1.Введение
Каждый праздник имеет свои традиции, свою неповторимую атрибутику, свою символику. У самого главного христианского праздника Пасхи также имеется важный атрибут - крашенное яйцо. В наше время в преддверии праздника магазины заполняются всевозможными приспособлениями для украшения яиц: наклейками, маркерами, красящими порошками и т. д. Рассматривая всю эту яркую красоту, мне захотелось изготовить оригинальный пасхальный декор из яйца.
Для этого, решила исследовать приемы изготовления писанки. А в процессе поисковой работы, увидела информацию о яичном карвинге –ажурной резьбе по яичной скорлупе. Задумала совместить эти сложные технологии.
Актуальность темы в том, что сейчас проявляется большой интерес к древним традициям народного искусства. Ценится индивидуальное творчество, ручная работа, а праздник Пасхи – один из любимых праздников многих людей в нашей стране.
Проблемный вопрос:
Можно ли выполнить оригинальный пасхальный декор, основываясь на традиционной технологии изготовления писанки и приемах ажурной резьбы по яичной скорлупе?
Гипотеза:
Если ознакомиться с традиционной технологией изготовления писанки и приемами ажурной резьбы по яичной скорлупе, то можно выполнить оригинальный пасхальный декор.
Цель:
Изготовление пасхального декора на основе исследования традиционной технологии изготовления писанки и приемов ажурной резьбы по яичной скорлупе.
Задачи:
Ознакомиться с традициями писанкарства.
Исследовать традиционную технологию изготовления писанки.
Исследовать приемы изготовления яичного карвинга.
Создать творческую работу, используя изученные приемы.
2. Основная часть.
2. 1. План исследования.
Для продолжения нашей работы намечаем план исследования.
Исходя из проблемного вопроса: «Можно ли выполнить оригинальный пасхальный декор, основываясь на традиционной технологии изготовления писанки и приемах ажурной резьбы по яичной скорлупе?», поставлена цель: «Изготовление пасхального декора на основе исследования традиционной технологии изготовления писанки и приемов ажурной резьбы по яичной скорлупе.».
Из этого следует, что нам необходимо:
Ознакомиться с традициями писанкарства.
Исследовать традиционную технологию изготовления писанки.
Исследовать приемы изготовления яичного карвинга.
Создать творческую работу, используя изученные приемы.
Методы исследования:
1) Познакомиться с теоретическими основами.
2) Практический эксперимент.
3) Творческая практическая работа.
2. 2. История и традиции.
Яйцо у большинства народов - символ Мира, Земли, вечного возрождения и обновления: от малой частички до Вселенной.
В знак почитания этого символа возведены памятники яйцу (приложение рис. 1 - 7).
По археологическим данным традиции росписи на яйце более пяти тысяч лет. Расписывали яйца древние славяне, персы, кельты, греки, римляне.
Роспись птичьих яиц пчелиным воском и красками - традиция, уходящая корнями в глубь тысячелетий. В славянской культуре писанки сопровождали человека в течение всей его жизни. Без писанки не приходили в гости, писанками лечили, их держали в доме как оберег. Воинам, уходящим в поход давали с собой писанки, оберегающие в дороге и в бою.
Это означает, что расписывали яйца круглый год.
Легенда о Марии Магдалине и Тиберии гласит, что Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию, поднесла в дар куриное яйцо со словами: «Христос Воскрес!». На что Тиберий ответил: «Скорее это яйцо станет красным, чем мёртвые оживут!». Через мгновение яйцо стало красным.
Из этой легенды можно сделать вывод, что тогда простое яйцо могло быть подарком. А красное яйцо стало символом Воскресения Иисуса Христа и главным атрибутом пасхального праздника.
Со временем яйца стали красить в различные яркие цвета, украшать их, изготавливать из драгоценных металлов и камней (приложение рис.1).
Большой расцвет росписи яиц пришелся на правление короля Людовика XIV. При французском дворе расписывали золотом и серебром страусиные яйца лучшие придворные художники.
На Руси яйца к Пасхе расписывали при помощи воска и красителей. Освященными на Пасху, писанками украшали дом, вешали их под иконами, дарили их и поздравляли родных и близких с этим светлым праздником.
Поэтому народная поговорка: «Дорого яичко ко Христову дню» - очень актуальна, потому, что и в наше время к празднику Пасхи украшают яйца, освящают, дарят их друг другу.
В то же время есть редкое и очень необычное увлечение - яичный карвинг. Это Ажурная резьба по яичной скорлупе. Этим хрупким искусством профессионально владеют единичные мастера. Свои произведения искусства, сочетающие в себе хрупкость материала и изящество исполнения, они создают круглый год.
Если верить интернету, то яичный карвинг - древнее искусство, которое зародилось в Китае и первооткрывателями этого искусства считаются такие мастера мирового уровня, как Вен Фулэнг и Пу Деронг из Китая, Брайан Бейти из США (приложение рис.8), Бен Три из Вьетнама (приложение рис.9). Цены на их изделия доходят до нескольких тысяч долларов за одно яйцо. В России мастеров подобного уровня немного. Но есть люди, которые увлекаются этой техникой.
2. 3. Технология изготовления писанки.
Для моей задумки, необходимо ознакомиться с нужными мне технологиями писанкарства и яичного карвинга. Писанкарство – это изготовление писанки. Сырое яйцо расписывается при помощи горячего воска с послойным покрытием краской, традиционным орнаментальным узором, который передается из поколения в поколение. Растопленный воск наносится при помощи специального инструмента – писачка. Раньше каждая хозяйка самостоятельно изготовляла писачок или другое название - кистка. Чаще всего это могла быть трубчатая косточка петуха. Информация из интернета о том, что кисткой могли быть полое перышко птицы и соломина, вызывают у меня большие сомнения, так как это легко воспламеняемые материалы, а воск нужно разогревать над открытым пламенем свечи. Мы тоже сделали писачок из металического наконечника механического карандаша, так как в городе не нашли фабричного инструмента.
Традиции писанкарства восходят к дохристианским временам. В писанке видим тройную символику: символику яйца, орнамента и цвета. Что желали рассказать наши предки через символику орнамента и цвета мы можем только предполагать, но пройдя сквозь мировоззрения разных времен, писанка существует в современной интерпретации символов и неизменной технологией росписи при помощи горячего воска и красителей.
Ознакомившись с символами - составляю таблицы: орнаментальные сетки, орнамент и цвет для писанки. Этой информацией воспользуюсь для пробной работы по изготовлению писанки.
Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - знаки-символы. (Приложение рис.10).
Самые часто используемые в писанке знаки-символы я показала в таблице «Основные элементы орнамента писанки» (Приложение рис.11).
По результатам анализа таблицы: «Символика цвета писанки» (Приложение рис.12), приходим к заключению, что для росписи преобладали такие цвета: белый цвет– основной цвет яйца, желтый, красный, голубой, зеленый, коричневый, черный.
Сегодня писанкарство переживает возрождение, привлекая тех, кто стремится приобщиться к традициям предков. Техники росписи воском сочетают в себе как древние мотивы, так и современные художественные приемы, создавая неповторимые произведения искусства.
Для изготовления писанки необходимо иметь следующие материалы и инструменты (приложение13): Яйцо, простой карандаш для нанесения рисунка на яйце, воск пчелиный, свеча, зажигалка или спички для зажигания свечи, кистка –инструмент, которым наносится растопленный воск на яйцо. Также нужна краска. Раньше это были красители растительного происхождения, которые готовили в домашних условиях. Мы используем покупную краску для окрашивания пасхальных яиц. Для эксперимента запланировали применить краски для батика и тушь для графических и чертежных работ. Еще для краски необходимы ёмкости и ложки для окунания яйца в краску.
Технология изготовления писанки, известная как писанкарство.
Суть метода заключается в том, что на яйцо наносится растопленный воск при помощи писачка. Участки, покрытые воском, защищены от воздействия красителя. Последовательность создания писанки такова: сначала на белое яйцо наносится воском первый узор. Этот узор в итоге должен остаться белым. Затем яйцо погружают в краску самого светлого оттенка, например желтого. Процедура повторяется - последовательно наносятся новые восковые узоры и погружается яйцо в краски все более темных тонов. Для открытия узора, яйцо нагревается при помощи горящей свечи или другим способом, и воск удаляется мягкой салфеткой.
2. 4. Яичный карвинг. Технология изготовления.
Яичный карвинг или резьба по яичной скорлупе – уникальный вид искусства, который требует предельной концентрации и мастерства. В процессе работы используются миниатюрные инструменты, которые позволяют создавать прорезные отверстия разной формы на хрупкой поверхности яичной скорлупы. Необходимые материалы и инструменты (приложение рис.14):
Яйцо.
Карандаш: для нанесения эскиза.
Бормашина с набором фрез для сверления. (Мы приобрели аппарат для маникюра).
Лак: для фиксации и придания блеска.
Этапы работы:
Подготовка скорлупы: удаление из яйца содержимого, промывка и дезинфекция.
Нанесение эскиза: перенос рисунка на скорлупу.
Резьба.
Покрытие лаком.
Узоры вырезают на любой скорлупе: страусиной, гусиной, утиной, куриной, перепелиной и т.д. Считается, легче работать на гусиной и утиной скорлупе, так как она более крепче. Самая тонкая и очень хрупкая – куриная и перепелиная. Мы будем брать куриную скорлупу, так как она самая доступная.
В интернете можно увидеть произведения этого искусства, но мастера мирового значения не стремятся поделиться своими секретами мастерства. Люди, которые увлекаются яичным карвингом тоже, немного дают информации, видимо сами в поиске. Поэтому и мы будем знакомиться с данной технологией путем проб, ошибок и экспериментов.
3. Практическая часть исследования
Прежде, чем начинать практическую часть исследования, продумаем: каким правилам техники безопасности нам нужно будет придерживаться?
Работать мы будем с горящей свечой, горячим воском, очень горячими инструментами, электрическим аппаратом для маникюра.
Требования безопасности во время работы:
1. Работаем в хорошо проветриваемом помещении.
2. Устанавливаем свечу на устойчивую, несгораемую подставку.
3. Следим, чтобы расплавленный воск не попадал на открытые участки тела.
4. Не прикасаемся к горячим частям инструмента.
5. Проявляем максимальную осторожность при просверливании аппаратом для маникюра отверстий в скорлупе.
Итак, для изготовлении пасхального декора я хочу совместить две сложные технологии украшения яиц: писанкарство и яичный карвинг.
Из этого следует, что мое декоративное изделие будет иметь цветное изображение с прорезными деталями.
Приступаю к изготовлении писанки. Если яйцо будет расписано по традиционным требованиям, то оно может называться писакой, если не все правила будут выполнены, то это будет крашенка или малеванка.
Исследовав информацию о писанкарстве, можно вывести основные правила изготовления писанки:
Яйцо должно быть сырое.
Использовать натуральные красители .
Придерживаться традиционного орнамента.
Применять цвета, которые имеют символическое значение.
Начинаю проводить опыты. Хорошо помыла три сырых яйца. У одного из них удалила содержимое, проделав с двух сторон отверстие.
Решила на яйцах нарисовать сначала рисунок карандашом. Оказывается, что рисовать на яйце и на альбомном листе не одно и то же, карандаш соскальзывает. Тогда попробовала поворачивать яйцо, а карандаш как бы на месте. Получилось намного лучше (приложение рис 15).
Отсюда можно сделать вывод, что при нанесении рисунка на яйцо, необходимо его поворачивать по зафиксированному как бы на месте карандашу.
Далее буду покрывать контур рисунка на яйцах горячим воском. В дальнейшем эта покрытая воском часть должна иметь белый цвет. Для этого зажигаем свечу, разогреваю над пламенем свечи наш самодельный писачок и когда он разогретый, то легко набирается воск от целого куска пчелиного воска, расплавляя его (приложение рис.16).
Опять над пламенем свечи разогреваю кистку, чтобы рисовать на яйце. Если мало подержать над пламенем, то кистка не пишет, если передержать, то воск начинает капать большими каплями или совсем загорается.
Вывод следует такой, что нужно опытным путем определить время нагревания воска. Не всегда мне это удавалось.
На своих образцах опробую три вида красителя: самый дешевый пищевой краситель для яиц, краску для батика и тушь для графических и чертежных работ. После нанесения горячим воском контура, кладу яйца в ложку и аккуратно опускаю на 1-2 минуты в разные стаканчики с желтой краской (приложение рис.17). Окрашенные в желтый цвет яйца промокнула салфеткой. И видим, что натуральный краситель и тушь покрыли яйца ярче чем краска для батика, которая практически яйцо не окрасила (приложение 18).
Далее покрываю горячим воском те участки, которые должны остаться желтыми (приложение рис. 19) и окунаю яйца в красные красители (приложение рис.20). Сейчас – самый насыщенный красный цвет получился из натурального красителя, красная тушь окрасила яйцо в бледно- розовый цвет и батик более насыщенный розовый. (приложение рис 21).
Покрываю участки для красного цвета и опускаю в синие красители (приложение рис.22). Цвет натурального красителя – темно синий, цвет туши красивый голубой и краска для батика покрыла скорлупу не равномерно и цвет бледно фиолетовый (приложение рис 23).
Далее подносим яйцо к огню. Когда воск растает, снимаем его мягкой салфеткой. Во время раннее тренировочных работ у меня несколько раз яйца сильно покрылись копотью от свечи. Ее потом удалить не возможно. Внимательно изучив эту проблему, я сделала вывод, что нельзя держать яйцо над пламенем, а нужно подносить его так, чтоб оно было рядом с огнем (приложение рис. 24)
Итак, чтобы удалить воск с поверхности яйца нужно его разогреть и убрать при помощи салфетки.
И вот происходит волшебное превращение. Мы видим результат послойного покрытия горячим воском и красителями яичной скорлупы (приложение рис. 25). Именно эту часть технологии писанкарства мы возьмем для дальнейшей нашей работы.
Удалось ли мне выполнить писанку по традиционным правилам?
Из информационных источников, я узнала, что если при изображении узоров на яйце человек вносил свои изменения, то это уже не писанка , а называлось такое яйцо – малеванка. Варенные крашеные яйца назывались крашенками. Мне кажется, что одно сырое яйцо, которое расписано при помощи пищевых красителей (будем надеяться, что они натуральные), где я старалась передать традиционный орнамент, может называться писанкой. Второе, также сырое, расписано при помощи не натуральных красителей, а туши и в то же время в орнаменте есть отклонения, в связи с небольшой ошибкой. Скорее это малеванка. А вот расписанная яичная скорлупа без содержимого в традиционном понимании названия не имеет. Это украшенная яичная скорлупа. А способ украсить и преобразить обычные вещи, сейчас называется словом декор. Думаю, что к этому пустому яичку такое название подходит. И здесь уже автор свободен в своем творческом выборе по изготовлению пасхального декора.
Относительно красителей, я сделала вывод, что исследованные мною краски можно применять в окрашивании яичной скорлупы, но больше всего мне понравилось яркое равномерное покрытие пищевым красителем для окрашивания пасхальных яиц. Его и буду использовать в дальнейшей работе.
Далее перед нами стоит непростая задача: прорезать в скорлупе яйца отверстия, то есть выполнить резьбу по яичной скорлупе, приобщиться к искусству яичного карвинга .
Подготовила скорлупы: удалила содержимое, промыла и продезинфекцировала при помощи хлорсодержащей белизны.
Наметила карандашом места, где нужно сделать отверстия.
Взяла аппарат для маникюра с самой тонкой фрезой, попробовала проделать отверстие. Оказывается, фреза для маникюра имеет затупленный конец, поэтому и соскальзывает, отверстия не получаются. Выход придумали такой: предварительно проколоть места для отверстий острым кончиком ножа. И эта идея дала свой результат. Ставим фрезу на прокол и легко получаем желаемое (приложение рис.26). Но оказалось, что скорлупа очень хрупкая (приложение 27). Решили ее как то укрепить. Для этого использовали лак для волос сильной фиксации, гель для укладки волос сильной фиксации, и прозрачный лак для ногтей (приложение 28). Определить, что эффективнее не удалось. У всех случаях был положительный результат. К тому же я немного потренировалась и очень старалась делать все аккуратно.
Итак, мне удалось на яичной скорлупе выполнить ажурную резьбу (приложение рис. 29).
Теперь буду совмещать послойное нанесение горячего воска и красителей на яичную скорлупу, используемый метод в писанкарстве и прорезания отверстий методом яичного карвинга (приложение 30).
Такая работа очень увлекает, затягивает и захотелось еще дополнить декоративных приемов и элементов, чтобы украшение к пасхальному празднику было еще нарядней. Решили применить точечную роспись опять же горячим но цветным воском. Для этого нужно расплавить цветные восковые мелки и нанести на яичную скорлупу точечный узор. Чтобы все это проделать смастерили мини-печку из консервных банок. Емкостью для горячего воска стали металлические подставочки из чайных свечей. Булавку, которой буду наносить узор, вставили в деревянную ручку из кисточки (приложение рис. 31). Еще немного стразов и пасхальный декор будет готов к празднику (приложение рис. 32). Стразы крепила на прозрачный лак для ногтей. Попробовала на клей ПВА, оказалась идея не очень удачной. На лак стразы хорошо прикрепились.
Это моя тренировочная работа (приложение рис. 33).
Идея для основной моей работы – это изображение на яичной скорлупе церкви и креста (приложение рис. 34, 35, 36, 37).
В процессе выполнения этой работы, я прошла все этапы восковой росписи на яйце, а также мне удалось прорезать узоры и отверстия в этом чрезвычайно хрупком материале. Кстати, после восковой росписи скорлупа очень хорошо укрепилась, резать по ней было намного легче.
Данный вид деятельности можно использовать традиционно при подготовке к празднику Пасхи, изготовлять пасхальные сувениры и подарки, а в современном мире можно создавать мастер-классы и делиться ими в интернете.
Заключение.
Мне удалось изготовить оригинальный пасхальный декор из хрупкой яичной скорлупы. Это было не просто. В своей работе я использовала исследуемую мною технологию воскового письма на примере традиционного писанкарства и прикоснулась к такому чрезвычайно сложному искусству как яичный карвинг. Данный творческий процесс, обычно происходит в ожидании светлого праздника Пасхи. Возможно и поэтому, я испытала огромную радость открытий и большое творческое удовлетворение от работы. Хочется показать и те изделия, которые смогли выдержать мои учебные упражнения (приложение рис. 38). Красиво уложенные в корзинку или как то по-другому, они также станут пасхальным украшением домашнего интерьера.
В ходе выполнения работы изучен исторический материал по выбранной теме. Этот материал освещает космологические представления о яйце, раскрывает значение традиции росписи Славянской писанки, ее символику и бытование этой традиции в наши дни в празднике Пасха. Все это позволило нам ближе прикоснуться к истокам русской национальной культуры. При ознакомлении с искусством яичного карвинга возникло очень много вопросов, на которые хочется в дальнейшем продолжать искать ответы.
Список источников.
1. Иваницкая З.Н.. Искусство писанки. – М., 1999.
2. http://www.perunica.ru/tradicii/1155-slavyanskaya-pisanka.html - Традиции. Славянская писанка.
3. http://www.yatran.com.ua/articles/439.html - Писанка. Возвращение утеряного
4. http://rusbatya.ru/stati/vmeste-s-batej/delaem-s-batej/item/1948-pisanka- vozrozhdenie-chudesnoj-tradiczii/ - Писанка: возрождение чудесной традиции.
5. http://hochu.ua/cat-house/traditsii-pashi/article-37965-o-chem-rasskazhet-pisanka/ - О чем расскажет писанка?
6. https://yandex.ru/images/search?lr=1091&source=serp&stype=image&text= Вен Фулэнг яичный карвинг
7. https://m.ok.ru/search/content/master-klass-po-rezbe-na-skorlupe?__dp=y – мастер-класс «Резьба по яичной скорлупе»
8. https://bigpicture.ru/azhurnye-shedevry-reznaya-yaichnaya-skorlupa-ot-brajan-bejti/ - Ажурные шедевры: от Брайн Бейти.
Приложение
Рис.1
Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5
Рис. 6 Рис. 7
Рис. 8 Рис. 9
Орнаментальные сетки |
Орнаментальные сетки |
|||
Схема |
Изображение |
Схема |
Изображение |
|
Рис. 10
Основные элементы орнамента писанки |
|
Рис. 11
Символика цвета писанки |
||
Цвет |
Название цвета |
Значение |
Желтый |
Оттенки жёлтого цвета символизируют солнечный свет, радость, хорошее настроение, тепло, урожай. |
|
Красный |
Символ жизни, красоты, молодости, здоровья, надежды на всё лучшее. |
|
Голубой, синий |
Символизирует здоровье, небо, полёт, стихию Воздух. |
|
Зелёный |
Весеннее пробуждение природы, хороший урожай. |
|
Коричневый |
Символ Матери-Земли, её жизненную силу.. |
|
Чёрный |
Символ ночи, темноты, символ тайны. В писанке проявляет силу других цветов. |
Рис. 12
Рис. 13 Рис. 14
Рис.15 Рис.16
Рис.17 Рис. 18
Рис. 19 Рис. 20
Рис.21 Рис. 22
Рис. 23 Рис. 24
Рис. 25 Рис. 26.
Рис. 27. Рис. 28.
Рис. 29. Рис. 30.
Рис. 31.
Рис. 32 . Рис.33.
Рис.34. Рис. 35.
Рис. 36.
Рис. 37.
Рис. 38.