Введение
Природные парки и места отдыха Свердловской области популярны среди любителей пеших прогулок. Сюда часто приезжают прогуляться, отдохнуть от ритма большого города, пообщаться с природой, понаблюдать за птицами и, если повезет, зверями. Это такие изсестные места, как «Оленьи ручьи», «Бажовские места», Ботанический сад, Зоопарк.
Но не всегда мы можем поехать так далеко, особенно, если проживаем в небольшм городе далеко от известных мест отдыха. Не так давно я стала постоянным посетителем базы отдыха «Дальний хутор», которая расположена в нашем городе Нижняя Салда. Сейчас я не только люблю там бывать, но и помогаю ухаживать за лошадьми и даже помогаю проводить экускурсии для посетителей. И у меня возник вопрос: А можно ли считать «Дальний хутор» местом отдыха для жителей моего города и его гостей и местом общения с приролой? Именно этот вопрос и сделал нашу работу актуальной.
Цель исследования: создание лэпбука о Дальнем хуторе – новом месте отдыха и общения с природой в Нижней Салде.
Задачи исследования:
1. Исследовать имеющуюся в различных источниках информацию по теме работы.
2. Проанализировать полученную информацию.
3. Отобрать наиболее интересный материал по теме работы.
4. Включить отобранный материал в конечный продукт (лэпбук).
5. Оформить результаты работы и подготовить презентацию проекта.
Целевая аудитория: обучающиеся 1-5 классов.
Методы работы:
1.Работа с литературными и другими источниками информации.
2.Моделирование (создание эскиза лэпбука).
3.Фотографирование и видеофиксация процесса и результата работы над проектом.
Данная работа - результат поисковой деятельности по изучению истории возникновения и деятельности базы отдыха «Дальний хутор». Она основана на изучении материалов публикаций в СМИ и различных Интернет-источника, а также на наблюдениях автра работы. В работе использованы фотоматериалы как сделанные при посещении базы, так и взятые из интернет-источников.
Основная часть
Теоретическая часть
2014. Именно этот год можно считать датой основания «Дальнего хутора». Тогда база отдыха ещё не была местом массового отдыха, о нём знали лишь немногие жители Верхней и Нижней Салды. Гости приезжали на ферму, чтобы посмотреть, где обитают животные: овечки, гуси и поросята. Уже в то время главной хранительницей порядка была грозная, но очень милая собака Терри (сейчас ей уже 14 лет). Сама территория будущей базы отдыха представляла собой пустынные поля с 1 жилым домом и небольшим хозяйственным пристроем. Позже, неподалеку разместился бывший торговый павильон, который был переоборудован в домик для отдыха гостей.
2015 и 2016. "Дальний хутор" начал привлекать внимание большего количества посетителей. Были сделаны первые шаги по благоустройству территории, установлен шатер и футбольные ворота. Одними из первых лошадок, поселившихся на ферме стали Наталья и Белла, на которых гости могли покататься верхом.
2017. Начался первый масштабный этап благоустройства территории. На "Дальнем хуторе" был построен большой манеж для проведения занятий по верховой езде, начался ремонт гостевого домика. Зону для отдыха гостей было решено перенести на противоположную сторону от основной постройки (жилого дома). На поле были установлены две беседки с мангалами и новый шатер. В этом же году была разработана первая программа комплексного отдыха, которая получила простое название "Один день на Дальнем хуторе". В рамках программы, школьники Верхней и Нижней Салды отдыхали вместе с родителями и педагогами на природе, изучали навыки верховой езды и наблюдали, где живут животные. Среди обитателей фермы были 6 лошадей, 2 жеребенка, а так же овечки и уточки. В зимнее время на базе отдыха стали часто проходить корпоративные мероприятия. Одними из первых развлечений для гостей стал кёрлинг, катание на "бублике", перетягивание каната и макси-футбол.
2018. Февраль. Организация первого массового мероприятия в честь Дня защитника Отечества. Более 100 гостей приехали на "Дальний хутор" и весело провели время: играли в макси-футбол, кёрлинг, катались на лошадях.
Март. В этом месяце на "Дальнем хуторе" состоялось 2 массовых мероприятия: Международный женский день и праздник в честь закрытия зимнего сезона. Более 250 человек посетили базу отдыха и испытали на себе весёлые развлечения: прокат верхом на лошадях, катание в санях, катание на "бублике", кёрлинг, макси-футбол, стрельба в тире.
Апрель. Весной на базе отдыха появились новые развлечения - тир и батут. Новое помещение тира разместилось в основной зоне отдыха, рядом с футбольным полем. Был закуплен спортинвентарь для гостей: мячи, фрисби, кайт. Для более комфортного отдыха было решено обшить беседки поликарбонатом. Задний дворик основного административного здания был огорожен и отведен под птичник, в центре которого разместился небольшой водоём.
2018. Лето. На "Дальнем хуторе" стали появляться новые форматы отдыха. Так, была придумана семейная экскурсия, а позже - первый пробный вариант познавательного квеста "Школа выживания", который очень понравился юным участникам. В зоне отдыха теперь разместились два шатра, для которых были закуплены новые столы и лавочки. Большая работа была проделана по улучшению дороги на "Дальний хутор": были убраны кочки, ямы на несколько раз засыпаны шлаком и пройдены грейдером. Ранее удалось согласовать и установить несколько дорожных указателей.
Сентябрь и октябрь. Гостей, отдыхающих на базе отдыха "Дальний хутор", становится всё больше. Школьники Верхней и Нижней Салды активно принимают участие в комплексных программах. Дети и взрослые вживую знакомятся с животными и отдыхают на природе в рамках программы "Один день на Дальнем хуторе". А любители приключений - проходят познавательный квест "Школа выживания", получают массу впечатлений и новых знаний.
2019. Февраль. Познавательный квест "Школа выживания" приобрёл круглогодичный формат. Пройти все испытания, вместе с опытным инструктором Олегом Вдовиным, успели сотни школьников и десятки классов из Нижнего Тагила, Верхней и Нижней Салды. Сам маршрут не претерпел изменений, но добавились новые объекты в лесу. Так, на месте привала появилось костровище, огороженное самодельными лавочками, а ещё - импровизированное поселение из шалашей, которые построили юные участники квеста.
Конные прогулки начали набирать популярность и в зимнее время. У гостей появилась возможность отправиться по маршруту верхом на лошадях, насладиться красивой природой и получить новые положительные эмоции.
2019. Июнь. На "Дальнем хуторе" появился двухчасовой конный маршрут. Теперь опытные всадники могут кататься группой до 4 человек и наслаждаться красивыми лесными пейзажами.
В июне "Дальний хутор" принял участие в социальном проекте по развитию парка им. Гагарина. Кряковые утки были переселены на городской водоём для дальнейшего обитания. Собственными силами был построен домик, изготовлены информационные таблички для посетителей. Ответственным за реализацию проекта был назначен инструктор "Школы выживания" Олег Вдовин, который ежедневно кормил птиц и наблюдал за их состоянием.
Сентябрь. На "Дальнем хуторе" идёт активный запуск программы "Школа выживания. Уровень 2". Юные участники узнают ещё больше новой информации от опытного инструктора Олега Вдовина и получают почётные дипломы об успешном прохождении квеста.
На сегодняшний день База отдыха «Дальний хутор» в Нижней Салде предлагает прокат лошадей, конные прогулки, обучение верховой езде, аренду мангальных беседок, организацию групповых экскурсий.
Например, у базы есть насыщенная шестичасовая программа для взрослых и детей на 10 человек «Один день на Дальнем Хуторе». В программу включены следующие активности:
Экскурсия по ферме, где дети могут познакомиться с милыми животными (лошади, овечки).
Экскурсия по конюшне. Техника безопасности при общении с животными. Кормление лошадей.
Мастер-класс от опытного инструктора по основам верховой езды с участием детей. Катание верхом в поводу или катание в санях (один круг для каждого участника экскурсии).
Чаепитие в шатре. Гостям предоставляется отапливаемый шатер, в котором есть музыкальный центр, мангал, питьевая вода, термопот с кипятком.
Игры на свежем воздухе. На территории базы отдыха есть футбольное поле, волейбольная площадка, мячи в прокат.
Разумеется, по базе проводятся и обычные экскурсии по ферме, где посетители вживую познакомятся с милыми лошадками и смогут угостить их лакомствами; узнают много интересных фактов о животных; а опытные инструкторы расскажут, как нужно ухаживать за лошадьми, из чего состоит экипировка всадника и какие правила техники безопасности нужно соблюдать при общении с животными.
Практическая часть.
Создание лэпбука на тему «Дальний хутор – новое место для отдыха и общения с природой»
Этапы работы над проектом
Вводный этап. Цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанры будущих проектов. Утверждение темы проекта и индивидуального плана работы. Установление процедур и критериев оценки проекта. |
На данном этапе мы с научным руководителем определили тему и жанр проекта. Также мы познакомились с критериями оценки проекта. Далее был утвержден календарь работы над проектом, определены обязанности каждого члена проектной группы. (Приложение 1). |
Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций. |
В течение двух месяцев мы осуществляли сбор материалов: изучали печатные и Интернет-источники. Очень помогли поездки на Дальний хутор автора проекта. |
Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности. Доработка проектов с учётом замечаний и предложений. |
Далее мы оформили теоретическую часть проекта. Отобрали материал для создания лэпбука (иллюстративный и литературный), создали презентацию проекта. Отчет – Приложение 2. |
Заключительный этап. Публичная защита проектов. Подведение итогов, конструктивный анализ выполнения работы. |
Первый пробный показ видеопрезентации лэпбука был осуществлен в 1А классе для одноклассников и родителей. |
Итоговый этап. Обобщение материалов. Архивирование проектов. |
После презентации проекта данная работа будет заархивирована и передана в школьный музей. |
Заключение
Общение с родной природой и активный отдых позволяют человеку научться не только любоваться красотой окружающего мира, но и бережно к нему относиться. И понимание того, что рядом с нами есть удивительные места, где мы можем и отдохнуть, и пообщаться с природой, очень радует.
Изучив доступные материалы об истории и работе базы отдыха «Дальний хутор», мы создали лэпбук.
Во время работы над проектом были приобретены такие умения, как работа с различной информацией, сбор материалов и их обработка. Также мы научились работать в программе видеомонтажа.
В результате создания лэпбука были получены такие универсальные умения, как:
умение планировать предстоящую деятельность;
договариваться со сверстниками;
распределять обязанности;
искать нужную информацию, обобщать еѐ, систематизировать;
самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Данная работа может быть использована для знакомства обучающихся с достопримечательностями родного края.
Наш край - уникальное явление. Чем больше мы изучаем страну, в которой живем, чем больше мы к ней привязываемся, тем дороже она для нас становится.
Приложение 1
Календарь работы над проектом
Содержание работ |
Сроки |
Исполнитель |
Контроль |
Вводный этап 1.Установочное занятие: цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанры проектов. Мотивирование учащихся на проектную деятельность. |
01.12.24 |
Кокшарова Н. В. |
|
2.Стендовая информация о проектной работе |
4.12 – 11.12.24 |
Кокшарова Н. В. |
|
3.Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и проч.) |
Кокшарова Н. В. |
||
4.Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов. |
Кокшарова Н. В. |
||
5.Определение задач работы. |
11.12 – 12.12.24 |
Кокшарова Н. В. |
|
6.Обсуждение идей будущего проекта, составление индивидуального плана работы над проектом, определение способов сбора и анализа информации. |
13.12 – 15.12.24 |
Кокшарова Н. В. |
|
7.Утверждение темы проекта и индивидуальных планов работы. Установление процедур и критериев оценки проекта. |
15.12.24 |
Кокшарова Н. В. |
|
Поисково-исполнительский этап 8.Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций. |
16.12.24- 15.01.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева Полина |
|
9.Организационно-консультативное занятие: промежуточные отчёты, обсуждение предложений, возникающих в ходе выполнения проекта. |
10.01.25 |
Кокшарова Н. В. |
|
10.Индивидуальные и групповые консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. |
11.01 – 21.01.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева Василиса |
|
11.Регулярные консультации по содержанию учебного проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, формулировании выводов. |
11.01 – 31.01.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева Василиса |
|
Обобщающий этап 12.Оформление результатов проектной деятельности. |
01.02 – 10.02.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева Василиса |
|
13.Репетиционно-консультативное занятие. |
10.02.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева Василиса |
|
14.Доработка проекта с учётом замечаний и предложений. |
До12.02 |
Кокшарова Н. В. Цепелева Василиса |
|
15.Подготовка к публичной защите |
До12.02 |
Кокшарова Н. В. Цепелева Василиса |
|
16.Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение окончательного порядка мероприятия. |
12.02.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева Василиса |
|
Заключительный этап. 17.Публичная защита проектов. |
Кокшарова Н. В. Цепелева Василиса |
||
18. Подведение итогов, конструктивный анализ выполнения работы. |
19.02.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева Василиса |
|
Итоговый этап. 19.Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материалов). |
До 01.03 |
Зам.директора по УВР |
|
20.Обобщение материалов. Оформление отчётов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов. Архивирование проектов. |
До 15.03.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева Василиса |
Приложение 2.
Отчет о работе над созданием лэпбука
«Дальний хутор – новое место для отдыха и общения с природой»
1. Целеполагание (выбор темы)
Темой лэпбука стал Дальний хутор как новое место отдыха и общения с природой в Нижней Салде.
2. Разработка лэпбука (составление плана)
После того,как определились с темой,составили план лэпбука.Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому продумали, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Далее определили, о чем будем рассказывать в лэпбуке:
История появления базы отдыха «Дальний хутор».
Рассказ оо основных направлениях детельности базы отдыха (конюшня, живой уголок, места отдыха, детская игровая площадка).
3. Выполнение (практическая часть)
Следующий этап самый интересный.Теперь надо придумать,как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Было решено, что лэпбук будет в форме книжки, открываться она будет, как открываютс ворота. Сотоять он будет из двух частей. Внутренняя сторона лэпбука представляет собой карту базы отдыха. На внезней стороне – этапы создания базы отдыха.
В содержимое лэпбука вошли:
- стандартные кармашки;
- кармашки-гармошки;
- кармашки-книжки;
- карточки;
Подготовка исходных материалов для оформления страниц лэпбука:
Для создания лэпбука были необходимы материалы. Автор самостоятельно выполнила фотосъемку и собрала материал о лошадях, жителях живого уголка и о местах отдыха.
Обтяжка листов лэпбука и разметка для размещения кармашков:
Цветовая гамма для обтяжки листов была выбрана в соответствии с темой – зелёная и голубая – цвета леса и неба.
Оформление листов лэпбука: размещение материалов:
Подготовка частей лэпбука к сборке:
Сборка лэпбука: