Святыни Белогорья

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Святыни Белогорья

Шингарёва П.А. 1
1ОГАОУ ОК "Алгоритм Успеха"
Никитина Г.П. 1
1ОГАОУ ОК "Алгоритм Успеха"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Каждое сердце должно быть маленьким садом», – писала в своём дневнике государыня императрица Александра Фёдоровна. С этой фразы 9 июня 2018 года началась торжественная церемония открытия детского дошкольного учреждения, которое так и назвали – «Сад сердца». Воспитанником этого православного детского сада во имя Царственных страстотерпцев являлась и я.

Рис.1

Сейчас я ученица 3 класса и в следующем учебном году у нас будет по программе новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». У нас с классным руководителем появилось желание выполнить что-то необычное, в меру интересное и занимательное. Посоветовавшись с родителями и учителем, возникла идея составить рабочие листы к технологическим картам, выполнить рисунки святынь Белогорья, написать стихи. Данный материл будет прекрасным наглядным пособием кабинета, учебного класса, библиотеки или мероприятия, посвященного этим архитектурным сооружениям.

Цель проекта: изучить культурно-историческое наследие Белгородчины, православные памятники

Задачи проекта:

  1. Выбрать объекты.

  2. Разработать технологическую документацию.

  3. Изучить графические редакторы для создания рабочего листа.

  4. Заполнить рабочий лист заданиями.

  5. Закончить работу, сохранить результат.

  6. Выполнить рисунки на листе ватмана.

Объект исследования: какой материал использовать в рабочих листах?

Предмет исследования: составление рабочих листов.

Гипотеза: возможно ли самостоятельно составить задания для рабочих листов, чтобы побудить интерес к изучаемой теме, превращая обучение в увлекательное исследование.

Методы проекта: поисковый, творческий, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, анкетирование. Собраны сведения, сделаны необходимые наблюдения, проведены опрос и практическая работа по составлению рабочих листов.

Актуальность и востребованность. Воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей современного образования. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей, сохранения традиционных духовных ценностей, становятся особенно актуальными на современном этапе развития.

Рабочие листы – это задания, требующие умение анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. С их помощью теоретические основы материала изучаются на примерах, различных практических заданий. Учащиеся добывают знания самостоятельно и сравнивают свои выводы с теоретическими данными из учебника или других источников.

  1. Теоретическая часть

Проектная работа посвящена изучению духовно-нравственного воспитания детей посредством знакомства с историко-культурным наследием Святого Белогорья, регионом, в котором веками сохранялись традиции православной веры. Белогорье, охватывающее территорию современного Белгородского края, занимает стратегическое положение на юге центральной России, недалеко от границы с Украиной. Это пространство богато памятниками архитектуры и духовности, которые не только отражают исторические этапы становления православной культуры, но и являются живыми свидетелями перемен в общественной жизни региона. Так, например, Николо-Иоасафовский собор, расположенный в самом центре Белгорода, демонстрирует уникальное сочетание традиций и новаторских решений в архитектуре, получив статус кафедрального собора еще в 1962 году, а в 1990 году обрёл своё современное наименование. Географическое положение Белгорода, являющегося духовным центром епархии, обусловило его роль в формировании культурного пространства, где храмовые сооружения становились оплотом нравственных ценностей.

В условиях стремительного развития информационных технологий и глобализации дети всё чаще теряют связь с родными традициями, что сказывается на их духовном и нравственном воспитании. На фоне социальных и культурных вызовов современности актуальность использования историко-культурного наследия становится особенно заметной. Белогорье, с его богатой историей и выдающимися памятниками – Преображенским кафедральным собором, Свято-Троицким Холковским мужским монастырём и Николо-Иоасафовским собором – является примером территории, где духовность и культура переплетаются в единой системе ценностей.

Цель работы заключается в анализе влияния знакомства с историко-культурным наследием Святынь Белогорья на духовно-нравственное воспитание детей. В основе данного исследования лежит идея, что интеграция информации о таких памятниках, как Николо-Иоасафовский собор, Преображенский кафедральный собор и Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь, в образовательный процесс способна обогатить внутренний мир детей, способствовать формированию у них устойчивых моральных принципов и укреплению чувства национальной и культурной идентичности.

Для реализации поставленной цели необходимо провести комплексное изучение историко-архитектурного наследия объектов, входящих в концепцию «Святыни Белогорья», с анализом их культурного и духовного значения для региона. В рамках работы следует изучить архивные документы, научные труды, мемуары и статьи, отражающие историю возникновения и развития каждого из объектов, а также провести сравнительный анализ современных педагогических методик, направленных на духовное воспитание.

Гипотеза, выдвигаемая в ходе работы, утверждает, что систематическое ознакомление детей с историей и духовными традициями Святынь Белогорья оказывает положительное воздействие на их духовно-нравственное развитие.

В исследовании планируется использовать междисциплинарный подход, объединяющий методы историко-архивного анализа, контент-анализа образовательных программ, а также качественные методы сбора эмпирических данных, такие как интервью, анкетирование педагогов и наблюдения за детьми в процессе работы с материалами, проведение уроков с использованием составленных рабочих листов.

Практическая значимость и востребованность проекта. Результаты исследования представляют практический интерес для образовательных учреждений, стремящихся интегрировать элементы духовно-нравственного воспитания в учебный процесс. Разработанные методические рекомендации и рабочие листы помогут педагогам не только познакомить детей с историей и архитектурой святынь, но и сформировать у них глубокое уважение к культурным традициям своего региона.

1.1. Николо-Иоасафский собор. В исследованиях, посвящённых архитектурному и духовному наследию Белогорья, рассматривается Николо-Иоасафский собор как один из древнейших храмовых комплексов, сохраняющих традиции православной архитектуры региона. Историко-культурный анализ этого храма демонстрирует его развитие на протяжении столетий, отражая сложные процессы адаптации архитектурных форм под требования времени [6, с. 112]. Сведения, представленные в трудах Федотова, подчёркивают, что реликвии святого праведного Иоасафа Белгородского стали важным элементом идентичности верующих, что находит подтверждение в анализе Кобеца [1, с. 37].

1.2. Спасо-Преображенский кафедральный собор является объектом пристального внимания исследователей, изучающих динамику церковного зодчества в Белгородской области. Архитектурное наследие, описанное Романовым, иллюстрирует сложное переплетение стилистических влияний XVII–XIX веков, что свидетельствует о богатстве культурного диалога между традициями и новаторскими решениями [3, с. 178]. Оценка материалов, представленных в исследовании Петровой, позволяет проследить развитие духовно-просветительской программы, охватывающей не только исторический аспект, но и современные тенденции в сохранении реликтовых традиций [2, с. 45].

1.3. Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь, рассматриваемый в работах Семёнова, представляет собой сложный комплекс, в котором переплетаются архитектурные решения и духовное содержание. Историко-культурологическое исследование монастыря демонстрирует, что его структура и планировка являются отражением традиций, унаследованных от древнерусского зодчества, что подтверждается анализом источников Попова [5, с. 98]. Рассмотрение статистических данных о сохранении архитектурных памятников Белогорья подчёркивает, что динамика реставрационных мероприятий непосредственно влияет на долговечность культурного наследия [4, с. 73].

Анализ архитектурных особенностей Белгородской области, выполненный Романовым, свидетельствует о том, что формирование облика городских храмов происходило под влиянием как внутренних традиций, так и внешних культурных импульсов. Архитектурные решения, выявленные в исследованиях, позволяют рассматривать Белгород как уникальное явление, где каждое здание несёт отпечаток своей эпохи и отражает разнообразие форм церковного зодчества [3, с. 201]. Прямые цитаты из данного исследования, например, «архитектурное наследие Белгородчины является зеркалом исторических процессов, протекающих в регионе» [3, с. 55], подчёркивают наличие глубокого символического смысла в материале. Текст Федотова раскрывает духовное наследие Белгорода, демонстрируя, что исторические памятники города и области играют роль в формировании духовной идентичности местного населения. Сопоставление данных о реликвиях и архитектурных элементах Николо-Иоасафовского собора позволяет утверждать, что храмовые традиции тесно связаны с социально-культурными процессами, происходящими в регионе [6, с. 156]. Исследование проводилось с использованием современных методологических подходов, включающих статистический анализ реставрационных мероприятий, что позволяет говорить о точных числовых показателях сохранения культурного наследия.

  1. Практическая часть. Разработка рабочих листов
    Автором рисунков и стихотворений является Шингарёва Полина

    1. Рисунки

Рис.4 Николо-Иоасафский собор

Рис.5

Спасо-Преображенский кафедральный собор

Рис.6 Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь

2.2. Стихи

«Ангел»

Белгород ангел святой охраняет,

У города края возвысился он.

От бед и несчастий людей защищает,

Хранит от напастей с разных сторон.

Лик его в небе над нами сияет,

И крыльями ангел весь город укрыл.

Кто верит, тот силу Божию знает,

И знает, что Белгород он не забыл.

«Сила молитвы»

В тишине, где мысли находят покой,

Приходим мы к Богу с сердечной мольбой.

Молитва струится к небу рекой,

И в сердце мне Бог говорит «Я с тобой».

Есть сила одна, что сильнее всего,

Влияние силы той велико.

Даже если на сердце темно и тревожно,

Сила молитвы творит невозможное.

Когда мы молитвой свой ум занимаем,

Мрачность душевная отступает.

И в сердце приходит любовь и надежда,

И веры огонь сияет как прежде.

«Вера, Надежда и Любовь»

Храм наш уютный — большая семья.

Святые связаны с ним имена.

Вера, как факел, путь освещает,

Тьму разгоняет, надежду вселяет.

Словно якорь, Надежда в бушующем море,

На плаву нас удержит в счастье и горе.

Любовь словно солнце всех согревает

Милосердию учит и жить помогает.

А мать их София оберегает,

Мудростью Божией мир наполняет.

«Святая Белгородчина»

Святой Иоасаф имел Божию силу,

Духовности путь его с детства манил.

Сама Богородица благословила,

Послушником Господа стать он решил.

Промысел Божий не будет случайным —

На Белгородчину распределил.

Святою земля наша стала бескрайняя,

Святитель ее как отец полюбил.

***

Восемь лет собор Преображенский был закрыт,

Но двери распахнул!

Он от бед и вражеских нашествий защищал, надежду нам вернул!

Поврежден, не сломлен — Божья сила!

Символ веры в городе родном!

Так людей молитва победила,

Ангельским в войну согрев крылом!

***

В области нашей есть монастырь,

Пещерный и главная он из святынь!

Донской Богородицы действует храм

Прийти помолиться всегда можно нам…

Наверху возвышается холм меловой,

Восхищая туристов своей красотой!

Там часовня Владимира князя стоит

И в ней колокол на всю округу звенит!

***

Храм родной, где царство Божье

Нет роднее и милей.

Чиста душа во время службы

И вьётся ангел надо мной.

Икона, ладан, миро, крест

И Божьих сил не перечесть.

Мерцают свечи в полумгле,

Как звёзды яркие во мгле.

А Бог наш мир оберегает,

Храня от злых, недобрых сил.

И каждый точно это знает,

Кто веру в сердце сохранил.

    1. Загадки

1. Словно птицы пение, звенит по воскресениям (Колокол)

2. Мы перед сном ее читаем и благодать мы обретаем (Молитва).

3. Невидимые духи стучат ко мне в окно, приносят радость, счастье к нам в дом под Рождество (Ангелы)

4. В окошко снег стучится, а праздник Божий длится, когда звезда взойдет, то будем веселиться (Рождество)

5. На груди всегда со мной с Божьей силой неземной (Крест)

6. И вот в сердце, как в храме, открытом,

Она загорается – надежды заря,

Светит для путников скрытых,

Ведёт их по жизни в объятья добра (Свеча)

Материал, автором которого я являюсь, можно использовать для внеклассных мероприятий, уроков ОРКСЭ, при изучении родного края. Что доказывает мою гипотезу!

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что интеграция изучения историко-культурного наследия Святынь Белогорья в образовательный процесс является эффективным инструментом духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Исследование подтверждает, что знакомство с памятниками, такими как Николо-Иоасафовский собор, Преображенский кафедральный собор и Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь, способствует формированию устойчивых нравственных ценностей, развитию чувства принадлежности к родной культуре и усилению духовной идентичности. Разработанные методические рекомендации и рабочие листы могут служить практическим руководством для педагогов, позволяя адаптировать древние традиции к современным образовательным потребностям. Такой междисциплинарный подход является актуальным в контексте глобальных социальных изменений и стремления к сохранению духовного наследия, что подтверждают, как исторические исследования, так и современные краеведческие проекты в Белгородской области.

Список литературы

  1. Кобец, О. А. История обретения реликвий святого праведного Иоасафа Белгородского [Текст] / О. А. Кобец // Православная жизнь. – 2023. – № 10. – С. 34-42. – 125 с.

  2. Небесный покровитель Белогорья: сценарий духовно-просветительской программы [Документ] / сост. Е. В. Петрова. – Белгород: БелГУ, 2022. – 72 с.

  3. Романов, А. В. Архитектурное наследие Белгородчины XVII-XIX веков [Текст] / А. В. Романов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2021. – 256 с.

  4. Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь: историко-культурологическое исследование [Текст] / под ред. Д. А. Семенова. – Белгород: Изд-во "Сфера", 2022. – 192 с.

  5. Троицкий собор. Храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры [Альбом] / авт.-сост. М. Ю. Попов. – Москва: Паломник, 2021. – 144 с.

  6. Федотов, М. В. Духовное наследие Белгорода: от древности до современности [Текст] / М. В. Федотов. – Белгород: БелГУ, 2020. – 312 с.

Приложения

Просмотров работы: 9