Сборник туристских маршрутов по Каменскому району (муниципальному округу)

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сборник туристских маршрутов по Каменскому району (муниципальному округу)

Гайратов Р.Р. 1
1МКОУ "Новоисетская средняя общеобразовательная школа"
Лукина Г.В. 1
1МКОУ "Новоисетская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Паспорт проекта

    1. Название

Сборниктуристских маршрутов

по Каменскому району Свердловской области, посвящённый 60-летию района

    1. Краткое описание проекта

Проект представляет собой сборник карт с маршрутами и описанием достопримечательностей Каменского района

    1. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту

География, технология, история, математика, краеведение

    1. Сроки (продолжительность, начало, окончание проекта)

Проект среднесрочный. Начало проекта январь 2025г. Окончание – февраль 2025г.

    1. Целевая аудитория, география проекта

Школьники МКОУ «Новоисетская СОШ», жители и гости Каменского района

1.6. Партнёры проекта

Учитель географии, ученики МКОУ «Новоисетская СОШ»

  1. Деятельность по разработке и реализации проекта

    1. Актуальность (анализ ситуации)

В настоящее время многие люди в нашей стране обратились к здоровому образу жизни. Они занимаются спортом, путешествуют, осваивают новые методики йоги, фитнеса, танцев и т.д.

Наша страна – самая большая по площади, наверное, жизни не хватит, чтобы посетить каждый уголок. И конечно, нет такого места, где бы не имелись свои достопримечательности.

    1. Идея проекта

Мы предлагаем посетить наш Каменский район, в котором тоже имеются природные объекты.

    1. Цель и задачи проекта

Цель – создать сборник туристических маршрутов по Каменскому району

Задачи:

- изучить источники информации о природных достопримечательностях;

- отобрать историческую и краеведческую информацию об объектах;

- сохранить описание об объектах в QR-кодах;

- начертить маршруты движения на картах;

- презентовать сборник достопримечательностей Каменского района ученикам нашей школы

    1. Ресурсы проекта

Ресурсами проекта являются:

- краеведческий материал;

- исполнители;

- фрагменты карты Каменского района;

- компьютер с выходом в Интернет.

Способы обеспечения ресурсами:

- поиск и анализ краеведческой информации;

- отбор сведений о природных объектах;

- использование Интернет-ресурсов;

- принятие помощи в выборе информации;

- практическая работа по нанесению маршрутов на карту.

    1. Этапы реализации проекта

  1. Аналитический

  2. Поисково-исследовательский

  3. Технологический

2.6. Смета расходов

Компьютер, принтер, бумага листовая для офисной техники, цветная и чёрная краска для принтера имелись в наличии

Итого: 0 рублей

  1. Результаты

    1. Полученные результаты (качественные и количественные)

Количественные результаты – выполнение всех задач (объём изученной информации, карты с маршрутами и информацией в QR-кодах).

Качественная оценка будет выполняться в процессе работы над маршрутами и информацией о достопримечательностях Каменского района, используя как самооценку, так и внешнюю оценку.

Итоговую оценку сборника туристических маршрутов дадут участники презентации.

    1. Перспективы проекта

Сборник туристических маршрутов с описанием природных объектов будет передан в кабинет географии, а также может использоваться школьниками и всеми желающими в походах по Каменскому району

Введение

В современном ритме жизни часто не находится времени для здорового отдыха. Лежание на диване за просмотром телевизора или за играми на смартфоне не дает пользы для организма. Чтобы чувствовать себя действительно отдохнувшим и полным сил для учёбы и работы, необходима смена деятельности и обстановки. Именно эту проблему помогает решить правильно организованный туризм.

Польза туризма научно доказана. С помощью проведенных исследований китайских ученых было доказано, что любая турпоездка снижает уровень стресса, увеличивает продуктивность, улучшает иммунитет и сон. А психологи американского университета подтвердили, что путешествия на природу делают человека счастливее.

Наш Каменский район богат памятниками природы и культуры. Всего насчитывается 22 памятника природы и 9 памятников архитектуры.

Не надо далеко ездить и тратить большие деньги, чтобы активно и с пользой провести выходные, используя местные ресурсы.

В 2025 году Каменскому МО исполняется 60 лет со дня образования. В честь этого события я решил нанести на карту территории нашего района туристические маршруты до природных достопримечательностей. Жители и гости при желании могут пройти по выбранному маршруту и получить информацию о памятниках природы.

Цель проекта – составить сборник туристических маршрутов Каменского МО.

Для достижения цели проекта решались следующие задачи:

- получить сведения и проанализировать данные об отношении школьников к туризму;

- изучить информацию о туризме и его пользе;

- собрать краеведческие сведения о выбранных объектах Каменского района;

- нанести маршруты на карту Каменского района;

- презентовать сборник туристических маршрутов школьникам и учителям школы с целью дальнейшего распространения.

Методы, с помощью которых реализовались задачи: аналитический (анализ источников информации, результатов опроса); поисково-исследовательский (сбор информации); практические методы (анкетирование, работа с картой);

технологический (работа с компьютером).

Этапы проекта

  1. Аналитический

С целью определения отношения учеников нашей школы к походам и путешествиям мною было проведено анкетирование. Школьникам из 7-11 классов предложено ответить следующие вопросы:

  • Каково ваше отношение к туризму?

  • Какой вид активного отдыха вам приятен?

  • Какие природные памятники Каменского района вам извесны?

  • На каких природных памятниках Каменского района вы уже побывали?

  • На каких природных памятниках Каменского района вы бы хотели посетить.

Приложение 1.

Было опрошено 20 человек. Анкеты участников проанализированы и результаты представлены в виде диаграмм. Приложение 2.

1. На первый вопрос большинство обучающихся ответило, что они положительно относятся к туризму.

2. На второй вопрос первая четверть опрошенных отметила, что предпочитает прогулки, вторая четверть выразила предпочтение к походам, а третья указала на увлечение рыбалкой.

3. На третий вопрос большинство обучающихся ответили, что они знакомы со скалами "Семь братьев".

4. На четвёртый вопрос это же количество школьников ответили, что они бывали на скалах "Семь братьев".

5. Отвечая на последний вопрос, обучающиеся выразили желание снова побывать на скалах "Семь братьев", увидеть скалу «Каменные ворота», а также ознакомиться и другими памятниками природы нашего района.

Вывод: Результаты опроса показали, что большинство учащихся нашей школы положительно воспринимают туризм (86%), однако есть и те, кто не проявляет интереса к этой деятельности (10%), но и один ученик выразил отрицательное отношение к туризму (5%).

Из ответов на второй вопрос можно сделать вывод, что обучающиеся отдают предпочтение активному отдыху: прогулка, поход и рыбалка (по 23%), путешествия (18%), велоспорт (14%). Таким образом, наши школьники предпочитают активный отдых.

По ответам на третий вопрос можно понять, что учащиеся знакомы с природными памятниками нашего района: скалы «Семь Братьев» (36%), скала «Каменные ворота» (27%), скала «Мамонт» (7%), Смолинская пещера (6%), скала «Три пещеры» (6%), скала «Динозавр» (4%), скала «Филин» (4%), скала «Чёртов палец» (4%), порог «Ревун» (2%), скала «Селиванов камень» (2%), скала «Богатырёк» (2%). Некоторые даже были в походе и знакомы с историей этих достопримечательностей.

По ответам на четвёртый вопрос можно понять, что учащиеся были на таких природных объектах нашего района, как скалы «Семь Братьев» (46%), скала «Каменные ворота» (32%), скала «Мамонт» (14%), Смолинская пещера (4%), скала «Три пещеры» (4%).

По ответам на пятый вопрос можно понять, что учащиесяхотят побывать на природных памятниках нашего района: скалы «Семь Братьев» (18%), скала «Каменные ворота» (17%), скала «Мамонт» (13%), Смолинская пещера (9%), скала «Три пещеры» (9%), скала «Динозавр» (9%), скала «Филин» (9%), скала «Чёртов палец» (4%), порог «Ревун» (4%), скала «Селиванов камень» (4%), скала «Богатырёк» (4%).

  1. Поисково-исследовательский

Следующим этапом проекта стал поиск информации. Для выполнения работы мне понадобились знания о туристских маршрутах и их составлении, а также знания по краеведению.

Я изучил несколько сайтов и узнал, что такое туристический маршрут, какие виды маршрутов существуют и как их разрабатывать.

Туристический маршрут - намеченный путь следования путешественников (туристов, экскурсантов) по конкретной территории с указанием туристских объектов, предназначенных для посещения.

Понятие «маршрут» (от франц. marche – ход, движение вперёд и route – дорога, путь) несёт конкретную смысловую нагрузку, связанную с передвижением в пространстве. В Советском энциклопедическом словаре «маршрут» трактуется как «путь следования, обычно заранее намеченный»

Из Большой Российской Энциклопедии узнал о классификации туристических маршрутов по разным признакам.

Виды туристических маршрутов:

- по мотивационно-целевому критерию: культурно-познавательные, образовательные, исторические, археологические, этнокультурные, духовно-просветительские (религиозные), рекреационные, событийные, приключенческие, специализированные, ознакомительные (рекламно-информационные), профессионально-деловые и др.;

- по типам: тематические (познавательная направленность с экскурсионным обслуживанием), походные (активные способы передвижения), физкультурно-оздоровительные (наличие в программе спортивных и физкультурно- оздоровительных мероприятий), комбинированные (сочетание элементов всех перечисленных маршрутов); 

- по продолжительности: однодневные (экскурсии), краткосрочные (маршруты выходного дня), среднесрочные и долгосрочные (многодневные); 

- по характеру туристской дестинации (места пребывания): природный, городской, сельский, культурный, прибрежный; 

- по сезонности: круглогодичные (всесезонные), межсезонные, сезонные (функционируют в определённый сезон: летние, зимние, весенние, осенние);

- по способу передвижения: пешие (пешеходные), автомобильные (в том числе автобусные), железнодорожные, водные (лодки, яхты, теплоходы и др.), воздушные (рейсовые маршруты, чартерные линии, арендованные воздушные суда) и др.; 

- по протяжённости: ближние, дальние, приграничные (трансграничные), межконтинентальные, кругосветные;

- по способу организации: организованные или плановые (групповые или индивидуальные с участием организаций туриндустрии), и самодеятельные (самостоятельно разработанные и подготовленные); 

- по территориальному охвату: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, национальные, международные; 

- по пространственной конфигурации, т.е. по форме трассы туристские маршруты подразделяются на линейные (маршрут начинается в одном пункте и заканчивается в другом), кольцевые (маршрут имеет форму кольца, начинается и заканчивается в одном и том же пункте), радиальные (маршрут «туда и обратно», начинается и заканчивается в одной и той же точке) и комбинированные (сочетают в себе признаки трёх элементарных маршрутов)

Также ещё раз убедился в том, туризм выполняет несколько важных функций в жизни человека.

  • Образовательная. Получение и пополнение знаний, знакомство с природой, историей, культурой как своего региона и страны, так и других стран и народов. 

  • Воспитательная. Формирование моральных, нравственных и эстетических качеств, прививание любви к окружающему миру.

  • Оздоровительная. Использование благотворного воздействия природных факторов для поддержания и восстановления физического, умственного, психического, эмоционального состояния организма. 

  • Спортивная. Специальная подготовка по туристской технике, способствующая укреплению общей физической подготовки, а также развитию разных сторон физического здоровья. 

  • Социальная. Рациональное использование свободного времени, обеспечение занятости населения, рост уровня жизни трудящихся — важный фактор стабилизации и развития экономики. 

Затем необходимо было отобрать информацию о памятниках природы Каменского района: когда были открыты и почему так названы природные объекты, а также найти интересные факты о них и связанные с ними легенды. Определился с тематикой. На основе опроса выяснил, какие природные памятники интересны учащимся. Самые известные и популярные – скала «Каменные ворота» и скалы «Семь братьев»; и те, которые нам хотелось бы посетить – скала «Пельмень-камень», скала «Селиванов камень», Смолинская пещера, и порог «Ревун». С этой целью собрал информацию о них и составил путеводитель, в котором указаны не только названия и описания памятников, но и легенды, а также интересные факты. Эти сведения будут закодированы, и QR-коды будут помещены на готовые маршруты.

Из Интернет-источников узнал, какие методы используются для составления туристических маршрутов.

Методы составления туристических маршрутов:

- изучение топографической карты местности. На карте отмечены высоты и другие важные детали: тропы, водоёмы, характер растительности, броды на реках, отдельные строения в лесу и на пустошах; 

- использование электронных девайсов с помощью спутниковых сигналов. Этот способ даёт возможность быстро определить своё местонахождение и свериться с заранее загруженным треком; 

- изучение отчётов других групп и участников похожих походов. Можно посмотреть фото групп, которые проходили похожий маршрут, и обратить внимание на их снаряжение; 

- использование сервисов и приложений для составления маршрутов;

- составление плана маршрута по дням с перечнем объектов показа и посещения, средств размещения, объектов питания, инфраструктуры и др.; 

- составление сметы и технического описания маршрута

Также при составлении маршрута важно чётко определиться с его целями и задачами.

Вывод. В процессе исследования я ознакомился с понятием туристического маршрута, его разновидностями и методами составления. Кроме этого, я узнал много интересных фактов об известных мне памятниках и обнаружил много новых природных объектов, ранее мне неизвестных.

  1. Технологический

Исходя из предпочтений наших школьников, в сборник войдут разработанные и оформленные маршруты:

  • «Пеший маршрут по берегу р.Каменки»

  • «Скалы Семь Братьев»

  • «Скала Селиванов камень»

  • «Смолинская пещера – Порог Ревун»

  • «Пеший маршрут Каменные ворота - Пельмень-камень

Для составления и оформления турмаршрутов открыл приложение Яндекс.Карты, нашёл карту Каменского района, определил районы расположения памятников природы, к которым необходимо нанести маршруты. Далее, используя программу "Paint", нанёс пути передвижения туристов на фрагменты карты, применив систему условных знаков.

Рис.1. условные знаки, используемые на топографической карте

На каждом фрагменте карты Каменского района указал начало, окончание и промежуточные точки маршрута. Направления движения сориентировал по сторонам горизонта, расстояния от точки до точки рассчитал в соответствии с масштабом. Определил пешую часть маршрута, указал способ, как добраться до начальной точки передвижения и выхода с пешей части маршрута.

После нанесения маршрутов на карты с отмеченными природными памятниками поместил закодированную информацию о них из созданного путеводителя. Приложение 4.


Вывод. Для выполнения задач проекта я изучил краеведческий материал из разных источников, смог применить компьютерные программы для построения маршрутов и кодирования сведений о природных объектах Каменского района. На основе изученного материала и с использованием имеющихся у меня знаний в сборник вошли культурно-познавательные рекреационные пешие маршруты выходного дня. Разработать маршруты мне помогли знания по краеведению, географии, истории, технологии, математике, литературе.

Заключение

В 2019 года Правительство РФ утвердило Стратегию развития туризма в РФ до 2035 года. Стратегией предусматривается "комплексное развитие и благоустройство туристских территорий, включая развитие туристской, коммунальной и транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкция объектов магистральной инфраструктуры (аэропортов и транспортных хабов, федеральных автомобильных дорог, мостовых переходов, обходов крупных городов, железных дорог и участков водных путей)". Мы видим реальные достижения в туристическом бизнесе на уровне России, Урала и нашей области: строятся дороги, гостиницы, благоустраиваются города. Благодаря этому многие смогут самостоятельно организовать своё путешествие для познавательного и рекреационного туризма по нашей необъятной стране. Популярность на внутренний туризм в последние годы возросла. По данным ВЦИОМ 17% жителей страны считают оптимальным короткий отдых в выходные дни.

В нашем Каменском районе тоже имеются такие уголки природы, которые можно посетить, не выезжая далеко и надолго от дома. Наш сборник является своеобразным путеводителем по достопримечательностям Каменского района. И возможно, в юбилейный год наши маршруты вызовут активность населения и помогут лучше узнать историю, краеведение и географию родного края.

Работать над разработкой маршрутов мне понравилось, так как я больше узнал о своём крае, могу с удовольствием поделиться полученной информацией и практической работой, и даже сам смогу организовать поход по достопримечательностям Каменского района. И буду очень рад, если моя работа пригодится не только жителям нашего района, но и приезжим туристам.

Источники информации

1. Большая Российская Энциклопедия - https://bigenc.ru/c/turistskii-marshrut-85171c

2. Справочник от Автор24 -https://spravochnick.ru/turizm/turistskie_marshruty_i_ih_vidy/#suschnost-i-vidy-turisticheskih-marshrutov

3. Интернет-магазин туристического снаряжения – Век Екатеринбург – https://ekipirovka.ru/blog/stati/kak-sostavit-turisticheskiy-marshrut/#detalnaya-razrabotka-marshruta-i-podgotovka-snaryazheniya

4. 3D Панорамы Каменск-Уральский - https://kamensk-uralskiy.com/putevoditel/ dostoprimechatelnosti/436-majskaya-polyana?ysclid=m7ar1znm187149123

5. В.П. Шевалёв – Музей под открытым небом

6. Виртуальный Каменск - http://k-ur.ru/putevoditel-po-kamensku-uralskomu/ pamyatniki-prirody/skaly-sem-bratev/index.html

7. Екатеринбург.рф - https://екатеринбург.рф/news/87422-gde-otdokhnut-v-vykhodnye-smolinskaya-peshchera-–-mistika-i-istoriya

8. Tripadvisor - https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g2375234-d28142779-Reviews-Filin_Rock-Kamensk_Uralsky_Sverdlovsk_Oblast_Urals_District.html

9. Уральский следопыт - https://uralstalker.com/uarch/us/2022/05/47/

10. 2Gis –  https://2gis.ru/k_uralskiy/geo/70030076204200906

https://2gis.ru/k_uralskiy/geo/70030076188371921

https://2gis.ru/k_uralskiy/geo/70030076271233390

 11. VK - https://vk.com/wall-163862941_17936?ysclid=m7aqzu813f507724702

https://vk.com/wall-50229832_3500?ysclid=m7arju9h1861377384 https://vk.com/wall-217441538_1037

https://vk.com/@snegotrek_ekb-skaly-sem-bratev-pod-kamensk-uralskim

Приложение

Приложение 1.

Вопросы для анкетирования

1. Каково ваше отношение к туризму?

А) Положительное

Б) Нейтральное

В) Отрицательное

2. Какой вид активного отдыха вам наиболее приятен?

А) Велопрогулка

Б) Поход

В) Рыбалка

Г) Другое: ______________________

3. Какие природные памятники Каменского района вам известны?

4. На каких природных памятниках Каменского района вы уже побывали?

5. Какие природные достопримечательности Каменского района вы хотели бы посетить?

Приложение 2.

Результаты опроса школьников 7-11 классов

МКОУ «Новоисетская СОШ»

Приложение 3.

QR-коды с информацией о природных объектах

Каменского района

Скала Богатырёк

Скала Каменные ворота

Скала Мамонт

     

Порог Ревун

Смолинская пещера

Скала Пельмень-камень

     

Скалы Семь братьев

Скала Динозавр

Скала Утячий камень

Приложение 4.

Просмотров работы: 22