Если человек равнодушен к памятникам истории,
он, как правило, равнодушен к своей стране.
Д.С.Лихачев.
Введение
Мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, почему улица носит то или иное название? Как называлась раньше и почему? Кому посвящены памятники и мемориальные доски? Кто из знаменитых людей ходил и жил на улицах наших сёл и деревень?
Улицы - немые свидетели и хранители истории . Названия улиц о многом могут рассказать человеку. Многие улицы названы в честь писателей и поэтов, композиторов, знаменательных дат и праздников, героев гражданской и Великой Отечественной войн.
Я люблю своё село, где родился, где живут мои близкие и друзья. Я живу на улице, которая называется улица Аксёнова. Когда я спросил у мамы: «Кто это?», то она посоветовала узнать самому о этом знаменитом человеке.
Любовь к Отечеству зарождается с малого - с любви к своему дому, улице, селу, краю. В настоящий момент в нашей стране стоит большая проблема – как воспитать патриота и гражданина Родины? Думаю, что эту задачу можно решить через воспитание обучающихся на примере героического прошлого нашего села, края, улиц. Надеюсь, что, изучив боевое прошлое нашей малой Родины, у многих молодых современных людей проявится патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, уважение к старшему поколению.
Актуальность моей работы заключается в том, что каждый житель нашего села должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.
Объект исследования: улица А.А .Аксёнова села Усть-Кишерть Пермского края Российской Федерации
Предмет исследования: жизнь и подвиг А. А. Аксёнова
При работе я поставил гипотезу:
Если каждый житель Усть-Кишерти, с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.
Главная цель моей работы:
собрать и изучить информацию об истории названия улицы Аксёнова в Усть-Кишерти.
Задачи:
1. Изучить историю названия моей улицы.
2. Познакомиться с биографией Александра Афанасьевича Аксёнова
3. Узнать о подвиге героя.
4. Рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.
Методы исследования:
- опрос учащихся, моих близких
- чтение литературы, поиск информации в сети Интернет
- знакомство с газетными статьями прошлых лет
- обращение в библиотеку, в школьный музей
II История моей улицы
2.1. Жизнь и деятельность А .А. Аксёнова
Одной из задач моего исследования было знакомство с литературой о жизни А. А. Аксёнова. Вот что мне удалось узнать.
Родился 5 июня 1908 года в деревне Кашевята Усть- Кишерсткой волости, Кунгурского уезда, Пермской губернии, Российской империи в крестьянской семье. Рано осиротел. Окончил начальную школу( 5 классов).Работал на балластном карьере, затем на железной дороге.
В 1940 году был призван в армию. Службу проходил на Дальнем Востоке в учебном отряде Тихоокеанского флота.
С марта 1943 года был на фронтах Великой Отечественной войны.
2.2 Подвиг сержанта, парторга Аксёнова
Первый раз отличился в боях на Курской дуге. Командир взвода, где служил сержант Аксёнов,13 июля 1943 года был ранен. Александр Афанасьевич , парторг роты, принял командование подразделением на себя. Под его руководством взвод успешно отразил несколько атак противника. По итогам боя, 21 августа был награждён орденом Красного Знамени.
Участвовал в форсировании Днепра .К этому времени был назначен парторгом второго батальона 1013-го стрелкового полка (280 стрелковая Конотопско-Коростеньская Краснознамённая ордена Суворова дивизия, 60-я армия, Центрального фронта).
В 2 часа ночи 25 сентября 1943 года 2-й и 3-й батальоны 1031-го стрелкового полка под ураганным огнём противника форсировали Днепр около села Окуниново , и сбив вражеский заслон, захватил плацдарм на западном берегу реки восточнее села Ротичи. В течение 25 и 26 сентября советские солдаты отразили 12 контратак противника, в том числе 4 атаки с применением танков.
Парторг батальона Аксёнов находился в самой гуще боя и личным примером воодушевлял бойцов. В бою он лично уничтожил более 20 вражеских солдат. Ведя бой за расширение плацдарма, 26 сентября Александр Афанасьевич с небольшой группой бойцов продвинулся вперёд на 2 км и при отражении очередной контратаки противника погиб.
Похоронен в селе Пилява Вышгородского района Киевской области , Украина.
2.3 Награды героя
Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и удержании плацдарма на правом берегу, сержанту Аксёнову Александру Афанасьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда».
2.4 Высокая оценка заслуг Аксёнова А.А.
Семья Аксёнова А. А. проживала с 1940-х годов по 1963 год по улице Западная дом № 26.Решеним Кишертского сельсовета от 14 марта 1965 года переименована в улицу Аксёнова, к 20- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов . В честь Героя Советского союза Аксёнова Александра Афанасьевича с 1964 года по улице Рабочая дом №61( часть улицы 29 ноября 1979 года переименована в улицу Красноармейская
III Мои исследования
3.1 Опрос среди одноклассников
В ходе исследовательской работы мы провели опрос среди одноклассников, жителей улицы, моих родственников. Предлагались следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, почему улица Аксёнова так называется?
2. Всегда ли она носила такое название?
3. Какое название она носила раньше?
4. В каком году была переименована в улицу Аксёнова?
Опрошены |
Знаете ли вы, почему улица Аксёнова так называется? |
Всегда ли она носила такое название? |
Какое название она носила раньше? |
В честь кого названа улица Аксёнова? |
||||
Ответили (да) Не ответили (нет) |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Одноклассники (24 человека) |
1 |
23 |
23 |
1 |
24 |
1 |
23 |
|
Жители улицы (20 человек) |
10 |
10 |
7 |
13 |
4 |
16 |
10 |
10 |
Родственники (15 человек) |
13 |
2 |
12 |
3 |
5 |
10 |
15 |
0 |
Но главным вопросом был: Знаете ли вы, в честь кого названа улица Аксёнова?
Результаты получились любопытными. В классе 24 ученика: опрошены были все, но правильного ответа на все вопросы не дал никто. Этот факт очень печален. И многие взрослые не дали верного ответа.
Также в ходе своего исследования я беседовал со своей бабушкой . В ходе беседы мы выяснили, что каждый уважающий себя человек должен знать историю родного города, а тем более историю улицы на которой он проживает. Знание и понимание истории своей улицы позволяет почувствовать себя частицей малой Родины.
3.2 Настоящее улицы Аксёнова и ее перспективы
В настоящее время улица Аксёнова– это тихая улица, больше похожая на деревенскую. Сейчас здесь находится частные дома. Рядом кипит жизнь: по улице проезжают легковые и грузовые автомобили, куда – то спешат озабоченные пешеходы.
В будущем улицу Аксёнова, я представляю обновлённой, заасфальтированной, с удобными пешеходными дорожками.
IV Заключение
4.1 Мои выводы
Нам, молодым, которым жить и творить в 21 веке, не безразлична судьба нашей Родины.
Подводя итог моей работы, можно сделать следующие выводы:
Давно отгремела Великая Отечественная война. Восстановлены города, сёла, возведены памятники героям – солдатам, которые победили фашизм. Нельзя вернуть погибших на фронте и в тылу, нельзя залечить раны в душе ветеранов, но увековечить память об этих героях можно – в названиях улиц.
Если каждый житель нашего села с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любовь к нему.
Теперь я с гордостью могу ходить по родной улице.
В процессе работы я узнал, что кроме Аксёнова А.А. звание Героя Советского Союза имеют и другие наши односельчане. Может быть это будет новая тема моей исследовательской работы.
В 2025 году наша страна отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне! Изучение исторического прошлого села, края, улицы играет огромное значение для воспитания будущего поколения. Наша исследовательская работа способствовала формированию у обучающихся нравственных и патриотических качеств человека, уважения к героическому прошлому наших предков. Знание и понимание истории своего края, города, улицы позволяет осознать, какие процессы происходят в непосредственной близости, и помогает каждому учащемуся почувствовать себя частичкой малой и большой Родины.
Мои предложения:
Предлагаю каждому ученику провести небольшое исследование об истории названия его улицы. Предлагаю провести классный час, на котором обучающиеся других классов получат возможность познакомиться с жизнью и подвигом Аксёнова Александра Афанасьевича.
Литература
1.Интернет ресурсы.https://ru.vikipedia.org/wiki/Аксёнов Александр Афанасьевич.
2.Архивные документы из школьного музея.
3. « Усть- Кишерть».Пермское книжное издательство, 2004 г.Н.Г.Кинёв, Е.Н.Мякшин, А.И. Щедрин.