Введение
Самовыражение – это фундаментальная потребность человека в понимании своих мыслей, чувств, переживаний и индивидуальности. Это процесс, посредством которого мы заявляем о себе миру, демонстрируя свою уникальность и внутренний мир. Самовыражение играет решающую роль в идентичности, утверждении самооценки и налаживании связей с окружающими.
Искусство во всех его многообразных формах является одним из самых мощных и универсальных инструментов самовыражения. Оно предоставляет человеку возможность перевести свою возможность в видимую или слышимую форму, минуя ограничения языка и другие традиционные формы общения. Будь то живопись, музыка, танцы, театр, литература или любое другое направление творчества, искусство позволяет нам задуматься, выразить свои эмоции, осмысливать окружающий мир и делиться своим видом с другими. Искусство – одна из самых ярких областей творчества, способствующих проявлению личности. Эта сфера деятельности позволяет нам не только раскрыть свои таланты, но и вдохновлять других людей, наполнять мир красотой. Каждый может выбрать ту сферу, которая ему ближе.
Н о современный мир часто диктует жесткие стандарты и ожидания, которые могут подавлять индивидуальность и препятствовать полноценному самовыражению. Быстрый темп жизни, социальное давление, технологизация и стандартизация могут ограничить возможности творческой самореализации. Недостаток возможностей для самовыражения может привести к эмоциональным проблемам, стрессу, тревожности и чувству отчуждения. Искусство, как форма самовыражения, может служить терапевтическим средством для обработки сложных эмоций и преодоления психологических потребностей.
Но проблема в том, что в обществе искусство часто воспринимается как второстепенное занятие, хобби или развлечение, а не как инструмент для самопознания, самовыражения и развития личности. Не все люди имеют равный доступ к образованию в сфере искусства, к материалам и ресурсам для творчества, а также к пространству для самовыражения. Многие люди испытывают страх перед самовыражением из-за страха критики, осуждение или непонимания. Этот страх может быть связан с негативным опытом, связанным с давлением или низким уровнем самооценки. Современная система образования и социальные условия часто ориентированы на развитие логического мышления и выполнение заданий шаблону, что может привести к подавлению креативности и спонтанности.
Многие люди не осознают, что занятия искусством могут помочь им справиться со стрессом, тревогой, депрессией и другими эмоциональными проблемами.
Очень часто человек отказывает себе в праве на самовыражение, боясь осуждения окружающих. Внутренний критик не позволяет раскрыться творческому потенциалу, особенно если уже случались неудачные попытки. Важно помнить, что самовыражение основывается в первую очередь на ваших собственных положительных эмоциях от творчества.
Не стоит обращать внимание на негатив, если ваша деятельность приносит удовлетворение. Конструктивная же критика помогает расти в развитии талантов.
проявлять свой творческий потенциал не поздно в любом возрасте. Не позволяйте рутине жизни закрыть от вас возможность самовыражаться, смело покупайте мольберт или фотоаппарат, записывайтесь на танцы или курсы игры на музыкальных инструментах. Творческим потенциалом обладает каждый человек, важно найти что-то свое и не бояться экспериментировать.
Моя цель:
- Изучение взаимосвязи между искусством и самовыражением;
- Изучение различных форм искусства, которые могут способствовать самопознанию и самореализации;
- Изучение роли искусства в процессе самопознания личности;
Задачи:
- Провести анализ теоретических источников по теме самовыражения и искусства;
- Изучать работы самих известных художников, которые используют искусство для самовыражения;
- Изучать и рассматривать теоретические источники;
- Определить основные понятия и подходы.
-Показать свои работы.
II Основная часть
2.1.
Художники передают свои эмоции посредством искусства, используя разнообразную технику, приемы и выразительные средства. Это процесс – сложный и многогранный, включающий в себя как осознанное планирование, так и выражение. Часто художники обращаются к своему личному опыту, чтобы передать эмоции. Это может быть радость, гнев, страх, любовь, потери, переживания, последствия, связанные с конкретными проблемами.
Рассмотрим 10 художников, которое проявили свои эмоции:
Винсент Ван Гог
Нидерландский живописец и график, одна из трех главных фигур постимпрессионизма. Он использовал живопись для выражения своих традиционных эмоций, переживаний, психической нестабильности и связи с природой. Его картины – это отражение его внутреннего мира. За время десятилетней творческой деятельности Ван Гог успел написать 864 картины и почти 1200 рисунков и гравюр. Среди его работ — пейзажи, натюрморты, портреты и автопортреты. Такие как «Звездная ночь», «Подсолнухи», «Автопортрет с отрезанным ухом».Картины Ван Гога начали набирать популярность только после смерти художника. Сейчас они входят в список самых дорогих полотен мира и выставляются на обозрение широкой публики на самых престижных выставках.
Виктор Васнецов
Васнецов – выдающийся мастер бытовой и исторической живописи. Он одним из первых начал обращаться к русским былинным сюжетам, например – в картине «Богатыри». Также Васнецов расписывал храмы, создавал архитектурные эскизы и книжные иллюстрации.
Илья Репин
Несмотря на то, что Репин учился на топографа, он с раннего детства увлекался живописью и даже поступил в подмастерья к иконописцам. Сложно поверить, но поступить в Академию художеств ему удалось не сразу. Что не помешало ему там преподавать спустя года.
Иван Шишкин
Любитель путешествий, Шишкин воспевал в своих картинах красоту природы родных земель. За это его даже прозвали царем леса, потому что именно лесные мотивы – основные в его творчестве. Не все знают, но Шишкин был еще и профессиональным художником-гравером.
Михаил Врубель
За свою не самую продолжительную жизнь Врубель успел поработать во всех видах и жанрах изобразительного искусства. Долгое время его творческие искания не находили поддержки современников. Среди самых примечательных картин русского художника – «Демон сидящий», «Демон поверженный».
Андрей Рублев
Один из самых главных иконописцев русской школы, канонизированный в лике преподобных. Самая знаменитая работа Рублева – икона «Троица». О его жизни известно совсем немного, но вот его творчество заслуженно находится на вершине мирового искусства.
Василий Верещагин
Выдающийся баталист своей эпохи, Верещагин вдохновил многих последователей по всему миру. Его картина «Апофеоз войны» стала по настоящему культовой и одной из самых узнаваемых в русской живописи.
Исаак Левитан
В мире искусства Левитан прославился мастерским исполнением реалистичных пейзажей. Его знаменитые полотна – «Березовая роща», «Солнечный день. Весна», «Вечерний звон» и другие.
Иван Айвазовский
Айвазовского можно по праву называть самым известным маринистом в мире. В основе его работ – буйство морской стихии во всей красе. А особенность его творчества в том, что он не писал свои картины с натуры – только по памяти.
Михаил Нестеров
Своей лучшей картиной Нестеров считал «Видение отроку Варфоломею». И ничего удивительного, на выставке передвижников она произвела настоящий фурор. Кроме того, авторству Нестерова принадлежит уникальный пейзажный стиль, названный в его честь.
Богатое разнообразие культуры, истории и природы нашли свое отражение в творчестве живописцев и графиков. Их работы вдохновляют не одно поколение последователей и завораживают ценителей искусства. Художники использовали цвет, форму и текстуру для передачи своих эмоций.
Искусство также служило платформой для высказываний по поводу социальных и политических проблем. Самовыражение через художественные образы активизирует различные зоны мозга, что положительно влияет на развитие интеллекта. Искусство может выражать и коллективные идеи и ценности. Художники используют его, чтобы вызвать диалог о социальных темах, политики, культуре и других аспектах общества.
Независимо от выбранной формы, искусство помогает человеку раскрыть свой внутренний мир, найти свой голос и поделиться им с окружающим
Но самовыражение выражают не только через картины, но и через музыку тоже.
2.2. Рассмотрим 3 русских композиторов:
Михаил Глинка
Глинку считают отцом русской классической музыки. Он учился у иностранцев и много изучал европейскую музыку, но он одним из первых попытался найти свой собственный язык и жанр на русском материале. До Глинки русские оперы заимствовали зарубежные (в основном итальянские) сюжеты и музыку. Он же сочинил национальные оперы, поразившие общество и оказавшие огромное влияние на следующие поколения композиторов, включая великого Чайковского. Именно Глинка впервые выбрал для своих произведений русскую литературную основу, например, превратил в оперу поэму «Руслан и Людмила» Александра Пушкина. Он также собирал национальные мелодии и напевы разных народов России и включал их в работы. Его опера «Иван Сусанин» стала одной из первых исторических опер на родине. Композитор переосмыслил популярный сюжет начала XVII века, обросший мифами, о том, как крестьянин Сусанин совершил подвиг – не выдал польским интервентам место, где прятался новый царь Михаил Романов, и увел их плутать по лесной чаще.Одна из самых известных работ Глинки – «Патриотическая песня» считается квинтэссенцией его творческих поисков в передаче в музыке понятия «русский характер». Мелодия легла даже в основу гимна России (в 1990–2000 годах).
Петр Чайковский
Играть на рояле будущего гениального композитора учила нанятая родителями бывшая крепостная. В детстве он особенно любил Моцарта, а потом стал настоящим фанатом итальянской оперы. Сложно переоценить то значение, которое Чайковский имел для всей русской культуры. Для музыки он был чем-то вроде Пушкина для литературы – сочинил признанные и широко известные шедевры в самых разных жанрах. В его портфолио – десять опер, три балета, семь симфоний, а также несчетное количество самых разных произведений для оркестров и отдельных инструментов.Балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» известны на весь мир, и многие мелодии из них прекрасно узнаваемы даже теми, кто не увлекается музыкой. А Концерт для фортепиано с оркестром №1 – одна из самых известных симфонических мелодий, которая даже играла вместо национального гимна, когда российские спортсмены поднимались на пьедестал Олимпиады 2020 в Токио и 2022 в Пекине.Огромный успех имела опера «Евгений Онегин», поставленная на сцене императорского театра в Петербурге. Ходили легенды, что над мелодиями Чайковского обливался слезами Лев Толстой. Его высоко ценил и император Александр III, любитель всего «русского».
Игорь Стравинский
Мировую известность Стравинскому принесли три балета, которые он написал для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в начале 1910-х – «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». В них он активно использовал фольклорные темы, столь популярные в то время у авангардных деятелей. Позже композитор увлекся неоклассицизмом и стилизацией старинных барочных и романтических мотивов, написал в итальянском стиле балет «Пульчинелла», оперу «Царь Эдип» и «Персефона». Позднее же творчество (многократно раскритикованное) было связано с экспериментами и сложной серийной техникой додекафонии.Несмотря на то что композитор эмигрировал из России перед Первой мировой войной (жил в Европе, а потом с началом Второй мировой переехал в США), он до конца жизни считал себя русским композитором. В 1962 году приезжал с концертами в Москву и Ленинград.
III Практическая работа
Живопись помогает выразить внутренние чувства и переживания, которые сложно передать словами. Визуальные образы могут отражать глубокие эмоции, помогая людям лучше понять себя и окружающий мир. Музыка, в свою очередь, способна не только развлекать, но и лечить, улучшая настроение и снижая уровень стресса.
Я подросток, а это значит, что частая перемена настроения, для меня это нормальное явление. Я научилась справляться со своими эмоциями с помощью рисования. Включаю музыку в наушниках, я начинаю рисовать. Каждый раз это новые картины. Они все разные, зависит от моего настроения. Иногда это мультяшные герои, а иногда это виды «уставшего» города. В это время, в наушниках у меня музыка тоже разная.
Для рисования у меня всегда есть холсты, краски акриловые и кисти разных размеров.
Свою первую картину я нарисовала в 6 классе. Это было изображение моей любимой кошки (6 фото). До этого я раскрашивала по номерам (фото 2 и фото 3). Это конечно очень интересно, но не так. Ведь только когда ты начинаешь рисовать «душой» и «сердцем», тогда и рисуется приятно, и получается красиво.
В начале учебного года, я нарисовала на холсте картину мультяшного персонажа. Картина имеет холодноватый оттенок, с нарисованным выдуманным персонажем. В тот момент, я чувствовала радость ,от удачно пройденных каникул. Теперь когда я ее вижу, она вызывает у меня отличное настроение (фото 1).
В процессе работы я экспериментировала с различными методами, рисовала цвета и искала наиболее выразительные способы передачи веселого настроения. Я хотела создать не просто мультяшного персонажа, а передать его чувства и впечатления.
На картине изображен синий мультяшный персонаж на белом фоне. Синяя шерстка, светлое брюхо, зеленые глаза.
Это была моя вторая картина на холсте, и когда у меня все получилось я стала больше рисовать. Иногда мне было трудно рисовать на холсте, иногда я чувствовала неуверенность в своих силах. Но я старалась не сдаваться и продолжать работать, даже если результат не всегда меня удовлетворял.
Эта работа стала для меня не только способом выразить свои чувства, но и, похоже, лучше понять себя и свое отношение к окружающему миру.
Следующую картину я нарисовала, для «Благотворительной ярмарки». Нарисовала собаку, которую хотела бы иметь у себя дома. Очень надеюсь, что она принесет радость другому человеку. (фото 4 и фото 5)
3.1. Результат практической деятельности
Живопись мне помогает выразить внутренние чувства и переживания, которые сложно передать словами. Визуальные образы могут отражать глубокие эмоции, помогая моим родным лучше понять меня. Например, использование цвета, формы и текстуры может передавать сложные эмоциональные состояния, такие как радость, печаль, тревога или умиротворение. Живописные произведения Ван Гога, с их яркими, почти вибрирующими цветами и энергичными мазками, служат ярким примером того, как художник может передавать свои внутренние состояния через искусство. Музыка, в свою очередь, способна не только развлекать, но и лечить, улучшая настроение и снижая уровень стресса.
Все мои картины, это отражение моего внутреннего мира. Для подростка очень важно найти себе достойное занятие. Я не ходила в художественную школу ,я учусь рисовать сама и мне это нравится. Рисую то, что хочу на данный момент. Таким образом я самовыражаюсь.
Создавая этот проект, я задалась вопросом, а как справляются со своими эмоциями мои сверстники? Я задала несколько вопросов и получила ответы. (Диаграмма №1)
Проведя свое мини исследование, я пришла к выводу, что многим моим сверстникам, ближе живопись и искусство, как и мне.
V Заключение
В большинстве случаев подростки проявляют свое «я» через внешность. Новый стиль, причёска, макияж, пирсинг, татуировки, полное погружение в какую-либо субкультуру — способы самовыражения, которые могут быть понятны не всем.
Существует также много способов самовыражения помимо яркой нестандартной внешности.
Ребята, которые умеют направлять свою энергию в творчество или спорт, переносят все страдания, переживания или обиды в музыку, рисунки, граффити, борьбу, танцы, разряжаются на футбольном поле или в спортивном зале. Большую роль в этом играют родители, которые успевают вовремя
переключить внимание подростка, сориентировать его. Общественная работа, самодеятельность, участие в жизни школы так же занимает много времени и дает правильные установки в жизни.
В рамках данного проекта было проведено исследование роли искусства как мощного инструмента самовыражения, его вклад в развитие личности и его значение для современного общества. Целью проекта являлось изучение взаимосвязей между искусством и самовыражением, анализ различных форм искусства как средств самовыражения, определение роли искусства в развитии личности, а также практическое создание художественных произведений, отражение личного опыта.
В ходе теоретического исследования было установлено, что искусство является одним из наиболее эффективных и доступных средств для выражения внутреннего мира человека. Оно позволяет преодолевать языковые и культурные барьеры, обеспечивает сложные эмоции, мысли и атмосферу.
Искусство – это не просто развлечение, это государственный инструмент, позволяющий человеку познать себя, выразить свои эмоции и чувства, а также внести свой вклад в развитие общества. Занятие искусством направлены на развитие креативного мышления, эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков. Я рекомендую всем, кто занимается самопознанием и самореализацией, обратить внимание на искусство и найти свой способ самовыражения через творчество.
Психология искусства изучает, как процесс создания и восприятия художественных произведений влияет на наше мышление и чувства. Создавая искусство, люди могут исследовать свои подсознательные мысли и эмоции, что помогает лучше понять себя. Это особенно актуально в арт-терапии, где создание художественных произведений используется как метод лечения и реабилитации. Арт-терапия позволяет людям выразить свои чувства, которые они могут не осознавать или не могут выразить вербально, и таким образом способствует их эмоциональному исцелению.
Искусство оказывает значительное влияние на наше эмоциональное состояние и психическое здоровье. Исследования показывают, что взаимодействие с искусством может снижать уровень стресса, повышать настроение и улучшать общее самочувствие. Просмотр произведений искусства в музеях и галереях, прослушивание музыки или участие в театральных постановках помогает людям расслабиться и отвлечься от повседневных забот.
Сейчас очень модно рисовать картины с помощью интернет программ, но самые лучшие картины те, которые созданы руками человека. В которой лежит «душа» художника. Ведь она изображена с помощью эмоций, проявления чувств и самореализации человека.
Начать заниматься искусством может каждый, независимо от возраста и уровня подготовки. Важно лишь желание и готовность экспериментировать. На моем примере, можно попробовать.
Для начала определите, какая форма искусства вас привлекает больше всего — живопись, графика, скульптура, музыка, танец или литература. Пробуйте разные направления, чтобы понять, что именно нравится. Создайте себе комфортное место для творчества. Для живописи нужны кисти, краски и холсты, для графики — карандаши и бумага, для музыки — инструмент или программное обеспечение для создания музыки.
Регулярность — ключ к успеху. Постарайтесь выделять время для творчества каждый день или хотя бы несколько раз в неделю. Записывайте свои идеи, создавайте эскизы, экспериментируйте с различными техниками и стилями. Не бойтесь ошибаться и исправлять свои работы — это естественная часть процесса обучения и самовыражения.
Для живописи начните с простых упражнений на смешивание цветов. Попробуйте нарисовать абстрактные композиции, используя разные цвета и формы. Это поможет вам понять, как работают краски и кисти, и разовьет ваше чувство композиции и цветового баланса.
В графике начните с простых набросков. Изучите основные техники штриховки и линий. Попробуйте создать серию рисунков на одну тему, используя только карандаш. Это поможет развить руку и глаз, а также научиться передавать объём и текстуру с помощью простых линий.
Искусство — это мощный инструмент самовыражения, который доступен каждому. Начните с малого, регулярно практикуйтесь и не бойтесь экспериментировать. С течением времени вы обнаружите, что искусство помогает вам лучше понять себя и выразить свои внутренние миры.
Занимаясь творчеством, люди могут выражать свои чувства и переживания, что способствует снятию эмоционального напряжения и улучшению настроения.
Список литературы
1. https://lafoy.ru/russkie-hudozhniki-4154
2. https://chatgptchatapp.com/
3. https://dzen.ru/a/ZNNDHggFT3yzPL7o
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ван_Гог,_Винсент
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 фото 2 фото
3 фото
4 фото 5 фото
6 фото
Диаграмма №1