Введение
Предметом исследования моей исследовательской работы будет школьная мебель. У каждого ученика в школе есть своё рабочее место – школьная парта. Большую часть времени приходится сидеть за партой и очень важно, чтобы она была удобной. Правильно устроенная парта создаёт наиболее удобные условия для работы на уроках письма, литературы, рисования и т.д. Все уроки связаны с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой вызывает напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. Поэтому очень важно, чтобы парты для учеников были удобные и безопасные. Я давно стал замечать, что за партами, которые находятся в нашем классе, мне удобно сидеть только до 3 урока, потом мне хочется наклониться налево или лечь на парту. Мне захотелось исследовать, а какой должна быть школьная парта и как развивался процесс реконструкции парты.
Парта - этот предмет мебели, примерно в том виде, каким он запомнился нам из детства, появился только в конце XIX века. До этого специальных конструкций для учеников не существовало, и дети учились за обычными столами.
Впрочем, были в старину специальные приспособления для письма, сегодня их назвали – это поставец, секретер и конторка. Именно они послужили прототипами для позднее появившихся парт.
В царской России также была изобретена уникальная парта-трансформер, у которой меняется высота стола и угол наклона столешницы. Такая школьная парта помогла сохранить правильную осанку и хорошее зрение многим поколениям школьников. Раньше эти парты использовали только в элитных школах из-за их дороговизны, но сегодня их производство удешевлено, и они массово применяются в школах России. В последнее время появилось много новых конструкций школьной парты, новые технологии её изготовления, с новыми гигиеническими требованиями, современными формами и материалами изготовления. В шестидесятые годы изобрели парты в виде столов с отдельно стоящими стульями. В русле развития техники сегодня множество изобретений школьных парт с вмонтированными компьютерами. Но классическая школьная парта Эрисмана по-прежнему - главный атрибут любой школы. Цель моего исследования: определить причину усталости во время занятий и выяснить, существуют ли парты, за которыми я не буду так быстро уставать.
Задачи:
Изучить историю появления парт в школах.
Изучить «Гигиенические требования к учебной мебели для общеобразовательных школ».
Проанализировать результаты анкетирования. Сравнить парты.
Выявить причину нарушения осанки во время учебного процесса.
Разработать эскиз и макет школьной мебели.
Гипотеза: причина усталости на уроках заключается в конструкции школьных парт
Объект исследования: парты МАОУ «СОШ№12» для учащихся 3 б класса и 1 б класса.
Предмет исследования: влияние конструкции парт на осанку ученика
Методы исследования: сбор информации из литературы и Интернета, опрос, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, фотографирование, сравнение.
История школьной парты – от изобретения до наших дней
Со школьной партой у каждого человека связано множество воспоминаний. За ней мы сидели все годы учебы, а сосед по ней нередко становился лучшим другом. Кто же придумал первую школьную парту, как она выглядела и как менялась со временем. Интересно? Рассказываем! (Приложение 1) Первый стол, специально разработанный для учеников, появился в конце XIX века. До этого обучение не было массовым и обязательным, поэтому организации учебного пространства не уделялось должного внимания. Дети работали с ранних лет, а те, кому посчастливилось учиться, обучались дома или в классах за общими столами. У истоков образования в России стоял Петр I, в годы его правления была введена учебная повинность и открыта Академия наук. Впоследствии реформы Екатерины II и Александра I привели к появлению Министерства народного просвещения и гимназий. Во второй половине XIX века медики стали замечать, что у гимназистов сильно портится зрение и осанка. Вопрос внимательно изучал гигиенист Ф. Ф. Эрисман, переехавший жить в Россию из Швейцарии вслед за своей женой, медиком Н. Сусловой. Он понял, что большинство проблем со здоровьем у гимназистов вызвано неправильной посадкой во время занятий. Продуктом и результатом его исследований стала первая школьная парта (1870 год), есть основания считать, что Ф. Ф Эрисман разработал ее по чертежам Фарнера, опубликованным пятью годами ранее в Германии. (Приложение 2). Первая школьная парта была рассчитана на одного ученика и обеспечивала правильную посадку во время чтения, письма и рисования. Грамотно выбранный угол наклона столешницы обеспечивал падение взгляда на книги и тетради под прямым углом на оптимальном расстоянии – 30 см. Конструкция не позволяла ученикам сутулиться, что благотворно сказывалось на их осанке. По указу царя Александра II парта Эрисмана стала обязательным атрибутом всех учебных заведений России. Парты делали исключительно из дуба в четырех размерах для обучающихся разного роста. Школьная парта Короткова. В 50-е годы XX века школьные парты стали преображаться под влиянием модных иностранных тенденций. Австралийские и американские компании активно продвигали облегченные ученические столы из фанеры, хромированной стали и пластика с ровными столешницами и отдельными стульями. Школьная парта 60-х годов в России позаимствовала эти черты. Вместо привычных ученических столов с наклонными столешницами в новых учебных заведениях стали появляться простые столы со стульями. Отбывая свой срок службы, парты Короткова уходили на покой, освобождая место более простым в производстве моделям. К 70-му году XX века большинство учеников в СССР пересели за школьные парты в виде обычного стола. И медики снова стали отмечать увеличение случаев близорукости и сколиоза. Отдельно стоящий стул легко отодвинуть на любое расстояние, из-за чего школьники часто сутулятся и смотрят в учебник под неправильным углом. Классические школьные парты 80-х и 90-х годов XX века – это фанерная столешница на металлическом каркасе и тяжёлый громоздкий стул (Приложение 3)
1.1. Гигиенические требования к школьным партам для общеобразовательных школ
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют. Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 – 15° . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера. В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм - 750 мм, 1300-1450 мм - 850 мм и 1450-1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15-17. Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7-10 мин, а для обучающихся II-III ступени образования - 15 минут. При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.
Вывод: я сделали вывод, что парты должны регулироваться по росту ребёнка, столешница должна находиться под наклоном, углы на столешнице закруглены, в классах появляется конторка. Приложение 4
1.2. Анализ результатов анкетирования.
Так как у детей до 10 лет формируется осанка. Дети начальной школы более подвержены скалеозу, поэтому исследование парт я буду проводить в начальной школе. Изучив гигиенические требования, я пришёл к выводу, что очень важно иметь правильно организованное рабочее место. В нашей школе во всех кабинетах начальных классов парты все одинаковые. Три месяца назад в соседнем кабинете для учащихся 1б класса были поставлены новые парты, которые очень отличаются от парт нашего кабинета, где учатся ученики 3б класса. Я решил провести анкетирование среди учеников 1б и 3б классов, чтобы выяснить отношение к партам, за которыми они сидят. Ученикам были предложены следующие вопросы:
Удобно ли вам сидеть за партами? (да, нет) Приложение 5
Как быстро вы устаёте писать на уроке письма (русского языка)? (в середине урока, к концу урока, через 10 мин от начала урока) Приложение 6
Падали ли вы со стула ? (да, нет). Приложение 7
Устаёт ли у вас спина к концу урока? (да, нет) Приложение 8
Вывод: из анкетирования видно, что ученики 1б класса меньше устают на уроках, не падают со стульев и им удобно сидеть за партами. Некоторые ученики 3б класса падают со стульев, чаще устают на уроке. Чтобы найти причину усталости на уроке, я решили сравнить парты, за которыми сидят ученики 1б и 3б классов.
Сравнительная характеристика парт
3 б класс |
1 б класс |
|
1. Изделия из натурального дерева. |
Изделия из натурального дерева. |
|
2. Регулируются по росту ребёнка. |
Регулируются по росту ребёнка. |
|
3. Конструкции ножек менее устойчивы на партах и стульях. |
Конструкции ножек хорошо устойчивы на партах и стульях. |
|
4. Углы у парт острые. |
Углы у парт закруглены. |
|
5. - |
Есть регулятор на ножке для установки парты на неровной поверхности. |
|
6. - |
Имеется отдельное место для пенала и ручек. |
|
7. - |
Регулируется наклон для уроков письма, чтения. |
|
8. - |
Появилась конторка для работы стоя. |
Вывод: парты учеников 1б класса соответствуют требованиям СанПиН. Парты учащихся 3б класса не имеют наклонной столешницы, их углы острые, нет отдельного места для ручек.
Практическая часть
Меня заинтересовала школьная мебель её история развития, и я решил изготовить макет школьной мебели 20 века. Приложение 9
План работы.
Составить чертёж и шаблон изделий.
Выбрать материал и инструменты.
Перенести шаблоны на фанеру.
Выпилить детали по наружному контуру.
Разметить внутренний контур и выпилить.
Прошлифовать наружный и внутренний контур деталей.
Собрать изделия.
Декорирование. Покрыть краской.
3.1 Технологическая карта
п/п |
Наименование операций |
Чертеж |
Материалы и инструменты |
1. |
Выбор материала и инструментов |
Древесина и фанера |
|
2. |
Подготовка материалов и инструментов. (наладка настройка инструментов) |
Лобзик, пилка к ручному лобзику |
|
3. |
Составление чертежей и шаблонов. |
Карандаш, бумага, ластик |
|
4. |
Перенос шаблонов на фанеру и древесину. |
Фанера, карандаш |
|
5. |
Выпиливание деталей по наружному контуру. (парта) |
Лобзик, пилки |
|
6. |
Выпиливание деталей по наружному контуру (сиденье) |
Лобзик, пилки |
|
7. |
Перенос шаблона школьной доски на фанеру. |
Фанера, карандаш |
|
8. |
Выпиливание деталей по наружному контуру. |
Лобзик, пилки |
|
9. |
Шлифование кромок и поверхностей. |
Шлифовальная колодка |
|
10. |
Сборка изделия |
Саморезы |
|
11. |
Декорирование окрашивание краской |
Краска акриловая |
Заключение
Школа - это важная часть жизни любого человека. Школьная мебель должна быть сделана профессионалами, знающими особенности технологии её изготовления, ведь за этой мебелью будут сидеть дети, и не может быть и речи о не качественном сырье для мебели, она должна быть сделана из натурального сырья. При изготовлении школьной мебели предприятие должно взять себе за правило сделать мебель, которая будет надёжна, выдержит все испытания детей над ней, т.е. долговечна и, конечно, самое главное не причинить вред ни одному ребёнку, быть травм безопасной. Выполнение этих основных правил можно достичь только с помощью использования современных технологий и оборудований. Рынок парт богат. Есть варианты из разных конструкций, материалов и цветов. Можно подобрать любую парту в зависимости от возраста, роста, дизайна интерьера и предпочтений ученика. Дешёвая парта быстро расшатывается, стареет и выходит из строя. Работать за ней неудобно, потому что часто в производстве таких парт не учитываются анатомические особенности ребёнка. А если производитель экономит ещё и на материалах, на первый взгляд безобидная парта может впоследствии спровоцировать аллергию из-за дешёвых токсических покрытий, которые нанесли на столешницу. На рынке представлено множество самых разнообразных конфигураций учебных парт. Начиная от классических парт, которые есть во многих школах, и заканчивая новомодными партами-трансформерами. В первую очередь обращается внимание, на сколько правильно в процессе письма у ребёнка сохраняется осанка. Сколиоз - результат работы на плохих партах с плохим стулом или креслом. Правильно выбранный наклон парты также обеспечит здоровую осанку и поможет ребёнку дольше оставаться на учебном месте. При работе свет должен равномерно распределяться на всю поверхность парты. Лишние элементы не должны перекрывать свет на тетрадки и учебники. Немаловажен выбор материала, из которого изготовлена парта. Дешёвый пластик может источать токсичные запахи. Почитайте внимательно в описании к парте, из какого материала выполнен корпус. Нередко более дорогие парты обуславливают свою высокую цену наличием экологически чистыми материалами. Но, к сожалению, как показывает практика, это не всегда соответствует действительности. Таким образом, при выборе школьной парты нужно помнить, что правильно выбранная парта сегодня обеспечит школьников хорошим здоровьем в будущем! Моя работа состояла из теоретической и практической части , я изучил литературу, провёл анкетирование, составил чертёж и шаблоны, изготовил макет школьной мебели 20 века. На основе этой мебели изготавливают современную мебель.
Литература
1. Алямовская, В.Г., Брейтнер, Е.В. Гигиенические основы проектирования школьных зданий и мебели / В.Г. Алямовская, Е.В. Брейтнер // М.: Медицина, 2008. — 256 с.
2. Воронин, Л.М. Организация учебно-воспитательного процесса в школе / Л.М. Воронин. — Москва : Просвещение, 2007. — 288 с.
3. Кулагин, Ю.А. Психология личности ребенка младшего школьного возраста / Ю.А. Кулагин. — СПб.: Речь, 2005. — 224 с.
4. Мальцев, Г.Н. Детская психология и гигиена труда / Г.Н. Мальцев. — Самара : Самарский университет, 2006. — 312 с.
5. Нестерова, Н.С. Организационно-методическое обеспечение санитарно-гигиенического воспитания младших школьников / Н.С. Нестерова. — Нижний Новгород : Нижегородский гос. пед. ун-т, 2009. — 192 с.
6. Виноградова, Н.Ф. Оздоровительная направленность урока физкультуры в начальной школе / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 1. — С. 32–36.
7. Гордеев, П.И. Школа будущего глазами дизайнера / П.И. Гордеев // Народное образование. — 2007. — № 5. — С. 101–106.
8. Хрусталёва, Т.Б. Проблема формирования положительной мотивации учения у младших школьников / Т.Б. Хрусталёва // Вопросы психологии. — 2008. — № 3. — С. 45–51.
9. Дронов, А.В. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к гигиеническому воспитанию младших школьников / А.В. Дронов // Педагогика. — 2006. — № 6. — С. 111–116.
10. Интернет-ресурсы Министерства здравоохранения РФ, посвящённые организации учебных мест в школах.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложения 7
Приложение 8
Приложение 9