ВВЕДЕНИЕ
Архитектура - это прекрасное и удивительное направление в искусстве, которое вызывает чувство благоговения. Ее шедевры можно изучать и созерцать в течение многих часов.
Волгоград обладает уникальной и интересной архитектурой. Прогуливаясь по его улицам и площадям, не можешь не задуматься о том, когда это всё успели построить? После Сталинградской битвы 1942-1943 гг. город превратился в руины, от него остались лишь развалины. Однако сейчас мы видим процветающий город и даже представить не можем, что происходило на этой земле менее века назад.
Удивительно, но почти все современные здания успели построить за столь короткий период. Однако сохранились некоторые архитектурные произведения довоенного Сталинграда и Царицына, большинство из них прошли реконструкцию, чтобы окончательно не разрушиться.
Многие Царицынские архитектурные здания были построены под финансированием известных предпринимателей, так как они, во-первых, получали экономическую выгоду: финансирование строительства зданий и сооружений местными предпринимателями было способом вложения средств с целью получения прибыли от последующей аренды или продажи площадей. Во-вторых, таким способом демонстрировали свою значимость и вклад в развитие общества, т. е. повышали свой социальный статус и престиж. В-третьих, многие предприниматели поддерживали строительство зданий, отражающих национальный стиль и традиции, чтобы укрепить национальную идентичность и гордость. Таким образом, в период меценатства город отлично обустроили.
В данной работе я хочу рассмотреть архитектурное произведение Царицына XX века построенное в качестве поместья известной семьи Шлыковых, славящейся предпринимательской деятельностью, в декорациях которого, по мнению местных жителей, Александр Шлыков зашифровал послание, а также выяснить насколько эта легенда правдива.
Выбранная нами тема актуальна по следующим причинам:
-во-первых, дом Шлыкова является памятником архитектуры и истории, архитектурным наследием, несущим в себе культурно-историческую память, а значит его исследование поможет лучше понять историю города и его культуру, что необходимо для сохранения культурного наследия Царицына.
- во-вторых: проект представляет собой уникальную возможность исследовать малоизученные аспекты истории и архитектуры, а также проверить существующие гипотезы и теории;
- в-третьих: в нынешнее время очень важно знание истории своей страны и соответственно родного края, т. к. она может дать представление о том, как различные факторы повлияли на развитие региона. Это может помочь в принятии решений о будущем и предотвратить повторение ошибок прошлого;
- в-четвёртых: данная работа может повысить привлекательность нашего города для читателей и привлечь туристов.
Цель исследовательской работы: раскрытьтайны зашифрованного послания на доме Шлыкова и разработать сценарий экскурсии, посвящённой архитектурному наследию Шлыкова.
Задачи исследования:
Рассмотреть и сравнить объекты исторического и архитектурного наследия Царицына, дабы выстроить его образ.
Проанализировать биографию Александра Михайловича Шлыкова и его архитектурное наследие.
Изучить историю дома Шлыкова, его архитектурного облика, особенностей строительства, легенды и мифы, определить их происхождение и выяснить насколько правдива городская легенда.
Освоить этапы создания экскурсии, познакомиться с техникой и методикой проведения экскурсии и разработать сценарий.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследовательской работы стало архитектурное наследие Царицына. Предметом работы является особняк Шлыкова (ныне Казачий театр).
Моя исследовательская работа направлена на решение следующей проблемы: определить, на самом ли деле А. М. Шлыков зашифровал в скульптурном декоре своего особняка послание для своих детей, в котором освещено как получить его наследие? Что именно зашифровано в символах и в художественных образах на здании?
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что завещание по легенде зашифрованное в скульптурном декоре дома Шлыкова является городской легендой.
В соответствии с характером поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы и исторических источников по проблеме исследования, контент-анализ; теоретический анализ и синтез фактов, позволившие выявить базовые положения для исследования, сделать выводы. На основе эмпирических методов формулировалась гипотеза и строилось ей доказательство.
Изученность темы: Различные аспекты культурного, исторического, архитектурного наследия Царицына изучены в работах учёных, краеведов А. Н. Минха, М. М. Загорулько, А. Е. Пожарского, И. О. Тюменцева и других исследователей. Данные исследования в основном связаны с изучением истории проектирования, строительства и функционирования культовых сооружений нашего края. Проблемы формирования застройки 2-й части Царицына (Зацарицынской) в конце XIX — начале XX в, биографические материалы о семье купца А. М. Шлыкова, материалы о зданиях, построенных при его поддержке и участии изучил архитектор Волгограда П. П. Олейников. Архитектурные произведения Царицына рассматриваемые нами в этой работе изучены И. Н. Литвиновой, Е. О. Даниловой, О. А. Карагодиной. Вопрос о правдивости легенд и мифов дома Шлыкова был неплохо изучен волгоградским краеведом Р. В. Шкодой и М. Подгорновой.
Практическая значимость: Материал данной работы может быть использован на занятиях во внеурочной деятельности предметной области «Искусство» и краеведения.
Глава 1: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЦАРИЦЫНА В АРХИТЕКТУРЕ И ЛИЦАХ
1.1. Объекты исторического и архитектурного наследия Царицына
Дом Шлыкова связан с его историей и архитектурой, которые, в свою очередь, являются частью исторического и архитектурного наследия города Царицын. В данной части проекта мы рассмотрим основные объекты исторического и архитектурного наследия Царицына, а также их связь с домом Шлыкова.
Памятников градостроительной архитектуры гражданского назначения, относящихся к досоветской эпохе Волгограда, осталось немного, в отличие от производственно-хозяйственных построек и железнодорожных станций того же периода. Задачи по восстановлению особняков, дворцов, зданий училищ, банков, безвозмездно переданных в 1918 г. советским учреждениям и организациям, после битвы за Сталинград не ставились. Например, в мае 1943 г. по заключению комиссии, рассматривающей вопросы восстановления Сталинграда, было решено провести перепланировку центра города, на отдельной части (4 га) – от набережной Волги до железнодорожного вокзала. Перепланировка затронула большую, чем планировалось, территорию. Под снос шли многие уникальные для провинции здания, отличавшиеся до войны красотой архитектуры и оригинальностью эстетических вкусов зодчих.
Важными носителями исторической памяти, с одной стороны, а с другой – источниками исследования культурного наследия, в частности городской среды и архитектуры Царицына, являются следующие объекты: Дом науки и искусств (театр НЭТ) (см. Приложение 4), пожарная вышка (каланча) (см. Приложение 5), Волжско-Камский банк (ныне корпус краеведческого музея) (см. Приложение 6), Мариинская женская гимназия (Комитет статистики) (см. Приложение 7), особняк Ю.Д. Репниковой (мемориально-исторический музей) (см. Приложение 8), жилой дом братьев Серебряковых, здание 4-й женской гимназии (Казачий театр), гостиница «Столичные номера» («Волгоград»), электротеатр «Парнас», Дом-дворец Воронина, Дом купца Ивана Рысина и т. д. Давайте рассмотрим некоторые из них, для того чтобы создать примерный архитектурный образ Царицына того времени и, возможно, найти что-то общее.
Гостиница «Столичные номера»
Гостиница «Столичные номера» (см. Приложение 9), а ныне «Волгоград» также относится к культурно-историческому наследию региона, хотя и претерпела архитектурную реконструкцию в 1930-х гг., когда был надстроен четвертый этаж, а затем в 1950-х при ее восстановлении.
Лучшая царицынская гостиница «Столичные номера» располагалась на Городской площади, которая в конце ХIХ века стала именоваться Александровской (с 1920 г. – Площадь Павших борцов). До возведения Александро-Невского собора гостиница являлась архитектурной доминантой площади. Здание строилось одним из богатейших купцов города Василием Ворониным, строительство шло в несколько этапов, начавшись ориентировочно в 1878-1879 гг. В итоге гостиница, рассчитанная на 75 номеров, получилась в форме замкнутого квадрата, причем корпуса выходили на центральные улицы города – Московскую, Ломоносовскую, Пушкинскую, Спасскую. В гостинице располагались различные магазины, например, музыкальный, магазин игрушек, работал концертный зал. Здесь же арендовала себя помещение Царицынская биржа. С ноября 1916 г. в здании размещался госпиталь для раненых солдат. С мая 1918 года в гостиницу использовал в качестве штаб-квартиры ЧОКПРОД (Чрезвычайный областной комитет по продовольствию), руководивший хлебозаготовками на Юге России. В 30-е гг. дом был надстроен четвёртым этажом, бывшая гостиница получила название «Дом Коммуны» или «Первый дом Советов».
Во время Сталинградской битвы здание пострадало, но не критично, однако руины были разобраны т.к. тут планировали построить Дом Советов (так и не построили). В итоге на фундаменте старой гостиницы в 1948 г. была отстроена новая – «Сталинград» (ныне – «Волгоград»).
Электротеатр «Парнас»
Развитие киноиндустрии в России начала XX в. не обошло стороной и Царицын. В. М. Миллер, уже достаточно опытный деятель в культурной жизни города, решает построить в самом его центре электротеатр (см. Приложение 10) (так тогда называли кинотеатры). «Работы в новом театральном здании Миллера (на Успенской улице) происходят усиленно, черновые работы и железобетонные подходят к концу. Во втором этаже будет помещаться большой зимний сад, в котором предположено поставить до 7 вагонов тропических растений. Сцена по размерам довольно обширная: высота ее 13 аршин, ширина 5 сажень. Партер предположено сделать в три яруса. Отопление будет проведено паровоздушное – новый способ отопления, при котором воздух в помещениях делается чище и насыщеннее. Взамен лестниц будут проложены взъезды, что по строительным соображениям находят более удобным. Над зимним садом будет сделан больших размеров фонарь из стекол "люмье" и балкон. В нижнем этаже будет помещаться кухня, службы и прочее. К Рождеству или, в крайнем случае, к масляной, помещение будет вполне закончено. Работами руководит архитектор Вейзен»1.
В 1920 г. в кинотеатре случился сильный пожар. Только в 1925 г. закончили его восстановление, открыв при этом кинотеатр «Красноармеец». В 1930-х гг. его перепрофилировали, разместив здесь театр Юного зрителя. В период Сталинградской битвы зданию был нанесен значительный ущерб. После войны на месте бывшего царицынского кинотеатра построили новые жилые дома.
Дом-дворец Воронина
Дом Воронина (см. Приложение 11) считался одним из самых роскошных в Царицыне. Строительство велось по проекту французского архитектора к планировавшемуся, но так и не состоявшемуся приезду в город императора Николая II. Внутри здания были роскошные мраморные лестницы с кованными решётками, при отделке стен, использовался белый, розовый, зеленый, красный и черный мрамор, внутри здания были залы, отделанные мрамором разных цветов. Стены украшала художественная лепнина, на полах лежал инкрустированный паркет. Снаружи здание было облицовано финским гранитом. В здании было 180 помещений. Одним словом, самый богатый на тот момент человек Царицына построил себе настоящий дворец, без всяких кавычек.
Дом купца Ивана Рысина
Дом архитектора в Волгограде принадлежал Ивану Рысину — одному из братьев-купцов, торговцев ювелирными изделиями и церковной утварью.
Это был двухэтажный жилой особняк (см. Приложение 12), выходивший фасадом на зелёную и благоустроенную улицу Царицына — Александровскую (сегодня — проспект им. В. И. Ленина).
Дом строила артель, которая застраивала жилой квартал между центральными улицами города — Царицынской, Астраханской (Советская) и Александровской.
После Октябрьской революции в здании размещались различные учреждения и организации городской исполнительной власти.
В годы Сталинградской битвы строение было частично разрушено. В начале 50-х годов здание восстановили по проекту и под руководством Е. И. Левитана.
Дом сохранился, после войны был несколько перестроен и дополнен (это можно отследить по качеству кладки и узоров новых частей здания), некоторые элементы были убраны (входная группа с террасой и балконом). Сейчас здание является объектом культурного наследия и охраняется государством.
Все перечисленные объекты обладают особенностями, послужившими основаниями для занесения в госреестр по охране памятников культурного наследия регионального значения.
1.2. Биография и архитектурное наследие А. М. Шлыкова
Александр Михайлович Шлыков (см. Приложение 13) - родился в Царицыне в 1839 г., получил домашнее образование, его отец имел «колесное заведение» в скромных размерах. А. М. Шлыков в семье был единственным сыном, с ранних лет помогал отцу в коммерции. Когда ему исполнилось 25 лет, умирает отец(12 мая 1865 г.), а затем новые беды — 28 мая того же года пожар уничтожил все постройки Шлыковых — как жилые, так и мастерские. У Александра Михайловича было скоплено 500 рублей, и он при помощи новочеркасского богатого казака Дмитрия Петровича Шапошникова начал лесное дело, «не оставляя комиссии по переотправке транзитом товара в Ставропольскую губернию». В 1882 году А. М. Шлыков строит свой первый лесопильный завод во второй части Царицына, в местности Кавказ, т. е. во второй части Царицына. Чуть позже он начал сам производить выработку леса из Уфимской и впоследствии Пермской губерний, сплавляя его в Царицын для разработки и продажи. В 1897 году А. М. Шлыков построил второй лесопильный завод близ Царицына у станции Бекетовской, Владикавказской железной дороги. Ведя коммерческое дело, А. М. Шлыков отдавал часы досуга и общественному служению. Приведем впечатляющий перечень только основных его должностей и общественных обязанностей, зафиксированный в официальных документах: 1859 г. ратман Шлыков (ратман — должностное лицо в органах местного самоуправления). 1865—1877 гг. и с 1880 г. — гласный Царицынского уездного земства. 1866—1867 гг. — член оценочно-раскладочной исполнительной комиссии при местном городском самоуправлении. 1874—1877 гг. — член Царицынской уездной земской управы. 1874—1880 гг. — член уездного училищного совета от Царицынского земства. 1875—1878 гг. — почетный мировой судья. 1872 – 1884 гг. — гласный Царицынской городской думы. Именно под председательством А. М. Шлыкова на заседании городской думы 23 апреля 1881 г. было принято решение об увековечении памяти императора Александра II путем постройки часовни.2
В бытность городским головой и гласным городской думы А. М. Шлыков способствовал составлению плана города, упорядочению в названиях улиц, созданию водопроводной комиссии и разработке проекта и смет на сооружение в городе водопровода, на устройство мостовых и земляных сооружений, отвода места под постройку тюрьмы, под постройку земской больницы, выделению городского места Царицынскому отделению государственного банка под строительство собственного здания, выделению места «Уральско-Волжскому металлургическому обществу» под строительство сооружений завода и т. д. В 1893 году он в составе делегации гласных думы отправляется в Санкт-Петербург, где ходатайствует о проведении Восточно-Донецкой железной дороги на Царицын, за что была получена благодарность думы. На благотворительные цели Шлыков жертвует немалые средства — на церковные и духовные-нравственные цели им пожертвовано более 100 тыс. рублей.
По сведениям на 1886 г. — А. М. Шлыков от гражданского брака с Елизаветой Петровной Шлыковой имел пятерых детей: Анастасию (либо Анну) (15 лет), Михаила (14 лет), Ольгу (11 лет), Василия (9 лет) и Германа (8 лет). Семейная жизнь Александра Михайловича складывалась вполне благополучно, но до определенного времени.3
В 1899 году в «Адрес-календаре Российской империи» опубликованы сведения о наличии у А. М. Шлыкова в Царицыне на лесной пристани мукомольного производства, лесопильного производства и механического завода. Здесь же в разделе «Строительные материалы и топливо» сообщается о наличии у него в пос. Азов Ростовского округа производства, вероятно, лесопильного завода, что подтверждает наличие коммерческих отношений с Донской областью царицынского купца. В «Списке фабрик и заводов Европейской России» за 1903 г. есть две записи о наличии производств в Царицыне у купца А. М. Шлыкова, их можно считать наиболее информативными: «Паровой лесопильный завод (осн. в 1898 г.) и «Лесопильный и механический завод (осн. в 1883 г). Указанные предприятия А. М. Шлыкова произвели в 1903 г. продукции на 204 500 рублей, что подтверждает его успешную деятельность и в начале XX в. Вероятно, крупные доходы давали возможность строительства новых зданий в Царицыне.
Сейчас мы знаем о четырех зданиях, построенных или приобретенных в Зацарицынской части города на средства купцов Шлыковых. Три из них находились совсем рядом и частично сохранились до настоящего времени. В Зацарицынской части с 1882 г., на берегу Волги, находился и их первый лесозавод. По этой причине территория и получила название «Шлыково местечко».
А. М. Шлыков следит и за достижениями в технической области, с 1886 г. в Царицыне действует телефонная сеть, к 1990 г. абонентов насчитывается всего 19, причем частных только двое — А. М. Шлыков и К. В. Воронин как наиболее влиятельные представители городского купечества на тот период времени.
Дом Шлыкова на Княгининской улице – это 2-этажное царицынское здание является наименее изученным не только с точки зрения его архитектурных особенностей, но и времени строительства или приобретения. Пока имеется лишь одна его фотография царицынского периода, снятая с колокольни Вознесенской церкви (см. Приложение 15). Качество ее невысокое, но можно отметить богатый декор фасадов, с характерной для города кирпичной кладкой. В конце 1930-х это здание передается педагогическому институту, в нем расположился исторический факультет и его надстраивают еще одним этажом. Архитектура здания при надстройке существенно видоизменена, от былого декора фасадов Царицынского периода практически ничего не остается. Во время Сталинградской битвы здание сильно пострадало, его восстановлением занимался архитектор И. К. Белдовский. Сейчас здание принадлежит Волгоградскому государственному социально-педагогическому университету.
Выяснились некоторые факты из жизни младшего Шлыкова. В списках студентов МИТУ значится дата поступления Германа Александровича Шлыкова — 1905 г. на механическое отделение. Его фамилия упоминается все годы обучения, вплоть до 1914 г., в котором он закончил училище со званием инженера-механика. В его личном деле сказано: сословие — купеческое; откуда — Царицын; что закончил до поступления в училище — Ч.Р.У.В. (частное реальное училище Воскресенского, оно находилось в Москве на Мясницкой улице (здание существует). Сведений о судьбе семьи Шлыковых после 1917 г. пока не обнаружено. Анализ существующих источников о деятельности купцов Шлыковых свидетельствует об их причастности к созданию или покровительству при создании многих домов и церквей в Царицыне.
Дата смерти А.М. Шдыкова пока не установлена, последнее упоминание о нем связано с железнодорожной катастрофой, произошедшей 3 февраля 1916 г., когда шедший из Грязей в Царицын пассажирский поезд № 6 по отправлении со ст. Страхово Грязе-Царицынской линии потерпел крушение. В числе пострадавших оказался гласный думы А. М. Шлыков, он по прибытии в Царицын 5 февраля дал большое интервью журналисту газеты «Царицынский вестник».
После смерти Александра Михайловича, по духовному завещанию, часть его средств направляется на строительство собора.
Глава 2. ЗАГАДКА ДОМА ШЛЫКОВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УЧЕБНОЙ ЭКСКУРСИИ
2.1. Тайна наследия А. М. Шлыкова, загадка на здании
Дом Шлыкова на Дубовской улице (см. Приложение 16) на месте музыкально-драматического театра, сейчас расположенного в этом здании (см. приложение 17), указано время его строительства — 1862 г. Мы считаем это ошибочным утверждением. Во-первых, малодоходная колесная мастерская Шлыковых в то время вряд ли могла финансово обеспечить строительство такого солидного 2-этажного дома. В городе тогда проживало всего около 7 тыс. жителей. Во-вторых, архитектурный стиль с элементами модерна, в котором выстроен дом, появился только в начале XX в. Еще в 1985 году главный архитектор Волгограда, народный архитектор СССР В. Е. Масляев в своих работах опровергает первоначально указанную дату постройки. В-третьих, что еще важнее, на фотографии, сделанной с Вознесенской церкви после 1903 г., на месте будущего дома Шлыкова стоит 1—2-этажное здание, фасады которого оштукатурены и выкрашены в белый цвет, на его крыше вывеска с надписью «Чайно-столовая». За время существования дома на Дубовской улице он трижды менял свой архитектурный облик. Первоначально здание строилось, очевидно, как доходный дом. Здесь мы видим необычайно крупные для Царицына того времени окна-витрины первого этажа и вполне обычные — на втором. Вероятно, на первом этаже размещались торговые залы, т. к. каждое окно-витрина имело свою дверь, что давало возможность сдачи в аренду каждого помещения. В 1910 году Шлыков сдает в аренду помещения в своем доме под размещение 4-й женской гимназии, а через несколько лет, газеты сообщают, что четвертая женская гимназия нуждается в расширении помещения. В виду этого приходится снимать для нее у домовладельца Шлыкова еще несколько комнат. Хотя плату Шлыков требует большую, но дума соглашается на его условия, так как другого помещения для гимназии за Царицей подыскать негде». Очевидно, именно это привело к крупной перестройке всего здания, оно было расширено в сторону Княгининской улицы и приобрело монументальный вид, создав главный градостроительный акцент на углу ул. Дубовской и Княгининской. Доминантой становится необычная для города угловая четырехугольная башня, завершенная куполом. При расширении здание сохранило основные стилевые особенности, в нем повторен и развит декор более ранней постройки. В 1930-х годах в доме Шлыкова размещались образовательные учреждения: Сталинградский индустриально-педагогический институт, затем Сталинградский государственный педагогический институт, в который позже вошел и Учительский институт. В период Сталинградской битвы это здание серьезно пострадало, но было восстановлено. Бывший дом Шлыкова (4-я женская гимназия) восстанавливался под кинотеатр «Гвардеец». Авторы проекта, архитекторы Г. Россихин и Н. Оганян решали непростую задачу по проектированию кинозала на 650 мест, при этом здание значительно уменьшалось в объемах. Связано это было с тем, что в новом генеральном плане Сталинграда улица Рабоче-Крестьянская (Княгининская) расширялась, а фактически продолжала линию застройки по еще царицынским торговым лавкам, располагавшимся на юговосточной стороне улицы. Сейчас в одном из самом красивом царицынском здании размещается Волгоградский музыкально-драматический казачий театр.
В 1913 году (или около того) дом существенно расширили. Он приобрёл «Г»-образную форму и обзавёлся роскошной угловой башней (см. Приложение 18).
Жёлтой линией обозначена старая граница здания — таким оно было до перестройки 1913 года. Красной линией обозначена современная граница (Третья эпоха). Между прочим, если бы Шлыков-младший достроил бы здание таким же образом и в другую сторону (с такой же башней) — получился бы настоящий дворец. После революции в здании расположился Педагогический институт.
Здание пережило Великую Отечественную войну (см. приложение 19 и 20). После войны значительная часть достройки 1913 года была снесена — ибо в противном случае угловая башня перекрыла бы часть проезда расширившейся ул. Рабоче-Крестьянская.
После восстановления в конце 40-х гг. (архитектор, руководивший восстановлением — Г.А. Россихин) здание приобретает свой современный вид, становясь сначала кинотеатром «Гвардеец», а потом — Казачьим театром. Важно то, что весь современный западный фасад (тот, что смотрит на Р-Крестьянскую улицу) построен заново, так как до войны он был внутренней стенкой Г-образного дома, а до революции в связи с тем, что с этой стороны был пристроен другой дом, первоначальный вид западного фасада, по-видимому, мало чем отличался от первоначального вида восточного фасада, то есть не имел украшений. Фигуры, которые сейчас украшают западный фасад, скорее всего сняты с разобранной части корпуса.
Старая городская легенда, посвящённая загадочным образам, сохранившимся на фасаде здания нынешнего Казачьего театра, гласила, что когда-то у царицынского купца Шлыкова была дочь. Дочь, как полагалось, была красавицей, но дни её трагически оборвались: она утонула. Убитый горем отец решил выстроить и подарить городу женскую гимназию, на фасаде которой изобразить лицо дочери (см. Приложение 21) и образ страшного Нептуна (см. Приложение 22), бога вод, забравшего её в своё глубинное царство. По городу ходят рассказы, что здании Казачьего театра, есть призраки. Рассказывают, как будто в полночь, когда театр уже давно закрыт и все внутри погружено во мрак, по ступенькам лестницы вниз спускается полупрозрачная женская фигура. А снизу, навстречу ей, поднимается такая же мужская. Немного не дойдя друг до друга, фигуры исчезают, так и не встретившись. Поговаривают, что мужская фигура — это сам Александр Михайлович Шлыков, построивший это здание в начале ХХ века. А женская — его дочь-гимназистка, якобы трагически погибшая во время купания.
Существовала Ольга Александровна Шлыкова, тоже дочь, в замужестве – Пяткина. Была она вовсе не гимназисткой, а взрослой женщиной, вышедшей замуж за царицынского купца Ивана Степановича Пяткина. И.С. Пяткин жил на улице Княгининской (совр. Р.-Крестьянской), а для торговли (а торговал он кренделями) арендовал у Шлыкова торговое место. Женаты Пяткины были недолго, всего около года: известно, что Ольга умерла во время родов. Поскольку срок нахождения в замужестве был небольшой, приданое Ольги было возвращено обратно, отцу. Но ещё год спустя Шлыков подарил часть возвращённого Пяткину, в память об Ольге. И.С. Пяткин через какое-то время женился вновь на своей служанке Дарье Фёдоровне Захаровой. Эти сведения стали теперь известны благодаря одному из потомков купца – Александра Степановича Пяткина, рассказавшего эти интереснейшие данные и приславшего ряд фотографий (правда, фотографии Ольги – нет). Была у Шлыкова и другая дочь, которая упоминается в источниках лишь по инициалам – А.А., возможно Анна, возможно – Анастасия. А. Шлыкова вышла замуж за некоего Штыкова. Скорее всего, это был сын Егора Петровича Штыкова – старого знакомого самого Шлыкова, его коллеги по Городской думе (оба были гласными Думы). А. Шлыкова здравствовала в годы, когда здание 4-й женской гимназии было уже построено. Известно, что в январе 1909 года она подарила родителям на золотую свадьбу хлеб, соль на резном ореховом блюде с серебряной солоницей и вышитом шелками полотенцем.4
Но может, у Шлыкова была третья дочь? Откуда тогда вообще взялись разговоры об утонувшем? Ведь не из «портретов» Нептуна на фасаде женской гимназии же. Нет, не из портретов. Просто народная молва смешала в одну легенду разные воспоминания. «В понедельник 27 апреля напротив с. Отрады утонул в Волге сын купца Шлыкова, Василий Александрович, молодой человек 21 года. В.А. Шлыков с приказчиком и рабочим выехали в небольшой лодке, взявший якорь, для установки бакена напротив лесопильной самотаски. Когда якорь стали выбрасывать, он лапой задел за борт лодки, которая опрокинулась вверх дном. Рабочий и приказчик выплыли на берег, а Шлыков, вынырнув два раза из воды, исчез и больше не появлялся. Тело его, несмотря на поиски семи ловцов с сетями и кошками, 28 апреля не было ещё найдено»5. Кто-то помнил, что у Шлыкова была дочь, которая умерла. Кто-то помнил, что один из его детей утонул. А тут – здание с портретами дочери (кстати, этот момент до сих пор ничем не подтверждён – а портрет-ли это дочери Шлыкова или нет) и с Нептунами. Так и сложилось: утонула дочь. Далее газета пишет ещё. 2 мая 1898 года следует уточнение: «В лодке было четыре человека. А.М. Шлыкова в городе не было, он уезжал в Уфу по торговым делам. Смерть сына сильно подкосила стариков, тело не найдено до сих пор. Шлыков объявил через полицию награду в 100 рублей тому, кто найдёт тело сына». Несмотря на столь солидные деньги, ничего найти не удалось. И только летом, в конце июня, останки сына Шлыкова, наконец-то, отыскались. «22 июня Шлыковым из Сарепты было получено известие, что тело его сына найдено в тальнике близ Сарепты. Дело было так: рыбаки, ловившие в запрещённое время рыбу, подверглись преследованию рыболовной полиции, и, скрывшись в тальнике, наткнулись на труп, о чём тотчас дали знать сарептской полиции. Полиция в свою очередь уведомила Шлыкова, которым на место были командированы служащие»6. Итак, утонула вовсе не дочь Шлыкова, а сын.
Из всего этого следует, что в основу легенды о дочери Шлыкова вошли смутные, полустёршиеся воспоминания об Ольге Шлыковой, чья жизнь трагически оборвалась в молодом возрасте, но об обстоятельствах смерти которой воспоминания к моменту возникновения легенды, уже не сохранились. Вероятнее всего, легенда сложилась уже в послевоенное время, когда здание кинотеатра «Гвардеец» стало одним из немногих уцелевших в городе домов такого уровня, а свидетелей, хорошо помнивших дореволюционные времена, в городе осталось совсем немного.
2.2. Разработка учебной экскурсии
В качестве продукта нашей исследовательской работы мы решили сделать экскурсию. Каждый город имеет интереснейшую историю, каждая его улочка, дом, закоулок. Порой эта информация не является общеизвестной и владеют ей лишь некоторые люди. Чтобы лучше узнать место, где человек находится, увлекательно и познавательно провести время, а также получить положительные эмоции и впечатления, стоит отправиться на экскурсию по городу. Проведение таких туров имеет несколько функциональных назначений.
В первую очередь, это обучение. Отправляясь на экскурсию по достопримечательностям, расположенным в округе, человек обучается, формирует собственное мировоззрение и багаж знаний. Однажды увидев воочию историческое или культурное наследие своего края, страны или мира, человек получит не только теоретические данные о достопримечательности, но и сформирует собственное объективное отношение к ней.
Во-вторых, отдых. Любая экскурсия предполагает смену обстановки и знакомство с новыми людьми, что помогает отвлечься, переключить рутинные мысли на волну познавания информации.
В-третьих, это внутреннее развитие. Посещая экскурсии, человек развивается, учится общаться быть толерантным к чуждым традициям, устоям и укладу жизни. Благодаря этому поклонники экскурсий всегда более уравновешены и спокойны, чем те, кто предпочитает проводить время, не меняя обстановки.
В процессе жизни человеку необходимо постоянное развитие и узнавание нового. Со временем многое меняется: мода, взгляды, тренды и т.д. Неизменным остаётся одно – история. Её невозможно переписать или изменить. Но её нужно знать. Только так можно построить цивилизованное грамотное сильное общество, которые будет стойко переживать все грядущие изменения и выдержит любое их количество.
Цель нашей практической части – научиться создавать сценарий для учебной экскурсии.
Для достижения данной цели, нужно выполнить следующие задачи: изучить методические приёмы проведения экскурсии, отобрать критерии экскурсионных объектов, научиться составлять технологическую карту и паспорт объекта.
Чтобы составить экскурсию, нужно следовать точному плану. Выделяют конкретные этапы составления учебной экскурсии:
Выбор темы экскурсии.
Определение цели и задач экскурсии.
Определить критерии экскурсионного объекта.
Определение методических приёмов проведения экскурсии.
Составление маршрута экскурсии.
Отбор и изучение литературных источников по теме экскурсии.
Составление текста экскурсии.
Комплектование «Портфеля экскурсовода».
Технологическая карта экскурсии.
Тема экскурсии: «Архитектурные сокровища А. М. Шлыкова: путешествие в прошлое».
Критерии экскурсионного объекта:
Познавательная ценность – объект должен быть построен на капитал царицынского купца А. М. Шлыкова.
Необычность – объект должен обладать уникальной историей или легендами, мифами.
Сохранность – объект сохранился до наших дней или был отреставрирован.
Местоположение – объект должен находится в г. Волгоград, в Ворошиловском районе, между остановками скоростного трамвая «ТЮЗ» и «Профсоюзная».
Методические приёмы проведения экскурсии:
В первую очередь, нужно использовать приём экскурсионной справки, без которого не обойтись, ведь изначально нужно представить объект, рассказать о нём краткие, основные данные: дату постройки, авторов проекта, размеры, назначение.
Также очень важен приём описания, который предполагает описание определённой последовательности характерных черт, примет, особенностей внешнего вида памятника, форму, материал, из которого изготовлен, расположение относительно окружающих объектов, объём. Данный приём описывает объект только внешне, он не предполагает описание внутренних частей, не видимых для глаз, свойств, качеств. Описание исторических событий носит образный характер. Оно вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяет представить событие.
Ещё один методический приём, которым нельзя не воспользоваться, это приём объяснения. Он поможет объяснить причины какого-либо исторического события, явления факта, провести вместе с экскурсантами глубокий анализ объекта. Он широко используется в архитектурной экскурсии, ведь с помощью него выявляются особенности конструкций здания, характерные черты целого ансамбля.
Очень важно в данной экскурсии использовать приём персонификации, чтобы создать мысленный образ купца А. М. Шлыкова и объяснить, как постройки связаны с его биографией.
Составление маршрута экскурсии: мы искали место, в котором будет максимально возможное скопление построек купца А. М. Шлыкова. Мы нашли это место: в Ворошиловском районе, между остановками скоростного трамвая «ТЮЗ» и «Профсоюзная». В этой области как раз находится Казачий театр, которому я уделил большую часть своего проекта. Логично, что дом Шлыкова должен быть одним из последних объектов, поэтому нужно начать с объекта, который находится дальше всего от театра, чтобы не ходить – это Крестовоздвиженская церковь на Козловской улице (см. Приложение 23). После будет небольшая прогулка до нескольких зданий, раньше принадлежащих Шлыкову на Академической улице (см. Приложение 24 и 25). Их в последствии объединили и сейчас там находится Волгоградский государственный технический университет и музей архитектуры Царицына, на котором мы остановимся. Неподалёку располагается Казачий театр (см. Приложение 26), на котором будет строится основной рассказ. Закончить можно на перестроенном здании, ранее принадлежащем Шлыкову – Волгоградский государственный социально-педагогический университет (см. Приложение 27). Сформировался такой маршрут:
– начало экскурсии, Крестовоздвиженская церковь;
– Музей архитектуры и ВолГТУ;
– Казачий театр;
– ВГСПУ.
Комплектование «Портфеля экскурсовода» (см. Приложение 28): такой портфель поможет экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии и погрузиться в рассказ. В мой «Портфель экскурсовода» будут входить иллюстрации, такие как: фотография крестовоздвиженскаой церкви в начале 20 века, аэрофотосъёмка разрушенных в военное время зданий Шлыкова на Академической улице; фотография дома Шлыкова в Царицыне и его расширенный вариант, послевоенные разрушения со стороны совр. ул. Циолковского; ВГСПУ, раньше вторая мужская гимназия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив материалы книг, газетных статей, научный работ краеведов и исследователей Царицына–Сталинграда–Волгограда, архивные документы и т. п. мы узнали о историческом и архитектурном наследии Царицына, узнали какие здания существовали и до сих пор существуют в нашем городе. Дополнительно выявили особенности Царицынской архитектуры. Исследование позволило понять важность сохранения и охраны исторического наследия Царицына для будущих поколений и для развития культурного туризма в регионе.
Цель была достигнута, мы разгадали тайну дома, также я научился и составил сценарий учебной экскурсии по архитектурным объектам А.М. Шлыкова. Работая над проектом, мы решили все задачи. Узнали о происхождении семьи Шлыковых. Интересно было изучать жизненный путь А.М. Шлыкова и его роль в развитии Царицына. Александр Михайлович ведя коммерческое дело, отдавал часы досуга общественному служению и занимал огромное количество должностей. Шлыков стал одним из самых известных меценатов Царицына благодаря тому, что полностью отдавал себя городу и заработку. Также мы узнали какие именно здания принадлежали А.М. Шлыкову и их историю. В ходе работы мы разгадали тайну дома Шлыкова на Дубовской улице, ныне Казачий театр. Гипотеза была подтверждена с помощью изучения архивных документов и научных работ, городские легенды о наследии Шлыкова и построения здания в честь потонувшей дочери – лишь легенды, сформирована настоящая история здания. Дом Шлыкова был построен в память о потонувшем сыне. Дополнительно мы изучили изменение облика дома. Он трижды перестраивался. Изначально он был построен как доходный дом, потом Шлыков сдает в аренду помещения в своем доме под размещение 4-й женской гимназии, а через несколько лет, газеты сообщают, что четвертая женская гимназия нуждается в расширении помещения. Оно было расширено в сторону Княгининской улицы и приобрело монументальный вид. Здание пережило Великую Отечественную войну. После войны значительная часть достройки была снесена. После восстановления здание приобретает свой современный вид, становясь сначала кинотеатром «Гвардеец», а потом — Казачьим театром.
В практической части исследовательской работы я научился писать сценарий для учебной экскурсии. Я изучил методические приёмы, критерии экскурсионных объектов, научился составлять технологическую карту, паспорт объекта и комплектовать «Портфель экскурсовода».
Продуктом нашего проекта является сценарий для учебной экскурсии по архитектурным объектам Царицына–Сталинграда–Волгограда ранее принадлежащих знаменитому меценату Александру Михайловичу Шлыкову.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Олейников, П. П. Архитектурное наследие «Шлыкова местечка» Царицына/ П. П. Олейников // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2020. Вып. 2(79) (дата обращения: 10.10.2023)
Олейников П. П. Особенности архитектурной деятельности в уездном городе Царицыне // Инженерно-строительный вестник Прикаспия: научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань: ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2022. № 2(40). С. 46–50 (дата обращения: 15.10.2023)
Литвинова, И. Н., Данилова, Е. О., Карагодина, О. А. Объекты историко-архитектурного наследия Волгограда: городская среда Царицына на рубеже XIX-XX веков/ И. Н. Литвинова, Е. О. Данилова, О. А Карагодина // Российский исторический журнал «Былые годы» Vol. 58. Is. 4 (дата обращения: 31.10.2023)
Шкода, Р. Загадки Старого «Гвардейца»/ Царицын.рф // [Электронный ресурс] URL: http://царицын.рф/2012/11/14-zagadki-starogo-gvardeyca.html (дата обращения: 13.11.2023)
Шкода, Р. Отгадка шлыковской легенды/ Царицын.рф // [Электронный ресурс] URL: http://царицын.рф/2013/12/300-shlikov_otgadka.html (дата обращения 13.11.2023)
Помоленкова, А. Ю. Исчезающий Царицын (изучение архитектурного наследия Волгоградской области периода Российской империи XVIII - начала XX вв.)/ Наследие предков – молодым // [Электронный ресурс] URL: https://ist-konkurs.ru/raboty/2014/1700-ischezayushchij-tsaritsyn-izuchenie-arkhitekturnogo-naslediya-volgogradskoj-oblasti-perioda-rossijskoj-imperii-xviii-nachala-xx-vv (дата обращения: 25.12.2023)
Аргасцева и др., 2004 – Аргасцева С.А., Гуренко Л.В., Жорова Е.П. и др. Свод историкоархитектурного наследия Царицына – Сталинграда – Волгограда (1589–2004 гг.). Волгоград: Издательство «Панорама», 2004. 240 с. (дата обращения: 27.12.2023)
Весь Царицын, 1911 – Весь Царицын. Справочник по городу Царицыну и Царицынскому уезду. Царицын: Царицынская мысль, 1911. 113 с. (дата обращения: 03.01.2024)
Зименкова, 2013 – Зименкова Л.Д. Особенности архитектуры купеческих усадеб малых городов Среднего Поволжья конца XIX – начала XX века // Academia. Архитектура и строительство. 2013. № 4. С. 58-61 (дата обращения: 03.01.2024)
Вести. Волгоград 2022 – Призрак дочери купца и шаги в тишине: какие еще легенды хранит Казачий театр в Волгограде/ ГТРК "Волгоград-ТРВ" // [Электронный ресурс] URL: https://smotrim.ru/article/2980920 (дата обращения 10.01.2024)
Сухоцкая, Т. Г. 2023 – Завещание купца Шлыкова/ Искатели // [Электронный ресурс] URL: https://smotrim.ru/video/2683642 (дата обращения: 28.01.2024)
Шкода, Р. 2024 – Столичные номера/ Царицын.рф // [Электронный ресурс] URL: http://царицын.рф/2024/01/2778-stolichniya.html (дата обращения 29.01.2024)
Шкода, Р. 2022 – Голодные артисты в доме Божескова/ Царицын.рф // [Электронный ресурс] URL: http://царицын.рф/2022/11/759-golodnye-artisty-v-dome-bozheskova.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Дом К. В. Воронина (впоследствии дом пионеров)
Приложение 2
Замок купца В. М. Миллера
Приложение 3
Дом М. А. Божескова
Приложение 4
Дом науки и искусств (театр НЭТ)
Приложение 5
Пожарная вышка (каланча)
Приложение 6
Волжско-Камский банк (ныне корпус краеведческого музея)
Приложение 7
Мариинская женская гимназия (Комитет статистики)
Приложение 8
Особняк Ю.Д. Репниковой (мемориально-исторический музей)
Приложение 9
Гостиница «Столичные номера» («Волгоград»)
Приложение 10
Электротеатр «Парнас»
Приложение 11
Дом К. В. Воронина (впоследствии дом пионеров)
Приложение 12
Дом купца Ивана Рысина
Приложение 13
Портрет А. М. Шлыкова
Приложение 14
Крестовоздвиженская церковь. Макет. Музей архитектуры Царицына — Сталинграда — Волгограда
Приложение 15
Дом Шлыкова на Княгининской улице. Музей архитектуры Царицына — Сталинграда — Волгограда. Архив А. Лапинского
Приложение 16
Дом Шлыкова на Дубовской улице на момент постройки
Приложение 17
Дом Шлыкова в нынешнее время (Казачий театр)
Приложение 18
Расширенный в 1913 г. дом Шлыкова
Приложение 19
Дом Шлыкова в начале боёв за город
Приложение 20
После боёв. В земле — дот. Сейчас на этом месте светофор
Приложение 21
Лицо «дочери» А. М. Шлыкова на фасаде здания
Приложение 22
Изображение бога вод, Нептуна, на фасаде
Приложение 23
Паспорт Крестовоздвиженской церкви
Наименование экскурсионного объекта: Церковь Воздвижения Честного Креста Господня.
Фотография: Церковь Воздвижения Честного Креста Господня.
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня
Место нахождения объекта: Волгоград, р-н Ворошиловский, Козловская улица, 43А.
Описание объекта: храм строился по проекту архитектора Д.И. Гримма. Выстроен в шатровом стиле. Данный храм можно увидеть только на фотографии, так как в 2014 г. здание сгорело во время пожара. Церковь была сложена из дерева, увенчана одним куполом луковичной формы на глухом барабане, имела шатровую колокольню.
Исторические события: Крестовоздвиженская церковь была заложена в Царицыне 28 августа 1894 года. Располагалась она на Сенной площади, которая в современном Волгограде начиналась бы за перекрёстком ул. Р.-Кресьянской и Баррикадной и тянулась бы в сторону железнодорожного полотна. Храм, строившийся по проекту Д.И. Гримма, возводился на средства известного царицынского купца, а в тот момент — ещё и Городского головы — А.М. Шлыкова. Он же был и старостой церкви после её открытия. При закладке нового храма были торжественные речи, а саму церемонию проводил о. Пётр Строков, служивший неподалёку — в Вознесенской церкви.
Источники сведений об объекте и событиях:
Шкода, Р. 2014 – Крестовоздвиженская церковь/ Царицын.рф // [Электронный ресурс] URL: http://царицын.рф/2014/09/409-krestovozdvizhenskaya-cerkov.html
Сохранность объекта: сгорел.
Охрана памятника: охраняется государством.
Дата составления карточки, составитель: 06.05.2024 г. Бекболатов Т.И.
Приложение 24
Паспорт музея архитектуры
Наименование объекта:Музей архитектуры Царицына.
Фотография: Музей архитектуры Царицына.
Музей архитектуры Царицына.
Место нахождения объекта:Волгоград, р-н Ворошиловский, ул. Академическая, 1.
Описание объекта: Более 90% всего кирпича – силикатная кладка начала 50-х гг. Обращают на себя внимание оригинальные балконы разных форм. Большое внутреннее пространство здания делится на два внутренних двора небольшой одноэтажной постройкой, представляющей собой изнутри коридор с одним рядом кабинетов. Судя по данным аэрофотосъёмки, данная пристройка (сообщающая старому дому Шлыкова Т-образный вид) сохранилась с дореволюционных времён, однако вся стена, выходящая в большой двор, построена после войны, вероятно на историческом фундаменте.
Исторические события:Музей располагается в старинных сводчатых помещениях бывшего царицынского жилого дома купца Шлыкова, построенного в конце XIX — начале XX века. Здание было разрушено в военное время. Вконце 40-х годов здесь проводятсямасштабные работы,причём объём введённого в строй в 1951-1952 гг. восстановленного здания значительно превышает довоенный.
Источники сведений об объекте и событиях: Шкода, Р. 2018 – Старый \»Горхоз\»/ Царицын.рф // [Электронный ресурс] URL: http://царицын.рф/2018/11/808-staryy-gorhoz.html
Сохранность объекта: в хорошем состоянии.
Дата составления карточки, составитель: 06.05.2024 г. Бекболатов Т.И.
Приложение 25
Паспорт ВолГТУ
Наименование объекта:ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»
Ф
Волгоградский государственный технический университет
отография: ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»Место нахождения: Волгоград, р-н Ворошиловский, ул. Академичская.
Описание объекта (только здания Шлыкова): в плане правое крыло имеет меньшую ширину, декор фасада с семью прямоугольными окнами в каждом этаже менее выразителен, его фризовая и карнизная части имеет скромное завершение. Основная часть фасада (левая) представляет собой симметричное архитектурное решение, расчлененное на пять взаимосвязанных блоков, с четырьмя полуарочными окнами на каждом этаже, разделенными пилястрами. Пилястры завершаются прямоугольными тумбами, на которые установлены вазы. При этом центральный и крайние блоки имеют одинаковое архитектурное решение, выразительный фриз, увенчанный по центру огромным декоративным фронтоном. Фасады двух других блоков основной части здания, также имеющих по четыре окна в каждом этаже, в основном повторяют архитектурное решение правой части здания, что свидетельствует о высокой квалификации автора проекта, попытавшегося сохранить единый стиль постройки.
Исторические события: Один из региональных опорных университетов. Университет основан в 1930 году в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 11 декабря 1929 года «в связи со строительством Сталинградского тракторного завода». Некоторые здания, входящие в комплекс построены в конце 19 века по заказу А.М. Шлыкова. В настоящее время университет — единый учебно-научно-производственный комплекс, состоящий из 14 факультетов, в том числе 10 очного обучения, 4 — очно-заочного и заочного обучения, факультет подготовки иностранных специалистов, факультеты довузовской подготовки и послевузовского образования, факультет дистанционного обучения.
Источники сведений об объекте и событиях: Шкода, Р. 2018 – Старый \»Горхоз\»/ Царицын.рф // [Электронный ресурс] URL: http://царицын.рф/2018/11/808-staryy-gorhoz.html
Сохранность объекта: перестроен, в хорошем состоянии.
Дата составления карточки, составитель: 07.05.2024 г. Бекболатов Т.И.
Приложение 26
Паспорт ВГСПУ
Наименование объекта: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, корпус №2.
Фотография: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, корпус №2.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Место нахождения: Волгоград, р-н Ворошиловский, ул. Академическая, д. 12.
Описание объекта:О том, что корпус Педагогического университета, располагающийся на углу ул. Р.-Крестьянской и Академической, является дореволюционным историческим зданием, по его внешнему виду догадаться сложно. Между тем, здание действительно построено в начале ХХ века, но с тех пор оно несколько раз серьёзно перестраивалось. Ещё до Великой Отечественной войны был достроен третий этаж, а после войны здание было дополнительно расширено, переделаны фасады.Однако на то, что здание имеет большую историю намекает дворовый фасад. Там мало что поменяли с довоенных времён. В глаза сразу бросается несоразмерность окон 2-го и 3-го этажей (окна 3-го этажа значительно крупнее) а также исторические сандрики («бровки») над окнами, которые есть на втором этаже, но отсутствуют на третьем. Это – элементы ещё царицынского украшения дворовой стороны.
Исторические события:бывший дом купца Шлыкова, был построен, согласно изысканиям П. П. Олейникова, в конце XIX века. Волгоградский государственный социально-педагогический университет считается старейшим образовательным учреждением города. Он был основан в 1931 году как Сталинградский индустриально-педагогический институт благодаря программе, которая направлена на получение жителями страны начального образования. Восстановительными работами дома Шлыкова после войны занялся знаменитый архитектор Иван Корнелиевич Белдовский. На данный момент, расположившись по Рабоче-Крестьянской улице. Сейчас там учатся студенты Волгоградского государственного социально-педагогического университета факультета математики, информатики и физики.
Источники сведений об объекте и событиях: статья «Спрятанная история Волгограда» во ВКонтакте/ Царицынский гид //[Электронный ресурс] URL: https://vk.com/@gid_34-dom-shlikova, 8 октября 2023 г.
Сохранность объекта: перестроен, в хорошем состоянии.
Дата составления карточки, составитель: 07.05.2024 г. Бекболатов Т.И.
Приложение 27
Паспорт дома Шлыкова на Дубовской улице
Наименование объекта: дом Шлыкова на Дубовской улице, позже 4-ая женская гимназия, потом кинотеатр «Гвардеец», сейчас Волгоградский музыкально-драматический казачий театр.
Фотография: Волгоградский музыкально-драматический казачий театр.
Волгоградский музыкально-драматический казачий театр
Место нахождения объекта: Волгоград, р-н Ворошиловский, ул. Академичская.
Описание объекта: Построен из красного кирпича, по подсчетам, всего на фасаде ныне театра насчитывается 48 фигур. Все они носят символический характер. Только 27 раз изображено лицо юной девушки. Также среди представленных барельефов можно рассмотреть бога воды – Посейдона, взлетающую пчелу, ангела с лирой.
Исторические события: дом Шлыкова на Дубовской улице был построен в конце 19 века и менял свой архитектурный облик три раза. Изначально он был построен как доходный дом. В 1910 году Шлыков сдает в аренду помещения в своем доме под размещение 4-й женской гимназии, а через несколько лет, газеты сообщают, что четвертая женская гимназия нуждается в расширении помещения. Оно было расширено в сторону Княгининской улицы и приобрело монументальный вид. Здание пережило Великую Отечественную войну. После войны значительная часть достройки 1913 года была снесена — ибо в противном случае угловая башня перекрыла бы часть проезда расширившейся ул. Рабоче-Крестьянская. После восстановления в конце 40-х гг (архитектор, руководивший восстановлением — Г.А. Россихин) здание приобретает свой современный вид, становясь сначала кинотеатром «Гвардеец», а потом — Казачьим театром.
Источники сведений об объекте и событиях: Шкода, Р. Отгадка шлыковской легенды/ Царицын.рф // [Электронный ресурс] URL: http://царицын.рф/2013/12/300-shlikov_otgadka.html
Сохранность объекта: много раз перестраивался, в хорошем состоянии.
Дата составления карточки, составитель: 07.05.2024 г. Бекболатов Т.И.
Приложение 28
«Портфель экскурсовода»
Фото. Крестовоздвиженская церковь в Царицыне |
Фото. Аэросъёмка зданий на Академической улице во время Сталинградской битвы |
Фото. Послевоенные разрушения, снимок сделан со стороны совр. ул. Циолковского |
Фото. Вторая мужская гимназия |
1 Газета «Волго-Донской край» 4 октября 1914 г. в статье «К постройке нового театра».
2 Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2020. Вып. 2(79)
3 Журнал «Вестник волгоградского государственного архитектурно-строительного университета» – архитектурное наследие «Шлыкова местечка» Царицына, П.П. Олейников
4 Шкода, Р. Загадки Старого «Гвардейца»/ Царицын.рф
5 «Царицынский вестник» 29 апреля 1898 года
6 Царицын.рф – «Загадки старого Гвардейца», Рома Шкода