Эбру и психология искусства

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эбру и психология искусства

Кривошеина У.Е. 1
1МБОУ «Центр образования г. Певек»
Кабакова И.Д. 1
1МБОУ «Центр образования г. Певек»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Искусство традиционно считается важным средством выражения человеческих эмоций и идей. Оно служит связующим звеном между внутренним миром человека и окружающей действительностью, способствуя самовыражению, коммуникации и пониманию себя и других. В последние десятилетия арт-терапия, использующая различные формы искусства для поддержки психического здоровья, приобрела особую значимость в области психологии и медицины. Одним из наиболее интересных направлений этой терапии является Эбру — традиционное турецкое искусство рисования на воде, которое объединяет элементы живописи и каллиграфии.

Эбру, имеющее тысячелетнюю историю, не только привлекает внимание своей визуальной красотой и уникальностью каждой созданной работы, но и обладает глубоким психоэмоциональным воздействием на человека. Процесс создания Эбру требует от художника полной концентрации, что позволяет ему отвлечься от повседневных забот и погрузиться в мир творчества. В этом контексте Эбру становится мощным инструментом для самовыражения, самоанализа и эмоциональной разрядки.

Цель данной проектной работы — исследовать взаимосвязь между Эбру и психологией искусства, а также выявить практическую значимость использования этого вида творчества в арт-терапии. Мы рассмотрим, каким образом Эбру может помочь людям в выражении своих чувств, улучшении психического здоровья и развитии социальных навыков. Кроме того, в работе будут представлены рекомендации по внедрению Эбру в терапевтические практики, что открывает новые горизонты для применения искусства в психотерапии.

В ходе исследования мы опираемся на теоретические аспекты психологии искусства, а также практические примеры использования Эбру в различных группах, таких как дети, подростки и взрослые. Ожидается, что результаты работы помогут расширить горизонты арт-терапии и убедить в важности интеграции традиционных художественных практик в современные методы психоэмоциональной поддержки.

Цель исследовательской работы:Изучить влияние эбру как арт-терапии на эмоциональное состояние школьников, их креативное развитие и социальные навыки.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме;

  2. Выяснить, какие материалы используются в эбру. Их состав и свойства;

  3. Разобраться, почему краски не смешиваются между собой.

  4. Изготовить воду для рисования при помощи специального порошка;

  5. На опыте узнать, возможно ли перенести рисунок с жидкости не только на бумагу, но и на другие поверхности (деревянные заготовки, ткань, пластик и т. д);

  6. Проанализировать результаты;

  7. Провести мастер-класс;

Методы:

  1. Изучение литературы и интернет источников.

  2. Анкетирование.

  3. Практическое изготовление воды для рисования из порошка, создание рисунка в технике Эбру.

  4. Проведение опытов по переносу рисунков на различные поверхности.

  5. Анализ полученных результатов.

Объект исследования: эбру техника рисования на воде.

Предмет исследования:процесс переноса рисунков с поверхности воды на бумагу и другие материалы.

Гипотеза: думаю, что создать уникальный рисунок на воде сможет любой ребенок. . Мне кажется, что яркость и четкость рисунка на воде зависит от вида и правильности приготовленного раствора.

Актуальность: эбру как форма арт-терапии предоставляет детям возможность самовыражения и снятия стресса в творческой атмосфере.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 История появления живописи на воде

Эбру - искусство создания уникальных рисунков на водной глади с дальнейшим переносом ее на бумагу. Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке. (Рисунок 1).

Рисунок1–Одна из древнейших картин Эбру

Эбру считается одним из самых загадочных видов искусства, так как до сих пор ученые не пришли к единому мнению о месте его возникновения. Существуют предположения, что это искусство появилось в Индии, а кто-то считает, что Эбру зародилось в Иране, а потом его переняли турки. Но известно точно - Эбру зародилось где-то на Востоке.

Так же доподлинно неизвестно, как правильно переводится само слово

«эбру». Кто-то считает, что оно произошло от арабского слова «ab-ru», что в переводе означает «вода для лица». Также существует версия, что «эбру» произошло от чагатайского слова «eb-re», что означает «волнообразный». Хотя больше всего сторонников у версии, что «эбру» произошло от персидского слова «eb-ri», которое переводится как «танцующий на воде» [1].

Еще совсем недавно прекрасный вид искусства Эбру был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы. Но в последние десятилетия Эбру в Турции получило новую жизнь: его сохраняют, развивают и несут в массы.

Мастера передают свои умения, техники и секреты изготовления красок от поколения к поколению. Турецкие мастера Эбру с трепетом относятся к своему искусству, называя его танцем красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых Эбру просто невозможно [3].

1.2 Материалы необходимые для создания рисунка

Для изготовления рисунка Эбру нужно обладать терпением, потому что процесс этот трудоемкий, имеет несколько этапов и создается при помощи компонентов, которые существенно различаются друг от друга не только химическим составом, но физическими свойствами.

Вода (раствор), на которой можно рисовать необычная, получает она свои свойства от растения гевен. Экстракт этого растения при смешивании с водой, придает ей плотность (делает более густой). Это и есть один из секретов Эбру. Эта горная колючка произрастает в Иране, Пакистане, некоторых районах на Кавказе. В июле растение срезают, чтобы собрать из его стебля смолу. Ее высушивают на солнце. После того как смола подсохнет, она становится похожа на лепестки (Рисунок 2). Их так и называют, лепестки гевена [4].

Для получения нужного нам раствора, лепестки нужно настаивать в воде 2 недели. Чтобы раствор был однородным, перед началом работы его обязательно нужно процедить через капроновый чулок. Затем накрыть газетой на 5 мин, чтобы собрались все микропузырьки воздуха.

В настоящее время в продаже имеется готовый порошок растения, который нужно развести с водой в определенной пропорции и дать настояться не менее суток.

 

Рисунок2–РастенияГевен

Краски для Эбру состоят исключительно из натуральных пигментов, воды и желчи. Они очень жидкие по консистенции, по сути, цветная вода.

Хочется заметить, что нет абсолютно выверенных пропорций для изготовления красок, каждый мастер делает раствор и краски с учетом своего опыта. При изготовлении красок Эбру используются следующие нерастворимые пигменты (Таблица 1).

Цвет пигмента

Состав

Желтыйпигмент

Сернистоесоединениеприродного

мышьяка

Синийпигмент

Лахорскаясинька,которую

получаютизкорнярастенияЛахор.

Зеленыйпигмент

Соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много

синьки-ближекизумрудному.

Тёмно-синий

Особыйсортнатуральнойсиньки

Черный

Печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из- засажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды.

Поэтому ее нужно очень долго перемешивать.

Белый

Карбонат свинца(свинцовые белила) в натуральном виде.

Красный

Оксид железа из листьев красной капусты.

Таблица1–Нерастворимые натуральные пигменты для изготовления

Красок Эбру

Все пигменты разводятся только дистиллированной водой[2]. Для того, чтобы уменьшить поверхностное натяжение воды и позволить краскам держатся на ее поверхности, не тонуть и не смешиваться между собой, в пигмент добавляют желчь. Это является еще одним секретом Эбру. Желчь - жёлто-зелёная горькая жидкость, выделяемая печенью. Для изготовления красок Эбру используют желчь крупного рогатого скота (чаще всего бычью)[2].

1.3 Последовательность творческого процесса рисования на воде в технике Эбру

1. Подготовка материалов:

Необходимые материалы:

Специальная бумага для Эбру (или любая другая впитывающая бумага)

Вода и контейнер для рисования (широкая и низкая емкость)

Загуститель для воды (обычно используется камедь, например, камедь арабской)

Пигменты или краски для Эбру

Палочки или трубочки для создания узоров

Ложки или шпатели для смешивания

2. Приготовление раствора:

В контейнер с водой добавляем загуститель, тщательно перемешиваем, пока не получится консистенция, напоминающая желе. Это позволит краскам плавать на поверхности, а не оседать на дно.

3. Подготовка красок:

Разведим пигменты в небольшом количестве воды до получения нужной консистенции. Для Эбру лучше использовать краски на водной основе.

4. Нанесение красок на воду:

С помощью палочки или трубочки аккуратно капаем краску на поверхность воды. В процессе работы можно использовать несколько цветов, чтобы создать разнообразные узоры.

5. Создание узоров:

После нанесения красок на воду используем разные инструменты (палочки, гребни, зубочистки) для создания узоров и рисунков. Это могут быть завитки, спирали, волны и другие формы. Будьте внимательны — процесс требует терпения и аккуратности.

6. Перенос рисунка на бумагу:

Когда достигли желаемого узора, аккуратно положили подготовленную бумагу на поверхность воды, стараясь не допустить движения бумаги, чтобы сохранить рисунок.

7. Снятие бумаги:

После нескольких секунд осторожно поднимаем бумагу с воды. Убедилиь, что рисунок закрепился поверх бумаги. Ждем что бы воде стекла.

8. Сушка:

Поместили рисунок на ровную поверхность для сушки. После высыхания можем дополнительно обработать рисунок (например, покраской или лакировкой) для лучшей защиты и долговечности.

После завершения работы рекомендуется остановиться и проанализировать процесс. Подумали о том, как мы себя чувствовали во время рисования, что получилось удачно, а что можно улучшить в будущем.

Экспериментировать необходимо с различными техниками, цветами и узорами. Каждая работа может дать с неожиданными результатами.

1.4 Технология создания рисунков Эбру и их виды

Превращение танцующих красок в картину трудно описать словами, это лучше увидеть.

Первым и самым главным этапом при создании картины, является создание фона. Берем различные краски и стряхиваем их с кисточки на поверхность воды (раствора). Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Для фона достаточно взять две, три краски разных цветов, гармонично сочетающихся между собой. Гребнем, толстой булавкой или даже расческой, придаем нашему фону нужный вид. Затем, шилом начинаем ставить точки из разных красок, которые в свою очередь растекаются в яркие круги на уже готовом фоне. По желанию добавляем различные цвета красок. Шилом придаем форму кругам, превращая капли краски то в небывалые цветы, то в фигуры, то в сюжеты из сказок.

Во время работы забываешь обо всем и можешь смотреть бесконечно, пока краски на поверхности воды преобразовываются в настоящие картины. Когда картина на воде закончена, сверху, очень аккуратно, кладем на поверхность воды лист бумаги. Снимаем его через несколько секунд уже с узором. Это тоже выглядит, как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне остается абсолютно чистой.

Несмотря на свою тысячелетнюю историю, техника рисования Эбру все еще является малоизвестным видом рисования. Поэтому, овладев ее основами, можно удивить своих близких и друзей [6].

В искусстве существует несколько видов Эбру. Вот некоторые из них:

Баттал Эбру - разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу (Рисунок 10).

Рисунок10–Рисунок вида Баттал Эбру

Эбру Шаль- повторение S-образных форм(Рисунок11).

Рисунок вида Эбру шаль

Эбру Гребенка- позволяет создать при помощи гребня орнамент из волни других повторяющихся линий .

Рисунок вида Эбру Гребенка

Цветочный Эбру–изображение цветов, трав и других различных растений.

Рисунок вида Цветочный Эбру

Как можем заметить, удивительные рисунки Эбру всегда очень красивы и загадочны. Какого бы вида не была ваша картина, она всегда будет необычной и неповторимой

1.5 Эбру-терапия

Эбру-терапия позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью, помогает снять напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания), происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации При этом формы и варианты применения терапевтических свойств техники Эбру определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы иее продолжительностью.

- Во многих случаях Эбру выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать воспитанника, развивать его сенсомоторные навыки, творческие способности, снизить эмоциональное напряжение. Можно использовать Эбру и в качестве психопрофилактического, развивающего средства. –

Занятия способствуют развитию мелкой моторики и зрительно - двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Аква-анимация дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Часто дети с логопедическими нарушениями затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития речи, скудного слова, несформированности круга представлений об окружающей действительности. Предлагаемая техника может оказаться им полезной, так как невербальная экспрессия с использованием многообразия цветов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

1.6 Эбру и психология искусства.

1. Психологические аспекты искусства

Экспрессия эмоций: Искусство, включая Эбру, позволяет людям выразить свои чувства и переживания, что может способствовать снижению стресса и тревожности.

Когнитивная терапия: Творческий процесс может оказать положительное влияние на психическое здоровье, улучшая настроению и способствуя самосознанию.

2. Практическая значимость арт-терапии

Снижение стресса: Творческие занятия помогают отвлечься от повседневных забот и снизить уровень стресса. Эбру требует внимания и концентрации, что способствует медитативному состоянию.

Развитие самооценки: Создание произведений искусства может повысить уверенность в себе и чувство достижения, что особенно важно для детей и подростков.

Улучшение социальных навыков: Совместная работа в группе при создании Эбру способствует развитию коммуникативных навыков и укреплению связей между участниками.

3. Применение в разных группах

Дети и подростки: Эбру может быть полезно в школе и в детских центрах, помогая уменьшить тревожность и укрепить эмоциональное развитие.

Взрослые и пожилые: Арт-терапия может быть использована в реабилитационных центрах, помогая людям справляться с депрессией, тревожностью и другими психологическими проблемами.

Рекомендации по реализации

Создание специализированных программ: Разработка курсов и мастер-классов по Эбру в арт-терапии могла бы быть полезна для различных возрастных групп и категорий.

Сотрудничество с психологами: Важно работать в команде с профессиональными психотерапевтами для обеспечения эффективного применения арт-терапии.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для создания рисунка в технике Эбру понадобятся следующие материалы:

1. Вода:

- Чистая вода, предпочтительно фильтрованная. Она используется в качестве основы для рисования.

2. Контейнер:

- Лоток или эмалированная чаша, куда будет наливаться вода. Контейнер должен быть широким и низким.

3. Загуститель:

- Специальные загустители, такие как камедь (например, камедь арабской), которые помогают удерживать краски на поверхности воды.

4. Краски для Эбру:

- Краски на акрилатной основе, содержащие натуральные пигменты. Распространенные линии: "PEBEO", "VISTA-ARTISTA", "Аква-колор". Объем обычно составляет 20-50 мл.

- Краски должны быть морозостойкими и хорошо растворимыми в воде.

5. Инструменты для рисования:

- Палочки или трубочки для создания узоров.

- Гребни или специальные инструменты для Эбру, которые позволяют формировать узоры на поверхности воды.

6. Бумага:

- Специальная бумага для Эбру, которая хорошо впитывает цвет и позволяет переносить рисунки. Часто используются форматы А4 и другие подходящие размеры.

7. Специальные принадлежности:

- Ложки или шпатели для смешивания краски.

- Мерные саше для загустителя, если необходимо.

8. Защитные материалы:

- Газеты или пленка для защиты рабочих поверхностей от краски.

Собрав все необходимые материалы, мы приступили к творческому процессу рисования в технике Эбру .

2.1 Изготовление загустителя.

Изготовление раствора из загустителя для работы — это важный этап, который позволяет создать подходящую консистенцию для рисования.

Этапы изготовления раствора из загустителя:

1. Подготовка материалов:

Соберием необходимые материалы: загуститель (например, камедь арабская), фильтрованная вода, мерная посуда, ложка для перемешивания и контейнер.

2. Измерение воды:

Измеряем необходимое количество фильтрованной воды в зависимости от объема раствора, который мы хотите получить. Обычно используют соотношение 1:10 или 1:20 (1 часть загустителя на 10-20 частей воды).

3. Добавление загустителя:

Постепенно добавляем загуститель к воде. Мы используем 100 мл воды, добавьте 5-10 г камеди.

4. Перемешиваем:

Используя ложку или палочку, тщательно перемешиваем смесь до полного растворения загустителя в воде. Избегаем образования комков

5. Оставляем смесь для набухания:

Даем раствору настояться на 30-60 минут (или согласно инструкциям на упаковке загустителя). За это время загуститель наберет воду и создаст нужную консистенцию.

6. Проверяем консистенции:

После того как раствор настоится, проверяем его консистенцию. Он должен быть густым, но при этом легко поддаваться и сохранять форму, не растекаясь по воде.

7. Корректировка (если необходимо):

Если раствор слишком густой, добавляем немного воды и снова перемешиваем. Если слишком жидкий, добавляем немного загустителя и даем настояться.

8. Хранение:

Переливаем готовый раствор в герметичный контейнер и храним в прохладном месте, чтобы предотвратить его высыхание и порчу.

2.2 Мастер-класс по Эбру: Арт-терапия для детей.

Цель мастер-класса:

Создание уникальных произведений искусства с использованием техники Эбру, а также развитие творческих способностей у детей, улучшение их эмоционального состояния и навыков самовыражения.

Задачи:

1. Ознакомить детей с техникой Эбру и ее историей.

2. Развить у детей художественные навыки и чувство прекрасного.

3. Способствовать развитию концентрации, внимания и мелкой моторики.

4. Создать условия для самовыражения и эмоционального благополучия.

5. Сформировать положительный опыт совместной деятельности и взаимодействия в группе.

Описание работы:

1. Подготовительный этап:

Материалы:

Пластиковые контейнеры с водой (широкие, но невысокие).

Загуститель для раствора Эбру (ранее подготовленный).

Нежные водоразбавляемые краски (желательно на основе натуральных пигментов).

Ложки, палочки для размешивания, кисти.

Лист бумаги для рисования.

Фартуки или старые футболки для защиты одежды.

Бумажные полотенца для протирания рук.

Творческая атмосфера:

Подготовьте рабочие места с достаточным пространством для каждого участника.

2. Введение: Рассказ о технике Эбру: ее происхождении и использовании в искусстве.

Обсуждение, как Эбру связано с эмоциями и самовыражением.

Поделимся примерами картин в стиле Эбру.

3. Практика :

Этап 1: Подготовка раствора:

Проводим демонстрацию, как использовать загуститель и краски, объяснить, как они взаимодействуют с водой.

Этап 2: Первые шаги:

Раздаем детям контейнеры с водой и загустителем.

Каждый выбирает цвета и начинает капать их на поверхность воды.

Этап 3: Создание узоров:

Объясняем, как можно использовать палочки или кисти для создания узоров: разводим краски, проводим линии, рисуем разные формы.

Поддерживаем индивидуальную работу детей, помогаем.

Этап 4: Переносим рисунки на бумагу:

Закончив рисование на воде, показываем, как аккуратно перенести их рисунок на бумагу, используя ее как "печать".

Демонстрация и обсуждение работ.

4. Заключительная часть:

Опрос детей, делимся своими впечатлениями. Что им больше всего понравилось? Как они себя чувствовали во время рисования?

Выставка работ:

Организуйте небольшую выставку, где дети смогут продемонстрировать свои работы и рассказать о них.

Заключение:

Мастер-класс по Эбру — это не только процесс создания красивых картин, но и важный этап в эмоциональном развитии детей. Техника Эбру помогает детям понять, что искусство — это способ самовыражения, даёт возможность снять стресс и развивает креативность. Такой подход к искусству может стать отличным инструментом в арт-терапии, способствующим эмоциональному благополучию и гармонии в детской среде.

Заключение

Техника Эбру используется в работе с детьми, развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность. Рисование в технике Эбру полезно для неуверенных в себе детей, у которых не получается творческая работа привычным способом. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных детей. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление! Эбру — это чудесный мир возможностей, где у каждого получается.

Элементы арт- терапевтической техники Эбру интересны, необычны, обладают множеством неоспоримых плюсов, подходит для работы с широким кругом людей самого разного возраста и спектром проблем. Процесс рисования в стиле Эбру оказался очень увлекательным. Хотя создание рисунка на воде не совсем простое занятие и подготовка к нему занимает немало времени, однозначно всем стоит попробовать! Мне кажется, что полученные навыки при создании исследовательской работы обязательно пригодятся, ведь из вполне доступных материалов можно создать не только картины, а так же множество различных, неповторимых предметов интерьера и даже украсить своими рисунками одежду и обувь. При этом быть уверенным в том, что ваш рисунок никто и никогда не повторит, а значит, созданная вами вещь будет эксклюзивной на 100%.

В результате исследовательской работы моя гипотеза подтвердилась. Создать уникальный рисунок на воде смогли многие обучающиеся первого класса, даже те, которые считали, что не умеют рисовать. На опыте мы определили, что яркость и четкость рисунка на воде во многом зависит от вида и правильности приготовленного раствора.

Наша работа оказалась очень занимательной, интересной и необычной, а самое главное, она понравилась всем тем, кто видел процесс создания рисунков на воде вживую. И пусть не все получалось быстро, но мы рады предоставленной возможности показать вам удивительный мир Эбру-красок, танцующих на воде!

Список литературы

  1. Все о рисовании на воде Эбру: что это, история появления правила работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://poleznye-stati/risovanie-na-vode-ebru/- Дата доступа: 20.01.2020.

  2. Блинчева,И.Б. Из чего в древности делали краски/ И.Б. Блинчева.-М.:

«Миркниги»,2013.-125c.

  1. Техника рисования на воде Эбру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mamsy.ru/blog/tehnika-risovaniya-na-vode-ebru/ - Дата доступа: 29.01.2020.

  2. Эбру рисунки на воде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://poykovschool2.ru/storage/app/uploads/public/5b0/18b/86b/5b018b86bcb91236548698.pdf/- Дата доступа: 25.01.2020.

  3. Большая книга экспериментов для школьников. Под редакцией Антонеллы Мейями; перевод с итальянского Э.И. Мотылевой. Москва : РОСМЭН, 2016. - 180 c.

  4. Выготская, М.Я. Самое интересное в мире искусства / М.Я. Выготская. - 2 изд., М.,

Просмотров работы: 4