Мифы и легенды Южного Урала

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мифы и легенды Южного Урала

Погодина В.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 24" Копейского городского округа
Погодина А.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 24" Копейского городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми, которые переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.

Легенды — жанр несказочной прозы, фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром  людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественным и существами (Бог, святые, ангелы, «нечистые духи»). В основе легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их структуру, систем у образов, поэтику. В отличие от мифов, легенды независимы от ритуала, в отличие от преданий, события легенд протекают одновременно в прошлом, настоящем и будущем.

Цель проекта - исследовать легенды и предания, связанные с историей Южного Урала.

Для реализации поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить литературный материал о легендах и преданиях Южного Урала.

2. Систематизировать наиболее популярные легенды и предания Южного Урала.

3. Создать презентацию с описанием наиболее популярных легенд и преданий Южного Урала.

Продуктом работы является создание серии иллюстраций к самыми популярными легендами и преданиями Южного Урала.

1. Теоретическая часть

1.1. Урал - страна легенд

Много веков назад Урал населяли на севере – вогулы (манси), ханты, ненцы, а Средний и

Южный Урал – башкирские племена.

Легенды, мифы, сказания уральского края связаны с обычаями, традициями, образом жизни этих народов. В первую очередь – это легенды о происхождении Уральских гор.

«Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с

глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

Башкирский народный эпос «Урал-батыр», так же повествует о происхождении Уральских гор и рассказывает о прародителях народов Урала, выживших после Потопа.

Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье

людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов, змей и т.д. В пучине моря, из тел убитых Урал-батыром врагов, возникают горы (Уральские горы).

Многие писатели и поэты обращались к народному эпосу, использовали его в своем

творчестве. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в своих знаменитых романах об Урале

(«Золото», «Приваловские миллионы») использует сюжеты из народных преданий и легенд.

Павел Петрович Бажов, наш уральский сказочник, при создании своей знаменитой

«Малахитовой шкатулки» долгое время собирал и изучал уральские народные сказания, легенды. Одним из самых запоминающихся и диковинных героев сказов Бажова является Великий Полоз. Он предстает то в облике огромного змея с человеческой головой, то в виде пусть и сугубо людском, но все равно странном, необычном, пугающем. Он способен навсегда; золотую жилу в неведомые земные недра, подальше от алчных душонок, а вот того, кто ему понравится, наоборот, одарит золотом («Про великого полоза»).

Уральский писатель Евгений Андреевич Пермяк в одной из легенд о происхождении

Уральских гор рассказывает тоже о Змее-полозе.

Любой настоящий, живой, из сердца человеческого излившийся текст как драгоценный камень. С какой стороны на него посмотришь, подарив светом внимания, той гранью и засверкает, откликнется. Так и с уральскими сказаниями и легендами.

Самый верхний их пласт — документально-бытовой, повествующий о сравнительно недавнем прошлом горнозаводского края. Здесь встают перед нами последние три века уральской истории: развитие заводов и ремесел, становление нового жизненного уклада, новых социальных отношений. Все здесь очень просто и все проникнуто трагедией, утратой. Стремительно растут заводы, крестьяне-переселенцы из европейской России, пришедшие на Урал в поисках вольной жизни, превращаются в заложников нового социума. Возникает новое, рабочее сословие, подчиненное прослойке горнозаводчиков; и эти работные люди, в душах которых еще живо известное любому крестьянину чувство благоговения перед Землей-матушкой, Землей-кормилицей, оказываются пленниками новой действительности, нового времени. Это время технического прогресса, время погони за сверхприбылью, время, в котором отдельный человек — будь он хоть трижды мастер и мудрец, мало что значит. Это время, испытывающее на прочность человеческую душу: предаст ли она свои истоки, отречется от Земли, дарующей силу, или выберет страдание, даже смерть, но не уступит, не пойдет легкой дорогой наживы.

Такова внешняя интрига многих уральских сказов, будь то сказы Бажова, или же его талантливых последователей, таких как Серафима Власова, Юрий Подкорытов, Сергей Черепанов и других.

Следующий пласт тоже несет печать недавней истории, но больше в нем архаической силы, слабее дыхание новейшей эпохи. В центре его — народные герои. Те, чьи имена сохранила история: Салават Юлаев, Емельян Пугачев. Их образы наделяют народные сказители силой и мудростью, они отважны и справедливы. Настоящие сыны своих народов, именно они удостоены чести общаться с посланцами из прошлого, как это происходит в сказании «Старых гор подаренье», где таинственный вершник вручает Салавату удивительной красоты и силы шашку («другой такой на свете быть не может») — а сам на глазах у всего войска Салаватова растворяется среди гор. Не простая это шашка. «Коли на себя потянешь (то есть будешь народом руководить эгоистично, не по справедливости), потеряет шашка силу, а, если будешь заботиться обо всем народе, без различья роду-племени, родных-знакомых, никто против тебя не устоит в бою» — говорит таинственный посланец. Здесь встает в народных преданиях и легендах тема ответственности вождя за свой народ, шире — тема выбора народом своего пути. Ведь, по всей видимости, выбирает вожак, и люди идут за ним, а в реальности, может быть, вожак только проявляет, делает явным тот выбор, что народ совершил в душе своей. И встает здесь еще одна тема, наиважнейшая — тема истоков народной души, народного характера, тема судьбы народной.

Чем глубже в прошлое, тем универсальнее сюжеты сказов, тем более целостны характеры их героев. Ничего случайного не остается в их образах. Вот стремящаяся спасти от тирана свой народ отважная Уреньга; вот Иванко Тяжелая Ступня (сказ «Глядень-гора»), воин и мудрец, которому ведомо сердце человеческое, и сила его и бездны искушающие; вот красавица Агидель, вернувшая людям воду, — все они беззаветно преданы своему народу, все они сильны силою родной земли и без нее жить не смогут. Герои этих легенд — в каком-то смысле уже не люди, они гораздо более целостны, они не знают сомнений, идут до конца, и ничто не в силах свернуть их с пути. Они очень напоминают в этом стихии, духов местности: лесов, гор, водоемов.

Это сегодня мы можем саркастически улыбаться, когда речь заходит о духах природы, можем, со свойственной нам самоуверенностью, отрицать их существование. Мы — ослепленные иллюзией всезнанья, полагающие, что покорили природу. Предки наши были много мудрее, не умом препарировали они мир, но внимали ему открытым сердцем. Природа — вот все, что было у них. Она давала им жизнь, еду и приют, она раскрывала им через малое великие тайны, тайны космического масштаба, она принимала их души, когда наступал час кончины. Удивительно ли, что видели они то, что сегодня мы не видим, слышали то, что сегодня мы не слышим? Старинные предания сохранили это недоступное большинству из нас знание, — знание, которое мы принимаем за красивый вымысел, за поэтичную сказку.

Народ прежде знал, что у каждой горы, у каждого озерца, как у человека, свой характер. Что каждое место на Уральской земле связано с другими, что все пространство вокруг живое, оно дышит, меняется. Не помолишься, не попросишь у ветра помощи, не принесешь жертву — и не будет тебе удачи. Сорвешь в лесу больше ягод, чем требуется, убьешь больше дичи — и еще неизвестно, отпустит ли лес тебя назад, а если отпустит, то будет ли милостив завтра. Поэтому немудрено, что и названия мест (топонимы, как сегодня говорят ученые) не просто так возникали, не из головы изобретали их наши предки — у природы подслушивали, в сердце вынашивали. Гору назвать — не улицу, в сердце выносить надо имя, родить его, как мать ребенка рождает. Как самые древние названия возникали не ведаем, а отголоском тому — топонимические предания не столь уж далекого времени, последних лет эдак трехсот-пятисот. Их немало, и во всех видна

жажда народных сказителей прикоснуться к седой старине, когда человек был с природой одно, нераздельное целое. Тут и проявляется последний, самый глубокий пласт народного фольклорного творчества. Самый древний и, может быть, самый подлинный. Речь идет о старинных сказаниях, повествующих о народе мифическом, якобы населявшем края уральские во времена незапамятные. О чуди белоглазой, как зовут тот народ легенды.

Якобы жил на Урале народ с темной кожей, статный, красивый и мудрый, владевший тайными знаниями и сверхъестественными способностями. Но вот стала расти в горах белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда посланцев белого царя, который установит свой порядок. И что же? Чудь выкопала ямы, перенесла туда все свои сокровища, поставила стойки, навалила сверху камни, зашла в укрытия, вырвала стойки и камнями засыпалась. По некоторым легендам, так чудь похоронила себя заживо. Но, естественно, это уже поздние легенды, поздние интерпретации, возникшие от непонимания и, быть может, под впечатлением от массовых самоубийств, которые осуществляли в XVII веке и позже старообрядцы-раскольники. На самом деле на этом предание не заканчивается: «...не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять чудь, со всеми добытыми сокровищами», — читаем мы окончание этой легенды в книге Н. К. Рериха «Сердце Азии». Впрочем, легенду эту Рерих слышал на Алтае, но она ничем не отличается от уральских инвариантов. «Можно заметить, — пишет исследователь вопроса В. В. Соболев, — что легенды, связанные с чудскими местами — курганами и городищами, подземными пещерами и ходами, — возникнув на северо-западе Руси, продвигались затем вслед за русскими переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай. Эта полоса пересекает Урал, главным образом, через Пермскую, Свердловскую,

Челябинскую и Курганскую области». И продолжает: «Взаимодействие «посланцев» чуди с переселенцами не ограничивалось только контактами наяву, легендой зафиксированы и

совершенно необычные контакты и влияния через сны. Так, свердловский исследователь А. Малахов в одной из своих статей, помещенной в «Уральском следопыте» за 1979 год, приводит яркую и красивую легенду о чудской женщине-правительнице: «Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди ее сверкали золотые украшения. «Слушай, — сказала женщина Татищеву, — ты отдал приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и все, что ты строишь, если тронешь эти могилы». И Татищев приказал не раскрывать захоронения. Отрыты были только вершины курганов...»

Действительно, экзотический сюжет, экзотический сон. В уральских сказаниях, однако, подобные контакты с представителями древнего и более мудрого народа, свидетельства о его жизни — не редкость. Достаточно обратиться хотя бы к уже упоминавшемуся нами сказу Бажова «Старых гор подаренье», приведенному в этой книге. Или вспомнить свидетельство уральской писательницы Серафимы Власовой: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло — торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо — то ли человеки, чудью называемые, то ли нечистая сила... Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много

следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался...» И при этом везде речь идет об одном: не безоглядно ушла чудь под землю — хранит она заповедное сердце своей земли, бережет сердце гор, не позволяет варварам наложить руку на самое сокровенное — ждет, когда настанет час, когда исполнится еще одно древнее предсказание. Тогда выйдет чудь на поверхность и отдаст в руки достойных свои знания, вложит в сердца жаждущих свою мудрость. А сколок этой непреходящей мудрости, один из отсветов ее негаснущих — предания и легенды, из уст в уста передаваемые нашими предками друг другу и до нас дошедшие.

1.2. Легенда о каменных людях

У многих племён встречаются упоминания, что в старину на Урале обитали великаны с каменными телами. Они были непобедимы, но так как их сердца были сделаны из камня, не знали они ни любви, ни дружбы.

Краем правили семь братьев, и была у них прекрасная сестра Аэлита. Они жили в огромном хрустальном замке, где всегда принимали гостей – послов из дальних стран.

Однажды к ним приехал Мань-Пупы-Ньер. Герой не устоял перед красотой девушки и с первого взгляда полюбил её. Его чувства были так сильны, что каменное сердце Аэлиты дрогнуло, и она ответила гостю взаимностью.

Однако братья были против их союза, тогда Мань-Пупы-Ньер с возлюбленной сбежали. Правителям краям подчинялись все каменные люди, и они следили за беглецами, поэтому тем не удалось скрыться.

1.3. Легенда о младшем брате Байкала

Было это в давние-предавние времена. Уже обживали люди берега славного Байкала и не могли надивиться его красоте. А вода в нем была холодная и такая прозрачная, что в хорошую погоду всю жизнь озерную рассмотреть можно было. Широко оно раскинулось, вольной волной о берега било.

Жил на берегу озера прекрасный юноша. Звали его Тур. Парень был он удалой. Лицом видный, глазами добрый и до дела всякого охочий. Крепко любил свой край и озеро синее. Не раз любовался синевой озерной.

Тихо бежали дни. Пролетало время, и решил смелый юноша отправиться в путь. Посмотреть на земли дальние, на красоты их взглянуть.

Долго ходил Тур по белому свету. В разных краях побывал. Подивился на красоту земную, на диковинки разные. Много повидал радостей и счастья людского, а еще больше горя.

Как ни хороши чужие края, а заскучал юноша по родному дому. И отправился Тур обратно в родную сторонушку.

Возвращался он домой. Прямехонько шел, быстро. И пролегла его дорожка через Уральские горы. Шел Тур по долине меж гор зеленых, смотрел кругом и дивился — родное все было вокруг: деревья те же — сосны, лиственницы, березы; солнце так же тепло и ласково греет, да и небо такое синее, как родное озеро, только над головой. Все родину напоминает, а до дома-то ой как еще не близко.

Много пересек он рек и ущелий, и вот в одном из них встретил Тур девушку. Сидела она на камне у огромной скалы и плакала. Юноше стало жаль ее. Подошел он и спросил: «Как зовут тебя?» Девушка подняла лицо, и Тур увидел, как она была прекрасна, только глаза ее были печальны. Произнесла девушка имя свое, полетело оно высоко в горы и там отозвалось многократным эхом. «Гояк!» — прокричали горы. Таким звучным оно было! Девушка понравилась Туру, и решил он сделать все для нее, только бы высохли ее слезы, только бы она улыбнулась. Стал тогда расспрашивать он девушку: «Почему ты так горько плачешь? Чем могу я тебе помочь?» И Гояк поведала ему: «Когда-то я была весела и счастлива. Но злая колдунья, позавидовав моей молодости и здоровью, лишила меня зрения. И прозреют мои глаза только тогда, когда умоюсь я водой чистой и прозрачной, как слеза».

Знал Тур, где есть такая вода. Поспешил к родному озеру. Торопился он, шел прямо через топи болотные, сквозь леса дремучие, лез через горы неприступные. Не день и не два шел Тур. Много дней шел.

И вот он Байкал — голубая чаша с водой, которой нет чище и светлей во всем свете. Зачерпнул юноша полные ладони байкальской сини и поспешил к девушке. Труднее прежнего был его путь. Не останавливался он ни на минуту. Нес Тур воду, которая должна была вернуть девушке зрение и счастье. Берег он воду, осторожно нес ее.

Вот и знакомые горы, то самое ущелье. И снова юноша увидел Гояк.

Умылась девушка водой. И высохли слезы, прозрели глаза. Ушла печаль. Снова Гояк стала здоровой. Зазвучал в горах ее смех.

Навсегда остались вместе Тур и Гояк.

А когда девушка умывалась байкальской водой, упала одна капля на землю. И в том месте, где когда-то плакала Гояк, образовалось новое озеро с такой же холодной и чистой водой, какую принес Тур из Байкала для своей любимой.

Люди назвали его Тургояк — в память о славном юноше Туре и красавице Гояк.

И еще называют Тургояк младшим братом Байкала.

1.4. Легенда озера Зюраткуль

О вы­соко­гор­ном Зю­рат­ку­ле бы­ту­ет мно­го ле­генд. Дав­ным-дав­но это бы­ло. Ког­да имен­но, ник­то не пом­нит. Жи­ло на бе­регах ма­лень­ко­го гор­но­го озе­ра пле­мя охот­ни­ков и ры­баков. Ник­то ни­ког­да не на­рушал обы­чаи этих лю­дей. Шли го­ды, де­сяти­летия, ве­ка. Рож­да­лись де­ти, под­раста­ли, же­нились, ста­рились, уми­рали. Но вот один слу­чай по­шат­нул ве­ковые ус­тои пле­мени. О нем да­леко ра­зош­лась мол­ва сре­ди жи­телей гор.

Ро­дилась в этом пле­мени де­воч­ка. Рос­ла, ни­чем не от­ли­чалась от дру­гих сверс­тниц. Не­замет­но пов­зрос­ле­ла и вдруг с го­дами прев­ра­тилась в де­вуш­ку не­видан­ной кра­соты. О ней за­гово­рили, ее за­мети­ли. Мно­гие охот­ни­ки за­хоте­ли взять Ами­ну (так зва­ли кра­сави­цу) се­бе в же­ны. Да­же сам вождь пле­мени, Ве­ликий По­вели­тель Гор, мо­гучий бо­гатырь Та­ганай, ко­торый дер­жал на сво­их пле­чах ноч­ное сол­нце — Лу­ну, и тот до­бивал­ся люб­ви Ами­ны. Но сер­дце де­вуш­ки тя­нулось толь­ко к мо­лодо­му, кра­сиво­му и от­важно­му охот­ни­ку Ак­бу­лату. Он то­же лю­бил ее и счи­тал­ся пер­вым же­нихом.

Од­нажды охот­ни­ки уш­ли в даль­ние го­ры. В стой­би­ще ос­та­лись од­ни жен­щи­ны и де­ти. Тос­куя по Ак­бу­лату, Ами­на приш­ла на бе­рег озе­ра и спус­ти­лась к во­де. Све­тила ноч­ная кра­сави­ца-Лу­на, по­ко­ясь на не­види­мых пле­чах Та­ганая. Озер­ная гладь не ко­лыха­лась и от­ра­жала в се­бе ок­ру­жа­ющий мир, как в ог­ромном оп­ро­кину­том зер­ка­ле. Ами­на нак­ло­нилась к во­де и зас­ты­ла от удив­ле­ния. На нее гля­дела не­видан­ной кра­соты и пре­лес­ти де­вуш­ка. Не сра­зу по­няла Ами­на, что это бы­ла имен­но она. Она бы­ла прек­раснее всех сво­их соп­ле­мен­ниц, прек­раснее всех жен­щин стра­ны По­вели­теля Гор. И сер­дце де­вуш­ки воз­ли­кова­ло. С той по­ры каж­дую ночь она при­ходи­ла к озе­ру и лю­бова­лась со­бой, ре­же ста­ла вспо­минать Ак­бу­лата.

Вско­ре Ами­на за­была юно­шу-охот­ни­ка и ста­ла с не­тер­пе­ни­ем под­жи­дать воз­вра­щение бо­гаты­ря Та­ганая, что­бы взоб­рать­ся на его пле­чи и ос­ве­тить ноч­ной мир сво­ей кра­сотой и лу­чезар­ным блес­ком. «Раз­ве я не прек­раснее Лу­ны? Толь­ко я од­на дос­той­на быть же­ной Ве­лико­го По­беди­теля Гор!..» — вну­шала она са­ма се­бе, и при этом Ами­на ве­село хо­хота­ла, во­об­ра­жая, как от­тол­кнет от се­бя бе­зусо­го Ак­бу­лата.

Но сер­дце де­вуш­ки, воз­му­щен­ное из­ме­ной, вдруг силь­но за­билось, боль­но зат­ре­пета­ло, выс­коль­зну­ло из гру­ди и рас­тво­рилось в озе­ре. Ами­на зас­ты­ла в не­мом из­ва­янии, а по­том прев­ра­тилась в ка­мен­но­го ис­ту­кана.

Весть о нес­частье дош­ла до охот­ни­ков. С го­ря мо­лодой Ак­бу­лат ушел от то­вари­щей и под­нялся на вы­сокую го­ру. Тос­куя по лю­бимой де­вуш­ке, от­вер­гшей его лю­бовь, он по­седел и умер от пе­чали. Охот­ни­ки по­хоро­нили юно­шу, со­ору­див на его мо­гиле ог­ромный ка­мен­ный кур­ган. С то­го вре­мени эту го­ру ста­ли на­зывать Уван, то есть «го­ра с кур­га­ном», или прос­то «кур­ганная го­ра».

Силь­но был ом­ра­чен ги­белью де­вуш­ки и бо­гатырь Та­ганай. Он нав­сегда по­кинул пле­мя, ушел да­леко в го­ры и ос­тался там на­веч­но, зас­тыв в ви­де мас­сивной ка­мен­ной вер­ши­ны. Но по-преж­не­му он дер­жит на сво­их пле­чах ноч­ное све­тило — Лу­ну, ведь Та­ганай и зна­чит — «под­став­ка лу­ны».

Как в приз­рачном ту­мане, проп­лы­ли ты­сяче­летия. Ка­мень, в ко­торый прев­ра­тилась Ами­на, рас­сы­пал­ся, и те­перь его ос­колки в ви­де от­дель­ных ос­трых ре­бер тор­чат из зем­ли на Ка­мен­ном мы­су воз­ле ста­рых оди­ноких лис­твен­ниц. Эту гру­ду квар­ци­товых глыб в фор­ме слег­ка вы­тяну­того хол­ма в на­ши дни име­ну­ют Ка­мен­ной или Бе­зымян­ной соп­кой. Не­из­менным ос­та­лось лишь озе­ро. Толь­ко во­да в нем с тех пор ста­ла всег­да хо­лод­ной и крис­таль­но чис­той, как веч­ный укор лу­чезар­ной Ами­не за то, что она ох­ла­дела к юно­му Ак­бу­лату. И ста­ли это гор­ное озе­ро на­зывать Юрак-куль, то есть озе­ро по­терян­но­го сер­дца или прос­то сер­дце-озе­ро, на дне ко­торо­го, сог­ласно древ­ней ле­ген­де, по­ко­ит­ся мя­теж­ное сер­дце кра­сави­цы Ами­ны. А уж Зю­рат­ку­лем оно ста­ло поз­днее.

1.5. Великий Полоз

Змей часто упоминается в самостоятельных легендах, которые не касаются возникновения Уральских гор. Он предстаёт огромным и жутких, с ним лучше не общаться – похитит или задушит.

Однако добрым людям Полоз показывает, где хранится золото. А вот от спорщиков или драчунов отводит его.

После того, как он проползёт, желтеет трава и появляется золото. Ходить он может и на поверхности, и под землёй.

1.6. Хозяйка Медной горы

История, известная по всей России благодаря сказкам Бажова. Считается, что Хозяйка – это дух медного месторождения, владычица самоцветов и всего подгорного мира. Писатель упоминал её двойственный характер: она может быть доброй и злой, даровать и отнимать.

Хозяйку Медной горы называют также владычицей всего мира мёртвых. По мнению древних угров она и отнимала, и давала жизнь. Среди манси, вогулов и других племён встречается упоминание, что она умела принимает облик разных животных: змей, ящериц.

Заключение

При работе над проектом по данной теме я узнала много нового и интересного, что позволило глубже и больше полюбить достопримечательные места своего края. Ведь Урал действительно уникален и привлекает своими горными массивами, бурными реками, загадочными пещерами и густыми лесами. Своими природными ландшафтами, ущельями и скалами он не похож ни на один уголок России.

Издавна люди писали рассказы, стихотворения, легенды об этих красивых, неповторимых местах.

Сколько еще нетронутых мест находится в нашем районе? Сколько предстоит раскрыть загадок и тайн природы Урала?

Ведь чем больше узнаёшь о родном крае, тем больше появляется вопросов, на которые хочется найти ответы. Именно это сподвигло меня создать серию иллюстраций к самым интересным и популярным мифам и легендам моего края.

В дальнейшем я постараюсь продолжить свои исследования по изучению родного края, найти новые удивительные легенды, предания или сказания и привлечь к этой работе своих родственников, друзей и знакомых.

Список используемой литературы

1. Архипова Н. П. Экспедиции на Урал. Екатеринбург , 1994.

2. Золотая нить. Миасс в легендах и приданиях. Сост. Усольцева. Миасс,1994.

3. Крижевский М. О чём говорят предания и легенды. (Топонимика Аргаяшского района) Восход, Аргаяш , 1995.

4. Кругляшова В. Урала в древних легендах. Возрождение Урала. – Челябинск, 1995 .

5. На Урале-реке. Заповедные уголки Южноуралья. - Издательство «Рефей», 1999.

Приложение 1

Иллюстрация к легенде о каменных людях

Приложение 2

И ллюстрация к легенде о младшем брате Байкала

Приложение 3

Иллюстрация к легенде озера Зюраткуль

Приложение 4

Иллюстрация к легенде о Великом Полозе

Приложение 5

Иллюстрация к легенде о Хозяйке медной горы

Просмотров работы: 204