Влияние творчества Павла Петровича Бажова на создание узнаваемого образа Урала

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние творчества Павла Петровича Бажова на создание узнаваемого образа Урала

Колесникова В.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовтаельное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №20№
Халимова Е.П. 1
1муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа№20"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый город, область, край, страна имеют свои особенности, эти особенности становятся узнаваемыми, они ассоциируются с местом их бытования. Пряники и самовары- в Туле, янтарь- в Прибалтике, алмазы- в Якутии. И передо мной стал вопрос: «А с чем ассоциируется Урал, что является его «лицом», его брендом?

Урал – это, конечно, горы, это полезные ископаемые, это изделия, которые делают из драгоценных и полудрагоценных уральских камней. Рассуждая так, я, в конечном итоге, пришла к выводу: об Урале, о добытчиках уральских богатств мы узнаем в самом раннем детстве, знакомясь с творчеством уральского писателя Павла Петровича Бажова.

К разработке гипотезы исследования меня подтолкнула работа с экспонатами школьного музея, связанными с творчеством П.П.Бажова: гипсовая статуэтка Хозяйки Медной горы, шкатулка из змеевика с изображением ящерицы, подставка из камня с изображением серебряного копытца, книга сказов, изданная в 1946 году, набор открыток- иллюстраций к сказам Бажова.

Это позволило мне выдвинуть гипотезу моего проекта:

на основе сказов Павла Петровича Бажова были созданы многочисленные и разнообразные изделия художественного промысла и декоративно-прикладного творчества, архитектурные объекты, которые в свою очередь сформировали узнаваемый образ Урала.

Проблема: узнаваемость Уральского региона через предметы и объекты, созданные по мотивам сказов П.П. Бажова.

Актуальность проекта: исследование предметов и объектов, связанных со сказами П.П. Бажова имеют глубокую связь с культурой и природой Урала, и являются важным компонентом для понимания уральской идентичности и формирования узнаваемого образа Урала - Бажовского края.

Объект исследования: изделия художественного промысла и декоративно- прикладного творчества, архитектурные объекты, созданные по мотивам сказов Бажова.

Предмет исследования: образ Урала в изделиях художественного промысла и декоративно-прикладного творчества, в архитектурных объектах.

Цель: показать формирование узнаваемого образа Урала, созданного на основе сказов Бажова.

Задачи:

1.Изучить литературу по теме проекта.

2.Рассмотреть предметы художественного промысла, декоративно-прикладного творчества, собственные наименования, архитектурные объекты, в которых нашли отражение мотивы сказов Бажова.

3. Провести исследование по выдвинутой гипотезе.

4. Подвести итоги исследований.

Обзор литературы

Павел Петрович Бажов- русский писатель, творчество которого известно не только в России, но и далеко за рубежом. Произведения П.П. Бажова были переведены на более чем 70 языков мира. П.П. Бажов является писателем, краеведом, фольклористом, историком. Творчество П.П. Бажова представляется ярким и самобытным. Общее собрание сочинений П.П. Бажова составляет 56 сказов.

В своей работе я опираюсь на работы В.В. Блажеса [3], М.А Литовской [7], Харитоновой Е.В. [14], которые считают П.П. Бажова создателем оригинальной авторской истории Уральского региона. Близка мне позиция М.А. Литовской [8], что Бажов тщательно разработал сказовую и сказочную предметность: Хозяйка Медной горы, Серебряное копытце, Каменный цветок, Таюткино зеркальце, груды самоцветов, Огневушка-поскакушка и множество других запоминающихся волшебных предметов, которые прочно ассоциируются с Уралом.

В моей работе неоспоримую помощь оказал сборник материалов и статей «Творчество П.П. Бажова в меняющемся мире» [8]. В этом сборнике нашли отражение актуальные проблемы бажоведения, и рассмотрены вопросы изучения культурного пространства России и Урала в творчестве П.П. Бажова.

Все исследователи сходятся во мнении, что П.П. Бажов является создателем авторского эпоса Урала, отразившего в своих сказах ясные и доступные образы, которые возбуждают национальную гордость и способствуют формированию региональной идентичности.

Методы исследования

Методы эмпирического уровня: наблюдение, фотографирование, счет, сравнение. С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Методы экспериментально-теоретического уровня: анализ, исторический, логический, синтез. Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня: изучение и обобщение, анализ и синтез. Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Продукт проекта

Экскурсия по экспонатам школьного музея.

Экскурсия была проведена для учащихся Средней школы №20, а также была представлена на читательской конференции «Уральский сказитель» в библиотеке №13 г. Каменска-Уральского и на XXVII Городской научно-практической конференции «Стяжкинские чтения» в 2024 году.

I. Влияние произведений Павла Петровича Бажова на образ Урала

1.Собственные наименования и топонимы, связанные с именем П.П. Бажова

В своем исследовании я не беру во внимание творчество Павла Петровича, а только влияние его произведений на появление объектов с изображением мотивов, связанных со сказами Бажова, которые сформировали узнаваемый образ Урала.

Все исследуемые предметы и объекты можно разделить на несколько групп:

  1. Собственные наименования и топонимы, связанные с именем П.П. Бажова.

  2. Иллюстрации к произведениям П.П. Бажова.

  3. Карманные календари, почтовые марки, почтовые открытки, спичечные коробки, нагрудные значки.

  4. Малые скульптурные формы.

  5. Малые архитектурные формы (фонтаны).

1.Собственные наименования и топонимы, связанные с именем П.П. Бажова

Свое исследование я начала с топонимов. В первую очередь, я обратилась к названиям улиц, потому что они находятся в ближайшем нашем окружении. Используя метод сбора информации и анализа полученной информации, мне удалось установить, что такие улицы есть во многих городах Свердловской области: Каменске-Уральском, Екатеринбурге, Сысерти и др. Улица Бажова есть в Москве, Кургане, Усть-Каменогорске. Общее количество таких наименований составило 15 единиц. Так же удалось установить, 2 поселка, названных в честь П. П. Бажова. Посёлок городского типа Бажово (сейчас входящий в состав города Копейска), и поселок Бажово в Алтайском крае. Имя Бажова носят библиотеки в городах: Лесном, Красноуральске, Каменске-Уральском, Невьянске, Полевском, Екатеринбурге- все эти города Свердловской области. Но библиотеку имени П.П. Бажова мы находим в Барнауле, Новосибирске. Всего в круг моего исследования попало 9 единиц наименований. Существуют более масштабные предметы, связанные с Бажовым. В честь Павла Петровича Бажова назван туристический теплоход. Это 3-палубный теплоход-пансионат, построенный в Германии, его длина - 96 метров, ширина- 14,4 метров, высота- 13 метров, реальная пассажировместимость-200 человек, численность экипажа-60 человек. В Златоусте (Челябинская область) и Екатеринбурге существуют горные парки им. П. П. Бажова. Значимость творчества Бажова доказывает, появление географического названия на мировой карте. (иллюстрация №1 в приложении)

Можно также найти примеры использования имени Павла Петровича Бажова для названия не материальных объектов, чаще всего это связано с культурными мероприятиями.

К 120-летию писателя в 1999 году учреждена Премия имени П. П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге. Имя писателя носит ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области. Ко дню рождения писателя проходят «Бажовские чтения» практически во всех городах Свердловской области.

Данные факты позволяют говорить: насколько разнообразны «предметы» и объекты, которые носят имя Павла Петровича, что, конечно, в первую очередь является доказательством широкой популярности писателя. Большую часть таких наименований мы встречаем в Уральском регионе. Но в то же время мы находим ряд примеров, которые достаточно далеко выходят за пределы нашего региона.

Собрав и проанализировав материал, я обобщила его и оформила выводы в таблицу ( приложении №2).

объекты

Количество ( единица )

1

Географическое название (гора)

1

2

Транспорт (теплоход)

1

3

Транспорт (теплоход)

2

4

Название улиц

15

5

Название библиотек

9

6

Литературная премия имени Бажова, фестивали, Бажовские чтения, Бажовская энциклопедия и т.п.

35

7

Горный парк

2

8

ЖК «Бажовский» г. Екатеринбург

1

II. Отражение произведений Павла Петровича Бажова в изделиях художественного промысла и декоративно-прикладного творчества, в архитектурных формах

1. Малые архитектурные формы. Фонтаны

Следует отметить, что в создании визуальных образов огромную роль играют художники-иллюстраторы, которые работают над художественной интерпретацией образов, соответствующих определенной концепции произведения, передающих авторскую позицию и вызывающие эмоциональный отклик у читателя. Первым иллюстратором сказов Бажова был уральский художник А. Кудрин. Его иллюстрации к книге П.П. Бажова, изданной в 1939 году, стали отправной точкой для создания визуальных образов сказов. Конечно, у каждого художника свой взгляд на произведение и облик героев, но все они едины в общем восприятии персонажей, таким образом, формируется типовое, узнаваемое всеми лицо сказов Бажова (приложение №3). Ярким примером такого взаимодействия служат малые архитектурные формы- фонтаны, созданные по мотивам сказов Бажова. Чаша «Дурман-цветок» из сказа «Каменный цветок», которую создавал Данила- мастер впервые появилась в иллюстрациях художника А. Кудрина. Далее мы видим этот же образ уже в художественном фильме «Каменный цветок» (1946 год). Затем хорошо запомнившийся образ тиражируется в различных предметах, и где бы он не появился, он будет однозначно возращать нас к сказу Бажова.

 

Линогравюра "Каменный цветок". Художник А.А. Кудрин. Иллюстрация из книги "Малахитовая шкатулка" 1939 года издания.

Рассмотрим и сравним иллюстрацию из книги и изображение каменного цветка в одноименном художественном фильме. Безусловно мы видем, что образ каменного цветка полностью сохраняет основные черты. А теперь обратим внимание на фонтан «Каменный цветок», который установлен в г. Полевском. И даже если вы не увидите табличку с названием фонтана, то все равно ни у кого не вызовет сомнения, что перед вами «Каменный цветок» из сказов Бажова.

   

Кадр из фильма «Каменный цветок» реж. А. Птушко 1946г.

Фонтан «Каменный цветок» г. Полевской

В моем родном городе Каменске-Уральском существовал фонтан «Каменный цветок». Располагался он в старой части города на площади имени 25 лет Октября. (приложение №1 иллюстрация №3)

Фонтаны, созданные по сказам Бажова, были построены во многих городах Советского Союза. В первую очередь это, конечно, города Урала: Сысерть, Полевской, Серов, Екатеринбург (приложение №1 иллюстрация №4), Нижний-Тагил (приложение №2 иллюстрация 5), Североуральск (приложение №1, иллюстрация №9). Каменск-Уральский (приложение №1 иллюстрация №11) Но есть и фонтаны в других регионах: Москва, (приложение № 1, иллюстрация №2) Донецк, Луганск, Грузия (приложение №1 иллюстрация № 8), Саратов Великие Луки (приложение №1, иллюстрация №6), Туапсе (приложение №1 илюстрация№7).

Анализируя полученную информацию, мне удалось установить, что 10 фонтанов, носящих название «Каменный цветок» созданы в виде «Дурман-чаши». Два фонтана представляют собой скульптуру Данила –мастера, изготовляющего чашу. Фонтаны устанавливаются в местах отдыха, где большое количество людей во время прогулок, праздников могут видеть этот предмет. Таким образом, происходит не только тиражирование образа из сказа Бажова, но и формирование ассоциативного ряда: «Каменный цветок»- Бажов, «Каменный цветок» -Урал.

2.Мотивы сказов в прикладных предметах и логотипах

Бажов открыл Урал миру. Он показал красоту и величие этого края, его историю, богатства гор. Бажов непросто писал об Урале, он стал его душой, его историей. И теперь уже Урал воздает славу своему сказителю, делая его своим лицом. Например, конфеты «Серебряное копытце» (прложение№1, иллюстрация № 12, шоколад «Уральские сказы», (приложение №1, иллюстрация №13)

Горнозаводской Урал дал Бажову материал для его произведений. «Хрустальный лак»- сказ о нижнетагильской художественной лаковой росписи металлических подносов. И современные мастера продолжают традиции народных промыслов, создают подносы, на которых обитают герои сказов. (приложение№1, иллюстрация №14) Примером современного прикладного творчества служит авторская разработка «Сима-ленд»- сувенирная тарелка «Урал» (приложение 1, иллюстрация №15).

К 100-летнему юбилею появляется почтовый конверт с оригинальной маркой, к 115- юбилею была выпушена в 1994 году серебряная монета банка России номиналом-2 рубля с изображением портрета П.П. Бажова, персонажей сказов Бажова: Серебряное Копытце, Хозяйка Медной Горы, ящерка, гуси-лебеди. (приложение 1, иллюстрация №16).

К 125-летнему юбилею выпустили почтовые марки, на которых изображены герои сказов

     

юбилейная монета

марки

календари, значки, этикетки

Особое внимание следует обратить на такое понятие как логип или бренд. Это графический знак или символ, который используется территориальными образованиями (коммерческими предприятиями) для повышенной узнаваемости. И вот для такой повышенной узнаваемости волейбольная команда «Уралочка», самая титулованная команда России, делает своим логотипом Хозяйку медной горы.

На Урале ящерица олицетворяет дух горы, является символом мудрости, хранительницей богатств. Согласно народным поверьям Хозяйка Медной горы обладала способностью превращаться в ящерицу. С таким логотипом уральская команда уже несколько десятилетий выходит на игры и побеждает. (приложение№1, иллюстрация № 17). Результаты анкетирования ( приложение №3)

Изображение ящерицы встречается на многих предметах сувенирной продукции: на крышке шкатулки для украшений, на открытках, на магнитах. В геральдике часто встречается изображение ящерицы как символа мудрости, на многих гербах можно увидеть такое изображение. Но только на Урале ящерица с короной, потому что это не просто ящерица-это Хозяйка Медной горы. Материал о гербах Свердловской области был найден на официальных сайтах городов.

       

г. Полевской

г.Свердловск/Екатеринбург

1973 год

г. Сысерть

 

г. Ревда

Промежуточный итог исследования. Мной было установлено 15 единиц наименований предметов, на которых нанесены изображения героев или иные мотивы из сказов Бажова.

3. Герои сказов Бажова и отечественный фарфор

В советское время в полированных сервантах, на комодах стояли разнообразные фарфоровые, керамические фигурки. Воспользовавшись информацией интернета было установлено несколько заводов , на которых изготовлялись фигурки по сказам Бажова: Дулёвский фарфоровый завод, Гжелевский фарфоровый завод, а также Сысертский, Богдановичский и Кунгурский.

Обратимся к более подробному описанию продукции этих предприятий, связанной с мотивами сказов Павла Петровича Бажова.

3.1. Дулёвский фарфоровый завод

Один из самых известных заводов -Дулёвский фарфоровый завод, который был основан в 1832 году. А.Бржезицкая, советский скульптор, является создателем интерьерной статуэтки «Хозяйка медной горы» Такая статуэтка выпускалась с 1952 года. Высота фигурки 36,5 см. декорирована 24 каратным золотом (приложение№1, иллюстрация №18).

П. Кожин- автор нескольких интерьерных статуэток, связанных со сказами Бажова. Скульптура «Дары хозяйки Медной горы» представляет собой девушку в русском народном костюме, стоящую перед малахитовой шкатулкой и держащую в руке драгоценные камни. У ног ее расположились две ящерицы. Модель 1952 года. Высота 34,0 см. (приложений №1, иллюстрация №19) «Каменный цветок»-декоративная подставка для светильника в виде скульптурной композиции. (приложений №1, иллюстрация №20). Следует обратить внимание на скульптуру «Приказчиковы подошвы», в которой П. Кожин, использовал уже созданный им ранее образ Хозяйки, но доработал его в контексте сказа (приложений №1, иллюстрация №21). О. Богданова, художник и скульптор, создала статуэтки «Танюша с зеркальцем» или «Маленькая хозяйка» (Приложений №1, иллюстрация №22), «Малахитница» (приложений №1, иллюстрация №23).Статуэтки выполнены из фарфора, использовано золочение и люстр. Люстр- это пигмент для росписи керамических изделий поверх обожжённой глазури.

3.2. Гжель и уральские сказы

Работа Л.Н. Шушкановой «Хозяйка медной горы», выполнена в традиционной бело-голубой росписи. Высота 25.5см, диаметр основания12.0см. (Приложений №1, иллюстрация №24)

А также скульптура «Данила- мастера» по сказу П. П. Бажова «Каменный цветок», скульптор В. В. Воронцов, обливная керамика Гжели, 1950-е годы. (Приложений №1, иллюстрация №25)

3.3. Сысертский фарфор

В Сысерти с 19 века существовало производство домашней керамики, глину для этого производства добывали по берегам реки Сысерть. В 1960 появляется «Сысертский завод керамических изделий». Сысерть-родина Павла Петровича Бажова, поэтому художники никак не могли пройти мимо героев сказов Бажова. Скульптурные композиции мастеров из Сысерти представляют для коллекционеров особый интерес. В них точно «схвачена» поэзия местного фольклора и дух времени, когда были написаны первые Бажовские рассказы. С. Синявская – автор большинства образцов мелкой пластики. Фарфоровая статуэтка «Хозяйка Медной горы», созданная 1963 году, изготовлена из белого фарфора имеет средние размеры, детально проработана. Хозяйка Медной горы изображена в длинном платье, украшенном орнаментом, на голове у нее кокошник, в руках- каменная чаша, символизирующая ее власть над богатствами Медной горы. (Приложение №1, иллюстрация №26) Скульптуру «Данила-мастер и барская чаша» высота 20 см, ширина 15 см, год выпуска модели 1968. (приложение №1, иллюстрация №27) Скульптура «Дарёнка с муренкой», (автор С. Синявская) из сказа «Серебряное копытце». Маленькая девочка, закутанная в платок, ласково прижимает к себе кошку (приложение №1, иллюстрация №28). И главный персонаж сказа- серебряное копытце, нашел своё воплощение в фарфоровой статуэтке автора Малышевой Н.А. "Серебряное копытце" (приложение №1, иллюстрация №29). Скульптура «Огневушка-поскакушка», автор Синявская С.И. г. Сысерть. 1968г. Автор попыталась запечатлеть Огневушку в движении. (приложение №1, иллюстрация №30) Этот же мотив использован и для создания парфюмерной баночки. Автор формы Н. Ширыкалов, роспись З. Волковой. (Приложение №1, иллюстрация №31)

3.4. Богдановичский фарфор

Богдановичский фарфоровый начал работу в 1973. Символом завода выбрали Хозяйку Медной горы в образе ящерицы с короной (Приложение №1, иллюстрация №32). Фарфоровая статуэтка «Отцово подаренье»- образ героини сказа «Малахитовая шкатулка». (Приложение №1, иллюстрация №33). Выразителен силуэт девушки, любующейся украшениями в зеркале. Роспись наряда лаконична и нежна, тонкий цветочный узор вторит блеску драгоценностей на кокошнике.

3.5. Гипсолитейный промысел в Кунгуре

В городе Кунгуре стали вырабатывать изделия из гипса более века назад. В 1950-е годы артели стали изготавливать огромные накомодные скульптуры из гипса. Большой популярностью покупателей пользовались литые изделия, изображающие героев сказов П.П. Бажова. В 1946 году на советский экран вышел фильм «Каменный цветок», который пользовался огромной популярностью. Именно в то время З.П. Поздняковой была создана скульптура «Хозяйка Медной горы» (Приложение №1, иллюстрация №34) По мнению многих, эта скульптура напоминала величавую фигуру актрисы Т.Ф. Макаровой, воплотившую на экране образ легендарной владычицы подземных богатств Урала.

Систематизируя и анализируя полученную информацию, мне удалось составить своеобразный рейтинг частотности использования образов из сказов Павла Петровича Бажова в изделиях декоративно прикладного творчества. Первые три позиции занимает Хозяйка Медной горы и Каменный цветок

Герои сказов

Место в рейтинге

Хозяйка Медной горы (женский образ)

1

Хозяйка Медной горы (ящерица)

2

Каменный цветок

3

Данила-мастер

4

Серебряное копытце

5

Огневушка- поскакушка

6

Золотой волос

7

Танюшка («Малахитовая шкатулка»)

8

Первые три позиции занимает Хозяйка Медной горы и Каменный цветок.

III. Бажов – это бренд Урала

Сказы Бажова, имеющие незамысловатые сюжеты, стали любимыми для многих читателей не только в России, но и за рубежом.

Основной причиной этого служит правдивость писателя, достоверность событий и сюжета, доступность изложения материала. Читая сказы П.П. Бажова, читатель погружается в неспешное повествование, которое ведется от лица пожилого простого человека, много пережившего на своём веку, испытавшего на жизненном пути и радость, и трудности, при этом не утратившего народной смекалки и доброты, желания помочь ближнему. Тексты П. Бажова, предложили ясные и доступные сознанию широкого читателя образы, которые возбуждали национальную гордость и способствовали формированию региональной идентичности. Писатель, создав авторский эпос Среднего Урала, структурировал особенности места и времени, определил основные параметры истории и праистории, обнаружил господствующие мужские и женские типы, предоставил слово простому человеку-жителю края. Павел Бажов, всю жизнь проживший на этой земле, создал классический образ Урала, ставший широко известным и определивший восприятие региона как не живущими здесь людьми, так и жителями Урала; определил представление уральских жителей о себе и своем месте в мире. Бажов и его сказы, а также все предметы и объекты, созданные по мотивам его произведений, стали логотипом, брендом Урала.

Заключение

Все исследуемые предметы и объекты можно разделить на несколько групп: топонимы и собственные наименования, иллюстрации к произведениям П.П.Бажова, карманные календари, почтовые марки, почтовые открытки, спичечные коробки, нагрудные значки, малые скульптурные и архитектурные формы. Полученные данные показывают, что мемориализация Бажова и его произведений стала возможна, только потому, что образы, созданные Павлом Петровичем, получили признание и стали узнаваемы не только жителями Урала, но и других регионов. Проведение многочисленных праздников, конкурсов, фестивалей доказывает, что в оценке творчества Бажова совпали оценки не только литературоведов, критиков, представителей власти, но и простых читателей. Свое исследование я обобщила в таблицах и диаграммах, которые показывают частоту использование образов сказов в различных предметах и объектах. Систематизируя и анализируя полученную информацию, мне удалось составить своеобразный рейтинг частотности использования образов из сказов Павла Петровича Бажова в изделиях декоративно прикладного творчества. Первые три позиции занимает Хозяйка Медной горы и Каменный цветок. Подводя итог моему исследованию, я пришла к выводу, что творчество Павла Петровича Бажова во многом определило образ Урала, сделало его узнаваемым не только для уральцев, но и для жителей других регионов.

Продуктом моего исследования стала экскурсия по экспонатам школьного музея «Уральский сказочник».

Мне удалось доказать гипотезу, что на основе сказов Павла Петровича Бажова были созданы многочисленные и разнообразные изделия художественного промысла и декоративно-прикладного творчества, архитектурные объекты, которые в свою очередь сформировали узнаваемый образ Урала.

Список используемой литературы и источников

1.Анфиногенов А. А. Павел Петрович Бажов: Творчество и крит. литература: Краткий библиогр. указатель / Сост. А. Анфиногенов; Гос. публ. б-ка им. В. Г. Белинского. — Свердловск: 5-я тип. треста «Полиграфкнига», 1948. — 31 с.

2. Бажовская энциклопедия / / ред.сост. В. В. Блажес, М. А. Литовская ; Инт истории и археологии УрО РАН, Урал. гос. унт, Объед. музей писателей Урала. — Екатеринбург : Сократ ; Изд- во Урал. унта, 2007. — 639, [1] с. : портр., ил., 12 л. цв. ил.

3. Блажес В. Последняя книга П. П. Бажова : [«Уральские были» (Свердловск, 1951)] // Литература Урала : история и современность. — Екатеринбург, 2006. — С. 297–300

4.Загарова Н.А. "Бржезицкая рассказывает..." - интервью. Подольск. 2001 г. стр. 19; Архив КНИВГ (коллекция Нины и Вадима Гинзбург), г. Москва (г. Москва, работа опубликована в ил. части книги под № 21); Личный архив А.Д. Бржезицкой; собрание З.В. Комиссаровой.

5. Захарова О.В. Сысертский фарфоровый завод: традиции и современность, воплощаемые уральскими мастерами//Современные проблемы сервиса и туризма.- с 111-120  2015 –с 236

6. Коновалова Н.М. Фарфор Первомайского завода в контексте развития отечественной промышленности дис. канд. наук. — М.— 2022.

7.Литовская М.А. Гений места П.П. Бажов: история увековечивания // Дом-музей писателя: история и современность: сб. научных статей по материалам Международной научной конференции. Москва. 1–3 апреля 2011 г. / под общей ред. В.П. Викуловой. М., 2011. С. 107–116.

8. М. А. Литовская, Е. К. Созина, Е. Е. Приказчикова [и др.] П. П. Бажов в меняющемся мире : монография /; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2022. — 261 с. — ISBN 978-5-7996-3494-0. — Текст: электронный // Электронный научный архив УрФУ. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/116140.

9.Павел Петрович Бажов: библиографический указатель (1913—2010) / Сост. В. В. Горева, Н. В. Кузнецова. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2011. — 606 с.

10.Погорелов С. Т. Социокультурные истоки творчества П. П. Бажова // П. П. Бажов: история и современность. — Екатеринбург, 2004. — С. 3–6. 212.

11.Погорелова Н. А. Творчество П. П. Бажова в развитии целостной естественнонаучной картины мира // Там же. — с.7-9. Литература о жизни и творчестве П.П. Бажова. Память о писателе.

12.Подкорытова Н. Павел Бажов: жизнь после жизни // ОГ. — 2004. — 5 марта. — С. 8: ил. О презентации книги «Неизвестный Бажов» в г. Полевском. 3214. Полевичек Е. Обзор личного фонда П. П. Бажова

7.Пермяк Е.А. Долговекий мастер: О жизни и творчестве Павла Бажова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Москва: Дет. лит., 1978. — 207

13.Слобожанинова Л. М. Сказы — старины заветы: очерк жизни и творчества Павла Петровича Бажова (1879—1950). — Екатеринбург: Пакрус, 2000. — 150 с. — (Урал. XX век).

14.Харитонова Е. В. Русская ментальность и ее репрезентация в художественном мире П. П. Бажова: (к постановке проблемы) // Дергачевские чтения — 2002 : рус. лит. : нац. развитие и регион. особенности. — Екатеринбург, 2004. — С. 358–360.

15.Харитонова Е. В. Уральская литература в системе среднего профессионального образования: (анализ произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка и П. П. Бажова) // Анализ литературного произведения в системе филологического образования: профильные классы, колледжи. — Екатеринбург, 2004. — С. 88–96.

16.Харитонова Е. В. Сказочный мир П. П. Бажова: обще нац. и регион. специфика // Культура провинции. — Курган, 2005. — С. 110–112

17.Шабалина Н.М. Фарфоровое производство на Южном Урале второй половины ХХ века. К вопросу истории развития керамического производства в Челябинске и его округе // Исторические чтения: мат-лы научной конференции «Культура Челябинска» С. 68—72. 2010

Интернет ресурсы

Богдановичский завод https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&opi=89978449&url=https://www.monetnik.ru/obuchenie/brand/bogdanovichskij-farfor-bfz/

Дулёвский фарфоровый завод https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&opi=89978449&url=http://dfz.ru/

Кунгурский завод художественных изделий https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&opi=89978449&url=http://archive.perm.ru/projects/weeklyphoto/kungurskiy-factory-of-artistic-products/

Сысертский фарфоровый завод https://yacollectioner.ru/sysertskij-farfor

Приложение №1

Иллюстрация №1

Гора Бажова, Охотское море, Курильские острова, остров Онекотан

 

Иллюстрация №2

Фонтан «Каменный цветок» ВДНХ в г. Москва. 1954 год. Архитектор К.Т. Топуридзе, скульптор П.И. Добрынин

 

Иллюстрация №3

Фонтан был спроектирован в 1953 году в скульптурной фабрике № 1 производственного художественного фонда СССР. Авторы: архитектор Гинслинг и конструктор Ерохин.

 

Иллюстрация №4

г. Екатеринбург

Фонтан "Каменный цветок" установлен на площади труда (бывшая Соборная площадь) в Екатеринбурге в 1950 году по проекту архитектора П.Д. Деминцева.

 

Иллюстрация №5

Нижний-Тагил, автор В. Горохов1950 год.

 

Иллюстрация№6

г. Великие Луки, 1960 год

автор А. Логинов

 

Иллюстрация №7

г. Туапсе, фонтан

«Каменный цветок»,1958год. Реставрирован в 2008 году.

 

Иллюстрация №8

Грузия, парк Кобулети, 1969 год.

Фонтан "Каменный цветок"

 

Иллюстрация №9

г. Североуральск,

фонтан «Каменный цветок»

 

Иллюстрация №10

Ставропольский край

г. Георгиевск.

Фонтан «Каменный цветок»,

2019г

скульптор В. Фильшин.

Первый фонтан «Каменный цветок» был установлен 1956 году, автор И. Ф. Шаховская. Фонтан получился настолько удачным, что было сделано с него ещё две копии для Пятигорска и Железноводска

 

Иллюстрация №11

г. Каменск-Уральский

«Каменный цветок» ,1969г

 

Иллюстрация №12

Конфеты «Серебряное копытце»

 

Иллюстрация №13

«Уральские сказы» набор шоколада фирма «Конфи»

 

Иллюстрация №14

Металлический поднос художественная лаковая роспись, Нижний Тагил

 

Иллюстрация №15

Сувенирная тарелка «Урал» «Сима-ленд»

 

Иллюстрация №16

1994 год, серебряная монета банка России номиналом - 2 рубля с изображением портрета П.П. Бажова, персонажей сказов Бажова: Серебряное Копытце, Хозяйка Медной Горы, ящерка, гуси.

 

Иллюстрация №17

 
   

Кадр из фильма «Каменный цветок»

Логотип волейбольного клуба «Уралочка»

Иллюстрация №18

«Хозяйка медной горы», автор А.Бржезицкая

 

Иллюстрация №19

«Дар хозяйки Медной горы»,

автор П. Кожин, 1952 год

 

Иллюстрация №20

"Каменный цветок", автор П.Кожин

 

Иллюстрация №21

«Приказчиковы подошвы», автор П. Кожин,

 

Иллюстрация №22

«Танюша с зеркальцем» или «Маленькая хозяйка»,

автор О. Богданова

 

Иллюстрация №23

«Малахитница»,

автор О.Богданова

 

Иллюстрация №24

«Хозяйка медной горы»,

автор Л.Н.Шушканова

 

Иллюстрация №25

«Данила-мастер»

скульптор В. В. Воронцов, обливная керамика Гжели, 1950-е

 

Иллюстрация №26

«Хозяйка медной горы», 1960 г.
автор С.Синявская
Сысертский фарфоровый завод

 

Иллюстрация №27

«Данила - мастер за работой»,

автор С.Синявская

 

Иллюстрация №29

"Серебряное копытце" 1960-1977 гг.

Автор Малышева Н. А

 

Иллюстрация №28

«Даренка с Муренкой»,

автор С. Синявская

 

Иллюстрация №30

«Огневушка -поскакушка",

автор С.Синявская Сысерть. 1968г

 

Иллюстрация № 31

«Огневушка-поскакушка» парфюмерная баночка

автор формы Ширыкалов Н.Н., роспись Волковой З.И., 1984

 

Иллюстрация №32

Змейка-символ Богдановичского фарфорового завода

 

Иллюстрация №33

«Отцовское подаренье»

 

Иллюстрация № 34

«Хозяйка Медной горы»,

Кунгур

 

Приложение №2

Количественные значения

Приложение №3

Взаимосвязь произведений с узнаваемыми предметами, носящими имена из сказов Бажова.

Приложение №4

Результаты анкетирования «Как вы можете объяснить, почему ящерица стала логотипом для волейбольной команды?» С таким вопросом я обратилась к школьной волейбольной команде.

Ответы:

1. Ящерица напоминает, что команда с Урала- 55%

2. Ящерица- быстрая, неуловимая, у нее молниеносная реакция-45%

Просмотров работы: 42