Введение
«Каждое сердце должно быть маленьким садом», – писала в своём дневнике государыня императрица Александра Фёдоровна. С этой фразы 9 июня 2018 года началась торжественная церемония открытия детского дошкольного учреждения, которое так и назвали – «Сад сердца». Воспитанником этого православного детского сада во имя Царственных страстотерпцев являлась и я.
Рис.1
Сейчас я ученица 3 класса и в следующем учебном году у нас будет по программе новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». У нас с классным руководителем появилось желание выполнить что-то необычное, в меру интересное и занимательное. Посоветовавшись с родителями и учителем, возникла идея составить рабочие листы к технологическим картам, выполнить рисунки святынь Белогорья, написать стихи. Данный материл будет прекрасным наглядным пособием кабинета, учебного класса, библиотеки или мероприятия, посвященного этим архитектурным сооружениям.
Цель проекта: изучить культурно-историческое наследие Белгородчины, православные памятники
Задачи проекта:
Выбрать объекты.
Разработать технологическую документацию.
Изучить графические редакторы для создания рабочего листа.
Заполнить рабочий лист заданиями.
Закончить работу, сохранить результат.
Выполнить рисунки на листе ватмана.
Объект исследования: какой материал использовать в рабочих листах?
Предмет исследования: составление рабочих листов.
Гипотеза: возможно ли самостоятельно составить задания для рабочих листов, чтобы побудить интерес к изучаемой теме, превращая обучение в увлекательное исследование.
Методы проекта: поисковый, творческий, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, анкетирование. Собраны сведения, сделаны необходимые наблюдения, проведены опрос и практическая работа по составлению рабочих листов.
Актуальность и востребованность. Воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей современного образования. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей, сохранения традиционных духовных ценностей, становятся особенно актуальными на современном этапе развития.
Рабочие листы – это задания, требующие умение анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. С их помощью теоретические основы материала изучаются на примерах, различных практических заданий. Учащиеся добывают знания самостоятельно и сравнивают свои выводы с теоретическими данными из учебника или других источников.
Теоретическая часть
Проектная работа посвящена изучению духовно-нравственного воспитания детей посредством знакомства с историко-культурным наследием Святого Белогорья, регионом, в котором веками сохранялись традиции православной веры. Белогорье, охватывающее территорию современного Белгородского края, занимает стратегическое положение на юге центральной России, недалеко от границы с Украиной. Это пространство богато памятниками архитектуры и духовности, которые не только отражают исторические этапы становления православной культуры, но и являются живыми свидетелями перемен в общественной жизни региона. Так, например, Николо-Иоасафовский собор, расположенный в самом центре Белгорода, демонстрирует уникальное сочетание традиций и новаторских решений в архитектуре, получив статус кафедрального собора еще в 1962 году, а в 1990 году обрёл своё современное наименование. Географическое положение Белгорода, являющегося духовным центром епархии, обусловило его роль в формировании культурного пространства, где храмовые сооружения становились оплотом нравственных ценностей.
В условиях стремительного развития информационных технологий и глобализации дети всё чаще теряют связь с родными традициями, что сказывается на их духовном и нравственном воспитании. На фоне социальных и культурных вызовов современности актуальность использования историко-культурного наследия становится особенно заметной. Белогорье, с его богатой историей и выдающимися памятниками – Преображенским кафедральным собором, Свято-Троицким Холковским мужским монастырём и Николо-Иоасафовским собором – является примером территории, где духовность и культура переплетаются в единой системе ценностей.
Цель работы заключается в анализе влияния знакомства с историко-культурным наследием Святынь Белогорья на духовно-нравственное воспитание детей. В основе данного исследования лежит идея, что интеграция информации о таких памятниках, как Николо-Иоасафовский собор, Преображенский кафедральный собор и Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь, в образовательный процесс способна обогатить внутренний мир детей, способствовать формированию у них устойчивых моральных принципов и укреплению чувства национальной и культурной идентичности.
Для реализации поставленной цели необходимо провести комплексное изучение историко-архитектурного наследия объектов, входящих в концепцию «Святыни Белогорья», с анализом их культурного и духовного значения для региона. В рамках работы следует изучить архивные документы, научные труды, мемуары и статьи, отражающие историю возникновения и развития каждого из объектов, а также провести сравнительный анализ современных педагогических методик, направленных на духовное воспитание.
Гипотеза, выдвигаемая в ходе работы, утверждает, что систематическое ознакомление детей с историей и духовными традициями Святынь Белогорья оказывает положительное воздействие на их духовно-нравственное развитие.
В исследовании планируется использовать междисциплинарный подход, объединяющий методы историко-архивного анализа, контент-анализа образовательных программ, а также качественные методы сбора эмпирических данных, такие как интервью, анкетирование педагогов и наблюдения за детьми в процессе работы с материалами, проведение уроков с использованием составленных рабочих листов.
Практическая значимость и востребованность проекта. Результаты исследования представляют практический интерес для образовательных учреждений, стремящихся интегрировать элементы духовно-нравственного воспитания в учебный процесс. Разработанные методические рекомендации и рабочие листы помогут педагогам не только познакомить детей с историей и архитектурой святынь, но и сформировать у них глубокое уважение к культурным традициям своего региона.
1.1. Николо-Иоасафский собор. В исследованиях, посвящённых архитектурному и духовному наследию Белогорья, рассматривается Николо-Иоасафский собор как один из древнейших храмовых комплексов, сохраняющих традиции православной архитектуры региона. Историко-культурный анализ этого храма демонстрирует его развитие на протяжении столетий, отражая сложные процессы адаптации архитектурных форм под требования времени [6, с. 112]. Сведения, представленные в трудах Федотова, подчёркивают, что реликвии святого праведного Иоасафа Белгородского стали важным элементом идентичности верующих, что находит подтверждение в анализе Кобеца [1, с. 37].
1.2. Спасо-Преображенский кафедральный собор является объектом пристального внимания исследователей, изучающих динамику церковного зодчества в Белгородской области. Архитектурное наследие, описанное Романовым, иллюстрирует сложное переплетение стилистических влияний XVII–XIX веков, что свидетельствует о богатстве культурного диалога между традициями и новаторскими решениями [3, с. 178]. Оценка материалов, представленных в исследовании Петровой, позволяет проследить развитие духовно-просветительской программы, охватывающей не только исторический аспект, но и современные тенденции в сохранении реликтовых традиций [2, с. 45].
1.3. Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь, рассматриваемый в работах Семёнова, представляет собой сложный комплекс, в котором переплетаются архитектурные решения и духовное содержание. Историко-культурологическое исследование монастыря демонстрирует, что его структура и планировка являются отражением традиций, унаследованных от древнерусского зодчества, что подтверждается анализом источников Попова [5, с. 98]. Рассмотрение статистических данных о сохранении архитектурных памятников Белогорья подчёркивает, что динамика реставрационных мероприятий непосредственно влияет на долговечность культурного наследия [4, с. 73].
Анализ архитектурных особенностей Белгородской области, выполненный Романовым, свидетельствует о том, что формирование облика городских храмов происходило под влиянием как внутренних традиций, так и внешних культурных импульсов. Архитектурные решения, выявленные в исследованиях, позволяют рассматривать Белгород как уникальное явление, где каждое здание несёт отпечаток своей эпохи и отражает разнообразие форм церковного зодчества [3, с. 201]. Прямые цитаты из данного исследования, например, «архитектурное наследие Белгородчины является зеркалом исторических процессов, протекающих в регионе» [3, с. 55], подчёркивают наличие глубокого символического смысла в материале. Текст Федотова раскрывает духовное наследие Белгорода, демонстрируя, что исторические памятники города и области играют роль в формировании духовной идентичности местного населения. Сопоставление данных о реликвиях и архитектурных элементах Николо-Иоасафовского собора позволяет утверждать, что храмовые традиции тесно связаны с социально-культурными процессами, происходящими в регионе [6, с. 156]. Исследование проводилось с использованием современных методологических подходов, включающих статистический анализ реставрационных мероприятий, что позволяет говорить о точных числовых показателях сохранения культурного наследия.
Практическая часть. Разработка рабочих листов
Автором рисунков и стихотворений является Шингарёва Полина
Рисунки
Рис.4 Николо-Иоасафский собор
Рис.5
Спасо-Преображенский кафедральный собор
Рис.6 Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь
2.2. Стихи
«Ангел»
Белгород ангел святой охраняет,
У города края возвысился он.
От бед и несчастий людей защищает,
Хранит от напастей с разных сторон.
Лик его в небе над нами сияет,
И крыльями ангел весь город укрыл.
Кто верит, тот силу Божию знает,
И знает, что Белгород он не забыл.
«Сила молитвы»
В тишине, где мысли находят покой,
Приходим мы к Богу с сердечной мольбой.
Молитва струится к небу рекой,
И в сердце мне Бог говорит «Я с тобой».
Есть сила одна, что сильнее всего,
Влияние силы той велико.
Даже если на сердце темно и тревожно,
Сила молитвы творит невозможное.
Когда мы молитвой свой ум занимаем,
Мрачность душевная отступает.
И в сердце приходит любовь и надежда,
И веры огонь сияет как прежде.
«Вера, Надежда и Любовь»
Храм наш уютный — большая семья.
Святые связаны с ним имена.
Вера, как факел, путь освещает,
Тьму разгоняет, надежду вселяет.
Словно якорь, Надежда в бушующем море,
На плаву нас удержит в счастье и горе.
Любовь словно солнце всех согревает
Милосердию учит и жить помогает.
А мать их София оберегает,
Мудростью Божией мир наполняет.
«Святая Белгородчина»
Святой Иоасаф имел Божию силу,
Духовности путь его с детства манил.
Сама Богородица благословила,
Послушником Господа стать он решил.
Промысел Божий не будет случайным —
На Белгородчину распределил.
Святою земля наша стала бескрайняя,
Святитель ее как отец полюбил.
***
Восемь лет собор Преображенский был закрыт,
Но двери распахнул!
Он от бед и вражеских нашествий защищал, надежду нам вернул!
Поврежден, не сломлен — Божья сила!
Символ веры в городе родном!
Так людей молитва победила,
Ангельским в войну согрев крылом!
***
В области нашей есть монастырь,
Пещерный и главная он из святынь!
Донской Богородицы действует храм
Прийти помолиться всегда можно нам…
Наверху возвышается холм меловой,
Восхищая туристов своей красотой!
Там часовня Владимира князя стоит
И в ней колокол на всю округу звенит!
***
Храм родной, где царство Божье
Нет роднее и милей.
Чиста душа во время службы
И вьётся ангел надо мной.
Икона, ладан, миро, крест
И Божьих сил не перечесть.
Мерцают свечи в полумгле,
Как звёзды яркие во мгле.
А Бог наш мир оберегает,
Храня от злых, недобрых сил.
И каждый точно это знает,
Кто веру в сердце сохранил.
Загадки
1. Словно птицы пение, звенит по воскресениям (Колокол)
2. Мы перед сном ее читаем и благодать мы обретаем (Молитва).
3. Невидимые духи стучат ко мне в окно, приносят радость, счастье к нам в дом под Рождество (Ангелы)
4. В окошко снег стучится, а праздник Божий длится, когда звезда взойдет, то будем веселиться (Рождество)
5. На груди всегда со мной с Божьей силой неземной (Крест)
6. И вот в сердце, как в храме, открытом,
Она загорается – надежды заря,
Светит для путников скрытых,
Ведёт их по жизни в объятья добра (Свеча)
Материал, автором которого я являюсь, можно использовать для внеклассных мероприятий, уроков ОРКСЭ, при изучении родного края. Что доказывает мою гипотезу!
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что интеграция изучения историко-культурного наследия Святынь Белогорья в образовательный процесс является эффективным инструментом духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Исследование подтверждает, что знакомство с памятниками, такими как Николо-Иоасафовский собор, Преображенский кафедральный собор и Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь, способствует формированию устойчивых нравственных ценностей, развитию чувства принадлежности к родной культуре и усилению духовной идентичности. Разработанные методические рекомендации и рабочие листы могут служить практическим руководством для педагогов, позволяя адаптировать древние традиции к современным образовательным потребностям. Такой междисциплинарный подход является актуальным в контексте глобальных социальных изменений и стремления к сохранению духовного наследия, что подтверждают, как исторические исследования, так и современные краеведческие проекты в Белгородской области.
Список литературы
Кобец, О. А. История обретения реликвий святого праведного Иоасафа Белгородского [Текст] / О. А. Кобец // Православная жизнь. – 2023. – № 10. – С. 34-42. – 125 с.
Небесный покровитель Белогорья: сценарий духовно-просветительской программы [Документ] / сост. Е. В. Петрова. – Белгород: БелГУ, 2022. – 72 с.
Романов, А. В. Архитектурное наследие Белгородчины XVII-XIX веков [Текст] / А. В. Романов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2021. – 256 с.
Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь: историко-культурологическое исследование [Текст] / под ред. Д. А. Семенова. – Белгород: Изд-во "Сфера", 2022. – 192 с.
Троицкий собор. Храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры [Альбом] / авт.-сост. М. Ю. Попов. – Москва: Паломник, 2021. – 144 с.
Федотов, М. В. Духовное наследие Белгорода: от древности до современности [Текст] / М. В. Федотов. – Белгород: БелГУ, 2020. – 312 с.
Приложения