 1 ВП, 5 ССН в следующую арку. От звездочки повторяем до конца ряда. Замыкаем ряд соединительной петлей в третью петлю подъёма. Этим рядом мы начали вывязывать девять удлиненных ромбов в верхней части шапочки. |
Нитки хлопчатобумажные, крючок, ножницы |
|
5 |
3 ВПП, 1 ССН в эту же петлю, 3 ССН, 2 ССН в одну петлю (далее обозначаем УС — удвоенный столбик), 2 ВП. Далее вяжем по следующей схеме в каждом ромбе: УС, 3 ССН, УС, 2 ВП, то есть повторяем эту схему 5 раз. Замыкаем ряд соединительной петлей. |
Нитки хлопчатобумажные, крючок, ножницы |
|
6 |
Далее вяжем по схеме |
Нитки хлопчатобумажные, крючок, ножницы |
|
7 |
Чтобы выйти на размер 60 см, диаметр донышка должен быть 19-20 см. Донышко заканчивается на 20 м ряду, т.е начинается с 21 го ряда вязание продолжается без прибавлений |
Нитки хлопчатобумажные, крючок, ножницы |
|
8 |
Боковинки вязала сеткой пучков из четырех столбиков с накидом и двух воздушных петель. Край шапочки обвязала несколькими рядами столбиками без накида. В последнем ряду сделала окантовку рачьим шагом. |
Нитки хлопчатобумажные, крючок, ножницы |
|
9 |
Тюбетейка готова. |
Нитки хлопчатобумажные, крючок, ножницы |
|
10 |
Придаем форму, накрахмалим |
||
Наша тюбетейка готова! Любуемся результатом! |
ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ
3.1 Эстетическая оценка изделия.
Тюбетейку можно оценить с точки зрения эстетики благодаря уникальному дизайну, цветовой гамме.
Каждое изделие рассказывает свою историю, отражая индивидуальность владельца, региональное наследие и личную эстетику. Например, в татарских тюбетейках популярны традиционные мотивы: растительные узоры, листья и абстрактные формы.
Могут влиять на эстетическую оценку тюбетейки: использование контрастных цветов; дополнительные украшения; смысловая нагрузка узоров. Таким образом, тюбетейку можно рассматривать как произведение искусства, где каждый элемент имеет своё значение и влияет на эстетическую привлекательность головного убора.
3.2 Экологическая оценка изделия
Изготовление вязаных тюбетеек — экологически чистое производство, так как оно почти безотходное, не выделяет вредных веществ, не загрязняет атмосферу и не представляет опасности для здоровья человека.
Проходит время, и у всех окружающих нас предметов заканчивается срок службы. И здесь возникает вопрос об их вторичном использовании или утилизации. B чем плюс нашего изделия? A в том, что изделие можно распустить и связать новое.
3.3 Экономическая оценка изделия
Затраты |
Стоимость за единицу, р. |
Количество |
Общая стоимость, р. |
Стоимость материалов |
|||
Пряжа |
160 р. |
1 мотка |
160 р. |
Стоимость оборудования |
|||
Крючок |
25 р. |
1 шт. |
25 р. |
Дополнительные материалы для декорирования Стразы, ленты, пайетки и т.д |
|||
Итого: |
185 р. |
Себестоимость изделия 185 р.
Изготовление тюбетеек может стать источником дохода, например, через продажу изделий для близких, родных или на ярмарках.
ГЛАВА 4. ИСЛЕДОВАНИЕ.
НОСЯТ ЛИ ТЮБЕТЕЙКУ ЖИТЕЛИ НАШЕГО СЕЛА?
«ЗНАЧЕНИЕ ТЮБЕТЕЙКИ В НАШЕИ СЕЛЕ?»
В процессе исследовательской работы я решила выяснить, что знают ребята нашей школы о головном уборе - тюбетейке. Меня заинтересовал вопрос: Почему мужчины и мальчики носят тюбетейки? Сначала провела анкетирование среди мальчиков своей школы. В опросе приняло участие 5-9 классы ( 20 человек).
Для этого я провела опрос, в котором предлагалось ряд вопросов.
Знаете ли вы, что такое тюбетейка?
Есть ли в вашем доме тюбетейка?
Кто и когда носит тюбетейки?
Какие виды тюбетеек знаете?
Знаете ли вы, какое значение она имеет для татарского народа?
Что вам известно об орнаменте на тюбетейках?
Хотели бы вы узнать подробнее о данном головном уборе?
Результаты опроса внесены в таблицу.
№ п/п |
Вопросы |
Ответ |
||
Да знают |
Нет не знают |
Затрудняюсь ответить |
||
1 |
Знаете ли вы, что такое тюбетейка? |
19 |
0 |
1 |
2 |
Есть ли в вашем доме тюбетейка? |
20 |
0 |
0 |
3 |
Кто и когда носит тюбетейки? |
18 |
0 |
2 |
4 |
Какие виды тюбетеек знаете? |
14 |
4 |
2 |
5 |
Знаете ли вы, какое значение она имеет для татарского народа? |
16 |
2 |
2 |
6 |
Что вам известно об орнаменте на тюбетейках? |
7 |
10 |
3 |
7 |
Хотели бы вы узнать подробнее о данном головном уборе? |
18 |
0 |
2 |
Из таблицы видно, что знаний у наших учеников недостаточно.
Затем поспрашивала у своих родственников и знакомых. Но полного ответа я не получила. И я решила сама изучить этот материал и рассказать другим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над темой, я считаю, что цель моей работы достигнута и задачи успешно выполнены. Для достижения этой цели я изучила и проанализировала литературные и интернет источники, провела наблюдение.
В процессе моего исследования я выяснила, что история тюбетейки уходит в далекое прошлое. С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Существует большое многообразие фасонов тюбетеек. Форма, особенности узора, цвет, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.
Тюбетейки по возрастной и половой принадлежности бывают: мужские; женские; для детей; стариков. Исследователи отмечают, что наиболее богатые тюбетейки изготавливаются из парчи, на них нашивается несколько горизонтальных рядов из серебряного или золотого галуна.
На основании проведенного мной исследования, мы убедились в том, что тюбетейка есть у каждого мужчины нашего села и вполне востребована. Мужчины обязательно надевают головной убор в дни священных праздников, во время обрядов: Никах (татарский свадебный обряд), имя наречение, во время пятничной молитвы в мечети и т.д. По-моему мнению, тюбетейка для татарина — это не просто головной убор, это что-то большее, предмет, дающий чувство принадлежности к татарскому народу, его богатой культуре. Таким образом, можно сделать вывод, что тюбетейка имеет большое значение для каждого мусульманина
Недаром в народе говорят: «Носи тюбетейку, чтобы с Неба было радостно смотреть на тебя»
Таким образом, практическая значимость работы по изготовлению тюбетейки связана с сохранением культурных традиций, развитием творческих способностей и возможностью материального благополучия.
Изготовила тюбетейки. Тюбетейки у меня получились красивыми, оригинальными. Этот аксессуар необычный по своему внешнему виду, но очень распространенный. Несмотря на то, что мужчины не очень любят разного плана аксессуары, тюбетейка вязаная крючком им приходится по вкусу.
2025 год посвящен Году защитника Отечества в Российской Федерации. Из бесед с участниками СВО и источников интернета мы узнали, что вязаные тюбетейки очень популярны у бойцов. Их используют как подшлемники. Поэтому сейчас мы вяжем тюбетейки для наших защитников и в ближайшее время отправим за ленточку
Изучение данной темы обогащает знания о культуре татарского народа, прививает любовь к родному краю, воспитывает чувства патриотизма. Моя работа может иметь практическое применение при проведении кружковых занятий, выступлениях на внеклассных мероприятиях.
Итогом данного проекта является создание конечного продукта в виде слайд - презентаций и готового изделия. Считаю, что мои исследования помогут не только расширить кругозор школьников и их словарный запас, но и вызвать интерес к изучению истории родного края.
Изучив найденную мной информацию, я пришла к определённым выводам. Национальная культура народа сохраняется тысячелетиями. За ней целые эпохи, сотни поколений. В ней сила, мощь родной страны, родного народа. Она должна быть сохранена. Это необходимо для связи поколений целого народа.
РЕКЛАМА
Если бы мне пришлось продавать свое изделие,
то я бы сделала ему такую рекламу:
Свою фирму я назвала «ТЮБЕТЕЙ».
Мои чудные творенья
Будут всем на удивленье!
Всё воздушно и ажурно,
Даже очень всё гламурно!
Жду ваших предложений!
Тюбетейку я надену,
Песню звонко запою.
И джигитом сразу стану,
Лихо танцевать пойду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000.
2. Буреева Ф.М. Орнамент татар конца 19-20 веков: к проблеме этнокультурной истории. – Омск.: Омскбланкиздат, 2011.
3. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Под ред. Э.Б.Плаксиной. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004
4. Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. Издательство «Просвещение» Москва, 1976.
5.Черных А.В. Традиционная тюбетейка пермских башкир и татар: становление и развитие промысла по изготовлению и орнаментации тюбетеек в Тулвинском поречье // Труды -КАЭЭ ПГГПУ. – Пермь. – 2017. – Вып. XIII. – С. 133-141
6.Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда. – Казань: Татар.кн. изд-во, 1997. – 224 с.
7. Этнография татарского народа. Учебное пособие / Под ред. Д.М.Исхакова – Казань: Магариф, 2004
Ресурсы интернета
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тюбетейка,
. http://www.rukodeliya.ru
История появления татарской тюбетейки:
http://vneshnii-oblik.ru/etnografiya/tatukr.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тюбетейка
Интервью с хазрятом местной мечети Губейдулловым Р.Р.
С жителями нашего села Кривозерье и д. Суркино.
Учащимися МОУ «Кривозерьевская СОШ»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Мои работы
Тюбетейка не только простой головной убор, он подчеркивал человека как скромного, благовоспитанного)))))
Тюбетейки наших прадедов.