Носители инормации: вчера, сегодня, завтра

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Носители инормации: вчера, сегодня, завтра

Киреев А.Д. 1
1МАОУ СОШ №96, г. Краснодар
Майорова Х.А. 1
1МАОУ СОШ №96, Г. КРАСНОДАР
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Если человек – это его память, то человечество - это совокупность знаний, накопленных людьми. Хранить информацию - важная задача в прошлом, настоящем и будущем. В нашей семье есть традиция делать общие фотографии на каждый праздник. Я спросил у мамы: «Зачем мы так часто фотографируемся?» Она ответила: «На память». Открыла в компьютере папку с моими детскими фотографиями, альбом, где записывала мой рост, вес и достижения и спросила: "Это помнишь?". В этот момент я понял, что память человека не надёжна. Если прошло много времени, я могу не вспомнить, что было раньше. Или чего-то вообще не узнать, если информации нигде не сохранилась. А чтобы сохранить информацию нужен носитель, то есть любой материальный объект для закрепления информации.

Я считаю тему моего проекта очень важной, потому что ежедневно мы сталкиваемся с огромным потоком данных. И вопросы сохранения, передачи и обработки информации становятся всё более актуальными. Поэтому я решил провести исследование и выдвинул гипотезу.

Гипотеза: человек не может обойтись без носителей информации.

Цель: выявить носители информации, актуальные для современной жизни.

Задачи:

Познакомиться с эволюцией носителей информации

Провести анкетирование

Провести сравнительные эксперименты

Рассмотреть актуальность современных носителей информации

Разработать стенд и буклет «Эволюция носителей информации» для кабинета

информатики в школе.

Методы исследования:

1. Изучение литературы и других источников информации.

Сбор данных по теме проекта из интернета, музея, предприятия.

2. Опрос. Основные виды опроса: беседа и интервью. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определённой последовательности. В своей работе я использовал беседу со взрослыми, работающими в разных сферах деятельности. В ходе беседы я узнал, что разные носители информации подходят под разные задачи. Т.е. выбор носителя зависит от наших потребностей и приоритетов.

3. Анкетирование. Массовый сбор материала с помощью анкеты. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Для данной работы я использовал бумажный носитель для анкетирования одноклассников.

4. Эксперимент. Опыт, который ставится для изучения, исследования чего-либо. Была проведена серия экспериментов с разными носителями информации для выявления актуальных и более удобных для жизни человека.

Для подробного изучения темы моего проекта я использовал, в основном,

интернет в качестве источника информации, а также экскурсии в музей и на

территорию действующего предприятия, где были представлены интересующие

меня носители информации. В результате проведенной работы я научился

максимально хорошо ориентироваться в носителях информации и использовать

разные их виды в своей повседневной жизни.

Основная часть.

Теоретическая часть.

Я изучил информацию и узнал, что история носителей начинается еще в 40 веке до нашей эры. (Приложение 1). Древние люди оставляли наскальные рисунки на стенах пещер. Таким образом, первым носителем информации был камень. Затем стали использовать для письма глиняные таблички и деревянные дощечки, покрытые воском. Но камень слишком тверд, глина – хрупка, а воск легко повреждается.

Требовались более легкие, долговечные и удобные для записей носители. Так, самым распространенным материалом для письма в 3 веке до нашей эры стал папирус. А чуть позже изобрели пергамент. В Древней Руси текст продавливали на бересте. Но папирус, пергамент и береста были либо дороги в изготовлении, либо не удобны в использовании.

Важным шагом в истории носителей информации стало изобретение бумаги во 2 веке до нашей эры. Свойства бумаги оказались уникальны. Она дешевле пергамента и папируса, достаточна прочна и долговечна, и очень удобна для письма и рисунков.

С развитием автоматизации производства совершенствовались и носители информации. В 1804 году в ткацком ремесле впервые стали использовать перфокарты, с помощью которых создавались определённые рисунки на ткани. А позднее их применили для проведения переписи населения.

В 19 веке началась звукозапись. Томас Эдисон изобрел фонограф, который использовали для записи и воспроизведения звуков.

В середине 20 века появились магнитные носители информации. Компания Philips представила аудиокассету, которая быстро стала самым популярным аудионосителем по всему миру. Но, начиная с 1990-х годов, была вытеснена компакт-дисками - оптическими носителями информации.

В 1956 году компания IBM выпустила первый жесткий диск. Размер носителя был с большой шкаф, а вес около тонны. При этом объем памяти всего 5 Мегабайт. Но уже в 1971 году появился более быстрый и компактный флоппи-диск или дискета, которые люди использовали в течение следующих 20 лет.

Технологии постоянно развивались и появились такие носители информации, как SSD-диск, USB-флеш-накопитель, облачное хранилище.

Опросив знакомых мне взрослых и проведя собственные наблюдения, я выяснил, что сегодня чаще всего используют такие носители, как жесткий диск, SSD-диск, USB-флеш-накопитель и облачное хранилище.

Я использовал каждый из них для записи и передачи информации, чтобы сравнить и определить самый лучший носитель. (Приложение 7). Жесткий диск - имеет большую емкость, но он довольно шумный, довольно крупный по размеру и боится механических повреждений. SSD диск – имеет высокую скорость передачи данных, устойчив к повреждениям, но дорогой. USB - компактный, доступный по цене, но небольшого объема и легко можно потерять. Облачное хранилище – возможность доступа ко всем своим файлам с любой точки мира, но необходимо наличие сети и нет гарантии, что информация под защитой.

Таким образом,каждый носитель информации обладает своими уникальными особенностями. Выбор носителя зависит от наших потребностей и приоритетов.

Но без носителей информации человек не может обойтись. Можно провести сравнение использования носителей информации прошлого и настоящего времени. Приведу примеры. Вчера писали на камне – сегодня на бумаге. Раньше слушали музыку, используя аудиокассету, – сегодня включаем ее с флеш-памяти телефона. Переносили данные через дискеты – переносим их через USB-флеш-накопитель. Искали информацию в библиотечных книгах – ищем информацию в сети.

Учёные и изобретатели продолжают работать над созданиемносителя еще большей емкости, надежности и доступности. И уже завтра носителями информации могут быть: ДНК, кварцевый диск и Дата-Центр на Луне. В процессе своей исследовательской работы я пришел к выводу, что вечным носителем информации можно назвать бумагу, а самым полезным – мозг человека.

Практическая часть.

Анкетирование.

Когда я рассматривал носители информации разных времен, ко мне подошел младший брат и спросил: «А если я флешку в ухо вставлю, то мультики увижу?» Мне стало смешно и в то же время интересно, а что знают о носителях информации мои сверстники и используют ли их. Я решил провести анкетирование одноклассников (Приложение 2) и выяснил, что:

  1. Многие понимают, что такое носители информации, но не знают их истории

  2. Считают, что не пользуются носителями информации в повседневной жизни.

  3. Большая часть ребят рады были бы электронным версиям учебников вместо бумажных.

  4. Почти все оценили бы в носителях большую емкость, компактность и доступную стоимость.

Эксперимент.

Я решил провести серию экспериментов с разными носителями информации.

Сначала я анализировал исторические носители (Приложение 3): взял бумагу, сделал из глины табличку и залил воском деревянную дощечку. На бумаге нарисовал рисунок, на глине и воске сделал надписи. Писать и рисовать удобнее всего было на бумаге. Затем я рассматривал эти носители в разных условиях использования: при низкой и высокой температуре, при повышенной влажности.

После охлаждения с бумагой и глиной изменений почти не было, воск отслоился от дощечки и стал хрупким. После влажности рисунок на бумаге был сильно размыт, глина пачкала руки, на воск вода не оказала воздействия. После нагревания бумага с рисунком сгорела, воск расплавился, глина сильно затвердела, но стала очень хрупкой.

Вывод: для сохранения данных нужны определенные условия использования носителей информации.

Эволюция оставила в прошлом глину и воск, как материалы-носители информации. Но меня заинтересовал тот факт, почему бумагу мы используем до сих пор? Я решил сравнить бумагу с современными носителями информации.

Я читал рассказы в бумажной и электронной книге. (Приложение 4) Время чтения оказалось почти одинаковым, но преимущества разными. Бумажный носитель имеет особый аромат и тактильность, не нужно заряжать, глаза меньше устают. Электронный носитель – компактный, не нужен источник света, можно менять шрифт и быстро найти нужную часть текста. Вывод: оба носителя информации находят место в современной жизни человека. И хорошо, что есть выбор.

Затем сравнивал чтение сказки в бумажной книге и видеопросмотр этой же сказки (Приложение 5). Информацию из видео я получил за 1,5 часа. А из книги – за 8,5 часов. Но несмотря на одинаковый сюжет, впечатления разные. При чтении увеличивается словарный запас и развивается воображение. А преимущества видео - это скорость просмотра, наличие музыки и спецэффектов, мозг больше отдыхает. Вывод:если не ограничивать себя - читать книги и смотреть экранизацию - тогда можно получить больше пользы и удовольствия. А значит, оба носителя информации нужны и важны.

И еще я использовал бумагу, чтобы написать письмо другу. А потом отправил ему аудиосообщение с той же информацией, используя мобильный телефон (Приложение 6). Это заняло у меня около 1 минуты, а письмо я писал 30 минут. Получатель был рад сообщению в обоих случаях, но эмоции испытал разные. Преимущества письма на бумаге: есть время подумать и сформулировать свои мысли, видно нюансы почерка и оформления, доставляет особые приятные эмоции и можно сохранить на память. Преимущества аудиофайла: можно отправить, находясь в движении, слышно голос и настроение, скорость отправки и доставки. Проведя эту серию экспериментов, я сделал вывод: развитие носителей информации предоставило человеку больше возможностей, но не вытеснило бумагу.

Тема моего проекта очень актуальна в современное время. И чтобы помочь лучше ориентироваться в носителях информации и грамотно их использовать, я разработал тематический стенд, который внедрил в школьный кабинет информатики (Приложение 9). Буклеты с памяткой, как бумажный носитель информации, раздал школьникам (Приложение 8). В процессе изучения данной темы проекта у меня появился свой музей носителей информации, который также может быть использован для наглядности в образовательных целях.

Заключение

Это сложно представить, но информация стала вездесущей.

И незаметной, как воздух. Проведя исследование, я выполнил поставленную

цель, проработал все задачи и понял, что использую разные виды носителей

информации в своей повседневной жизни:

- в школе изучаю материал по бумажным учебникам

- дома читаю электронные книги

- оплачиваю покупки магнитной картой

- переношу файлы на usb-флеш-накопителе

- смотрю семейные фотографии с жесткого диска и так далее.

Каждый носитель информации обладает своими уникальными

особенностями. Выбор носителя информации зависит от наших потребностей и

приоритетов. Но без них не обойтись. Значит, моя гипотеза подтвердилась:

человек не может обойтись без носителей информации.

Список используемой литературы

1. Иевлев, П. Способы хранения данных. Как человечество хранит информацию 27.02.2024.

2. Лисиенкова, Л. Н. Обзор современных устройств хранения данных / Л. Н. Лисиенкова, Л. Ю. Комарова // Известия ТулГУ. Технические науки. – 2020. –

3. Фильчаков, И. А. Эволюция информационных носителей данных / И. А. Фильчаков, А. А. Гараев, В. В. Ермолаева. Тенденции развития науки и образования. – 2023.

4. Широва, П. Д. Эволюция информационных носителей данных / П. Д. Широва, // Science Time. – 2015

5. Широков, Ю. Вспомнить всё: современные технологии хранения цифровой информации / Ю. Широков // CTA: Современная электроника и технологии автоматизации. – 2017.

6. https://gb.ru/blog/perfokarty/ Перфокарты: когда они появились и каким образом использовались

7.https://skyeng.ru/magazine/wiki/it-industriya/chto-takoe-nositel-informatcii/ Носитель Информации — что такое. Источник - Школа английского языка Skyeng:

8.https://telegra.ph/Kak-pravilno-nazvat-fleshku-Razbiraemsya-v-terminah-i-nyuansah-11-02?ysclid=m6gh5yhz3h59506653. Как правильно называть флэшку. Разбираемся в терминах и нюансах.

9. https://www.drive2.ru/c/2820474/?ysclid=m696t1x91u71072889 От пластинки до файла: история распространения.

10. https://telegra.ph/Kakoj-nositel-informacii-samyj-dolgovechnyj-Puteshestvie-vo-vremeni-v-poiskah-samogo-dolgovechnogo-nositelya-informacii-11-14

Какой носитель информации самый долговечный.

11. https://timeweb.com/ru/community/articles/cifrovaya-informaciya-kak-mnogo-my-ee-sozdaem-i-gde-ona-hranitsya Цифровая информация: как много мы ее создаем и где она хранится.

12. https://www.publish.ru/articles/201010_15518698 История электронной книги.

Приложение 1

«Эволюция носителей информации»

Приложение 2

«Анкетирование одноклассников»

Приложение 3

«Эксперимент с историческими носителями информации»

Приложение 4

«Сравнение чтения бумажной и электронной книги»

Приложение 5

«Сравнение чтения бумажной книги и видеопросмотр»

Приложение 6

«Сравнение письма на бумажном носителе и аудио-письма»

Приложение 7

«Сравнение современных носителей информации»

Приложение 8

«Буклет для школьников»

Приложение 9

«Информационный стенд для кабинета информатики в школе»

Просмотров работы: 2