Алфавит из фетра

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Алфавит из фетра

Федотова П.Е. 1
1МБОУ гимназия №1 г Задонска Липецкой области
Баранова Л.А. 1
1МБОУ гимназия №1 г Задонска Липецкой области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель – создать АЛФАВИТ своими руками;

Задачи:

- изучить историю возникновения фетра;

- познакомиться с видами фетра, его особенностями, со способами сшивания фетра и использовать свои знания и умения при изготовлении изделий из фетра;

-сделать подарок для племянницы

Основная часть

1. Историческая справка о фетре.

Фетр (от французского feutre - войлок) - это особенный нетканый материал, полученный валянием пуха кролика, зайца, отходов меха пушных зверей ценных пород, а также овечьей шерсти. Фетр производится с помощью нагревания, увлажнения, трения, бывает разной толщины и самых невероятных цветов.

Фетр можно разделить на виды в зависимости от материала, входящего в его состав:

фетр из синтетики (акрил, полиэстер)

фетр из шерсти

фетр из полушерсти

фетр из вискозы

И благодаря этой структуре, фетр так удобен в работе и имеет много плюсов:

имеет широкую цветовую гамму, разный размер;

его можно резать и он не будет осыпаться;

его можно клеить, шить на любую сторону — ведь у фетра нет изнанки;

его можно сгибать — он пластичен, его сложно порвать;

по тактильным ощущениям — мягкий, ворсистый;

разный по толщине и плотности фетр;

хорошо держит форму.

Войлок (англ. felt; нем. Filz; тюркск. ajlyk – покров, покрывало) – вид непряденого текстиля из натуральной шерсти.

Ва ляние войлока (войлоковаляние, англ. felting, нем. filzen)  – пожалуй, самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Сам войлок существует столько же, сколько существуют на Земле овцы, кони, козы.  Так, к первейшему упоминанию о войлоке относится легенда о том, что первый валяный ковер был найден на Ноевом Ковчеге, где овечья шерсть, падающая на пол, намокала и сбивалась копытами. Когда же овцы покинули Ковчег, то в Ковчеге остался свалянный овцами ковер. 

 Валяние возникло и развивалось независимо, во всех странах и регионах, где были одомашнены овцы, лошади, козы: Тибет, Памир, Алтай, Кавказ, Карпаты, Балканы, Передняя Азия (Иран, Афганистан), а также в Финляндии, Норвегии и Перу. 
Валяние войлока принято считать изобретением кочевников. Традиционное жилище кочевников – юрта – состоит из деревянных решеток и крупных кусков свалянного вручную войлока. Кочевники первыми оценили изоляционные свойства войлока – он предохранял от дождя, холода или жары, и, кроме того, был достаточно легким. Казахские, киргизские, туркменские войлочные ковры – кошмы также служили для укрепления и утепления жилища и повозок.

 

Кочевники Евразии изготовляли из войлока не только покрытия для юрты и предметы интерьера (ковры, дорожки, войлочные подушки, подстилки для сна), но и скотоводческое снаряжение (детали вьючного седла верблюда, потники под верховые седла, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), одежду (стельки, прокладки для подметок, чулки-вкладыши в кожаный сапог, бурки и мужские головные уборы),

 

утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода. 

Где и как используется фетр?

   Д екоративный фетр — это необычные сумки, чехлы для ноутбуков и мобильных телефонов, бизнес-аксессуары, основа для вышивки, театральные декорации, елочные игрушки, украшения, развивающие игрушки для детей и многое другое.

Шерстяной фетр — это современный взгляд на производство обуви, одежды и головных уборов.


 

2. Обоснование выбора темы проекта

     Мой проект – это алфавит (азбука)  из фетра.     Алфавит из фетра– это многофункциональная игрушка, развивающая мышление и воображение ребенка. Мой алфавит поможет ребенку выучить буквы в игре.

     Вот некоторые варианты игры с алфавитом:

  • Изучаем буквы

  • Складываем слоги

  • Сортируем буквы на гласные, согласные и т.п.

  • Подбираем к каждой букве зверушку

  • Расставляем алфавит по порядку

     Вот далеко не полный перечень применения алфавита.

3. Анализ идей

 Цветовая гамма алфавита

     Об этом нужно подумать заранее, так как это во много определяет, сколько и какой ткани нужно закупить.

     Вот несколько вариантов:

  •  Однотонный алфавит. Все буквы отшиваются одинакового цвета. Такой алфавит  смотрится стильно, можно сшить в цветовой гамме  детской комнаты. Но ребенку могут быстро надоесть однотонные буковки. Дети любят разнообразие. Да и шить 33 буквы одного цвета – это утомительно.

 

  • Разноцветный алфавит. Все буквы делаются разного цвета, ну или хаотично чередуются разные цвета. Не обязательно иметь 33 оттенка фетра. Ничего страшного, если в алфавите будет несколько букв одного цвета. Эстетично будет смотреться, если у зверька и буковки будет общая цветовая гамма, но это не обязательно. Заодно можно поучить с ребенком названия цветов. Для себя я выбрала именно этот вариант.

  • Еще как вариант, можно шить разными цветами гласные и согласные буквы. Или же одним цветом гласные, другим глухие согласные, а третьим звонкие, ну и четвертым  цветом  буквы «ь»  и «ъ». Такой алфавит будет отличным пособием для деток, которые уже учатся читать.

     Как видите вариантов много, выбор ограничивается только Вашим желанием и наличием материалов.

Какой размер букв является оптимальным?

     Заранее нужно определиться какого размера будет алфавит. От этого в первую очередь зависит, сколько фетра нужно закупить.  Оптимальным размером для детской ручки является 6,5 – 10 см.  На эти цифры я и буду ориентироваться при пошиве.

4. Материалы и инструменты

Вот перечень основных материалов, которые пригодятся в работе:

  • Основное, это, конечно же, фетр.

Фетр нужен тонкий 1 – 1,2 мм. Хорошо зарекомендовал себя корейский фетр из эко полиэстера, но можно использовать и любой другой. Обращайте только внимание на плотность материала. Если фетр будет рыхлый, то мелкие игрушки из него будет сложно шить. Если вы планируете шить объемные фигурки, как и я, то желательно иметь как мягкий, так и жесткий фетр. Сами игрушки можно шить из любого из них, а вот мелкие детали удобнее делать из жесткого фетра. Если же вы собираетесь оформлять алфавит в виде книжки-азбуки, то игрушки нужно делать плоские из жесткого фетра.

  • Наполнитель для игрушек. В качестве наполнителя можно использовать синетепух, холофайбер, ни или же синтепон. Я обычно использую синтепух, он легкий, не слеживается и игрушки набитые им не теряют своей формы. В качестве наполнителя можно использовать крупы. Для развития тактильного восприятия ребенка. Только перед использованием их необходимо проколить в духовке, чтобы исключить заведение жучков.( Я крупы не использовала)

  • Ножницы

  • Нитки. Для шитья игрушек из фетра можно использовать нитки мулине, их плюс – это богатая цветовая гамма, но подойдут и обычные швейные х/б нитки. Главное, чтобы они были в тон ткани, в таком случае швы будут менее заметны. Я пользуюсь обоими видами ниток. Разницы особой не заметила. Как вариант, можно делать и контрастный край, но только учитывайте, что швы тогда должны быть ровные и аккуратные.

5. Требования к изделию

  • Изделия не должны быть громоздкими;

  • Изделие должно быть выполнено качественно;

  • Технология изготовления не должна быть сложной;

  • Себестоимость изделия должна быть невысокой;

  • Небольшой расход материалов;

  • Гармоничное сочетание цветов;

  • Буквы должна получиться эстетически привлекательной;

  • Экологическая безопасность;

6. Последовательность выполнения проекта

Какие швы используются для пошива игрушек из фетра?

      Основные  швы, используемые при работе с фетром:

  • Шов петельный

Как сшить фетровый алфавит

Идеи и шаблоны букв из фетра можно взять из интернета. Шьются изделия вручную, поэтому работа несложна даже для младших школьников. Более того – даже полезна, поскольку развивает мелкую моторику рук..

Подробная инструкция по изготовлению букв:

  1. Распечатайте на бумаге выкройки букв нужного размера, вырежьте их.

  2. Сложите два листа фетра друг с другом. Разложите выкройки на листах фетра близко друг к другу. Это не ткань, припуски на швы делать не нужно! Обведите выкройки и вырежьте буковки.

  

  1. Далее следует каждую букву сшить. Сложите две вырезанных буквы друг с другом, приготовьте иголку с ниткой. Сшивать буквы нужно обметочным петельным швом, первоначально вставив иголку между двумя деталями (так узелок окажется внутри игрушки и не испортит внешний вид.

Для начала выполнения петельного шва вводим нить с обратной стороны на расстоянии в полсантиметра от края буквы. Затем переводим иглу назад, за край, и снова вводим с обратной стороны в первое отверстие. Нить затягиваем и вкалываем иглу в образовавшуюся петлю. Мы закрепили петлю и, чтобы продолжить, введем иглу спереди на расстоянии в полсантиметра от края и от первого стежка. Вытягиваем ее перед нитью и затягиваем новую петлю. Все стежки должны быть одинаковыми, а расстояние между ними равняться высоте петли, то есть составлять полсантиметра.

По мере того, как буква приобретет объемный вид, ее нужно набивать холлофайбером или другим наполнителем. Закончив шов, аккуратно закрепите конец и спрячьте его внутрь игрушки.

Как правильно делать буквы из фетра:

  • Выбирайте шрифт с широкими элементами, например, Georgia.

  • Сшивать буквы А, Б, В, Д, О, Р, Ф, Ю, Я нужно с внутренних швов: так набивать игрушку будет проще.

  • Углы выкройки нужно скруглить: это облегчит шитье.

 

7. Правила техники безопасности

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ:

  • быть внимательной;

  • надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

  • вкалывать иглы и булавки только в игольницу,

  • не шить ржавой иголкой;

  • не вкалывать иглы в одежду;

  • класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями;

  • передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ:

  • Не оставлять включенный утюг;

  • Ставить диск терморегулятора в соответствии с выбранной тканью;

  • Ставить утюг на специальную подставку;

  • Следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга;

  • Включать и выключать утюг сухими руками, браться при этом за корпус вилки, а не за шнур;

  • ВТО изделия или детали выполнять с изнаночной стороны по направлению долевой нити.

8. Контроль качества

Конструктивные требования: Готовое изделие полностью соответствует эскизу.

Технологические требования: соблюдена последовательность технологических операций.

Эстетические требования: работа выполнена аккуратно.

Экологические требования: изделие выполнено из экологически чистых материалов. Оно не принесет вреда экологии и здоровью человека.

Экономические требования: работа выполнена своими руками, использованы нитки, инструменты, имеющиеся дома, поэтому себестоимость изделия снижена до минимума.

9. Экологическое обоснование

Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса.

В своей работе мы использовали экологически чистые материалы: нитки (хлопчатобумажные), фетр, бисер, пуговицы. Изготовленный нами АФАВИТ не выделяет химикатов и не загрязняет природу. Это изделие приносит красоту, вызывает радость и восхищение у людей.

Из остатков ткани всегда можно создать что-нибудь новое. У маленького ребенка от такой игрушки не возникнет аллергии, как от многих игрушек, которые продаются в магазинах игрушек.

10. Экономическое обоснование

ФЕТР 10 листов разных цветов – 48 р\лист = 480 руб

Клей, обрезки фетра, бусины, швейные нитки были у меня от прошлых работ

ИТОГО: 580 рублей.

Заключение

Над этим проектом я работала в течение двух месяцев. На мой взгляд, АЛФАВИТ у меня получилась красивый, оригинальный. Работала с удовольствием, с большим желанием, узнала много нового.   Работа не показалась нам сложной, наоборот, занимательной и интересной. Всё, что задумала, сделала. Ведь ни одно изделие не рождается само, её создает человек. В свою работу я вложила всё своё мастерство, труд, усердие, терпение и тепло. Думаю, что племяннице мой подарок очень понравится.

Так же свою работу я показала моей первой учительнице Чурсиной Нине Александровне и ее третьему классу. Нина Александровна по достоинству оценила мою работу и показала различные варианты использования букв с точки зрения учителя начальных классов. Ребята были в восторге. Я теперь очень жду новогодние праздники, чтобы посмотреть на реакцию моей племянницы.

А ещё игра с буквами помогает ребенку:

  • Развивать мелкую моторику

  • Расширять словарный запас

  • Облегчает запоминание букв за счет сопоставления их с животными.

  • Кроме того, работая над этим проектом, многое узнала про фетр и что можно из него делать.

Список использованных источников и литературы

Электронные ресурсы:

  1. Видеоуроки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/ighrushka-iz-fietra.htm - Игрушка из фетра. - (дата обращения 27.12.2021).

  2. Инфоурок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/tehnologicheskiy-proekt-volshebniy-fetr-3431784.html - Технологический проект "Волшебный фетр". - (дата обращения 29.12.2021).

  3. О ткани [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://otkani.pro/tkani/fetr-chto-eto-za-tkan-osobennosti-i-pravila-uhoda-za-tkanju/ - Что такое фетр? Каковы его свойства и где он используется. - (дата обращения 28.12.2021).

Просмотров работы: 6