ВВЕДЕНИЕ
Я рад, что кубик дошёл до новых поколений,
которые встретили его свежим удивлением,
любопытством и энтузиазмом»
Э. Рубик
Исследуемая проблема: в настоящее время происходит перенасыщение современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили ее поток, в связи с этим подростки совсем забросили «живые» игры, в том числе и головоломки. При этом дети и молодёжь нуждаются в постоянном развитии мозга и дополнительной интеллектуальной нагрузке. Такая нагрузка может быть не похожей на учебные занятия или чтение, не требующей траты времени на посещение курсов или занятий.
Кубик Рубика считается универсальным и доступным способом для развития мозга человека. Чтобы стать кубером нужно иметь кубик Рубика и изучить несколько формул по сборке. Тренировки можно проводить в любое свободное время. Сборка кубика Рубика развивает редкие навыки: логическое и пространственное мышление, способности планировать и прогнозировать, развивает мелкую моторику рук, способности создавать алгоритмы, принимать решения быстро и запоминать большое количество информации.
В данном исследовании я постараюсь изучить и проанализировать применение кубика Рубика еще и в творческом направлении – создании картин.
Актуальность данной темы замечательно сформулировал Лев Семенович Выготский, советский психолог: «творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» [1].
Рабочая гипотеза: необычное «рисование» с помощью кубика Рубика с большей вероятностью привлечет к нему внимание.
Объект исследования: кубик Рубика.
Предмет исследования: «рубикубизм» как вид творчества и организации досуга.
Цель исследования: изучение и популяризация «рубикубизма» как интеллектуального вида досуга и развития.
Задачи исследования:
-проанализировать доступную информацию о кубике Рубика и технике рубикубизма;
-провести анкетирование школьников;
-сформировать у сверстников знания основных формул в кубике Рубика (правый Пиф Паф);
-обучить детей и подростков приемам создания панно в технике «art of cubing»;
-увеличить в МБОУ «Гимназии № 1» сообщество любителей головоломок Рубика (куберов);
-подготовить необходимые материалы и предметы для создания собственной картины из кубиков Рубика;
-создать рабочий эскиз будущей картины;
-создать собственную картину из кубиков Рубика;
-проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
Теоретические методы:
1.Анализ источников по теме работы
2.Анкетирование
Практические методы:
1.Проведение мастер классов по обучению сверстников сборке кубика Рубика
2.Создание собственной картины из кубиков Рубика
КТО ПРИДУМАЛ КУБИК РУБИКА: С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
История возникновения кубика Рубика уходит в 70-е годы прошлого столетия.
Эрнё Рубик, автор головоломки, не был математиком или ученым. В 1970-х годах он занимался архитектурой и учил студентов в венгерском университете. Первый кубик Рубика задумывался как обучающий инструмент, чтобы помочь студентам, понять трёхмерные объекты, фактически первоначальная цель Рубика заключалась в решении проблемы структурного перемещения независимых частей [2]. Он потратил месяцы на то, чтобы создать из 27 деревянных элементов, бумаги, резинок, скрепок и клея прототип куба. Свое изобретение Рубик назвал Bűvös Kocka (Бувош Коцка) «магическим кубом». Перед тем как кубик приобрел свои знаменитые шесть цветов, Эрнё испробовал множество других вариантов оформления: «раскраску» из цифр или картинок, но все это было не то. Он и не подозревал, что его «магический кубик» станет одной из самых известных головоломок в мире всех времен! В 1974 году работа над созданием кубика была завершена, сразу же всем стала очевидна особенность кубика Рубика. Поначалу профессор не был уверен, что головоломку когда-то получиться разгадать. Однако спустя месяц он понял, как решить собственную загадку. Как только игрушку удалось «взломать», Рубик подал заявку на оформление патента изделия. Спустя год после того, как его придумал, Эрне Рубик получил патент на свое изобретение.
КАК УСТРОЕН КУБИК РУБИКА
Кубик Рубика это сложно устроенная, объемная головоломка, представляющая собой стереотипный механизм в виде пластмассового куба, размером 3 на 3 квадрата. Одна грань кубика состоит из девяти квадратов (всего в головоломке 54 квадрата и 6 граней) и имеет свой отдельный цвет. Стандартный кубик Рубика имеет размеры 5,6 сантиметра. Классические цвета кубика Рубика - синий, белый, красный, зеленый, желтый, оранжевый. Расположены грани следующим образом: белый напротив желтого, красный напротив оранжевого, синий напротив зеленого. Собрать кубик Рубика - значит путем поворота граней куба, добиться того, чтобы каждая сторона состояла из граней одного цвета [3].
Математики подсчитали, что число всех возможных положений граней у кубика равно 43 252 003 274 489 856 000. Читается это так: 43 квинтиллиона 252 квадриллиона 3 триллиона 274 миллиарда 489 миллионов 856 тысяч.
В настоящее время существует несколько вариантов внутреннего механизма: классический, в виде крестовины; усовершенствованный, в виде сферы, что влияет на скорость сборки [4].
Усовершенствованный механизм кубика Рубика, в отличие от классического, позволяет кубику крутится более плавно, мягче и при этом точнее. Благодаря новому механизму, теперь кубик Рубика «режет углы». Это означает, что даже если в процессе сборки какая-то из сторон кубика оказалась, не повернута до конца, то поворот другой стороны, пересекающей эту, довернет сторону.
С каждым годом улучшается внешний вид кубика и совершенствуется внутренний механизм. В некоторых моделях для улучшения скольжения внутренняя поверхность выполнена в виде пчелиных сот, а вместо сжатой пружины здесь используются два отталкивающихся магнита. Система магнитной левитации делает кубик фантастически быстрым, а также убирает лишние звуки пружин. Кубик напичкан магнитами - 88 штук. Они усиливают эффект автоматического доворота граней.
КУБИКИ РУБИКА КАК АРТ-ОБЪЕКТЫ
Кубик Рубика всегда давал много вдохновения для творческих людей и притягивал к себе внимание. Изобретение венгерского скульптора и профессора архитекторы Эрнё Рубика прочно закрепилось в массовой культуре и нашло своё отражение во всех сферах, включая архитектуру, скульптуру и искусство [5]. Так в Китае на территории города Ханчжоу появился собственный кубик Рубика – дом, высотой более 80 метров. Авторы проекта решили использовать концепцию известной во всем мире головоломки и построили здание, где каждый отдельный блок «кубика» имеет размеры 9 на 9 метров (Приложение 1.Рис. 1)
Так же в Китае в 2020 году, в международном туристическом курорте Моган-Маунтин, архитекторы в качестве источника вдохновения взяли общеизвестный символ - кубика Рубика и создали необычный отель Cube Hotel (Приложение 1. Рис.2).
В 1980-е годы в искусстве появилось направление под названием «кубизм Рубика» или «Рубикубизм» - это создание картин и, даже, скульптур при помощи кубиков Рубика, уложенных в определенном порядке.
Французский художник Франк Слама занимается таким творчеством не первый год, он считается основателем и главным представителем такого жанра. Первые творения, которые можно назвать народным искусством из кубиков Рубика, были изображениями персонажей ранней восьмибитной компьютерной игры таких, как оцифрованные инопланетные враги из игры Space Invaders (Приложение 1. Рис. 3).
Среди его работ можно увидеть «рубокопии» мировых шедевров живописи, такие как портрет Моны Лизы (Приложение 1. Рис. 4), а также портреты киногероев (Приложение 1. Рис. 5) или некоторые знаменитые альбомные обложки известных музыкантов и их портреты (Приложение 1. Рис.6).
На всякий случай, если вы не узнали этих людей, начиная с левого края: портрет Моны Лизы, Джин Симмонс из музыкальной группы Kiss, Джек Николсон из фильма сияние и Франкенштейн.
Кому-то может показаться, будто эти картины просто сделаны из пикселей и не более того, но понятно, что за их созданием стоит огромный труд. Художник использует кубики, которых очень и очень много, как кисть - словно рисует все линии, их которых потом получаются картины. При этом цветов в арсенале творца не так много - всего шесть, для картины это крайне мало. Вот и кажется, что лица и фигуры выполнены словно из пикселей.
Франк Слама не единственный художник, создающий произведения искусства из кубиков Рубика. Робби Маккинон, электрик из Торонто, создал многие из своих так называемых кубических работ (Приложение 1. Рис. 7).
А.Маслов из Иваново, будучи восьмиклассником, превратил своё увлечение по скоростной сборке кубика Рубика в искусство и дважды стал рекордсменом Книги рекордов Гиннесса [6]. Наибольшую популярность у пользователей соцсетей получил его портрет Юрия Гагарина (Приложение 1. Рис.8).
Также А.Маслов собирает из кубиков Рубика шедевры старых мастеров, картины авангардистов и портреты звёзд, среди которых Виктор Цой, Андрей Тарковский, Диего Марадона, The Beatles, Илон Маск и многие другие (Приложение 1.Рис.9).
Самую большую двустороннюю мозаику из кубиков Рубика – размером с футбольные ворота и площадью 15,86 кв. – школьник собрал за два дня в арт-пространстве, расположенном на железнодорожном вокзале Иванова. Это мозаика в 2021 году вошла в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая двусторонняя мозаика из кубиков Рубика.
Тринадцатилетняя М. Шаболтаева выиграла всероссийский турнир по ментальной арифметике и имеет 150 учеников. С лёгкой маминой руки кубиком Рубика девочка увлеклась ещё в 9 лет, и сейчас с его помощью создаёт портреты знаменитостей. На свой первый портрет она потратила 4 часа, а её личный рекорд - портрет, выполненный за час из 400 кубиков (Приложение 1. Рис.10).
А 9-летний американский мальчик с дислексией, своим творчеством доказал всему миру, что люди с этой болезнью могут быть талантливы в другом. Он путает слова и слоги, ему трудно учиться, но он создал прекрасный портрет на полу из комбинаций 750 кубиков (Приложение 1. Рис.11).
А знаете, какая картина из кубиков самая большая в мире? Это береговая линия в Макао (Китай), на ней изображены все достопримечательности города, увидеть их можно с моря.
Над её созданием более недели трудилась команда из 20 человек канадской студии Cube Works Studio. Картина вошла в книгу рекордов Гиннеса и состоит из 85 тысяч кубиков. Её высота 4 метра, а длинна 61 (Приложение 1. Рис.12,13).
АНКЕТИРОВАНИЕ УЧЕНИКОВ 7-8 КЛАССОВ
Среди обучающихся 4-8 классов МБДОУ «Гимназия № 1» города Ханты-Мансийска был проведен опрос - знают ли они, что с помощью головоломки Рубика можно создавать картины.
В опросе участвовали ученики 7-8 классов. Всего 23 человека.
Всем ученикам я задала 5 вопросов:
1) Знаешь ли ты - что такое кубик Рубика?
2) Есть ли у тебя кубик Рубика?
3) Можешь ли ты собрать полностью одну грань?
4) Знаешь ли ты, что такое «рубикубизм»?
5) Хотел бы ты попробовать создать свою картину из кубиков Рубика?
Данные по опросу я внесла в таблицу и представила в диаграмме (Приложение 2).
Первый вопрос дал 100% утвердительный результат, что говорит о том, что абсолютно все дети в возрасте 13-15 лет, уже знакомы с этой головоломкой. По второму вопросу меньше половины опрошенных 39 % имеет у себя кубик Рубика. 61 % респондентов так или иначе могут справиться с головоломкой, собрав одну грань. Из 4 вопроса мы видим, что меньшая часть детей, 23%, знают о картинах, созданных с помощью кубика, и в 5 вопросе, 87 % хотели бы тоже научиться их собирать. Мне кажется это хорошие результаты, из этого можно сделать выводы, что большинство детей интересуется творчеством и искусством.
ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР КЛАССОВ ПО СБОРКЕ КУБИКА РУБИКА С ОДНОКЛАССНИКАМИ
Я провела мастер-класс по сборке кубика, познакомила с основными формулами в кубике Рубика. Некоторые мои одноклассницы освоили скоростную сборку кубика, что очень помогает в командном соревновании по созданию мозаики из кубиков. Есть и такие школьники (знакомые, друзья, родственники), которые приобрели себе кубики, и мы вместе собираемся, учим и учимся друг у друга. Эти занятия очень увлекательны, они развивают логическое мышление, пространственное воображение.
Четверым моим знакомым удалось улучшить свои результаты по сборки одной грани:
мой рекорд – 30 сек;
Алена С. - 32 сек;
Ириней Р.- 35 сек;
Маша В. - 43 сек;
Соня Н.- 31 сек.
Они могут стать потенциальными участниками возможных командных соревнований по сборке картин в гимназии.
СБОРКА СОБСТВЕННОЙ КАРТИНЫ ИЗ КУБИКОВ РУБИКА
Вдохновившись увиденными работами, я решила собрать собственную картину. В процессе поиска информации о создании мозаики из нескольких кубиков Рубика, я узнала, что существует специальные программы обработки изображений на компьютере. В неё загружается фотография или рисунок будущей мозаики, указывается предполагаемое количество кубиков и цвета граней, после чего программа выдаёт пиксельное изображение, где каждый пиксель соответствует маленькому делению кубика. Так, 324 пикселя это 36 кубиков по 9 ячеек в каждом, 900 пикселей это 100 кубиков, 3600 пикселей это 400 кубиков.
Но так как кубиков 3х3, у меня первоначально было всего 25 штук, я решила придумать рисунок сама (Приложение 3. Рис.14). На листе, я сделала образец и уже по нему собрала первую мозаику (Приложение 3. Рис. 15).
Мое увлечение поддержали близки и родные и подарили набор Gan Mosaic Cubes из 100 кубиков. Для своей следующей мозаики я выбрала эмблему образовательной организации, в которой обучаюсь (Приложение 3. Рис.16).
Загрузив изображение в компьютерную программу cubingrf.org/mosaicbuilding и указав предполагаемое количество кубиков, программа мне выдала несколько вариантов изображения (Приложение 3.Рис.17):
В результате творческого преобразования, у меня получилась отличная мозаика (Приложение 3. Рис.18).
Работа включает 100 кубиков Рубика, выполнена за 1 час 37 минут.
Увидев эмблему гимназии в технике рубикубизма, мои одноклассники явно заинтересовались этим занятием и тоже пожелали поучаствовать в сборке какой-нибудь композиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы была собрана и обобщена информация о технологии «рубикубизм».
Появилась возможность проявить собственное творческое видение процесса, создать собственные мозаики, в которых воплотился творческий замысел.
В результате проведенных мастер-классов 18 сверстников из моих друзей и одноклассников познакомились с основными формулами в кубике Рубика, четверо из них освоили скоростную сборку кубика. В классе я нашла единомышленников, трое одноклассников приобрели себе кубики и мы вместе собираемся, учим и учимся друг у друга. Создание собственной композиции в технике «рубикубизма» явно привлекло внимание моих одноклассников к данному виду творчества и досуга.
Цель работы достигнута, гипотеза подтверждена: польза необычного «рисования» с помощью кубика Рубика очевидна: оно дает толчок развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы проявлению индивидуальности, вселяет уверенность в свое умение, веру в то, что дети очень просто могут стать художниками и творить чудеса не только на бумаге. Это то, что так необходимо в нашем современном мире.
Рубикубизм очень похож на пиксельную графику, которая очень популярна среди школьников благодаря таким играм как Майнкрафт и Роблокс. Эта техника «рисования» со временем может стать популярной и у нас в городе как один из видов интеллектуального досуга.
Однако, увлечение это затратное. Хороший набор из 100 кубиков Рубика стоит от 8000 до 13000 рублей, а для приличного портрета потребуется в 4 раза больше. Нужна помощь образовательной организации или других лиц, заинтересованных в развитии редкого интеллектуального вида досуга школьников, возможно – грантовая поддержка.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты исследования на первых порах планирую использовать для организации досуга и интеллектуально-творческих конкурсов в МБОУ «Гимназия №1». В случае привлечения внимания к теме «рубикубизма» спонсоров – возможно данный вид творчества и досуга станет более популярен среди подростков и молодежи города Ханты-Мансийска.
Закончить свою работу я бы хотела словами создателя одноименного кубика, Эрнё Рубика: «людям нравится его красота, простота и форма. Это на самом деле не головоломка или игрушка. Это произведение искусства».
ИСТОЧНИКИ
Андрианова В.А. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА В РАБОТАХ Л. С. ВЫГОТСКОГО // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2017/article/2017031981">https://scienceforum.ru/2017/article/2017031981</a> (дата обращения: 17.04.2025 ).</p>
Игрушка, над которой гении ломали головы: кто и как изобрел знаменитый кубик Рубика.: https://www.techinsider.ru/popmem/1608061-igrushka-nad-kotoroi-genii-lomali-golovy-kto-i-kak-izobrel-znamenityi-kubik-rubika/ Дата обращения: 01.04.2025.
Кубик Рубика.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BA_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BA%D0%B0 Дата обращения: 02.04.2025.
Зайцев, А. А. Механика кубика Рубика / А. А. Зайцев, М. Л. Сайфуллина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. - 2019. - № 4 (24). - С. 56-61. - URL: https://moluch.ru/young/archive/24/1422/
Картины из кубиков Рубика.: https://cccstore.ru/blog/articles/kartiny-iz-kubikov-rubika/ Дата обращения: 08.04.2025
В 14 лет Андрей Маслов ставит рекорды и создаёт картины с помощью кубика Рубика.: https://www.gazetametro.ru/articles/v-14-let-andrej-maslov-stavit-rekordy-i-sozdaet-kartiny-s-pomoschju-kubika-rubika-18-05-2022?ysclid=m9ffz3byxh552410527 Дата обращения: 08.04.2025
Приложение 1
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Рис.1. кубик Рубика – дом, Ханчжоу, Китай
Рис.2. Отель Cube Hotel, Моган-Маунтин, Китай
Рис. 3. Рис. 4.
Рис.5
Рис.6. Лицевая обложка Michael Jackson
Рис.8
Рис.9
Рис.10
Рис.11
Рис.12
Рис.13
Приложение 2
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
№ вопроса Вариант ответа |
1.Знаешь ли ты, что такое кубик Рубика? |
2. Есть ли у тебя кубик Рубика? |
3. Можешь ли ты собрать полностью одну грань? |
4. Знаешь ли ты, что такое «рубикубизм»? |
5. Хотел бы ты попробовать создать свою картину из кубиков Рубика? |
Да |
23 |
9 |
14 |
5 |
20 |
Нет |
0 |
14 |
9 |
18 |
3 |
Приложение 3
ЭСКИЗЫ И ФОТОГРАФИИ СОБСТВЕННЫХ РАБОТ
Рис. 14 Рис.15
Рис. 16.
Рис.17
Рис. 18