Введение
Все мы помним с детства увлекательные истории, ярко и динамично представляющие познавательный или воспитательный сюжет. Интересные ситуации, запоминающиеся персонажи захватывают воображение ребёнка. И всё это про мультипликационные фильмы, которые прочно вошли в нашу жизнь, помогая наглядно и доступно объяснить непростые жизненные проблемы.
Меня с раннего детства интересовал вопрос, каким образом картинка может оживать. Я внимательно наблюдала за движениями героев и пыталась понять, что ими управляет и как воплощаются динамичные сюжеты. Мне была интересна сама технология создания мультфильмов, и я задалась вопросом, а смогу ли я создать хотя бы небольшой мультипликационный фильм.
Цель моего проекта – освоить технологию создания мультфильма.
Задачи:
Изучить особенности мультипликации.
Выявить, какие виды мультфильмов бывают.
Разработать алгоритм создания мультфильма.
Создать мультипликационный фильм.
Объектом проекта является мультфильм.
Предмет – технология создания мультфильмов.
Гипотеза: если изучить, как делаются мультфильмы, можно попробовать сделать его самому.
Методы исследования:
Поиск и анализ информации.
Сравнение.
Описание.
Проектирование.
Практическая значимость. Мультипликационные технологии, анимация сопровождают нас повсюду. Они могут быть использованы при объяснении любого тематического материала: от правил безопасности до законов физики. Мультипликация – это технология живого, динамичного донесения информации.
В теоретической главе исследования я даю определение мультипликационному фильму, рассматриваю его особенности. Также мне было интересно изучить, какие виды мультфильмов существуют. Оказывается, освоено множество техник создания мультипликационных фильмов, это: кукольные, пластилиновые, песочные, силуэтные, рисованные, компьютерные.
Для практического воплощения задуманного из всех представленных разновидностей я выбрала нарисованные мультфильмы, потому что мне они показались живыми, эмоциональными.
В практической части проекта я описываю алгоритмы и «ручного» и цифрового способа создания рисованного мультфильма. Первые шаги в освоении мультипликационных технологий сделаны. Я хочу в дальнейшем изучить другие техники создания мультфильмов.
Мультфильмы сопровождают человека всю жизнь, потому что они наполняют её красками, делают её ярче и интереснее. С помощью мультипликационных технологий можно реализовать множество идей. Мультфильмы обладают наглядностью и большим воздействующим эффектом. Я получила большое удовольствие, осваивая начальные этапы в мультипликации.
§1. Что такое мультипликационные фильмы и их роль в нашей жизни
Существует две версии происхождения слова "мультипликация". По одной из них оно произошло от multi ("много"," умножение"). То есть фактически за этим термином стоит очень примитивное описание процесса работы над рисованным анимационным фильмом - чтобы его создать, нужно заготовить множество рисунков с фазами движения персонажей, фонами и т.д. Уже упоминаемый здесь Федор Хитрук считал этот термин в корне неверным и свой замечательных двухтомник назвал "Профессия - аниматор".
По второй версии слово "мультипликация" произошло от слияния слов "мульти" и "аппликация". Дело в том, что одна из первых техник анимационного кино состояла в следующем: на фоновые изображения поверх накладывались фигурки, состоящие из отдельных частей (тело, голова, руки, ноги и т.д.). Мультипликатор фазовал движение следующим образом: менял положение отдельных рисунков или заменял их на другие, после этого происходила съёмка кадра, далее процесс повторялся. То есть процесс оживления напоминал работу с аппликацией из множества элементов. Ныне сходная техника называется "перекладкой", яркий её пример - "Ёжик в тумане". Такая фактурность рисунка была бы недостижима в рисованном мультфильме, здесь персонажи представляли собой свободно накладываемые друг на друга детали облика, выполненные на целлулоидной пленке.
В общем, имеется версия, что одна из техник создания анимационного фильма дала название всему направлению искусства. Бывали и другие сходные случаи в нашей практике, так, например, вместо термина "ротоскопирование" (одна из анимационных техник) часто используют "эклер" (с ударением на первый слог), от названия немецкого проекционного аппарата.
В настоящее время в профессиональной среде часто говорят "анимация". Ведь, на самом деле, чтобы создать действительно захватывающий и интересный "мультик", и не важно совершенно, в какой технике, нужно уметь правильно оживлять героев, уметь "вдохнуть" в них жизнь. Поэтому совершенно другой термин по настоящему близок к настоящей правде о процессе создания "мультиков" - "анимация" (от anima - "душа", то есть буквально " одушевление"). Художники-аниматоры знают, как создавать по-настоящему живых персонажей, которым будет сопереживать зритель, как перевести реальное движение в анимационное, разбираются в законах движения, в общем, обладают специфическим знанием.
Итак, мультипликационные фильмы (мультфильмы, мультики) — особый вид киноискусства, в котором для создания персонажей используют различные материалы и техники, а «оживление» происходит путём быстрой смены кадров.
Роль мультфильмов в нашей жизни разнообразна и включает развлечение, поднятие настроения, воспитание, развитие, обучение, развитие творческих способностей и воображения.
Однако некоторые мультфильмы могут быть небезопасны: бесконтрольный просмотр анимационной продукции способен не только затормозить развитие ребёнка, но и нанести вред его психическому здоровью.
§2. Виды мультфильмов
Основные классификации мультфильмов:
По способу создания: рисованные, компьютерные, пластилиновые, кукольные и другие.
По продолжительности: полнометражные (более 70 минут) и короткометражные (10–30 минут).
По способу показа: мультипликационные фильмы (сначала показывают в кинотеатрах, а позже демонстрируют по телевидению и выпускают на видеоносителях), мультипликационные телефильмы (предназначены для трансляции по сети телевизионного вещания), мультсериалы (состоят из отдельных эпизодов, объединённых общими персонажами, сценарной и изобразительной концепцией, названием и сюжетом).
Некоторые жанры мультфильмов:
Комедия. Подходят для всех возрастов и часто содержат элементы сатиры, пародии и эксцентричного юмора.
Приключения. Включают истории о путешествиях, поисках и борьбе с препятствиями.
Фантастика и фэнтези. Мультфильмы этого жанра позволяют создавать миры без ограничений, полные волшебства, технологий будущего и сверхъестественных существ.
Драма. Затрагивают серьёзные темы, такие как потери, взросление и эмоциональные переживания.
Экшен. Включает в себя сцены динамичных сражений, погонь и напряжённых ситуаций.
Хоррор. Такие мультфильмы обладают уникальной атмосферой и способны вызвать сильные эмоции.
Меня в большую степень интересуют виды мультфильмов по способу создания. Познакомимся с ними более подробно.
1. Рисованная классическая анимация (см. Приложение 3).
2. Перекладная анимация (см. Приложение 4).
3. Живопись на стекле (см. Приложение 5).
4. Кукольная анимация (Приложение 10).
5. Пластилиновая анимация (см. Приложение 6)
6. Компьютерная 2д анимация (см. Приложение 7).
7. 3д анимация (см. Приложение 8).
8. Комбинированная анимация (см. Приложение 9).
9. Другие виды анимации.
Кроме перечисленных видов анимации существуют и другие, например: песочная анимация, лазерная анимация, фотоанимация, игольчатая анимация и т. д.
Из вышеперечисленных мне больше всех понравилась рисованная классическая анимация. Я изучу её технологию и постараюсь создать свой, хотя бы маленький, мультфильм.
§3. Технология создания рисованного мультфильма
Как же создать свой мультфильм? С чего начать? Какие этапы нужны для осуществления задуманного? Постараемся дать ответы на эти вопросы в данном параграфе.
1 этап. Придумайте идею мультфильма
Идея — основа всего проекта. По ней будет выстроен сюжет, сценарий, дизайн персонажей, их реплики — словом, каждый элемент мультика. Для аниматора важно соотнести идею со своими ресурсами и навыками. Например, начинающий специалист без команды и финансирования вряд ли сможет в одиночку создать полнометражный мультфильм.
Вот на что можно ориентироваться при разработке идеи:
Хронометраж. Для пробного мультфильма подойдут короткие истории длительностью до пяти минут. Аниматоры, уверенные в своих силах, могут замахнуться на хронометраж до 25 минут, хотя такие проекты гораздо более трудоёмкие. А полнометражное кино на час и больше лучше оставить профессиональным командам.
Сложность анимации. Начинающему аниматору следует избегать тем, которые требуют высокой детализации. Например, если в мультфильме запланирована эпичная средневековая баталия, придётся анимировать и лошадей, и всадников, притом в огромном количестве. Умножим это на 12–24 кадра в секунду, и вот впереди месяцы кропотливой работы.
Число сцен. Чем меньше сцен в мультике, тем меньше фонов предстоит отрисовывать аниматору, да и сама история получится проще. Например, в 46-секундном ролике ниже действие происходит всего в двух локациях: внутри космического корабля и в открытом космосе. Такой проект прекрасно подойдёт для новичка: не утомит и поможет разобраться в основах анимации.
Этап 2. Напишите сценарий
В ходе проработки сценария абстрактные идеи начнут превращаться в конкретный план действий. Сценарий поможет аниматору наметить сюжет, придумать персонажей и определить, какие события будут с ними происходить.
Чтобы написать сценарий, можно воспользоваться трёхактной структурой. Она разделяет любую историю на три части.
Завязка — здесь зритель знакомится с героями и миром, в котором они находятся.
Конфронтация — герои проходят через испытания и приключения, которые подводят к кульминации.
Развязка — герои побеждают, усваивают полезный урок или просто разрешают конфликт.
Затем каждую часть истории нужно разбить на отдельные сцены. Таким образом аниматор создаёт поэпизодник — «скелет» будущего сценария. На этом этапе он описывает, что происходит в каждой сцене, и намечает диалоги между персонажами.
Когда последовательность событий окончательно выстроится в понятную и увлекательную историю, можно переходить к проработке полноценного сценария. На основе поэпизодника аниматор расширяет описание каждой сцены и дописывает диалоги.
Этап 3. Определитесь с техникой анимации
На основе идеи и сценария аниматор выбирает подходящую технику анимации. Для каждой из них нужны свои инструменты и навыки, поэтому от выбранной техники будет зависеть весь дальнейший процесс.
Можно выделить три основных вида анимации.
Рисованная (2D). Отличается тем, что каждый кадр мультфильма создаётся вручную, — поэтому аниматору нужно уметь хорошо рисовать. Рисованной бывает и анимация на бумаге, и цифровая анимация — в последнем случае её создают в программе.
Софт существенно облегчает и ускоряет процесс: можно копировать персонажей и объекты, перетаскивать их в кадре с помощью встроенных инструментов перемещения и масштабирования. Поэтому большинство 2D-мультиков сегодня созданы на компьютере. Но художники и аниматоры всё равно многое отрисовывают от руки.
Флипбук-анимация тоже относится к рисованной технике. С неё можно начать, когда под рукой нет планшета. Вместо сложного монтажа достаточно снять, как вы перелистываете странички, и сверху наложить простые звуковые эффекты
Покадровая (stop motion). Здесь объекты и персонажи создаются из физических материалов. Это могут быть, например, пластилиновые фигуры или куклы. Их размещают в настоящих декорациях и фотографируют: каждый снимок становится кадром анимации.
Трёхмерная (3D). Персонажи и объекты создаются на компьютере в программах для 3D-моделирования, таких как Blender или Maya. Затем аниматор переходит к риггингу — так называется этап создания ригов 3D-модели, то есть её скелета. Чтобы понять, как это работает, можно сравнить трёхмерного персонажа с марионеткой. В таком случае риги - это проволочная основа, которая скрепляет все части тела.
Поскольку в анимации каждый кадр создан с нуля, перед аниматором стоит задача выстроить понятную картинку, которую зрители легко смогут считать. Поэтому большое значение имеет внешний вид персонажей: яркий дизайн позволяет отличать героев друг от друга.
Один из главных принципов анимации гласит: силуэты персонажей должны быть узнаваемыми. Если мы можем угадать героя только по его силуэту, значит, это хороший дизайн.
Силуэт персонажа также помогает сообщить зрителям детали его характера. В дизайне злодеев не зря много острых углов: по ним зрители с помощью ассоциаций считывают опасность персонажа. А добрый, безобидный герой, наоборот, может состоять из плавных линий и округлых форм. Опираться на эти клише полезно, поскольку благодаря им аниматорам удаётся моментально познакомить зрителей с персонажами и не тратить экранное время на раскрытие характеров. Ведь создание каждой секунды анимации чрезвычайно дорогое и трудоёмкое: чем быстрее зритель уловит суть героя, тем меньше сил, денег и времени потратит аниматор.
В дизайне есть и ограничения: слишком подробная проработка перегружает восприятие. К тому же аниматору будет тяжело уследить за сотней мелких деталей и переносить их из кадра в кадр. Поэтому анимация, особенно рисованная, стремится к простому дизайну.
В визуальном образе персонажа важны следующие элементы дизайна:
Пропорции тела. Герой может быть высоким, с огромными плечами и маленькой головой, как глуповатый качок Кронк из «Похождений императора». Или, наоборот, маленьким и пухлым, как Винни-Пух из советского мультика. В детской анимации часто используют округлые формы, чтобы персонаж выглядел добрее.
Цветовая палитра. Яркие цвета подходят добрым и дружелюбным героям, а тёмные и холодные — злым и подозрительным.
Особенности. Уникальные детали помогают создать узнаваемый дизайн и выделить персонажа среди остального каста. Особенностью может быть интересная причёска, необычная одежда, аксессуары.
Для анимации дизайн персонажа нужно проработать не только «с лица», а вообще со всех сторон. Изображение, на которым герой показан в разных ракурсах, называется модельным листом.
Аниматор может подсматривать в этот документ, чтобы быстро вспомнить, как герой выглядит не только в анфас, но и с других углов. Затем на основе модельного листа художники делают кукол для покадровой анимации или отрисовывают персонажей в 2D и 3D.
Раскадровка, или сториборд, — это последовательность статичных рисунков, которая помогает представить, как будет разворачиваться сюжет мультфильма. В раскадровке аниматоры зарисовывают ключевые события и располагают их в сюжетном порядке, чтобы спланировать конечный мультик.
После раскадровки аниматора ждёт ещё один большой этап работы: аниматик. Так называется упрощённая версия будущего мультфильма, которая состоит из статичных изображений, собранных в видеоряд. Основная задача аниматика — спланировать длительность каждой сцены в зависимости от движения и произносимых фраз. Поэтому, чтобы подготовиться к созданию аниматика, нужно записать озвучку.
Можно записать озвучку самостоятельно, подарив свой голос всем героям, или пригласить стороннего человека поучаствовать в записи. Второй вариант полезен, если в мультфильме много героев, которым нужны разные голоса. Если аниматор соберётся привлекать к озвучке других актёров, нужно прислать им сценарий, — с его помощью они точно воспроизведут каждую реплику. Записывать фразы лучше в несколько подходов, то есть дублей; потом можно выбрать лучший вариант.
Шаг 7. Создайте аниматик
Аниматик нужен, чтобы точнее определить тайминг каждой сцены. Это поможет понять, сколько кадров нужно для неё отрисовать. На этом этапе автор добавляет в изображения раскадровки минимальную анимацию, — около 1–5 кадров в секунду, а затем собирает эти изображения в видеоряд.
Сверху накладывает озвучку и звуковые эффекты, а также синхронизирует с ними кадры — располагает их на таймлайне с учётом длительности движений и фраз.
Фон показывает окружение персонажей, задаёт контекст их действиям, а также помогает зрителю погрузиться в мир мультфильма.
Эта часть процесса самая кропотливая, ведь работа над простейшим движением может занимать десятки часов. Например, пятисекундная анимация того, как персонаж поднимает руку и машет в приветствии, требует отрисовать 60–120 кадров.
На финальном этапе аниматор объединяет все результаты своего труда в цельное видео. Для этого нужно собрать анимацию в последовательный видеоряд, добавить к нему фоны и аудио, а также вставить титры и спецэффекты, — в общем, довести мультфильм до готовности.
Итак, мультфильм готов. Его дальнейшая судьба зависит только от пожеланий автора: можно послать работу на фестиваль или просто выставить на личной страничке в Сети. Главное: теперь я знаю, как создаётся мультфильм.
§4. Как я создавала мультфильмы
И вот я приступила к практической части моей работы.
Для начала нужно было придумать сюжет (это самое основное). Он должен быть динамичным, но не очень сложным для рисования (мои художественные навыки невелики).
Это первый опыт подобного творческого проекта, поэтому я выбрала всего два действующих лица. И подумала, что перемещающийся в пространстве мяч – именно тот оживляющий картинку элемент, который будет являться центром сюжетной композиции. Герои будут изображены «графично». Это упрощает работу художника-мультипликатора. Ведь в итоге нужно будет сделать не один десяток картинок.
При создании «мультика на блокноте» нужно выбрать блокнот, соответствующий нескольким критериям.
1. Небольшой размер, чтобы было удобно перелистывать кадры пальцами кисти.
2. Листы бумаги должны быть достаточно прозрачны, ведь каждый последующий кадр будет рисоваться на основе предыдущего …
3. Плотность листов имеет большое значение для скоростной смены изображений. Слишком тонкие листы страницы будут прилипать друг другу, при этом потеряется плавность движения объектов. А толстые затормозят процесс перелистывания.
4. Не следует забывать и о количестве страниц. От этого зависит длительность фильма.
Чем рисовать - тоже имеет значение. Сначала для яркости, я хотела выбрать маркер или фломастер. Это была плохая идея, т.к. просачивающаяся краска с нового листа, пачкает уже готовую картинку. Карандашами получается бледное изображение, что нехарактерно для зрелищной мультипликации. Мой, выбранный опытным путем, вариант для данного проекта – гелевая ручка.
Сразу рисовать «чистовой» вид не удастся. Необходим подготовительный этап работы - создание эскиза. Не сразу получается нарисовать то, что видится в воображении.
Как только «рука набита», можно начинать!
Внимание! Тут важно не перепутать: первый кадр рисуется на самой последней странице. Это будет отправная точка.
Дальше – дело техники и продуманности режиссерского замысла.
Следует обвести очень точно те элементы, которые остаются статичны и чуточку изменить те линии, что отвечают за процесс движения. Чем минимальней изменения, тем плавнее и естественней получится результат.
Я обратила внимание не только на движение рук и ног героев. Но и на мимику лица. Главный герой грустный в самом начале, переживает несколько смен эмоций. Для этого я меняла положение бровей, губ, форму глаз.
Чтобы создать эффект удара по мячу, линиями я обозначила место соприкосновения с ногой и его дальнейшее направление полета.
По моей задумке второй герой появляется чуть позже, как бы входя в кадр со стороны. И тут грустное лицо главного героя меняется на улыбчивое.
Все мы знаем, что без музыкального сопровождения не будет законченного художественного варианта. Музыка отвечает за определённый эмоциональный настрой. Можно было взять уже готовую мелодию, но мне захотелось и в этой части работы проявить креатив, не только сочинив мелодию, но и самостоятельно ее исполнив.
Получается, что я и сценарист, и режиссер, художник-мультипликатор, композитор и исполнитель.
Это очень увлекательный процесс – создание мультфильма!
Но нужно быть готовым к тому, что потребуется много времени, терпения, фантазии, чтобы получит конечный результат. Зато как приятно видеть реакцию зрителей! Равнодушных нет!
Хотя, если времени мало, а порадовать и удивить друзей желание есть, можно создать «экспресс-вариант».
Всего два рисунка… и мини-мультик готов! Процесс создания нарисованного собственными руками мультипликационного сюжета можно посмотреть в Приложении 1.
Требования к материалам те же, что и для «блокнотной» анимации.
Только из процесса убираются промежуточные рисунки. Только первый и последний кадры движения. Отодвигая в сторону вторую страницу рукой, нужно быстро возвратить ее на место, повторяя алгоритм этого действия многократно. И вот уже мой герой весело машет руками и ногами!
В наш век цифровых технологий можно заменить блокнот на экран смартфона, выбрав подходящую программу для создания самых простых рисованных мультфильмов. Технология очень похожа. Только программа уже в виде бледного рисунка дает изображение предыдущего кадра. Это очень удобно. Хотя есть и свои нюансы.
Рисовать, водя пальцем по экрану, неудобно. Изображение получается неровным. В качестве «кисточки» стоит воспользоваться стилусом. Но и тут есть свои в буквальном смысле «тонкости». Экран телефона небольшой. Лучше работать на увеличенном «разрешении», детализировав изображение. Для четкости и ровности можно воспользоваться готовыми шаблонами (линиями, кругами).
В программе заложены варианты статичного фона, на котором будет разворачиваться действие, что очень удобно… не нужно тратить время на этот пункт создания. В Приложении 2 можно увидеть, как я создаю вариант мультфильма с помощью специальной программы.
Поможет программа и в музыкальном сопровождении. Можно выбрать подходящую мелодию из списка имеющихся.
Не стоит забывать про стандартное оформление титров в начале и финале мультфильма. Яркое название определяет тематику, а слово «конец» в финале - готовит нас к завершению сеанса просмотра!
И пусть мультик длится всего несколько секунд, свою художественную задачу он выполнил: удивление и восхищение зрителей бесспорно проявятся!
Заключение
В результате моего творческого проекта мне удалось добиться практического результата. Но без знания теоретических основ мне было бы гораздо сложнее освоить начальные навыки мультипликации. В ходе исследования я выяснила, какие виды анимации бывают, а также какие этапы должны быть пройдены для создания простейших мультипликационных зарисовок.
Создание мультфильмов – это, оказывается, большой творческий процесс, требующих больших усилий, т.к. это очень трудоёмкий процесс. Чтобы получилась картинка, нужно продумать множество нюансов.
Кропотливая работа меня не испугала, и мне удалось создать свой первый мультфильм. Причём я попробовала и нарисованный своими руками элемент мультипликации, а впоследствии сделала сюжет с помощью специально программы на компьютере.
Мультипликационные технологии открывают бесконечные возможности для реализации творческих идей. Освоив техническую сторону создания мультфильмов, мне хочется наполнить свои сюжеты хорошим познавательным содержанием. Мне нужно хорошо продумать, о чём будет моя следующая мультипликационная работа. Также мне хочется освоить и другие виды анимации.
Я хочу рассказать об открытии для себя мультипликационных технологий своим друзьям и одноклассникам. Думаю, что им тоже будет интересно узнать, какие бывают и как создаются анимационные фильмы.
В заключение исследования нужно сказать, что цель проекта достигнута, все заявленные задачи выполнены.
Список литературы
Иванова Ю. Н. «Мультфильмы. Секреты анимации». 2-е изд. Москва: Настя и Никита, 2022.
Митрохин В. «Мультидетство: умножение возможностей: советы начинающему режиссёру-мультипликатору». Обруч: дошкольное и начальное образование, 2016
Рачкова Л. В. «Самодельная детская мультипликация во внеурочной деятельности педагога-библиотекаря». Школьная библиотека сегодня и завтра, 2023.
Тюшева Н. А. «Хочешь сделать мультфильм? Делай!». Современная библиотека, 2019.
Уильяс Р. «Аниматор: набор для выживания: секреты и методы создания анимации, 3D-графики и компьютерных игр». Москва: ЭКСМО, 2019.
Электронные источники
https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2413364-chto-oznachaet-slovo-multiplikacija-pochemu-multiplikacionnye-filmy.html
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/view.php?id=60617
Приложение 1. Создание мультфильма «ручным» способом
Приложение 2. Создание мультфильма с помощью цифровыхтехнологий
Приложение 3.
Рисованная анимация
Один из самых интересных и распространенных видов анимации. Классическую анимацию делают, рисуя на прозрачной пленке (или кальке) каждый отдельный кадр. Затем эти кадры собирают в специальной программе монтажа.
Приложение 4.
Перекладная анимация
Старейший вид анимации. Суть этого вида анимации в том, что нарисованный на картоне или бумаге объект режется на отдельные кусочки и эти кусочки передвигаются (перекладываются) от кадра к кадру. Отсюда и название - перекладка! Многие считают такую анимацию примитивной, но в умелых руках такие мультфильмы могут получиться очень интересными. Одним из самых ярких примеров перекладной анимации можно смело назвать мультфильм "Ежик в Тумане" режиссера Юрия Норштейна.
Приложение 5.
Живопись на стекле
Суть такой анимации в рисовании масляными красками по стеклу. Каждый кадр при этом - это живописная картина, которая видоизменяется мазками художника. Ярким примером такой анимации является произведение Александра Петрова "Старик и море", которое было удостоено премией "Оскар".
Приложение 6
Пластилиновая анимация
Название пластилиновая анимация говорит само за себя. Пластилиновая анимация вышла из кукольной анимации и стала популярной в России после появления мультфильмов "Падал прошлогодний снег" режиссера Александра Татарского.
Приложение 7
Компьютерная анимация
На смену старым видам анимации приходят новые. Компьютерную 2д анимацию принято называть Flash анимацией и это не совсем верно. Flash - это только одна программа.
Приложение 8
3d анимация
3д анимация - вид мультипликации созданный на базе компьютерных 3д программ. Это самый молодой и самый перспективны вид анимации. С развитием компьютерных технологий стало возможным не только рисовать графику и анимацию в двухмерной плоскости (2д анимация), но и оживлять трехмерные формы.
Приложение 9
Комбинированная анимация
Комбинированная анимация - это совмещение любого из видов анимации с видеофильмом. Ранними примерами такой анимации могут быть: фильм "Кто подставил кролика Роджера", мультфильм "Приключение Капитана Врунгеля" и т. д. С развитием 3д технологии и компьютерных спецэффектов этот вид анимации встречается в художественных фильмах все чаще и чаще. Основной особенностью современной комбинированной анимация заключается в ее полной реалистичности.
Приложение 10. Кукольная анимация
Все куклы и декорации в кукольной анимации изготавливаются вручную, что делает ее такой же дорогой, как и классическая анимация. Тем не менее такой вид анимации очень популярен даже сегодня (несмотря на распространение компьютерной 3д анимации).