Самым родным и значимым городом для великой поэтессы Анны Ахматовой всегда был Санкт-Петербург. В нём она прожила всю жизнь, преодолела самые тяжёлые периоды истории, считая, что должна до конца остаться и перенести все невзгоды вместе. Любовь к Петербургу и глубокая связь поэтессы с ним отражается в её творчестве.
Анна Ахматова - одна из самых знаменитых жителей нашего города, жизнь которой занимает важную страницу в истории Петербурга. Поэтому я считаю необходимым рассказать о местах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанных с поэтессой, и о её стихотворениях, посвящённых городу. По моему мнению, данный проект очень актуален, так как он позволит не только вспомнить биографию и творчество Анны Ахматовой, но и узнать о её современниках-петербуржцах, лучше изучить наш город, узнать, каким он был во времена великой поэтессы, взглянуть на него сквозь призму её произведений.
Цель проекта:
Целью проекта является исследование мест Санкт-Петербурга, где Анна Ахматова проживала и бывала в разные годы.
Гипотеза:
Биография Анны Ахматовой занимает важную страницу в истории Санкт – Петербурга, а места, связанные с жизнью и творчеством поэтессы, являются неотъемлемой частью культурного образа нашего города.
Задачи:
Изучить подробную биографию Анны Ахматовой, в частности исследовать роль Санкт-Петербурга в её жизни
Изучить стихотворения Анны Ахматовой о Санкт-Петербурге, понять отношение поэтессы к нашему городу
Составить список мест Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанных с жизнью и творчеством Анны Ахматовой, найти информацию о них; узнать, какую роль играли эти места в жизни поэтессы
Совершить прогулку по памятным местам, связанным с Анной Ахматовой, изучить их современный вид и назначение, сделать их фотографии
Изготовить иллюстрированный путеводитель на основе собранной информации
Методы и приёмы:
Изучение и анализ литературы и других источников информации
Экскурсия в музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и пешеходная экскурсия по ахматовским местам Петербурга
Прослушивание лекций, радиопередач и подкастов по теме
Просмотр видеоуроков по теме
РАЗДЕЛ I
«ГОРОД, ГОРЬКОЙ ЛЮБОВЬЮ ЛЮБИМЫЙ…»
1.1. Место Петербурга в биографии А. А. Ахматовой
Вся жизнь Анны Андреевны Ахматовой была неразрывно связана с Санкт-Петербургом. Это был её город, и она принадлежала ему. «Разлучение наше мнимо/Я с тобою неразлучима» - напишет она в трагические для себя и города дни. За тот век, что был отпущен Ахматовой, произошли грандиозные перемены во всех сферах жизни; многое из того, что было ей дорого, ушло бесследно; многое изменилось почти до неузнаваемости. Её слова о том, что она была свидетелем событий, которым нет равных, наполнены особым смыслом. Её время охватило период от рубежа XIX-XX вв. до середины 60-ых гг. XX в., вобрав в себя Серебряный век русской культуры и последующие десятилетия. Это был один из самых сложных и драматических периодов отечественной истории, когда рушились веками сложившиеся устои общества. За этот небывалый исторический эксперимент народ заплатил огромную цену, и если пострадали все слои населения, то в Петербурге больше всего пострадала интеллигенция, особенно творческая и гуманитарная: именно к этому слою принадлежала Ахматова. Она знала Петроград, Ленинград (до возвращения городу исторического названия она не дожила) с высылками, расстрелами, арестами. Каким видела этот город Ахматова? Каким предстаёт он в её стихах и прозе? Как жилось ей в нём, каково было её окружение? В прозе и поэзии Ахматовой, в её многотрудной жизни город присутствует всегда. Это был не просто её город, но горячо ею любимый город. Он был и действующим лицом, и свидетелем, и фоном её жизни. Фоном своей жизни она называет «петербургские ужасы», считая ими такие события, как смерть Петра Великого, раннюю смерть Прасковьи Жемчуговой, дуэдь Пушкина, наводнение 1924 г., тюремные очереди в 1937 г. и , наконец, блокаду. Ахматовский Петербург – это сгусток исторических и литературных реминисценций, на которые накладывается её личная судьба: «Был блаженной моей колыбелью/ Тёмный город у грозной реки».[1] Этот город был свидетелем её жизни: «Мимо окон, где мы когда-то/Танцевали, пили вино/Мимо белых колонн Сената/И туда, где темно-темно». Этот город был городом её любви: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник/Очертанья столицы во мгле/Сочинил же какой-то бездельник/Что бывает любовь на земле». Мы узнаём конкретные городские пейзажи: «В последний раз мы встретились тогда/На набережной, где всегда встречались/Была в Неве высокая вода/И наводненья в городе боялись». А в другом стихотворении: «Сердце бьётся ровно, мерно/Что нам долгие года/Ведь под аркой на Галерной/Наши тени навсегда». Биография Ахматовой, ее творческий путь: "От бедных стихов пустейшей девочки", - как она говорила о своем первом сборнике "Вечер", вышедшем в свет в Петербурге, когда ей было 22 года, - до последних стихов 1965 года, написанных в Комарово, связаны с этим городом, как бы он ни менял свои названия. Да и большинство ее книг впервые увидели свет при ее жизни в Петербурге, Петрограде и Ленинграде, и петербуржцы-ленинградцы были первыми их читателями. [5]
1.2. Биография А. А. Ахматовой
Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова. Детство Анны Ахматовой прошло в Царском Селе. Училась в Царскосельской женской гимназии. В 1905 году она была на домашнем обучении. Семья жила в Евпатории — мать Анны Ахматовой рассталась с мужем и уехала к южному побережью лечить обострившийся у детей туберкулез. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве — там она окончила Фундуклеевскую гимназию, а затем записалась на юридическое отделение Высших женских курсов.
В Киеве Анна начала переписываться с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней еще в Царском Селе. В это время поэт находился во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» вышло первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались — под Киевом, в селе Никольская Слободка. [2]
После возвращения в Петербург Ахматова поступила на Высшие историко-литературные курсы. В начале своего творчества она пошла путем акмеизма — представляла новое литературное течение, которое противостояло символизму XIX века. Ахматова вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и другими поэтами провозглашала культ конкретности, материальность, «вещественность» литературных образов. В тот период она писала много стихов и быстро стала популярной в поэтических кругах. Первую известность поэтессе принесло выступление в литературном кабаре «Бродячая собака».
В 1912 году вышел первый сборник стихотворений Ахматовой «Вечер» — литературная петербургская публика восприняла его с большим интересом. В этом же году поэтесса родила сына Льва Гумилева — будущего ученого.
Перед началом Первой мировой войны Ахматова опубликовала второй сборник стихотворений — «Четки». В течение следующего десятилетия сборник переиздавался восемь раз.
В 1914 году Николай Гумилев ушел на фронт, и Анна Ахматова проводила много времени в Слепневе — имении Гумилевых в Тверской губернии. Здесь она написала большую часть стихотворений, которые вошли в следующий сборник — «Белая стая», опубликованный в 1917 году.
Брак Ахматовой и Гумилева распался в августе 1918 года. Поэтесса вышла замуж за Владимира Шилейко — востоковеда и поэта, специалиста по Древнему Египту. В 1921 году Гумилева арестовали, а затем расстреляли — поэта обвинили в причастности к контрреволюционному заговору. Ахматова писала в дневнике: «Блок, Гумилев, Хлебников умерли почти одновременно. Ремизов, Цветаева и Ходасевич уехали за границу, там же были Шаляпин, Михаил Чехов и половина балета».
Год потрясений и утрат стал плодотворным для поэтического творчества Ахматовой. В апреле 1921 года вышел сборник стихов «Подорожник», а в октябре — книга «Anno Domini MCMXXI» (в переводе с латинского — «В лето господне 1921-го»).
После развода с Шилейко поэтесса впервые официально получила фамилию Ахматова — ранее в ее документах значились фамилии мужей. В 1922 году Ахматова стала женой искусствоведа Николая Пунина, однако их брак не был зарегистрирован.
С середины 20-х годов новые стихи Ахматовой перестали печатать, а старые не переиздавали. В то время поэтесса начала увлекаться архитектурой старого Петербурга и творчеством Пушкина.
Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения». В 30-е годы был арестован Николай Пунин, дважды арестован Лев Гумилев. В 1938 году его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» — жертв репрессий 1930-х годов — Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений — автобиографическую поэму «Реквием».
В 1939 году поэтессу приняли в Союз советских писателей. Перед войной вышел шестой сборник Ахматовой — «Из шести книг». «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде», — писала поэтесса в воспоминаниях. Ахматову эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент — там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте». В Северную столицу поэтесса смогла вернуться лишь в 1944 году.
В 1946 году было вынесено специальное Постановление оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» — за «предоставление литературной трибуны» для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Оно касалось двух советских писателей — Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Их обоих исключили из Союза писателей. [8]
Лев Гумилев, который после отбытия наказания добровольцем пошел на фронт и дошел до Берлина, снова был арестован и приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Все его годы заключения Ахматова пыталась добиться освобождения сына, однако Льва Гумилева выпустили на свободу только в 1956 году.
В 1951 году поэтессу восстановили в Союзе писателей. Никогда не имевшая собственного жилья, в 1955 году Ахматова получила от Литературного фонда дачный домик в поселке Комарово.
В 1962 году поэтесса завершила работу над «Поэмой без героя», которую писала в течение 22 лет. Как заметил поэт и мемуарист Анатолий Найман, «Поэма без героя»
написана Ахматовой поздней об Ахматовой ранней — она вспоминала и размышляла об эпохе, которую застала.
В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почетного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошел вечер, посвященный 75-летию поэтессы. На следующий год вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».
Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий. 5 марта она ушла из жизни. Поэтессу отпели в Никольском морском соборе Ленинграда и похоронили на Комаровском кладбище.
Профессор-славист Никита Струве писал: «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой». [8]
РАЗДЕЛ II
«ТЕНЬ МОЯ НА СТЕНАХ ТВОИХ…»
В ходе исследования я посетила постоянную экспозицию музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, выставку «Анна Ахматова. Подлинность судьбы», а также побывала на пешеходной экскурсии по ахматовским местам Петербурга. Я выяснила, какие места Санкт – Петербурга и Ленинградской области сыграли важную роль в жизни и творчестве А. А. Ахматовой, и составила их список. Это не только адреса, по которым поэтесса проживала в разные годы, но и места, оказавшие влияние на становление её творчества. Полную информацию о наиболее значимых, а также их фотографии и стихотворения Ахматовой, связанные с ними, я привела в продукте моего проекта. Краткую информацию я привожу здесь.
Петербургские адреса, связанные с жизнью и творчеством А. А. Ахматовой:
Тучков переулок, дом 17, квартира 29 (1912 – 1914) [фото 1]
Здесь Ахматова жила с 1912 по 1914 гг. вместе со своим первым мужем Николаем Гумилёвым. Супруги своё небольшое уютное жильё ласково называли «Тучкой». Это была одна комната с окнами на переулок, выходивший к Малой Неве. Приходил Мандельштам, и они так смешили друг друга, что «падали на поющий всеми пружинами диван и хохотали до обморочного состояния». С «Тучки» Анна Андревна ходила через Биржевой мост к дому на Мытнинской, где жил художник Николай Альтман. Там он и создал один из лучших портретов Ахматовой, о котором писали, что «это не вещь, а веха в искусстве». [9]
Я тихая, весёлая, жила
На низком острове, который словно плот,
Остановился в пышной невской дельте…
<…>
Был переулок снежным и недлинным,
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм Святой Екатерины.
Литературно – художественное кабаре «Бродячая собака» (Итальянская улица, дом 4) (1912 – 1915) [фото 2]
Под новый, 1912 год, на Михайловской площади (ныне площадь Искусств) стараниями творческих энтузиастов открылось новое литературно-художественное кафе «Бродячая собака», необычайно обогатившее художественную, литературно – театральную жизнь Петербурга 1910-х годов. Кафе стало центром культурной жизни Серебряного века. Здесь постоянно проводились литературные, театральные, художественные, музыкальные вечера; всевозможные мероприятия, выступления, постановки, лекции, литературные игры. «Собачьи заседания» обыкновенно начинались поздним вечером и продолжались до раннего утра. [1]
Здесь собирался весь цвет творческой интеллигенции тогдашнего Петербурга. Привёл сюда и Николай Гумилёв свою молодую жену. В «Собаке» Ахматова выступала с одними из первых своих стихотворений, познакомилась с известной артисткой и художницей О.А.Глебовой – Судейкиной, композитором Артуром Лурье, В.В.Маяковским.
В 2001 году кафе на историческом месте было вновь открыто на волне интереса к дореволюционной истории и Серебряному веку, там оно находится и по сей день.
Да, я любила их, те сборища ночные,
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий
«Башня» Вячеслава Иванова (Таврическая улица, дом 35) (1909 – 1912) [фото 3]
«Башня» Вячеслава Иванова — так современники называли петербургскую квартиру поэта Вячеслава Иванова в башенной части здания, расположенного на углу Таврической и Тверской улиц, — была уникальным явлением культуры Серебряного века. На собраниях «Башни» в 1905–1912 годах ставились и обсуждались вопросы литературы, живописи, театра, новой эстетики и этики, философии, богословия и антропософии, а посетителями были лучшие представители артистического мира своего времени. "Башня" была центральным местом для всего художественного Петербурга. Здесь в своё время перебывали А.Блок, А.Белый, В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Городецкий. Ахматову привел впервые на "Башню" Н. Гумилев 13 июня 1909 года. [5] На «Башне» Анна Андреевна много общалась с А.А.Блоком, познакомилась с О.Э.Мандельштамом, дружбу с которым сохранила на долгие годы, пронеся её через испытания самым жестоким временем. [1]
И когда друг друга проклинали
В страсти, раскаленной добела,
Оба мы еще не понимали,
Как земля для двух людей мала…
Места встреч «Цеха поэтов» (1911 – 1914)
«Цех поэтов», название трех поэтических объединений, существовавших в Петербурге в 1911–1922 гг. «Цех поэтов» был организацией литераторов, сосредоточенных на обсуждении приемов литературного мастерства и анализа поэтического текста. «Цех поэтов» издавал журнал «Гиперборей» (1912 — 1913), позже альманахи. Заседания проходили на квартирах С. Городецкого (набережная р. Фонтанки, 143) [фото 4], у Н. Гумилева и А. Ахматовой в Царском Селе (Малая улица, 53), у М.Л. Лозинского (Румянцевская площадь, 1; Волховской пер., дом 2 [фото 5]), у Н.А. Бруни (квартира в здании Академии художеств). "Цех" сложился как замечательное содружество поэтов. Для Ахматовой, да и не только для нее, он стал тем же, чем было когда-то для Пушкина лицейское братство. В "Цехе поэтов" вышла первая книга ее стихов "Вечер". [1]
Музе
Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.
Муза! ты видишь, как счастливы все —
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы…
Боткинская ул., 9 (Боткинская улица, дом 17) (1916 – 1918) [фото 6]
У Невы, на Выборгской стороне располагалось одно из старейших медицинских учреждений Петербурга – Медико-хирургическая (позже – Военно-медицинская) академия. Боткинская, 9, где жили сотрудники Академии,–ахматовский адрес с перерывами с декабря 1916-го до лета 1918-го. Здесь ей предложила приют подруга ее детства Валерия Срезневская – жена профессора, врача-психиатра Вячеслава Вячеславовича Срезневского. Сегодня этого дома нет: на его месте новые постройки Военно-медицинской Академии. В доме на Боткинской Ахматова вместе со Срезневской встретила начало жестокой советской истории. В квартире Срезневских в апреле 1918 г. Ахматова попросила у Гумилева развод. [6]
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской Церкви отлетал,
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…
Улица Халтурина, дом 5 (Миллионная улица, дом 5) (1919 – 1920) [фото 7]
После революции в Мраморном дворце разместилось советское учреждение – Академия материальной культуры. Сотрудникам Академии было предоставлено жилье в служебном корпусе дворца, по адресу: ул. Халтурина, д. 5. На 3-м этаже квартиру из двух комнат («одно окно – на Суворова, другое – на Марсово Поле») получил Владимир Казимирович Шилейко, востоковед, ученый, переводчик, поэт. К этому времени их брак с Ахматовой уже распался, но они сохранили дружеские отношения. Так как Шилейко половину года работал в Москве, и его квартира в Мраморном пустовала, а Ахматова после эмиграции Ольги Судейкиной не имела жилья, он и предложил ей поселиться на время здесь, в его квартире. В доме не было ни водопровода, ни канализации, электричество включалось только поздно вечером. Но зато здесь было «много Петербурга».
В Мраморном начала Ахматова свои «пушкинские штудии». Здесь учила итальянский, чтобы читать в подлиннике Данте. Здесь вместе с Павлом Лукницким составляла «Труды и дни Гумилева». [6]
Чем хуже этот век предшествующих? Разве
Тем, что в чаду печали и тревог
Он к самой черной прикоснулся язве,
Но исцелить ее не мог.
Еще на западе земное солнце светит,
И кровли городов в его лучах блестят,
А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят.
Шереметевский дворец – «Фонтанный дом» (Набережная реки Фонтанки, 34) – 1918 - 1921- с Шилейко в северном флигеле («Шумерийская кофейня»), осень 1924 – февраль 1952 – в квартире 44, южный дворовый флигель [фото 8]
В первый раз Анна Ахматова поселилась в северном флигеле Фонтанного Дома осенью 1918 г. у своего мужа, ассириолога, специалиста по древним языкам и поэта Владимира Казимировича Шилейко, жившего здесь на правах домашнего учителя внуков графа Шереметева. Их комнату Ахматова называла «Шумерийской кофейней»: древние шумерийские клинописные таблички, которые переводил Шилейко, лежали повсюду, даже в вазочках для печенья. [4]
Более или менее окончательно Ахматова поселилась здесь вновь в 1924 г., в служебной квартире № 44 своего гражданского мужа: сотрудника Русского музея, искусствоведа Николая Николаевича Пунина. [фото 9] Здесь же, в соседних комнатах, жила первая жена Пунина - Анна Евгеньевна, урожденная Аренс, с дочерью Ириной, позже - муж Ирины и их маленькая дочь Аня. Обедали все вместе, за общим столом. Все это накладывало на жизнь Ахматовой в Фонтанном Доме особый отпечаток непрочности, временности, тем более что и брак ее с Пуниным так и не был зарегистрирован. Уютного, надежного дома не получалось. И все же Анна Андреевна осталась здесь и после разрыва с Пуниным, просто перейдя в другую комнату, и вернулась сюда в конце войны, хотя, по-видимому, могла получить квартиру в другом месте. Ей еще многое предстояло пережить в этом доме: встречу с Исайей Берлиным, разгромное постановление 1946 г., еще один арест сына, прощание с арестованным в 1949 г. и ушедшим навсегда - к смерти - Николаем Пуниным. И над всем пережитым за эти годы - утешением, успокоением, надеждой - возвышался шереметевский герб с его девизом: "Deus conservat omnia" ("Бог сохраняет все"), который Ахматова взяла эпиграфом к "Поэме без героя". [6] [фото 10] Отсюда, из Фонтанного Дома, Ахматова ходила к «Крестам» с передачею для арестованного сына. Здесь стихи «наступали на пятки друг другу». Здесь ее настигла война, а через пять лет постановление ЦК партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград», за которым последовало исключение ее и Михаила Зощенко из Союза писателей. [4]
Фонтанный Дом был Домом, и в своих рукописях Ахматова с явным удовлетворением отмечает место написания стихотворения, иногда лишь двумя буквами - Ф. Д. Сама она стала еще одной легендой Шереметевского дворца, существенно переиначив на свой лад его ауру. Ее имя теперь навсегда соединено с этими словами - Фонтанный Дом. [3]
24 июня 1989 г. в южном флигеле Фонтанного дома, где Ахматова жила с 1924 по 1952 гг. был открыт музей, посвященный жизни и творчеству поэтессы. Со временем, вокруг музея образовалось целое культурное пространство. На 2020 год коллекция музея насчитывала 51 564 единицы хранения. Здесь регулярно проводятся выставки и литературные мероприятия. [фото 11]
Особенных претензий не имею
Я к этому сиятельному дому,
Но так случилось, что почти всю жизнь
Я прожила под знаменитой кровлей
Фонтанного Дворца… Я нищей
В него вошла и нищей выхожу…
Особняк Е.Н.Нарышкиной - Сергиевская улица, дом 7, квартира 12 (улица Чайковского, дом 7, квартира 12) (весна 1921) [фото 12]
В 1920 году Ахматовой, не имевшей средств к существованию, удалось устроиться на работу в библиотеку Агрономического института, располагавшегося после революции в особняке Нарышкиных, и получить жилье – две комнаты «при службе» на втором этаже дворового флигеля дома № 7. Здесь она дала приют В. К .Шилейко, которому в то время негде было жить. Согласно советской уплотнительной политике внутренние помещения этого неоренессансного особняка были перепланированы. Гости Ахматовой обычно кричали ей со двора, и она поднималась по внутренней лестнице на этаж выше и впускала их через квартиру третьего этажа. Зима 1920–1921 годов стояла на редкость холодная, но в комнатах не были ни печи, ни даже буржуйки. Для Ахматовой, больной туберкулезом, это было особенно опасно. На Сергиевской у Ахматовой бывал Мандельштам, к ней сюда заходил тоже собрат по Цеху поэтов Михаил Зенкевич. Здесь, на Сергиевской, в июле 1921 года произошла одна из последних ее встреч с Гумилевым. [7]
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку другу шила я,
Любит, любит кровушку русская земля.
Набережная реки Фонтанки, дом 18 (1921) [фото 13]
Летом 1921 Ахматова жила здесь вместе со своей подругой О.А.Глебовой – Судейкиной и композитором-авангардистом Артуром Лурье. Чтобы попасть к ним, надо было пройти в четвертый двор, подняться по черной лестнице на самый верхний этаж и сначала открыть дверь в кухоньку, а через нее – в темные комнаты со старинной мебелью, увешанные иконами и картинами Сергея Судейкина. Сюда к Ахматовой приходил Н.Н.Пунин. Здесь было написано стихотворение «Страх», которое впоследствии вошло в поэтический сборник «Anno Domini». Это состояние объяснялось глубокими переживаниями, вызванными смертью близких ей людей. В августе 1921-го умер загнанный в ловушку новой властью Блок, был расстрелял Гумилев. А старший брат Анны Андрей Горенко, не выдержав испытаний, обрушившихся на семью после революции, покончил жизнь самоубийством. [6]
Страх, во тьме перебирая вещи,
Лунный луч наводит на топор.
За стеною слышен стук зловещий —
Что там, крысы, призрак или вор?
В душной кухне плещется водою,
Половицам шатким счёт ведёт,
С глянцевитой чёрной бородою
За окном чердачным промелькнёт…
Казанская улица, дом 4 (1922 – 1923) ; Казанская улица, дом 3 [фото 14] (кон. 1923 – нач. 1924)
В 1922 – 1923 гг. Ахматова жила в доходном доме на Казанской ул., 4. После отъезда за границу Артура Лурье Ахматова с Судейкиной вынуждены были искать себе новое жилье. В конце 1923 года они, сняв у знакомых две комнаты в доме 3 по Казанской улице, получили по этому адресу временную прописку. Название улице дала церковь. И дом, в котором Ахматова прожила с конца 1923-го до весны 1924-го, стоит напротив входа в Казанский собор, где хранилась почитаемая ею икона Казанской Божией Матери и реликвии войны 1812 года, где в сентябре 1921-го служили панихиду по жертвам «Таганцевского дела», по расстрелянному Гумилеву. В толпе среди молящихся Ахматова видела мать и вдову Блока. «1924. Казанская» – эти слова стоят под очень значимыми для ахматовского творчества стихами – «Муза» и «Лотова жена». [6]
Муза
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я!».
Набережная реки Фонтанки, дом 2 (осень 1924) [фото 15]
В 1924 году в доме № 2 по набережной Фонтанки, в огромном здании бывших придворных прачечных у Летнего сада, Ольга Глебова-Судейкина получила служебную площадь от Фарфорового завода, где она работала в это время. Квартира на первом этаже – пятое и шестое окно от угла Летнего сада – вид на Неву. Ахматова прожила там с апреля до конца октября 1924 года. Дом стоит рядом с маленьким горбатым Прачечным мостиком через Фонтанку. Летом 1924 г. Мандельштам привел к ней сюда свою молодую жену. Надежда Яковлевна Мандельштам стала большим другом Ахматовой на всю жизнь. По дороге на эту квартиру 23 сентября 1924 г. Ахматову застигло сильнейшее наводнение. [6]
Летний сад
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой…
Дом Томашевской на набережной канала Грибоедова, дом 9 (1941) [фото 16]
Дом с тройным адресом: набережная канала Грибоедова, 9, Малая Конюшенная, 4/2, и Чебоксарский переулок, 2, имел и разные имена, и самых различных жильцов. Во время войны Ахматову здесь приютили у себя её друзья: семья известного литературоведа профессора Б.В.Томашевского. 31 августа 1941 г., когда уже вовсю шли бомбёжки, Анна Андреевна взмолилась во время телефонного разговора с Томашевским: «Возьмите меня к себе!»: ей было страшно и одиноко в Фонтанном доме. Томашевские жили тесно, но всё равно были рады Ахматовой. Однако, она чувствовала, что стесняет добрых людей, поэтому, когда стало известно, что дворник дома убит осколком бомбы, Ахматова переселилась в подвал – дворницкую. Здесь её посещала Ольга Берггольц. [5]
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Улица Красной Конницы, дом 4, квартира 3 (Кавалергардская улица, дом 4, квартира 3) (1952 – 1961) [фото 17]
В коммуналке этого дома Ахматова оказалась не по своей воле. Арктический институт, размещавшийся в Шереметевском дворце, вынудил жильцов освободить помещения. Из окон новой квартиры было видно старинное здание Николаевского госпиталя, где умер Мусоргский. «Страшное место»,- говорила Ахматова. В квартире было так тесно, что когда сюда после семилетнего заключения вернулся любимый сын Левушка, ей пришлось спать в проходной комнате. В этом доме было написано много стихотворений: "Последнее стихотворение", "Седьмая" из "Северных элегий", "Конец демона", "Наследница", "В ту ночь мы сошли друг от друга с ума...", и др. Она творила вопреки слабому здоровью, бытовой неустроенности. [7]
Наследница
От Царскосельских лип…
Пушкин
Казалось мне, что песня спета
Средь этих опустелых зал.
О, кто бы мне тогда сказал,
Что я наследую всё это:
Фелицу, лебедя, мосты
И все китайские затеи,
Дворца сквозные галереи
И липы дивной красоты.
И даже собственную тень,
Всю искаженную от страха,
И покаянную рубаху,
И замогильную сирень.
Улица Ленина, дом 34, квартира 23 (1961 – 1966) [фото 18]
Это последний петербургский адрес Ахматовой. Трехкомнатную квартиру № 23 в новом доме на Петроградской стороне вместе с семьей Пуниных она получила от Союза писателей. Хотя этот район города недолюбливала. Не нравилась периферийность и отсутствие пушкинских мест, что для нее много значило. В квартире Анна Андреевна занимала самую маленькую комнату с окнами на север. Как и предыдущие, квартира на улице Ленина не была постоянным пристанищем Ахматовой. В одном из писем к А. Найману она упоминает о своем "доме" – причем слово "дом" взято в кавычки. Не случайно в это время она часто гостила у друзей в Москве, подолгу жила в "Будке" и в Доме творчества в Комарове, продолжая работать, несмотря на преклонный возраст и трудную кочевую жизнь. Именно здесь к ней пришли вести, подтверждающие мировое признание ее творчества. 10 марта 1966 года траурная процессия, провожающая поэта в последний путь, остановилась у дома № 34 по улице Ленина, где жила и творила Анна Ахматова. [10]
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Посёлок Комарово, улица Осипенко, дом 3 (1955 – 1966) [фото 19]
В 1955 году, когда стихи Ахматовой вновь стали появляться в печати, Литфонд предоставил ей в Комарове, в переулке Осипенко, 3, маленький домик, который она сама называла «Будкой». Это было небогатое жилье. В рабочей комнате стоял узкий длинный стол. Когда Анна Андреевна садилась писать, на него ставилась старинная узорчатая фарфоровая чернильница. Рядом - тоже узкий комод, "гроб, поставленный на попа". Дверь в другую комнату была завешана каким-то пестрым куском ткани. В этой комнате стояла кровать, сколоченная из чердачной двери и матраца, поставленного на несколько кирпичей. Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачев, Лидия Чуковская, Фаина Раневская, Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали и молодые поэты, называвшие себя «волшебным хором»: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский. К сожалению, сегодня прославленные места, где творили гении и создана неповторимая аура, находятся в подвешенном состоянии. За престижные земли идет нешуточная борьба. Зная это, в скромном домике Ахматовой уже много лет живут писатели, которые, по сути, охраняют знаменитую «Будку». [5]
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Все возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить.
Памятник Анне Андреевне Ахматовой (между Шпалерной улицей и Воскресенской набережной) [фото 20]
Монумент в честь Анны Андреевны Ахматовой располагается в маленьком скверике между Шпалерной улицей и Воскресенской набережной (ранее она называлась набережной Робеспьера). Открытие состоялось 18-го декабря 2006-го года – на сорокалетие ухода из жизни поэтессы. Трехметровая бронзовая скульптура стоит прямо напротив известной на всю Россию тюрьмы “Кресты”. Часть набережной выбрана не случайно, Анна Андреевна сама указала на нее в поэме “Реквием”.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне...
... здесь, где стояла я триста часов.
И где для меня не открыли засов…
С этим местом связаны судьбы многих представителей интеллигенции, в том числе и самых близких для поэтессы людей: мужа Николая Пунина и сына Льва Гумилева. Впервые они попали в “Кресты” в 1935 году. Анна Ахматова регулярно навещала их, вместе с другими женами и матерями заключенных стояла в длинных очередях, чтобы передать продукты и вещи своим родным. Отчаявшись, Ахматова написала письмо Иосифу Сталину с просьбой об их освобождении, и действительно добилась этого.
В 1938 Льва Гумилева снова арестовали, почти полтора года ему пришлось провести в тюрьме до того, как его этапировали в колонию. И снова кабинеты тюремных начальников, бесконечные очереди и смиренная тоска…
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.
Именно эти слова можно прочесть на постаменте установленного в честь Ахматовой памятника. Скульптор Галина Додонова о памятнике:
"Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына. Застывшая в бронзе Ахматова - узнаваемая фигура: хрупкая, тонкая, одухотворенная, но в ней скрыто от посторонних глаз страдание, едва заметное в напряженном повороте головы, на расположенные через него "Кресты". [фото 21]
В ходе работы над проектом я определяла своей целью исследование мест Санкт-Петербурга, где Анна Ахматова проживала и бывала в разные годы. В результате проделанной работы я выполнила все задачи и достигла поставленной цели. Я использовала все предполагаемые методы и приёмы. Все этапы проекта завершены. Продуктом моего проекта является иллюстрированная брошюра - путеводитель, посвящённая петербургским местам жизни и творчества А. А. Ахматовой. Благодаря проведённому исследованию, я пришла к следующему выводу: Анна Ахматова является одним из самых значимых жителей Петербурга. Её вклад в историю нашего города невозможно переоценить. Она не покинула его в тяжелейшую для себя и страны эпоху, принимала участие в его защите во время Великой Отечественной войны, увековечила его в своих стихотворениях, посвятила ему не только свою литературную деятельность, но и всю себя. Творчество Ахматовой во многом определило литературный и общественный образ Петербурга – Петрограда – Ленинграда. С петербургскими адресами поэтессы связан огромный пласт культуры ХХ века. Знаменитые строки «Разлучение наше мнимо» оказались действительно пророческими: её образ навсегда незримой тенью будет присутствовать во многих знаковых местах Петербурга, а стихотворения продолжают напоминать о происходящих здесь когда-то трагических событиях. Именно поэтому так важно сохранять память о жизни А.А.Ахматовой в Петербурге, ведь судьба поэтессы неотделима от судьбы нашего города. Созданный мной путеводитель полностью отвечает данной цели. Совершив прогулку с его помощью, люди смогут на время окунуться в атмосферу Петербурга времен Ахматовой, увидеть город как бы «изнутри», то есть таким, каким его видела Анна Андреевна. Ведь даже многие коренные петербуржцы не знают, что за совсем непримечательными домами скрывается история жизни и творчества великого поэта. А приведённые в брошюре стихотворения помогут проследить творческий путь Ахматовой, заставят по - новому взглянуть на привычные места исторического центра города. Продукт также может быть использован на уроках истории при изучении периода XX века и на уроках литературы при изучении творчества Ахматовой в 11 классе.
1. Вербловская, И.С. Горькой любовью любимый: Петербург Анны Ахматовой / И.С. Вербловская // Журнал «Нева». - 2003.
2. Марченко, А.М. Ахматова: жизнь / А.М. Марченко // Редакция Елены Шубиной. – 2010.
3. Муравьёва, И.А. Анна Ахматова и Фонтанный дом / И.А. Муравьёва // Звезда. – 1996 - №3. – С. 200-204.
4. Попова, Н.И., Рубинчик, О.Е. Анна Ахматова и Фонтанный дом / Н.И. Попова, О.Е. Рубинчик // Невский Диалект. – 2000.
5. Хренков, Д.Т. Анна Ахматова в Петербурге – Петрограде –Ленинграде / Д.Т. Хренков // Лениздат. – 1989.
6. izi.TRAVEL [Электронный ресурс] - https://izi.travel/ru/1f5b-literaturnyy-peterburg-vokrug-akhmatovoy/ru#tour_details_first (10.11.2024)
7. Аргументы и факты [Электронный ресурс] - https://spb.aif.ru/culture/person/adresa_ahmatovoy_kak_peterburg_stal_osobym_mestom_v_sudbe_velikogo_poeta (10.11.2024)
8. Культура.РФ [Электронный ресурс] - https://www.culture.ru/persons/8260/anna-akhmatova - (10.11.2024)
9. Петербург центр [Электронный ресурс] - https://peterburg.center/story/peterburgskie-stihi-i-adresa-anny-ahmatovoy.html - (10.11.2024)
10. Собака.RU [Электронный ресурс] - https://www.sobaka.ru/lifestyle/travel/44624 - (10.11.2024)
ПРИЛОЖЕНИЯ
[фото 1]. Тучков переулок, дом 17. Современный вид.
[фото 2]. Итальянская улица, дом 4. Современный вид.
[фото 3]. «Башня» - Таврическая улица, дом 35. Современный вид.
[фото 4]. Набережная реки Фонтанки, дом 143. Современный вид.
[фото 5]. Волховский переулок, дом 2. Современный вид.
[фото 6]. Боткинская улица, дом 17. Современный вид.
[фото 7]. Миллионная улица, дом 5. Вид на Мраморный дворец со стороны Миллионной улицы. Современный вид.
[фото 8]. Набережная реки Фонтанки, дом 34. Вид со стороны реки Фонтанки на Шереметевский дворец. Современный вид.
[фото 9]. Сад Фонтанного дома. Современный вид.
[фото 10]. Ворота Шереметевского дворца. Современный вид.
[фото 11]. Вход в музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
[фото 12]. Улица Чайковского, дом 7. Современный вид.
[фото 13]. Набережная реки Фонтанки, дом 18. Современный вид.
[фото 14]. Казанская улица, дом 3. 1930 – е годы.
[фото 15]. Набережная реки Фонтанки, дом 2. Современный вид.
[фото 16]. Набережная канала Грибоедова, дом 9. Современный вид.
[фото 17]. Кавалергардская улица, дом 4. Современный вид.
[фото 18]. Улица Ленина, дом 34. Современный вид.
[фото 19]. Посёлок Комарово, улица Осипенко, дом 3. Современный вид.
[фото 20]. Памятник А. А. Ахматовой. Шпалерная улица, напротив СИЗО «Кресты». 2006 г. Бронза, гранит. Скульптор Г. В. Додонова, архитектор В. А. Реппо.
[фото 21]. Памятник А. А. Ахматовой.