Создание книги-панорамы на основе исследования технологии изготовления объемных книжных изображений. Название: «Я здесь живу»

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание книги-панорамы на основе исследования технологии изготовления объемных книжных изображений. Название: «Я здесь живу»

Краковская С.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
Краковская В.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растем,

И берёзки у дороги.

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

В. Степанова.

Я живу в нашем очень красивом городе Нижневартовске. Обычно каждый год мы едем в отпуск отдыхать. Иногда мы гостим у родственников, которые живут на так называемой «большой земле». Они с любопытством, интересом и удивлением спрашивают и слушают о том, как мы живем в нашем северном крае, в нашем городе.

И вот я решила проиллюстрировать свой рассказ о том, где я живу. Но иллюстрации должны быть не обычными, а например с поднимающимися, «всплывающими» изображениями. Для этого необходимо узнать, как это делается, попробовать на сколько это доступно и возможно выполнить своими руками. И мы приступили к поиску необходимой информации в интернет ресурсах.

Актуальность данной темы в том, что сейчас проявляется большой интерес к индивидуальному творчеству, ценится ручная работа, уникальность и персонализация изделий, а любовь к родным местам, родному краю чрезвычайно важный вопрос для каждого человека.

Результаты нашей работы позволят выяснить, возможно, ли создать книгу-панораму « Я здесь живу» по технологическим приемам изготовления объемных книжных изображений.

Объект исследования - «всплывающие» механизмы, делающие иллюстрацию интерактивной.

Предмет исследования – процесс создания панорамных иллюстраций.

Проблемный вопрос – Возможно ли использовать приемы и технологию изготовления объемных книжных изображений для создания книжки - панорамы: «Я здесь живу»?

Гипотеза: Если исследовать приемы и технологию изготовления объемных книжных изображений, то с их помощью можно создать интерактивные иллюстрации для книжки-панорамы: «Я здесь живу».

Цель – создание книги-панорамы: «Я здесь живу» на основе исследования приемов и технологий изготовления объемных книжных изображений.

В соответствии с поставленной целью определены задачи:

1. Найти и проанализировать материал на данную тему.

2. Провести практический опыт по изготовлению «всплывающих» конструкций.

3. Использовать технологические процессы интерактивных механизмов для панорамных иллюстраций.

4. Изготовить панорамные иллюстрации.

5. Создать книжку-панораму на тему: «Я здесь живу».

Методы исследования:

• Теоретический анализ литературы и материалов сети интернет.

• Наблюдение, сравнение, фотографирование.

• Анализ проделанной работы.

Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1. История возникновения панорамных книг.

Приступив к изучению необходимого для моего исследования материала, я узнала, что технология по созданию подвижных объемных иллюстраций называется pop-up искусством. В переводе с английского означает «выпрыгивающий», «выскакивающий», «выплывающий». Это искусство создания из бумаги 3D изображений с механизмами, благодаря которым при открытии странички изображения выдвигаются вперёд или вверх и становятся объёмными, а при закрытии – складываются и становятся плоскими. Книги с такими страничками, это книги-панорамы. Открываешь ее, и «вырастает» 3D-конструкция.

Это искусство имеет очень давнюю историю. Можно выделить три этапа развития объемных панорамных книжных конструкций:

1) 13 - 18 вв. – первые эксперименты по созданию подвижных объемных иллюстраций в книгах в основном в научных изданиях для демонстрации результатов исследований и опытов (см. приложение рис.1);

2) 19 – начало 20 вв. – объемные подвижные иллюстрации распространяются в другие области книгопечатания, в том числе и в детские книги (см. приложение рис.2);

3) 20 - начало 21 вв. – активное применение подвижных объемных иллюстраций в открытках, рекламе, модных каталогах, архитектурных журналах, авторских книгах (см. приложение рис.3).

В 13 в. английский художник и историк Мэтью Пэрис вклеил в книгу складную карту и сконструировал вращающиеся схемы. Раймонд Луллий – каталонский философ, впервые применил подвижные бумажные части на основе дискового механизма. В 14 в. начали применять механизм, который позволял открывать слой за слоем новые картинки. Его часто использовали при издании анатомических книг. В 18 в. стали издаваться детские книги с различными движущимися элементами. В 19 в. книги с движущимися бумажными элементами стали продавать повсюду. Издавались они, в основном, в Германии и в Англии.

1.2.. Интерактивная бумажная иллюстрация в России

В XX в. в СССР книжки-панорамы выпускало издательство «Малыш».

В Советском Союзе у книг-панорам была своя история. Волшебную книгу для детей придумала Л.Майорова – художник Театра кукол имени С. В. Образцова, которая поначалу работала на ставке уборщицы и мастерила игрушки. В нашей стране сейчас наиболее известны два человека занимающиеся бумажной инженерией. Это архитектор, художник-конструктор, руководитель российской школы «Pop-up» Н. Немзер и художник Е. Козейкина. В своих школах они проводят платные мастер-классы. Профессия людей, создающих объемные иллюстрации в книгах, называется «инженер-дизайнер объемных книжных изображений».

В настоящее время технологии объемных изображений из бумаги и картона активно развиваются, этому способствуют развитие технического прогресса (появление режущих плоттеров, 3D-печати) и характерная для современного общества тяга к уникальности, ручной работе, персонализации изделий. Авторы, работающие в этой технике, охватывают как развлекательное, так и научно-познавательное направление. Интерактивная бумажная иллюстрация прошла долгий путь становления и развития в общемировой культуре. В процессе становления панорамные книги как носили научный, философский, образовательный характер, так и представляли собой развлекательные, игровые, детские издания. Научные издания предшествовали в историческом развитии развлекательным, однако в настоящее время последние превалируют.

2. Практическое исследование.

2.1. Материалы и инструменты.

Для изготовления запланированных мною иллюстраций, я приготовила следующие материалы и инструменты:

Картон и бумага разной плотности, клей карандашный и ПВА, краски акварельные, фломастеры, цветные карандаши, биговку для выполнения качественного сгиба, ножницы — для резания деталей разных размеров и материалов, карандаш простой, линейка, канцелярский резак.

2.2. Технология изготовления объемных книжных изображений.

В поисках информации я узнала, что есть много разных механизмов и конструкций для того, чтобы при открытии странички изображение становилось объемным, а при закрытии приобретало плоскую форму. Поэтому я решила на данном этапе своей работы исследовать те конструкции, которые смогу применить для своих панорамных иллюстраций на тему: «Я здесь живу». Наше внимание привлекли видео мастер-классы Д. Бирмингема. Развитие технического прогресса даёт возможность в видео мастер-классах включать автоматический перевод. Это очень помогло в ознакомлении с необходимой информацией.

Основные технологические приемы, которые используются при создании объемных иллюстраций: вырезание, биговка, сгибание, склеивание. 

Основные этапы создания объемной иллюстрации: замысел, выбор оптимальных конструкций, выбор материалов, моделирование макетным методом и уточнение размеров и количества деталей, создание макета иллюстрации и деталировка, раскрой деталей, подготовка деталей к сборке, сборка, декорирование.

Замысел. Сначала мне нужно продумать, о чем больше всего мне хочется рассказать людям, которые не знают нашего города. Моему городу Нижневартовску в этом году исполнилось 52 года. Город окружают бескрайние просторы тайги. А округ наш Ханты-Мансийский. Название такое, потому, что коренные жители нашего края ханты и манси. А самые большие впечатления у меня остались от праздника, который по традиции проводится в нашем городе, это фестиваль «Самотлорские ночи». Летом, когда и ночью все видно, несколько дней по всему городу проходят концерты, мастер-классы, конкурсы и всевозможные необычайно красивые и интересные мероприятия. Все люди выходят взрослые и дети и бабушки и дедушки. А самый массовый праздник в рамках этого фестиваля - «Дружба народов» проходит на улице под таким же названием «Дружба народов». Где видно насколько наш город многонациональный (см. приложение рис.8). После анализа этих данных хочется сказать:

«Народы – как одна семья, хотя язык их разный.

Все дочери и сыновья моей страны прекрасной». (Н. Забила)

Это замысел моих панорамных иллюстрации. Книга будет иметь название: «Я здесь живу». Пока первые странички: «Нижневартовску 52», «Стойбище оленеводов», «Самотлорские ночи. Дружба народов» (см. приложение рис.9).

Выбор оптимальных конструкций.

Попробую использовать и выполнить не сложные объемные конструкции, так как не имею достаточных умений и навыков, и обязательно сначала поупражняюсь.

В результате изучения и анализа информации про объемные иллюстрации можно сделать вывод, что все конструкции делятся на объемные и плоские. Объемные между собой делятся на конструкции, раскрывающиеся на 90°. и 180°, которые в свою очередь делятся на простые и сложные. Мне хочется, чтобы мои странички открывались на 180°. Поэтому я начинаю исследовать V – образную объемную конструкцию, раскрывающуюся на180°. (см. приложение рис.10)

Исследовав и смоделировав макетным методом выбранные конструкции, которые буду использовать в своей работе, делаю вывод, что меняя угол приклеивания конструкции, разворот этого угла и угол основания конструкции, можно получить много разных объемных форм.

2.3. Изготовление панорамных страничек.

2.3.1. Моделирование макетным методом

Сначала делаю макетным методом V-образную конструкцию, проверяю, как она работает. Использую плотную бумагу с альбома для рисования. Складываем альбомный лист пополам. Это будет основа для конструкции. Следующий лист также сложим пополам. Чтобы сгибы были четкими, продавливаем их биговкой. Второй лист уже будет поднимающейся конструкцией. Для этого перпендикулярно к сгибу отмеряем полоску 1 сантиметр, также продавливаем по линии. Это клапан для приклеивания конструкции. Приклеиваем к основе так, чтобы линия сгиба на основе и конструкции совпадали. Если приклеить ровно, конструкция не работает. Поэтому пробуем клеить движущийся элемент под разными углами. Теперь работает. Делаю вывод, что название V-конструкция и буква V это обозначение угла, который обязательный для данной технологии.

Когда страничку закрыли, поднимающийся элемент сильно выступал за её границы (см. приложение рис.11). Лишнее отрезала. Отсюда можно сделать вывод, что перед тем, как выполнять изображения на выбранной конструкции, необходимо проверить путем складывания, «примерки» и только потом создавать изображения с нужным размером элементов.

У нас получилась единичная V-образная конструкция (см. приложение рис.12). Чтоб получить множественную, добавляем еще две вертикальные, предварительно примерив и обрезав лишнюю выступающую бумагу. Таким образом, мы сделали три вертикальные элементы на всю допустимую высоту и увидели, что они получились не прямоугольной формы (см. приложение рис.13) и разной высоты. Это необходимо будет учитывать при изготовлении объемных страничек.

2.3.2. Страница: «Нижневартовску 52».

После изготовления пробных конструкций, я решила, что возьму более плотную бумагу, это будут листы формата А3 для черчения, а также использую необходимые инструменты и материалы для работы (см. приложение рис.14). Попробовав изготовить конструкцию из бумаги для акварели, увидели, что она не выдерживает многократного сгибания. Делаем вывод, что акварельную бумагу можно использовать только для изготовления статичных деталей.

На первой V-образной конструкции рисую цветными карандашами многоэтажные дома нашего города. Используем всю высоту конструкции (см. приложение рис.15). Это будет задний план иллюстрации. На второй размещаю название города, цифру 52. Основанием для поддержки этой графической информации будет два узнаваемых символа – это монумент Флаг города и памятник покорителям Самотлора. Также используем высоту всей конструкции, поэтому опасаюсь применять краски, чтоб бумага не потеряла упругость и форму, продолжаю работать цветными карандашами (см. приложение рис.16).

9 марта день рождения нашего города Нижневартовска. В это время здесь еще много снега, мороза, холода. Хочется показать, что город окружен бескрайней заснеженной тайгой. Добавим дополнительные странички-вкладыши, которые покажут, что к городу ведет дорога сквозь заснеженную тайгу (см. приложение рис.17; 18; 19).

2.3.3. Страница: «Стойбище оленеводов».

Живу я на территории Ханты-Мансийского округа, коренные жители нашего края ханты и манси. Об этом я сделаю вторую страничку.

Само название ханты означает люди. Традиционные занятия хантов – речное рыболовство, таежная охота и оленеводство. Чум представляет собой универсальное жилище коренных жителей, занимающихся оленеводством.

Теперь перед нами стоит задача – сконструировать поднимающийся чум. Для этого используем сложную пирамидальную V-образную конструкцию. Перед тем, как изготовить чум, выполняю макет. Сначала черчу полукруг, увеличиваю радиус на 1 см. и прочерчиваю линию, вырезаю и склеиваю конус, складываю его пополам, в сложенном виде отрезаю с двух сторон выступ, который прочертила на 1 см. больше, оставляю среднюю часть (клапаны для приклеивания к основе), приклеиваю, закрываю страничку и раскрыв, получаем объемный конус, что необходимо нам для чума (см. приложение рис.20).

Теперь приступаем к конструированию странички «Стойбище оленеводов». Складываю основание иллюстрации пополам, Линию сгиба продавливаю под линейку не пишущим стержнем (см. приложение рис.21). По предыдущей схеме делаю конус. Попробую раскрасить конус- чум акварельной краской. Бумага плотная для черчения, после высыхания краски форма держится хорошо (см. приложение рис.22). Отсюда делаю вывод, что для цветового решения моих объемных иллюстраций можно использовать акварельную краску. Поэтому ею рисую на основании иллюстрации снег. После полного высыхания листа приклеиваю чум и раскрываю страничку (см. приложение рис.23; 24). Чум будет центральной частью композиции и так, как это самая сложная конструкции, то мне хочется, чтобы она притягивала на себя внимание, поэтому остальные изображения буду выполнять цветными карандашами и постараюсь данную композицию не перегружать дополнительными элементами. Перед чумом на V-образной конструкции рисую людей, оленей, нарты. Решила на заднем плане сделать северное сияние, но не учла, что V-образная конструкция должна открываться в другую сторону, чтоб не было наложения на чум и поэтому высота будет значительно меньше, чем хотелось (см. приложение рис.25; 26). Дополню получившуюся композицию выступающими элементами. Для этого использую дополнительный механизм - «параллелограмм»

Т ренируюсь - делаю макет с параллелограммами (см. приложение рис.27). Приклеиваю на параллелограмм вторую часть нарт. Они становятся объемными. На переднем плане делаю выступающую собачку, а на заднем выступающих вперед оленей (см. приложение рис. 28; 29; 30).

2.3.4. Страница: «Самотлорские ночи. Дружба народов»

В следующей страничке воплощаем замысел о грандиозном празднике, который проходит в нашем городе – фестиваль «Самотлорские ночи». Композиция этой иллюстрации также будет многоплановой. (см. приложение рис.31). На V-образной конструкции рисую город и надпись «Самотлорские ночи», это будет задний план. На ближних конструкциях показываем людей в национальных костюмах на самом многолюдном празднике «Дружба народов» (см. приложение рис.32). Делаем здесь еще дополнительные по обе стороны вкладыши-странички также с людьми, чтоб показать массовость данного праздника (см. приложение рис.33). Здесь я работаю цветными карандашами, акварельными красками и даже используем распечатанные изображения людей в национальных костюмах, и так как событие происходит летом, то фон раскрашиваю зеленым карандашом (трава), и находим подходящие цветочки с детской наклейки, дополняем ими фон. Делаю вывод, что для объемной иллюстрации можно применять кроме цветных карандашей акварельные краски, наклейки, а также использовать современные технологии и распечатать необходимые нам изображения.

Во время ознакомления с механизмами объемных изображений, я тренировалась и изготовила необходимые для моей задумки конструкции и те, которые меня заинтересовали. Их я собрала в небольшую брошюру (см. приложение рис. 34).

Заключение

Исходя из всего этого, следует то, что я смогла исследовать некоторые приемы и технологии изготовления подвижных объемных иллюстраций. Узнала о «всплывающих» механизмах, делающих иллюстрацию интерактивной. Применила их для создания пробных макетов и творческой работы. Собрала брошюру из моделей «всплывающих» объемных конструкций. Изготовила книжку-панораму «Я здесь живу» из нескольких страниц. Уже в процессе исследования возникли новые идеи в применении данной технологии для продолжения моей книги-панорамы: страница «Богатство моего края» (см. приложение рис. 35) и «Теплица на даче бабушки и дедушки» (см. приложение рис. 36), а также для иллюстраций на другие темы. Такие чудеса бумажного декора можно использовать как для объемных иллюстраций книг, так и для создания поздравительных открыток. Думаю данный вид деятельности можно применить на уроках изобразительного искусства, технологии, биологии. На будущее мы запланировали изучить еще больше способов и приемов работы в этой увлекательной технике и создать новые оригинальные изделия.

Список источников и литературы:

1. Балабанова В. Поп-ап печать: прошлое и настоящее [Электронный ресурс] / ПЕЧАТНИК. com://pechatnick.com/articles/pop-ap-pechatproshloe-i-nastoyashee (15. 11.2023)

2.  Дункан Бирмингем «Pop-Up design of paper mechanisms», с. 10-18.

3.  Дункан Бирмингем https://www.youtube.com/watch?v=jZDHbUhV6Ms - видео уроки. (20.09. 2023 – 25.02.2024).

4. Козейкина Екатерина «Кто не спрятался» [Электронный ресурс] https://yandex.ru/video/preview/4848583475633520059 (21.02.2024)

5. Моисеева С. Pop-up books : искусство или игра? [Электронный ресурс] / CABLOOK.com: http:// www.cablook.com/inspiration/pop-books-iskusstvo-ili-igra/ (10.10. 2024).

6. Немзер Николай, открытый урок [Электронный ресурс] https://yandex.ru/video/preview/17484434699442442308 (10. 12 2023)

7. Ростовцев Е.А. История книжного дела: учебн. пособие / Е.А. Ростовцев. — СПб : Изд-во Политехнического университета, 2007. — 94 с

8. Позднякова О. В. Дизайн современной детской книги как искусство/ О. В. Позднякова // Вестник ТГУ. — 2013. — Вып. 2 (117). — С. 206–210.

9. https://yandex.ru/video/preview/14144396248742444274 - мастер-класс панорамная открытка (04. 03. 2024)

Приложение

рис. 1 рис.2

рис.3 рис.4

Национальный состав населения Нижневартовска

национальности

русские

татары

украинцы

башкиры

азербайджанцы

белорусы

прочие

не указали

число

154907

22 889

14 486

7 936

4 585

2 511

21 631

22 704

%

61,56

9,10

5,76

3,15

1,82

1,00

8,6

9,02

рис. 8

рис. 9

Объемная V-образная конструкция

Раскрытие на180°

Простая

1. Единичная (конструкция одна)

 
  1. Множественная (состоит из нескольких простых конструкций)

 

Сложная

1. Пирамидальная (приклеивается к основанию лишь две стороны пирамиды, в основе V- конструкция)

 

2. Дом (приклеивается к основанию за две стены, в основе V- конструкция)

 

рис. 10

рис. 11 рис.12 рис.13

рис. 14 рис. 15

рис. 16 рис.17

рис.18

рис. 19

рис. 20

рис. 21 рис.22

рис. 23 рис. 24 рис.25

рис. 26 рис.27

рис. 28

рис. 29 рис.30

рис. 31

рис. 32

рис. 33

Модели всплывающих объемных конструкций

N п/п

Название модели

Фотография объекта

1.

Конус

 

2.

Единичная V – образная конструкция

 

3.

Дом

 

4.

Множественная V – образная конструкция

 

5.

Спираль

 

6.

Цветок

 

7.

Треугольники прорезные

 

8.

Треугольники накладные

 

9.

Спирали

 

рис. 34

рис. 35

рис. 36

Просмотров работы: 28